Семья тучковых бородинский монастырь кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ландшафты жизни

Маргарита Тучкова. Гордость России. Подвиг вдовы генерала Александра Тучкова dergachev_va 5 сентября, 2021

После битвы главной задачей было захоронение павших воинов на Бородинском поле. Первой об этом и создании мемориала позаботилась Маргарита Михайловна Тучкова, ставшая гордостью России.

В 1837 году в день 25-летия Бородинского сражения после многолетней тяжбы село Бородино с окрестностями по указу императора Николая I было выкуплено у владельцев, что создало условия для увековечивания памяти о сражении и погибших.

Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и три сына. Родители дали старшей дочери отличное домашнее образование и воспитание. Девочка с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку, обладала замечательным голосом. Она не была красавицей, но притягивала к себе душевной добротой.
В 18 лет Маргарита вышла замуж за отставного прапорщика Измайловского лейб-гвардии полка Павла Ласунского, генеральского сына-мажора. Он охотно согласился на женитьбу благодаря светскому положению и приданому невесты, а юная Маргарита была покорена красивым юношей, говорящим о любви по-французски. Но этого оказалось недостаточным для счастливого брака, муж оказался кутилой и игроком.

Длительный бракоразводный процесс закончился лишь в 1804 года. С Александром Тучковым Маргарита познакомилась ещё в пору неудачного замужества. Молодые люди полюбили друг друга, но Тучков смог посвататься только после получения ею развода. Венчание состоялось в Москве в церкви Всех Святых, что на Валу в 1805 году и для 25-летней Маргариты наступили, как казалось, годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа (настоящего полковника), которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью. В последующие годы в военных походах Маргарита не разлучалась с мужем. В 1811 год у них родился сын Николай, полк генерала Тучкова стоял тогда в Минской губернии.

С началом Отечественной войны 1812 года Маргарита Михайловна с сыном должна была покинуть расположение действующей армии и вернулась в Москву. Её родители Нарышкины уехали в своё костромское имение, а Маргарита Михайловна остановилась в уездном городке Кинешме. Здесь 1 сентября 1812 года она узнала от брата Кирилла Нарышкина (адъютанта генерала Барклая-де-Толли), заехавшего к сестре по дороге в армию, о смерти мужа.

Из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута и в октябре 1812 года Маргарита Михайловна безуспешно искала на Бородинском поле тело мужа. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали и она принуждена была вернуться домой. Перенесённые ею потрясения отразились на её здоровье, и родители некоторое время опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на месте гибели мужа храм. Она продала бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкой церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

Ссылка брата-декабриста Михаила Нарышкина в Сибирь, смерть отца в 1825 году и сына сразили Тучкову. Она переселилась навсегда в сторожку на Бородинском поле. Маргарита Михайловна искала утешения в помощи несчастным и бедным. Главным делом жизни стало устройство женского монастыря. В 1838 году Тучкова приняла малый постриг под именем инокини Мелании.

Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению стала Спасо-Бородинским общежительным монастырём 2-го класса в 1839 году. Во время торжественного открытия Бородинского монумента в 1839 году император Николай I посетил монастырь и келию Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата декабриста Михаила Нарышкина, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны, с которой она вела переписку до своей смерти.


Спасский храм монастыря

Фотография Леонида Вардомского

В начале двадцатого столетия в монастыре проживало свыше 200 сестёр. В 1929 году монастырь закрыли, на картах появился посёлок Ворошилово, хотя будущий легендарный маршал никогда не скакал на Бородинском поле. Говорят, что административно, посёлок продолжает существовать.

В последующие годы после закрытия монастырь использовался как школа и общежитие, здесь располагались управление колхоза. В годы войны здесь размещался госпиталь, после – машинно-тракторная станция и турбаза.


Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 г. в семье знатных и богатых родителей. Ее отец М.П.Нарышкин (из рода Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I), и мать, В.А.Волконская, дали дочери отличное домашнее образование и воспитание. После неудачного первого брака родители долго не давали согласие на ее брак с офицером Ревельского полка Александром Тучковым. Они обвенчались в 1806 г.; во всех заграничных походах Маргарита не разлучалась с мужем. В 1811 г. у них родился сын Николай, — полк А.Тучкова стоял тогда в Минской губернии.

Свою деятельность в Бородине Маргарита Михайловна начала с восстановления церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, где ее усердием был устроен нижний придел во имя прп. Сергия Радонежского. В то же время Тучкова испрашивает Высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на среднем редуте Семеновской батареи, намереваясь посвятить ее Нерукотворному Образу Спасителя, полковой иконе Ревельского пехотного полка, оставшейся ей от мужа. Имп. Александр I не только изъявил Свое Монаршее благоволение на постройку храма, но и пожертвовал 10 тыс. рублей. Заложенная в 1818 г., церковь была освящена в 1820 г. архиепископом Московским Августином (Виноградским). Это небольшой храм, построенный в форме античной усыпальницы-мавзолея, отличается классической простотой и изяществом форм. Он стал первым и главным памятником погибшим воинам. Замечателен своей изящной простотой бронзовый ампирный иконостас, украшенный чеканкой, у которого за правым клиросом Тучкова и поместила Нерукотворный Образ. Впоследствии эта икона прославилась в окрестностях как чудотворная.

По смерти супруга Тучкова всецело посвящает себя воспитанию сына. Вместе с Николенькой она часто совершает паломничества из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, к св. мощам прп. Сергия, особенно почитаемого Тучковой; по памятным дням посещает Бородино. Но Господь судил ей новое испытание.

4 июля 1836 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Тучкова была пострижена свт. Филаретом в рясофор с именем Мелания, а 28 июня 1840 – в мантию, с наречением имени Мария, и возведена в сан игумении. Сам святитель при постриге дал новой монахине свои клобук и рясу.

Монастырь стал известен в России и обрел многих благотворителей. Постоянными жертвователями были кн. В.В.Долгоруков, княгиня Т.В.Юсупова, князья Потемкины, граф Шереметев, графиня А.Г.Толстая и многие другие. Но главным ктитором была сама игумения Мария. Она дала своим ярославским крестьянам вольную и их плату за аренду земли внесла в общую казну, туда же шла и ее генеральская пенсия. Спасо-Бородинский монастырь находился под покровительством Российского Царствующего Дома. 26 авг. 1839 г., во время торжеств по случаю открытия памятника на батарее Раевского, Имп. Николай I посетил святую обитель. Цесаревич Александр Николаевич, будущий Имп. Александр II Освободитель, трижды бывал в монастыре,- в 1837, 39, 41 гг.,- и молился в Спасском храме. Игум. Марию дважды вызывали ко Двору для исполнения обязанностей восприемницы при Таинстве Миропомазания Высоконареченных Невест: в дек. 1840 г. – принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, будущей Имп. Марии Александровны, супруги Имп. Александра II; и в 1848 г. – принцессы Александры Альтенбургской, Великой Княгини Александры Иосифовны, супруги Вел. Кн. Константина Николаевича.

СПАС-на-КРОВИ

«Потеряв обожаемого мною супруга на поле чести, я не имела даже утешения найти останки его. …И ни в чем другом отрады не нахожу, как в предприятии соорудить храм

Маргарита Михайловна никогда не расставалась со своим чадом, словно чувствуя, что скоро потеряет и его. С пяти лет Николенька как сын Бородинского героя и наследник фамильной чести рода Тучковых по личному распоряжению императора был определён в Петербуржский Пажеский корпус, однако, по слабости здоровья оставался при матери, приезжая в столицу только для сдачи экзаменов. По достижении 12-летнего возраста мальчик для прохождения трёхлетнего курса наук был отдан в Дерптский университет. Посвятив свою жизнь воспитанию ребёнка, следуя за ним, как некогда за мужем, Маргарита Михайловна, казалось, начинала уже находить утешение в своей горькой доле. Но, внезапно была настигнута новой бедой: заболев горячкой, Николенька скончался на руках у безутешной матери в Москве 16 октября 1826 года.

БОРОДИНСКАЯ ОТШЕЛЬНИЦА

Но безмятежный покой окружающей природы и ничем ненарушимая тишина благотворно действовали на душу бородинской вдовы, и она всем сердцем отдалась своему новому пустынному образу жизни. В течение дня любимым занятием Маргариты Михайловны было чтение. Она не жалела средств на приобретение святоотеческих творений и книг духовного содержания, и вскоре у неё составилась прекраснnbsp; w:wrap type= /span/spanая библиотека. Ко сну вдова-генеральша отходила после полуночи, проводя последний час уходящего дня в молитве, памятуя ту страшную ночь, когда у неё на руках скончался сын. Ежедневно она спускалась в холодный мрачный склеп под Спасским храмом, где молилась у гроба Николеньки, и даже пробовала носить вериги. Узнав об этом, святитель Филарет призвал её держаться умеренности и, отложив вериги, упражняться в покаянии и смирении.

СПАССКАЯ ОБЩИНА

ФИЛАРЕТОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Молитвами и трудами своих насельниц росла и благоукрашалась Бородинская Спасская пустынь. В 1837-1838 годах на пожертвования из царской казны монастырь был обнесён кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями, в одной из которых (северо-восточной) расположилась церковь во имя святого праведного Филарета Милостивого с кельями при ней. Тогда же была возведена невысокая трёхъярусная колокольня, в первом ярусе которой разместилась монастырская ризница.

На 60-м году своей жизни, после 15-летних трудов в Бородинской пустыни, сподобилась Маргарита Михайловна принести Богу священные обеты. Это произошло 28 июня 1840 года, за всенощной под праздник святых апостолов Петра и Павла, в Троицком соборе Лавры. Святитель Филарет постриг вдову-генеральшу в монашество, а на следующий день, возвел её в сан игумении по древнему чину посвящения диаконис. И дано ей было новое имя – Мария, с которым предстала она пред лицом вечности уже как преданная Богу подвижница, храмоздательница, ктитор, благотворительница, основательница монастыря на поле брани, духовная мать и наставница инокинь.

Золотыми буквами вписано имя игумении Марии и история созданной ею обители в летопись Филаретовского века, а её праведная жизнь возводит нас к примерам древнего благочестия, продолжая святую череду русских подвижниц, таких как преподобные Анна Кашинская, Евдокия Московская, Анна Новгородская, Евфросиния Суздальская – которые, исполнив долг супружества, уневестились Христу и послужили Ему в монашеском чине.

БОРОДИНСКИЙ ВЕРТОГРАД

К концу 30-х годов XIX века имя Бородинской игумении было уже широко известно. Благотворительность Матушки не знала пределов: её милостыня и милосердие проникали не только в убогие жилища бедняков, но и в тюремные застенки. Когда же не доставало собственных средств — она становилась ходатаицей о несчастных. Самоотверженная подвижническая жизнь снискала игумении Марии почёт в царских чертогах. Думается, что и Бородинское поле во многом благодаря её трудам начинает привлекать к себе внимание самодержцев, постепенно приобретая значение государственного места. С конца 1830-х годов посещения монастыря членами императорской фамилии становятся регулярными — Александр II ещё наследником бывал в Бородине трижды, и всякий раз лично общался с Матушкой.

НА РУБЕЖЕ ЭПОХ Отошли Юбилейные торжества, отгремели залпы военного салюта, и обитель на Бородинском поле продолжала свою обычную жизнь. К началу XX века это был крепкий монастырь с хорошо поставленным натуральным хозяйством. Находясь вдали от крупных городов, он никогда не был богат, и средства к существованию добывались трудами сестёр, число которых к тому времени уже достигало почти трёхсот человек. Большинство составляли послушницы из крестьян.

Как и прежде, монахини пекли хлеб, варили квас, ткали, шили одежду и обувь, разводили цветы, обрабатывали землю. В монастыре были живописная и переплётная мастерские, библиотека и богадельня для престарелых монахинь. Молодые послушницы из крестьян, привыкшие к тяжёлому сельскому труду, жили на хуторе Алексинки в двух верстах от обители, обеспечивая её продуктами питания: там находились конюшня, птичник, скотный двор, сенокосы, сады и огороды; на монастырских полях возделывались пшеница, рожь, овёс.

ОБИТЕЛЬ-КОММУНА

ПОСЛЕДНИЕ ПРОВОДЫ

Воспоминания о Бородинском сражении сопровождает светлый образ Игумении Марии. К Бородино Господь привел ее через Голгофу мук и страданий – через гибель мужа и смерть сына.


Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 года. Мать ее - Варвара Алексеевна Волконская (1760–1827) - происходила из княжеского рода Волконских-Рюриковичей. Отец - Михаил Петрович Нарышкин (1753–1825) – был полковником Санкт-Петербургского пехотного полка, потомком древнего боярского рода, к которому принадлежала мать Петра I царица Наталья Кирилловна.

К пятнадцати годам Маргарита владела немецким, французским и итальянским, прекрасно рисовала и играла на фортепьяно, была одарена замечательным голосом. Она много читала, занималась ботаникой, географией, логикой, анатомией.

В 1806 г. Маргарита вышла замуж за Александра Алексеевича Тучкова. В 1811 г. у них родился сын Николай.

В августе 1812 г. Александр Алексеевич погиб на Бородинском поле. Маргарита Михайловна была настолько сражена этим известием, что родные опасались за ее здоровье. Через два месяца она поехала на место гибели мужа и двое суток безуспешно искала его тело среди десятков тысяч павших солдат.

В 1817 г. Маргарита Михайловна получила письмо с описанием последних минут жизни своего супруга, а также карту, где было отмечено место его гибели - Семеновский редут, самое пекло битвы.

При общежитии Маргарита Михайловна организовала церковный хор, который впоследствии прославился необыкновенным пением. День Бородинского сражения – 26 августа – ежегодно стал отмечаться соборной Божественной литургией и панихидой, служить которые приглашалось духовенство окрестных сел. Был учрежден и крестный ход – от Смоленской церкви села Бородино к памятнику на батарее Раевского, а далее в Спасо-Бородинский монастырь. Как видим, торжественное шествие двигалось по бывшей линии фронта, с левого фланга на правый.

4 июля 1836 г. наместник Сергиевой Лавры, архимандрит Антоний (Медведев) совершил в Троицком соборе иноческий постриг 55-летней Маргариты Михайловны с именем Мелания. Святитель Филарет стал ее восприемным отцом.

28 июня 1840 г. в Троицком соборе Сергиевой лавры святитель Филарет постриг инокиню Меланию в мантию с наречением имени Мария, а на следующий день ее возвели в сан игумении.

Во время приема вступающих в Монастырь, матушка всегда предупреждала обо всех трудностях, с какими им придется столкнуться, с самого начала обучала сестер терпению и участию в трудах. Благодаря высоким душевным качествам настоятельницы, в женской обители царила атмосфера любви, взаимопомощи и всепрощения. Матушка Мария часто собирала сестер для совместного чтения духовных книг, писем митрополита Филарета и для встреч с церковнослужителями. По воспоминаниям современников, Спасо-Бородинский монастырь своим укладом напоминал древние палестинские и фиваидские обители.

Число насельниц и прихожан Монастыря увеличивалось с каждым годом. Построенные церкви стали слишком тесны, чтобы вместить молящихся во время службы. Все острее ощущалась необходимость в соборном храме. Игумения Мария много сил и трудов положила на это святое дело.

В 1851 г., по ходатайству Великой Княгини Марии Николаевны, был утвержден план собора во имя Владимирской иконы Божией Матери. Он должен был увековечить день Бородинского сражения. Возведение собора было поручено московскому архитектору Михаилу Доримедонтовичу Быковскому.

Многие благотворители вносили свою посильную лепту в строительство храма. Среди них был известный Платон Васильевич Голубков, который одним из первых пожертвовал на постройку собора 15.000 серебром.

Читайте также: