Северная осетия история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Северная Осетия — Алания — республика, находящаяся в составе Российской Федерации. Официально она именуется так: Северная Осетия-Алания. В последнее время местные жители задумываются о том, чтобы оставить только второй вариант. Подробнее о том, как и почему появилось двойное название, расскажем в статье.

Современное название

Что касается языкового родства, то два народа объединяет лишь один факт — оба языка входят в список западнославянских. Хотя сведений об особенностях аланского народа довольно мало.


История Осетии уходит своими корнями в древность. Современные территории Северной и Южной Осетии населяют осетины, являющиеся потомками древних народов аланов, скифов и сарматов, которые пришли на эти земли, гонимые полчищами монголов. Республики Осетии прошли тяжелый и сложный путь становления и развития, сохранив свой язык, самобытность, уникальную культуру.

история осетии новая

Кобанская культура

История Осетии тесно связана с историей народов Кавказа и Европы. Во II-I веках до н. э. в переходный период от бронзового к железному веку сложилась кобанская культура, после которой остались многочисленные памятники. Яркими представителями культуры эпохи энеолита являются могильники, первоначально размытые рекой, протекающей недалеко от селения Кобан.

В них содержались бронзовые украшения, изделия домашнего обихода, которые ранее не встречались в этих местах. Они сегодня находятся во многих знаменитых музеях мира. Проведенные раскопки представили миру большое количество бронзовых изделий, орудий труда, глиняной посуды, а так же фигурки домашних животных. В советский период и настоящее время написаны интересные книги по истории Осетии, где детально исследуется кобанская культура.

На основании находок археологи установили, что в предгорьях и горах Северного Кавказа, проживали многочисленные племена, занимающиеся земледелием, скотоводством. Мастера производили глиняную посуду, занимались ткачеством, выплавляли из меди и олова бронзу.

история южной осетии

Аланы во времена гуннского нашествия

В I веке произошло нашествие гуннов, которые, потерпев поражение от китайцев, двинулись на запад, сметая на своем пути целые народы и страны. В начале II века они подошли к Волге, где начинались земли аланов. Здесь им пришлось задержаться почти на два века, так как аланы оказались храбрыми воинами. Будучи, как и гунны, кочевниками, они оказали отчаянное сопротивление. Часть их конницы была тяжеловооруженной. Кони имели броню, что говорит о том, что в их государстве были развиты ремесла.

После двухвекового противостояния, в начале IV века аланы были разгромлены. Часть их, не захотевшая подчиниться гуннам, была вытеснена в предгорья Северного Кавказа, а другая часть, гонимая завоевателями, двинулась дальше на запад. Поэтому потомков аланов можно встретить во многих странах Европы.

история осетии книги

Появление аланов на Северном Кавказе

История Осетии говорит о том, что заселение аланами территорий Северного Кавказа произошло после нашествия гуннов. Первоначально были заселены предгорные районы до реки Кубани. Под натиском гуннов аланы продвигались выше в горы. После этого начался важный период в развитии и становлении аланской народности – переход от кочевого образа жизни к оседлому. Во многом это связано и с народами, проживающими по соседству с аланами.

В VI-VII веках происходит возникновение двух протогосударств аланов. Восточное - с центром, расположенным в верхней части реки Кубань, западное - с центром в Дарьяле. В начале X века произошло объединение в единое государство Алания. Это было раннефеодальное объединение. Своего расцвета Алания достигла в XI веке, в период царствования Дургулея Великого. Этот правитель сделал многое для народов Кавказа и Ближнего Востока.

краткая история осетии

Монголо-татарское нашествие

Судьбоносную роль в XIII веке сыграло монгольское нашествие, нанесшее непоправимый ущерб государству Алания. Это вызвало большой отток аланов в Византию и Венгрию. Тяжелым ударом был поход правнука Чингисхана Менгу-Тимура, который славился своей неимоверной жестокостью. Невосполнимой потерей были равнинные земли, где находились сельскохозяйственные угодья, пастбища, города и селения, в которых были развиты ремесла. Они были превращены в пустыню.

Покорить горных аланов монголо-татарам не удалось. Хотя после длительной осады пал город Дедяков, местоположение которого точно не известно, но предположительно это Верхнеджуладское городище, находящееся на левом берегу Терека. Долгие годы аланы, ушедшие высоко в горы, жили в изоляции. С одной стороны это повлияло на развитие, но большим плюсом стало сохранение языка, традиций, обычаев этого народа. Начинался важный этап жизни алан, которые стали горным народом.

история древней осетии

История Осетии периода XV-XVII веков

Потеря равнинных земель, которые были освоены адыгами-кабардинцами, сделали жизнь аланов суровее. Им пришлось адаптироваться к непривычным для них условиям. Горное земледелие не позволяло собирать достаточные урожаи, поэтому основной упор был сделан на скотоводство, различные ремесла. Изделия и избытки продуктов реализовывались через заезжих купцов. Конечно, небольшое горное государство не играло значительной роли в международных отношениях, Но в региональных отношениях с соседними государствами аланы (осетины) выступали на равных.

осетия история происхождения

Горная Осетия

Осетия расположилась в центре Кавказа, по обе стороны Главного Кавказского хребта, сохранив за собой ущелья и небольшие горные долины. Закавказская часть страны располагалась в долине реки Куры, несущей свои воды в Каспийское море, и Риона, впадающего в Черное море. Хребты гор разделяют территорию Осетии на многочисленные ущелья, в которых находились селения.

Связь между ними существовала в виде троп и небольших дорог, проходящих через перевалы. Они покрывали всю Осетию и соединяли селения. Кроме этого, через страну проходили две важнейшие дороги, имеющие международное значение – это Дарьяльская и Мамисонская. Контроль над стратегическими дорогами позволял стать Осетии более значимым государством, а взимаемая пошлина за проезд по ним приносила в казну немалые доходы.

Общественно-политическое устройство

История Осетии, в кратком изложении периода XV-XVII веков, составлена из обрывочных сведений, большая часть ее малоизучена. Спецификой проживания осетин был природный горный рельеф, который наложил отпечаток на общественные отношения. В ущельях, небольших горных долинах, окруженных невысокими перевалами, проживали общины людей, разделенные друг от друга горами и реками.

Дороги и тропы через горные перевалы служили связующим звеном между общинами. Всего их было 11. История Осетии и культура страны этого времени отражены в архитектурных памятниках, дошедших до наших дней.

Одни общины, имея более выгодные природные условия и достаточное количество пахотных земель, находились на более высоком уровне развития. Различались они хозяйственной и общественной жизнью. Но несмотря на это, между обществами существовало традиционное осетинское единство, которое давало основание соседям воспринимать Осетию как единую страну. В то время Осетия представляла собой нечто напоминающее конфедерацию общин (областей), которые были самоуправляющимися.

история осетии

Происхождение названия Осетия

Осетия в XVIII веке

Этот период наиболее важный в жизни страны. В это время завершилось формирование предпосылок, которые позволили провести важнейшие политические и экономические преобразования. В первой половине XVIII века свершившиеся перемены позволили консолидировать общество, в котором выдвинулся политический лидер Зураб Магкаев.

Памятники истории и культуры Осетии этого периода сохранились до нашего времени и позволяют констатировать экономический и культурный подъем. Возрождение Осетии было сопряжено с определенными трудностями, касающимися целостности страны. Южные районы Осетии представляли собой объект постоянной экспансии грузинских феодалов. Земли северной части страны подвергались набегам кабардинцев, северо-восток страдал от вооруженных нападений ингушей.

В это время произошло сближение Осетии и России. Этому способствовал ряд политических и экономических причин. Осетинам для дальнейшего развития были необходимы равнинные земли, полученные благодаря России, которая была заинтересована в стратегических перевалах для дальнейшего продвижения на Кавказ.

Россия и Осетия в течение XIX века

Вплоть до 1830 года Осетия условно считалась территорией России, фактически продолжая самостоятельно развиваться. В 1842 году была создана Тифлисская губерния, в состав которой был включен Осетинский уезд. Для контроля над Дарьяльским перевалом и дорогой была заложена военная крепость Владикавказ, которая расположилась возле селения Дзæуджыхъæу.

Осетия вошла в состав Российской империи. Этот период связан с подъемом ее экономики, выходом на уровень передового региона Кавказа. Следует отметить, что экономический подъем привел к изменению социальной структуры общества, появился рабочий класс и буржуазия.

Здесь присутствовали многие факторы, например, участие Турции, которая не могла смириться с крещением осетин и переходом их в православную веру, и как следствие, теряла влияние на этот регион. На это время приходится культурный расцвет Осетии.

осетия история культура

В составе СССР

Именно в этот период истории Северная Осетия была разделена с Южной. Претензии грузинских князей на южную часть Осетии, отвергнутые в 1830 году сенатом России, были удовлетворены, как ни странно, почти сто лет спустя в 1922 году, когда южная часть Осетии отошла к Грузинской советской социалистической республике на правах автономной области. Северная часть вошла в состав РСФСР в качестве автономной области, а в 1936 году была реорганизована в автономную республику.

История Северной Осетии в тот момент мало чем отличалась от Южной Осетии. Живя в одной стране, осетины не ощущали особого национального дискомфорта, но после распада СССР жители Южной Осетии оказались отрезанными от своих собратьев, проживавших в России.

Грузино-осетинский конфликт

История Южной Осетии этого периода трагична. В связи с выходом Грузии из состава СССР, Южно-Осетинская автономная область, входящая в состав этой страны, также решила воспользоваться своим правом на самоопределение и стать независимой страной. Но в Грузии на волне национализма была отменена осетинская автономия, в связи с этим осетины юридически лишаются права на отделение. Это положило начало осетино-грузинскому конфликту. Противостояние длилось три года.

В результате нападения войск Грузии на Южную Осетию и отряды российских миротворцев, находящихся на ее территории, в августе 2008 года произошло военное столкновение, которое закончилось поражением Грузии. На сегодня бывшая автономная область является государством Южная Осетия, независимость которой была признана тремя странами: Россией, Никарагуа, Венесуэлой, а также частично признанной Абхазией, Приднестровьем и Нагорным Карабахом, которые считаются не признанными республиками.

История Северной Осетии: трагические страницы и периоды национального возрождения

История освоения нынешней территории Северной Осетии насчитывает многие тысячелетия. Ее древнейшие поселения сегодня причисляются ни много ни мало к сокровищам мировой культуры. Из бронзовых культур Кавказа наиболее яркой специалисты считают уникальную кобанскую культуру, чье наследие впервые обнаружено археологами именно в Осетии, близ села Кобан, в конце 60-х годов XIX столетия и в настоящее время уже считается выдающимся явлением европейской цивилизации.

Рождение Аланского государства

История Древней Осетии в первом тысячелетии до нашей эры была связана преимущественно с освоением территории скифами и чуть позже сарматами. Часть кочевых племен переходят к оседлому существованию, начинает заниматься земледелием. А на рубеже эпох из сарматских племен выделились непосредственные предки современных осетин – аланы. Уже в первом веке до нашей эры появляются первые аланские города.

В эпоху, называемую Великим переселением народов, аланы сильно пострадали от нашествия гуннов и были вынуждены мигрировать в труднодоступные регионы Кавказских гор. Постепенное возрождение Алании началось в шестом веке нашей эры. К девятому же столетию было сформировано достаточно сильное и обладающее международным авторитетом Аланское государство.

Средневековая Алания

С Х века в Алании утверждается и государственная религия –православие. Начинается массовая христианизация населения и создание новой епархии, относящейся к Константинопольской патриархии.

Но благополучный период истории Аланского государства не был продолжительным: уже к ХII веку наступает время феодальной раздробленности. А XIII и XIV столетия стали в истории Алании трагическими. Монголо-татарское нашествие, против которого не смогли объединиться и восстать сообща находившиеся в состоянии вражды отдельные княжества, окончательно уничтожило некогда богатое государство. Многочисленные жертвы, разрушенные города, крах привычного уклада – трагедия Алании хранится в народной памяти, об этом свидетельствуют и произведения осетинского фольклора.

Выход из кризиса: присоединение к России

С XV по XVIII века Осетия, в сущности, вела борьбу за выживание. Стесненные горные условия не давали хоть сколько-нибудь оптимистических перспектив для развития сельского хозяйства, в то время как перед страной со всей серьезностью вставал вопрос перенаселения. К середине XVIII столетия кризис достиг своего апогея. Осетинские князья могли решить проблему выхода на Северокавказскую равнину, приняв решение стать вассалами кабардинской или грузинской знати. Но такой вариант лишал Осетию суверенитета и не давал при этом достаточных гарантий стабильности – политической и экономической.

Намного логичнее было воспользоваться выгодным местоположением в самом центре Кавказа и установить дипломатические отношения с Россией. Именно такое решение и было принято осетинскими сообществами, чьи представители обратились в 1743 году к императрице Елизавете с просьбой о покровительстве. Через несколько лет было получено принципиальное согласие на вхождение Осетии в состав Российской империи. Официально же присоединение было оформлено уже в правление Екатерины II в 1774 году.

XIX век для Осетии период расцвета. Массовое переселение на равнину, крестьянская реформа, расширение внешних связей – все это стало благоприятной почвой для национального возрождения. Множество осетин несли службу в российской армии, а основанный еще в 1784 году Владикавказ стал первой отечественной крепостью кавказского региона.

Двадцатые века в истории осетинского народа

Годы революции и Гражданской войны – еще одна трагическая страница истории Северной Осетии. Многие осетины воевали на стороне Белого движения, сама республика долго находилась под властью деникинцев. Тем не менее в 1920 году на Кавказе установлена Советская власть, а Северная Осетия включена в Горскую АССР, просуществовавшую до 1924 года. Затем создана Северо-Осетинская автономная область, преобразованная в 1936 году в Северо-Осетинскую АССР.

Послевоенные годы – время экономического и культурного роста для республики. Развитие промышленности, строительство больниц и образовательных учреждений, значительное увеличение количества театров и библиотек – все свидетельствовало о расцвете Осетии.

Начало 90-х годов прошлого века для Осетии, как и для всей страны, – старт нового исторического периода: произошли серьезные политические и экономические изменения. А в 1994 году республика получила новое название. Так началась история Северной Осетии – Алании.

В новейшей истории РСО-Алания тоже немало трагических эпизодов. Осетино-ингушский конфликт, крупные террористические акты, самым страшным из которых стал захват школы в Беслане, унесли много человеческих жизней. Но сегодня республика вновь возрождается: развивается промышленность, возрастает значение национальной культуры, реализуются грандиозные инвестиционные проекты.

Авторы: М. Н. Петрушина (Природа: физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), З. Х. Царикаева (Албегова), Н. И. Гиджрати (Исторический очерк: археология и история до 17 в.); А. А. Цуциев, С. А. Хубулова (Исторический очерк), А. Н. Прокинова (Здравоохранение), Д. В. Белецкий (Архитектура и изобразительное искусство с 11 в.), З. Х. Царикаева (Албегова) (Архитектура и изобразительное искусство до 14 в.) /2015/. М. Н. Петрушина (природа: физико-географический очерк), М. Д. Горячко (население, хозяйство), Ю. Б. Коряков (этничность), З. Х. Царикаева (Албегова), Н. И. Гиджрати (исторический очерк: археология и история до 17 в.); А. А. Цуциев, С. А. Хубулова (исторический очерк), А. Н. Прокинова (здравоохранение), В. В. Селевёрстов (средства массовой информации), Д. В. Белецкий (архитектура и изобразительное искусство с 11 в.), З. Х. Царикаева (Албегова) (архитектура и изобразительное искусство до 14 в.) /2018/. Актуализация: редакция БРЭ /2020/ Авторы: М. Н. Петрушина (Природа: физико-географический очерк), М. Д. Горячко (Население, Хозяйство), З. Х. Царикаева (Албегова), Н. И. Гиджрати (Исторический очерк: археология и история до 17 в.); А. А. Цуциев; >>


Осетины

Осетины - народ, проживающий на Кавказе в основном в Южной и Северной Осетии, а также в Турции и Грузии. Всего в мире насчитывается около 700 тысяч, подавляющее большинство в Российской Федерации - 528 тысяч человек.

Осетины - национальный состав

Среди осетин выделяются несколько субэтносов:

Вплоть до XIX века осетины не имели единого названия. Восточные представители этого народа называли себя иронцами, южные – туальцами, западные – дигорцами, а северные – кударцами, хотя в то же время в Южной Осетии кударцами называли только выходцев из Кударского ущелья.


Происхождение осетинского народа

Если судить по языку и мифологии, предками осетин стали кавказские племена, объединившиеся с древними аланами.

Однако более правильной считается теория иранского происхождения осетин, которую впервые выдвинул польский учёный Ян Потоцкий, а позднее подтвердили русские учёные. Согласно этой теории, осетины являются потомками иранского племени, которое в древности называли сарматами, а в Средние века – аланами.

Где живут осетины

Осетины проживают в основном на Кавказе и в других регионах России, а также в США, Турции, Грузии, Канаде, Франции и Австралии.

Самая большая осетинская диаспора находится в Турции.

Согласно последней всероссийской переписи населения, в республике Северная Осетия (Алания) проживает 445 300 осетин, в Москве их насчитывается около 10 тысяч, в Кабардино-Балкарии 9800 человек, в Московской области – 2400.

Язык осетин

Осетинский язык, хоть и относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков, сильно отличается от иранского языка. Скорее всего, этот язык напрямую происходит от вымершего языка скифов и сарматов, которые взаимодействовали с аланами в древности.

Начиная с VIII века до нашей эры иранский язык получил распространение на обширной территории. Его разновидностями пользовались жители Персии, Кавказа, Центральной Азии и Восточной Европы. Из них только осетинская разновидность дошла до наших дней. Ближайшим родственником осетинского языка считается ягнобский язык, которым пользуются в Таджикистане.

О древнем происхождении осетинского языка свидетельствуют недавно найденные книги, написанные на древнем осетинском. В зависимости от этнической группы этот язык видоизменялся и обогащался диалектами.

По своему грамматическому строю он со временем стал похож на другие кавказские языки. Особенно это проявляется в фонетическом и лексическом разборе. Однако схожесть с иранскими языковыми семьями у осетинского языка прослеживается и сегодня. Первый осетинский алфавит на основе латинского письма был создан в 1920 году.


Осетины - история народа

В далёком прошлом иранские племена заселяли Дунай и Восточную Прибалтику, а страна, в которой они проживали, именовалась Скифией – по названию доминирующего там народа. Но потом на этой территории возобладали сарматы, и она стала называться Сарматией, писал во II веке до нашей эры Птолемей. Сарматия граничили с Хазарским каганатом, которое воспринимало аланов как серьёзную угрозу, чем пользовалась Византия, стараясь ещё больше их рассорить.

Хазары были разгромлены Киевской Русью и половцами. Половцы неплохо уживались с аланами, но в XIII веке обоим этим народам не поздоровилось от татаро-монголов. Монголы подчинили себе часть Алании, и она перестала существовать как единая страна.

Уцелевшие в горах осетины смешались с другими племенами и не только усвоили элементы других культур, но и начали обособляться в этнические группы, которые всё больше и больше отличались одна от другой.

В 1750 году Осетия начала переговоры с Российской империей о присоединении. Императрица Елизавета Петровна передала народу Осетии бассейны Ардона, Фиагдона и Терека, а также центральные равнины Северного Кавказа. Эти земли были объявлены вольными и автономными. Переселившиеся туда осетины стали считать эти территории своими, а российская власть их поддержала.

В 1774 году Осетия вошла в состав России, что полностью отвечало интересам осетин, ведь Россия взялась обеспечивать их безопасность, способствовала их переселению на равнины и этническому самоопределению.

Осетины - религия

До X века осетины оставались язычниками, а потом под влиянием миссионеров начали переходить в христианство. В XIII веке большинство населения Алании под влиянием миссионеров из Грузии исповедовали христианство. В XVIII веке Западную Осетию захватил черкесы и пытались навязать осетинам ислам, но без особого успеха.

Вхождение Осетии в состав Российской империи укрепило осетин в их преданности христианству. Однако русских миссионеров осетины не жаловали, поскольку болезненно воспринимали все попытки извне влиять на своё вероисповедание.

Сегодня в Осетии исповедуется Восточное православие в сочетании с древними кавказскими обычаями.

Для осетина гость всегда был посланником Бога, и принимать гостей необходимо было по определённому ритуалу.

Гость не мог поздороваться и слезть с коня, пока его не встретит хозяин дома. Гость должен был заходить в дом только с правой ноги, чтобы хозяину сопутствовала удача. Хозяин с домочадцами обязаны были прислуживать гостю, хорошо накормить его и преподнести ему почётный бокал. Гость в свою очередь не должен был злоупотреблять гостеприимством и уметь вовремя откланяться.

У осетинского застолья тоже есть свод правил. Например, запрет на сквернословие, специальная рассадка участников (опоздавший усаживается в конце стола, после всех остальных), определённая одежда. Выпивать во время осетинского застолья можно только после тоста и так, чтобы не допустить сильного опьянения.

Осетинские свадьбы длятся по нескольку дней. В старину невесту нередко крали, чтобы не платить за неё выкуп. До наших дней сохранился обычай тайного визита, который жених вместе со своими самыми близкими друзьями должен нанести невесте накануне бракосочетания, чтобы подарить ей обручальное кольцо.

Ещё одна красивая свадебная традиция осетин – это обряд снятия с невесты фаты на второй день свадьбы. Это делают специальным флажком, который потом хранится в доме новобрачных.

Погребальные обряды осетин не менее интересны. Известно, что XVIII-XIX веках все родственники умершего, которые приходили с ним проститься, становились на колени и двигались к гробу таким образом. Кроме того, они громко оплакивали усопшего: женщины рвали на себе волосы, а мужчины били себя плетью по голове.

У осетин также было принято проводить во время похорон состязания, а в качестве призов раздавать победителям ценные вещи скончавшегося.


Культура осетин

Как и другие кавказские народы, осетины стараются жить в единении с природой, а их сказания, мифы и песни несут отголоски многовековой истории борьбы за национальное самоопределение.

В частности, нападение Золотой орды на Осетию породило много осетинских народных трагических песен.

Праздники осетин

Среди осетинских праздников немало таких, которые сохранились с языческих времён и посвящены дзуарам – небожителям из мифологии, народной религии и нартского эпоса, а также воссоздают древние магические обряды.

В первую неделю Нового года осетины также воздают почести покровителю жилища.

В старину они приносили ему в жертву козлёнка или барана, а в наши дни режут курицу или петуха. Этим мясом не принято угощать посторонних людей.

Пасху осетины тоже отмечают по-своему. Для них это ещё и день поминовения усопших, поэтому они начинали праздновать Пасху с того, что шли в семьи, где недавно кто-нибудь скончался, чтобы поддержать безутешных родственников покойного.

Кроме того, на Пасху осетины устраивали пир на всё село, а детям к этому празднику обязательно шили какую-нибудь обновку.

В первое воскресенье после Пасхи осетины отмечают Балдаран – праздник начала оплодотворения природы. В этот день женщинам не разрешается сидеть ни на земле, ни на камнях во избежание зачатия, и никто не должен спать днём, чтобы потом весь год не провести в полудремотном состоянии.

Через три недели после Пасхи у осетин наступает Таранджелоз – это праздник, во время которого люди просят благодати у божества плодородия (Таранджелоза), чьё святилище находится в Трусовском ущелье.

Перед пахотой в каждом селе осетины приносили в жертву купленного на общие деньги барана и просили древнее божество Никколу хорошей погоды для обильного урожая.

На праздник Реком паломники со всей Осетии отправлялись в одноимённое святилище, ведя на верёвке жертвенных животных, чтобы поклониться самому суровому осетинскому дзуару. Там молодёжь устраивала всевозможные состязания, а потом совершались общее застолье и ритуальные шествия.

Через 30 дней после Пасхи осетины празднуют день приношения домой трав. В этот день в осетинских домах пекут пироги с начинкой из листьев свёклы, а по углам жилища раскидывают принесённые с полей травы и цветы.

Праздник Уацилла, отмечаемый в июне, посвящён покровителю хлебных злаков, которого осетины также называют Богом-громовержцем. Это самое почитаемое божество в языческом пантеоне осетин, и поэтому у него много святилищ, а главное находится в Даргавсе.

Каждая осетинская семья несла к этому святилище подношение, но никто не мог входить внутрь, поскольку Уацилла слишком гневливый бог и мог ослепить человека, который посмел бы его побеспокоить.

На праздник Уацилла возле святилища Бога-громовержца оставляли чашу с пивом. Если за год пива не убавлялось, осетины верили, что следующий год будет урожайным.

Ещё один всенародный осетинский праздник посвящён Святой Роще Хетага. Во второе воскресенье июля в эту рощу на массовые гуляния приезжают со всей Осетии, чтобы забить быка, телёнка или барана.

На Кахцганан во второе воскресенье июля каждому новорождённому осетинскому мальчику справляют кахц (так называется чаша для подарков, с которой его мать обходит родственников). В старину, если кто-то из родственников ничего не дарил мальчику, то, когда подрастёт, он имел право угнать у них коня или жеребёнка.

Праздник Атынаг знаменует границу между летом и осенью. До него осетины не смели дотрагиваться до косы, а после начинали запасать сено на зиму. Если в семье подрос сын и на Атынаг его вместе со всеми посылали на сенокос, то это означало для него начало взрослой жизни.

В праздник Мады Майрам (Матери Марии) бездетные женщины шли в её святилище, чтобы попросить потомства.

В ночь Фалвары осетины молились за свой скот. В день Мыкалгабырта прославляли божество плодородия. После сбора урожая они также целую неделю праздновали Джеоргуыбу в честь дзуара, который считался покровителем мужчин, путников и обездоленных.

За неделю до Нового года осетины отмечают Цыппурс, праздник духовного очищения, и после захода солнца жгут костры (у кого самый яркий – тому уготовано больше счастья). По осетинским поверьям этот праздник знаменует поворот солнца на лето и сулит новые надежды.


Жилище осетин

Пригодность земли для постройки жилья осетины издавна проверяли так: на предполагаемом месте строительства зарывали кувшин с молоком, а через месяц выкапывали. Если молоко успевало забродить, то место считалось удачным, если же нет – искали другое место для нового дома. А чтобы злые духи покинули это место, там разжигали костер.

В горах осетины, как правило, строили каменные дома с плоскими крышами. На юге – из камней и дерева с четырёхскатными крышами из дранки. Нередко осетинские дома на равнинах были сплетены из хвороста и обмазаны изнутри и снаружи глиной, а сверху покрыты соломенной двускатной крышей.

Внешность осетин

Осетины обычно стройны, физически развиты и подтянуты, зачастую имеют карие глаза. Мужчины часто носит бороду и усы.

Внешне они схожи с другими кавказцами, но в то же время отличаются от других горцев. Цвет кожи у них в основном темный, загорелый. Они имеют широкий лоб с развитыми надбровными дугами. У северных осетин нос обычно прямой и довольно большой. Часто встречаются голубоглазые представители этого народа. Осетинские женщины считаются очень красивыми, поэтому в древности их иногда умыкали в Аравию, чтобы произвести от них красивое потомство.

Известные осетины

Генерал-полковник, дважды Герой СССР Хаджиумар Мамсумов, известный также как полковник Ксанти.

Дважды Герой СССР генерал Исса Плиев.

Поэт Коста Хетагуров, писатели Георгий Черчесов и Даба Мамсуров, режиссёр Евгений Вахтангов, дирижёры Валерий Георгиев и Вероника Дударова, актёры Вадим Бероев и Егор Бероев, учёный-иранист Васо Абаев.

Осетины преуспели в спортивной борьбе. Среди самых известных спортсменов чемпион Олимпийских игр по греко-римской борьбе Хасан Бароев, победитель Олимпийских игр в Сиднее и чемпиона мира по вольной борьбе Давид Мусульбес.

Также Осетию прославили победитель Олимпийских игр и чемпион мира по вольной борьбе 2016 года Сослан Рамонов, серебряный призер Олимпийских игр 2000, трехкратный олимпийский чемпион Артур Таймазов.

Читайте также: