Союз русских художников 1903 1923 кратко

Обновлено: 02.07.2024

3. Художники, входившие в СРХ (1903—1923 годы)

Художники, входившие в СРХ (1903—
1923 годы)
■ Агапьева Н. Н., Аладжалов М. Х., Архипов А. Е., Бакст Л. С., Бакшеев В. Н., Бенуа
А. Н., Билибин И. Я., Браз О. Э., Бялыницкий-Бируля В. К., Васнецов А. М.,
Виноградов С. А., Врубель М. А., Головин А. Я., Грабарь И. Э., Добужинский М. В.,
Досекин Н. В., Дурнов М. А., Жуковский С. Ю., Зедделер Н. Н., Иванов С. В., Клодт
Н. А., Коровин К. А., Коровин С. А., Лансере Е. Е., Малютин С. В., Малявин Ф. А.,
Мамонтов М. А., Остроухов И. С., Пастернак Л. О., Первухин К. К., Переплётчиков
В. В., Петровичев П. И., Рерих Н. К., Рылов А. А., Рябушкин А. П., Сомов К. А.,
Степанов А. С., Тархов Н. А., Трубецкой П. П., Туржанский Л. В., Хвостенко В. В.,
Ционглинский Я. Ф., С. А. Цыба, В. Н. Шульга, Юон К. Ф., Яремич С. П.

4. Выставки

7. 2-я открылась 31 декабря 1904 в залах ИАХ в Петербурге, в феврале — марте 1905 она же экспонировалась в Москве

8. 3-я выставка прошла в апреле 1906 в Москве, 4-я — в декабре 1906 — январе 1907 в Петербурге.

9. В дальнейшем вплоть до 1917 года выставки СРХ открывались на рождественской неделе в Москве, а в феврале — марте следующего

19. 1904 - 1923

21. Раскол общества

С 1910 Союз стал преимущественно
объединением московских художников,
придерживающихся единых взглядов на
искусство. В общество вошли новые члены,
которые раньше участвовали в выставках
СРХ в качестве экспонентов (И. И. Бродский,
Н. П. Крымов, П. И. Петровичев, А. В.
Средин, Л. В. Туржанский и другие), а также
был привлечен ряд новых экспонентов.
Кризис был преодолен. Тем не менее со
второй половины 1910-х популярность
выставок стала падать, что обуславливалось
как утратой актуальности целей
объединения, так и возросшей конкуренцией
с другими художественными группировками.
Однако, несмотря на это, Союз сохранял
репутацию одной из самых авторитетных
творческих групп.

Первоначально Союз включал московских (А. Е. Архипов, А. М. Васнецов, С. А. Виноградов, С. Ю. Жуковский, С. В. Иванов, К. А. Коровин, С. В. Малютин, В. В. Переплётчиков, П. И. Петровичев, А. А. Рылов, А. С. Степанов, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон и др.) и петербургских живописцев (А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов и др.). Стилистическое единство он приобрёл после выхода из него в 1910 году из-за творческих разногласий группы петербургских художников. После ухода петербургской группы в Союзе осталось всего 17 человек — ровно столько, сколько было при организации объединения. Положение стало критическим и 3 октябре 1910 года москвичи созвали экстренное собрание, на котором было решено пригласить на свою выставку художников Бродского, Рылова, Масютина, Средина, Судьбинина и Яковлева.

В период 1904—1922 годов Союзом русских художников проведено 16 выставок, имевших небывалый успех у зрителей, ценителей искусства и коллекционеров.

СОЮЗ СВ. ЛУКЙ-см. Назарейцы.

«СОЮЗ РУССКИХХУДОЖНИКОВ.




Помимо издавна ценимого пейзажистами-лириками богатства оттенков настроения эти мотивы зимней н особенно весенней природы бесконечными вариациями цвета. сложной игрой света как бы поощряли и оправдывали склонность московских художников к сочной, импровизационно-свободной живописи.

Искусство предреволюционного десятилетия отличается всевозрастающей сложностью художественных противодействий, выразившихся в обилии группировок, взаимоисключающих лозунгов и стилистических ориентаций.

В изобразительном искусстве это выливается в пристрастие ко всякого рода преображениям в сфере визуального восприятия — к резким перспективным сокращениям и неожиданным ракурсам, видоизменяющим форму предметов, к отражениям в воде, на стекле, в зеркалах, к световоздушной эйфории, растворяющей контуры,

В обнаженности самого процесса созидания живописной вещи и в патетически| приподнятости красочного звучания как бы формулируется Машковым исходный принцип народного искусства: сочетание двух сторон народной жизни — труда и праздника.

В несколько иной форме та же тенденция выступает в искусстве М.3.Шагала (1887—1985). Необычайно пристальная тщательность в воспроизведении самых что ни на есть прозаических подробностей обстановки провинциального местечкового быта, преображенного сияюще - радужными красками пряной, пышной палитры, сочетается у Шагала со сказочными мотивами фантастических полетов, небесных знамений и т. п. Все это сродни капризам романтической фантастики. причудливо смешивающей возвышенное и низменное, навевая воспоминание о романтических повестях Гоголя.

С момента своего зарождения абстрактная живопись развивается по двум направлениям: у Кандинского это спонтанная, иррациональная игра цветовых пятен, у Малевича — видимость математических

построений. Абстракционизм претендовал быть внутри художественной практики как

бы воплощенной теорией первооснов живописи вообще. Задачи живописи сводились ими к исследованию возможных комбинаций первичных элементов -- линии, цвета, формы.

СОЮЗ СВ. ЛУКЙ-см. Назарейцы.

«СОЮЗ РУССКИХХУДОЖНИКОВ.

Помимо издавна ценимого пейзажистами-лириками богатства оттенков настроения эти мотивы зимней н особенно весенней природы бесконечными вариациями цвета. сложной игрой света как бы поощряли и оправдывали склонность московских художников к сочной, импровизационно-свободной живописи.

Искусство предреволюционного десятилетия отличается всевозрастающей сложностью художественных противодействий, выразившихся в обилии группировок, взаимоисключающих лозунгов и стилистических ориентаций.

В изобразительном искусстве это выливается в пристрастие ко всякого рода преображениям в сфере визуального восприятия — к резким перспективным сокращениям и неожиданным ракурсам, видоизменяющим форму предметов, к отражениям в воде, на стекле, в зеркалах, к световоздушной эйфории, растворяющей контуры,

В обнаженности самого процесса созидания живописной вещи и в патетически| приподнятости красочного звучания как бы формулируется Машковым исходный принцип народного искусства: сочетание двух сторон народной жизни — труда и праздника.

В несколько иной форме та же тенденция выступает в искусстве М.3.Шагала (1887—1985). Необычайно пристальная тщательность в воспроизведении самых что ни на есть прозаических подробностей обстановки провинциального местечкового быта, преображенного сияюще - радужными красками пряной, пышной палитры, сочетается у Шагала со сказочными мотивами фантастических полетов, небесных знамений и т. п. Все это сродни капризам романтической фантастики. причудливо смешивающей возвышенное и низменное, навевая воспоминание о романтических повестях Гоголя.

С момента своего зарождения абстрактная живопись развивается по двум направлениям: у Кандинского это спонтанная, иррациональная игра цветовых пятен, у Малевича — видимость математических

построений. Абстракционизм претендовал быть внутри художественной практики как

бы воплощенной теорией первооснов живописи вообще. Задачи живописи сводились ими к исследованию возможных комбинаций первичных элементов -- линии, цвета, формы.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Союз русских художников (СРХ) - объединение художников Петербурга и Москвы, возникшее в феврале 1903 года. Членами объединения стали представители двух выставочных групп - "36 художников" и "Мир искусства". Учредителями выступили московские живописцы А. Архипов, А. Васнецов, М. Врубель, Н. Клодт, С. Коровин, М. Нестеров, Л. Пастернак, и др. В течение 1903 года состав членов СРХ расширился за счет московских и петербургских художников: Л. Бакста, А.Бенуа, В. Э. Борисова-Мусатова,,А. Головина И. Грабаря, К. Коровина Е. Лансере, С. Малютина, Ф. Малявина, Н. Рериха, К. Сомова, К. Юона и др. К Союзу примкнул также С. Дягилев. Несколько позднее членом Союза стал Б. Кустодиев. Своей главной целью Союз русских художников считал содействие "распространению произведений русского искусства" и "обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений". Основным направлением деятельности была объявлена организация ежегодных выставок в Москве и Петербурге. Причем, Устав союза закреплял право его действительных членов выставлять свои работы без жюри. Первая выставка прошла в декабре 1903 - январе 1904 годов в Москве. Всего состоялось 18 выставок. Кроме Москвы и Петербурга работы членов Союза русских художников экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), Вологде и Калуге (1914), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Венеции (1907), Мюнхене (1909), Риме (1911).

Абрам Архипов. Русский художник, яркий представитель позднеимпрессионистической живописной традиции. Архипов писал старую русскую деревню, мотивы которой обретали ностальгический оттенок.

Читайте также: