Создание наследственного феодального землевладения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Основными видами землевладения были наследственная вотчина и условное поместье.

Вотчина - безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское). Вотчинное землевладение пошло от резолюции Любечского снема 1097 года: "Каждый да держит вотчину свою" Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте земли.

Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие, а по способу приобретения - на родовые (для них устанавливался особый порядок приобретения и отчуждения: эти сделки осуществлялись с согласия всего рода), выслуженные и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья: муж и жена).

Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество.

С XVв. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную службу) землевладения. Сам термин "поместье" впервые употреблен в Судебнике 1497.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста. Поступивший на службу сын помещика "припускался" к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVIв. этот порядок изменился - поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVIв. - нормировано.

Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне - поместьями, но уже в XVв. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.

В XVI-XVIIвв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований).

Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой XVI (о поместьях) и главой XVII (о вотчинах) Соборного Уложения 1649. Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения. На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали "челобитные" дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

Соборное Уложение 1649 г. как источник права.

Это был последний крупный кодификационный акт московского периода. Это первый общегос-ый акт, опубликованный для всеобщего сведения тогда же в 1649 г. Всего состоялось 2 издания. С него начинается Полное Собрание законов Рос. Империи. Формально в России действовал до 1835 г., когда был введен в действие Свод законов Рос. Империи. Непосредственным поводом для принятия послужило восстание посадского люда в Москве в 1648 г. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили и дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре.

Источниками Соборного Уложения были Судебник 1550 г., указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д., а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 г. и др. Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В ряде глав были закреплены нормы, обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. Было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия "скопом и заговором" против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась "смерть безо всякия пощады". Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных мятежников". СУ1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян. В гл. XI "Суд о крестьянах" собраны статьи, разрабатывающие вопрос о крестьянской крепости. Этими постановлениями окончательно оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян (ст. 2), за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф (ст. 10). Соборное Уложение 1649 г. лишило помещичьих крестьян права судебного представи­тельства по имущественным спорам.

Вопросам судопроизводства была посвящена самая большая гл. Х ("О суде"). В ней подробно регламентируется порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных, пошлин, штрафов, разработаны вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулируются отношения собственности. С гл. Х связаны также главы XI "Суд о крестьянах", XX "Суд о холопах", XXI "О разбойных и татиных делах", XXII перечень "вин", за которые "чинити смертная казнь" или "смертию не казнити, а чинити наказание" и др. Организации вооруженных сил страны посвящены гл. VII ("О службе всяких ратных людей Московского государства")

Принятие Соборного Уложения 1649 г. явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя; оно отвечало интересам класса дворян. Этим объясняется его долговечность.

СУ1649 г. - значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. Во второй половине XVII в. были приняты законы, способствующие развитию внутренней торговли и внешнеторговых связей Российского государства.

30. Уголовное право в период сословно-представительной монархии.

Законодательство данного периода считает преступлениями деяния, опасные для феодального общества, именуя их "лихим делом", хотя общего термина для обозначения преступления пока не существует. За ряд деяний назначались различные наказания в зависимости от социальной принадлежности лиц, их совершивших.

Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы Особенной части уголовного права. На первое место законодатель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им посвящалась специальная глава. На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким деяниям относились особо опасные преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и др.). В законе имелись подробные описания различных составов преступлений -воинских, имущественных, против личности.

СУ1649 г. было разработано на более высоком уровне, но общая часть уголовного права специально не выделялась, основное внимание сосредотачивалось на описании конкретных составов преступлений. Нормы общей части уголовного права имелись в СУ лишь в виде разрозненных статей.

Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло большое внимание системе наказаний. По мере развития государства разнообразнее становились меры наказания, одновременно они более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания в СУ являлось устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни считались отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе наказаний занимала квалифициро­ванная смертная казнь. Одной из самых тяжких мер наказания являлось закапывание живьем в землю. Применялось наказание к жене, совершив­шей умышленное убийство мужа. К квалифицированным видам смертной казни относились также сожжение, залитие горла расплавленным оловом или свинцом, четвертование, колесование. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания - отрезали нос, ухо, руку; били кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка. Штраф, который ранее применялся часто, занимал уже незначительное место среди наказаний.

Основой феодальной системы является большая земельная собственность, которая сосуществует с мелким индивидуальным землевладением крестьян. Концентрация земельной собственности стала возможной из-за появления аллода (лат. allodium) – свободно отчуждаемого земельного надела. Аллоды впоследствии превращались в держания, обложенные повинностями в пользу их номинальных владельцев.

Другой путь для формирования феодальной собственности на землю – раздача бенефиций – условных пожизненных земельных держаний. Феодалы как монопольные земельные собственники раздали большую часть своих земель в условное владение крестьянам, без труда которых земля не представляла никакой ценности. За право владеть своим наделом крестьянин платил феодалу земельную ренту, другими словами – работал на него.

Крестьяне, таким образом, имели землю (хотя и не были ее владельцами), рабочий скот, инвентарь, поэтому считались самостоятельными производителями. Добровольно, без принуждения они не работали на феодалов. Поэтому феодалы получали определенную политическую власть над крестьянами, оформленную в феодальное право. Масштабы и формы внеэкономического принуждения феодально зависимых крестьян имели значительные временные и региональные различия. Эти черты феодальной организации труда определяли специфику социальной структуры, политических и правовых институтов, идеологии.

Российская специфика феодального землевладения

В отечественной историографии считается, что общественные отношения в период $X-XVII$ вв. на территории современной России были феодальными. Главное обстоятельство, которое дает основания говорить о феодализме на русских землях, – предоставление верховным властителем земельной собственности (аналогичное феода и лена) с обязанностью личной службы, т. н. ленное, или феодальное землевладение.

Готовые работы на аналогичную тему

Единовластию князя способствовали и взаимоотношения в высших слоях феодального общества. В их центре лежали поземельные интересы. Основой феодального землевладения была вотчина.

Вотчина – это земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только другим владельцам вотчины.

Владельцы вотчин (ими могли быть князь, боярин, монастырь) стали жаловать землю служилым людям – боярам – при условии несения военной или иной службы. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного.

Условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы. Такие княжеские пожалования делали бояр связанными не столько с землей, сколько с князем. Следовательно, служилые люди – помещики – были зависимы от князя.

Законодательное оформление крепостного права

Наступление феодализма обусловлено возникновением разделения труда между дву­мя жизненно важными функциями древнего общества – земледелием и безопасностью (обороной) и характеризуется выделением многочисленных социально-значимых непро­изводительных профессиональных групп населения таких как князья, бояре, священно­служители, воины, купцы и др. Драгоценная утварь и призведения художественного ре­месла, поступавшие по трансконтинеталь­ным путям из Византии и Европы оседали в сокровищницах знати и мо­настырей или превращались в личную собственность, а в да­ль­нейшем служили атрибутами светской и духовной власти феодалов.

Феодальное землевладение в Древней Руси осуществля­лось следующими способами:

налогообложения свободных собственников-производителей (полюдье, дань, об­рок и др.); исполнения земледельцами-производителями различных повинностей; непосредственной эксплуатацией зависимого труда (с признаками рабовладения); использованием наемного труда; правом владельца на перераспределение, куплю-продажу, наследование, разреше­ние межевых споров, отчуждение и т.п.

Сочетание и соотношение приведенных выше факторов могло значительно изменять­ся для земель (так называли территории и поселения, объединенные по признакам гео­графии и принадлежности племенным союзам), волостей и различных хозяйств – индивидуальных, сельских общин, городских, вотчинных, мо­на­стырских и др. – в зави­симости от местных условий, отношений и со временем. На­иболь­шее значение в киевс­кий период – в этом сходятся многие исследователи,– как в общем объеме сельскохозяйс­твенного производства, так и в отношении численности свя­занного с ним населения имело налоголожение свободных общинников – земельная ре­нта.

Отношения феодального землевладения, сложившиеся в киевский период, законода­тельно отраженные в Русской Правде, оказались черезвычайно консервативными, но­сили наследственный классово-сословный характер, но не охватывали всего земледельче­ского населения – летописи говорят о существании черносошного крестьянства (люди); а в по­сле­ду­ю­щие века – приняли форму государственного крепостного права, пережитки кото­рого сохранились до XX в.

Через несколько веков после киевского периода в степных низовьях Днепра и Дона воз­никла и распространилась другая форма землевладения – свободное воору­женное зем­леделие (казачество), сыгравшее видимую роль в освоении и развитии Юга.

Становление государства восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло про­исходить лишь в относи­тельно мирной и лояльной среде. Так возникали во­лости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения свя­занные с город­ским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первона­чально могло с ним совпадать.

Отношения с населением окняженных территорий строились путем:

1. непосредственного руководства князем территориальных военных формирований и действий (дружина, городские ополчения, войны и др.);

2. прямого налогообложения различных видов деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки);

3. получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло);

Грамоты тех лет дают сведения о княжеской дружине и последующем возникновении гражданской княжеской администрации, в которую к XII в. вхо­дили: посадник, даньщик, черноборец, подъ­ездной, писчий, тиун, мытник, вирник, емец и др.

С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета|, однако, на протяжении всего домонгольського| времени, они имеют характер и родственных отношений|родственных|, что является характерной чертой древнерусского феодализма.

Еще в X веке упоминаются княжеские села, в XII веке встречаются описание частных владений с феодально зависимым населением. Такими были: Оьгины – Ольжичи, Бере­стове – Владимира, Ракома – Ярослава, Бельчицы под Полоцком и др. У князя мог­ло быть не­сколько таких во­лостей, расположенных на значительном удалении друг от друга, ко­торые могли наследоваться, передаваться другим владельцам, жертвоваться церкви.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с юж­ных земель, позд­нее – распространяется к северу и северо-вос­току.

В XI в. на Ру­си возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укреплен­ные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – бо­ярство, которое фор­ми­ровалось из старшей дру­жины и общинной знати. Доходы дружи­ников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – че­ля­ди и холопов, однако, в целом, частных земель­ных владе­ний феодалов было относительно немного, основную часть на­селения составляли сво­бод­ные об­щин­ники.

Положение смердов, составлявших основную массу общинников-земледельцев, могло значительно отличаться в за­ви­симости от ме­стных условий и вида собственности: от зажи­точного или даже богатого с использованием на­емного и другого труда, до – бедного и бесправного. В случае смерти зем­ледельца (смерда или холопа) – при отсутствии на­след­ников – его имущество при­над­лежало собст­вен­нику, которым могли быть: князь, боярин, монастырь и др.

Русская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным зем­левладе­нием, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укреплен­ное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

С конца XII в. на смену дружинной организации приходит двор на­чина­ется про­цесс образования дворянства. В дальнейшем круп­ные землевладельцы име­ли свои вооруженные отряды. Частные земле­владельцы имели бóльшее значение в Новгроде – к ним относились бояре и разбогатевшие купцы, которые составляли совет, избиравший посадника и тысяцкого.

В киевский период регулярно обрабатываемые поля, приусадебные участки и др. находились в частной собствен­ности. В Р.П. имеются указания на бортовые, ролейные, дворовые межи и межевые знаки (знамения), что позволяет говорить о дальнейшем развитии феодального хо­зяй­ства, при этом не оговари­вается чья это межа: производителя, об­щины или феодала; она различает пахотные земли, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловища.

Вервь – веревка, которая использовалась при выделении наделов и определении межей – это поселение земледельцев, состоящее из нескольких индивидуальных хозяйств (дымов), совместно использующих определенный участок земли; так называли не всякую сельскую общину – также использовали названия: весь, селище, село и др; она могла включать и несколько деревень. Возникновение верви в условиях Руси, где не было недостатка свободной земли, было связано с определенным этапом развития, – когда производители стали выбирать лучшие земли, селиться и совместно их использовать.

В Древней Руси сельская родовая или территориальная община имела самоуправление (старосты и др.), платила круговой порукой некоторые виды налогов и исполняла повинности; в пе­рио­д раннего феода­лизма характерные отношения еще не охватили всего населе­ния она длительное время сохраняла дохри­сти­анские родо­пле­мен­ные традиции.

После принятия христианства (988 г.) в Киеве была создана митрополичья кафедра. Позднее в Белгороде, Чернигове, Василеве, Переяславле, Юрьеве возникают отдельные епископии. Возникновение церковно-монастырского землевладения может быть отнесено ко второй половине XI в. в южной Руси, и не ранее второй четверти XII в. – в Новгороде и на северо-востоке. Пер­воначальными источниками недвижимости были дары, пожертвования или завещания. В дальнейшем церковь имела земельные владения с феодально зависимым населением и до­ходы с церковных судов по особым видам преступлений. Подве­домственны церков­ному суду были: развод, умыкание, чародейство, волхвование, ведов­ст­во, ссоры между родными, ограбление мертвецов, языческие обряды, убийство вне­брачных детей и др. Митрополит Киевский, владыка Новгородский и епископы русских епархий имели собст­венные вооруженные отряды. В системе феодального землевладения X-XIII вв. церковь занимает свое место поздно, когда другие институты – княжеский и боярский уже суще­ствовали.

В отличии от князей и бояр, наделы монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светских землевладельцев.

Другой, параллельный путь возникновения феодального землевладения – это колони­зация незаселенных или неосвоенных территорий. В киевский период она успешно про­дол­жалась на территории Руси, севере и северо-востоке: поселения новгородцев и суз­дальцев появились на побережье Белого моря и в Предуралье. Отношения местными пле­менами такими, как: Чудь, Норома, Ямь, Чудь Заволочская, Пермь, Печора, Югра были сравни­тельно мирными. Вой­ны, которые иногда возникали не приводили к массовыми расправами или истреб­лению мест­ного на­селения. Материальная культура ряда северных памятников этого периода содержит сочетание славянских и финских элементов. Вслед за колонизацией из Новгородской и Владимир-Суздаль­ской земель на Двине и Выге появились поселения земледельцев, боярские вотчины и монастыри. Са­мой отдаленной колонией Новгорода была Вятская земля.

Киевская Русь не имела наследственного права землевладения (княжеского и бояр­ского). Попытки Великого Князя – а позднее и других князей – сажать на столы своих сы­новей, братьев и др. нередко приводили к конфликтам с другими Рюриковичами, про­тиводействию местной знати и городского вече. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследство в Русской земле, однако, на протяжении двух столетий шла борьба двух принципов наследства: по очереди всех братьев, а потом по очереди сы­новей старшего брата; либо только по лини старших сыновей, от отца – старшему сыну.

В 1221 г., в Киеве по инициативе Галицкого князя Мстислава состоялся новый и по­следний съезд феодалов – предшественник Калки (Кальмиус) и мон­голо-татар­ского на­ше­ствия.

Зем­ле­вла­де­ние в Рос­сии

В Древнерусском государстве воз­ни­ка­ли раз­но­об­раз­ные фор­мы ча­ст­но­го землевладения; го­су­дар­ст­во ста­ло вер­хов­ным соб­ст­вен­ни­ком зем­ли при со­хра­нении об­щи­на­ми и отдельными кре­сть­ян­ски­ми семь­я­ми прав вла­де­ния и рас­по­ря­же­ния свои­ми уча­ст­ка­ми. По­сте­пен­но кня­зья ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей об­ла­га­ли по­ко­рён­ные пле­ме­на да­нью и за­хва­ты­ва­ли отдельные тер­ри­то­рии. Кня­зья (Оль­га, Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич), а за­тем и боя­ре об­за­во­ди­лись собственными вла­де­ния­ми. В хо­де Кре­ще­ния Ру­си в конце X - начале XI веков поя­ви­лись зе­мель­ные уго­дья ми­тро­по­личь­ей ка­фед­ры. В X-XI веках ста­ли воз­ни­кать вот­чи­ны. С XI века зе­мель­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ро­ва­лись на­ря­ду с обыч­ным пра­вом нор­ма­ми Рус­ской прав­ды. Со второй половины XI века в ис­то­рических ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ют­ся зе­мель­ные вкла­ды кня­зей мо­на­сты­рям и церк­вам. С XIII-XIV веков скла­ды­ва­лись ос­но­вы дво­рян­ско­го зем­ле­вла­де­ния в Северо-Восточной Ру­си. Про­ис­хо­дил про­цесс оформ­ле­ния кре­сть­ян­ско­го ча­ст­но­го землевладения.

С XIV века лич­но сво­бод­ные чер­но­сош­ные кре­сть­я­не, ко­то­рые не­сли государственные по­вин­но­сти, вла­де­ли об­щин­ны­ми зем­ля­ми - чёр­ны­ми зем­ля­ми. В XIV - конце XV веков зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ст­во ча­ст­ных и мо­на­стыр­ских вот­чин в Северо-Восточной Ру­си и Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке. В по­след­ней четверти XV века на­ря­ду с вот­чи­ной воз­ник­ло по­ме­стье как ус­лов­ная фор­ма ча­ст­но­го зем­ле­вла­де­ния (пер­во­на­чаль­но пра­ва его рас­по­ря­же­ни­ем бы­ли ог­ра­ни­че­ны). Великие кня­зья мо­с­ков­ские за­ботились об уве­ли­че­нии сво­его ро­до­во­го до­ме­на - двор­цо­вых зе­мель. В про­цес­се об­ра­зо­ва­ния Русского государства ве­ли­ко­кня­же­ская власть стре­ми­лась к ог­ра­ни­че­нию прав и по­сте­пен­ной ли­к­ви­да­ции зе­мель удель­ных кня­зей, об­ра­зо­вал­ся зна­чительный фонд чёр­ных зе­мель с отдельными вкра­п­ле­ния­ми собственных ве­ли­ко­кня­же­ских вла­де­ний.

Раз­ви­ва­лось по­ме­щи­чье землевладение. По ме­ре раз­да­чи государственных зе­мель в ча­ст­ное вла­де­ние, по­жа­ло­ва­ний церк­вам и мо­на­сты­рям рез­ко со­кра­ти­лись раз­ме­ры чер­но­сош­но­го землевладения в центральных рай­онах Рос­сии, к середине XVI века чёр­ные зем­ли ос­та­лись на Се­вере. Во второй половине XVI века рез­ко воз­рос зе­мель­ный фонд го­су­дар­ст­ва, в зна­чительной сте­пе­ни за счёт при­сое­ди­не­ния По­вол­жья. По­ли­ти­ка оп­рич­ни­ны раз­ру­ши­ла преж­ние по­зе­мель­ные от­но­ше­ния на зна­чительной тер­ри­то­рии го­су­дар­ст­ва; при­ну­дительные ме­ны зем­ля­ми и пе­ре­се­ле­ния фео­да­лов в этот пе­ри­од при­ве­ли к хо­зяйственному ра­зо­ре­нию стра­ны и уси­ле­нию за­кре­по­ще­ния кре­сть­ян (кре­по­ст­ное пра­во фор­ми­ро­ва­лось с конца XV века).

К концу XVI века бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны по­след­ние уде­лы, на­ча­лось ог­ра­ни­че­ние рос­та зе­мель­ных вла­де­ний церк­ви. В XVII веке рез­ко уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ст­во ча­ст­ных вот­чин, жа­ло­ван­ных из фон­да по­ме­ст­ных зе­мель и не­ос­во­ен­ных рай­онов Юга Рос­сии. За счёт чёр­ных зе­мель на Се­ве­ре шло рас­ши­ре­ние двор­цо­во­го землевладения. В хо­де ос­вое­ния Си­би­ри раз­ви­ва­лось кре­сть­ян­ское, цер­ков­ное (пра­во­слав­ные церк­ви) и мо­на­стыр­ское землевладение. Скла­ды­ва­лось ка­за­чье землевладение. По­зе­мель­ные от­но­ше­ния в XV-XVII веках ре­гу­ли­ро­ва­лись Су­деб­ни­ка­ми (1497, 1550, 1589 годов), Уло­же­ни­ем 1607 года, Со­бор­ным уло­же­ни­ем 1649 года, пис­цо­вы­ми, пе­ре­пис­ны­ми, до­зор­ны­ми кни­га­ми и пр.

Ука­зом Пет­ра I от 23.03(03.04).1714 года за­кре­п­ле­но слия­ние по­ме­стья и вот­чи­ны, об­ра­зо­ва­ны име­ния с еди­ным по­ряд­ком рас­по­ря­же­ния. В хо­де се­ку­ля­ри­за­ции 1764 года ли­к­ви­ди­ро­ва­ны зе­мель­ные вла­де­ния церк­ви, за ду­хов­ны­ми уч­ре­ж­де­ния­ми ос­тав­ле­ны лишь не­боль­шие уча­ст­ки зем­ли. Во второй половине XVIII века, по ме­ре про­дви­же­ния российских гра­ни­цы к югу, раз­ви­ва­лось круп­ное ча­ст­ное землевладение в Но­во­рос­сии, на Северном Кав­ка­зе и в Кры­му. Зем­ли го­ро­дов и по­са­дов скла­ды­ва­лись в хо­де Ге­не­раль­но­го ме­же­ва­ния; в со­от­вет­ст­вии с Жа­ло­ван­ной гра­мо­той го­ро­дам 1785 года они пе­ре­да­ны го­ро­дам в веч­ное поль­зо­ва­ние, на­хо­ди­лись в рас­по­ря­же­нии городских дум.

Кре­сть­ян­ская ре­фор­ма 1861 года юри­ди­че­ски за­кре­пи­ла за кре­сть­я­на­ми пра­во соб­ст­вен­но­сти на свои на­де­лы и пра­во на при­об­ре­те­ние зем­ли. В XIX - начале XX веков зем­ля в за­ви­си­мо­сти от её при­над­леж­но­сти де­ли­лась на ка­те­го­рии: ка­зён­ные зем­ли (со­став­ля­ли 32,6% всей зем­ли в Российской им­пе­рии, 15,4% - в Ев­ропейской Рос­сии в 1905 году); на­дель­ные зем­ли, при­над­ле­жав­шие кре­сть­ян­ской об­щи­не (около 6% зе­мель­но­го фон­да Российской им­пе­рии и 1/3 зе­мель­но­го фон­да Ев­ропейской Рос­сии в 1905 году); ча­ст­но­вла­дель­че­ские зем­ли (5,09% всей зем­ли в Российской им­пе­рии, 25,7% - в Ев­ропейской Рос­сии в 1905 году), ко­то­рые под­ле­жа­ли сво­бод­ной про­да­же и яв­ля­лись сфе­рой фор­ми­ро­ва­ния зе­мель­но­го рын­ка; ка­за­чьи зем­ли; ка­би­нет­ские зем­ли (соб­ст­вен­ность ко­ро­ны, на­хо­ди­лись в рас­по­ря­же­нии им­пе­ра­то­ра толь­ко в пе­ри­од его пре­бы­ва­ния у вла­сти); зем­ли го­ро­дов и по­са­дов (свыше 2 млн. га, или 0,5% зем­ли в Ев­ропейской Рос­сии в 1905 году); удель­ные зем­ли (соб­ст­вен­ность императорской фа­ми­лии), цер­ков­ные зем­ли и мо­на­стыр­ские зем­ли. Зе­мель­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ро­ва­лись об­шир­ным зе­мель­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом.

В РФ по­сле 1991 года вновь вве­де­но пра­во ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на зе­мель­ные уча­ст­ки. В дей­ст­вую­щем российском пра­ве раз­гра­ни­чи­ва­ет­ся пра­во соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и пра­во вла­де­ния зем­лёй. Зе­мель­ный ко­декс РФ (2001 год) оп­ре­де­ля­ет соб­ст­вен­но землевладение - по­жиз­нен­ное на­сле­дуе­мое вла­де­ние.

Читайте также: