Кодекс феодосия содержание кратко

Обновлено: 04.07.2024

первый законодательный сборник конституций (см.) римских императоров (К. Грегориана и Гермогениана — частные издания), изданный императором Феодосием II 15 февраля 438 г., вступивший в силу с 1 января 439 г., тогда же принятый и на Западе, с одобрения императора Валентиана III и римского сената. Поводом к его изданию послужило печальное состояние юриспруденции, не справлявшейся не только со всем "бесчисленным множеством книг" старых римских юристов, но и с сочинениями пяти из них, только что, по закону о цитатах 426 г., получившими силу закона. "Масса императорских конституций", выросшая со времени издания К. Грегориана и Гермогениана, еще больше, по словам акта "de Theodosii codicis auctoritate", затрудняла практическое применение права.Желая придти на помощь науке и правосудию, Феодосий сперва установил план издания двух сборников: одного — составленного по образцу Грегорианова и Гермогенианова, со всеми императорскими рескриптами и конституциями, без различия отмененных и не отмененных, и предназначенного по преимуществу для изучения права, и другого — для практического употребления, с одними лишь действующими законами и извлечениями из сочинений юристов, необходимыми для практики. В последнем должны были быть устранены все ошибки, противоречия и сомнительные места; ему Феодосий и желал дать свое имя. Этот план, схожий с позднейшим Юстиниановым, комиссией, назначенной в 429 г. для его исполнения, осуществлен не был. Новой комиссии 435 г. предписано было ограничиться только первой из поставленных задач — составить сборник всех императорских конституций, лишь с некоторыми сокращениями, устранением двусмысленных мест и необходимыми добавлениями. Работа на этот раз была выполнена, хотя и с значительными погрешностями: пропущен ряд конституций еще действовавших и внесены имевшие лишь временное преходящее значение; пользование правом сокращений привело в некоторых случаях к изменению текста старых законов и т. д. Огромное множество конституций, однако, было собрано в подлинном виде, разделено, по известной системе, на 16 книг и в титулах книг расположено в хронологическом порядке. В таком виде К. получил законодательную санкцию и имя Феодосиева. Историческое и научное значение этого законодательного памятника очень велико. Поддержав единство юридического развития в обеих частях римской империи, сделавшись основой их дальнейшего юридического развития (конституции византийских и римских императоров, выходившие после К., присоединялись к нему под именем "Novellae constitutiones") и сохранив силу на Востоке до издания Юстиниановой компиляции, а на Западе — и после нее, он долго был одним из главнейших источников сведений о римском праве и проводником рецепции последнего в областях, занятых германцами. Он был положен в основание эдикта Теодориха (см.), вошел в сокращении (так называемый "Codex Theodosianus epitomatus"), как составная часть, в Бревиарий Алариха (см.) и т. д. Он является, вместе с тем, ценным источником сведений об истории римского права, даже гораздо более раннего. В цельном виде К. и до сих пор остается нам неизвестным: в известных теперь рукописях его до сих пор не достает около половины 1-й книги, большей части книг 2-5 и 1, 2 и 11 титулов книги 6-й. Долгое время и все первые пять книг были известны лишь по Бревиарию Алариха; только в 1820 г. в библиотеках Турина и Милана открыты рукописи, содержащие известные теперь части этих книг. Восемь последних книг были известны, в рукописях ватиканской библиотеки, гораздо раньше (напечатаны в 1550 г.). В 1665 г. появилось издание Готофреда, с замечательными комментариями, имеющими цену и до сих пор, содержащее первые пять книг в виде извлечений из Бревиария, 6-ю и 7-ю, изданные Куяцием в 1566 г., и последние восемь книг. Новое и самое цельное издание К. Феодосия дал Генель в 1842-44 гг. под заглавием: "Codices Gregorianus, Hermogenianus, Theodosianus". Оно пополнено Krüger'ом на основании рукописей туринской библиотеки, в издании: "Codicis Theodosiani fragmenta Taurinensia" (1880).

первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначенной восточно-римским императором Феодосием II (опубликован 15 февраля 438). Изданию К. Ф. предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения — конституции императоров с 196 по 295) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках. К. Ф. состоял из 16 книг, разделённых на главы — титулы, включал все конституции, действовавшие в 313—437. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, которые были таким образом официально санкционированы. К. Ф. был принят соправителем Феодосия — западно-римским императором Валентинианом III и приобрёл обязательную силу и в Западной Римской империи.

В К. Ф. получили отражение те изменения, которые произошли в государственной и социальной жизни Римской империи, т. е. главным образом её феодализация.

Кодекс Феодосия — первый законодательный сборник конституций (см.) римских императоров (К. Грегориана и Гермогениана — частные издания), изданный императором Феодосием II 15 февраля 438 г., вступивший в силу с 1 января 439 г., тогда же принятый и на Западе, с одобрения императора Валентиана III и римского сената. Поводом к его изданию послужило печальное состояние юриспруденции, не справлявшейся не только со всем "бесчисленным множеством книг" старых римских юристов, но и с сочинениями пяти из них, только что, по закону о цитатах 426 г., получившими силу закона. "Масса императорских конституций", выросшая со времени издания К. Грегориана и Гермогениана, еще больше, по словам акта "de Theodosii codicis auctoritate", затрудняла практическое применение права. Желая придти на помощь науке и правосудию, Феодосий сперва установил план издания двух сборников: одного — составленного по образцу Грегорианова и Гермогенианова, со всеми императорскими рескриптами и конституциями, без различия отмененных и не отмененных, и предназначенного по преимуществу для изучения права, и другого — для практического употребления, с одними лишь действующими законами и извлечениями из сочинений юристов, необходимыми для практики. В последнем должны были быть устранены все ошибки, противоречия и сомнительные места; ему Феодосий и желал дать свое имя. Этот план, схожий с позднейшим Юстиниановым, комиссией, назначенной в 429 г. для его исполнения, осуществлен не был. Новой комиссии 435 г. предписано было ограничиться только первой из поставленных задач — составить сборник всех императорских конституций, лишь с некоторыми сокращениями, устранением двусмысленных мест и необходимыми добавлениями. Работа на этот раз была выполнена, хотя и с значительными погрешностями: пропущен ряд конституций еще действовавших и внесены имевшие лишь временное преходящее значение; пользование правом сокращений привело в некоторых случаях к изменению текста старых законов и т. д. Огромное множество конституций, однако, было собрано в подлинном виде, разделено, по известной системе, на 16 книг и в титулах книг расположено в хронологическом порядке. В таком виде К. получил законодательную санкцию и имя Феодосиева. Историческое и научное значение этого законодательного памятника очень велико. Поддержав единство юридического развития в обеих частях римской империи, сделавшись основой их дальнейшего юридического развития (конституции византийских и римских императоров, выходившие после К., присоединялись к нему под именем "Novellae constitutiones") и сохранив силу на Востоке до издания Юстиниановой компиляции, а на Западе — и после нее, он долго был одним из главнейших источников сведений о римском праве и проводником рецепции последнего в областях, занятых германцами. Он был положен в основание эдикта Теодориха (см.), вошел в сокращении (так называемый "Codex Theodosianus epitomatus"), как составная часть, в Бревиарий Алариха (см.) и т. д. Он является, вместе с тем, ценным источником сведений об истории римского права, даже гораздо более раннего. В цельном виде К. и до сих пор остается нам неизвестным: в известных теперь рукописях его до сих пор не достает около половины 1-й книги, большей части книг 2—5 и 1, 2 и 11 титулов книги 6-й. Долгое время и все первые пять книг были известны лишь по Бревиарию Алариха; только в 1820 г. в библиотеках Турина и Милана открыты рукописи, содержащие известные теперь части этих книг. Восемь последних книг были известны, в рукописях ватиканской библиотеки, гораздо раньше (напечатаны в 1550 г.). В 1665 г. появилось издание Готофреда, с замечательными комментариями, имеющими цену и до сих пор, содержащее первые пять книг в виде извлечений из Бревиария, 6-ю и 7-ю, изданные Куяцием в 1566 г., и последние восемь книг. Новое и самое цельное издание К. Феодосия дал Генель в 1842—44 гг. под заглавием: "Codices Gregorianus, Hermogenianus, Theodosianus". Оно пополнено Kr ü ger‘oм на основании рукописей туринской библиотеки, в издании: "Codicis Theodosiani fragmenta Taurinensia" (1880). В. Н.

официальный сборник постановлений римских императоров IV-V вв. Составлен по указанию императора Феодосия II. Опубликован в 438 г.

(лат. Codex Theodosianus) -первый официальный законодательный сборник конституций римских императоров, древнейшая из которых относится к 313 г., изданный восточно-римским (Византийским) императором Феодосией II 15.02.438 г. К.Ф. обнародован и вступил в силу в Вост. Римской империи 15.02.438 г., в Западной - 23.12.439 г. Кодекс применялся также в Галлии. К.Ф. был предпринят с целью практического правоприменения в судах и изучения права.

Историческое и научное значение К.Ф. состоит в том, что благодаря ему созданы условия единообразного юридического развития в обеих частях римской империи. К.Ф. закреплял порядки военно-бюрократической диктатуры и имущественные отношения рабовладельческого строя, фиксировал положения гражданского и уголовного права, легализовал новые феодальные производственные отношения и т.д.

(Codex Theodosianus) - офиц. законодат. сборник, изд. визант. имп. Феодосием II для практич. употребления в судах и изучения права в юридич. школах. Принят для Вост. Рим. империи 15 февр. 438, для Зап. империи - 23 дек. 438. Состоит из 16 кн., разделенных на титулы, в к-рых помещены в хронологич. порядке конституции христ. императоров Рим. империи 4 - нач. 5 вв. В К. Ф. заметно стремление легализовать новые феод. производств. отношения, подчиняя их, однако, общей структуре рабовладельч. гос-ва и не ограничивая рабовладельч. собственности. Колоны в К. Ф. прикреплялись к земле, причем часть их (энапографы) по статусу приближалась к рабам. К. Ф. закреплял порядки воен.-бюрократич. диктатуры и имуществ. отношения рабовладельч. строя, фиксировал положения гражд. и уголовного права и т. д. К. Ф. - ценнейший источник по истории экономич., политич., социальных, религ. отношений в позднерим. империи. Впервые появился в печати в 1550. До нашего времени дошел не полностью.

Публ.: (Theodosius II. Imperator): Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes, ed. Th. Mommsen et P. Meyer, 2 ed., vol. 1-2, Berolini, 1954.

(Codex Theodosianus) - первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала IV в., составлен в 435 г комиссией из 16 юристов, назначенной Императором Восточной Римской империи Феодосием П (опубликован 15 февраля 438 г.). Изданию К. Ф. предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения-конституции императоров с 196 по 295 гг.) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках. К. Ф. состоял из 16 книг, разделенных на главы - титулы, включал все конституции, действовавшие в 313-437 гг. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, которые были таким образом официально санкционированы. К.

был принят соправителем Феодосия - Императором Западной Римской империи Валентинианом III и приобрел обязательную силу и в Западной Римской империи. В К. Ф. получили отражение те изменения, которые произошли в государственной и социальной жизни Римской империи, т.е. главным образом ее феодализация.

(Codex Theodosianus) первый официальный сборник распоряжений римских императоров с начала IV в., составлен в 435 г комиссией из 16 юристов, назначенной Императором Восточной Римской империи Феодосием П (опубликован 15 февраля 438 г.). Изданию К. Ф. предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения-конституции императоров с 196 по 295 гг.) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках. К. Ф. состоял из 16 книг, разделенных на главы титулы, включал все конституции, действовавшие в 313-437 гг. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, которые были таким образом официально санкционированы. К. был принят соправителем Феодосия Императором Западной Римской империи Валентинианом III и приобрел обязательную силу и в Западной Римской империи. В К. Ф. получили отражение те изменения, которые произошли в государственной и социальной жизни Римской империи, т.е. главным образом ее феодализация.

лат. Codex Theodosia-nus) – первый официальный сборник конституций римских императоров (см. Конституции императорские). Этот сборник содержал конституции за период 313–437 гг. Сборник состоит из 16 книг, разделенных на титулы. Конституции Феодосия и других императоров (Марциана, Льва и др.), появившиеся после Ф. к., известны под названием Феодосиевых новелл (правильнее было бы сказать послефеодосиевых новелл).

(лат. Codex Theodosianus), один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим. императоров; составлен по распоряжению имп. Феодосия II, был обнародован в вост. части Римской империи 15 февр. 438 г. и вступил в силу 1 янв. 439 г.

Создание К. Ф.

Предпосылки систематизации

Непосредственными предшественниками К. Ф. считают составленные в кон. III в. в правление имп. Диоклетиана Грегорианов и Гермогенианов кодексы, к-рые также представляли собой сборники имп. постановлений, однако не получили офиц. признания. Оригинальный текст кодексов не сохранился, за исключением недавно обнаруженных фрагментов Грегорианова кодекса ( Corcoran, Salway. 2010. S. 677-678). О составе кодексов можно судить по их фрагментам, включенным в более поздние своды, в основном в Кодекс Юстиниана. Грегорианов кодекс состоял по меньшей мере из 13 книг. В него вошли преимущественно частные имп. рескрипты, а также эдикты и письма, начиная с правления имп. Адриана и заканчивая правлением имп. Диоклетиана. Затем в Гермогенианов кодекс были добавлены имп. постановления нач. IV в.

Что касается Грегория (Gregorius), или Грегориана (Gregorianus), то о нем ничего не известно ( Turpin. 1987. P. 625. N 19).

Оба кодекса имели характер частных собраний имп. конституций ( Wenger. Quellen. S. 534; вопреки общепринятому мнению офиц. характер сводов отстаивается в: Turpin. 1987. P. 620, 624-626; о кодексах см.: Liebs. 1964; Cenderelli. 1965; Corcoran. 2000. P. 25-42, 85-94).

Создание этих кодексов не могло решить проблему систематизации имп. конституций, которые в эпоху поздней империи становятся основным источником права. На протяжении IV в. было принято большое количество имп. конституций различного рода, поэтому назрела потребность в создании нового кодекса.

Существенной проблемой, требовавшей решения, являлась и необходимость систематизации т. н. права юристов. Юридическая доктрина по-прежнему оставалась одной из форм позитивации права, хотя и получила значение субсидиарного (дополнительного) источника права по отношению к имп. конституциям. Нормативно-правовой материал, представленный в сочинениях рим. юристов классического периода, необходимо было упорядочить, организовать т. о., чтобы исключить из него устаревшие положения, устранить противоречия и сделать его удобным для практического использования.

Программа 429 г.

В программе 429 г. определяются методы работы составителей с нормативноправовым материалом: конституции можно разбивать на отдельные фрагменты и размещать их в хронологическом порядке, с указанием даты принятия каждого акта и имен консулов, в различные титулы, в к-рых должны содержаться правовые нормы, регулирующие однотипные правоотношения. Отдельные фрагменты конституций могут не воспроизводиться в тексте кодекса: в него должны быть помещены только те части конституций, к-рые выражают суть соответствующих норм права.

Программа 435 г.

В программе 435 г. предусматривалось издание только одного кодекса имп. конституций. В К. Ф. должны были войти имп. конституции, изданные в форме эдикта и действовавшие в отдельных провинциях, хотя в первоначальном варианте программы предписывалось включать только те конституции, к-рые были изданы в форме эдикта и действовали на всей территории империи. Причину подобного отступления от первоначального замысла исследователи усматривают в практических трудностях, с к-рыми столкнулись составители К. Ф. при собирании конституций, когда невозможно было в существующих имп. или частных архивах найти оригинал конституции императора, действующей на всей территории империи, и приходилось использовать текст конституции, содержащей аналогичную норму, но изданной для отдельной провинции или городской общины ( Matthews. 2000. P. 60-61). Кроме того, существенно расширялись полномочия составителей кодекса по редактированию текстов имп. конституций.

Комиссия (комиссии) составителей

Введение К. Ф. в действие

Работа над созданием К. Ф. была завершена в 437 г. Имп. Феодосий II конституцией от 15 февр. 438 г. (Novell. Theod. I) вводит К. Ф. в действие с 1 янв. 439 г. в Восточной империи. Отменяются имп. конституции, принятые со времен имп. св. Константина I Великого. В судах позволяется ссылаться (за немногими исключениями) только на вошедшие в К. Ф. конституции, причем только на ту их редакцию, к-рая приведена в нем. Те имп. постановления, к-рые относятся к периоду до имп. Константина Великого, в частности те, к-рые вошли в Грегорианов и Гермогенианов кодексы и не были отменены последующими имп. конституциями, сохранили юридическую силу.

Конституции, изданные императорами вост. или зап. частей империи после обнародования К. Ф., вступают в силу в др. ее части только после их утверждения императором этой части посредством издания собственного постановления (Novell. Theod. I). Вступление в законную силу К. Ф. знаменует собой разделение de iure Римской империи на Западную и Восточную, фактически случившееся раньше - в 395 г.

Источники К. Ф.

Виды источников и их происхождение

Большую часть К. Ф. составляют письма (послания) императора высшим чиновникам, прежде всего префектам претория, а также викариям и проконсулам провинций; в К. Ф. включены и имп. послания сенату. Публикация имп. постановления в форме эдикта наместника провинции или принятие сенатом послания императора в форме сенатусконсульта (постановления сената) имело правовые последствия, однако ни наместник, ни сенаторы не могли в эпоху поздней империи изменить нормативно-правовое содержание имп. письма. По этой причине подобные письма приобрели юридическую силу собственно имп. эдиктов. В К. Ф. получили преобладание не имп. эдикты или сенатусконсульты, а имп. письма наместникам провинций (leges edictales) и послания сенату (см.: Sirks. 1986; Idem. 2007. P. 85, 86; Van der Wal. 1981).

В К. Ф. вошли также нек-рые рескрипты (предположительно CTh. II 8. 22; XII 1. 166) и фрагменты протоколов судебных заседаний, возглавлявшихся императором (CTh. VIII 15. 1).

По вопросу использования составителями К. Ф. архивов в науке существует две т. зр. Согласно одной из них, выдвинутой О. Зеком ( Seeck. 1919; в наст. время этой концепции придерживается, напр., Дж. Мэтьюс: Matthews. 2000. P. 60-61, 68), использовался не только архив имп. канцелярии в К-поле, но и зап. имп. архив в Равенне, а также провинциальные архивы документов, прежде всего архивы канцелярий наместников провинций. В том случае, когда в подписи к фрагменту имп. конституции, приводимому в К. Ф., указывается место получения постановления (accepta…) или его публикации (proposita…), речь идет, по мнению Зека, об экземпляре, обнаруженном составителями в провинциальном архиве. Следов., если в подписи указывается только место принятия постановления (data…), можно сделать вывод, что оно находилось в центральном архиве. В некоторых случаях составители могли размещать в К. Ф. фрагменты одной и той же конституции, обнаруженные в разных архивах.

Не существует единого мнения относительно того, вошли ли в К. Ф. помимо действующих имп. конституций также конституции, утратившие юридическую силу. Исследователи основывают свои суждения по этому поводу только на анализе вводных конституций К. Ф. и не рассматривают правоприменительную практику, связанную с имп. постановлениями, включенными в него ( Archi. Teodosio II. 1976. P. 36-37, 51-53).

Редактирование текстов императорских конституций. Проблема интерполяций. Leges geminatae (повторяющиеся постановления).

Вместе с тем полномочия составителей К. Ф. по редактированию текста имп. конституций не были столь широкими, как права составителей Кодекса Юстиниана. В основном текст сокращался, напр. устранялись указания на обстоятельства издания конституции (occasio legis - Van der Wal. 1980). Сопоставление текстов имп. постановлений, известных из др. источников (напр., из Сирмондиевых конституций), с фрагментами этих текстов в К. Ф. показало, что в отличие от Кодекса Юстиниана в К. Ф. тексты конституций воспроизводятся достаточно близко к оригиналу. В результате поиск в тексте К. Ф. интерполяций, сделанных его составителями, оказался непродуктивным ( Honor é . 1998. P. 152-53).

Разделение имп. конституций на фрагменты привело к тому, что в К. Ф. имеются ошибки, связанные, как правило, или с повторением одного и того же фрагмента в разных титулах (leges geminatae), или с размещением фрагментов одной и той же конституции последовательно в одном и том же титуле (leges in eodem titulo divisae). Наименьшее количество повторений одних и тех же фрагментов (иногда с небольшими изменениями) приходится на первые 4 книги К. Ф.; в тексте 6-12-й книг число повторений растет, наибольшее количество повторений одних и тех же фрагментов приходится на 16-ю книгу ( Gaudemet. Un problème de la codification théodosienne. 1957). Чаще всего одни и те же фрагменты, в большинстве случаев имеющие между собой лишь небольшие различия, приводятся в разных книгах. В тех немногих случаях, когда фрагмент приводится неск. раз в одном и том же титуле, можно предполагать, что это ошибка составителей, обусловленная плохой организацией работы или спешкой; ошибку могли сделать не во время подготовки текстов, а на этапе их копирования и включения в К. Ф. В ряде случаев формальные повторения по существу таковыми не являются, поскольку между якобы одинаковыми текстами есть определенные различия (напр., по сфере их территориального действия: CTh. XV 7. 4 (Рим) и XV 7. 9 (Африка) - Sirks. 2007. P. 160-162).

Еще одна особенность К. Ф.- последовательное размещение в титуле фрагментов одной и той же конституции, имеющих различное нормативно-правовое содержание; оно встречается с наибольшей частотой в книгах 6-12 и 16. Обнаружившая этот факт итал. исследовательница М. Бьянкини связывает его с особенностью работы комиссии составителей, а точнее, со сменой комиссии, работавшей по программе 429 г., комиссией 435 г. По ее мнению, 1-я комиссия успела только собрать необходимый нормативно-правовой материал, а 2-я комиссия, действуя в спешке, не смогла распределить его по надлежащим титулам и ограничилась включением в один и тот же титул фрагментов одного и того же постановления. Проблема не коснулась книг, посвященных частному праву, поскольку в этой области составители могли руководствоваться моделью, предложенной в Грегориановом и Гермогениановом кодексах, и им не нужно было разрабатывать новые титулы ( Bianchini. 2003).

Датировка конституций

Обязательным элементом оформления имп. постановления было указание времени его принятия. Кроме того, имп. Феодосий II предписал расположить в каждом титуле К. Ф. фрагменты имп. конституций в хронологическом порядке (CTh. I 1. 5-6). Поэтому все (или почти все) имп. конституции, помещенные в К. Ф., содержат указание дня их принятия и имен консулов, избранных в год их принятия. Эти данные содержатся в подписи (subscriptio) конституций. В заглавии (inscriptio) конституций указываются имена издавших их императоров, а также адресаты имп. эдиктов или посланий (писем).

Структура

Нововведением составителей К. Ф. является структура 1-й кн., в к-рой первые 4 титула рассматривают источники позитивного права; подобная структура была свойственна жанру институций (Gai Inst. 1. 1-7), а не произведениям, построенным в соответствии с системой Эдикта.

Сохранность текста. Рукописная традиция

Текст К. Ф. сохранился только во фрагментах - не существует рукописи, к-рая воспроизводила бы его полностью. Однако имеющиеся сведения и источники позволяют произвести практически полную реконструкцию кодекса.

Источником сведений о К. Ф. являются рукописи, содержащие его различные фрагменты; Бревиарий Алариха (или Римский закон вестготов - Lex Romana Visigothorum), Кодекс Юстиниана, а также нек-рые др. памятники.

На Востоке К. Ф. действовал недолгое время и был уже через столетие после издания заменен Кодексом Юстиниана. Соответственно, помимо Кодекса Юстиниана, практически не осталось источников вост. происхождения, содержащих тексты К. Ф. В Кодексе Юстиниана приводятся тексты К. Ф., однако они подверглись редактированию; нек-рые фрагменты конституций К. Ф. были включены непосредственно в тексты имп. постановлений Кодекса Юстиниана, без сохранения заглавий и подписей; поэтому подобные фрагменты реконструкции не подлежат.

Рукопись из гимназии г. Хальберштадта включает имп. конституции из 12-й и 14-й книг ( Schum. 1888). Рукопись Vat. 5766 - фрагменты 14, 15 и 16-й книг. В рукописи Ambros. C. 29 inf. наряду с сочинениями Цицерона и Институциями Юстиниана приводится текст Протокола заседания римского сената о публикации К. Ф. (Gesta senatus Romani de Theodosiano publicando), постановление о конституционариях (constitutio de constitutionariis - постановление Валентиниана III от 443 г.), Список титулов (Index titulorum) К. Ф. в редакции Бревиария Алариха, но с дополнениями, Novell. Theod. I, а также тексты первых книг К. Ф. в той же редакции вплоть до CTh. II 4. 6 ( Atzeri. 2008. P. 37-77).

Основным источником сведений о К. Ф. остается Бревиарий Алариха, хотя в рукописях Бревиария текст К. Ф. приводится не полностью и, возможно, с изменениями. В частности, в Бревиарии имп. постановления К. Ф. сопровождаются толкованиями (interpretationes). Они отсутствовали в первоначальной редакции К. Ф., о чем свидетельствуют его рукописи, относящиеся к традиции, не связанной с Lex Romana Visigothorum. Эти толкования были заимствованы составителями Бревиария из различных юридических сочинений 2-й пол. V в., к-рые могли быть как непосредственно толкованиями к конституциям К. Ф., так и объяснениями терминов и понятий, юридическими трактатами и т. п. ( Wieacker. 1933). Моммзен включил эти комментарии в свое издание К. Ф.

Издания и переводы

В 1517 г. вышло 1-е издание К. Ф. Еще неск. изданий также относится к XVI в., в т. ч. издание Я. Куяция (Жака Кюжа) 1566 г. Не утратило своей актуальности издание Я. Готофреда (Жака Годфруа), вышедшее уже после его смерти, в 1665 г., благодаря пространным комментариям, которыми он снабдил тексты имп. постановлений; впосл. было переиздано: Codex Theodosianus cum perpetuis commentariis J. Gothofredi. 1736-1745. В XIX в. вышло неск. изданий: в 1824 г. (А. Пейрон), в 1839 г. (К. Бауди ди Весме), в 1842 г. (Г. Ф. Хенель); каждое последующее издание дополнялось новооткрытыми текстами.

Лучшим считается издание Моммзена, в подготовке к-рого ему помогал Крюгер. Кроме того, П. М. Майер, используя мат-лы Моммзена, издал пост-Феодосиевы новеллы (Novellae posttheodosianae - имп. постановления, опубликованные после вступления К. Ф. в силу). Издание вышло в свет уже после смерти Моммзена. Помимо собственно К. Ф. оно содержит обширное введение, написанное Моммзеном ( Mommsen. 1905), Gesta senatus Romani, Сирмондиевы конституции и пост-Феодосиевы новеллы: Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes. B., 1905. 2 vol. Крюгер подверг издание Моммзена критике, поскольку полагал, что первые книги К. Ф. можно было реконструировать, опираясь на Кодекс Юстиниана. Моммзен же произвел реконструкцию первых книг К. Ф., основываясь на сопоставлении Вечного Эдикта в интерпретации О. Ленеля ( Lenel O. Palingenesia iuris civilis. Lipsiae, 1889. Vol. I-II), Грегорианова кодекса и Кодекса Юстиниана. При этом он включил в свое издание только конституции, содержавшиеся в Бревиарии Алариха. Тексты же из Кодекса Юстиниана, к-рые должны были быть заимствованы из К. Ф., Моммзен отказался включать в издание, поскольку полагал, что они были интерполированы юстиниановскими юристами. Крюгер же считал, что эти тексты необходимо включить в К. Ф., т. к. они все же не подверглись существенным искажениям ( Kr ü ger. 1905). В результате Крюгер предпринял собственное издание К. Ф., однако смог опубликовать только текст книг 1-8: Kr ü ger P. Codex Theodosianus B., 1923. Fasc. 1: Liber I-VI; 1926. Fasc. 2: Liber VII-VIII.

Существует неск. совр. переводов К. Ф. В 1952 г. был опубликован перевод на англ. язык ( Pharr. 1952). Вышло 2 издания выполненного проф. Ж. Руже перевода 16-й кн. К. Ф. на франц. язык ( Magnou-Nortier. 2002; Les lois religieuses. 2005). Переведена на французский и 5-я кн. К. Ф.: Le code Théodosien V / Texte latin Th. Mommsen; trad., introd. et not. S. Crogiez-Pétrequin, P. Jaillette, J.-M. Poinsotte. Turnhout, 2009. Неск. фрагментов К. Ф. в переводе на рус. язык было опубликовано в изданиях: История Древнего Рима: Тексты и док-ты. М., 2005. Ч. 2: Римское право и общество; Сильвестрова. 2009; Она же. 2010.

Законодательство о религии в К. Ф.

Шестнадцатая книга: структура и проблематика.

Права и привилегии клириков регламентируются в деталях. Клирики освобождаются от различного рода повинностей и налогов (CTh. XVI 2. 2, 6-11). Им предоставляется привилегия подсудности (privilegium fori - дела с их участием относятся к компетенции церковных судов) (CTh. XVI 2. 12, 23, 41; CTh. XVI 11. 1).

По отношению к еретикам применялись такие меры, как запрет проводить религ. собрания; конфискация храмовых зданий и мест проведения религ. мероприятий; изгнание клириков - сторонников ереси из крупных (или любых) городов; ограничение активной и пассивной завещательной правоспособности; запрет свидетельствовать в суде; запрет замещать должности гос. службы; конфискация и уничтожение запрещенных еретических сочинений и т. д. Более суровые наказания предусматривались в отношении манихеев (Ibid. 5. 18: изгнание и конфискация имущества; ср.: 5. 35, 62, 64-65) и донатистов (Ibid. 5. 52, 54: штрафы, конфискация имущества).

Иудеям было запрещено обращать христиан в свою веру (Ibid. 8. 26; 9. 1; 8. 22: запрет обрезания рабов-христиан и вообще всех рабов-неиудеев), приобретать рабов-христиан (Ibid. 9. 2, 4, 5); запрещались браки между христианами и иудеями (Ibid. 8. 6); была предусмотрена законодательная защита обратившихся в христианство иудеев от их необращенных собратьев (Ibid. 8. 1, 5, 28).

Религиозная тематика в остальных книгах К. Ф.

В книгах 1-16 обнаружено 166 фрагментов имп. конституций по религ. проблематике, из них 93 фрагмента постановлений касаются христиан (Les lois religieuses. 2009. P. 7-10). Эти постановления в наименьшей степени затрагивают иудеев, в наибольшей - язычников.

Изд.: Codex Theodosianus cum perpetuis commentariis I. Gothofredi. Lipsiae, 1736-1743. 6 vol.; Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis. B., 1905. Hildesheim, 20005. Vol. 1. Pars prior: Prolegomena / Ed. P. Krueger, Th. Mommsen; Pars posterior: Textus cum apparatu; Vol. 2: Leges novellae ad Theodosianum pertinentes / Ed. Th. Mommsen, P. M. Meyer; Les lois religieuses des empereurs romains de Constantin à Théodose II (312-438). P., 2005. Vol. 1: Code Théodosien: Livre XVI / Texte latin Th. Mommsen, trad. J. Rougé, introd. et not. R. Delmaire, F. Richard; 2009. (SC; 497). Vol. 2: Code Théodosien 1-15. Code Justinien. Constitutions Sirmondiennes / Trad. J. Rougé; introd. et not. R. Delmaire, O. Huck, F. Richard, L. Guichard. (SC; 531).

I. Кодекс Феодосия (Codex Theodosius) – это кодекс права, составленный в правление Феодосия II Младшего (408–450) – императора Восточной Римской империи.

Работа комиссии была завершена в феврале 438 г.

15 февраля 438 г. Кодекс вступил в силу на территории Восточной Римской империи, а с 1 января 439 г. и на территории Западной Римской империи.

II. Кодекс состоит из 16 книг (libri). Книга первая посвящена источникам права и компетенции отдельных должностных лиц: префекта претория (тит. 5), городского претора (тит. 6), магистра милитум (тит. 7), квестора (тит. 8), начальника служб (тит. 9), комита финансов (тит. 11), проконсулов и легатов (тит. 12), комита Востока (тит. 13), префекта Августала (тит. 14), ректоров (тит. 16). Книги со II по VI содержат нормы частного права; с VI по XV – нормы публичного права; книга XVI посвящена религиозным объединениям. Книги I, II, III, IV, V, IX дошли, к сожалению, только в отрывках.

Каждая книга подразделяется по содержанию на титулы (tituli), все титулы озаглавлены. Титулы включают в себя законы, содержание которых соответствует заглавию титула. Внутри титула законы располагаются в хронологическом порядке за небольшим исключением[43].


В Кодекс Феодосия (Англ. Theodosian Code) был сборником законы из Римская империя под Христианин императоров с 312 года. Комиссия была учреждена императором Феодосий II и его соправитель Валентиниан III 26 марта 429 г. [1] [2] и сборник был опубликован конституцией от 15 февраля 438 года. Он вступил в силу в восточной и западной частях империи 1 января 439 года. [1] Исходный текст кодекса также находится в Бревиарий Аларика (также называемый Lex Romana Visigothorum), обнародованный 2 февраля 506 г. [3] [4]

Содержание

Разработка

Их продуктом была коллекция из 16 книг, содержащая более 2500 конституции издано между 313 и 437 годами. Джон Ф. Мэтьюз проиллюстрировал важность кодекса Феодосия, когда сказал: «Кодекс Феодосия был первым случаем после Двенадцати таблиц, на котором римское правительство пыталось через государственные органы собрать и опубликовать свои ноги." [9] Кодекс охватывает политические, социально-экономические, культурные и религиозные темы IV и V веков в Римской империи. [10]

Контекст

Код был написан на латинский и прямо ссылались на две столицы Константинополя (Константинополитана) и Рим (Рома). [15] Он также был связан с навязыванием ортодоксии - Ариан споры продолжались - в Христианин религии и содержит 65 указов, направленных против еретиков. [16]

Первоначально Феодосий пытался нанять leges generales начиная с Константина, чтобы использовать его в качестве дополнения к Кодекс Грегориана и Codex Hermogenianus. Он намеревался дополнить правовые кодексы мнениями и трудами древнеримских юристов, во многом похожими на сборник, найденный позже в Кодекс Юстиниана. Но задача оказалась слишком большой, и в 435 г. было решено сосредоточиться исключительно на законах от Константина до времени написания. Это решение определило наибольшую разницу между Кодексом Феодосия и более поздним кодексом Юстиниана. Corpus Juris Civilis.

христианство

Помимо устранения путаницы и создания единого, упрощенного и заменяющего кодекса, Феодосий II также пытался укрепить христианство как официальную религию Империи после того, как оно было декриминализовано согласно закону. Галериус'Правление и продвижение при Константине. В его Город Бога, Святой Августин похвалил Феодосий Великий, Дед Феодосия II, который разделял его веру и преданность делу создания, как «христианский правитель, чье благочестие выражалось в законах, которые он издал в пользу католическая церковь". [20]

В Кодекс Феодосия например, прямо предписывает прекратить все судебные иски во время Страстная неделя, и двери всех судов должны быть закрыты в течение этих 15 дней (1. ii. tit. viii.). Он также ввел законы, карающие гомосексуализм, что представляло собой отход от политики периода Римской республики, когда гомосексуализм допускался и, возможно, высмеивался, но не был незаконным. [21] [22]

Первые законы, дающие освобождение от налогов в церковь появляются в Кодекс и приписываются Константину и его сыну Констанций II. Эти законы определяют, что все духовенство, члены их семей и принадлежащие церкви земли были освобождены от всех обязательных повинностей и налогов, за исключением того, что земля, принадлежащая самим священнослужителям, по-прежнему облагалась налогом. [23] [24]

Источники

Редакции

Справочное издание Codex Theodosianus:

    -Майер, Theodosiani libri XVI cum конституционибус Sirmondianis et leges Novellae ad Theodosianum pertinentes, Берлин, Weidemann, 1905.
  • Кодекс Феодосия (на латыни). Женева: Иоганн Арнольд. 1586.
  • Якоб Готофред (1616 г.). De statu paganorum sub christianis imperatoribus: seu commentarius ad titulum X de paganis libri XVI codicis Theodosiani (на латыни). Гейдельберг: Gotthard Vögelin.

английский перевод

Кодекс Феодосия был переведен на английский язык с аннотациями в 1952 г. Клайд Фарр и другие. [26] [27] Этот перевод был очень положительно воспринят учеными. [28]

Читайте также: