Создание наследственного феодального землевладения кратко
Обновлено: 07.07.2024
Основными видами землевладения были наследственная вотчина и условное поместье.
Вотчина - безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчинное землевладение пошло от резолюции Любечского снема 1097 года: "Каждый да держит вотчину свою" Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли.
Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения - на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).
Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.
С XVв. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную службу) землевладения. Сам термин "поместье" впервые употреблен в Судебнике 1497.
Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.
Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста. Поступивший на службу сын помещика "припускался" к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVIв. этот порядок изменился - поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVIв. - нормировано.
Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне - поместьями, но уже в XVв. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.
В XVI-XVIIвв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).
Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой XVI (о поместьях) и главой XVII (о вотчинах) Соборного Уложения 1649. Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения. На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали "челобитные" дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.
Соборное Уложение 1649 г. как источник права.
Это был последний крупный кодификационный акт московского периода. Это первый общегос-ый акт, опубликованный для всеобщего сведения тогда же в 1649 г. Всего состоялось 2 издания. С него начинается Полное Собрание законов Рос. Империи. Формально в России действовал до 1835 г., когда был введен в действие Свод законов Рос. Империи. Непосредственным поводом для принятия послужило восстание посадского люда в Москве в 1648 г. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили и дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре.
Источниками Соборного Уложения были Судебник 1550 г., указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д., а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 г. и др. Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В ряде глав были закреплены нормы, обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. Было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия "скопом и заговором" против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась "смерть безо всякия пощады". Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных мятежников". СУ1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян. В гл. XI "Суд о крестьянах" собраны статьи, разрабатывающие вопрос о крестьянской крепости. Этими постановлениями окончательно оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян (ст. 2), за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф (ст. 10). Соборное Уложение 1649 г. лишило помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам.
Вопросам судопроизводства была посвящена самая большая гл. Х ("О суде"). В ней подробно регламентируется порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных, пошлин, штрафов, разработаны вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулируются отношения собственности. С гл. Х связаны также главы XI "Суд о крестьянах", XX "Суд о холопах", XXI "О разбойных и татиных делах", XXII перечень "вин", за которые "чинити смертная казнь" или "смертию не казнити, а чинити наказание" и др. Организации вооруженных сил страны посвящены гл. VII ("О службе всяких ратных людей Московского государства")
Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя; оно отвечало интересам класса дворян. Этим объясняется его долговечность.
СУ1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. Во второй половине XVII в. были приняты законы, способствующие развитию внутренней торговли и внешнеторговых связей Российского государства.
30. Уголовное право в период сословно-представительной монархии.
Законодательство данного периода считает преступлениями деяния, опасные для феодального общества, именуя их "лихим делом", хотя общего термина для обозначения преступления пока не существует. За ряд деяний назначались различные наказания в зависимости от социальной принадлежности лиц, их совершивших.
Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы Особенной части уголовного права. На первое место законодатель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им посвящалась специальная глава. На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким деяниям относились особо опасные преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и др.). В законе имелись подробные описания различных составов преступлений -воинских, имущественных, против личности.
СУ1649 г. было разработано на более высоком уровне, но общая часть уголовного права специально не выделялась, основное внимание сосредотачивалось на описании конкретных составов преступлений. Нормы общей части уголовного права имелись в СУ лишь в виде разрозненных статей.
Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло большое внимание системе наказаний. По мере развития государства разнообразнее становились меры наказания, одновременно они более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания в СУ являлось устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни считались отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе наказаний занимала квалифицированная смертная казнь. Одной из самых тяжких мер наказания являлось закапывание живьем в землю. Применялось наказание к жене, совершившей умышленное убийство мужа. К квалифицированным видам смертной казни относились также сожжение, залитие горла расплавленным оловом или свинцом, четвертование, колесование. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания - отрезали нос, ухо, руку; били кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка. Штраф, который ранее применялся часто, занимал уже незначительное место среди наказаний.
Основой феодальной системы является большая земельная собственность, которая сосуществует с мелким индивидуальным землевладением крестьян. Концентрация земельной собственности стала возможной из-за появления аллода (лат. allodium) – свободно отчуждаемого земельного надела. Аллоды впоследствии превращались в держания, обложенные повинностями в пользу их номинальных владельцев.
Другой путь для формирования феодальной собственности на землю – раздача бенефиций – условных пожизненных земельных держаний. Феодалы как монопольные земельные собственники раздали большую часть своих земель в условное владение крестьянам, без труда которых земля не представляла никакой ценности. За право владеть своим наделом крестьянин платил феодалу земельную ренту, другими словами – работал на него.
Крестьяне, таким образом, имели землю (хотя и не были ее владельцами), рабочий скот, инвентарь, поэтому считались самостоятельными производителями. Добровольно, без принуждения они не работали на феодалов. Поэтому феодалы получали определенную политическую власть над крестьянами, оформленную в феодальное право. Масштабы и формы внеэкономического принуждения феодально зависимых крестьян имели значительные временные и региональные различия. Эти черты феодальной организации труда определяли специфику социальной структуры, политических и правовых институтов, идеологии.
Российская специфика феодального землевладения
В отечественной историографии считается, что общественные отношения в период $X-XVII$ вв. на территории современной России были феодальными. Главное обстоятельство, которое дает основания говорить о феодализме на русских землях, – предоставление верховным властителем земельной собственности (аналогичное феода и лена) с обязанностью личной службы, т. н. ленное, или феодальное землевладение.
Готовые работы на аналогичную тему
Единовластию князя способствовали и взаимоотношения в высших слоях феодального общества. В их центре лежали поземельные интересы. Основой феодального землевладения была вотчина.
Вотчина – это земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только другим владельцам вотчины.
Владельцы вотчин (ими могли быть князь, боярин, монастырь) стали жаловать землю служилым людям – боярам – при условии несения военной или иной службы. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного.
Условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы. Такие княжеские пожалования делали бояр связанными не столько с землей, сколько с князем. Следовательно, служилые люди – помещики – были зависимы от князя.
Законодательное оформление крепостного права
Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между двумя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непроизводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священнослужители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ремесла, поступавшие по трансконтинетальным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и монастырей или превращались в личную собственность, а в дальнейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.
Феодальное землевладение в Древней Руси осуществлялось следующими способами:
налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, оброк и др.); исполнения земледельцами-производителями различных повинностей; непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения); использованием наемного труда; правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разрешение межевых споров, отчуждение и т.п.
Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменяться для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам географии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств – индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, монастырских и др. – в зависимости от местных условий, отношений и со временем. Наибольшее значение в киевский период – в этом сходятся многие исследователи,– как в общем объеме сельскохозяйственного производства, так и в отношении численности связанного с ним населения имело налоголожение свободных общинников – земельная рента.
Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законодательно отраженные в Русской Правде, оказались черезвычайно консервативными, носили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельческого населения – летописи говорят о существании черносошного крестьянства (люди); а в последующие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки которого сохранились до XX в.
Через несколько веков после киевского периода в степных низовьях Днепра и Дона возникла и распространилась другая форма землевладения – свободное вооруженное земледелие (казачество), сыгравшее видимую роль в освоении и развитии Юга.
Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.
Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать.
Отношения с населением окняженных территорий строились путем:
1. непосредственного руководства князем территориальных военных формирований и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);
2. прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);
3. получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);
Грамоты тех лет дают сведения о княжеской дружине и последующем возникновении гражданской княжеской администрации, в которую к XII в. входили: посадник, даньщик, черноборец, подъездной, писчий, тиун, мытник, вирник, емец и др.
С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета|, однако, на протяжении всего домонгольського| времени, они имеют характер и родственных отношений|родственных|, что является характерной чертой древнерусского феодализма.
Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Берестове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя могло быть несколько таких волостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, которые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.
В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее – распространяется к северу и северо-востоку.
В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.
В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники.
Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в зависимости от местных условий и вида собственности: от зажиточного или даже богатого с использованием наемного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти земледельца (смерда или холопа) – при отсутствии наследников – его имущество принадлежало собственнику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.
Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.
С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор начинается процесс образования дворянства. В дальнейшем крупные землевладельцы имели свои вооруженные отряды. Частные землевладельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.
В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собственности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хозяйства, при этом не оговаривается чья это межа: производителя, общины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.
Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.
В Древней Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности; в период раннего феодализма характерные отношения еще не охватили всего населения она длительное время сохраняла дохристианские родоплеменные традиции.
После принятия христианства (988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде, Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии. Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в Новгороде и на северо-востоке. Первоначальными источниками недвижимости были дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения с феодально зависимым населением и доходы с церковных судов по особым видам преступлений. Подведомственны церковному суду были: развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведовство, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство внебрачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы русских епархий имели собственные вооруженные отряды. В системе феодального землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие институты – княжеский и боярский уже существовали.
В отличии от князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светских землевладельцев.
Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колонизация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно продолжалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суздальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными племенами такими, как: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра были сравнительно мирными. Войны, которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреблению местного населения. Материальная культура ряда северных памятников этого периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздальской земель на Двине и Выге появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Самой отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.
Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и боярского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сыновей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, противодействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом по очереди сыновей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от отца – старшему сыну.
В 1221 г., в Киеве по инициативе Галицкого князя Мстислава состоялся новый и последний съезд феодалов – предшественник Калки (Кальмиус) и монголо-татарского нашествия.
Землевладение в России
В Древнерусском государстве возникали разнообразные формы частного землевладения; государство стало верховным собственником земли при сохранении общинами и отдельными крестьянскими семьями прав владения и распоряжения своими участками. Постепенно князья династии Рюриковичей облагали покорённые племена данью и захватывали отдельные территории. Князья (Ольга, Владимир Святославич), а затем и бояре обзаводились собственными владениями. В ходе Крещения Руси в конце X - начале XI веков появились земельные угодья митрополичьей кафедры. В X-XI веках стали возникать вотчины. С XI века земельные отношения регулировались наряду с обычным правом нормами Русской правды. Со второй половины XI века в исторических источниках упоминаются земельные вклады князей монастырям и церквам. С XIII-XIV веков складывались основы дворянского землевладения в Северо-Восточной Руси. Происходил процесс оформления крестьянского частного землевладения.
С XIV века лично свободные черносошные крестьяне, которые несли государственные повинности, владели общинными землями - чёрными землями. В XIV - конце XV веков значительно увеличилось количество частных и монастырских вотчин в Северо-Восточной Руси и Новгородской республике. В последней четверти XV века наряду с вотчиной возникло поместье как условная форма частного землевладения (первоначально права его распоряжением были ограничены). Великие князья московские заботились об увеличении своего родового домена - дворцовых земель. В процессе образования Русского государства великокняжеская власть стремилась к ограничению прав и постепенной ликвидации земель удельных князей, образовался значительный фонд чёрных земель с отдельными вкраплениями собственных великокняжеских владений.
Развивалось помещичье землевладение. По мере раздачи государственных земель в частное владение, пожалований церквам и монастырям резко сократились размеры черносошного землевладения в центральных районах России, к середине XVI века чёрные земли остались на Севере. Во второй половине XVI века резко возрос земельный фонд государства, в значительной степени за счёт присоединения Поволжья. Политика опричнины разрушила прежние поземельные отношения на значительной территории государства; принудительные мены землями и переселения феодалов в этот период привели к хозяйственному разорению страны и усилению закрепощения крестьян (крепостное право формировалось с конца XV века).
К концу XVI века были ликвидированы последние уделы, началось ограничение роста земельных владений церкви. В XVII веке резко увеличилось количество частных вотчин, жалованных из фонда поместных земель и неосвоенных районов Юга России. За счёт чёрных земель на Севере шло расширение дворцового землевладения. В ходе освоения Сибири развивалось крестьянское, церковное (православные церкви) и монастырское землевладение. Складывалось казачье землевладение. Поземельные отношения в XV-XVII веках регулировались Судебниками (1497, 1550, 1589 годов), Уложением 1607 года, Соборным уложением 1649 года, писцовыми, переписными, дозорными книгами и пр.
Указом Петра I от 23.03(03.04).1714 года закреплено слияние поместья и вотчины, образованы имения с единым порядком распоряжения. В ходе секуляризации 1764 года ликвидированы земельные владения церкви, за духовными учреждениями оставлены лишь небольшие участки земли. Во второй половине XVIII века, по мере продвижения российских границы к югу, развивалось крупное частное землевладение в Новороссии, на Северном Кавказе и в Крыму. Земли городов и посадов складывались в ходе Генерального межевания; в соответствии с Жалованной грамотой городам 1785 года они переданы городам в вечное пользование, находились в распоряжении городских дум.
Крестьянская реформа 1861 года юридически закрепила за крестьянами право собственности на свои наделы и право на приобретение земли. В XIX - начале XX веков земля в зависимости от её принадлежности делилась на категории: казённые земли (составляли 32,6% всей земли в Российской империи, 15,4% - в Европейской России в 1905 году); надельные земли, принадлежавшие крестьянской общине (около 6% земельного фонда Российской империи и 1/3 земельного фонда Европейской России в 1905 году); частновладельческие земли (5,09% всей земли в Российской империи, 25,7% - в Европейской России в 1905 году), которые подлежали свободной продаже и являлись сферой формирования земельного рынка; казачьи земли; кабинетские земли (собственность короны, находились в распоряжении императора только в период его пребывания у власти); земли городов и посадов (свыше 2 млн. га, или 0,5% земли в Европейской России в 1905 году); удельные земли (собственность императорской фамилии), церковные земли и монастырские земли. Земельные отношения регулировались обширным земельным законодательством.
В РФ после 1991 года вновь введено право частной собственности на земельные участки. В действующем российском праве разграничивается право собственности на землю и право владения землёй. Земельный кодекс РФ (2001 год) определяет собственно землевладение - пожизненное наследуемое владение.
Читайте также: