Глобальные проблемы 20 века кратко

Обновлено: 08.07.2024

В настоящий момент перед человечеством стоят следующие глобальные проблемы:

· экология и жизненное пространство;

Беспрецедентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнутьс современному человечеству являются уже результатом деятельности самого человека, являютс уже результатом деятельности самого человека, носят антропогенный характер.

С изобретением ядерного оружия приобрела особое глобальное значение проблема войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей степени именно в войнах, которые разрушали все, что, создавалось людьми, и уничтожая самих людей. Первым средством в борьбе против войн должен быть отказ от войны как средства продолжени политики. Ныне стал очевидным ее иррациональный смысл, а точнее полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем.

Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым является экологический кризис, выражающийся в повседневном загрязнении окружающей среды, одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Для решения экологической проблемы необходимо правильно рационально и экономно использовать природные ресурсы. Один из рациональных способов организации природопользования - изменение производственной технологии, в чем воплощается непосредственно материальное взаимоотношение человека и природы. Но дл его осуществления требуется и изменение ценностных ориентаций человека - формирование его экологического мышления, новой экологической этики.

Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийс ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными - все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.

Основные направления философии XX века. Философия экзистенциализма и психоанализа. Работа со словарем, тестовое задание.

Цель: изучить основные направления философии 20в
2)Теоретические справочно-информационные материалы по теме занятия:
Экзистенциализм-философия существования- направление в современной философии ,главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, ,трудности, существование в окружающем мире .
Представитили:
В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны
• Л.Шестов
• Н.Бердяев
В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны
• К.Ясперс
• М.Хайдеггер
• М.Бубер
Во Франции нашёл своих последователей в период 2-ой мировой войны
• Ж.-П Сартр
• Г.Марсель
• А.Камю
• Симона де Бовуар.

В Австрии в 40-50х годах 20в.
В.Франкл(логотерапия)
В Испании :
Х.Ортега-и-Гассет.
Экзистенциализм возводит свои истоки к С.Кьеркегору ,Шеллингу,Ницше.
Психоанализ-направление в современной философии ,объясняющее,роль бессознательного и иных психических процессов в жизни человека и общества.
Представители психоанализа:
З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе, А.Адлер, В.Райх.
• Неопозитивизм-направление в философии 20в. утверждающие ,что философия должна заниматься логическим анализом языка науки.
Представители:
Б.Рассел.
Л.Витгенштейн.
• Постпозитивизм(2 полов.-конец 20в)
направление в философии, определяющее главной целью развитие научного знания.
Представители:
К.Поппер
Т.Кун.
• Прагматизм-направление в философии 20в, которое имело своей целью выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике.
Представители:
(Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи)
3)Рекомендации студентам по подготовке к занятию:
Для подготовки к занятию изучите:
1)Горелов А.А. Основы философии :
Учебник.-М.:Академия,2010,глава 11."Философия 20 века".стр 117-130.
2)Моисеева Н.А.,Сороковикова В.И.Философия и постклассическая европейская философия 19-20вв.
• Постклассическая европейская философия 19-20вв. стр 113-123.
3)Философия .Пособие для подготовки к экзаменам ./под.ред.Якушева.А.В раздел 5.
Современная западная философия .вопросы 60-65.стр 215-238.
4)Практические задания ,упражнения.

Пограничные ситуации по К.Ясперсу


1.По мнению американского философа Ч.Пирса-представителя прагматизма,"истина это-то,во что мы верим".
• Что такое прагматизм?
• Каковы его положения ?
• Как с ним связано высказывание Р.Пирса ?Выскажите своё отношение к прагматизму.
2.Изобразите графически модель личности ,созданную З.Фрейдом.
3. По каким признакам учение З.Фрейда можно отнести к иррационализму?
4.В чём заключается значение психоанализа?
5.В чём заключается актуальность философии экзистенциализма?
6.Каково отношение прагматизма к идее "моральных абсолютов"?
7.Какие нравственные выводы следуют из положения Ж-П Сарта об абсолютности свободы выбора?
5) Задания студентам для самостоятельной работы .
1.Раскройте причины способствующие зарождению экзистенциализма?
2.Каким проблемам уделяют внимание философы _экзистенциалисты?
3.Что такое "пограничные ситуации " по К.Ясперсу?
4.Как понимает свободу Ж-П Сартр?
5.Как раскрывает проблему смысла жизни А.Камю?
6.В чём значение философии экзистенциализма? Почему она так актуальна в наши дни?
7.Может ли любовь преодолеть экзистенциальное одиночество?
6)Контрольные вопросы ,тесты, задания по теме .
1.Является ли экзистенциализм в подлинном смысле слова гуманизмом ? Объясните .
2.Согласно психоанализу З.Фрейда, жизнь в целом и в большинстве конкретных поступков человека определяется:
а)Мышлением
Б)бессознательным
в)разумам
г)рассудком.
4)Известное утверждение прагматизма (по Ч. Пирсу.)
а)истина-то ,что доказано
б))истина-то ,что полезно
в))истина-то ,что привычно
г))истина-то ,что непостижимо
5)Какое философское направление рассматривает человека ,как существо,"заброшенное в мир",жизнь которого трагична, проблематична, временна и абсурдна?
а)экзистенциализм
б)прагматизм
в)неопозитивизм
г)неотомизм
6)Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности ,и ответственности за выбор ,за то что он совершает ,стали центральными в философии_____________(назовите философа)
7)О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель_________(назовите философа)
8)Завершите определение:
"Иррационализм -философское направление ,в основе миропонимания которого лежит_________
9)Одним из иных принципов познания сторонники неопозитивизма считают:
а)интенциональность
б)инструментализм
в)верификацию
г)интерпретацию

На занятие по философии преподаватель предложил прочитать следующий текст из книги: «На протяжении свей истории философии философы склонялись к двум точкам зрения на сущность философии и ее специфику. Первую точку зрения можно назвать точку зрения на философию как на строгую науку. Наиболее последовательно отстаивал этот взгляд Г.Гкгель – выдающийся всего идеалистического направления в западноевропейской философии, создатель самой масштабной в истории философской стстемы – диалектики.

Экзистенциализм – направление в философии _____ века ,акцентрирующее свое внимание на уникальности бытия человека, провозглащающее его иррациональным.

Соозданная Гегелем философская система - это – картина мира, которая логически упорядочила ________, ____________и человеческое мышление на протяжении всей их истории

Г.Гегель –виднейший представитель _____________классической философии

Задание на дом: Составить к

Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII–XIXвв.

научиться определять особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.

2. Теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия: Основные направления философии эпохи Возрождения:

●Гуманистическое (XIV-XV в.) представите ли: Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Лоренцо Валли и др.) ставило в центре внимании человека, воспевало его достоинство, величие и могущество иронизировало над догматами церкви.
●Неоплатоническое( XVI-XVII в.) представители: Николай Кузанский Парацельс и др.) развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
●Натурфилософское( нач.XVI-XVII в.) представители: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. и др.) пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе, основах мироздания, опирались на астрономические и научные открытия.
●Реформационное(XVI-XVII в.) представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) стремились пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и церковью.
●Политическое (XV-XVI в. (Николо Макиавелли) – изучали проблемы управления государством, поведение правителей.
●Утопическо- социалистическое (XVI-XVII в.) представители Томас Мор, Томмазо Компанелла) искали идеально фантастические формы построения общества и государства основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Практическое занятие №5

Тема: Основные понятия немецкой классической философии

Цель :Изучить основные понятия немецкой классической философии.

2. Практический, справочно-информационный материал по теме занятия.

Философия совершила 3 круга:
Античный(от Сократа- через Платона и Аристотеля- к скептикам.)
Христианский(от Христа- через Блаженного Августина и Фому Аквинского к Монтеню)
Новоевропейский(от Декарта через Канта и Гегеля к экзистенциалистам)

1 круг - мифолого-философский, когда разум был выше веры и чувств
2 круг - религиозно- философский, когда вера была выше разума и чувств
3 круг - научно-философский, когда чувства выше разума и веры.

Методы философии:
1)Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии.
2)Прагматический метод состоит в том ,что философия пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия.
Структурный метод - основу которого образует выявление структуры(порядок, связь, строение) как совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.
Системный метод - суть которого в объединении некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое. Философская система является соединением принципиальных и основополагающих в некоторую органическую целостность.

Читайте также: