Аристотель и первая систематизация знаний кратко

Обновлено: 30.06.2024

Философское наследие этих блестящих мыслителей обширно, а их влияние огромно и прослеживается во всех областях интеллектуальной и научной жизни на протяжении многих лет. Они внесли огромный вклад во многие области философии, а их идеи оказали множественное влияние на социальную мысль, например, на политологию и теории образования.

Труды Аристотеля являются самым важным источником наших знаний о доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный объем знаний, накопленных в ходе развития античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта изложения, живое, творческое, ищущее мышление сделали Аристотеля одним из самых выдающихся мыслителей, известных истории философии. Благодаря Аристотелю все области знания, такие как политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, эпистемология, метафизика получили новую форму. Ища единство и систему в многообразии бытия, он в то же время пытался показать пути преобразования бытия из одного вида в другой и раскрыть противоречивые отношения и взаимосвязи бытия. По этой причине философы превозносили Аристотеля как самый всеобъемлющий ум среди греческих философов.

Работы Платона и Аристотеля актуальны и сегодня. Если бы не труды Платона и Аристотеля, мы бы не только меньше понимали, кем были древние греки, что они дали миру; мы бы меньше понимали самих себя, мы бы меньше понимали, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, каковы трудности его стремлений и достижений, какова их завораживающая сила!

История античной философии продолжилась в послеаристотелевский период, в эллинистический, а затем в римский период древней истории народов Средиземноморья. Эти периоды продолжались в общей сложности восемь веков. В ходе этого в Афинах возникла Академия Ликея, основанная Платоном и Аристотелем. Эти школы породили новые идеи, которые отсутствовали в предыдущем, классическом периоде истории античной философии.

Однако глубина, оригинальность и количество этих идей были вдвое больше, чем в предыдущий период. Философы и философские школы эллинистического и римского периодов античности отличались не столько выдвижением новых идей, сколько разъяснением, уточнением и комментированием идей и навыков, разработанных и сформулированных в предшествующий период, особенно идей и учений Демокрита, Платона и Аристотеля.

Это не означает, что историей эллинистической римской философии можно пренебречь. Нет, это очень важная и значительная страница в истории европейской и мировой философии.

Давайте подытожим основные черты античной философии.

Античная философия — это первая исторически известная форма философии в Европе. Почти все последующие типы философий уже находились на различных стадиях своего зарождения.

Античная философия основывалась на понимании живой природы, разумности космоса. Это понималось чисто по-человечески: Как человек является разумным и одушевленным телом, так и космос.

Характерной чертой античной философии является вера в то, что космос вечен и несотворен. Она абсолютна сама по себе.

Пантеизм также был важнейшей чертой античной философии.

Считалось, что если космос абсолютен, то в нем должно быть божество. Пантеизм возникает на фундаменте этого чувственно понимаемого объективистского космоса. Древние боги — это идеи, воплощенные в космосе, законы природы, управляющие им.

Основная античная проблематика имеет своим содержанием чувственно-материальный космос как абсолют. В самом общем виде античная проблематика сводилась к диалектике Идеи и Материи, развитой в форме чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого космическим разумом и созданного сверхразумным Первосуществом.

Аристотель как основатель системы наук - Краткая биография Аристотеля

Краткая биография Аристотеля

Аристотель родился в 384 году до н.э. в городе Стагира на северо-западном побережье Эгейского моря. Отцом Аристотеля был Никомах, придворный врач Аминты III, царя Македонии. В раннем возрасте Аристотель остался без родителей. Он получил образование в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался до смерти Платона около 347 года до н.э. Во время учебы в Академии Аристотель изучал философию Платона, а также ее сократовские и досократовские источники и многие другие дисциплины. Очевидно, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. Возможно, что труды по логике были написаны в этот период его творчества.

Аристотель и его ученики сделали множество важных наблюдений и открытий, которые оставили значительный след в истории многих наук и послужили основой для дальнейших исследований. Им помогли образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако директор школы все больше и больше посвящал себя фундаментальным философским проблемам. Большинство дошедших до нас философских работ Аристотеля были написаны в этот период.

В 323 году до н.э. Александр внезапно умер, и по Афинам и другим греческим городам прокатилась волна антимакедонских выступлений. Положение Аристотеля оказалось под угрозой из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также из-за его четко выраженных политических убеждений, которые вступили в конфликт с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой преследования Аристотель покинул город, чтобы, по его словам, не дать афинянам во второй раз совершить преступление против философии (в первый раз это была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось имение, унаследованное им от матери, и где он умер после непродолжительной болезни в 322 году до н.э.

Интересный факт: Существует мнение, что Аристотель, у которого были очень сложные отношения не только с македонскими правителями, но и с афинскими патриотами, отравил волчьим дустом не только Александра Македонского, но и себя, о чем сообщает Диоген Лаэрций.[1] Смерть Аристотеля была результатом отравления Александра Македонского.

Аристотель как основатель науки Логика

Любопытно, что название науке логики дал не Аристотель, а Александр Афродисийский 500 лет спустя, когда комментировал труды философа, хотя логика уже при жизни Аристотеля достигла почти совершенства. К тринадцатому веку влияние Аристотеля в области метафизики было утрачено, но его авторитет в логике остался. Интересно отметить, что и сегодня многие преподаватели логики как науки часто отвергают открытия современной логики и со странным постоянством придерживаются системы, которая устарела примерно так же, как птолемеевская астрономия. Хотя нельзя отрицать, что основы логики долгое время оставались неизменными, и именно Аристотель создал их.

Короче говоря, аристотелевская логика изучает:

  1. Основные способы бытия, которые подпадают под определенные понятия и определения;
  2. Связи и разделения этих способов бытия, которые выражаются в суждениях;
  3. Пути, по которым разум с помощью мысли может переходить от известной истины к неизвестной.

Мысль — это сущность логики. Согласно Аристотелю, мысль — это не конструирование или создание разумом новой сущности, а скорее визуализация чего-то внешнего по отношению к нему в акте мышления. Концепция — это отождествление разума с некоторым видом сущности, а суждение — это выражение связи таких видов сущности в действительности. К истинным выводам науку приводят правила умозаключения, законы противоречия и законы исключенного третьего, поскольку все сущее подчиняется этим принципам.

Классификация суждений

Аристотелю принадлежит первая в истории науки классификация суждений. Он проводит различие между суждениями:

1) по качеству — в зависимости от того, являются ли они утвердительными или отрицательными;

2) по объему понятий (или объектов), содержащихся в заключении;

3) по модальности. Особого внимания заслуживает рассмотрение суждений в соответствии с их истинностью.

Поскольку суждение является утвердительным или отрицательным, оно может быть истинным или ложным, ибо «всякое утверждение (или отрицание) представляется либо истинным, либо ложным. Истина будет там, где утверждение или отрицание в бытии будет точно совпадать с утверждением или отрицанием в суждении. Нарушение истины неизбежно, когда суждение утверждает то, что отрицается в бытии, и отрицает то, что утверждается в бытии.

Это признание возможности перехода к противоположному было выражением диалектического поиска и исследования живой, творческой мысли Аристотеля.

Систематизация философского знания Аристотелем

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) продолжил классический период философии античности. Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философской школы. Систематизация. Энциклопедист.

Аристотель — основатель самой всеобъемлющей научной системы античности. Она была основана на обширном эмпирическом материале из области естественных и социальных наук, систематически собранном и обобщенном его учениками. Научная деятельность Аристотеля — не только вершина античной философской мысли, это был огромный вклад практически во все известные научные области того времени: были созданы новые научные направления, он вместе со своими учениками систематизировал науки, определил предмет и методы каждой науки.

Он написал более 150 научных работ и трактатов. Существующие работы можно разделить на логические, философские, физические, биологические, психологические, этические, политико-экономические и эстетические.

Каждая работа древнегреческого мыслителя начинается с анализа наследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и обобщая положительные знания, Аристотель делает выводы:

  • Философия — это не продукт индивидуального творчества, а результат работы целых поколений. Отдельный философ оставляет очень мало информации для установления истины, но когда вы собираете все вместе, то получаете ценность, на которую стоит обратить внимание и изучить;
  • Философия всегда терпела неудачу из-за пустых абстракций, софистики и спекуляций;
  • Фундаментальная задача философии — придать смысл бытию, раскрыть его структуру, найти его сущность, определить его по отношению к небытию;
  • Философия имеет право на существование только в том случае, если в сфере бытия существуют нематериальные причины, а также сверхчувственные, вечные сущности. Если бы не существовало нематериальных причин, неизменных и вечных сущностей, а только природа, то первое место среди наук следовало бы отдать физике, а не философии.

В философии Платона главным было учение об идеях, которые тождественны понятиям логики, а последние существуют сами по себе, независимо и безусловно. Аристотель не принимает эту позицию. Для него каждая вещь — материя, и у каждой вещи есть своя причина и цель. Что касается идеи, то в своей независимости она есть не что иное, как мысленная каузальная конструкция вещи.

Другими словами, для Аристотеля понятие — это лишь инструмент (средство) для выявления существенных свойств исследуемого объекта. Независимость понятия от существования вещей абсурдна, ибо понятие — это свойство общего, а общее — принадлежность чувственного мира.

В своей физике Аристотель развивает учение о движении. Он выделяет четыре основных типа: движение как увеличение или уменьшение, движение как качественное изменение или трансформация, движение как создание или разрушение, движение как перемещение в пространстве. Бог является первопричиной космоса и всех его субстанций.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Великий др.-греч. учёный и философ Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире на границе с
Македонией.
Его учёба в Академии Платона – с 366 г.
продолжалась до смерти последнего в 347 г. до н.э.
В 335 г. Аристотель основывает свой ЛИКЕЙ ( на
территории храма Аполлона Ликейского в Афинах).
Аристотель был приглашен Филиппом
Македонским обучать и воспитывать его сына –
Александра, будущего великого завоевателя.

5. ТРУДЫ АРИСТОТЕЛЯ

6. 1.Метафизика Аристотеля

7. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ


Существующие науки делится
Аристотелем на
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ(умозрительные), цель
которых знание ради знания;
ПРАКТИЧЕСКИЕ, цель которых
практическая деятельность;
ПОЙЕТИЧЕСКИЕ (творческие), цель
которых – знание ради творчества, служить
наслаждению человека.

8. СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ


Теоретические разделяется на ФИЗИКУ
МАТЕМАТИКУ и ФИЛОСОФИЮ.
К практическим относятся ЭТИКА ,
ЭКОНОМИКА и ПОЛИТИКА.
К пойетическим – РИТОРИКА и
ПОЭТИКА.
ЛОГИКА же – не самостоятельная наука,
а пропедевтика ко всему комплексу наук.

10. ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ

• Для возникновения и существования вещи необходимы
4 причины:
• МАТЕРИАЛЬНАЯ – то из чего состоит вещь, в чем все
вещи едины;
• ФОРМАЛЬНАЯ – это сущность вещи , ее идея, энтелехия;
• ДВИЖУЩАЯ – внешняя причина движения и изменения
вещи;
• ЦЕЛЕВАЯ – это конечная причина, или то, ради чего
существует вещь, то, к чему она стремится.
Например, возьмем глиняный горшок.
• Материя – это чистая возможность (потенция), а форма
– чистая действительность.
• Материя и форма – это две противоположности –
материальное и духовное.

11. ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ


Всякая вещь есть акт оформления материи,
перехода возможности (ПОТЕНЦИИ) в
действительность (АКТ).
• ФОРМАЛЬНАЯ, ДВИЖУЩАЯ и ЦЕЛЕВАЯ - это
причины одного уровня (духовные), которые в
дальнейшем Аристотель сводит к одной –
ФОРМАЛЬНОЙ.
• Остаются, таким образом, две причины:
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ

13. 2.Логика и теория познания Аристотеля

14. Логика и теория познания Аристотеля

Логика (АНАЛИТИКА) Аристотеля – это
ФОРМАЛЬНАЯ наука, исследующая мышление с
точки зрения его формы. Эти формы мышления
всеобщи и не зависят от эмпирического
содержания.
Формальная логика изучает ПОНЯТИЯ,
СУЖДЕНИЯ (высказывания) и УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Логика изучает лишь те высказывания, которые
могут быть истинными или ложными, те, которые
выражают себя в форме УТВЕРЖДЕНИЯ или
ОТРИЦАНИЯ.

15. НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16. КАТЕГОРИИ - ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОНЯТИЙ


КАТЕГОРИЯ– понятие.
Категории - не только понятия, но и
основные виды понятий: субстанция (вещь,
предмет), количество, отношение, где
(место), когда (время), положение,
обладание (присущность), действие,
страдание (претерпевание).

17. СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ

18. ВИДЫ СУЖДЕНИЙ

19. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

20. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

21. ОПЫТНО-ИНДУКТИВНОЕ ЗНАНИЕ


И хотя цель науки – строгое
доказательство своих положений,
логическое выведение всего особенного из
первых общих начал, аксиом и постулатов,
путь к науке ведёт лишь через чувства, опыт
и индукцию.
Таким образом, Аристотель выделяет 2
ступени познания, которые взаимоно
дополняют друг друга:
эмпирическая ступень познания и
абстрактно логическая ступень.

22. 3.Аристотель о человеке, этике и политике


ЧЕЛОВЕК, согласно Аристотелю, есть
политическое, мыслящее животное,
обладающее душой.
ДУША есть энтелехия, т.е. форма живого
тела – его жизнь, его деятельность, его
целеустремлённая энергия, его характер, его
самореализация. Душа заставляет тело
реализовывать предназначенную ему цель.
Нет никакой ДУШИ без ТЕЛА.
Душа – не субстанция, но ФУНКЦИЯ.

23. ТРИ ЧАСТИ ДУШИ


В душе Аристотель выделяет ТРИ части,
соответствующие трём главным видам живых
существ, трём царствам природы:
ВЕГЕТАТИВНАЯ (растительная), которой
присуще питание и размножение;
ЧУВСТВЕННАЯ (животная), которой
присуще движение и ощущение, и
РАЗУМНАЯ, которой присуще мышление.
Растительная душа присуще растениям,
растительная и животная – животным, и все
три части – человеку.

24. БЕССМЕРТИЕ ТВОРЧЕСКОГО УМА


Со смертью человеческого тела умирают
растительная и животная части души, а
разумная остается существовать вечно, так
как она почти не связана с функциями тела.
А потому Аристотель НЕ ПРИЗНАЁТ
БЕССМЕРТИЯ индивидуальной души.
Но ТВОРЧЕСКИЙ УМ как энтелехия
может СУЩЕСТВОВАТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ТЕЛА,
а следовательно, обладает бессмертием.

25. ЭТИКА -

26. ДОБРОДЕТЕЛЬ (АРЕТЭ)

27. СЕРЕДИНА МЕЖДУ КРАЙНОСТЯМИ

28. ГОСУДАРСТВО АРИСТОТЕЛЯ - ПОЛИТИЯ

ГОСУДАРСТВО АРИСТОТЕЛЯ ПОЛИТИЯ
ГОСУДАРСТВО существует ради ОБЩЕГО БЛАГА,
ради хорошей жизни всех граждан.
Принцип Аристотеля – государство для человека.
Он пытается построить такое государство, Политию,
где основным и самым сильным будет СРЕДНИЙ
КЛАСС, класс средних собственников.
Богатые по доброй воле отдадут часть своего
богатства бедным, а последние поднимутся до
уровня среднего класса.
Ценз для выборов в правительство – немалая
собственность.
Так, все будут заинтересованы в политике
государства и общество будет прочным.

29. ПОЛИТИЯ


Государство основывается на законах,
которым все подчиняются.
Основное в законах – не нарушать
справедливость.
Добродетель СПРАВЕДЛИВОСТЬ есть
среднее между уравновешивающей
справедливостью (равные возможности для
всех) и истиной справедливостью (когда
лучшим предоставляется обществом лучшее).

30. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА -

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА Человек – общественное животное и не
может жить без общества и государства.
Семья – ячейка общества, где женщина
зависит от мужа, а дети от родителей, и
человек не может обойтись без этой
зависимости.
Совокупность семей – это государство,
которое должно управляться военными
вождями, жрецами и правителями.

31. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА -

32. Список терминов:

33. СПИСОК ТЕРМИНОВ:

34. СПИСОК ТЕРМИНОВ:

35. СПИСОК ТЕРМИНОВ:


ЭНТЕЛЕХИЯ – с греч. – имеющее цель в
самом себе – целеустремлённость,
целенаправленность как движущая сила.
Каждый предмет природы имеет
внутреннюю причину, которая есть
источник движения от низших форм к
высшим, самоцель, активное начало
превращающее возможность (потенцию) в
действительность (акт).

36. СПИСОК ТЕРМИНОВ:

37. СПИСОК ТЕРМИНОВ:


Существенно соотношение между актом
и потенцией, с одной стороны, и формой и
материей – с другой. По Аристотелю,
материя есть чистая потенциальность, а
форма, эйдос, - актуальность (энергия, или
энтелехия) вещи.

38. СПИСОК ТЕРМИНОВ:


ПОНЯТИЕ – мысль, отражающая в
обобщённой форме предметы и явления
действительности и связи между ними
посредством фиксации общих и
специфических признаков, в качестве
которых выступают свойства предметов и
явлений и отношения между ними

39. СПИСОК ТЕРМИНОВ:


СУЖДЕНИЕ - форма мысли, в которой
утверждается или отрицается что-либо
относительно предметов и явлений, их
свойств, связей и отношений и которая
обладает свойством выражать либо истину,
либо ложь.

40. СПИСОК ТЕРМИНОВ:


СИЛЛОГИЗМ – (греч. – сосчитываниие) –
умозаключение, в котором из двух
категорических суждений связанных общим
средним термином получается третье
суждение, называемое выводом.; при этом
средний термин в заключение не выходит.

41. СПИСОК ТЕРМИНОВ:

ЭНЕРГИЯ – греч. – действую, совершаю
(на деле), термин др.-греч. философии,
означающий: 1) действие, осуществление,
2) действительность. Наряду с энтелехией
один из двух терминов Аристотеля для
обозначение актуальной действительности
предмета в отличие от потенциальной
возможности его бытия.

42. СПИСОК ТЕРМИНОВ:

ЭВДЕМОНИЗМ - (от греч. – счастье,
блаженство), античный принцип
жизнепонимания, позднее в этике –
принцип истолкования и обоснования
морали, согласно которому счастье
(блаженство) является высшей целью
человеческой жизни.

43. СПИСОК ТЕРМИНОВ:

44. Литература:


Антология мировой философии. В 4-х т. – М.:
Мысль,1969, т.1, ч.1.С.407-475.
Аристотель. Соч. в 4-х т. – М.: Мысль, 1975-1983.
Зубов В.П. Аристотель.- М: Изд-во АН СССР,1963.
Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная
философия от истоков до наших дней. 1.Античность.
– М.: Петрополис, 1994.
Чернов С.А. Начала философии, ч. З. Учебн.
пособие СПбГУТ, СПб.2006.

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

фото 778

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

фото 779

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

фото 780

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

Потому мир – царство идей, в котором есть своя иерархия:

Душа состоит из трёх начал:

  1. разумного (главное начало);
  2. неразумного (вожделеющего) – физические потребности;
  3. страстного (аффективного)- мужество, героизм, сила воли и т.д.
  • Платон первым уделил внимание формам правления . Создал шкалу форм государства от лучших к худшим.

Лучшие формы правления: аристократия (власть справедливого меньшинства) и монархия (справедливое единовластие).

Далее идёт тимократия (несправедливая власть честолюбцев, получивших власть не по знаниям или умениям, а, например, по рождению или имущественному цензу).

Ещё менее совершенная форма – олигархия (власть богатых, противостоящих остальным).

Ещё хуже - демократия ( несправедливая власть большинства). Равноправие сводит на нет личные качества.

Худшая форма - тирания (несправедливая власть одного).

Государство – выражение справедливости . Идеал государства Платон нашёл в кастовой системе Египта. В идеальном государстве каждый должен заниматься своим делом, поэтому общество разделяется на три сословия:

  1. высшее сословие - философы;
  2. сословие воинов (охрана правопорядка и государства);
  3. сословие прочих граждан: крестьян, купцов, ремесленников.

Вне сословий находятся рабы, являющиеся экономической силой государства.

АРИСТОТЕЛЬ

(384-322 до н.э.)

Всю совокупность знаний он разделил на: введение в философию, теоретическую философию, практическую философию, творческую философию.

Аристотель вывел три закона мышления:

Поведение человека определяется стремлением , связанным с удовольствием или неудовольствием. Действия, влекущие удовольствие, человек стремится повторять .

Выделил шесть типов правления:

  • правильные( власть исходит из общественной пользы ) : монархия , аристократия, полития ;
  • неправильные ( власть исходит из выгоды ) : олигархия, тирания, охлократия (власть толпы);

Суть добродетели – в сочетании щедрости и умеренности. Добродетельно то, что служит обществу и общественному порядку .

Добродетели делятся на:

волевые (исходят из характера);

интеллектуальные (мудрость, благоразумие).

Счастье (высшее благо жизни) возможно лишь при добродетельной жизни. В достижения счастья помогает изучение философии.

Читайте также: