Исаак альбенис биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

Музыка его многим знакома — хотя бы потому, что звучит довольно часто. Видели мы все живьем и его правнучку — в качестве второй жены президента Франции Николя Саркози.

Сегодняшний юбиляр — основоположник испанской национальной школы Исаак Альбенис. Это вовсе не означает, что до 19 века в Испании не было музыки. Была, и еще какая. Потрясающий фольклор, который жив и поныне, была своя церковная и светская музыка. Развивался свой вид музыкального театра — сарсуэла.

В 1883 году Альбенис женился и покончил с богемной жизнью. Гастроли по Европе продолжились, конечно, но это были гастроли уже зрелого пианиста и композитора. Вскоре он окончательно поселился в Париже.

Судьба была щедрой к Альбенису: дала ему и большой талант, и признание — общемировое и на родине. Но вот со здоровьем она не расщедрилась: всю жизнь Альбенис страдал хроническими заболеванием почек. От этой болезни он и умер во Франции в 49 лет.

Основная часть наследия Альбениса — пьесы для фортепиано. Он никогда не писал для гитары. Но исполняют его сейчас в основном на гитаре, то есть переложили вообще всё. Так что теперь музыка Альбениса — еще и очень популярный гитарный репертуар.

А вот что же такое испанский фольклор, который узнаваем с первого звука, рассказать в рамках этой статьи невозможно (да и вообще в рамках статьи). Тем более что говорить о единой фольклорной традиции большой страны можно только условно. Музыка Альбениса ближе всего по духу к музыке Андалусии с ее огромным арабским и цыганским влиянием.


Альбенис (469x474, 44Kb)

Исаак Альбенис — один из основоположников испанской национальной музыкальной школы, родился 29 мая 1860 года в Кампродон, Жерона, Испания.


Всё это пришло значительно позднее, а в детстве Альбенис налету схватывал обрывки знаний и увлекал публику своей игрой на фортепиано, приносившей его отцу немалые доходы.



В четыре года юный Исаак впервые публично выступил в Барселоне. В семь лет единственным препятствием для поступления Альбениса в Парижскую консерваторию стал его слишком юный возраст. Первым сочин ением Альбениса был военный марш. Восьми лет он поступил в Мадридскую консерваторию, где занимался в классе фортепиано и зачитывался новыми в ту пору романами Жюля Верна. Они оказали неожиданное воздействие на ход ближайших событий его жизни. Ученик консерватории сел без билета в первый же по езд и отправился, как ему казалось, в мир романов Жюля Верна. Так началась его первая концертная поездка, полная приключениями и закончившаяся благополучным возвращением в Мадрид. Однако он не задержался надолго в столице и уехал в Андалусию, где добрался до Кадиса, а там не устоял перед искушением и сел на пароход, направлявшийся в Южную Америку. Ему едва исполнилось 12 лет.

Альбенис. 13 лет


Год спустя Альбенис вернулся в Европу и направился в Лейпци г, чтобы продолжить занятия под руководством Ядассона и Рейнеке. В 1875 он вернулся в Испанию, где им заинтересовался секретарь короля, меценат граф Морфи, оказавший ему материальную помощь для занятий в Брюссельской консерватории. В Брюсселе он не являл примера усидчивости и прилежания. Однако природный талант взял своё, и ему удалось завоевать Grand prix Брюссельской консерватории. Международную известность ему принес концерт на открытии Эраровского зала в Париже.

Альбенис предпринял новую большую поездку по Южной Америке, которая явилась подлинным началом артистической карьеры. К этому времени пианист обрёл виртуозную уверенность и подошёл к утверждению исполнительского стиля, ярко темпераментного, отмеченного чертами романтической импровизационности.

В репертуар Альбениса входило тогда около пятидесяти собственных произведений, многие из них были уже изданы.




В мелодике многих произведений Альбениса слышится сильнейший андалусский акцент, он постоянно обращался к характерным формулам стиля фламенко. Отсюда особая роль ритмического элемента в музыке Альбениса. Легко найти её фольклорные прототипы, в частности в ритмах и фактуре гитарных импровизаций.





Альбенис - один из первых испанских композиторов нового времени, положивших в основу творчества народную испанскую музыку с ее характерными ритмами и интонациями. Вместе с тем в его творчестве сказалось и влияние импрессионизма.

Умер Исаак Альбенис 18 мая 1909 года в Камбо-ле-Бен, французские Пиренеи.

Документальный фильм "Иберия", объединяющий фламенко и классическую музыку, балет и современный танец.


Вдохновленный музыкой испанского композитора Исаака Альбениса, фильм особым образом использует компоненты мюзикла. Камера Сауры показывает репетиции спектакля и изменения в нем. И на экране раскрывается вселенная танца, торжествует мир страсти и творчества.

Исаак Альбенис родился в 1860 году, в Кампродоне (Каталония). Исключительные музыкальные способности мальчика проявились настолько рано, что уже в возрасте четырех лет он принимает участие в публичном концерте в Барселоне (при этом публика заподозрила, что играет не ребенок, а взрослый пианист). В шесть лет Альбенис едет с матерью в Париж и берет уроки у известного пианиста А. Ф. Мармонтеля. В 1869 году Альбенис поступает в Мадридскую консерваторию. Желание быть самостоятельным, жажда приключений, недовольство постоянной опекой отца, стремившегося сделать из ребенка музыкальное чудо, — все это послужило причиной бегства десятилетнего мальчика из дому. С этого момента его жизнь, проходящая в бесконечных путешествиях по стране, была похожа на приключенческий роман. Многочисленные поездки давали возможность Альбенису своими глазами видеть жизнь страны и ее талантливого народа, узнать и полюбить народную музыку.

Жизнь бродячего артиста была сопряжена с большими трудностями и лишениями. В Кадиксе Альбениса арестовывают и отправляют к родителям, но ему удается бежать на пароходе в Южную Америку, заплатив за проезд деньгами, которые собрали пассажиры, восхищенные его игрой. Мечта о музыкальном образовании приводит Альбениса в Лейпциг, где он занимается по композиции у С. Ядассона и фортепиано у К. Рейнеке. Возвратившись в Испанию, Альбенис получает стипендию для продолжения обучения в Брюссельской консерватории. Первая премия, присужденная Альбенису на экзамене (в жюри входили А. Г. Рубинштейн и Г. Бюлов), позволяет судить о его пианистической одаренности. В 1880 году Альбенис познакомился с Ф. Листом, который оценил талант молодого испанца, угадал в нем большие творческие силы. От Листа Альбенис узнал много нового о роли национального начала в музыке, об использовании фольклора в творчестве.

Исаак Альбенис / Isaac Albéniz

Уроженец Каталонии, Альбенис в детстве учился в Мадриде, Лейпциге и Барселоне, рано начал концертные странствия по Испании, увидел Андалусию, затем побывал за океаном, посетил Аргентину и Бразилию и, наконец, Кубу. Всё это обогатило его музыкальными впечатлениями, непосредственным знакомством с народной музыкой, не говоря уже о том, что перед ним, тогда ещё совсем юным, почти мальчиком, раскрылся огромный мир Латинской Америки, где ему пришлось пройти суровую жизненную школу. Дух вольных странствий и неутолимой жажды перемен, с юных лет захватившие Альбениса, позволили ему в пёстрой смене городов и стран, в кипучей деятельности, накопить огромный запас жизненных впечатлений, питавших его творчество.

Баловень публики, пианист, пленявший поэтичностью своей игры, он сохранил навсегда лёгкость и непринуждённость импровизатора и щедрость фантазии, которые стали важными особенностями его композиторской манеры. Правда, среди его произведений, особенно ранних, есть много несовершенных, которые создавались в суете и спешке нескончаемых концертных поездок. Эта поспешность, эта потребность быстрого отклика на творческие порывы также характерна для Альбениса, для его неукротимого темперамента.

Всё это пришло значительно позднее, а в детстве Альбенис налету схватывал обрывки знаний и увлекал публику своей игрой на фортепиано, приносившей его отцу немалые доходы. Восьми лет он поступил в Мадридскую консерваторию, где занимался в классе фортепиано и зачитывался новыми в ту пору романами Жюля Верна. Они оказали неожиданное воздействие на ход ближайших событий его жизни.

Ученик консерватории сел без билета в первый же поезд и отправился, как ему казалось, в заманчивый мир, раскрывавшийся ему в романах Жюля Верна. Так началась его первая концертная поездка, изобиловавшая приключениями и закончившаяся благополучным возвращением в Мадрид. Однако он не задержался надолго в столице и уехал в Андалусию, где добрался до Кадиса, а там не устоял перед искушением и сел на пароход, направлявшийся в Южную Америку. Началась заокеанская эпопея 12-летнего мальчика, познавшего успехи и неудачи…

Год спустя Альбенис вернулся в Европу и направился в Лейпциг, чтобы продолжить занятия под руководством Ядассона и Рейнеке. Нетрудно представить, к чему могло привести столкновение академизма и необузданной романтики. В 1875 году он вернулся в Испанию, где им заинтересовался секретарь короля, меценат граф Морфи, оказавший ему материальную помощь для занятий в Брюсселской консерватории. Морфи понимал, что при всех успехах молодому пианисту недоставало солидной выучки и широты кругозора, которые невозможно было приобрести в условиях кочевой жизни, полной превратностей, не оставлявшей времени для серьёзных занятий.

Эта жизнь положила свою печать на Альбениса, и в Брюсселе он отнюдь не являл примера усидчивости и прилежания. Однако природный талант взял своё, и ему удалось завоевать Grand prix Брюссельской консерватории. Теперь все его помыслы были направлены на то, чтобы встретиться с Листом и стать его учеником.

Биографы Альбениса, не проявляя единодушия его дальнейшего общения с Листом считают, что 1880 год стал важной вехой биографии испанского музыканта. Он предпринял новую большую поездку по Южной Америке, которая явилась подлинным началом его артистической карьеры – к этому времени пианист обрёл виртуозную уверенность и подошёл к утверждению исполнительского стиля, ярко темпераментного, отмеченного чертами романтической импровизационности. Его репертуар к этому времени стал очень обширным, включая многие произведения классиков и романтиков.

В репертуар Альбениса входило тогда около 50 собственных произведений, многие из них были уже изданы. Но, как отмечают его биографы, по большей части это было не что иное, как записи импровизаций. Нередко пьесы импровизировались прямо в кабинете издателя – в этом кроется одно из объяснений необычайной композиторской плодовитости Альбениса и самого характера его раннего творчества. Впрочем, даже в таких условиях он создавал страницы, отмеченные талантом, свидетельствующие о мелодической щедрости, а главное – о его связях с родной испанской музыкальной средой.

В мелодике многих произведений Альбениса слышится сильнейший андалусский акцент, можно сказать определение – композитор постоянно обращался к характерным формулам стиля фламенко. Напомним о таком его свойстве, как теснейшая связь танца и пения. Отсюда и особая роль ритмического элемента в музыке Альбениса. Легко найти её фольклорные прототипы, в частности – в ритмах и фактуре гитарных импровизаций.

Виртуозная игра гитаристов увлекла ещё Глинку, она явилась во многом примером (конечно – не единственным) и для Альбениса. Речь идёт не о буквальном использовании технических средств испанской гитарной техники, а об индивидуальном претворении отдельных её элементов в фортепьянном стиле композитора-пианиста.

Читайте также: