Порядок решения споров о гражданстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ст. 41 Закона о гражданстве 2002 г. указывается, что споры между родителями, между родителями и опекунами или попечителями о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Споры между родителями могут возникать в тех случаях, когда решается вопрос о гражданстве ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей (ст. 25 Закона о гражданстве 2002 г.), если при этом требуется заявление обоих его родителей.

Такое заявление требуется, как уже отмечалось, для приобретения российского гражданства ребенком, проживающим за пределами Российской Федерации, если один из его родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации (ч. 2 ст. 25); ребенком, если один из его родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство (ч. 4 ст. 25). Оно также требуется для прекращения гражданства Российской Федерации ребенка одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из его родителей при условии, что ребенок не станет в результате прекращения гражданства Российской Федерации лицом без гражданства (ч. 5 ст. 25).

Споры между родителями и опекунами или попечителями о гражданстве детей или недееспособных могут возникать, когда дети и недееспособные лица, над которыми установлена опека или попечительство гражданами Российской Федерации, собираются приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению опекуна или попечителя (ч. 1 ст. 27 Закона о гражданстве 2002 г.). А также когда ребенок или недееспособное лицо, над которым установлена опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, собираются приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению (ч. 3 ст. 27). Родители, не лишенные родительских прав, могут в судебном порядке оспаривать действия опекунов и попечителей, связанные с изменением гражданства детей и недееспособных лиц.

Если ребенок или недееспособное лицо находится на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, опекун или попечитель ему не назначается, а функции по опеке или попечительству выполняет администрация воспитательного или лечебного учреждения. Родители, не лишенные родительских прав, могут в судебном порядке оспаривать действия такой администрации, связанные с изменением гражданства детей и недееспособных (ч. 2 ст. 27).

В соответствии с действующим законодательством централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (первичный, региональный и федеральный), осуществляется органами опеки и попечительства, соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и Минобрнауки России. Именно в эти органы обращаются лица, желающие усыновить ребенка, для получения сведений о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

Разногласия по вопросу гражданства между лицами, усыновившими (удочерившими) детей, могут возникать и в последующем. Однако в этом случае указанные лица будут выступать уже не в роли усыновителей, а в роли родителей со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными Законом о гражданстве 2002 г. (ст. 25).

ГЛАВА VIII. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПОЛНОМОЧНЫХ ОРГАНОВ, ВЕДАЮЩИХ ДЕЛАМИ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ДЕЙСТВИЙ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.
РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 39. Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Статья 41. Разрешение споров о гражданстве ребенка и недееспособного лица

Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

При приеме в гражданство в общем порядке представляются вид на жительство, документ о законном источнике средств к существованию, документ, подтверждающий отказ от иностранного гражданства, документ, подтверждающий владение русским языком (от представления последнего документа освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет, недееспособные, инвалиды I группы). Лица, родившиеся на территории СССР и имевшие гражданство СССР, при приеме в гражданство РФ представляют только свидетельство о рождении или паспорт гражданина СССР образца 1974 г., лица, состоящие в браке с гражданином РФ, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего российское гражданство.

Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке или выходе из него осуществляется в течение года. Заявления по вопросам гражданства в упрощенном порядке рассматриваются в течение шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему- должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.




При приеме в гражданство в общем порядке представляются вид на жительство, документ о законном источнике средств к существованию, документ, подтверждающий отказ от иностранного гражданства, документ, подтверждающий владение русским языком (от представления последнего документа освобождаются мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет, недееспособные, инвалиды I группы). Лица, родившиеся на территории СССР и имевшие гражданство СССР, при приеме в гражданство РФ представляют только свидетельство о рождении или паспорт гражданина СССР образца 1974 г., лица, состоящие в браке с гражданином РФ, — свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего российское гражданство.

Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство в общем порядке или выходе из него осуществляется в течение года. Заявления по вопросам гражданства в упрощенном порядке рассматриваются в течение шести месяцев.

Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему- должностному лицу) либо в суд.

Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

5.5. Порядок решения вопросов о гражданстве Российской Федерации

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.

По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.

В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (т.е. в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка обжалования.

Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения - не более шести месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.

Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они указом Президента; срок рассмотрения ходатайств - не более девяти месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства.

Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента РФ.

Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел и его органы или на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В соответствии со ст. 71 (п. "в") Конституции РФ регулирование вопросов гражданства отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

Читайте также: