Создание национальных армий в странах снг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Объединенные Вооруженные силы Содружества Независимых Государств на переходный период (ОВС СНГ) [1] — орган СНГ созданный 20 марта 1992 года с целью обеспечения безопасности государств-участников, сохранения управления войсками и согласованного реформирования Вооруженных Сил СССР на переходный период.

Содержание

Состав

Структура

Объединенные Вооруженные Силы Содружества Независимых Государств включают:

  • Стратегические силы Содружества. [2]
  • Силы общего назначения [3] .
  • Объединённая система ПВО.
  • Пограничные войска СНГ.

Руководящие органы ОВС СНГ

  • Главное Командование ОВС СНГ [4] - для обеспечения взаимодействия вооружённых сил - фактически орган главнокомандования бывшими Вооруженными силами СССР. Непосредственное руководство ОВС СНГ осуществлялось Главнокомандующим ОВС СНГ.

Главнокомандующие ОВС СНГ

Присяга для военнослужащих ОВС СНГ

Общая присяга для ОВС утвеждена соглашением об воинской присяге от 16 января 1992 года.

"Я (фамилия, имя, отчество), поступая на военную службу, присягаю на верность народу (название государства, гражданином которого является военнослужащий) и клянусь свято выполнять Конституцию и законы моего государства и государства Содружества, на территории которого выполняю воинский долг. Я обязуюсь беспрекословно исполнять возложенные на меня обязанности, воинские уставы, приказы командиров и начальников. Если же я нарушу эту мою Военную присягу, то готов нести установленную законами ответственность".

Примечания

  1. ↑ Образованно в соответствии с Соглашение Стран-участников СНГ об Образовании ОВС СНГ от 21 марта 1994 года.
  2. ↑ образованные в соответствии с Соглашением по Стратегическим силам
  3. ↑ образованные в соответствии с Соглашением о Силах общего назначения
  4. ↑ Реорганизовано в штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ 24 декабря 1993 года в связи с подписанием решения о реорганизации Главного командования Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств .

Ссылки

  • Вооружённые силы СНГ
  • Содружество Независимых Государств

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Объединённые Вооружённые Силы СНГ" в других словарях:

Автоматизированная система управления Объединёнными вооружёнными силами СНГ — Автоматизированная система управления Объединенными вооруженными силами СНГ совокупность совместимых средств автоматизации и вычислительной техники, необходимых для реализации задач управления Объединёнными Вооружёнными силами Содружества (СНГ) и … Википедия

Вооружённые силы Республики Казахстан — Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия

Вооружённые силы Казахстана — Вооружённые силы Республики Казахстан Эмблема ВС РК Год формирования 7 мая 1992 года Страна Казахстан Подчинение … Википедия

Вооружённые силы Республики Беларусь — Вооружённые силы Республики Беларусь … Википедия

Вооружённые силы Белоруссии — Вооружённые силы Республики Беларусь Эмблема Вооружённых сил Республики Беларусь Год формирования Страна … Википедия

Вооружённые силы — ВВС Туркменистана … Википедия

Объединённая система ПВО СНГ — Объединённая система ПВО государств участников СНГ (ОС ПВО СНГ) создана на основе соглашения десяти стран содружества, подписанного 10 февраля 1995 в Алма Ате. В неё вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения,… … Википедия

объединённый — прил., употр. сравн. часто Морфология: объединён, объединена, объединено, объединены; нар. объединённо 1. Объединенным называют то, что явилось результатом слияния, соединения ранее разрозненных, существовавших отдельно частей, элементов, групп,… … Толковый словарь Дмитриева

Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008) — У этого термина существуют и другие значения, см. Война в Южной Осетии. Война в Южной Осетии 2008 года, Пятидневная война Грузино южноосетинский конфликт Грузино абхазский конфликт … Википедия

В январе 1992 г. на Украине началось создание собственной армии: было образовано министерство обороны, личному составу дислоцировавшихся на Украине частей советс­ких вооруженных сил, включая Черноморский флот, было предложено принять присягу на верность Украине. Это привело к острому кризису: одни части и корабли присягали Украине, другие отказывались это делать. Ряд экипажей стратегической авиации (бомбардировщиков — носителей ядерного оружия) пе­релетели на своих воздушных кораблях в Россию.

Вслед за Украиной к созданию национальных армий при­ступили и другие страны СНГ. В этих условиях 7 мая 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин издал указ о создании Российской ар­мии. 15 мая 1992 г. в Ташкенте Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбеки­стан подписали договор о коллективной безопасности (ДКБ) — военно-полити­ческом союзе.

Советское ядерное оружие распо­лагалось на территории не только Рос­сии, но и еще трех республик СССР, ставших независимыми государствами: Белоруссии, Казахстана и Украины. США предложили этим странам принять безъядерный статус и вывезти ядерное оружие на территорию России. Соответ­ствующие соглашения были подписаны весной 1992 г. и реализованы в течение 1992—1995 гг.

Распад СССР привел к вспышке боевых действий в реги­онах межнациональных конфликтов, которые ранее сдерживали внутренние войска МВД СССР. Армяно-азербайджанский конф­ликт перерос в полномасштабную войну. В течение 1992— 1994 гг. усилиями России удалось остановить боевые действия. Однако остался нерешенным вопрос о существовании респуб­лик, провозглашенных в ходе конфликтов: Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Южная Осетия и Абхазии. Эти республики до сих пор не признаны мировым сообществом.

9. Россия и Европейский Союз

7 февраля 1992 года в небольшом голландском городке Маастрихте лидеры 12 государств, составлявших так называемое Европейское сообщество, подписали договор о создании Европейского союза. Это - Бельгия, Дания, Германия, Испания, Греция, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Великобритания. Документ фактически заложил основы политического и валютного союзов, принципы общей внешней политики, разграничил полномочия между общеевропейскими и национальными институтами.

Как показывают опросы, спустя 20 лет, европейцы в целом позитивно оценивают политическую интеграцию. Экономическая же часть Маастрихтского договора вызывает ожесточенные споры. В ней прописаны критерии, которым должны были соответствовать экономики стран, вступающих в ЕС и еврозону. Речь идет о знаменитых ограничениях: дефицит бюджета не более 3% ВВП, госдолг менее 60%, ограничение инфляции и доходности по гособлигациям. Вот только механизм контроля за финансовой дисциплиной в документе отсутствовал, что и привело к дальнейшим проблемам.25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997)

.0. Результаты внешней политики страны в 90-е гг.

Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. С одной стороны, снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в Содружестве Независимых Государств.

С другой стороны, выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы.

Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки ноной концепции, определяющей место России в мире, отражающей ее национальные интересы.

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы.

1. Какие приоритеты во внешней политике страны вы можете выделить в начале 90-х гг.? Чем объясняется такой выбор руководства России?

2. Дайте характеристику основных направлений внешней политики страны в начале 90-е гг. Какие из них вы считаете наиболее важными? Почему?

3. Почему после распада Организации Варшавского договора НАТО не прекратило своего существования?

4. Как изменилось положение России в мире после распада СССР? Как это изменение отразилось на роли России в международ­ных отношениях в 90-х гг.?

5. Почему Россия в 90-х гг. вынуждена была во многих вопросах отказаться от собственного мнения по вопросам внешней политики?

6. В чем вы видите наиболее значимые результаты российской внешней политики в начале 90-е гг.?

7. Какие региональные блоки и организации на территории бывшего СССР вы можете назвать?

8. Покажите черты сходства и различия в развитии стран Балтии и СНГ после распада СССР

. Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих собы­тия данного параграфа.

10. Напишите учебно-исследовательскую работу о политике меж­дународных организаций в отношении России в этот период (не более 3страниц). Определите, какие интересы преследовали международ­ные организации.

12. На основании предложенного документа определите концеп­цию внешней политики. Определите новые опасности и проблемы.

Из Послания Президента Российской Федерации Б.Н. Ель­цина Федеральному Собранию Российской Федерации. 1997 г.

Российская внешняя политика нацелена на построение такой системы международных отношений, которая исходит из того, что наш мир — многополюсный, что в нем не должно быть доминирования ка­кого-то одного центра силы. Свое видение нового мирового порядка наша страна излагала неоднократно, в том числе на Генеральной Ассамблее ООН. Суть проста: мир XXI века должен меньше опираться на военную силу и гораздо больше — на силу права. Именно поэтому мы предлагаем заключить Договор о ядерной стабильности и безопас­ности с участием всех ядерных держав и провести 3-ю Конферен­цию мира.

20 марта 1992 г. был подписан договор о создании Вооруженных Сил СНГ. Целью подписания договора было обеспечение безопасности участников и коллективное управление вооруженными силами СССР на переходный период. Договор подписали 11 стран, то есть почти все бывшие союзные республики за исключением Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии. Почему армия СНГ распалась не успев родиться, и как ОДКБ не повторить ее ошибки.

По сути дела, документ был необходим для спокойного разделения огромной Советской Армии между бывшими частями одной страны. И так случилось, что именно в марте 1992 г. начался длинный путь строительства коллективных вооруженных сил на постсоветском пространстве, так как было абсолютно неясно, как разделять монолитную систему Вооруженных Сил СССР между десятком стран.

В качестве временного решения была принята идея о разделении по географическому принципу, но не окончательном разделе: то есть части отходили к новым странам по расположению, а управлялись бы объединенным штабом ВС СНГ из Москвы. Но такая схема устроила не всех – и было принято решение о мучительном разделе армии.

Раздел наследства СССР

Спустя несколько месяцев после заключения договора о ВС СНГ был заключен Договор о коллективной безопасности (ДКБ) – но под этим документом подписались только Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Позднее присоединились Азербайджан, Грузия и Беларусь.

Одной из декларируемых целей ДКБ стала защита стран-участниц, а по сути дела – стремление получить возможность пресекать вооруженные конфликты в странах. В то время стремительно испортились отношения между Узбекистаном и Таджикистаном, в самом Таджикистане началась гражданская война. Разгорелся конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу Карабаха, война за независимость Абхазии и Южной Осетии, Приднестровский конфликт. Число горячих точек на пространстве бывшего Союза росло. И ДКБ был попыткой сохранить хоть какие-то связи между странами, на которые приходилась одна военная машина – пусть и стремительно раздробляемая.

Именно Договор о коллективной безопасности и стал основой для интеграционных процессов в военной сфере на постсоветском пространстве. В 2002 г. на его основе была создана международная структура – Организация ДКБ (ОДКБ).

Постепенно отмирала необходимость в вооруженных силах Содружества. В итоге от них осталась лишь объединенная система противовоздушной обороны – ПВО СНГ.

Дополнительные военно-политические связи возникли между Россией и Беларусью в связи с созданием Союзного государства. За бортом ОДКБ и ПВО СНГ осталась Украина, которая предпочла строить связи с Россией вне всех объединений.

Россия сохранила военное присутствие в новых странах – аренда военно-морской базы в Крыму, базы в Грузии, Армении, Азербайджане и Таджикистане. Существование этих баз создало целую систему двусторонних договоров.

Таким образом, на пространстве бывшего СССР возникла система дополняющих и местами дублирующих себя военно-политических связей, которая, как показало будущее, была обречена на постепенную деградацию. В целом эту систему можно сравнить со старой скалой на побережье, которую постоянно подтачивают морские волны, и в итоге выступающие части откалываются от монолитного камня.

Лебедь, рак и щука коллективной обороны

Впрочем, даже среди тех стран, которые подписали договор о коллективной безопасности, возникали постоянные споры и даже конфликты.

Например, первый президент Узбекистана Ислам Каримов сам выступал за создание единой армии ДКБ – каждая страна должна была предоставить некоторое количество войск для общей армии.

Но вскоре ухудшившиеся отношения между Узбекистаном и Таджикистаном поставили крест на участии Республики Узбекистан в организации. Сегодня Ташкент успел два раза войти в одну и ту же реку – два раза выйти и два раза вернуться в ряды участников ОДКБ. С 2012 г. Узбекистан вновь не участвует в работе организации.

Вторым проблемным элементом была Грузия из-за разногласий с Россией по статусу Абхазии и Южной Осетии. Третьим конфликтом внутри организации стал Карабах – из-за него уже много лет напряженные (временами и откровенно враждебные) отношения установились между Арменией и Азербайджаном.

25 мая 2001 г. на саммите в Ереване был сделан огромный шаг вперед – созданы коллективные силы быстрого реагирования (КСБР). Впрочем, весьма в скромном составе – 5 батальонов (по одному от каждой страны).

Впрочем, за годы существования и КСБР, и КСОР принимали участие только в учениях. Ни в одном из возникавших кризисов подразделения коллективных сил не приняли участие – ни в Кыргызстане во время цветных революций, ни в Карабахе в 2016 г.

Оперативная реакция ОДКБ

ОДКБ обладает важнейшим интегрирующим потенциалом, создавая базу для совместного применения вооруженных сил стран.

Сейчас идет и формирование тех органов управления, которые позволят заменить достаточно зыбкие и шаткие структуры, оставшиеся от единых вооруженных сил Содружества.

Главное, что создание КСОР позволило обойти самый спорный момент общей армии СНГ – вопрос подчинения и командования. Ни одна из стран Содружества не была готова допустить кого-либо другого до контроля над собственными вооруженными силами.

Именно поэтому и была сделана ставка на мобильные подразделения – воздушно-десантные и штурмовые бригады и отдельные батальоны. Сегодня сложилось вполне четкое разделение обязанностей внутри КСОР – трио России, Беларуси и Казахстана предоставляет самые большие и боеспособные подразделения в организации. Армения, Кыргызстан и Таджикистан предоставляют отдельные батальоны для решения локальных и вспомогательных задач основной группировки.

Новая парадигма войны

Спустя 25 лет с момента распада СССР и провозглашения СНГ оказалось, что у стран-участниц сформировалось отношение к Содружеству как к части пусть общей, но истории. Поэтому в небытие ушел проект объединенных вооруженных сил, от которых осталась только общая система ПВО.

Потребность в таких силах диктует изменившаяся парадигма ведения войны. Основным потенциальным противником Североатлантического Альянса были страны социалистического лагеря и СССР.

К моменту создания ОДКБ о полномасштабной войне между крупными военно-политическими блоками и крупными странами речи не шло. Основные игроки на международной арене обзавелись огромными ядерными арсеналами, которые ставят под сомнение открытый вооруженный конфликт.

Наибольший прогресс наметился в формате двустороннего военного сотрудничества – по линии Москва-Минск и Москва-Ереван.

При системе двусторонних военно-политических и военно-технических соглашений и наличии российских военных объектов за рубежом создана юридическая база для усиления этих объектов при помощи КСОР.

При этом ряд важных военных вопросов относительно унификации систем вооружения, стандартов подготовки, военной тактики и стратегии не прорабатывается. В чем смысл унифицировать оружейные стандарты, если все страны ОДКБ пользуются (пока что) советским и российским оружием?

Но что будет через 20-30 лет? Ресурс вертолетной, авиационной и сухопутной техники будет плавно подходить к концу. Отсутствие же стандартов вооружений может привести КСОР к тому, что подразделения стран используют боеприпасы разного калибра, разные горюче-смазочные материалы и даже различные стандарты связи. А это значит, что снабжение коалиции войск станет сущим адом для тыловиков и снизит боеспособность КСОР.

Поэтому вопросы унификации, стандартизации и учебных программ надо решать уже сегодня. Иначе и КСОР, и войска стран ОДКБ в целом со временем будут походить на армию Австро-Венгрии накануне Первой Мировой войны – с жутким разнобоем в вооружениях, форме, обучении. Это может повлечь за собой настоящую катастрофу в случае боевого применения.


В декабре 1991 года, а именно 25-го декабря Президент Союза ССР и Верховный Главнокомандующий СССР Михаил Сергеевич Горбачев снял с себя обязанности Президента Советского Союза. Именно в этот день начался процесс распада Вооруженных Сил СССР, которая к тому моменту не смотря на кризис власти, была современной, монолитной, оснащенной и грозной силой в меняющемся мире.

СОЮЗ РАСПАЛСЯ, А ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ОСТАЛИСЬ

Удивительно, но Красная Армия пережила Советский Союз на три месяца, когда 20 марта 1992 года точку в славной истории Советской Армии поставил Указ о создании ОВС СНГ с целью обеспечения безопасности государств участников, сохранение управления войсками и согласованного реформирования ВС СССР на переходный период.

В состав Объединенных ВС СНГ входили войсковые части и подразделения бывшей Советской Армии в Армении, Беларусь, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане, Узбекистане, Молдове, Туркменистане и Таджикистане. Командующим Объединенными силами по согласованию был назначен Маршал Советского Союза Евгений Шапошников, который раннее был назначен на должность Министра Обороны СССР. Главное Командование ОВС СНГ обеспечивала взаимодействия ВС суверенных республик. ОВС СНГ включали в себя Стратегические силы Содружества, Силы общего назначения, Объединенная система ПВО и Пограничные войска СНГ.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Практически с 1991 года началось деле ние в Армии, призывников и военнослужащих с весны 1992 года стали отправлять из частей и подразделений обратно к себе в республики. Домой дослуживать отправлялись строго по паспорту, и к примеру этнического украинца уроженца Средней Азии служившего на Украине отправляли домой в Ташкент, этнического русского из места службы в РСФСР обратно в Прибалтику, согласно прописке и призыва в ряды ВС СССР.

Соглашение о создании СНГ предусматрива-
ло сохранение под единым командованием об-
щего военно-стратегического пространства.
Российское командование пологало, что Со-
ветская армия трансформируется в ОВС СНГ.
Маршал авиации СССР,
Шапошников Евгений Иванович
Командующий ОВС СНГ (фото 1988 года).

Вернувшись обратно, военнослужащие в связи с отсутствием мест в частях и подразделениях порой отсылались в военные комиссариаты, где их благополучно возвращали домой и ближе к окончанию срока военной службы солдат просто приходил в военный комиссариат получить военный билет.

Любопытно что не мало военнослужащих из числа офицеров ВС Российской Федерации уроженцев Кыргызстана влились в ряды ВС Кыргызской Республики при Баткенских событиях в 1999 году. Преимущественно это были военные специалисты, которые продолжили служить после развала СССР в
России, либо выпускники высших военных образовательных учреждений, закончившие учебу после развала.

Вплоть до 1999 года государственную границу КР охраняли пограничники из ФПС РФ, только 15 декабря 1999 года была принято Постановление Правительства КР за №303 об утверждении 28 мая праздником День пограничника. Ранее Указом Президента КР за №131 от 28 мая 1999 года была образована национальная пограничная служба КР.

Читайте также: