Корабль дураков описание картины кратко

Обновлено: 04.07.2024

Возможно, при создании этой картины (первоначальное название ее нам неизвестно) Босх вдохновлялся сатирической поэмой Себастьяна Бранта "Корабль дураков", которая рассказывает, как корабль с дураками отчалил в Страну Дураков. Это своеобразная энциклопедия времени, в которой описывается более ста видов проявления глупости.

Художник осуждает человеческую глупость с суровостью и безжалостностью. В его исполнении нравоучительные темы зазвучали столь своеобразно и натуралистично, что Босха по праву можно считать основоположником жанровой живописи в европейском искусстве.

Согласно средневековой литературной традиции, образ корабля в море - метафора, означающая жизненный путь, полный опасностей: море всегда представлялось грозящим кораблекрушением. Картина Босха дает более глубокое толкование образа. Его "Корабль дураков" - олицетворение грешного и неразумного человечества, не ведающего, куда ему плыть, и именно поэтому обреченного на гибель.

На утлом суденышке предаются греховным развлечениям глупые и безобразные существа. Корабль плывет неведомо куда. Обе мачты поросли листвой. Пустой сосуд, держащийся на копье, и вымпел с полумесяцем - знаки ереси.

Корабль плывет без рулевого, главные здесь - монах и монахиня, горланящие непристойные песни. В руках у монахини - лютня, инструмент, предназначанный для любовных песен. Прямо у ртов этой пары подвешен пирог, от которого без труда можно откусить. На тарелке - вишни (знак искушения). Пища сама просится к ним в рот, в то время как над ними человек с превеликими трудами лезет по мачте за птичьей тушкой.

В зрелищах того времени главную идею происходящего до зрителей доносил шут. На картине Босха он, сгорбившись, сидит с чашей вина в руке, как бы иллюстритуя строчки из "Корабля дураков" Бранта: "А спился там - пошел на дно. Таких встречали вы и сами: колпак на каждом с бубенцами!"


Иероним Босх (1450-1516) Корабль дураков. 1495—1500 Фрагмент

Иероним Босх (1450-1516) Корабль дураков. 1495—1500 La Nef des fous Доска, масло. 58 × 33 см Лувр, Париж


Шедевры мирового искусства

Центральные персонажи

В центре монах и монахиня тянутся ртами, чтобы укусить подвешенный на верёвке хлеб (распространённое развлечение на ярмарках), поют под музыку весёлую песню, забавляясь действом, совершенно не подходящим для духовного звания. Мужчины рядом тоже открыли рты и мысленно развлекаются тем же. Женщина за монашкой смело опирается рукой на прилёгшего мужчину, сладострастно улыбаясь ему и наклоняясь с кувшином за водой. Один из компании лезет с ножом на мачту, чтобы разрезать верёвку, которой привязан там жареный гусь. Мужчина справа перегнулся через борт, его тошнит. Лица единого типа, отмеченные инстинктами, но не эмоциями. Вопросы смысла жизни или спасения души их не интересуют.

Необыкновенный шут

Шут во времена художника – часто единственный человек, имеющий возможность высказывать правду. На картине он один не втянут в греховное веселье. Здесь правда не нужна, поэтому шут-горбун, сидящий с чашей вина, отвернулся от всех. Он явно осознаёт неправильность поведения людей. Возможно, это авторское видение своей личности в обществе. В некоторых источниках указывают на его портретное сходство с художником.

Другие люди и символы

К кораблю подплыли двое голых купальщиков с чашей для вина. Они явно намереваются присоединиться к развлечениям. Нижняя часть тел из воды не видна. Ярмарочные развлечения – аллегория на чревоугодие. Музицирование в живописи того времени – обозначение прелюдии к любовному соитию. На первом плане к кораблю привязан опущенный в воду кувшин с вином. Его размеры явно указывают на стремление компании к долгим возлияниям.

Символы Значение
Лютня Постоянный инструмент любовных арий
Вишни, вино Искушение, сладострастие
Сова Покровительство дьявольских дел
Перевёрнутый месяц на вымпеле Неверные, ересь

Особенности корабля Босха

Водное средство передвижения у художника настолько давно сидит на мели, что мачта пустила ростки и стала деревом. Воды вокруг мутные, берег совершенно тёмный. Расположение фигур таково, что судёнышко в любой момент может перевернуться. Гребут на нём черпаком, а в качестве руля используют сломанную ветку.

Трактовки названия

Основные идеи картины

Человеческие пороки пока не утопили корабль полностью, но совершенно не дают двигаться ему вперёд. Босх безжалостно и сурово осуждает человеческую глупость, высмеивает пороки, но скорбным смехом. Все люди плывут на корабле жизни и должны задумываться о тех же грехах, которым подвержены герои картины. Художник является основателем жанровой живописи в европейском искусстве, что со всей полнотой передачи эмоций видно в одной из его самых известных картин.

Состояние полотна

Тонкий слой краски во многих местах обнажает линии предварительного рисунка. Дополнительную хрупкость полотну придают многократные неудачные попытки реставрации, сделанные впервые ещё в средние века. Теперь картина хранится особенно бережно.

События 2016 года

Босх — мрачновато готический художник Эпохи Северного Возрождения с головой полной удивительных и странных мыслей, которые выливались на полотна гротескными и демоническими образами вкупе с нравоучительными тенденциями.
В то время как Церковь считалась единственной и непоколебимой догмой, а священнослужители представителями высшей знати, Босх в открытую насмехался над ними всеми вместе взятыми.

века, наполнен разными людьми. В центре, среди народа, сидит монах и монахиня, играющая на лютне. Вместо мачты корабля растет живое дерево — Майское, вместо руля — сломанный сук. Люди на корабле и священнослужители пьют, бесчинствуют и горланят песни. Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, кто-то объедается до икоты, а кто-то настолько отупел, что гребет черпаком как будто веслом, пытаясь ускорить движение корабля. Рулевой этого корабля — шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. На весь этот шабаш, из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова.

Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Лютня

— аллегория женского полового органа, Майское Дерево и сова — символы зла, ереси и дьявола в Средние века. Картина ясно дает понять всем, кто на нее смотрит, что будущего у этого корабля нет, т. к. он никем не управляем, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, абсолютно не заботясь о спасении их душ. Все фигуры на картине вызывают антипатию, они плоские и уродливые, будто неумелые маски, а неустойчивость и эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего.

Иероним Босх был выдающимся нидерландским живописцем. Он родился около 1453 г. в Хертогенбосе, семья его происходила из немецкого города и была издавна связана с живописным ремеслом, так что свой первый творческий опыт Иероним Босх получил еще дома. Все начиналось с росписей в церквях. Но круг деятельности его не ограничивался только живописью, Босх был неплох также в изготовлении гравюр и кузнечном деле. Но прославила его все же живопись, скорее даже его необычный стиль. Босх соединял в своем творчестве средневековые мотивы, фольклор, философию и метафоричность. На полотнах его часто можно встретить чудищ, множество гротескных фигур и огромное количество отсылок и символов, помогающих раскрыть замысел, заложенный в картине.

Ничего не известно о том, как Босху пришла идея написания этой картины и о том, как он, собственно, ее писал.

Но, раз уж мы перешли непосредственно к изображению картины, то давайте поподробнее рассмотрим ее. На жалком суденышке без рулевого предаются греховным развлечениям глупые и уродливые существа. Мы видим здесь монаха и монахинь, которые фривольно горланят песни, параллельно соревнуясь в излюбленном на ярмарках развлечении – нужно укусить хлеб, подвешенный на веревке. Это аллегория на обжорство и чревоугодие. Монахиня играет на лютне, которая является инструментом, предназначенным для исполнения любовных арий. Кроме того, можно заметить несколько и других символов ведения не самого аскетичного образа жизни. Вишни на тарелке и кувшин с вином – знаки искушения и сладострастия. Перевернутый месяц на розоватом вымпеле – знак неверных и ереси.

Композицией фигур на картине Босх показывает нам эфемерность и жуткую неустойчивость всего корабля. Веселящаяся компания его вот-вот перевернет. Таким способом художник дает нам понять, насколько бессмысленно все происходящее.

Как вы уже, наверное, поняли, корабль этот символизирует церковь. Церковь, которая пришла в упадок и так уверовала в свою непоколебимость и нерушимость, что позабыла все свои принципы и учения. Церковь погрязла в грехах. Монахи, которые купались в роскоши, ничего при этом не делая, были на виду у людей. Никто даже не пытался скрываться. Корабль дураков – это воплощение дурости, и того, что тогда церковь вела людей не в Рай, а на погибель.

Единственный дурак по профессии на корабле – шут. В те времена многие богачи держали при себе юродивых или дурачков-шутов, потому что только они могли говорить правду, и только их слушали. Шут – единственный, кому позволительно веселиться и дурачиться. Но ему нет места среди этой клоунады, он отвернулся и одиноко сидит со своим стаканом. Именно этими его действиями Босх доносит до нас правду и суть.

Эта картина полна аллегорий и явственно намекает нам на царящее в те времена безбожие. И, безусловно, она является одной из самых знаковых и важных картин в творчестве Босха. Художник осуждает человеческую глупость сурово и безжалостно. В своих работах он высмеивает пороки, но это скорбный смех. Ведь мы все плывем на этом корабле, мы все подвержены тем же грехам и порокам, что и герои картины.

Не многим удавалось достичь такого мастерства в передаче смысла и эмоций, как удалось Босху. Его по праву можно называть отцом жанровой живописи в европейском искусстве.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Читайте также: