Происхождение чувашского народа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Узбекистан : 10 074 (перепись 1989) [9] или 14000 [8]
Белоруссия : 1 277 (перепись 2009) [10]
Киргизия : 848 (перепись 1999) [8] [11]
Туркмения : 2 281 (перепись 1989) [12] или 3600 [8]
Молдавия : 1 204 (перепись 1989) [13] или 1 000 [8]
Литва : 687 (перепись 1989) [8] [14]
Эстония : 495 (перепись 2000) [15]
Грузия : 542 (перепись 1989) [16]
Латвия : 534 (оценка 2011) [17]
Азербайджан : 489 (перепись 1989) [18]
Таджикистан : 200 (перепись 2000) [19] или 3 400 [8]

Верующие в большинстве своем исповедуют православие [20]

Чува́ши́ (чуваш. чăвашсем ) — тюркский народ, основное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн., из них в России 1 млн. 435 тысяч согласно результатам переписи 2010 года. В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине.

Согласно последним исследованиям, чуваши делятся на три этнографические группы:

    (вирья́л или тури́) — северо-запад Чувашии; (ана́т енчи́) — северо-восток Чувашии; (анатри́) — юг Чувашии и за её пределами;
  • степные чуваши (хирти́) — выделяемая некоторыми исследователями подгруппа низовых чувашей, проживающих на юго-востоке республики и в сопредельных областях [22][23][24] .

Основное вероисповедание религиозной части чувашей — православное христианство, есть приверженцы традиционных верований и мусульмане.

Содержание

Происхождение этнонима

В научном сообществе отсутствует общепризнанное мнение об этимологии чувашского этнонима.

Кроме того, он за­хотел, чтобы произошла перекочевка [племен], и послал за народом, назы­ваемым суваз, приказывая им перекочевать вместе с ним. [Они] же отказа­ли ему. И [они] разделились на две партии.

. если с одной стороны учесть, что названия сăваз-сăваç и чăваш являются лишь видоизменениями того же самого слова, а с другой стороны обратить внимание на замечательный факт, указанный П. Г. Григорьевым, что чуваши, также как и сувазы в 922-ом году, в продолжение многих веков упорно не хотели принимать ислама, нельзя не увидеть тесную связь между обоими народами.

Из приведенного обзора различных вариантов слова цуаç, суаç, сăваç, сăвар и тому подобных мы видим, что это старинное название народа чуваш засвидетельствовано в памятниках, начиная с X века, причем, по видимому, в тех формах, которые соответствуют выводам Н. И. Ашмарина, добытым, совсем иным путем.

Имеются причины (их слишком сложно было бы объяснять здесь), дающие основание предполагать: 1) что название Çuvaş является поздней формой старого племенного названия Tavğaç, и 2) что чувашский язык является развитием языка исторических тавгачей (Т’о-ра в китайских списках), которые основали династию Вей, или Т’о-ра, в северном Китае в IV в. и были в течение ряда лет в тесном контакте с киданями.

Писатель Юхма Мишши предложил версию происхождения этнонима от имени Чуваш-батора, существование которого в настоящее время не получило научного подтверждения:

Чувашская культура

Мифология

Согласно чувашской мифологии, мир состоит из трёх частей: верхний мир, мир людей и нижний мир. Каждая часть имела несколько слоёв: три слоя в верхнем, один в мире людей, и ещё три в нижних мирах.

Берега земли омывает океан, причём волны постоянно разрушают берега. Считалось, что конец света наступит, когда край земли дойдёт до чувашей.

Земледелие

Животноводство

Животноводство остается ведущей отраслью сельского хозяйства республики. В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление. В сельскохозяйственных предприятиях республики на 2000 г. насчитывалось крупного рогатого скота около 212 тыс. голов, в том числе коров — более 70 тыс., свиней — около 199 тыс. и овец — 39 тыс. В производстве занято около 113 тыс. чувашей, что составляет около 20 % всех работающих в отраслях экономики Чувашии. Всего в республике насчитывается 466 сельскохозяйственных предприятий, которые представлены различными формами собственности (кооперативные хозяйства, ТОО, ЗАО, ОАО, муниципальные предприятия и др.), а также 1150 крестьянских (фермерских) хозяйств. [37]

Ремёсла

Жильё

Характерной чертой чувашской избы (пÿрт) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (мăн алăк).

Костюм



Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения — защиты тела от воздействий наружной среды — она обладала символическими и ритуальными функциями. Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также липовое лыко, луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (çинçе пир), а из холста среднего качества (ватам пир) — рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сǎхман), грубое — на обычные кафтаны и чапаны. [39] В ансамбль женской одежды входит: кӗпе (рубашка) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр (вид халата), чӗр ҫитти (передник), пиҫиххи (пояс), платки, атӑ (сапоги), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьем относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка (серьги), шӑрҫа, мӑя (шейные наряды), ама, шÿлкеме, сурпан çакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ (кольцо), сулӑ (браслет), яркӑч (набедренники), сарӑ (поясной наряд), йӗс хъре (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк (кошелечек для зеркала и монет), тӗкӗр (поясное зеркальце) и др. Мужчины носили кӗпе(рубашка), йӗм(штаны), атă(сапоги), çăматă(валенки), çăпата(лапти), калпак(шляпу), а жених — ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера. [40]

История

Чувашская АССР (1925 — 1990)
Чувашия в Сталинскую эпоху (1920-е — 1953)

Чувашская ССР (1990 — 1992)



Савиры — группа племён неясного происхождения, которые первоначально обитали в Западной Сибири, а в нач. VI века в результате Великого переселения народов появились на Кавказе, где на короткое время создали несколько политических объединений, контактировавших с Сасанидским Ираном и Византией. В результате неудачной войны с Ираном савиры были рассеяны и вошли в состав Западно-Тюркского, а позже Хазарского каганатов. По-видимому, одна их часть вместе с булгарами в VIII веке достигла Среднего Поволжья.

Ахмед ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году, сообщает, что сувары были одним из трёх племён, подчинявшихся булгарскому царю, и имели своего князя Вырага. Там же сообщается, что часть сувар — сувазы отказались принять ислам вместе с другими булгарами [44] .

После захвата Булгара в 1236 году монголами, восстаний 1237 и 1240 годов и гибели хана Ильгама [45] , эти сувазы формировались уже как отдельный народ, не принявший ислам, и этим объясняется сравнительно быстрое принятие христианства чувашами и существенные пережитки язычества. В. Г. Егоров считал, что чуваши сформировались на основе местных финно-угорских племён (марийцы), воспринявших тюркский язык [46] . Марийский компонент в этническом составе чувашей занимает довольно значительное место [47] . Этот вывод подтверждают и данные антропологии [48] .

Современные генетические исследования также показывают ~30 % [20] [49] [50] [51] [52] [53] гаплогрупп N1c (скорее всего, N1c1) и N1b дальневосточного уральскоязычного происхождения среди чувашей. Эти подгруппы составляют основу марийцев (данные сильно разнятся [20] [49] [50] [52] [54] [55] [56] , но никто не даёт меньше 41 % для обеих вместе, а Semino (2000) в Звенигове [20] для одной только N1c даёт 70 %). Кроме того, марийцы сами ассимилировали определённую часть гаплогруппы R1a [57] (скорее всего, R1a1a) и понемногу других гаплогрупп, так что определённая их часть у чувашей также могла какое-то время побыть марийскоязычной. Кроме того, чуваши, скорее всего, ассимилировали определённую часть мокшан [источник не указан 272 дня] . Следует отметить, что у мордвы гаплогруппы N (в данном случае представлена только субкладом N1c1) всего 19 % - это самый низкий показатель среди всех финно-пермских народов [источник не указан 272 дня] .

С XV-XVI веках чуваши входили в Казанское ханство, сохраняя, однако, достаточную обособленность и независимость, а с середины 1551 года вошли в состав Московской Руси.

В Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами. Во 2-й половине 16—17 вв. заселяются южные и юго-западные части Чувашии, покинутые в 15 столетии из-за разбойных нападений ногайцев и кыпчаков, поднимавшихся вверх по течению Волги. [58]

В XVI-XVII вв. произошли восстания чувашей против насилия чиновников, захватов земли и насильственной христианизации: в 1571—1573 гг, 1609—1610 гг, 1634г; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С. Т. Разина в 1670—1671 гг и Е. И. Пугачева в 1774 г. С целью пресечения изготовления оружия в начале XVII в. царское правительство запретило поволжским народам заниматься кузнечным ремеслом. Запрет действовал вплоть до XIX в. [59] .

Этногенез чувашей

Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири (Основные предки — племя сувазы). Булгары родом из Средней Азии (Примесь). Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:

  • Суварская.
  • Булгарская.
  • Промежуточная.

Антропологические типы чувашей

С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности [62] [неавторитетный источник? 539 дней] [63] . Судя по материалам исследований, монголоидные черты доминируют у 10,3 % чувашей, причем около 3,5 % из них являются относительно чистыми монголоидами, 63,5 % относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт, 21,1 % представляют различные европеоидные типы — как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые, и 5,1 % относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками [64] .

Расселение чувашей в России

По результатам переписи 2002 года в Российской Федерации насчитывалось 1 637 200 чувашей; 889 268 из них живут в самой Чувашской Республике, составляя 67,69 % населения республики. Наибольшая доля чувашей в Аликовском районе — более 98 %, наименьшая — в Порецком районе — менее 5 % [источник не указан 803 дня] . Остальные: 126 500 живут в Аксубаевском, Дрожжановском, Нурлатском, Буинском, Тетюшском, Черемшанском районах Татарстана (около 7,7 %), 117 300 в Башкортостане (порядка 7,1 %), 101 400 в Самарской области (6,2 %), 111 300 в Ульяновской области (6,8 %), а также 60 000 в Москве (0,6 %), Саратовской (0,6 %), Тюменской, Ростовской, Волгоградской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской, Читинской, Оренбургской, Московской, Пензенской, Ивановской областях России, Красноярском и Пермском краях и других регионах. По результатам всероссийской переписи населения (2010) в период с 2002 по 2010г. в Российской Федерации численность чувашей уменьшилась до 1435872чел. - почти на 202тыс.чел.(на 14%), в т.ч. в ЧР на 75 тыс.чел., т.е понизилась до уровня 1955года.

Духовная культура

Религии и верования

Традиционная чувашская вера представляла собой сложную систему верований, основу которой составляла вера в Туро — верховного бога неба и включает в себя много элементов Зоратуштры (Сарӑтустурӑ) — поклонение огню. Ещё Д. Мессарош заметил наличие единого бога у чувашей, который, тем не менее, сочетался с аграрными праздниками:

Однажды, когда разразилась гроза, крестьянин ходил с ружьем по берегу речки. На небе гром гремел, а шуйтан, издеваясь над Богом, бился задом вверх в сторону неба. Крестьянин, увидев это, взял ружье и выстрелил в него. Шуйтан упал от выстрела. Греметь перестало, Бог спустился с неба перед крестьянином и заговорил: — Ты оказался сильнее даже меня. Я уже семь лет, как преследую шуйтана, но до сих пор ни разу еще не мог поймать его. [65]

Так же у чувашей были и другие верования, одним из самых значимых является поклонение духам предков, которое олицетворял Киреметь. Киреметь представлял из себя святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Как символ жизни в таких местах использовали дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево. Вера чувашского народа имеет много общего с традиционными верованиями марийцев, а также с другими народами Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама (например, Пирешти, Киреметь, Киямат), а также христианства. В XVIII веке чуваши подверглись христианизации. Чуваши — самый многочисленный тюркский народ, большинство верующих которого — христиане. Также существуют немногочисленные группы, исповедующие ислам суннитского толка и традиционные верования. [20] [66] [67]

В середине 19-го века выдающийся чувашский просветитель Иван Яковлев создает чувашский алфавит на основе русского алфавита. По своей фонетической структуре язык занимает особое место среди тюркских, являясь единственным живым языком булгарской ветви.


Происхождение чувашей до сих пор вызывает разногласия в научном сообществе. Среди историков нет однозначного мнения относительно их появления. Но этот удивительный народ сумел спустя века сохранить свою аутентичность. В России чуваши занимают пятую позицию по численности. Большинство из них владеют чувашским языком, единственным сохранившимся и живым из исчезнувшей булгарской группы.

чуваши национальность

Местоположение Чувашской республики

Чуваши: происхождение народа

Как этнос чуваши сложились большей частью из племен суваров, входящих в состав Булгарского царства. Среднее Поволжье до VI в. н. э. заселяют добулгарские тюрки, пробивавшиеся сюда якобы значительными массами. Это свершается до появления булгарских племен, пришедших сюда с Северного Кавказа и Приазовья. После проникновения этих племен происходит ассимиляция с суварами, которых принято считать потомками чувашей.

Кочевое племя савиров или суваров проживало со II века н. э. в Западном Прикаспии. В IV веке они мигрируют на Северный Кавказ, где часть их образовала Гуннское царство. Другая часть была разорена и вытеснена в Закавказье. После разгрома Гуннского царства в VII-IX веках н. э. племена мигрировали в Среднее Поволжье и вошли в состав Волжской Булгарии.

Именно в это время зарождается чувашский народ, идет слияние культур, традиций, обычаев и религий. Эту теорию подтверждает большое количество фактов, которые тщательно исследовались историками разных поколений.

Далекие предки племен булгар, как все тюрки, вышли из Центральной Азии. По этой территории расселялись предки тюрков – хунны и скифы. Их соседями были монгольские, финно-угорские, маньчжурские, индоевропейские племена. В период III-II веков до н. э. все они были покорены хуннами. Некоторые исследователи считают, что язык чувашей сохранил до наших дней некоторые фрагменты хуннского.

Эта версия большей частью ученых принимается за основную при решении вопроса о происхождении чувашей. Что же дает такую уверенность, каким же способом проявляется булгарское наследие у этого народа?

чуваши происхождение

Неоспоримым аргументов в пользу этой теории выступает чувашский язык. Большинство исследований подтверждает, что именно он является единственным сохранившимся из булгарской ветви. Он отличается от всех языков тюркской группы, как и булгарский, по двум признакам:

Письменность

Вплоть до Х века письменность булгарских племен существовала на основе древней рунической. В течение X-XV веков тесное общение с мусульманскими племенами Казанского ханства приводит к замене ее арабским алфавитом. С 1769 по 1871 г. постепенно вводилась кириллица. Чувашская письменность ведется на ней. Позднее были добавлены специальные знаки.

чувашский народ

Современный чувашский язык

Он является определяющим в вопросе происхождения чувашей, относится к тюркской языковой семье и входит в булгарскую группу, в которой он является единственным живым языком. Он имеет диалекты:

  • Верховой, или так называемый окающий.
  • Низовой – укающий.
  • Малокарачинский – обособленное наречие с изменением вокализма и консонантизма.

На основе низового постепенно был образован чувашский литературный язык, который является государственным наряду с русским.

Бытовые и культурные параллели

При раскопках древних булгарских и чувашских поселений было обнаружено явное сходство ведения хозяйства, быта, культуры:

  • домов, расположенных внутри усадьбы, выходящих на улицу глухой стеной;
  • украшений ворот и столбов веревочными орнаментами;
  • женской одежды белого цвета, расшитой самобытным орнаментом;
  • украшений;
  • дохристианских религиозных обрядов с элементами зороастризма, характерных для булгарских культов.

чуваши происхождение народа

Чуваши

В соответствии с территорией расселения национальность чувашей делится на три этнографические группы:

  1. Вирья́л, или тури́ (верховые), — проживают в верховьях Волги на северо-западе Чувашии.
  2. Ана́т енчи́ (средненизовые) — проживают на северо-востоке Чувашии. Именно эта группа чувашей расселилась по территориям Поволжья и Урала.
  3. Анатри́ (низовые) — проживают в низовьях Волги на юге Чувашии.

В прошлом эти группы разделяла довольно заметная разница в бытовом укладе и материальной культуре. В настоящее время различие между этими группами сохранилось лишь в языковых диалектах и некоторых обычаях.

чуваши происхождение

Численность и места проживания

По переписи 2010 года общая численность чувашей, проживающих на территории России, составляет 1,435 миллиона человек. Почти 815 тысяч (68 %) их проживают в Чувашской Республике. Большая часть чувашей, проживающих за пределами республики, обосновалось в Татарстане – 116 тысяч. Далее следует Башкортостан – 107 тысяч, за ним Ульяновская, Самарская области и районы Сибири. Большое количество чувашей проживают за границей: в Узбекистане, Украине, Казахстане.

чуваши где живут

Внешние признаки

Длительная история миграции, ассимиляция со многими народами наложили характерный отпечаток на внешность чувашского народа. В настоящее время среди представителей этого народа можно встретить четыре типа внешности:

  1. Европеоидно-монголоидная, или уральская. Присутствует преобладание европеоидных черт у 63,5 % от общего количества народа.
  2. Европеоидная. Тип как со светлой кожей, русыми волосами и светлыми глазами, так и темнокожий тип с темными волосами и карими глазами у 21,1 %.
  3. Монголоидная. С ярко выраженными монголоидными чертами 10,2 %.
  4. Сублапоноидная. Тип с различной пигментацией волос и глаз, с широким и низким переносьем, слабым ростом усов и бороды 5,2 %.

Лучше всего прослеживается происхождение чувашей на генетическом уровне, где представлены гены различных групп, так или иначе повлиявших на образование нации. Наиболее выражены группы схожих галлотипов – североевропейская, славянская, западноевропейская, финно-угорская, еврейская, доставшаяся им от хазар.

Чуваши - интересный, самобытный народ с огромным историческим и культурным прошлым, сумевший сохранить его. Они из поколения в поколение передают свои верования, язык, обряды и обычаи предков, что помогло им сохранить неповторимость и самобытность для своих потомков.

Из исчезнувшей булгарской языковой группы сегодня есть лишь один язык, носители которого продолжают хранить и развивать его. Это — чувашский, принадлежащий уникальному народу, пятому по численности в России — чувашам. Среди представителей чувашского этноса немало известных людей, сыгравших важную роль в истории — как древней, так и современной.

Чувашия стала родиной героя-революционера Василия Чапаева, а сами чуваши утверждают, что среди их предков — шумеры и гунны. Впрочем, вопрос формирования чувашских племён до сих пор немало озадачивает исследователей. Что же скрывает чувашская история? Какие народы можно считать родственниками этих племён? И каким был исторический путь Чувашии?

Появление людей в Чувашии

Первые поселения людей на территории Чувашии появились около 80 тысячелетий тому назад. Это были первобытные племена, которых нельзя причислять ни к одному народу, ныне существующему на чувашских землях.

Становление чувашей начинается с началом нашей эры, когда суварские и булгарские завоеватели начали продвигаться к западным территориям к Семиречью и казахским степям. В этот же период наблюдается тесное взаимодействие кочевых племён со скифами, саками, аланами и прочими ираноязычными народностями, которые значительно обогатили культуру предков чувашей.

Поразительно, но одно только название чувашей открывает взаимоотношения с булгарами и особенности их характера. Как предполагает большинство исследователей, слово это восходит к булгарскому “явас”, что переводится как “тихий, дружелюбный”.

Оно являлось прямой противоположностью “сармас” (слышится в названии сарматов), что значило “воинственный”. По всей видимости, булгарское завоевание на чувашских территориях проходило мягко и спокойно, поскольку местные жители не оказывали сопротивления.

Чуваши верховые. Казанская губ., Цивильский уезд. Начало 20 в.

Чуваши верховые. Казанская губерния, Цивильский уезд. Начало 20 века.

Формирование чувашей как народа

Происхождение чувашей вызывает немало вопросов, ведь, как уже отметила, их язык является единственным живым из всей булгарской группы. Этот факт подтверждается в работах историка А.А.Чеченова:

“Все тюркологи-компаративисты, вплотную занимавшиеся этой проблемой, в настоящее время признают чувашский язык единственным живым языком булгарской (или огурской) группы тюркских языков”

Становление чувашского этноса объясняется несколькими основными теориями, что бытуют в научном мире. Одна из самых популярных принадлежит исследователям А.Б.Булатову и В.Д.Димитриеву. Согласно ей, предками современных чувашей были булгаро-сувары.

Это же в некоторой степени подтверждает поздняя чувашская легенда о двух братьях Болгаре и Суваре, которые увидели на реке лодку с красавицей Хунтеслу. Им было велено выбрать что-то одно, и в итоге Болгар взял лодку, а Сувар сделал своей женой прекрасную царевну, став основателем народа.

Впрочем, существуют и “самостоятельные” теории, называющие предками чувашей либо булгар, либо сувар. Причиной таких предположений являются общие черты в культуре и языках, многие особенности ведения быта, что были приняты у этих народов.

Другие гипотезы происхождения

Не менее логичной мне кажется и автохтонная теория, которой придерживаются именитые учёные: П.Н.Третьяков, В.Г.Егоров, А.П.Ковалеский. В своей книге “Этногенез чувашей по данным языка” В.Г.Егоров отмечает следующее:

“Чувашский народ формировался на нынешней территории постепенно путём смешения аборигенов местного края с пришлыми, более культурными булгарами. Местное автохтонное население, с незапамятных времен обитавшее в Волжско-Камском крае… очень легко поддалось смешению с пришлыми булгарами-тюрками”.

Мой интерес вызвали и последние современные генные исследования, которые показали преобладание в чувашах гаплогруппы I, в несколько меньшем проценте — гаплогруппы К и N. Что же это значит? Представленные преобладающие гаплогруппы указывают на территориальную принадлежность предков чувашей — Ближний Восток, Сибирь и даже ряд стран Средиземноморья.

Подобное странное сочетание указывает на объективность автохтонной гипотезы происхождения. Более того, у русских или татар признаков смешения наций гораздо больше, чем у чувашей, а значит, некий аутентичный элемент народа сохранился до наших дней.

Крестьянки за лощением холста

Крестьянки за лощением холста / Источник Кунсткамера

История Чувашии в России

За счёт местности, на которой располагались их земли, чувашам довелось пережить немало бедствий. Поскольку Чувашия некогда находилась между Московским княжеством и Казанским ханством, её жители часто оказывались на линии огня при столкновениях русских и казанских войск. При Иване Грозном происходит масштабное завоевание Казани, а вместе с нею и Чувашии. С той поры чувашские земли стали частью Российского государства.

После отмены крепостного права в России происходят заметные перемены и в чувашском обществе. Наблюдается заметное социальное расслоение, выделяется торгово-промышленная буржуазия, хотя в сравнении с центральными регионами Российской империи подобные процессы происходили крайне медленно. Революционные настроения затронули и Чувашию, но в этих краях они были выражены менее, чем в крупных городах России.

Чуваши

Чуваши

Долгое время одной из проблем чувашского народа оставалось образование. Не так давно, в 2010 году было проведено исследование, результаты которого оказались неутешительными. Оно выявило, что уровень образования чувашей значительно ниже, чем в среднем по РФ.

Далеко не все представители этого народа имели возможность получить высшее или среднее профессиональное образование. Сегодня решение этого вопроса является одним из приоритетов властей.

Несмотря на многие трудности и проблемы, с которыми чувашам пришлось столкнуться за свою долгую историю, этот народ сохранил свою самобытность. Языков, подобных чувашскому, сегодня не найти в мире, и это — ещё одна заслуга чувашей. Эти люди не только искренне любят свою малую родину, но и всячески стараются сберечь старинные обычаи и традиции предков, что даёт силы для нового этапа национального возрождения.

Несмотря на столько пособий, столько исследований нельзя сказать положительно, к какому корню принадлежит этот странный язык. Продолжительное господство татар турецкого племени над приволжскими странами могло прилить к нему множество слов и оборотов, но никак не могло бы оно сообщить ему множества отличительных форм турецкого языка; а эти формы в нем находятся, и между тем язык решительно не турецкий тем более что, с другой стороны, он представляет такое же число коренных слов и форм финских, монгольских, маньчжурских, даже американских, и кроме того своих собственных. Случайности простого смешения не произвели бы столь полной и самостоятельной системы языка…

Робость и суеверие, - отличительные качества чувашского народа: приезжайте в деревню, потребуйте чего угодно, чуваши, дрожа от страху, все готовы отдать. Когда у них печется хлеб, они беспрерывно заглядывают в печь и, если на котором-нибудь хлебе лопнет корка, тотчас выбрасывают его в овраг. Когда чуваш напьется воды из речки или колодца, и почувствуе себя дурно, он тотчас берет денег, хлеба, яиц, и бросает туда. Путешественницу более всего удивляли необыкновенно легкие роды чувашек и сохраняемая после них сила: лишь только родят, они в ту же минуту идут сами топить баню, варят пиво и принимаются за все работы.

Йомза, или йомса – вместе колдун, жрец и лекарь. Кажется, что у чувашей есть особенный бог медицины, который покровительствует врачам, и которому молятся пациенты. Это – Ирих. Изображения его, вылитые из олова, имеют вид маленьких истуканов, величиною с вершок, с руками, ногами и глазами. Его вешают в клетях на рябиновой ветке, которую по прошествии девяти лет переменяют. Ириху приносят в жертву кисель и пресные лепешки, и молятся ему, когда болят глаза, зубы, уши, или когда бывает сырь и вереда. Ежедневная молитва чувашина выражает все его нужды и понятия о счастии: она проста, благородна и даже трогательна. "Тора. сирлах. Тора, он-брах. Сюлди Тора. Сирлах сирди Падша, Ыволдан, хырдан. Тыреран, пылран, Тора бадыр. Исмяшкан, симяшкан, Сывлыхне, Тора бадыр. Вылихран чирлихран Толыях карда, Утба карда, Иняба каррда, Сорыхба карда, Тора, бадыр. Кадаран киль жолдан высяся Киляггана ярас, Тора, бадыр тудух. Шайтандан сирлах, Хуза ядер, Тора". "Тора, помилуй. Тора, не оставь. Всевышний Тора. Спаси земного царя, Сыновей, дочерей, Хлеба, меду, Тора, дай. Пить, есть. Здоровья, Тора, дай. Скотом здоровым Наполни дворы. Лошадьми двор, Коровами двор, Овцами двор. Тора, дай. Странника, издалека приходящего и уставшего от пути в дом пустить, Тора, дай всегда. От черта освободи, выгнав его, о Тора".

Нет сомнения, что для филологических соображений, древняя ежедневная молитва чувашей-язычников несравненно лучший материал нежели переводы с русского и на чувашский, который господин фон-дер-Габеленц принял в основание своих разысканий и выводов; но мы боимся, что и эта подлинная молитва может повести к ложным заключениям. Нам кажется, что язык ее – не совсем чувашский, что это – старинная молитва какого-нибудь турецкого или, если угодно, татарского народа, от которого чуваши заимствовали свою веру или, по крайней мере, религиозные обряды. Вся она, за исключением нескольких выражений, составлена из слов турецких, исковерканных чувашским произношением, которое обыкновенно джи превращает в ши или си, звр, увы, гвв, и так далее, и часто к гласным прибавляют лишнее в. Сирлах (помилуй) вместо джирлах, брах (оставь) вместо брак, сюлди (высокий, подзвездный) вместо джюлди или джюлдюз, сирди (земной) вместо джирди, падша (царь) вместо падшах, ыволдан (сыновей) вместо огулдан, хырдан (дочерей) вместо кыздан, бадыр (дай) вместо бер, исмяшкан (для питья, пить) вместо ичмякан, симяшкан (для еды, есть) вместо джимякян, толыях (наполни) вместо толудур или толдур, сорых (овца), ине (корова) и так далее, все это не что иное как исковерканные татарские слова, которых нельзя не узнать с первого взгляда, несмотря на уклонение чужеземного выговора и не совсем верную передачу русскими буквами.

Читайте также: