Игпзс древний мир кратко о всем

Обновлено: 05.07.2024

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Судебная система

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Страны этого региона, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика античной государственности занимает особое место.

Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.

Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е, города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции, а также ранний Рим.

Последующая эволюция этой государственности обусловливалась внутренними противоречиями, присущими античному обществу. Борьба рядовых граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран.

Все это имело далеко идущие политические последствия. В частности, расширяется участие рядовых граждан в делах государства. Наиболее полно этот процесс заявил о себе в Древних Афинах — государстве, рабовладельческом по сущности и демократическом для полноправных граждан по форме. Демократические институты Афин при всей их конкретно-исторической ограниченности послужили вместе с тем важным интеллектуальным стимулом развития демократической государственности последующих эпох.

Назидательна и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего развития. Многие античные историки причину ее гибели усматривают в утрате большинством афинского народа прежних гражданских доблестей и добродетелей. Это некоторое преувеличение. Но вместе с тем очевидно разлагающее влияние жизни многих за счет рабов и неполноправных. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Предпринимательскую деятельность еще более, чем раньше, рассматривают как средство обогащения, реализации личных амбиций, приобретения политической власти. Злоупотребления, расхищение национального достояния приобретают невиданные ранее размеры. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Сократа, который в своих беседах с молодежью обличал несправедливость и лицемерие, царящие в обществе, обвинили в развращении молодежи и присудили к смертной казни. Все это самым пагубным образом сказалось на общем состоянии страны, включая ее обороноспособность, тем более что основой войска было ополчение граждан, во многом утративших былую веру предков в идеалы демократии. Исторически не случайным явилось полное поражение Афин в Пелопоннесской войне.

К концу IV в. возможности дальнейшего развития общественно-политического строя Античного мира исчерпали себя. Нарастающий антагонизм между рабовладельцами и рабами и, как следствие, восстания угнетенных подрывали мощь государства. Ослабленная Западная Римская империя была разрушена вторгшимися на ее территорию племенами Средней и Восточной Европы, расчистившими путь к установлению более прогрессивных для того времени феодальных отношений.

Раздел 1. История государства и права стран Древнего Востока

Раздел 1. История государства и права стран Древнего Востока Предисловие Древний мир — эпоха в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ и

Часть вторая. История государства и права Средних веков

Часть вторая. История государства и права Средних веков Предисловие Средневековье — время социально-экономических и государственно-правовых процессов, происходивших в различных частях мира. Вместе с тем во всемирно-историческом масштабе ведущей тенденцией развития

Часть третья. История государства и права Нового времени

Часть третья. История государства и права Нового времени Предисловие В отечественной исторической науке хронологическими рубежами Нового времени обычно считаются XVII — конец XIX в. Отсчет новой эпохи ведется от 40—50-х годов XVII в. — времени революции в Англии, которая

Часть четвертая. История государства и права Новейшего времени

Часть четвертая. История государства и права Новейшего времени Предисловие XX век положил начало эпохе Новейшего времени, ставшей поистине одной из наиболее противоречивых в истории человечества. Для большинства народов мира этот век явился переломной вехой в их

Небылицы античного мира

Раздел II. Государство и право античного мира

Раздел II. Государство и право античного мира Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II–I тыс. до н. э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой

3.3.2. Упадок античного мира

3.3.2. Упадок античного мира Необходимым условием существования серварных обществ была непрерывная экспансия. А этой экспансии рано или поздно с неизбежностью должен был прийти конец. Одна из важнейших причин - изменение структуры этих обществ. Ядром античного

5.1. Распределение дат древних зодиаков по времени показывает, что история античного мира относится к X–XVI векам н.э.

5.1. Распределение дат древних зодиаков по времени показывает, что история античного мира относится к X–XVI векам н.э. К концу 2004 года нами было исследовано и датировано более 25 старинных зодиаков – египетских, римских и европейских. На основании такого количество надежных

Чудеса античного мира

Лекция 2. Древний Египет




Лекция 3. Древний Вавилон

Лекция 4. Древний Китай

Лекция 5. Индия. Законы Ману

Лекция 6. Древняя Греция. Афины, Спарта

Лекция 7. Древний Рим

Лекция 8. Государство Франков

Лекция 9. Средневековое государство во Франции

Лекция 11. Средневековое государство и право в Англии

Раннефеодальное государство. Британские острова издавна населяли кельтские племена, которые в V-м веке были завоеваны германскими племенами англов и саксов. Постепенно общинные отношения заменялись феодальными. Англосаксонские королевства разделялись на графства. Собрания графств возглавляли королевские чиновники — шерифы. В 827 г. королевства объединились перед лицом внешней угрозы — нападением датчан,
Норманнское завоевание, В 1066 г. Англия была завоевана норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Королевская власть была значительно усилена, поскольку он обладал примерно 1/7 частью всей пахотной земли. Бароны и рыцари не только несли военную службу, но и платили королю денежные взносы.
Государственное устройство. В период правления короля Генриха I (I tOO—1I35) бароны получили от него Хартию вольностей. Ценой этой уступки король достиг относительного спокойствия в стране. Королевская курия был разделена на большой совет и малую курию. Решения большого совета не имели обязательной силы и он действовал как совещательный орган. В компетенцию малой курии входила высшая судебно-административная и финансовая власть. В ее состав входили лорд-канцлер, камергер и другие высшие сановники. На местах власть осуществляли шерифы.
Судебная реформа. В период царствования короля Генриха 11 (1154—! 189) была ограничена судебная власть крупных феодалов. Из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела, значительная часть исков о земельной собственности, Верховным судебным органом государства стала королевская курия. Под ее юрисдикцией нах

Лекция 1. Введение в курс истории государства и права зарубежных стран

Лекция 2. Древний Египет

Лекция 3. Древний Вавилон

Лекция 4. Древний Китай

Лекция 5. Индия. Законы Ману

Лекция 6. Древняя Греция. Афины, Спарта

Лекция 7. Древний Рим

Лекция 8. Государство Франков

Лекция 9. Средневековое государство во Франции

Лекция 11. Средневековое государство и право в Англии

Раннефеодальное государство. Британские острова издавна населяли кельтские племена, которые в V-м веке были завоеваны германскими племенами англов и саксов. Постепенно общинные отношения заменялись феодальными. Англосаксонские королевства разделялись на графства. Собрания графств возглавляли королевские чиновники — шерифы. В 827 г. королевства объединились перед лицом внешней угрозы — нападением датчан,
Норманнское завоевание, В 1066 г. Англия была завоевана норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем. Королевская власть была значительно усилена, поскольку он обладал примерно 1/7 частью всей пахотной земли. Бароны и рыцари не только несли военную службу, но и платили королю денежные взносы.
Государственное устройство. В период правления короля Генриха I (I tOO—1I35) бароны получили от него Хартию вольностей. Ценой этой уступки король достиг относительного спокойствия в стране. Королевская курия был разделена на большой совет и малую курию. Решения большого совета не имели обязательной силы и он действовал как совещательный орган. В компетенцию малой курии входила высшая судебно-административная и финансовая власть. В ее состав входили лорд-канцлер, камергер и другие высшие сановники. На местах власть осуществляли шерифы.
Судебная реформа. В период царствования короля Генриха 11 (1154—! 189) была ограничена судебная власть крупных феодалов. Из сеньориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела, значительная часть исков о земельной собственности, Верховным судебным органом государства стала королевская курия. Под ее юрисдикцией нах

Тема 1. Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран.

История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки- исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов.Цель— выявление исторических закономерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права.

Таким образом, история государства и права— это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох.

Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже XVIII—XIX вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности. Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.

На данный момент, как принято считать в науке, существуют два пути развития человеческого общества, две цивилизации - Запад и Восток.

В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный. Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы. Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение). Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы.

В литературе принято выделять такие основные эпохи: древний мир, средние века, новое и новейшее время (XX век). При изложении материала используются не формационные границы эпох, а цивилизационный подход.

Читайте также: