Смысл стихотворения бородино кратко

Обновлено: 02.07.2024

25-летию победы русских над французами была посвящена поэма Лермонтова “Бородино”. Михаил Юрьевич стал первым поэтом, осветившим историю страны так, как ее видят люди, а не правители и чиновники. В 1837 году победу праздновали на государственном уровне, в Москве заложили московский Храм Христа Спасителя, а в храмах почтили память павших героев молебном. Лермонтов тоже решил внести свой вклад и вспомнить подвиги народа в поэме. Впервые работа была опубликована в журнале “Современник”, где Пушкин работал главным редактором. Александр Сергеевич решил поддержать молодого поэта и пропустить его творчество. Так оно дошло до наших дней.

Нахождению общего тона должно способствовать понимание того, что перед нами стихи, благодаря которым рассказ о битве возводится в явление искусства. Особую роль играет семистрочная строфа, построенная на взаимодействии притяжения и отталкивания, законченности строк и развития фразы. В каждой строфе две первые строки соединены рифмой, но интонация остается незавершенной, так как фраза не закончилась. Третья строка почти везде заканчивает фразу, но опять возникает потребность в продолжении, потому что нет рифмы к последнему слову. Четвертая, пятая и шестая строки соединены между собой рифмами, но предложение опять не закончено. И наконец седьмая строка заканчивает фразу и, рифмуясь с третьей, соединяет первую часть строфы со второй. Строится необычайно прочное здание, достаточное для развертывания повествовательной интонации и дающее простор для ее изменения. Единство строф при разнообразии интонации обусловливает соединение строгости и свободы, разговорной речи и высокой оды, повествования о событиях и открытого выражения чувства. Первые две строфы служат вступлением в стихотворение. Здесь поставлен вопрос и уже дан ответ: в Бородинской битве проявились богатырские силы народа, патриотизм солдат и был той силой, которая решила исход войны. Весь последующий текст развивает эту мысль.

* Вам не видать таких сражений. * Носились знамена, как тени, * В дыму огонь блестел, * Звучал булат, картечь визжала, * Рука бойцов колоть устала, * И ядрам пролетать мешала * Гора кровавых тел.

Строфа начинается восклицанием, затем речь ускоряется: во второй строке три ударения вместо четырех в первой, третья строка короче второй на целую стопу, резче звучит ее окончание на ударном слоге. Четвертая строка вмещает уже два предложения, очень короткие, отрывистые, без второстепенных членов. Но уже с пятой строки речь вновь замедляется: появляются второстепенные члены, а последняя фраза, еще более распространенная, заняла две строки.

Закончился бой — снова появилось ощущение времени, теперь можно осознать, что произошло. В чтении 13-й строфы должны быть выражены два чувства; гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Несмотря на потери, живые остались стоять на своих позициях, готовы к новому бою, и это свидетельствует о моральной победе русских над считавшимися непобедимыми наполеоновскими войсками. Значит, гибель героев была не напрасной. Это ответ на вопрос первой строфы стихотворения. Поэтому появляется раздумье, завершающее стихотворение и повторяющее вторую строфу.

Так кольцевая композиция не только придает произведению законченность, завершенность, но и позволяет подчеркнуть главную мысль Лермонтова о народе-богатыре, наполнить эти слова конкретным содержанием. Поэтому интонация последней строфы иная, чем во второй: здесь слова звучат как итог, доказанный всем предыдущим рассказом.

Выразительное чтение учителя должно пробудить эмоциональный отклик нас, заставить их пережить высокий подъем, почувствовать величие героев-патриотов. После этого необходимо помочь нам, не разрушая чувства осознать его. Не стоит сразу выяснять, что осталось непонятным, давать комментарии. Это будет сделано позже, во время анализа. Сейчас же важно общее впечатление, которое после хорошего прочтения произведения обычно в целом бывает глубоким и верным.

Жанр, направление, размер

М.Ю. Лермонтов не только серьёзно рассказывает о значимых событиях. Когда речь заходит о самой битве, автор патриотично и ёмко даёт характеристику событиям. Однако когда в рассказе появляются воспоминания отдельно взятого человека относительно его действий, Михаил Юрьевич использует мягкий ненаигранный юмор.

Композиция

Образы и символы

Произведение обладает восхитительной музыкальностью, поэтому стихи были созданы маршем и исполнялись в военных ансамблях.

Сюжет

бородино лермонтов


Смотреть галерею

Темы, проблемы, настроение

Цели урока:

— познакомить с композицией стихотворения и особенностями повествования;

— развивать навыки анализа поэтического текста; навыки монологической речи; расширить словарный запас;

— воспитывать уважение к великому прошлому России.

Проект урока.

Кирсяева Ирина Викторовна МОУ Березовостарицкая ООШ Пермский край Красновишерский район п. Берёзовая Старица [email protected]

Основная идея

Два тяжелейших дня кровопролитных сражений. Многие солдаты пали смертью храбрых. Русский народ не сдавался до последнего. Когда силы были на исходе, солдаты все равно продолжали бороться. Они не могли по-другому. Французская армия имела численный перевес. Однако это не помогло вражеским войскам одержал победу. Несмотря на то, что русский народ не смог разгромить французом, наша страна выстояла и не сдалась.

Ищите нас здесь

Сила воли стала решающим фактором в борьбе с вражеской армией. Русские люди были глубоко патриотичны, они сражались с французами, несмотря на меньшинство. Вражеские войска не ожидали такой самоотдачи, такого рвения к победе со стороны обыкновенных солдат. Простой русский народ запугал французов своей силой духа, внутренним стержнем. Люди сплотились из-за общего горя. Это единство и помогло им выиграть сражение.

Однако нынешнее поколение, по мнению М.Ю. Лермонтова, совсем другое. Люди незаслуженно приписывают себе подвиги воевавших простых солдат. Храбрость, отвага, готовность постоять не только за себя, но и за свою страну при любых обстоятельствах остались в прошлом. Это было великое сражение, вошедшее в историю как Бородинская битва. Заслуга этой победы полностью принадлежит простому русскому народу, который сплотился ради общей цели.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Ищите нас здесь

Смотрите также:

Средства выразительности

Во время битвы под Москвой во Вторую Мировую войну многие солдаты воспринимали слова Михаила Юрьевича “Ребята! Не Москва ль за нами?” за свой счет, как будто он описывал их битву и призывал не падать в грязь лицом, не позорить воинскую славу своих предков.

Автор: Анастасия Бискова

Художественно-выразительные средства

бородинское сражение история


Смотреть галерею

Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтова описывает события Бородинской битвы. Изложение идёт от имени простого солдата. Это произведение — своего рода диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. Полный разбор и краткий анализ “Бородино” по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бородино.

История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве.

Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий.

Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода.

Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.

Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.

Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.

Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”.

Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

История создания

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832–34 годах. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении. Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф лирическое повествование в содержательном плане делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “ булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: “Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Полной картину боя делают эпитеты: “ “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Встречаются в произведении олицетворения “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны” . Они создают эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени” подчёркивают масштабность действия.

Прежде чем понять стихотворение нужно иметь большие знания по истории. И иметь большой жизненный опыт. Каждый раз читая это стихотворение можно узнать что-то новое. Поэт хотел показать время когда была Бородинская битва.

Всем трям, то есть здравствуйте. :) Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-грядковод. · 1 февр 2019

Основная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино" говорит о героизме русского народа, встающего на защиту своей родины и о гордости и восхищении этим народом.

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

В кратком содержании “Бородино” описаны все события, которые произошли много лет назад. В это время наши солдаты воевали против Франции. Франция первая напала на русских солдат, и им ничего не осталось, как отбиваться всеми удобными способами. Именно Бородинская битва описывается во многих произведениях. Конечно же, никому не хочется признавать свое поражение, а это значит, что французы подумали, что они победили.

Но на самом деле русские хотя и потеряли большое количество солдат, но свою победу никому не отдали и забрали себе. Многие солдаты не вернуться домой, хотя их ждали не только родственники, но и друзья. Но этими ребятами можно гордиться, ведь они все сделали для того чтобы все остальные люди жили в мире и согласии и чтобы больше войны не было никогда.

И хотя Лермонтов родился намного позже, чем была война, но все равно ему удалось передать всю боль и страдания солдат на войне. Как они умирали, а также хоронили своих друзей, и как смерть забирала прямо на их глазах самых родных людей. именно поэтому многие могут подумать, что он там присутствовал и все записывал в тетрадь для того чтобы потом написать произведение и поведать об этом всему миру.

Если другие произведения Лермонтова написаны легко и просто, то данное произведение намного отличается от них. Здесь все повествование идет от простого и обычного солдата, который находится в самом пекле событий. Который прошел все это и вернулся домой живым, а теперь обо всем может рассказать и передать всю боль того времени.

Его обо всем спрашивает маленький племянник, которому все это очень интересно. Он говорит, что в то время даже молодежь была совсем другой и совсем не схожа с той, которая существует сегодня. Они видели и ощущали все совсем по-другому, да и относились ко всему с другими эмоциями. И пусть даже события очень страшные, но и вместе с тем замечательные и незабываемые.

Поэтический анализ стихотворения “Бородино”

Сюжет стихотворения – это, рассказ солдата о Бородинском сражении, который горд за свой народ, за тех солдат, которые сражались за родину. Он восхищается отважными солдатами, которые погибли и выжили в том сражении. Они сражались не на жизнь, а на смерть. Ветеран сражения утверждает, что народ предан своей родине. Он горд за свое поколение.

Поэт восхищается обычными солдатами, народом, а не полководцами и генералами. По мнению М.Ю. Лермонтова в русском солдате воплотились все положительные качества: мужество, героизм, стойкость, смелость, отвага.

Стихотворение начинается с разговора молодого солдата и участника Бородинского сражения:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Молодой солдат хочет узнать, о тех событиях, которые происходили в те далекие времена.

Дядя подробно рассказывает о Бородинском сражении. Страшные испытания преодолели обычные солдаты в этой битве. Он восхищается своим поколением и ругает нынешнее молодое поколение:

«Да, были люди в наше время,

По его мнению, молодое поколение не способно на подвиги ради своей страны. И тем самым утверждает, что молодое поколение равнодушное.

В стихотворении рассказывается о масштабном сражении. Ярко описывается бой:

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Это интересно: Стихотворение Некрасова Железная дорога – полный и краткий анализ.

Развернутый анализ стихотворения

Вариант 1

Доминантами батальной картины становятся звуки и цвет — визг и грохот, блеск огня. Отдельного упоминания заслуживает группа лексики, обозначающая огромное количество жертв. Однако картину битвы часто заслоняют личные эмоции персонажа: леденящий страх и отчаяние, жажда мщения, ощущение игры со смертью. Романтик, сменивший длинный плащ на армейский мундир, остается главным лицом в сценах сражения.

Вариант 2

Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний.

Вариант 3

Гениальное стихотворение М.Ю. Лермонтова, напи­санное в 1837 году, — это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о прошедших невозвратимых героических днях.

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Эта патриотическая идея, освещая весь рассказ солда­та, дает содержание и смысл происходящему.

Солдат сумел в своем рассказе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Самое поразительное у лермонтовского сол­дата — это то, что он видит все — видит историю. Но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи

В этом и состоит философское значение поэмы Лер­монтова как поэмы о народном самосознании.

Поэт полностью перевоплотился в простого батарейца Бородинской битвы. Ни тени фальши, ни малейшей на­тяжки, ничего навязанного, ничего навязчивого — все святая простота, правда, естественность.

Забил снаряд я в пушку туго,

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою…

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

И в этих переходах, в их естественности ощущаешь единство армии, полное взаимное доверие и взаимное ручательство одного за всех и всех за одного, что характерно для психологии солдата народной освободительной войны.

В этой поэме замечательно все — как целое, так и любая частность.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз…

Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русского солдата сра­жаться насмерть, до последнего.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Поэт из чисто внешних деталей создал картину психо­логического перенапряжения солдата перед смертным, не­отвратимым боем.

Значение этой поэмы Лермонтова и для литературы, и для общественной мысли России переоценить невозмож­но. Часто этот стих указывают ученики, когда пишут сочинение на тему “Мой Лермонтов” в средних классах.

Читайте также: