Кодификация законодательства это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно - правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация - это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации:

2. Отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (например, уголовный или гражданский кодексы)

3. Специальная (комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).

Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.

На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.

Выделяют три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно - правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко . Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы).

Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли - процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода - задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации - удел практики.

Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

Кодификация законодательства - это форма коренного переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, освобождение нормативного массива от устаревших норм, которые не оправдали себя.

В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать действующие нормы, оправдавшие себя, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания внутренне согласованным, чтобы обеспечивалась максимальная полнота регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена ​​на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, преодолеть противоречия и несогласованность между ними.

Кодификация - это форма правотворчества. Она является обобщением действующего регулирования, направленным на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики и преодолевают пробелы правового регулирования. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и др.), заменяет ранее действующие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание в кодификации упорядочения и обновления законодательства позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

- В кодифицированном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

- Такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные, борьбу с преступностью и т.д.);

- Как итог совершенствования законодательства кодификацийний акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимосвязанных предписаний. Он является единственным, внутришньоповьязаним документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

- Кодификация направлена ​​на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодифицированного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, которые являются предметом регулирования такого акта, их динамику;

- Предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация закрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодифицированный акт, конечно, возглавляет систему взамоповьязаних нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

- Акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, который обеспечивает более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования.

В юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации. Первый вид - это общая кодификация, под которой понимают принятие целого ряда кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов в виде "кодекса кодексов". Второй вид - это отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли права (Гражданский, Трудовой, Уголовный кодексы и т.д.). Кроме того, существует специальная (комплексная) кодификация, включает акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы и т.п.).

Кодифицированные акты могут внешне выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства, которые активно используются законодательной практикой.

Основы законодательства обычно возглавляют те или иные отрасли или институты права, обеспечивающие взаимосогласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы). В них определяются единые для всех субъектов принципы регулирования, предоставляемых определения важных понятий, используемых в соответствующей сфере.

Однако наиболее употребляемым видом кодифицированного акта является кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирует определенную сферу отношений и подлежит непосредственному применению. Он или полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему наиболее важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.

Кодекс - оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенному направлению, действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу. Сегодня большинство отраслевых кодексов Украины требует существенной переработки. Соответствующая работа в этом направлении постоянно ведется.

Теория права по характеру отношений, которые регулируются, разделяет все кодексы на отраслевые или комплексные (межотраслевые). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, которая определяет деление права на отрасли и институты. Это - Уголовный, Гражданский кодексы, Кодекс законов о труде и т.п.. Комплексный кодекс систематизирует нормы, собранные вместе не по отраслям права, а по другим основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединенные единой концепцией, общими принципами регулирования значительной сферы отношений (Воздушный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) .

Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства необходимо в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающих научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано стать дополнительным направлением кодификационных работ.

В правовой системе могут существовать и другие виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и тому подобное.

Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций или ту или иную сферу государственной деятельности (Устав железных дорог и т.п.).

Положение регламентирующих правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций. Это - кодификационные акты специального действия, которые могут выдаваться не только законодательными, но и другими правотворческими органами, например, правительством. Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

В ряде случаев кодифицированный акт может приниматься в форме закона без дополнительного названия (например, Закон об образовании и т.д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных производится в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и одновременного внесения нормативных новелл.

Правовая система Украины изначально должна формироваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованные и взаимосогласованные система кодифицированных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность действующих норм, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства.

Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более рельефным с последующим формированием правовой системы, углубления правового регулирования. Однако необходимость быстро, оперативно восполнять пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно требует от законодателя принимать отдельные акты по узким темам, частным вопросам. В результате этого нормативный массив интенсивно растет и вместе с тем создается больше возможностей для появления новых пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.

В перспективе издание кодификационных актов должно превратиться в важную форму законотворчества. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, а также пробелов и противоречий регулирования - это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненных блоков регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификации, предпочитая последний.

Генеральной линией совершенствования украинского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его общего кодификации. Для этого следует создавать кодификационные блоки, которые не только соответствовали задачам действующего упорядочения законодательства, но и были бы рассчитаны на включение в будущий кодификацийний свод. Действующие акты целесообразно составлять так, чтобы их, по возможности, не разделяя на части, можно было включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.

Кодификация законодательства - наиболее совершенный вид систематизации законодательства, заключающийся в коренной переработке действующих ранее нормативно-правовых актов в процессе осуществления правотворческой деятельности, устранении противоречий, неточности, искажений, а также восполнении пробелов, создании на этой основе нового кодифицированного акта (кодекса, устава), заменяющего все прежние действующие акты по этому вопросу.

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект . Т. Н. Радько . 2011 .

Смотреть что такое "Кодификация законодательства" в других словарях:

Кодификация — упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.). Современное понимание кодификации отлично от… … Элементарные начала общей теории права

Кодификация — Кодификация упорядочивание какого либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом. Кодификация играет важную прогрессивную роль в… … Википедия

КОДИФИКАЦИЯ — (ново лат., этим. см. пред. слово). Составление, систематическое объединение законов страны. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОДИФИКАЦИЯ новолатинск.; этимологию см. Кодификатор. Составление свода… … Словарь иностранных слов русского языка

Кодификация — (лат. codificatio, от codex собрание законов + facio делаю; англ. codification) наиболее сложная и совершенная форма систематизации нормативных правовых актов, предполагающая упорядочение правовых норм, которое сопровождается переработкой их… … Энциклопедия права

КОДИФИКАЦИЯ — (лат. codificatio) 1) систематизация, упорядочение информационных, учетно статистических материалов, документов посредством их кодирования; 2) деятельность правотворческих органов государства по сведению к единству нормативно правовых актов путем … Юридическая энциклопедия

КОДИФИКАЦИЯ — деятельность право творческих органов государства по созданию нового, систематизированного нормативно правового акта; осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства. В процессе К. отбрасывается устаревший… … Юридический словарь

КОДИФИКАЦИЯ — форма систематизации законодательства, результат которой составление нового сводного акта (напр., кодекса, устава) … Большой Энциклопедический словарь

КОДИФИКАЦИЯ — (от лат. codex книга, перечень и facero делать) англ. codification; нем. Kodifiezierung. 1. Приведение в систему определенных норм. 2. Систематизация научных знаний и построение теории. 3. Упорядочение госуд. законодательства в отдельных отраслях … Энциклопедия социологии

кодификация — Способ систематизации законодательства. В отличие от инкорпорации при К. не ограничиваются внешней обработкой нормативного материала, его расположением в определенном порядке, но пересматривают заново все имеющиеся в соответствующих отраслях… … Справочник технического переводчика

КОДИФИКАЦИЯ — один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего нормативно правового материала,… … Энциклопедия юриста

Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойство кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация обладает рядом характерных черт:

1) в кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;

4) кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру (части, разделы, главы и другие подразделения). Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобства их использования.

Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства, которая активно используется в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.

Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимоувязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты как Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, Основы законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г. № 5341-I, Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I с последующими изменениями.

Чаще всего используемый вид кодификационного акта - это кодекс. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс РФ), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.

В ряде случаев, установленных законодательством, кодекс, будучи законодательным актом, приобретает более высокую юридическую силу, чем обыкновенный закон. Так, в ч.2 ст.3 Гражданского кодекса РФ установлено, что "нормы гражданского права, содержащихся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу".

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это Уголовный, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Трудовой кодексы РФ и др. Кодексы систематизируют нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям, например, сфере государственной деятельности, отрасли хозяйства или социально-культурного строительства. Они объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области общественных отношений (Воздушный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и др.).

В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов, уставы, положения, правила и т.д.

Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Комитета федеральной криминальной милиции Министерства внутренних дел РФ по Белгородской области[424]), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной деятельности (например, Устав железнодорожного транспорта РФ[425], Устав автомобильного транспорта РСФСР[426]). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ[427], дисциплинарный устав и др.).

Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов РФ (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Министерстве финансов РФ[428], Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи[429] и др.).

Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, правила внутреннего распорядка).

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства.

В перспективе кодификационные акты призваны стать основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности в РФ. Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.

Контрольные вопросы

1.Что такое систематизация законодательства и каковы ее формы?

2. Каковы виды учета законодательства?

3. Проблемы автоматизации справочно-информационной службы по законодательству в Российской Федерации?

4. История создания собраний законодательства в России?

5. Каковы виды инкорпорации?

6. Понятие и назначение консолидации законодательства?

7. Каковы основные признаки кодификации законодательства?

8. Основные виды кодификационных актов?

Статья 55. Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда

Статья 55. Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда [Ст.55 наименование в редакции ЗП169 от 11.07.12, MO160-164/03.08.12 ст.545] (1) Нарушение трудового законодательства, законодательства об охране здоровья и безопасности труда [Ст.55

29. Кодификация права в XVI–XVII вв

29. Кодификация права в XVI–XVII вв В основу Судебника 1550 г. были положены статьи Судебника 1497 г. Но круг регулируемых вопросов стал шире. Появились специальные статьи о феодальном землевладении (вотчинах), о губном и земском управлении, подробнее регламентированы вопрос о

48. Кодификация права в XVIII в.

48. Кодификация права в XVIII в. Основным источником права в XVIII в. оставалось Соборное уложение 1649 г., появились и новые источники — манифесты, указы, уставы, регламенты, учреждения и др.Регламенты — это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и

86. Кодификация советского права в 1920-е гг

86. Кодификация советского права в 1920-е гг После Гражданской войны началась разработка гражданско-правового законодательства. Перед советским правом встал ряд важнейших правовых проблем, связанных с правовыми источниками и юридической техникой.Прежде роль

105. Кодификация права в 1950–1970 гг

105. Кодификация права в 1950–1970 гг Поскольку требовалось избавиться от наследия эпохи сталинизма, кодификационная работа велась интенсивно.В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права.В декабре

13. Кодификация римского права

13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права — к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия

§ 7.5. Кодификация законодательства

§ 7.5. Кодификация законодательства Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также

5. Кодификация римского права

5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии

Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского

Кодификация и обновление права

§ 39. Кодификация Юстиниана

§ 39. Кодификация Юстиниана Все указанные опыты частных и официальных компиляций вызывались одною общей потребностью — иметь какой — либо единый сборник права, единый свод, в котором было бы суммировано как jus vetus, так и императорское законодательство, и который мог бы

Читайте также: