Гоголь и данте кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задачи урока (слайд 3):

Развивать навыки смыслового чтения и критического мышления.

Развивать умение видеть взаимосвязь произведений разных авторов

Познакомиться с композицией поэмы Данте, с представлением Данте о мире.

Сопоставить композицию 1 тома поэмы Гоголя с композицией первой части комедии Данте (по схеме)

Определить ступень в схеме для каждого помещика и выяснить отношение автора к герою.

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и др.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Применяемые технологии : исследовательская, групповая, технология мини-проектов, технология ТКРМ

Организационный момент. Создание мотивации .

Вспомним встретившееся нам наблюдение (слайд 4):

«Манилов живет среди цветущих кустов сирени, стало быть, время действия — май. Коробочка в это время урожай собирает, значит, происходит это в сентябре.

У Плюшкина — лето, кругом жара невыносимая (только в доме холодно), а в губернском городе — зима.

Что удивляет нас? (нарушение хронологической последовательности времён года в путешествии Чичикова)

Сформулируем вопрос урока:

Почему автор нарушает хронологическую последовательность во время путешествия Чичикова к помещикам? Каков замысел Гоголя Н.В.?

На этот вопрос мы и попробуем ответить сегодня.

Задание ученикам (выполнение в группах) (слайд 5) (раздаточный материал – приложение 1 Часть 1, Часть 2)

Путь Чичикова от Манилова к Плюшкину

Какое высказывание кажется вам правильным? (А.Белый, Н.В.Гоголь, Г.А.Гуковский)

Покажите путь Чичикова. Будет ли этот путь прямым? Восходящим? Нисходящим?

Пояснение к заданию

Мы знаем , в каком порядке Чичикову удалось познакомиться с помещиками. Помещики расположены в таком порядке автором. Изобразите путь Чичикова – линия – прямая- не прямая – восходящая – нисходящая). Объясните своё решение.

Приложение 1

1)Никакой последовательности. очерков о помещиках нет.

Ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них. Г. А. Гуковский. Реализм Гоголя

4)«У Гоголя каждый следующий помещик совершил более тяжкое грехопадение, но сам он ярче, крупнее, талантливее предыдущего.

Обоснуйте результат работы, опираясь на высказывания исследователей творчества Гоголя Н.В.

(Результатом работы может быть изображение ступенек, лестница вниз, линия от Манилова к Плюшкину снизу вверх или сверху вниз, другие варианты).

Выступление учеников.

В “Божественной комедии” Данте впервые в одном произведении соединяется Античность и Средневековье, и впервые автор превращается в литературного героя.

Странствие Данте - это иносказательное изображение пути к спасению всего человечества.

Каким представлялось поэту мироздание?

Ребята, обратите внимание на рисунок – схему (рисунок – схема распечатан в необходимом количестве на все группы учеников): это схемы к поэме Данте. Так представлены ад и чистилище. (приложение 2).

Центр Вселенной - Земля, согласно учению Птолемея; неподвижная и шарообразная.

Далеко от нее и вокруг нее концентрические небесные сферы: ближайшая сфера Луны, сфера Меркурия, затем Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна.

Над небом Сатурна - восьмое небо неподвижных звезд.

Девятое небо ангельское, это движущая кристальная сфера, и над ним Эмпирей - в представлении ранних христиан обитель божества.

Как возникли ад и чистилище?

Восставший против бога ангел (Люцифер) вместе со своими сторонниками (демонами) был низвергнут с девятого неба на Землю и, вонзившись в нее, продолбил впадину-воронку до самого центра Земли. Застрял там, в вечных льдах. Образовавшиеся воронка -подземное царство - это и есть Ад, ждущий грешников.

Грешников пришлось подождать. Ведь Земля пока необитаема, грешники еще не успели не только умереть, но и родиться.

На противоположном полушарии, как раз напротив места его “приземления”, выросла огромная гора - из вытесненной им земной массы.

Это будущее чистилище, куда, согласно убеждению христиан-католиков, попадут люди хоть и не безгрешные, но заслужившие избавление от Ада.

Канувшие в Ад мучаются вечно, а узники Чистилища временно: примут муки - и смогут переселиться в Небесный Рай. Однако вспомним: в момент, о котором идет речь, Земля еще необитаема, и Чистилищем выросшая гора должна стать нескоро.

На ее зазеленевшей вершине возник чудесный, райский уголок, так называемый Земной Рай. Бог (по той же библейской легенде) поселил там первых сотворенных им людей, Адама и Еву. Вскоре ослушники, поддавшиеся запретному искушению, были изгнаны оттуда.

После смерти не взяты ни в Небесный Рай, ни в Чистилище, которое, впрочем, все еще не было открыто. Обоих - в Ад, в тот его участок (Лимб), где души не мучаются, а только томятся. И такая же участь ожидала их потомков - все дохристианское человечество. “Первородный грех” Евы и Адама согласно христианскому вероучению, искупил лишь Христос тысячи лет спустя, открыв человечеству доступ в Рай; он же освободил из Ада Адама с Евой, сына их Авеля, некоторых дохристианских праведников и определил им место: кому в Чистилище, кому в Рай.

В первом круге искупается гордыня, во втором — зависть, в третьем — гнев, в четвертом — уныние, в пятом — скупость и расточительность, в шестом — чревоугодие, а в седьмом, заключительном, искупается сладострастие.

Спираль Чистилища зеркально повторяет спираль Ада, и движение по пути очищения идет в обратном направлении.

третья часть “Божественной комедии” - “Рай”, - в котором завершаются странствия поэта.

Слайды 9, 10. Композиция поэмы Данте (обращаем внимание класса на рисунок – схему (приложение 2).

Слайд 11 Каков же замысел Данте? Предположение и ответ:

Данте пишет, что к середине жизни он оказался на распутье, утратив былые идеалы, и теперь вынужден переосмыслить свою жизнь, найти верный путь.

«Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Дремучий лес — это земное существование, где каждый может сбиться с пути.

Главные человеческие пороки по мнению Данте:

сладострастие – в виде Рыси ,

гордость – в виде Льва,

алчность – в виде волчицы

Гоголь задумывается над вопросом: возможно ли спасение души грешников? Способны ли помещики к возрождению?

2. Какие же грехи опутали гоголевских помещиков?

Слайд 13 Задание по таблице

( схема: приложение 2 и таблица: приложение 3).

Работа в группах(не меньше 5 групп) по 4-6 человек. (Группа заполняет таблицу по образу одного помещика)

Вспомните основные черты помещика и впишите в таблицу. Определите, за что каждый помещик может быть наказан.

Найдите на схеме к первой части поэмы Данте название круга, которое соответствует греху помещика. Впишите название круга в таблицу.

Слайд 14 Выступления групп .

Каждый помещик у Гоголя — это своеобразный круг ада.

Важно и то, как каждый из них убивает свою душу, и то, велика ли его личная вина в этом. Больше виноват всегда тот, кто умнее, кто больше одарен, но все же решился на дурной поступок.

Слайд 15 Таблица на экране, подведение итогов работы с таблицей.

Слайд 16 Возможно ли спасение душ помещиков? Возможно ли спасение души Плюшкина?

Ограничение в еде, которое завел у себя в усадьбе Плюшкин, противостоит чревоугодию других помещиков.

Слайд 17 Вернёмся к вопросам урока:

Каков замысел писателя при создании поэмы? Почему нарушен хронологический порядок времён года при посещении Чичиковым помещиков?

Слайд 18 Ответы на вопросы:

Каждый помещик живет как бы в своем собственном

Значит, нет реальности времени внутри этих миров- кругов.

Таким образом, герои поэмы живут, приспособив к себе

время. Герои статичны, они не развиваются, то есть мертвы. Но каждый может спасти свою душу, если захочет.

Сопоставление замысла Гоголя и Данте

Домашнее задание:

Определите , когда каждый помещик сможет искупить свой грех.

Определите , какую задачу поставил себе Гоголь , планируя написать вторую и третью часть (аналогично построению комедии Данте)

Кто из помещиков сможет искупить свои прегрешения последним по данной схеме?

Список литературы

Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева,О. А. Ерёмина. — 2_е изд.— M. : Просвещение, 2011.

Белый А. Мастерство Гоголя.Исследование. - ОГИЗ ГИХЛ – Ленинград- 1934.

Данте Алигьери. Божественная комедия. – М.: Эксимо, 2014 – 864 с.

История всемирной литературы. В 9 томах./отв.Редактор И.А.Бернштейн: Том 3 – М.: Наука, 2004 г. – 830 с.

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. –Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях.Ч.2 – М.:Просвещение, 2018.

Фефилова, Галина Евгеньевна. Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое

Вау! Какой вопрос! Сразу признаюсь что никогда бы не смогла бы дочитать "Божественную комедию" хотя меня она и заинтиресовала. Думаю с "Мертвыми душами" она перекликается как раз тем что эти мёртвые души и показывает, оба эти произвидения указывают на пороки человечества. Вот!

Те же три части ( у Гоголя не реалдизовались - в замысле) - ад, где собрано все самое ужасное у Данте и похождения Чичикова по Маниловым-Ноздревым-Плюшкиным-чиновникам - тот же ад, но на земле. Данте проходит через ад, чтобы придти к спасению и своими глазами увидеть, что эдет его, если он отвергнет этот путь И Чичикова автор проводит через помещиков с этой же целью. Вторая часть - чистилище с надеждой на спасение и люди, которых встречает Чичиков лучше, они способствуют его душевному подъему. В конце, видимо должен был начичествовать мир идеальных людей - этакий рай на земле

ТКАЧЕНКО ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА

· трёхчастная композиция комедии воодушевила и Гоголя создать поэму-трилогию;

· характер гоголевских сравнений так же, как и у Данте обладает текучестью явлений, особой метафоричностью;

- наличие нескольких смыслов, в том числе анагогического (сверхсмысла).

Но в пространстве поэмы черты усадьбы Манилова становятся чертами кладбища. Об этом свидетельствует и красноречивая деталь – полное отсутствие зелени, признака жизни.

Мотив темноты. Он звучит здесь ещё не совсем внятно. Дом Манилова Чичиков посещает днём, и, несмотря на серовато-голубоватую гамму дня, дом можно рассмотреть очень хорошо.

Тяжелый град, и снег, и мокрый гной
Пронизывают воздух непроглядный…
Трехзевый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной [6. – С.47]

ВложениеРазмер
prostranstvennye_koordinaty_v_poemah_gogolya_i_dante.doc 379.5 КБ

Предварительный просмотр:

XXI городская открытая научная конференция школьников,

посвященная памяти академика А.А. Ухтомского

Пространственные координаты художественного мира

Ткаченко Леонид Александрович,

учащийся 10 класса МОУ СОШ №35

Белякова Людмила Михайловна,

Ткаченко Юлия Николаевна,

высшей квалификационной категории

Список использованной литературы……………………………С.19

Для каждого из нас существует своё видение великих писателей и великих произведений. Однако взгляд эпохи, которая создала творца, восприятие и оценка того или иного писателя временем и человеком не могут не воздействовать на читателя сегодняшнего. Тем более, когда духовный опыт мастера находит целостное воплощение в художественной картине мира его произведений, особенно таких произведений, которые никогда не станут статичными памятниками, закрепившими прошлое, а являются (и будут таковыми быть) живыми, помогающими найти в прошлом – современное, в ушедшем – непреходящее, в исчезающем – незыблемое.

Попытки адекватно описать свою эпоху мы наблюдаем у многих представителей мировой в целом и русской в частности литературы, но так, как это сделали Данте и Гоголь, пожалуй, не сделал никто. Они сумели не только расширить мир искусства, синтезировать свою эпоху в пространстве и времени, но и определили путь к пониманию мира и осознания человеком себя в этом мире.

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Так начинает свой аллегорический рассказ Данте, и перед нами открывается картина поэтических символов (отметим, что Средневековье любило аллегории, символы): лес – жизнь со всеми её превратностями, подстерегающими тех, кто не умеет с ними бороться; звери – три вековечные страсти человеческие. Лев – властолюбие, волчица – корысть, пантера – греховная страсть, влекущая человека к низменным страстям. Разум в образе Вергилия явился Данте, вывел из леса жизненных заблуждений и отправился с ним в путешествие по Аду, так как именно здесь поэт должен был увидеть все последствия человеческих страстей.

Исходя из этого, можно отметить схожесть художественных пространств у двух мастеров слова, так как пространственная схема и в том и другом случае имеет тенденцию к превращению в абстрактный язык, помогающий осмыслить не только содержание, но и проникнуть в авторский замысел.

Модель пространства у Гоголя - это образ коснеющего в своей неподвижности быта. И если дом Манилова, куда Чичиков приехал в начале своего путешествия, внешне выглядит явно благополучным и даже не лишённым некоторого эстетизма, то усадьба Плюшкина являет собой красноречивую картину нравственного и духовного оскудения его хозяина. Это поистине ад, куда низверг себя сам человек.

Описание усадьбы помещиков

Но в пространстве поэмы черты усадьбы Манилова становятся чертами кладбища. Об этом свидетельствует и красноречивая деталь – полное отсутствие зелени, признака жизни.

Две-три клумбы; темнели избы, только одно бревно,

Звучит мотив смерти, который преобразует пространство жилого дома в пространство кладбища. Безжизненность достигается и полным отсутствие людей (кроме двух баб), и тёмный лес традиционно в фольклоре воспринимающийся как источник опасности, гибели. Завершается картина только одним бревном . Имение Манилова оказывается панорамой кладбища.

Мотив темноты. Он звучит здесь ещё не совсем внятно. Дом Манилова Чичиков посещает днём, и, несмотря на серовато-голубоватую гамму дня, дом можно рассмотреть очень хорошо.

Прослеживается в бытовых деталях: бабы, которые ловят рыбу; петух с продолбленной другими петухами головой и выдерганными из крыльев перьями. Дополняет картину беспорядка классическая деталь – книга в кабинете с закладкой на 14 странице.

Отметим, что сами хозяева не замечали этого, потому что хаос не являл собой картину разрушительную, проявляясь лишь визуально.

Таким образом, усадьба Манилова конструируется писателем в объект тёмного мира, создаётся панорама инфернального пространства, что иллюстрируется постоянно звучащими мотивами пустоты, дисгармонии, смерти и темноты.

В христианской символике птица обозначает душу человека. В контексте пространства усадьбы Коробочки это можно трактовать как пленение душ.

Многочисленные зеркала в усадьбе связаны с мотивами судьбы (за одним из них засунуты карты) и смерти (увядшие листочки в декоре зеркальных рам)

Они расписаны цветами, напоминающие некие Райские кущи, но образ сразу же растворяется. Как только часы начинают бить – шипение змей в Райском саду! Эта деталь воспринимается семантически со змеем-искусителем.

Таким образом, детали обстановки дома Коробочки создают образ пространства-Могилы, а точнее могильный уют: зеркала – вход в другой мир, рамы зеркал – похоронные венки, птицы – пленённые души. Мотивы же греховности и смерти явно прочерчивают координаты ада.

Описание усадьбы отсутствует.

О доме часто упоминается в поэме, но визуально образ дома усадьбы никак не визуализируется, его нет, он словно дом-невидимка. Думается, что писатель утверждает мысль распада, разложения, которым подвержен хозяин, и его болезнь распространяется со скоростью света на все предметы, на весь мир. Его окружающий.

Мир иллюзорный и ложный.

Лес (о котором говорит Ноздрёв, давно продан)

Пруд с двухаршинными рыбами (очередная ложь Ноздрёва)

Сломана мельница, не достроена кузница, дом не докрашен; в конюшне вместо коней бегает козёл; еда какая-то пригорела, какая-то не доварена.

пустует мельница, где должен быть обмолот зерна; пустует конюшня; имение окружает пустое поле.

Пространство Ноздрёва – это тёмное царство, страшное в своей иллюзорности и враждебности. Вспомним, что лес не синеет где-то вдали, а растёт прямо на территории усадьбы. Всё это воспринимается как загробный мир, без света, без жизни.

Как известно, с образом колодца связан мотив перехода в иной мир. Автор акцентирует внимание читателя на дубовый сруб и на то, что этот колодец находится в центре усадьбы, является центром всей композиции и приобретает значение входа на тот свет. Сама усадьба становится пограничным пространством между двями мирами: земным и подземным. Это ещё не пространство смерти (могилы), но уже и не пространство жизни, - это склеп.

Лес (берёзовый и сосновый)

Тяжелый град, и снег, и мокрый гной
Пронизывают воздух непроглядный…
Трехзевый Цербер, хищный и громадный,
Собачьим лаем лает на народ,
Который вязнет в этой топи смрадной [6. – С.47]

В семантике усадьбы Плюшкина прослеживаются параллели с визуальным пространством усадьбы Коробочки.

Деревянный мост и

Заметим, что картина является зеркальным отражением уходящей жизни: на картине – арбуз, а на столе – ссохшийся лимон. Живописному натюрморту противопоставлен реальный натюрморт, которые находятся в бинарных оппозициях: жизнь-смерть.

Куча хлама в кабинете Плюшкина – это своеобразная могила, тем более визуально этот мусор по форме напоминает могильный холмик. Автор акцентирует внимание на дополнительных деталях, чтобы создать образ могилы: куча на полу покрыта пылью (прахом), из неё торчит черенок лопаты (копание или закапывание), подошва сапога дополняет образ (конец жизненного пути).

Г лава II Художественная картина Ада в комедии Данте Алигьери

Известно, в какое сложное время создавалось бессмертное произведение Данте. Оно принесло поэту мировую славу, представляя грандиозный как в философском, так и в художественном плане синтез всей средневековой культуры, перекидывая от нее мост к культуре Возрождения.

В своей поэме Данте отразил и средневековые представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и наказании. Идея средневекового двоемирия, резко расчленявшего мир на полярные пары противоположностей, группирующихся по вертикальной оси (верх: небо, Бог, добро, дух; низ - земное, дьявол, зло, материя) выражена у Данте в фигуральном образе восхождения-нисхождения.

Ад – мир, в котором утрачены три христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Надпись на вратах Ада указывает на утрату надежды: муки грешников будут продолжаться вечно, а после Страшного Суда, когда двери Ада закроются, они станут еще ужаснее. Поэтому все, что есть у грешников в аду – это их прошлое, то есть совершенный ими грех, этим объясняется немыслимая гордыня некоторых грешников, например, царя Капанея, одного из семерых, осаждавших Фивы, который наказан за богохульство. Данте поражает его гордыня, когда он, обращаясь к Вергилию, спрашивает:

- О братья, - так сказал я, - на закат
Пришедшие дорогой многотрудной
Тот малый срок, пока еще не спят

Земные чувства, их остаток скудный
Отдайте постиженью новизны,
Чтоб солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!

Подумайте о том, чьи вы сыны:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены! [5. - 457]

К обстоятельствам своей жизни апеллирует и сам Данте, встречая в Аду Кавальканте Кавальканте или Брунетто Латини. Здесь автор – конкретное историческое лицо.

Уже, рукой в его затылке роя,
Я не одну ему повыдрал прядь,
А он глядел все книзу, громко воя. [5. –С.498]

Художественное осмысление образа Ада А. Данте и Н.В. Гоголем

Пристальное внимание Гоголя к итальянскому поэту, подтверждаемое и воспоминаниями его современников, и изучением эпистолярного наследия писателя, не могло не заинтересовать исследователей его творчества.

Параллелей несложно найти как в архитектонике, так и идейном осмыслении мира:

- трёхчастная композиция комедии воодушевила и Гоголя создать поэму-трилогию;

- характер гоголевских сравнений так же, как и у Данте обладает текучестью явлений, особой метафоричностью;

- наличие нескольких смыслов, в том числе анагогического (сверхсмысла), по мнению богословов, обнажающих связь с вечностью;

- оба автора включают в текст повествования и свои собственные размышления (противоречивая гамма чувств Данте и гоголевских смех сквозь слёзы);

Символическое осмысление некоторых предметов (например, леса) также совпадает в гоголевском произведении и Данте даже на уровне эпитетов. Это источник опасности: сумрачный - тёмный, грозящий – страшный, дремучий – мрачный.

И, наконец, траектория пути Чичикова описывает спираль. Если учесть инфернальность пространства поэмы, то спираль эта будет закручиваться вниз, образуя буквально воронку – визуальный образ Дантового Ада.

Таким образом, в пространстве поэмы с помощью вербально созданных образов конкретизируются визуальные знаки пространства смерти. Русская действительность оказалась изображённой безжизненным пространством, населённым призраками.

Список использованной литературы

  1. Артамонов С.Д. Литература средних веков [Текст] // Артамонов С.Д. – М., 1992. – С.240
  2. Гоголь Н.В. Избранные сочинения [Текст] // Гоголь Н.В. – М., 1987.- С.702
  3. Гоголь. Via verbum: pro memoria [Текст]; коллективная монография. – М.; Ярославль. – 2009. – С.317
  4. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте в России [Текст] // Голенищев- Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. — М., 1971. — С. 486.
  5. Данте, А. Божественная комедия [Текст] // Данте Алигьери. – М., 1974. –С.640
  6. Лотман, Ю. О русской литературе [Текст], СПб., 1995.- С.645
  7. Луков В. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней [Текст] // Луков В. – М., 2008 – С.511
  8. Набоков, В. Николай Гоголь [Текст] // Набоков В. Романы. Рассказы. Эссе. – СПб., 1993. – С. 264
  9. Топоров В. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе [Текст] // Топоров В. Миф. Ритуал. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М., б/г (1994). – С.107


[Закрыть] . Один из смыслов, самый первый, – это буквальный, второй – аллегорический, третий – моральный, четвертый – анагогический (сверхсмысл). Средневековые богословы, применяя метод толкования по четырем смыслам к Библии, оставили стихи:

Littera gesta docet, quid credas allegoria;
moralis, quid agas; quo tendas, anagogia[280] 280
Там же. С. 529.

[Закрыть] . И путь моральных исканий, долгих сосредоточенных дум приводил русского писателя к дантовскому пониманию искусства, при котором вставала задача приближения к потустороннему, теоретически неосуществимому идеалу[288] 288
Теоретически неосуществимому, т. е. неосуществимому помимо искусства. См. об этом: Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. Т 1. М.: Искусство, 1956. С. 58.

Читайте также: