Создание азово моздокской линии кратко

Обновлено: 05.07.2024

День Ставропольского края -210 лет Ставропольской губернии. Ставрополье – край легендарный, край исторический.

– Николай Анатольевич, в преддверии Дня края, который в этом году пройдет под знаком 210-летия Кавказской губернии и Года российской истории, юбилейная дата Азово-Моздокской линии смотрится особенно уместно и гармонично.

– Как и сам факт появления Азово-Моздокской линии, в истории которой было три важных этапа. Между прочим, о самом первом из них пока еще никто в науке подробно не говорил, этому посвящена готовящаяся мною научная публикация. Обычно ученые ведут отсчет описываемых событий традиционно с заключения в 1774 году Россией и Турцией Кючук-Кайнарджийского мира, по которому территория Предкавказья отошла к России, и здесь начали строить Линию укреплений. Но еще за год до этого Россия заключает мирный и союзный трактат с ханством Крымским. По нему России отходит Кабарда – тогда доминирующая военно-политическая сила на Северном Кавказе: именно кабардинцы контролировали Предкавказье. Крым в этой связи почему-то смешивают с Турцией, хотя это было отдельное государство, пускай и называвшееся вассалом Турции.

– А ведь кабардинцы давным-давно хотели к России примкнуть…

– И возникла необходимость каких-то оборонительных укреплений, способных обезопасить новые южные рубежи…

– А уже на следующий год заключается и знаменитый договор с Турцией. Таким образом, исторически появление Линии обосновано двумя названными документами. Но уже в период между этими договорами на Кавказ направляется академик Российской академии наук Иоганн Гильденштедт, естествоиспытатель и путешественник из балтийских немцев на русской службе, автор первого описания и характеристики почв, растительности и животного мира южнорусских степей. Он первым из европейцев исследовал быт и культуру осетин, ингушей и других северокавказских народов. До последнего времени было принято считать, что Гильденштедт приехал на Кавказ только как ученый, изучая природу, народности, климат региона. И лишь недавно опубликованы документы, свидетельствующие, что он, проходя по Предкавказью, изучал также все имеющиеся ресурсы и фактически первым наметил очертания будущей Азово-Моздокской линии.

– Видимо, ему все же поставили такую цель, но почему послали не военного, а ученого?

– Так нередко случается в истории, память которой не всегда одинаково справедлива…

– Но прежде всего Линия рождалась из большой международной политики… В дело вступают уже более известные нам фигуры – сведущий в пограничных делах генерал И. Якоби, опытный строитель границ полковник И. Герман, полковник Н. Ладыженский… Осенью 1776 года они, основываясь на записках Гильденштедта, проехали этим путем уже как военные. Надо отдать им должное: время выбрали очень умно – осенью здесь чистый воздух, уходит растительность, хорошо просматривается рельеф местности. В свои подзорные трубы они из крепости Марьинской смотрели на Кавминводы, из Ставропольской – на Эльбрус и т. д.

Есть еще одна ошибка, которую постоянно тиражируют: в 1777 году одновременно заложили все десять крепостей Линии, хотя сначала заложили восемь, две – Московскую и Донскую – начали сооружать только через три года. Потому что в конце 1777 года как раз восстали кочевавшие в этих местах ногайцы, для усмирения был создан Кубанский корпус во главе с А. Суворовым. Он их не только усмирил, но и за короткий срок построил оборонительную линию из двадцати укрепленных пунктов впереди правого фланга Азово-Моздокской линии по Кубани.

– А сколько из десяти крепостей Линии находилось на земле Ставрополья?

– Девять. Одна – Екатериноградская, недалеко от Новопавловска, на реке Малке – в современной Кабардино-Балкарии. Но до 1920 года эта крепость была на территории Ставропольской губернии, пока не начались прирезки земель национальным субъектам. Тут следует сказать уже о том, что военная составляющая Азово-Моздокской линии, как ни странно, не главная!

– Как оказалось впоследствии… Хотя изначально была главной, ведь тогда еще до мирного сосуществования было очень далеко…

И все же постепенно военное значение Линии начало убывать, с опорой на торговлю, развитием экономики, освоением ресурсов Кавказа, получением таможенных доходов она превратилась в становой хребет российской государственности. Через восемь лет после основания Линии Екатерина учреждает Кавказское наместничество, часть крепостей (которые еще строятся) – Георгиевск, Александровская, Ставрополь – объявляют городами и центрами образованных уездов. К тому же Линия географически совпадает со стратегическим трактом, связующим Россию с Кавказом. А развитие коммуникации — это не просто дорогу построить, но и целую сопутствующую инфраструктуру создать. Ну и за спинами солдат и казаков с 1785 года идет активное мирное заселение Предкавказья, благодаря чему русская армия и казачество стали снабжаться провизией не за 500 км, как до того. Другой принципиальный момент: немаловажной задачей Линии было оградить от набегов горцев местные степные народы — более миролюбивых ногайцев и туркмен, лояльных к России.

Кроме того, на базе Линии предпринимаются первые попытки сформировать новую административную единицу в составе России. Получилось не все и не сразу, но работа эта велась, хотя пока еще без учета местных реалий…

– Тем не менее Линия все-таки какое-то время еще сохраняла и военное значение?

– Почему же крепости оказались не нужны, где была в это время армия?

– И здесь прослеживается центровое положение Ставрополья…

– Наконец, в 1822 году находят такое решение противоречий: назначают одного начальника Кавказской области с военными и гражданскими властными полномочиями. Была мысль при этом все население на Азово-Моздокской линии оказачить, сделать край полностью военизированным по примеру Войска Донского. Причислили было к казачьему сословию 33 крестьянских селения…

– А можно ли сделать это росчерком чиновного пера? И как сами крестьяне к этому отнеслись?

– С большой неохотой… Правда, в виде поощрительного пряника им давалось больше земли… Ситуацию переломили два человека: император Николай l и начальник Кавказской области П. Вельяминов, добившийся у царя в помощь себе гражданского губернатора.

– Местные жители и сегодня отлично помнят эти все понятия, так что военная история жива! Не случайно тема Линии прослеживается в экспозициях нашего музея. Наши сотрудники провели на Линии натурные исследования, зафиксировали все ее сохранившиеся остатки, например, в крепости Павловской, Марьинской, Ставропольской, Донской, Московской… Уверен, все это надо обязательно музеефицировать. Проведенные рекогносцировочные исследования показали важность выявления и сохранения остатков фортификационных объектов Азово-Моздокской линии. Наряду с археологическими, архитектурными, историческими и другими памятниками они являются неотъемлемой частью нашего историко-культурного наследия.

– И чем не маршруты для развития туризма в дальнейшем?

– В музеях края уже разрабатываются местные экскурсии — в Красногвардейском, Донском, Александровском, на очереди Георгиевский и Новопавловский. Линия ведь не на пустом месте возникла. Мы же и спустя 235 лет помним ее с благодарностью и продолжаем ездить по старинному Черкасскому тракту…

Первой заложили крепость Святой Екатерины, вслед за ней Павловскую (Святого Павла), Марииинскую (Святой Марии), Донскую, Московскую. К 1789-му году на линии от Моздока до Азова была создана система из крепостей, станиц, фортов и редутов. Сюда вошли существующие укрепления, а вдобавок было построено больше 30 новых объектов. В их числе Андреевская, Георгиевская, Ставропольская, Северная, Владимирская, Константиногорская крепости.

Это была первая оборудованная государственная граница на территории Кавказа. Попутно она связывала Россию с Грузией и Закавказьем и помогала поддерживать порядок в регионе. Первыми жителями новых укреплений были Волжские и Хоперские казаки. Затем в станицы подтянулись переселенцы. Активному развитию территорий способствовал указ императрицы о раздаче земель, после чего в регионе появились и дворяне.

Азово-Моздокская линия изначально имела оборонительные задачи. В ее структуре была четко отлаженная система подчинения. У каждой крепости был собственный начальник, который подчинялся командиру линии, а тот, в свою очередь, подчинялся командующим Кавказской линией, куда входила Азово-Моздокская линия. При каждой крепости существовали укрепленные казачьи станицы. Через каждые 30 верст были организованы форты и редуты.

Пограничную и дозорную службу выполняли казачьи отряды, в том числе из Волжского казачьего войска, переведенного сюда в 1777 году. Впрочем, в серьезных военных конфликтах линия так и не участвовала. Из-за ее мощи и неприступности противнику приходилось лишь отступать. Так, в 1779 году князь Дулак Султан напал на Александровскую крепость, но вынужден был уйти. Попробовав удачу со Ставропольской крепостью, получил тот же результат и скрылся с остатками отряда.

Наибольшее количество нападений пришлось на долю Константиногорской крепости, поскольку она стояла на пути из Кабарды в Закубанье.

В 1816 году по настоянию генерала Алексея Ермолова Азово-Моздокскую линию укрепили и создали дополнительную крепость на берегах Сунжи. Параллельно шло строительство Черноморской и Кубанской крепостей, не входивших в состав линии, но укрепивших российские позиции на южных границах и ослабивших значение Азово-Моздокского пограничного комплекса.

В 19 столетии крепости в составе линии утратили важность и служили, в основном, для охраны путей из Северного Кавказа в Закавказье. Часть станиц расселили или перевели в другие места. К 1829 году Азово-Моздокская линия окончательно превратилась из оборонительной системы в цепочку поселений, а в 1864 году после окончания Кавказской войны была полностью ликвидирована. Из ее крепостей впоследствии выросли города Ставрополь, Новопавловск, Екатериноград (ныне станица Екатериноградская), Георгиевск, Пятигорск, Кисловодск.


…В течение 1775–1776 гг. под общим руководством князя Г. А. Потемкина был разработан проект устройства линии, который Екатерина II подписала 24 апреля 1777 г. Согласно этому проекту Азово-Моздокская линия состояла из 10 опорных крепостей. На практике выяснилось, что одна крепость на реке Буйволе оказалась лишней, поэтому конечный вариант подразумевал устройство 9 крепостей, которые располагались в следующем порядке после Моздока:

Св. Екатерины (ст-ца Екатериноградская в Кабардино-Балкарии);

Св. Павла (г. Новопавловск);

Св. Марии (у современного пос. Фазанного Кировского района);

Св. Георгия (г. Георгиевск);

Св. Александра Невского (с. Александровское);

Северная (с. Северное);

Ставропольская (г. Ставрополь);

Московская (с. Московское);

Донская (с. Донское).

Таким образом, 8 из 9 крепостей линии располагались на территории Ставропольского края.

Для строительства линии направлялись Владимирский драгунский и Кабардинский пехотный полки, Волжский и Хоперский казачьи полки, а также два батальона егерей.

Для прикрытия работ прибывали два казачьих полка с Дона, которые должны были совершать разъезды и нести дозорную службу.

Линия делилась на две дистанции: левую, от Моздока до Александровской крепости, с центром в Георгиевске; правую, от Северной до Маныча и Дона, с центром в Ставрополе. Командование всей линией на начальном этапе находилось в Георгиевской крепости.

Возведение линии началось летом 1777 г. В первую очередь строились крепости левого (восточного) фланга, стыковавшегося с Терской кордонной линией, которую теперь стали называть старой линией.

К началу октября левая дистанция из пяти крепостей и вспомогательных укреплений была в основном отстроена. Для завершения работ и несения регулярной пограничной службы здесь оставались Кабардинский пехотный и Волжский казачий полки.

Владимирский драгунский полк под командованием полковника И. Шульца перебрасывался на правый фланг, где уже в двадцатых числах октября были заложены Северная и Ставропольская крепости. Прикрытие работ с частичным участием в строительстве осуществлял полк донских казаков в пятисотенном составе.

В 1778 г. Ставропольская и Северная крепости были закончены. Западнее Ставрополя линия достраивалась позже.

Нам удалось выяснить фамилии первых строителей и комендантов крепостей: Екатериноградская – капитан Гиль, Павловская – капитан Денисов, Марьинская – капитан Бас, Георгиевская – полковник Барабанщиков, Северная – майор Гартог, Ставропольская – полковник Шульц. Как видим, строительство и руководство центральными Георгиевской и Ставропольской крепостями поручалось полковникам, а второстепенными укреплениями – чинам пониже.

В связи с этим следует внести одно уточнение, касающееся строительства Ставропольской крепости. До недавнего времени исследователи данной темы связывали основание Ставрополя с полковником Н. Ладыженским. Г. Н. Прозрителевым в 1916 г. на территории бывшей Ставропольской крепости восточнее алтаря полковой церкви было исследовано захоронение с останками в форме полковника, датируемое концом XVIII в. Г. Н. Прозрителев предположил, что это мог быть Н. Ладыженский. Такой версии затем придерживались и другие исследователи Ставропольской крепости.

Однако последние разыскания показали, что в 1782 г. Н. Ладыженский, будучи уже в звании генерал-майора, перевелся вслед за И. В. Якоби в Оренбург, затем в Иркутск, после чего его следы затерялись.

Архивная биография полковника И. И. Шульца обрывается на периоде его службы в Ставропольской крепости. Поэтому логичнее было бы предположить, что непосредственный строитель крепости И. И. Шульц погиб или умер в Ставрополе, где и был похоронен у алтаря полковой церкви.

В 1778 г. и в 1779 г. Азово-Моздокскую линию и Ставропольскую крепость посещал и инспектировал А. В. Суворов, который дал высокую оценку проделанной работе.

Охонько Н. А.

// Ставропольский хронограф на 2002 год. – Ставрополь, 2002. – С. 246–247.

Хопёрские казаки первыми поселились в крепостях.

Почему появилась необходимость её строить? В последние годы учёным удалось найти новые документы, по которым удаётся установить причины.

Тифлисские ворота восстановили лишь в 1998 году.

Когда Ставрополь стал городом?

Как мы уже писали, крепости Азово-Моздокской оборонительной линии основали хопёрские казаки. Но параллельно в новые, дикие тогда места активно переселялись представители всех сословий.


Кто переселился на Кавказ?

Пока ещё плохо изученная тема – старообрядцы на Кавказе.


Кандидат исторических наук Екатерина Соснина рассказала о малоизученной до сих пор теме – воспоминаниях французов о крепостях Азово-Моздокской линии.

Читайте также: