Создание и освоение духовных ценностей кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель данной статьи – выделить механизмы формирования духовно-нравственных ценностей, определить способы и инструменты повышения эффективности процесса формирования на каждом из трех компонентов ценностных ориентаций (когнитивном, эмоциональном, поведенческом). Анализируются особенности ценностного сознания студентов, которые необходимо учитывать для повышения эффективности процесса формирования духовно-нравственных ценностей. В статье рассматриваются методы формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Приводится авторский алгоритм формирования когнитивных и поведенческих компонентов ценностных ориентаций. Когнитивный компонент ценностей автор предлагает создавать с использованием технологии формирования критического мышления. Метод формирования поведенческого компонента основан на авторской концепции ролевых диспозиций. Ролевые диспозиции являются системой установок и диспозиций, свойственной каждой социальной роли. Формирование системы ролей и ролевых диспозиций должно идти одновременно с процессом формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Важно формировать не только ценности, но и ролевые диспозиции, связанные с этими ценностями. Это повысит эффективность педагогических воздействий в этой области. Особое внимание уделено формированию эмоционального компонента духовно-нравственных ценностей. В системе организаций по патриотическому воспитанию и ветеранских организаций предлагается ввести следующие этапы: 1) озвучивание эмоционально-нравственного опыта ветерана с акцентом на нравственные поступки; 2) имитационное моделирование ситуаций, требующих нравственных решений.


2. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин / Пер. В.Г. Кузьминов / Под общ. ред. Н.И. Лапина. М.: Высш. гик., 2006. С. 187-189.

3. Smith M.В. The personal setting of public opinion: a study of attitudes toward Russia. Public Opinion Quarterly. 1947. Vol. 11. P. 507-523.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Издание 5-е, исправленное и дополненное. М.: Аспект Пресс, 2014. 228 c.

5. Тазов П.Ю. Динамика ценностных ориентаций социального альтруизма студенческой молодежи // Вестник МИРБИС. 2018. № 1 (17). С. 195-200.

6. Чурекова Т.М., Москаленко И.В. Нравственные ценности личности: теория и практика формирования в школе. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. 47 c.

7. Кривцова С.В. Кризис смысла в современной школе: взгляд с позиций экзистенциального анализа // Камчатский педагогический вестник. 2015. Т. 12. № 2. С. 11-22.

8. Иванова Г.П., Стецевич М.Ю. Освоение нравственных ценностей современными школьниками: тенденции и особенности // Акмеология. 2014. № 2. С. 24-27.

9. Мусина Р. Интеграция достоинств технологического и процессуального подходов к обучению // Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы. Сборник статей. М.: НП Центр РКМЧП, 2007. С. 35.

10. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. С. 3.

11. К вопросу о понятии установка в личности студента // Вестник Университета (Государственный Университет Управления). 2009. № 16. С. 106-108.

12. Богуславский М.В. Программа социокультурной модернизации российского образования М. В. Ломоносова // Педагогика. 2011. № 8. С. 46.

13. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. 2013. № 2. С. 18.

Формирование духовно-нравственных ценностей выступает важнейшей задачей, так как духовно-нравственные ценности являются стержневыми для личности. Присутствие духовно-нравственных ценностей в ценностном сознании студентов – будущих специалистов обеспечит сохранение общества и культуры, будет способствовать поддержанию национальной безопасности страны. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей будет уместно рассматривать в контексте трехкомпонентной структуры ценностей.

Цель исследования: провести теоретический анализ механизмов формирования духовно-нравственных ценностей студентов и сформулировать практические рекомендации по повышению эффективности формирования духовно-нравственных ценностей с учетом трехкомпонентной структуры ценностей.

Материалы и методы исследования. Данное исследование основано на результатах исследований, проведенных автором среди студентов ссузов и вузов, а также на результатах теоретического анализа материалов по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей.

Результаты исследования и их обсуждение

Действительно, в условиях трансформирующегося общества духовно-нравственные ценности как никогда нужны и важны для нормального функционирования личности, общества, государства, для развития и сохранения национальной культуры.

Исследования формирования нравственных ценностей можно встретить в трудах М.В. Аникеева, И.В. Гильгенберга, М.В. Куранова, Е.В. Поленякиной, М.И. Скомороховой, Т.Ю. Сычевой, В.П. Бездухова, А.В. Воронцова, Г.П. Ивановой, В А. Караковского, А.В. Кирьяковой, С.И. Маслова, Н.Е. Щурковой.

К проблеме поэтапного формирования нравственных ценностей учащихся и повышения эффективности этого процесса обращались такие исследователи, как А.В. Иващенко, Г.П. Иванова, Т.М. Чурекова, И.В. Москаленко.

Г.П. Иванова выделяет следующие этапы освоения нравственных ценностей учащимися: познание смыслового содержания нравственных ценностей; осмысление нравственных ценностей; эмоциональное переживание социальной значимости нравственных ценностей; реализация в поведении освоенной ценности [8].

У вышеприведенных исследователей цепочку формирования ценностей можно выразить как познание – осознание – эмоциональная реакция – поведение. Однако, на наш взгляд, процесс формирования ценностей будет более эффективен, если рассматривать цепочки формирования ценностей применимо к каждой составляющей ценности (когнитивной, эмоциональной, поведенческой), так как механизмы формирования на каждом из этапов будет специфичны. Очевидно, что на когнитивном этапе действуют определенные механизмы восприятия, усвоения, понимания; на эмоциональном этапе значимым процессов сопереживание; на поведенческом этапе будут формироваться поведенческие установки и т.д.

Нами предложен алгоритм формирования духовно-нравственных ценностей с использованием данных этапов (на примере работы ветеранских организаций со студентами). Он включает следующие этапы:

1) вызов. Актуализация знаний о духовно-нравственных ценностях (честь, совесть, долг и т.д.). Инструменты: фокусирующие вопросы, проблемные вопросы, обмен мнениями, мозговой штурм, перепутанные логические цепи и др.;

2) осмысление содержания. Поиск информации о нравственных ценностях, осмысление уже имеющей и недостающей информации. Инструменты: взаимное обучение, ролевые имитационные техники, деловые игры и пр.;

3) рассказ ветерана о собственных нравственных действиях (в бою, в условиях мирной жизни и пр.);

4) обсуждение рассказа ветерана. Ответы на вопросы. Дискуссия;

6) имитационное моделирование нравственных ситуаций с группой. Студенты оказываются в имитационных условиях, в которых необходимо принять нравственный выбор, сделать нравственное решение и нравственное действие;

6) рефлексия. Размышление учащегося о своих знаниях и незнаниях в области духовно-нравственных ценностей и своих реальных и гипотетических нравственных действиях в моделированных ситуациях.

Формирование ценностей через взаимодействие с ветеранами призвано сформировать когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты духовно-нравственных ценностей.

Нравственные ценности, иллюстрированные живыми примерами, наполняют абстрактные духовно-нравственные ценности жизненным опытом, связанным с кризисными ситуациями, требующими нравственного выбора. Формирование нравственных ценностей без примеров, только на когнитивном уровне, может сформировать в сознании студентов декларативную систему ценностей. Пример подобных деклараций можно увидеть на примере кодекса строителя коммунизма в период перестройки. Эти ценности были во многом абстрактны для некоторой части молодежи, так как не имели когнитивной связки с личной системой ценностей, с мотивацией и потребностями.

Для того чтобы процесс формирования духовно-нравственных ценностей был эффективен, необходимо вывести студента из пассивного состояния поглощения знаний в активное состояние. Для этого нужно активировать критическое мышление.

Для стимулирования критического и аналитического мышления у студентов колледжа РГГУ в г. Домодедово и студентов ГАУГН факультета социологии мы предлагали вместо курсовых работ провести анализ материалов исследований китайских и российских студентов. Задачи исследований были идентичны, поэтому данные исследований можно было сопоставлять. Анализ результатов выполнения задачи показал: у многих студентов присутствуют барьеры при формулировании собственного мнения. Можно предположить, что переход на тестовую форму в ЕГЭ создал перекос в сторону запоминания, в ущерб развитию мышления. В целом можно с уверенностью сказать – данная форма самостоятельной работы пошла на пользу студентам, создав условия для возможности применения аналитических методов работы с информацией.

Поведенческий компонент духовно-нравственных ценностей целесообразно рассматривать в контексте понятия ролевых диспозиций. Концепция диспозиций была разработана В.А. Ядовым. Он подразумевал под ними иерархическую систему установок, реализуемых в определенных ситуациях. В.А. Ядов выделял 4 уровня регуляции поведения личности: поведенческий (элементарные фиксированные установки) в малых группах (социальные установки), в определенной деятельности, целенаправленное поведение в значимых ситуациях (ценности) [10]. Нами была предложена модификация данной концепции, которая подразумевает наличие ролевых диспозиционных комплексов. Следовательно, каждой роли соответствует своя система диспозиций [11].

Каким образом формируются ролевые диспозиции? Согласно нашей концепции вначале формируются ролевой концепт или представления о роли на основе жизненных примеров, наблюдений, процесса социализации. Ролевая диспозиция, таким образом, включает в себя ряд установок и диспозиций, которые реализуются в различных ситуациях, начиная от первичных установок, связанных с поведенческими компонентами (например, в толпе), и заканчивая высшими диспозициями, связанными с реализацией ценностей.

Военно-патриотическое воспитание призвано сформировать мужество и решимость в отстаивании интересов своей Родины и своего государства, решимость преодолевать различные психологические и социальные барьеры на пути к реализации духовно-нравственных ценностей. В системе патриотического воспитания таким способом формируются ценности и роли с присущими им ролевыми диспозициями.

Заключение. Таким образом, средства и методы работы с каждым из компонентов ценностных ориентаций специфичны. На когнитивном этапе возможно использование методов, активирующих познавательную работу студентов, на эмоциональном уровне необходимы установление эмоциональных связей с прошлыми переживаниями и формирование новых, на поведенческом уровне эффективным будет формирование системы ролевых диспозиций, связанных с конкретными социальными ролями.

В ветеранских организациях необходимо формировать роль защитника Отечества, гражданина, патриота, готового защищать свою Родину. В вузе духовно-нравственные ценности должны быть связаны с ролями профессионала, гражданина, патриота. Если специалист не будет на своем рабочем месте руководствоваться духовно-нравственными ценностями, то его деятельность будет асоциальна.

Музей

Ценность – это нечто важное, значимое или полезное для человека или общества. Большинство людей знает, что такое материальные ценности. Но не все правильно понимают, что такое духовные ценности. Это более сложное понятие, которое к тому же трактуют по-разному. Сегодня мы разберём, что представляют собой духовные ценности, чем они отличаются от материальных, какими бывают и какое значение имеют. Рассмотрим примеры.

Что такое духовные ценности?

Духовные ценности – это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Они устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. В отличие от материальных ценностей, они не имеют конкретной стоимости. Однако их значение для личности может быть несоизмеримо выше.

Система духовных ценностей индивидуальна для каждого человека и является важнейшей составляющей его личности.

В XX веке появилась более широкая трактовка, согласно которой духовные ценности можно определить как две большие группы ценностей:

Примеры духовных ценностей

Рассмотрим несколько примеров наиболее устойчивых и неоспоримых духовных ценностей.

Добро

Доброта – важнейшая добродетель, свойственная людям. Она проявляется в том, что человек стремится сделать что-то хорошее и полезное для других, улучшить чужую жизнь. Как правило, доброта порождает и другие добродетели, такие как честность, искренность, справедливость, бескорыстие и прочее. Добро является духовной ценностью, поскольку люди чувствуют радость и иные возвышенные чувства, когда бескорыстно помогают другим.

Любовь

Способность любить – основа человеческой сущности. Именно любовь наполняет нашу жизнь смыслом, и сложно представить своё существование без этого прекрасного чувства. Даже те, кому кажется, что они не склонны любить, просто не осознают, что тоже испытывают любовь. Любить можно не только близких людей или питомцев. Нас окружают тысячи мелочей, к которым мы привязываемся всей душой.

Можно любить лето, зиму или другое время года, цветы, родной город, пение птиц, стиль музыки, аромат свежесваренного кофе, новогодний снег или весенний петрикор. Существует множество разных видов любви. И всякая любовь является духовной ценностью, поскольку помогает нам становиться лучше, даёт нам мотивацию к развитию и движению вперёд.

Истина

Несмотря на то, что многие люди склонны говорить неправду, преследуя корыстные цели, истину ценят все. Её поиск вдохновляет каждого человека. Поэтому истина – это универсальная духовная ценность, которая превозносится в любой культуре. Именно на неё ориентируются, вырабатывая нормы морали и нравственности, а также анализируя собственное и чужое поведение на предмет соответствия этим нормам.

Творчество

В нас природой заложено стремление создавать нечто новое, уникальное – такое, чего раньше не было. При этом очень важно, чтобы это было нечто ценное, что будет приносить пользу или радость другим людям. Поэтому желание творить становится смыслом жизни для многих людей. Данное стремление может проявляться не только в создании музыки, картин, стихов и иных произведений искусства. Оно же движет учёными, изобретателями, инженерами, программистами и другими людьми, которые пытаются найти, открыть или создать нечто новое.

Искусство

Не только создание культурных ценностей, но и их воспроизведение и потребление наделяет нашу жизнь смыслом. Эта духовная ценность приносит радость музыканту, играющему в оркестре, экскурсоводу, рассказывающему о достопримечательностях, и коллекционеру, собирающему предметы искусства. Причина этого кроется в том, что сохранение и воспроизведение произведений искусства порой не менее важно, чем их создание.

Красота

Красота – это духовная ценность, способная вдохновить любого человека. Способность наслаждаться ей выделяет нас среди других животных. Интересно, что представления о красоте у всех людей разные. Одни видят красоту в архитектуре, другие – в живописи, третьи – в природе, а четвертые – в красиво оформленном блюде в ресторане. Так проявляется наша индивидуальность.

Свобода

В человеческой природе заложено стремление к свободе. Вероятно, это объясняется тем, что вся история человечества строится на завоевании, порабощении, ограничении свободы и эксплуатации одних людей другими. Мы способны чувствовать свободу и ощущаем дискомфорт, когда кто-то пытается её ограничить. Каждый человек стремится к свободе, потому что только будучи полностью свободным он может поступать в соответствии со своими принципами и убеждениями.

Классификация духовных ценностей

В зависимости от того, на чём основана их значимость, все духовные ценности можно разделить на три группы:

  • Экзистенциальные. Говорят, самыми счастливыми являются те люди, которые знают цель своей жизни и могут сформулировать её в одном предложении. Экзистенциальные духовные ценности связаны с пониманием смысла своей жизни, призвания, глобальных задач и целей.
  • Нравственные. Это ценности, связанные с поведением людей и их взаимоотношениями. Они отражают уровень зрелости личности, её нравственного совершенства. Добро, честь, честность, патриотизм, верность – всё это относится к нравственным духовным ценностям.
  • Эстетические. Это ценности, связанные с пониманием красоты в самых разных её формах и проявлениях. Если они развиты, индивид способен чувствовать красоту возвышенного искусства как во время творческого процесса, так и при воспроизведении или потреблении. Это даёт ему ощущение душевного комфорта и гармонии.

Отличия духовных ценностей от материальных

Если рассматривать духовные ценности как систему идеалов и убеждений, придающих смысл нашему существованию, то разница очевидна. Духовные ценности – это невидимая сила, которая движет нас вперёд. По сравнению с ними материальные ценности – это всего лишь ресурсы, необходимые нам для жизни. Они нужны для существования, работы, комфорта, удовлетворения различных потребностей. При этом духовные ценности вечны и бесценны, материальные же конечны, а их стоимость измерима и ограничена.

Если же рассматривать нематериальные культурные ценности, то они отличаются от материальных, прежде всего, тем, что являются достоянием всего человечества. Они не иссякают от того, что кто-то их потребляет. В большинстве случаев их можно хранить и воспроизводить без ограничений. При этом их восприятие субъективно, поэтому каждый человек, потребляя их, получает собственный опыт, специфическим образом влияющий на его личность.

Значение духовных ценностей

Основное значение духовных ценностей понятно из определения данного понятия. Они помогают нам принимать решения, служат ориентиром, управляют нашей жизнью и придают ей смысл. При этом напрямую они никак не связаны с материальными благами. Однако за счёт того, что они служат движущей силой, помогающей развиваться и достигать поставленных целей, в конечном итоге они способствуют достижению и укреплению материального благополучия.

Заключение

Существует много определений счастья. В контексте данной статьи можно сказать, что счастье – это состояние человека, нашедшего баланс между материальными и духовными ценностями в своей жизни и научившегося его поддерживать. Увы, сделать это удаётся не всем. Многие люди забывают о морали и нравственности, пытаясь угнаться за успехом и не понимая, что если в душе нет гармонии, успех счастья не принесёт. Поэтому так важно заботиться о духовных ценностях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данный момент состояние духовности и нравственности Российского общества переживает один из важнейших исторических моментов, который можно назвать духовно-нравственным кризисом. Данная сложившаяся ситуация обусловлена социокультурными факторами, такими как: индивидуализм, безответственность, безнравственность и т.д. Сама специфика необходимости развития духовных ценностей человека связана с обострением глобальных проблем, которые всё чаще и чаще появляются с развитием общества, а также развитием личности и её участи в самых различных сферах жизни общества. Сегодня уже всем понятен смысл и причины духовно нравственного кризиса. Основная причина – это то, что само стремление к духовному, нравственному заменилось поиском наслаждений и удовольствий, предпочтение духовным ценностям и ориентирам материальных ценностей, именно эти факторы оказали огромное влияние на состояние нравственного воспитания современного поколения.

При этом если мы говорим о нравственности, то совершенно очевидно, что врождённой нравственности не существует, ведь нравственность – это в первую очередь основа личности человека, которая несёт в себе огромную роль, ведь недостаток нравственного воспитания это один из наиболее серьёзных последствий духовно-нравственного кризиса, а также одно из самых ужасных зол для современного поколения. По моему мнению именно с недостатка нравственного воспитания начинается разложение человеческой души, но есть и другие факторы, которые не то, чтобы оказывают отрицательное влияние, а просто катастрофичны, так как стимулируют разложение не только человеческой души, но и индивидуальности, духовных ценностей.

На решение данных проблем не можно повлиять только масштабно, то есть с помощью государственной поддержки. В нашем случае можно помочь только развитию в привитии современному поколению нравственности. При этом на современном этапе изучения духовности человека, многие учёные говорят, что она связанна с наследственностью, поэтому при формировании духовных ценностей человека стоит учитывать и биологические предпосылки. Так же большое влияние на формирование ценностных ориентиров человека оказывает окружающая среда, она в свою очередь может как способствовать, так и препятствовать формированию ценностных ориентиров. Воспитание тоже влияет на этот процесс, про этом можно сказать, что человек и сам себя воспитывает.

Можно сказать, что своего рода основой духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в России является не только семья и педагогика, но и религиозная культура. Именно на её основе духовно-нравственное становление человека и духовно-нравственное воспитание в России активно содействовали друг другу. Их содействие в свою очередь помогало расширить картину мира. Тема религии присутствует везде и в истории, и в культуре, поэтому, не зная основ религии мам становиться труднее понять этот мир и его законы.

Мезенцева В. Д. – ст. преподаватель кафедры языковой и психолого-педагогической подготовки.

Характерной особенностью современной цивилизации является нарушение принципа единства общественных и личных интересов. В условиях глобализации нарушение этого принципа может привести к гибели всего человечества. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно быстрее перейти к формированию духовных ценностей, поскольку они являются стратегическими ориентирами человека в различных сферах его жизнедеятельности, определяют весь образ его жизни. Проблеме формирования духовных ценностей посвящена статья.

Сегодня многие биологи, генетики связывают духовность человека именно с его наследственностью. Советский философ Э. Ильенков, разрабатывая методологические подходы к воспитанию и образованию, напротив, утверждал абсолютную социальность человеческой природы и считал, что с помощью эффективных способов воздействия можно любого человека сделать великим композитором, великим художником, ученым, другим великим человеком. В качестве одного из существенных аргументов он использовал результаты работы В. П. Мещерякова и его сотрудников по обучению и воспитанию слепоглухонемых. Эти люди, полностью лишённые обычных для человека каналов связи с окружающим миром, благодаря определённой методике сумели стать полноценными членами общества – знающими, творчески продуктивными, нравственными, т. е. духовно богатыми людьми.

В-третьих, важным способом воздействия на факторы формирования духовных ценностей является влияние окружающей среды за пределами вуза и независимо от целенаправленного воспитания. Эта среда может быть как положительной, так и отрицательной, как способствующей, так и препятствующей процессу формирования духовных ценностей. И, в-четвёртых, нужно учитывать процесс самовоспитания, когда воздействие на факторы, формирующие духовные ценности, осуществляется изнутри, самим воспитуемым.

Все четыре способа должны осуществляться во взаимодействии. Поясним сказанное на примере формирования духовных ценностей на занятиях по психологии, основам добрососедства, этики, эстетики и др. гуманитарных дисциплинах. На этих занятиях студент получает знания и приобретает навыки делового общения и межличностных отношений, выступающих неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей. Бесспорно, что эффективность этих занятий будет зависеть от биологических, психологических характеристик личности студента, таких как активность, общительность, организованность, внимательность, сосредоточенность и др. Хорошо известно психологам, что врождённые темпераменты в социальном плане проявляются по-разному. Меланхолик в соответствующих социальных условиях оказывается исключительно системно упорядоченным, а холерик – исключительно инициативным. Поэтому учёт и дальнейшее развитие биологических и психологических характеристик, формирование на их основе деловых качеств, профессиональных навыков и успешное применение знаний будет зависеть от организации обучения и воспитания. А закрепление устойчивого интереса, мобилизации усилий – от характера влияния окружающей среды. И, наконец, никакие внешние воздействия, и внутренние предпосылки не приведут к устойчивому результату, если жизненная позиция человека окажется пассивной, если отсутствует его стремление активно проявлять свои способности и использовать внешние условия. Самовоспитание, как способ воздействия на факторы, формирующие духовные ценности, зависит от наличия в человеке духовных сил: ума, сердца и воли. Об этих духовных силах разговор особый. Также следует отдельно уделить внимание содержанию других способов воздействия на факторы, формирующие духовные ценности. В данной статье речь пойдёт о сущности и содержании целенаправленного формирования духовных ценностей.

К способам целенаправленного воспитания духовности относятся просвещение, т. е. передача знаний о духовных ценностях и путях их формирования; организация сознательного поведения, формирующего положительный опыт и закрепляющего результаты просвещения; контроль поведения, соответствующего формируемым духовным ценностям; стимулирование и принятие санкций поощрения и наказания.

Просвещение осуществляется в различных формах. Это и чтение лекций, проведение практических занятий по закреплению теоретических знаний, организация самостоятельного чтения соответствующей литературы, проведение бесед, заседаний различных дискуссионных клубов, диспутов. Любая из этих форм должна осуществляться на основе принципов толерантности, объективности и проблемности. Толерантность предполагает уважительное отношение к различным формам духовности: стремление к истине, красоте, добру, творческому созиданию, святости. Положительное отношение человека к духовным ценностям и неприятие антиценностей должно базироваться не только на эмоциях. Необходимость формирования духовных ценностей требует научного обоснования, а это предполагает, что каждых принявший эти ценности должен уметь проверить и доказать правильность своего выбора – и во внутреннем диалоге с самим собой, и в споре с противоположной позицией.

Просвещение воздействует на ум, но может ли знание без культуры чувств гарантировать подлинную духовность? Просвещение не достаточно для формирования духовности, но оно необходимо, так как в сложном и динамичном развитии современного общества одни только чувства и хорошие традиции не позволяют разобраться в том, в чём подлинный смысл жизни, добро, красота, где эгоцентризм, а где самовыражение. В жизни возникают очень сложные ситуации.

Чтобы знания о духовности и сами духовные ценности закрепились в сознании, а затем воплотились в поведении, они должны быть закреплены в деятельности, перейти в привычку поступать должным образом. Как поступать соответствующим образом, тоже надо знать и уметь. Поэтому важнейшая задача целенаправленного воспитания состоит в организации сознательного поведения.

Между сообщёнными знаниями и предъявленными требованиями, с одной стороны, и следующим за ними реальным поведением – с другой, должна быть обратная связь, что и достигается с помощью контроля. Контроль должен быть постоянным и объективным и не превращаться в мелочную и унизительную опеку, подобно проверке точного выполнения технологических норм при производстве какого-то продукта. Ведь формирование духовных ценностей – это творческий процесс.

Но что делать обществу, коллективу с молодыми людьми, которые плохо поддаются целенаправленному воспитанию, безразличны к духовным ценностям, руководствуются в своём поведении другими образцами, не реагируют на требования коллектива и ничего не боятся? Откуда и почему они такие? Одна из причин заключается в непосредственном влиянии окружающей среды. Здесь мы подошли к следующему способу воздействия на факторы, формирующие духовные ценности, – организация окружающей среды. Об этом в следующей статье.

В заключение следует сказать, что основные проявления человеческой жизнедеятельности: труд, потребление и общение – в условиях современной цивилизации могут быть подлинно человеческими, а могут оказаться чуждыми человеку. Чтобы возможности современной цивилизации были использованы в труде, потреблении и общении для свободного выражения сущностных сил человека, требуется единство целенаправленного воспитания, организации среды и самовоспитания. Высокий уровень информационных технологий в производстве, социальная справедливость, политическая стабильность – это материальные основы человеческой жизнедеятельности. Сознательное, творческое отношение к труду, разумность потребностей и интересов – это основы духовные. Взаимодействие этих основ обеспечивает успешное развитие человека, общества и природы. Без материальных условий духовность, духовные ценности остаются мечтой утописта, его личным достоянием. Без духовных ценностей материальные предпосылки – будучи средствами, а не самоцелью – либо реализуются недостаточно эффективно, либо начинают работать на антиценности. И потому духовные ценности не роскошь, а условие гармонии между миром и человеком.

Ключевые слова: духовные ценности; факторы, формирующие духовные ценности; способы воздействия на факторы, целенаправленное воспитание.

1. Анциферова Л. Восхождение к разуму. Диалоги. – М., 1979 г.

2. Макаренко А. С. О воспитании молодёжи. – М., 1951 г.

3. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М., 2004 г.

Характерною особливістю сучасної цивілізації є порушення принципу єдності громадських та особистих інтересів. В умовах глобалізації порушення цього принципу може призвести до загибелі всього людства. Щоб цього не сталося, необхідно якомога швидше перейти до формування духовних цінностей, оскільки вони є стратегічними орієнтирами людини в різних сферах його життєдіяльності, визначають весь спосіб його життя. Проблемі формування духовних цінностей присвячена стаття. Ключові слова: духовні цінності; чинники, що формують духовні цінності, способи впливу на фактори, цілеспрямоване виховання.

A characteristic feature of modern civilization is a violation of the principle of unity of public and private interests. With the globalization of violation of this principle can lead to death of all mankind. To prevent this, you must immediately proceed to the formation of spiritual values, because they are strategic orientations rights in various spheres of its activities, define the whole way of life. The problem of the formation of spiritual values of the article. Keywords: spiritual values, factors shaping the spiritual values, ways of influencing factors, targeted education.

Читайте также: