Ваганова агриппина яковлевна биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Агриппина-Яковлеана-Ваганова

26 июня весь балетный мир отмечает день рождения Агриппины Яковлевны Вагановой. Ее имя знакомо даже тем, кто никогда не видел ни одного балетного спектакля, оно стало символом высочайшего качества отечественного балета, его носит старейшая профессиональная школа страны – Академия русского балета.

Массовому сознанию свойственно канонизировать выдающихся людей. Не избежала этой участи и Ваганова. С известных фотографий строго смотрит умными глазами пожилая дама в скромном костюме – профессор, создательница знаменитой методики обучения классическому танцу, педагог, воспитавшая цвет отечественного балета советского периода. Ее требовательность граничила с суровостью, а редкое остроумие с дерзостью.

Однако мало кто задумывается над тем, что это – Ваганова, уже перешагнувшая сорокалетний рубеж. Но до того была совсем другая жизнь…

Ваганова родилась 26 июня 1879 в Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Жили бедно, но отец как служащий в Императорском театре имел право пристроить дочь в Петербургское театральное училище (ныне Академия русского балета). Маленькая Ваганова (ее в детстве звали Грушей) не отвечала балетным канонам – невысокая, с крепкими, слишком мускулистыми ногами, крупными и грубоватыми чертами лица. Вероятно, дело решило великолепное здоровье, и ее приняли в училище.

Среди соучениц Ваганова чувствовала, что бедна и может добиться успехов только собственным трудом. Девочка была умна и рано научилась разбираться в достоинствах и недостатках учителей. Первый учитель Александр Александрович Облаков учил правильно, но бесцветно, задавая одни и те же комбинации, и чтобы развлечься в конце первого класса Ваганова сочинила вариацию из заученных комбинаций. Во втором классе учителем был Лев Иванович Иванов, он аккомпанировал уроку на скрипке, развивал музыкальность учениц. В средних классах Ваганова училась у Екатерины Оттовны Вазем, одной из любимых балерин Петипа, которая была очень требовательна, но многое объясняла воспитанницам. Следующим педагогом стал Христиан Петрович Иогансон, старенький и слишком добрый человек. В 1896 году Ваганова окончила школу с великолепным результатом – 11 баллов из 12 возможных. Однако ей было всего семнадцать лет, а выпускали только с семнадцати с половиной, и Ваганову оставили в училище еще на год в классе Павла Андреевича Гердта. Выдающийся танцовщик придерживался французской школы, предполагающей грацию, мягкость в руках с плавно провисшим локтем и изящными, но вялыми кистями. У Вагановой появилось свободное время, которое она отдавала занятиям с младшими воспитанницами. В 1897 году состоялся выпускной спектакль, и Ваганову приняли в труппу Мариинского театра.

Только воля и редкая стойкость характера позволили артистке, не имевшей протекций на театральной сцене, на свою беду не блиставшей красотой, одолеть путь от танцовщицы в последней линии кордебалета до балерины.

Карьера Вагановой хорошо прослеживается по материалам из музея Академии русского балета. Здесь собраны театральные программки от выпускного спектакля до прощального бенефиса в январе 1916 года с участием Матильды Кшесинской, Любови Егоровой, Павла Гердта.

Аттестат-Вагановой

Агриппина-Ваганова-Пахита

6 мая 1915 года вышел, наконец, приказ о звании балерины, а через месяц – 14 июня 1915 года последовало увольнение со службы на пенсию в размере 1140 рублей в год плюс ежегодное пособие в сумме 860 рублей от Императорского Двора.

Уход из театра на пенсию был печален, но эта печаль компенсировалась семейным счастьем. Случайная встреча с Андреем Александровичем Померанцевым обернулась серьезным романом. Померанцев был далек от театра – подполковник путейской службы, интеллигентный, мягкий, добрый человек. У него был только один недостаток – он был женат. В 1904 году Ваганова родила сына Александра, которого Померанцев усыновил. Их общий дом славился гостеприимством, летом ездили отдыхать на юг Франции, но в новогоднюю ночь на 1917 год Померанцев застрелился.

Конечно, совсем необязательно талантливые танцовщицы превращаются в хороших наставников. Вагановой это удалось. Свое истинное призвание и славу гениального педагога она обрела в стенах своей родной школы на улице Росси, где воспитала несколько поколений балерин, ставших гордостью русского балета. Достаточно назвать имена Ольги Спесивцевой, Марины Семеновой, Ольги Иордан, Галины Улановой, Наталии Дудинской, Феи Балабиной, Татьяны Вечесловой, Аллы Шелест, Нонны Ястребовой, Ирины Генслер, Нинели Кургапкиной, Ольги Моисеевой, Аллы Осипенко, Ирины Колпаковой. Перечислить всех нет никакой возможности. Ваганова имела замечательных учениц не только среди танцовщиц, она вырастила и выдающихся педагогов-теоретиков Надежду Базарову, Варвару Мей, Веру Костровицкую, которые, базируясь на ее методике, разработали программы обучения по классам.

Ваганова-в-классе_училища

Итак, синтезировав достижения разных школ и разных педагогов, Ваганова не изобрела принципиально нового. Новым был ее подход к системе обучения классическому танцу.

Талантливые педагоги были всегда, но их главными достижениями становились талантливые ученики. Ваганова же могла научить всех.

Но самое главное, что дело Вагановой успешно продолжают ее последователи, и каждый год из стен Школы, носящей ее имя, выходят новые достойные ученики.

Агриппина Ваганова

Агриппина Яковлевна Ваганова. Родилась 14 (26 июня) 1879 года в Санкт-Петербурге - умерла 5 ноября 1951 года в Ленинграде. Русская и советская артистка балета, балетмейстер, педагог. Основоположник теории русского классического балета. Народная артистка РСФСР (1934). Лауреат Сталинской премии I степени (1946).

Агриппина Ваганова родилась 14 июня (26 июня по новому стилю) 1879 года в Санкт-Петербурге.

По национальности - армянка.

Отец - Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов, из персидских армян, родом из Астрахани, служил унтер-офицером, после отставки переехал в Петербург, был капельдинером Мариинского театра.

Именно благодаря отцу она полюбила балет, хотя в детстве Агриппина (в семье ее звали Груня) была пухленькой. Часто находясь за кулисами во время выступлений, она влюбилась в балет.

В 1897 году окончила училище. На выпусканых экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных.

Агриппина Ваганова в молодости

Агриппина Ваганова в молодости

В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства и низко оценивал ее таланты в своем дневнике.

Агриппина Ваганова проявила себя как новатор в балете, она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Агриппина Ваганова 3

Агриппина Ваганова 4

Репертуар Агриппины Вагановой:

Агриппина Ваганова 5

В 1916 году оставила сцену и занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году.

В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно.

Среди её учениц - Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.

Агриппина Ваганова с ученицами

Агриппина Ваганова с ученицами

С 1931 по 1937 год Ваганова - художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

В Великую Отечественную войну Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию.

В 1943 году ее утвердили на должности главного хореографа Большого театра, но Ваганова отказалась - хотела работать только в Ленинграде в своем родном училище. Она вернулась в Ленинград и преподавала до самой смерти.

Агриппина Ваганова в старости

Агриппина Яковлевна скончалась в Ленинграде 5 ноября 1951 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие создано в 1953 году (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов).

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года - Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой.

Личная жизнь Агриппины Вагановой:

Гражданский муж - Андрей Александрович Померанцев, полковник царской армии. При этом официально Померанцев был женат на другой. В Рождество 1917 года Андрей Александрович застрелился прямо под елкой.

Внучка - Людмила Померанцева.

Внучка ее гражданского мужа Андрея Александровича Померанцева - Марина Андреевна Померанцева - была ученицей Вагановой (выпуск 1940 года). Она стала солисткой балета, затем несколько лет преподавала в балетной школе, носящей имя ее сводной бабушки.

Архив Вагановых, собранный её сыном, Александром Померанцевым, был передан им в театральный музей. Именно ему история балета обязана множеством материалов, касающихся Вагановой - сын бережно собирал и хранил их много лет, передав впоследствии в театральный музей.

Александр Померанцев - сын Агриппины Вагановой

Александр Померанцев сын Агриппины Вагановой

Фильмография Агриппины Вагановой:

1986 - Агриппина Ваганова (документальный)
2004 - Вспоминая великую Ваганову (документальный)
2009 - Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)
2010 - Татьяна Вечеслова. Я - балерина (документальный)

Библиография Агриппины Вагановой:

1934 - Основы классического танца

Звания и награды Агриппины Вагановой:

- Народная артистка РСФСР (1934)
- Сталинская премия первой степени (1946) - за выдающиеся достижения в области хореографического искусства
- Орден Трудового Красного Знамени

Агриппина Ваганова (Agrippina Vaganova) фотографии

Родилась 26 июня 1879 года в Санкт-Петербурге в армянской семье капельдинера Мариинского театра, отставного унтер-офицера Якова Тимофеевича Ваганова.
Выдающийся педагог, преподаватель классического танца в Ленинградском хореографическом училище.
Народная артистка РСФСР (1934)
В 1897-1916 годах — балерина Мариинского театра.
В 1931-1937 годах — художественный руководитель театра оперы и балета имени Кирова.
Ученицы Вагановой — М.Семенова, Г.Уланова, Н.Дудинская, Т.Вечеслова, А.Шелест, Н.Кургапкина, И.Колпакова.

последнее обновление информации: 09.01.19

дополнительная информация >>

Агриппина Яковлевна Ваганова

Агриппина Ваганова родилась 14 (26) июня 1879 года. С детства она грезила сценой. Ее отец Яков Ваганов был капельдинером в Мариинском театре, жалованье небольшое, в семье трое детей, жили небогато. Поступление в училище означало для маленькой Груни Вагановой возможность приобрести профессию и, кроме того, облегчить жизнь семьи – тех учениц, кто успешно сдал экзамены после первого года обучения, принимали в училище на полный пансион.

В десятилетнем возрасте девочка была принята в Петербургское театральное училище по классу балета.

На выпускном экзамене она получила 11 баллов из 12. В ту пору Агриппине Яковлевне было шестнадцать лет, на сцену брали с семнадцати. Это огорчило Ваганову. Ей пришлось целый год оставаться в училище в роли старшей ученицы. Но еще более обидело ее то, что приглашенный для работы с юными балеринами итальянский педагог Энрико Чекетти почему-то не смог зачислить ее в свой класс, хотя выразил желание видеть в числе учениц. Юная танцовщица, спрятавшись в зале от строгих педагогов, тайком наблюдала за работой знаменитого итальянца.

В эти годы в театре царил ведущий балетмейстер Мариус Петипа. Он приветствовал изящество и женственность на сцене. Отточенный классический танец Вагановой, ее суховатый академизм казался ему бесперспективным, как и сама балерина. Но с особым вниманием следил за успехами Вагановой педагог Николай Густавович Легат.

Несмотря на неимоверный труд, Ваганова не стала звездой первой величины на балетном небосклоне. Правда, надо признать, что при своих природных данных она достигла максимума. И, что куда важнее, – не простым наращиванием физических нагрузок. Параллельно с тренажом в ней совершалась колоссальная интеллектуальная работа, она познавала возможности человеческого тела, формулировала для себя законы работы с ним, составляла оптимальное расписание занятий.

Ваганова поняла: то, на что не обращали внимания предшественники: корпус, спина, руки – и есть основа, позволяющая добиться полной свободы движения, вращения, прыжков. Мало того, она знала, как распределить силы, как чередовать упражнения, чтобы добиться наилучшего результата, – как стать лучшей балериной в мире. Если бы ей – тело Павловой или Карсавиной! Увы, она знала, КАК СТАТЬ, а они – БЫЛИ лучшими.

Это был еще один успех. Потом у Вагановой были не раз удачные и не очень удачные образы на сцене. В 1915 году директор театра подписал приказ о ее увольнении на пенсию. Вагановой было всего 36 лет. Она была полна сил и хотела работать. Но со сценической карьерой пришлось распрощаться. Постепенно в Петербурге открылось множество хореографических школ. Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил сторонник классического танца А.Л. Волынский.

Со временем ей пришлось взять в семью двух детей своей умершей сестры. Вскоре после 1917 года Померанцев, подавленный событиями в стране, покончил с собой. Перед угрозой голодной смерти, когда все исчезло – пенсия, продукты, дрова, – Ваганова соглашалась на любую работу, выступала с концертами, за которые платили хлебом и картошкой.

А потом были Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Ольга Иордан, Наталья Дудинская, Алла Шелест, Алла Осипенко, Ирина Колпакова, Фея Балабина, Елена Тангиева – всего Ваганова воспитала двадцать девять выпусков.

Как знать, возможно, если бы Ваганова изначально была бы более одарена от природы, она не стала бы столь вдумчивым педагогом. А при сложившемся положении вещей и при ее упорном характере и постоянном стремлении к самосовершенствованию ей приходилось тщательно анализировать все движения, расчленять их на составные части, внимательно выискивать собственные ошибки и пути их преодоления. Методика Вагановой вырабатывалась в ее неустанной работе над самой собой, именно поэтому впоследствии она могла сразу заметить недостатки своих учениц и объяснить им возможности их устранения.

Одной из особенностей системы Вагановой было то, что если прежде основным методом был показ, то она каждое движение объясняла. Да и зачем было показывать: она хотела совершать все движения – но не своими, а их руками и ногами, выпрямлять не свою, а их спину, поворачивать не свою, а их головки. Показы были – но совсем другие: когда ученица ошибалась, Ваганова карикатурно передразнивала ее. Ей было нетрудно подражать им, ведь это были ее тела. Зато уж когда хвалила – это значило, что девочка действительно добилась важного успеха.

В 1937 году Ваганову освободили от должности руководителя Кировского (ныне Мариинского) театра, не дав достойно проявить себя, и предложили место в родном хореографическом училище. Ваганова, подавляя горечь и обиду, с энтузиазмом включилась в уже хорошо известное ей дело.

С начала войны она работала в Ленинграде, потом в Перми. В 1943 году ее вызвали в Москву, присвоили звание профессора хореографии и. направили в Большой театр. Она согласилась, но при условии, что со временем вернется в родной Ленинград.

Через год Ваганова была уже в своем училище. Последние выпуски давались Агриппине Вагановой нелегко. Она болела, все больше времени проводила в больнице. Она не могла, как прежде, выйти на поклон к зрителям, присутствовать на выпускных вечерах своих учениц.

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (ныне Академия русского балета) было присвоено её имя.

Народная артистка РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии (1946), профессор (1946). Окончила Петроградское театральное училище в 1897 (ученица Л. Иванова, Е. Вазем, П. Гердта, Н. Легата), позднее совершенствовалась у О. Преображенской. В 1897—1916 танцовщица Мариинского театра (первая танцовщица с 1906, балерина с 1915).

В 1917-20 преподаватель в балетных школах Балтфлота и Миклоса; с 1917 началась ее работа педагога классического танца в младших и средних классах ЛХУ, в 1921-51 — выпускных классов. Ее ученицы — М. Семенова, Г. Уланова, Т. Вечеслова, О. Мунгалова, Н. Млодзинская, Е. Тангиева (Бирзниек), В. Каминская, О. Иордан, Н. Дудинская, Ф. Балабина, Н. Анисимова, В. Станкевич, А. Васильева, Е. Чикваидзе, В. Лопухина, Н. Железнова, 3. Васильева, Г. Кириллова, Н. Красношеева, А. Шелест, С. Шеина, Н. Ястребова, Л. Войшнис, М. Мазун, Н. Кургапкина, О. Моисеева, И. Генслер, Н. Петрова, А. Осипенко, И. Колпакова и др.

В 1957 Ленинградскому хореографическому училищу было присвоено имя А. Я. Вагановой.

Литература: А. Я. Ваганова.— Л., 1940; Франгопуло М. А. Я. Ваганова. 50 лет работы в балете.— Л, 1948; Богданов-Березовский В. Л. Я. Ваганова,— М.; Л., 1950; А. Я. Ваганова,— Л., 1958 (в кн. приведена библиография статей А. Вагановой); Кремшевская Г. Агриппина Ваганова,— Л., 1981; Красовская В. А. Я. Ваганова.— В кн.: Русский балетный театр начала XX века. Л, 1972, т. 2; Вечеслова Т. А. Я. Ваганова,— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л, 1979, вып. 3; Слонимский Ю. Профессор классического танца. Новые факты к биографии А. Вагановой.— Муз. жизнь, 1961, № 24; Кремшевская Г. Грамматика Агриппины Вагановой.— Там же, 1979, № 13; Дудинская Н. Об Агриппине Яковлевне Вагановой.— Театр, 1983, № 6; Красовская В. Две жизни Вагановой,— Нева, 1985, № 9, 10.

Читайте также: