Свойства государственных управленческих решений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Обобщая основные свойства и отличительные черты государственных управленческих решений можно выделить следующее:

1. Это документ, носитель определенной управленческой информации;

2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его главное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;

3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;

4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом, порождает соответствующие права, обязанности и предусматривают ответственность за последствия их реализации;

5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.

6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой социальной значимостью предписываемых действий, носит директивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем мероприятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то.

7. Оформляются надлежащим образом в установленном порядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует большое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его авторство не устанавливается. Государственное решение - это собственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;

8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение правовых норм различных отраслей права; высокое качество как самого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение процессуальных правил и технологий превращает решение в фикцию, в документ ничтожной юридической силы;

9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а значит, подконтрольны налогоплательщикам.

Порядок рассмотрения и принятия федеральных законов РФ

Законодательный процесс - процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, - в России проходит следующие стадии:


Основные элементы процесса разработки и принятия государственных решений

Конкретный порядок разработки государственных управленческих решений (закрепляется в соответствующих нормативных документах) в значительной мере отличается в зависимости от сути и содержания принимаемого решения, от функций и полномочий субъекта, принимающего решение.

В общем виде процесс подготовки решений в органах государственного и муниципального управления можно представить в виде последовательной реализации следующих этапов.

Сущность и виды государственных решений

Государственно-управленческое решение - осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме. Между тем существует более широкое понятие государственного решения, - это властная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий. Принятие государственного решения традиционно рассматривается как этап волевого акта, совершаемого субъектом, наделенным государственно-властными полномочиями, при выборе одной из существующих возможностей в достижении предполагаемого результата намечаемых действий. Таким образом, государственное решение - это, как правило, идеальная модель будущего, где содержится информация, данная субъектом власти, о желательности и нужности того, что должно быть исполнено.

С формальной точки зрения это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления.

В совокупности и по соподчиненности между собой государственные управленческие решения образуют сложную систему, построенную как по вертикальному (иерархическому), так и горизонтальному (отраслевому, функциональному) принципу.

По содержанию сформулированных в них задач государственные управленческие решения делятся на политические и административные. Политические представляют первичный уровень государственного управления, административные - вторичный, играющий в определенном, конечно, смысле подчиненное значение.

Политические решения касаются наиболее крупных, стратегически значимых, затрагивающих судьбы миллионов людей проблем - безопасности страны, ее территориальной целостности и суверенитета, перспектив социально-экономического, национально-территориального и культурного развития. Это ежегодные послания президента и конституционного суда парламенту страны, доктрины, концепции, целевые программы, приоритетные национальные и региональные проекты.

Закрепляются административно-управленческие решения в форме федеральных и региональных законов, указов Президента РФ, постановлений правительства страны, решений губернаторов и правительств субъектов РФ, приказов министров и руководителей других органов исполнительной власти. Административные управленческие решения, как правило, носят оперативно-тактический характер. Тем не менее, как и политические, они могут быть стратегическими.

В зависимости от юридической иерархии государственные управленческие решения делятся на:

Государственные управленческие решения могут закрепляться и в неправовых (организационно-управленческих) формах.

Неправовые формы управленческих решений - это справочные материалы и экспертные заключения, решения различных совещательных коллегий, итоги обсуждений, рекомендации по итогам осуществления тех или иных организационных мероприятий и технических операций, научные прогнозы, экспертные заключения, методические разработки. Такие документы существенно влияют на весь процесс государственного управления, но при этом не носят нормативно-правовой характер. Они не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношения. Их назначение совершенно иное - организационно обеспечить выполнение государственных решений, принятых в соответствующих правовых формах.

По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть:

б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными;

в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

г) единоличными и коллегиальными.

По масштабу действия:

а) общегосударственные, которые реализуются в масштабах всей страны;

б) локальные, реализуемые в пределах отдельных отраслей, отдельных национально- или административно-территориальных единиц;

По целям и времени действия: стратегические, тактические и оперативные; долгосрочные; среднесрочные и краткосрочные.

Основные свойства и отличительные черты государственно-управленческого решения

Обобщая основные свойства и отличительные черты государственных управленческих решений можно выделить следующее:

1. Это документ, носитель определенной управленческой информации;

2. Это официальный акт высокой социально-практической значимости предписываемых управляющих воздействий. Отличается он активной организующей, созидательной ролью. Его главное предназначение - формирование, изменение или отмена действующих социальных норм и отношений, перевод объекта управления из одного качественного состояния в другое;

3. Государственно-управленческие решения в подавляющем большинстве своем носят комплексный характер, преследуют несколько целей и предполагают решение целого пакета задач;

4. Властность - принимается в одностороннем порядке специально уполномоченным для этого государственным органом, порождает соответствующие права, обязанности и предусматривают ответственность за последствия их реализации;

5. Публично-правовой характер. Принимаются только государственными органами, обладающими соответствующей компетенцией. Причем в подавляющем большинстве случаев принимаются не на основе договора двух-трех сторон, а в одностороннем порядке. Большинство государственно-управленческих решений носят публичный правовой характер.

6. Директивность. Государственное управленческое решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, устанавливает, наказывает и т.д. Оно обладает высокой преобразующей силой, большой социальной значимостью предписываемых действий, носит директивно-обязательный характер. Все предусмотренные в нем мероприятия обязательны для исполнения, даже в том случае, если они и не нравятся кому-то.

7. Оформляются надлежащим образом в установленном порядке, носят обезличенный характер. Государственное решение - продукт коллективного труда, в его подготовке участвует большое число специалистов и должностных лиц. Поэтому его авторство не устанавливается. Государственное решение - это собственность государства и не может рассматриваться в качестве чьей-либо личной интеллектуальной собственности;

8. Процессуальность - наличие системы правил и процедур, определяющих порядок разработки, обсуждения, согласования, принятия управленческого решения, вступления в официальную силу и обнародования. Официально установленная процессуальность обеспечивает легитимность решения; всесторонность и объективность анализа ситуации; правильное применение правовых норм различных отраслей права; высокое качество как самого документа, так и процесса его исполнения. Нарушение процессуальных правил и технологий превращает решение в фикцию, в документ ничтожной юридической силы;

9. Обеспеченность бюджетными ресурсами. Государственные решения связаны с использованием бюджетных средств, а значит, подконтрольны налогоплательщикам.

Порядок рассмотрения и принятия федеральных законов РФ

Законодательный процесс - процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, - в России проходит следующие стадии:


Основные элементы процесса разработки и принятия государственных решений

Конкретный порядок разработки государственных управленческих решений (закрепляется в соответствующих нормативных документах) в значительной мере отличается в зависимости от сути и содержания принимаемого решения, от функций и полномочий субъекта, принимающего решение.

В общем виде процесс подготовки решений в органах государственного и муниципального управления можно представить в виде последовательной реализации следующих этапов.

Сущность и виды государственных решений

Государственно-управленческое решение - осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме. Между тем существует более широкое понятие государственного решения, - это властная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий. Принятие государственного решения традиционно рассматривается как этап волевого акта, совершаемого субъектом, наделенным государственно-властными полномочиями, при выборе одной из существующих возможностей в достижении предполагаемого результата намечаемых действий. Таким образом, государственное решение - это, как правило, идеальная модель будущего, где содержится информация, данная субъектом власти, о желательности и нужности того, что должно быть исполнено.

С формальной точки зрения это политико-правовой акт, в котором в логической форме выражено воздействие управляющих звеньев (государственных органов, должностных лиц) на общественную систему (управляемые субъекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и удовлетворения соответствующих потребностей управления.

В совокупности и по соподчиненности между собой государственные управленческие решения образуют сложную систему, построенную как по вертикальному (иерархическому), так и горизонтальному (отраслевому, функциональному) принципу.

По содержанию сформулированных в них задач государственные управленческие решения делятся на политические и административные. Политические представляют первичный уровень государственного управления, административные - вторичный, играющий в определенном, конечно, смысле подчиненное значение.

Политические решения касаются наиболее крупных, стратегически значимых, затрагивающих судьбы миллионов людей проблем - безопасности страны, ее территориальной целостности и суверенитета, перспектив социально-экономического, национально-территориального и культурного развития. Это ежегодные послания президента и конституционного суда парламенту страны, доктрины, концепции, целевые программы, приоритетные национальные и региональные проекты.

Закрепляются административно-управленческие решения в форме федеральных и региональных законов, указов Президента РФ, постановлений правительства страны, решений губернаторов и правительств субъектов РФ, приказов министров и руководителей других органов исполнительной власти. Административные управленческие решения, как правило, носят оперативно-тактический характер. Тем не менее, как и политические, они могут быть стратегическими.

В зависимости от юридической иерархии государственные управленческие решения делятся на:

Государственные управленческие решения могут закрепляться и в неправовых (организационно-управленческих) формах.

Неправовые формы управленческих решений - это справочные материалы и экспертные заключения, решения различных совещательных коллегий, итоги обсуждений, рекомендации по итогам осуществления тех или иных организационных мероприятий и технических операций, научные прогнозы, экспертные заключения, методические разработки. Такие документы существенно влияют на весь процесс государственного управления, но при этом не носят нормативно-правовой характер. Они не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношения. Их назначение совершенно иное - организационно обеспечить выполнение государственных решений, принятых в соответствующих правовых формах.

По субъектам управления государственные управленческие решения могут быть:

б) федеральными, региональными (акты субъектов федерации), местными;

в) решениями органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

г) единоличными и коллегиальными.

По масштабу действия:

а) общегосударственные, которые реализуются в масштабах всей страны;

б) локальные, реализуемые в пределах отдельных отраслей, отдельных национально- или административно-территориальных единиц;

По целям и времени действия: стратегические, тактические и оперативные; долгосрочные; среднесрочные и краткосрочные.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Для того чтобы управлять какими-либо социальными общностями или процессами, необходимы социальные нормы, требования которых признаются и соблюдаются как субъектами, так и объектами социального управления. Необходимость такого рода норм наиболее значима в государственном управлении, являющемся важнейшим видом социального управления. Именно выработка определенной социально-управленческой нормы лежит в основе всякого государственного решения, принятие которого всегда – выбор нормы, способной урегулировать вопросы по приоритетной социальной проблеме.

Государственно-управленческое решение – осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме.

Между тем существует более широкое понятие государственного решения, - это властная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий.

Таким образом, государственное решение – это, как правило, идеальная модель будущего, где содержится информация, данная субъектом власти, о желательности и нужности того, что должно быть исполнено.

Разработка, принятие и реализация государственных решений – это сложный, многоступенчатый процесс, в котором происходит выработка и согласование позиций по самым разнообразным общественно значимым вопросам с целью практического осуществления мер властного воздействия на социальную действительность.

В государственном управлении решения разрабатываются, принимаются и исполняются в установленном порядке соответствующими правомочными субъектами: государственными органами и должностными лицами. Юридическое волеизъявление субъекта государственной власти предполагает наступление определенных последствий. Принятие и исполнение государственных решений также порождают правовые последствия или условия, необходимые для возникновения таких последствий.

Следует подчеркнуть, что принятие решений является не только правом, но и обязанностью уполномоченных субъектов (государственных органов и должностных лиц), а вместе с тем предусматривает ответственность не только за их принятие и выполнение, но также и за наступающие в результате последствия.

Предметом государственного управленческого решения является веление с целью урегулирования (упорядочения, разрешения и т.д.) общественных отношений, затрагивающих разнообразные проявления жизни и деятельности человека-гражданина в обществе-государстве.

Управленческие решения, имеющие статус государственных, оформляются надлежащим образом в виде различных документов, с соблюдением установленных правил записи и оформления. Надлежащее соблюдение таких правил обязательно, так как придает им официальное выражение и юридическую силу. Придание документу юридической силы, подтверждение факта его издания – главное назначение процедуры регистрации государственных управленческих решений. (объяснить)

Свойства государственно-управленческих решений

1. Властностьпроявляется в одностороннем принятии такого решения, которое не может быть результатом договора сторон. Решения, принятые органами государственной власти определяют юридическую значимость предписанных ими действий, установленные в них меры обязательны для исполнения. Будучи властным актом, государственное решение обязывает, предписывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает, разрешает, поощряет, наказывает и т.д.

2. Наличие системы правил, определяющей порядок их разработки, обсуждения, принятия, вступления в силу, внесения изменений и отмены.

- наличие субъектно-объектных отношений;

- содержательность решений - информация о том, что должно быть сделано и для чего (в каких целях) и т.д.;

- процедура принятия решения;

- время действия решения.

Государственные решения оформляются обычно в правовых документах следующих видов: законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, предписания, указания, положения, инструкции, приговоры и др.

Формы государственно-управленческих решений - формы внешнего выражения конкретных юридически либо организационно значимых установлений, в которые они облекаются.

1. Правовыми считаются те, в которые облекаются решения, влекущие определенные юридические последствия. Среди них выделяются:

1) правовые акты (решения);

2) правовые договоры;

3) иные акты, закрепляющие совершение юридически значимых решений.

2. Неправовые формы – оформление организационных мероприятий и материально-технических операций, совершаемых в процессе государственного управления, которые непосредственно юридических последствий не влекут.

- Организационные формы – решения совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, бухгалтерская и статистическая отчетность и т.п.

- Материально-технические формы – решения, касающиеся ведения делопроизводства, оформления документов, финансового учета и отчетности, информационно-коммуникативной и справочно-аналитической и им подобной обеспечивающей деятельности.

(При этом, в отличие от правовых форм, они не требуют полного и строго определенного законом юридического закрепления; носят вспомогательный характер в управленческой деятельности. Деление всех форм управленческих решений по любым основаниям условно, так как они тесно взаимосвязаны, накладываются одна на другую)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Разработки и принятия решений является весьма сложным процессом. Процесс выработки научно обоснованных, взвешенных и целесообразных решений является центральным звеном политического процесса и государственного управления.

под государственно-управленческими решениями следует понимать все управленческие решения, которые принимают высшие и центральные органы государственной власти с целью определения и реализации государственных целей, стратегии их достижения, основных функций государственной политики, а также решение проблем государственного уровня.

Основными признаками государственно-управленческих решений являются:направленность на решение проблем государственного уровня; оформление в виде нормативно-правовых актов, программно-правовых документов (программ, концепций, сценариев, планов) и организационно-распорядительных решений (поручений, штатных расписаний и структур, инструкций и т.п.); государственно-управленческие решения являются элементами государственно-управленческих отношений; формирование на их основе государственно-управленческих воздействий; исполнения всеми лицами, предприятиями, организациями, учреждениями и органами власти;обеспеченность, в первую очередь, необходимыми государственными ресурсами.

На разных этапах государственного управления применяются различные государственно-управленческих решений, что позволяет выделить и классифицировать их по форме на три группы: 1) нормативно-правовые (конституция; конституционные законы и соглашения; законы, международные соглашения; указы главы государства; постановления парламента и правительства; приказы министров, руководителей других центральных органов государственной власти; положение о центральных органах государственной власти; государственные и отраслевые стандарты т.д.); 2) программно-целевые (национальные, государственные, региональные, отраслевые и межведомственные концепции, программы, проекты); 3) организационно-распорядительные (доверенность и организационно-координационные решения высших и центральных органов государственной власти).

Принимаемые органами государственной власти и оформляются в виде различных актов, должны быть более обоснованными и рациональными, учитывая их обязательность и влияние на все население, сферы деятельности, территории. Это существенно отличается от управленческих решений на уровне коммерческих организаций, имеющих внутреннюю направленность, ограничиваются только их масштабами или имеют общеобязательное значение для других субъектов и объектов.

36. Разработка управленческого решения, его принятие и доведение до исполнителей.

Это сложный, многоступенчатый процесс практической реализации государственного публичного интереса. Это самый ответственный этап управленческой деятельности, требующий серьёзного интеллектуально-волевого напряжения и готовности взять ответственность на себя.
Элементы процесса:
1.подготовка проекта нового акта управления. На этой стадии определяются сроки подготовки альтернативных проектов УР и круг их разработчиков
2.определение структуры проекта правового акта управления. Этому этапу предшествует глубокий анализ, соответствующая диагностика и объективная оценка сложившейся ситуации
3.стадия проектирования и моделирования возможных УР. Это элемент процесса принятия УР на научных основаниях
4.оценка предложенных альтернатив и выбор лучшей из них
5.согласование акта управления заинтересованными ведомствами и должностными лицами
6.стадия принятия УР. Это стадия официальной коллективной оценки и придания проекту решения окончательного обязательного характера
7.подготовка предложений об изменении, дополнении или признании утратившем силу ранее изданных гос. актов или их частей взвези с принятием нового УР
8.издание правового акта упр. – стадия, на кот. подготовленный проект решения приобретает юридическую силу, становится официальным документом.
9.направление принятого правового акта упр. В министерство юстиции для его гос. регистрации и обнародования путем опубликования в официальных изданиях
10.процедуа детального ознакомления с принятым гос. актом

37.Организация исполнения государственно-управленческих решений.

38. Коммуникативная подсистема системы государственного управления.

Если рассматривать горизонтальный срез системы государственного управления, то можно выделить:

· профессионально культурную подсистему;

Каждый структурный элемент подсистемы также является сложным образованием, имеющим свою структуру, свои задачи и функции.

Коммуникативная подсистемапредставляет собой комплекс управленческих отношений, официальных и неофициальных связей субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, а также их взаимодействие с общественными объединениями, гражданами. Иными словами, это система взаимодействий в управлении в статике и динамике.

37.Организация исполнения государственно-управленческих решений.

Значимость и качество УР проверяется практикой и конкретными делами. УР лишь тогда эффективно и качество если все то, что предусмотрено в УР, должным образом исполнено. Реализация УР-процесс претворения в жизнь намеченных целей, оценка полученных промежуточных и конечных результатов внесения корректив в процессе исполнения намеченного. Исполнение принятых УР – достаточно сложный этап, который состоит из нескольких стадий:
1.подбор и расстановка исполнителей, обеспечение необходимых условий для их успешной работы
2.мобилизация имеющихся ресурсов для исполнения намеченного
3.соединение людей и ресурсов. В процессе решаются след задачи:1)устанавливаются нормы трудовых затрат каждого исполнителя и каждого трудового коллектива; 2) определяются нормативы затрат времени энергии материалов, денежных ресурсов на воспроизводственную деятельность. На этом этапе определяется кол-во и качество получаемых материалов, соц., дух.продуктов. Необходимо научиться управлять так, чтобы затраты снижались, а объемы и качества полученных результатов – повышались
4.практическое осуществление намеченного, т.е. реально претворение в жизнь утвержденных планов и программ, полученных заданий и поручений
5.контроль хода исполнения решений-оценка и анализ состояния и результатов реализации УР.
6.учет анализа и оценка достигнутых результатов. Определяются сильные и слабые стороны принятых решений и управляющего процесса в целом; скрываются неиспользуемые резервы и возможности; намечаются меры, которые должны быть учтены при реализации последующих решений.

38. Коммуникативная подсистема системы государственного управления.

Если рассматривать горизонтальный срез системы государственного управления, то можно выделить:

· профессионально культурную подсистему;

Каждый структурный элемент подсистемы также является сложным образованием, имеющим свою структуру, свои задачи и функции.

Коммуникативная подсистемапредставляет собой комплекс управленческих отношений, официальных и неофициальных связей субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, а также их взаимодействие с общественными объединениями, гражданами. Иными словами, это система взаимодействий в управлении в статике и динамике.

39.Государственная служба, ее статус и функции.

Государственная служба — это не просто работа по найму в государственном органе или в учреждении, а профессиональная деятельность по обеспечению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Под функциями по принятию нормативных актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

· осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения;

· выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

· регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимся в федеральной собственности акциям открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Под функциями государственной службыследует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения. Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и непосредственной деятельности государственных служащих.

40.Структура и организационно-правовые основы государственной службы Российской Федерации.

Должностной регламент

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, а также к образованию, стажу гражданской службы;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение должностных обязанностей;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Сущность управленческих решений в государственном управлении и предъявляемые к ним требования

Государственное управленческое решение – это процесс выбора из возможных вариантов осуществления государственного управления наиболее эффективной и отвечающей требованиям сложившейся ситуации модели действий.

Государственные управленческие решения должны отвечать следующим требованиям:

  • во-первых, реальности, подразумевающей установление цели, достижение которой реально возможно с учетом наличия ресурсов, возможностей и времени для их реализации;
  • во-вторых, наличия механизмов реализации управленческого решения, подразумевающее характеристику процесса его планирования, организации действий, их координации, проведения мотивации и контроля;
  • в-третьих, устойчивости к ошибкам, допущенным в процессе сбора и обработки информации;
  • в-четвертых, подготовки, принятия и выполнения управленческого решения в реальном времени по отношению к тем процессам, которые являются объектом управления;
  • в-пятых, реализуемости, подразумевающей наличие возможности воплощения принятого государственного управленческого решения в жизнь;
  • в-шестых, гибкости, подразумевающей возможность изменения содержания принятого государственного управленческого решения в ответ на меняющиеся обстоятельства.

Классификация государственных управленческих решений

Государственные управленческие решения классифицируются по различным основаниям, к числу которых можно отнести следующие:

В зависимости от субъекта, ответственного за принятие решения. В соответствии с этим критерием различают четыре вида государственных управленческих решений:

  • общенародные решения, принимаемые в ходе прямого волеизъявления граждан в виде референдумов или выборов;
  • решения, соответствующие ветвям и институтам власти. В этом смысле государственные управленческие решения делятся на решения, принимаемые органами государственного управления исполнительного, законодательного и судебного характера;
  • решения, различающиеся по уровням власти. В этом смысле государственные управленческие решения бывают федеральными и региональными;
  • решения, которые различаются по органам и институтам власти. В этом смысле государственные управленческие решения включает в себя решения российского Президента, Правительства, Государственной Думы и так далее;

В зависимости от количественных характеристик субъекта принятия государственного управленческого решения. В соответствии с этим критерием выделяют два вида государственных управленческих решений:

  • единоличные решения, которые принимаются отдельными должностными лицами государственного управления, к примеру, российским Президентом;
  • коллегиальные, принятие которых осуществляется органами государственного управления, например, Правительством России, Государственной Думой и так далее.

В зависимости от цели и времени действия. В соответствии с этим критерием различают три вида государственных управленческих решений:

  • оперативные решения, срок реализации которых составляет менее 3 лет;
  • тактические решения, срок реализации которых колеблется в пределах от 3 до 6 лет;
  • стратегические решения, период реализации которых превышает 6-летний срок;

В зависимости от масштаба действия. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения делятся на общегосударственные, локальные, межведомственные и внутриведомственные;

В соответствии с нормативной природой. Согласно этому критерию государственные управленческие решения бывают общими и частными. Общие государственные решения также называют нормативными, частные – ненормативными;

В соответствии с юридической силой. Согласно этому критерию выделяют три вида государственных управленческих решений: конституционные или высшие, законодательные и подзаконные решения;

В зависимости от вида государственного управления. В соответствии с этим критерием управленческие решения государства делятся на гражданские и военные;

В зависимости от формы правовых актов. В соответствии с этим критерием различают огромное количество государственных управленческих решений, принимающих форму законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, приговоров, санкций, уставов, программ, прогнозов, декларации, указаний, инструкций, справок, рекомендаций и прочего;

В зависимости от способа оформления и установления юридической силы. В соответствии с этим критериям различают два вида государственных управленческих решений:

  • первичные государственные решения, которые приобретают юридическую силу непосредственно. К данному виду относят законы, постановления, указы и иные нормативно-правовые акты;
  • вторичные государственные решения, которые вводятся в действие и утверждаются иными решениями. К данному виду относятся инструкции, которые могут быть утверждены приказом министра, положения, которые устанавливаются постановление главы администрации и так далее;

В зависимости от методов разработки. В соответствии с этим критерием выделяют типичные или аналогичные государственные управленческие решения, а также нетипичные или оригинальные решения;

В зависимости от содержания. В соответствии с этим критерием различают такие государственные управленческие решения, как политические, социальные, административные, экономические, правовые, организационные, технологические и иные;

В зависимости от формы изложения. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения могут быть устными, письменными или электронными;

В зависимости от механизма действия. В соответствии с этим критериям государственные управленческие решения могут быть прямыми, то есть предполагающими непосредственное действие, или рамочными, то есть носящими отсылочный характер;

В зависимости от значимости для исполнения. В соответствии с этим критерием государственные управленческие решения могут быть обязательными и рекомендательными.

Читайте также: