Советско американские отношения начало ядерного разоружения кратко

Обновлено: 04.07.2024

ГЛАВА VI НАЧАЛО ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ 1. Предварительная деятельность В ноябре 1940 года чрезвычайным и полномочным послом Японии в США назначили адмирала Номура Китисабуро, который был лично знаком с президентом Рузвельтом. 11 февраля 1941 года Номура прибыл в

2. Начало наступления американских войск на о. Гуадалканал

2. Начало наступления американских войск на о. Гуадалканал В то время как отряд Южных морей наконец был готов начать действия по захвату Порт-Морсби, американская армия начала наступление на о-ва Гуадалканал и Тулаги (из группы Соломоновых о-вов), расположенные в 550 милях к

19.2. Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния

19.2. Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния В 1940-е гг. было создано атомное оружие, которое стало определяющим фактором международных отношений.На территории США, в Лос-Аламосе, в 1942 г. был создан американский ядерный центр. На его базе стали

Сравнение советских и американских усилий в создании ядерного оружия

Сравнение советских и американских усилий в создании ядерного оружия Американские и советские усилия имели много общего, ибо преследовали одну цель — изготовить атомное оружие. В этой связи, некоторые технические и организационные вопросы были разрешимы только

Глава пятнадцатая Рост военной опасности и проблема разоружения (1927–1929 гг.)

СССР и проблемы разоружения. Конец 1920-х — начало 1930-х гг

СССР и проблемы разоружения. Конец 1920-х — начало 1930-х гг Другой сферой активных внешнеполитических усилий СССР стала борьба за ограничение вооружений. Не будучи еще членом Лиги Наций, СССР активно участвовал в 1927–1930 гг. в совещаниях созданной Лигой подготовительной

ГЛАВА VI НАЧАЛО ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ

ГЛАВА VI НАЧАЛО ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ 1. Предварительная деятельность В ноябре 1940 года чрезвычайным и полномочным послом Японии в США назначили адмирала Номура Китисабуро, который был лично знаком с президентом Рузвельтом. 11 февраля 1941 года Номура прибыл в

2. Начало наступления американских войск на о. Гуадалканал

2. Начало наступления американских войск на о. Гуадалканал В то время как отряд Южных морей наконец был готов начать действия по захвату Порт-Морсби, американская армия начала наступление на о-ва Гуадалканал и Тулаги (из группы Соломоновых о-вов), расположенные в 550 милях к

НАЧАЛО СОВЕТСКО-НЕМЕЦКОЙ ВОЙНЫ И ПОГРОМ В РАДЗИЛОВЕ

ГЛАВА ВТОРАЯ ПРАВДА И ПЕКИНСКИЕ ВЫМЫСЛЫ О СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

ГЛАВА ВТОРАЯ ПРАВДА И ПЕКИНСКИЕ ВЫМЫСЛЫ О СОВЕТСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Советско-китайские отношения до образования Китайской Народной Республики (октябрь 1917 г. — октябрь 1949 г.)В октябре 1917 г. в России свершилась социалистическая революция. Она коренным образом

Дальний Восток в советско-американских отношениях

Дальний Восток в советско-американских отношениях В начале 1934 г. внимание Москвы и Вашингтона было привлечено к событиям на Дальнем Востоке. Руководителей Кремля и Белого дома интересовало, насколько возможно дальнейшее обострение обстановки в этом регионе, вызванное

Европа и Дальний Восток в советско-американских отношениях

Европа и Дальний Восток в советско-американских отношениях Вторая половина 1936 г. в международных отношениях обозначилась крупными изменениями в расстановке сил в мире. В Испании вспыхнул мятеж, началась гражданская война, приведшая к политическому кризису в Европе.

Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения

Важной стала встреча в столице Исландии Рейкьявике 10—12 октября 1986 г., в ходе которой М.С. Горбачев предложил президенту США Р. Рейгану сократить ядерные арсеналы обеих стран на 50%. Соглашения достичь не удалось, но решено вернуться к вопросу о разоружении в будущем. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД, предусматривающий полную ликвидацию ракет дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г. договор позволил уничтожить 2692 ракеты, оснащенные 4000 ядерных боеголовок. Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. Советский Союз ликвидировал 1846 ракет, США — 846.

Вывод советских войск из Афганистана

Односторонние сокращения Вооруженных сил СССР

Советско-китайские отношения

Советско-китайская встреча прошла на высшем уровне. Она состоялась в Пекине в мае — июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным вопросам и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Ликвидация социалистического содружества

Процесс изменений начался с Польши. 4 июня состоялись парламентские выборы, в которых участвовали кандидаты от оппозиции. В верхней палате 99 мест из 100 получила оппозиция.

23 октября вместо Венгерской Народной Республики была провозглашена Венгерская Республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство.

2—3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша-старшего. В итоге встречи стороны заявили о прекращении "холодной войны".

15—25 декабря 1989 г существовавший режим был свергнут в Румынии. В течение 1990 г. в Болгарии власть мирно перешла от коммунистической партии (в апреле переименованной в социалистическую) к коалиционному правительству.

Объединение Германии

М.С. Горбачев согласился с тем, что объединенная Германия вправе самостоятельно решать вопрос о членстве в военных блоках.

30 августа в Берлине был подписан Договор об объединении ФРГ и ГДР. Объединенная Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией, она заявила, что с ее земли будет исходить только мир, обязалась не производить и не иметь на своей территории ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить сухопутные и военно-воздушные силы.

9—10 ноября 1990 г. М.С. Горбачев нанес визит в объединенную Германию. Были подписаны Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ.

Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ

Война в Персидском заливе

2 августа 1990 г. армия Ирака вторглась в Кувейт и оккупировала его. Ирак был связан с СССР Договором о дружбе и сотрудничестве. Его армия была вооружена в основном советским оружием, обучалась советскими военными советниками. Советский Союз незамедлительно осудил агрессию, потребовал безоговорочного вывода войск из Кувейта, восстановления его суверенитета.

С 17 января 1991 г. созданная США коалиция стала наносить воздушные удары по Ираку. 24 февраля 1991 г. началась наземная операция. 27 февраля Ирак заявил, что безоговорочно принимает к исполнению все резолюции Совета Безопасности ООН по кувейтскому кризису.

СНВ-1

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава I. Создание стратегических средств: противостояние СССР и США ………………………………………………………………………………

Глава II. Ограничение вооружение и начало разоружений США и СССР

Глава III . Перспективы развития российско-американских отношений по вопросу о ядерном ограничении……………………………………………..

Глава I . Создание стратегических средств: противостояние СССР и США

Анализируя историю создания ядерного оружия, следует вспомнить следующие события:

- С момента испытания и особенно после применения атомного оружия США стало понятно, что гигантские танковые армады и много-миллионные армии, которыми располагал СССР, отныне играют лишь вспомогательную роль и имеют в лучшем случае оперативно-тактическое, но никак не стратегическое значение. Однако, через 4 года, в августе 1949 г., первое испытание атомного оружия проводит и Советский Союз;

- в 1952 г. США первыми осуществляют термоядерный взрыв. Советский Союз в августе 1953 г. отвечает успешным испытанием транспортабельной термоядерной бомбы;

- основным средством доставки атомных и термоядерных зарядов, как в США, так и в Советском Союзе, сначала была авиация. Однако вскоре в качестве носителей таких зарядов становятся баллистические ракеты (БР), обладающие меньшей уязвимостью в полете и способные в предельно короткое время наносить ядерные удары по территории агрессора.

Итак, после создания ядерного оружия особая роль стала отводиться созданию средств межконтинентальной дальности для доставки ядерных боезарядов на территорию противника. Несмотря на то, что Соединенные Штаты с 1949 г. не обладали монополией на ядерное оружие, Советский Союз был вынужден считаться с тем, что США были способны нанести стратегический ядерный удар по территории СССР. К середине 1950-х годов на вооружении США находились свыше 1200 бомбардировщиков, которые могли доставить на территорию Советского Союза около 2000 ядерных боезарядов. Отражение угрозы ядерного нападения требовало создания потенциала сдерживания, которое в свою очередь требовало разработки средств, способных нанести удар по территории Соединенных Штатов.

Первыми советскими носителями ядерного оружия, способными достичь территории США, стали созданные во второй половине 1950-х годов тяжелые бомбардировщики. В 1949-1951 гг. была разработана система дозаправки в воздухе, которая позволяла значительно увеличить радиус действия стоявших на вооружении бомбардировщиков Ту-4. Первыми советскими межконтинентальными бомбардировщиками стали самолеты 3М и Ту-95, работа над которыми была начата в 1951 г.

В 1962 г. Советский Союз с помощью баллистических ракет и бомбардировщиков мог доставить на территорию США не более 300 боезарядов.

Одной из программ, которой советское руководство придавало большое значение, было создание систем противоракетной обороны, предназначенных для отражения стратегического ракетного удара. Работы в этом направлении начались во второй половине 1950-х годов, а в 1962 г. СССР приступил к строительству сооружений Московской системы ПРО.

Наряду с созданием оборонительных систем, значительное внимание уделялось созданию средств, способных преодолевать противоракетную оборону. В рамках этой программы был создан орбитальный вариант ракеты Р-36, предназначенный для нанесения удара с незащищенного системой ПРО направления. В США к 1965 г. было закончено развертывание 800 ракет Minuteman I, в дополнение к которым в 1966 г. было начато развертывание 200 более точных ракет Minuteman II.

Наращивание количества стратегических наступательных вооружений, произошедшее в 1960-х годах, а также осознание возможного дестабилизирующего влияния, которое может оказать развертывание систем противоракетной обороны, заставили Соединенные Штаты и Советский Союз начать переговоры об ограничении наступательных и оборонительных вооружений.

Глава II . Ограничение вооружение и начало разоружений США и СССР.

1.1. Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2

Первые консультации о возможности начала переговоров об ограничении вооружений были начаты в 1967 г., а конкретная договоренность о начале переговоров была достигнута в июле 1968 г. После задержки, вызванной вводом советских войск в Чехословакию и президентскими выборами в США, переговоры были начаты в ноябре 1969 г. Первоначально предполагалось, что предметом переговоров станет всеобъемлющее соглашение, касающееся как наступательных, так и оборонительных вооружений. Однако в процессе обсуждения наступательных вооружений Советский Союз последовательно настаивал на обязательном учете средств передового базирования США, расположенных в Европе. В итоге было решено, что соглашение о наступательных вооружениях не будет иметь всеобъемлющего характера и не будет включать ограничений на бомбардировщики. В то же время, стороны согласились заключить полномасштабное соглашение об ограничении оборонительных средств.

Ставшие результатом переговоров документы - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (Договор ОСВ-1) - были подписаны 26 мая 1972 г. и вступили в силу 3 октября 1972 г. Срок действия Договора ОСВ-1 составлял 5 лет, Договор по ПРО обладал неограниченным сроком действия.

Так же, стоит отметить, что в 1974 г., СССР и США подписали протокол к Договору по ПРО, который сократил количество разрешенных к развертыванию систем с двух до одной.

Первой договоренностью достигнутой после 1972 г. стало так называемое Владивостокское соглашение, основные положения которого были согласованы во время встречи в верхах во Владивостоке в ноябре 1974 г. В соответствии с этим соглашением СССР и США обязались ограничить количество стратегических носителей 2400 единицами, из которых только 1320 могли быть оснащены головными частями с боеблоками индивидуального наведения. При заключении Владивостокского соглашения Советский Союз пошел на значительные уступки. Основной уступкой стало снятие требования о включении в будущий договор средств передового базирования США.

Переговоры об ограничении стратегических вооружений, приведшие к заключению Договора ОСВ-2, продолжались до 1979 г. Как и на ранних стадиях переговоров, основные усилия США были направлены на ограничение количества боезарядов на советских межконтинентальных ракетах наземного базирования. Советский Союз в свою очередь настаивал на установлении ограничений на развертывание крылатых ракет воздушного базирования, а также пытался добиться запрета на развертывание крылатых ракет морского и наземного базирования.

Поскольку новое соглашение не было подготовлено к моменту истечения срока действия Договора ОСВ-1, в октябре 1977 г. СССР и США объявили, что будут продолжать соблюдать предусмотренные ОСВ-1 ограничения. Содержание Договора ОСВ-2 было в основном согласовано к концу 1978 г. и 18 июня 1979 г. в ходе встречи в верхах в Вене этот документ был подписан. В целях ограничения общего количества боезарядов, Договор ОСВ-2 устанавливал пределы на оснащение ракет боевыми блоками индивидуального наведения. В частности, запрещалось увеличивать количество боеблоков на баллистических ракетах наземного базирования, а также оснащать ракеты морского базирования более чем 14 боевыми блоками 8 .

Таким образом, в отличие от ОСВ-1, в новом Договоре устанавливались определенные ограничения на количество боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях. Договор ОСВ-2 позволил сделать дальнейшее развитие наступательных вооружений более стабильным и предсказуемым процессом, что с учетом заметно осложнившихся в конце 1970-х годов советско-американских отношений стало очень большим достижением.

Существенное ухудшение советско-американских отношений не позволило довести процесс ОСВ-2 до вступления Договора в силу. После ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. администрация США отозвала Договор из сената, который рассматривал вопрос о его ратификации. Тем не менее, поскольку стороны не заявили о намерении отказаться от ратификации Договора, США и СССР продолжали в целом соблюдать его положения.

2.2. Договор СНВ-1 и СНВ-2

Вскоре после подписания Договора СНВ-1 Соединенные Штаты и СССР в одностороннем порядке осуществили ряд мер по снижению боеготовности своих ядерных сил. Эти меры, о которых было объявлено в конце сентября - начале октября 1991 г., были в первую очередь призваны снизить вероятность несанкционированного использования ядерного оружия. Наиболее важным шагом стало снятие с кораблей и подводных лодок всех крылатых ракет, а также других нестратегических ядерных систем. Часть ядерных крылатых ракет морского базирования подлежала уничтожению, а часть была направлена в хранилища. Кроме этого, уничтожению подлежали все тактические ядерные заряды находившиеся на вооружении сухопутных войск.

Работа над новым договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада Советского Союза. Соглашение, зафиксировавшее основные положения будущего договора, который стал известным как СНВ-2, было достигнуто уже в июне 1992 г.

Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Столь быстрое заключение соглашения стало возможным в основном благодаря тому, что Договор СНВ-2 в значительной мере опирался на процедуры и положения согласованные при заключении СНВ-1. Новый Договор фактически лишь устанавливал новые количественные ограничения и некоторые новые процедуры.

Основным положением Договора СНВ-2 стало обязательство России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000-3500 единиц. При этом на баллистических ракетах морского базирования не может быть размещено более 1750 боезарядов. Другим ключевым положением Договора является требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боеблоком и всех тяжелых ракет.

В целом, при заключении Договора СНВ-2 Россия сделала ряд уступок, которые впоследствии существенно затруднили его ратификацию. Договор находился на рассмотрении Федерального Собрания с 20 июня 1995 г., и его ратификация состоялась лишь в апреле 2000 г., более чем через четыре года после одобрения Конгрессом США. Однако, тем не менее, договор так и не вступил в силу, поскольку Россия увязала его ратификацию с одобрением нью-йоркских протоколов к СНВ-2 и Договору ПРО, подписанными в 1997 г. Последние, а особенно Заявления к Договору ПРО, встретили жесткую оппозицию в американском Конгрессе. А когда к власти в США в 2001 г. пришла администрация Буша вопрос отпал сам собой, поскольку новое руководство США взяло твердый курс на развертывание масштабной системы противоракетной обороны территории США и отказ от Договора ПРО.

Особое место в борьбе за разоружение заняли двусторонние советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений, начатые в 1969, и ряд соглашений по отдельным аспектам проблемы разоружения, которые были заключены между СССР и США в 1971-74. Важнейшие из них: Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (подписаны в мае 1972); Соглашение о предотвращении ядерной войны и зафиксированная особым документом договорённость об основных принципах переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений (подписаны в июне 1973); протокол к Договору об ограничении систем противоракетной обороны и Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (подписаны в июле 1974); достигнутая в ноябре 1974 договорённость о заключении нового соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений.

Во время кубинского кризиса возникла "горячая линия" между Москвой и Вашингтоном для экстренной связи.

Соглашение 1973 между США и СССР предусматривало срочное проведение консультаций друг с другом в случае возникновения конфликта, чреватого применением ядерного оружия.

Договор о запрещении испытаний по сути дела прекратил существовавшую практику; другими договорами устанавливались локальные безъядерные зоны. По Договору об Антарктике 1959 было запрещено размещение военных баз и проведение испытаний ядерного оружия близ Южного полюса; он был подписан и государствами, имеющими территориальные претензии в этом регионе. Договор о космосе, подписанный в 1967 девяноста тремя странами, запрещает развертывание на небесных телах, таких, как Луна, вооружений и военных установок, а также вывод на орбиту объектов, несущих оружие массового поражения. Договор о морском дне, который в год появления (1971) подписало 91 государство, запрещает размещение оружия массового поражения на морском дне за пределами двенадцатимильной прибрежной зоны. Конвенция 1977 запретила изменение условий окружающей среды в военных целях. Договор 1963 о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке сделал эту территорию безъядерной зоной.

Важный шаг по предотвращению распространения ядерного оружия был сделан, когда в 1967 СССР и США представили Комиссии ООН по разоружению проект Договора о нераспространении ядерного оружия, по которому державы, обладающие ядерными вооружениями, обязывались не передавать их странам, такими вооружениями не располагающим, а последние обязывались их не приобретать и не производить. После одобрения Генеральной ассамблеей ООН договор был подписан СССР, США, Великобританией и еще 95 государствами и вступил в силу в 1970.

Многие неядерные страны критиковали СССР и США за то, что они не сделали практически ничего, чтобы реализовать обещания, данные ими при подписании Договора о нераспространении ядерного оружия, и попытаться прийти к соглашению о мерах по прекращению гонки вооружений в кратчайшие сроки, а также разработать и подписать договор о всеобщем и полном разоружении. Утверждалось также, что ядерные державы создали эксклюзивный "клуб", главной задачей которого являлось недопущение в него других стран.

Переговоры по ОСВ, хотя они и затрагивали самую суть проблемы ядерных вооружений, являлись лишь одной стороной отношений между СССР и США. В свою бытность госсекретарем США Г. Киссинджер проводил политику, направленную, по его словам, "на построение сети позитивных отношений" между СССР и США в таких невоенных сферах, как торговый, культурный и научный обмен, который создал бы такие взаимозависимости, что напряжение из-за частных проблем вооружения не смогло бы изменить существующих отношений. Потепление американо-советских отношений получило название "разрядки".

Конец холодной войны. В 1980 президентом США был избран Р. Рейган. Это было время, когда гонка вооружений достигла апогея в виде сверхамбициозной "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Чрезмерно высокая стоимость СОИ и ответных мер СССР угрожала банкротством обеим сверхдержавам и вскоре стала главным фактором, сдерживающим гонку вооружений. В 1985 Р. Рейган и М.С. Горбачев на встрече в Женеве признали необходимость ядерного разоружения. Начались серьезные переговоры. В Рейкьявике (Исландия) в 1986 советская сторона сделала предложение о полном уничтожении всех ядерных вооружений в течение десяти лет и об отказе от попыток создать систему стратегической обороны. Американская сторона отвергла это предложение, поскольку Рейган не был готов пойти на какие-либо уступки по успешно осуществляемой программе СОИ. В декабре 1988 на Генеральной ассамблее ООН Горбачев внезапно объявил об одностороннем сокращении советских вооруженных сил на 500 тыс. человек, 10 тыс. танков, 8500 орудий и 800 боевых самолетов в течение следующих двух лет. Заявление Горбачева явилось значительным шагом вперед в деле разоружения.

Холодная война и вместе с ней соперничество сверхдержав прекратились в декабре 1991 с распадом Советского Союза. Большая часть оружия оказалась в руках новой независимой России. Усилия в области разоружения теперь были обращены не на ограничение двух огромных ядерных арсеналов, а на их сокращение.

Одним из последствий прекращения холодной войны было распространение переговоров о разоружении с американо-советского диалога на различные региональные форумы. Главным предметом беспокойства стала опасность распространения ядерного оружия. Эта проблема уже была затронута в Договоре о нераспространении, подписанном в 1968 и вступившем в силу на 25 лет в 1970.

Осуществление соглашений. Обычно переговоры считаются самой трудоемкой и требующей много времени частью процесса разоружения. И действительно, на ведение переговоров и подготовку договоров требуются годы упорного труда и взаимных уступок. Например, второй Договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ-2) был подписан в 1993, но ратифицирован Сенатом США лишь в январе 1996. Российский парламент не ратифицировал его и в 1999.

В некоторых случаях осуществление соглашения может быть предметом дополнительных переговоров и вспомогательных международных соглашений. Это относится, например, к Договору о нераспространении ядерного оружия, который требует от подписавших его неядерных государств заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях консультаций, наблюдения и контроля за выполнением обязательств по этому договору.

Сокращение вооружений требует значительных ресурсов, как людских, так и финансовых. Вопреки ожиданиям, окончание холодной войны и прекращение гонки вооружений не принесло бюджетной экономии ни США, ни России.

Ни один договор по разоружению не может быть выполнен без систематического наблюдения за выполнением партнерами обязательств и без должного образа осуществляемых принудительных мер контроля. Нарушение договора обычно требует применения санкций. Такие санкции должны соответствовать нарушениям и поэтому могут потребовать дополнительных переговоров и законодательных процедур.

Заключение

Соглашения между СССР и США и общее улучшение советско-американских отношений, заключение в начале 70-х гг. ряда договоров и соглашений, нормализующих обстановку в Европе (значительный вклад в её дальнейшее улучшение внесло успешное завершение Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе), перевод ряда международных конфликтов в русло политического урегулирования и улучшение международной обстановки в целом создают условия для сотрудничества между государствами, принадлежащими к различным общественным системам, и открывают перспективу продвижения вперёд по пути решения проблемы разоружения, жизненно важной для всех народов. В основе этой перспективы - укрепление политического и технико-экономического могущества социалистического содружества и активизация демократических и социалистических сил во всём мире. Так же "развитие русской ядерной мощи имело решающее значение для ликвидации течения, отстаивающего превентивную войну, именно потому, что оно усиливало моральный довод против превентивной войны доводом, основанным на страхе"[3] Решению проблемы разоружения противодействуют, однако, представители военно-промышленного комплекса в капиталистических странах, стремящиеся повернуть развитие международной жизни вспять, к "холодной войне". Поэтому борьба за разоружение требует настойчивых и длительных усилий. Её успеху будет содействовать дальнейшее развитие и закрепление обозначившихся в начале 70-х гг. позитивных изменений в международной обстановке.

Список используемой литературы

1. Броди Б. "Стратегия в век ракетного оружия" М., 1961

2. Зубнова Е.Ю. "Опыт и уроки незавершённых

3. поворотов 1956 и 1965 гг. " М., 1989

4. Ленин В.И. "Полное собрание сочинений" т.30 М., 1977

5. Никольский Н.М. "Основной вопрос современности.

6. Проблема уничтожения войн" М., 1964

7. Хайцман В.М. "Борьба СССР за разоружение"

Советско-американские отношения – это отношения, которые сложились между США и СССР в политической и экономической сфере.

Установление советской власти прошло незаметно для США. В то время Америка играла несущественную роль в делах Российской империи. Большевики стремились заручиться поддержкой крупной державы. Со своей стороны они предложили ряд выгодных условий для американских бизнесменов на территории Союза. Но судя по всему, это предложение не было рассмотрено.

Благодаря усилиям Мартенса в качестве официального представителя РСФСР, в США было создано просоветское лобби. Этот шаг наконец привлек интерес американских предпринимателей. Более 100 фирм вошли в Американскую коммерческую организацию, которая способствовала установлению торговых отношений между странами.

Советская власть укрепляла свои позиции, поэтому Западная Европа начала постепенный процесс признания нового строя и нового государства. Американская элита долгое время не соглашалась с изменениями, требуя возврата долгов царской России. Для предпринимателей и американских рабочих коммуникация с Союзом была выгодной. Вопрос о признании Союза широко обсуждался в средствах массовой информации США.

Советско-американские отношения с 1985 по 1991 год

В марте 1985 года умер Черненко. Пост генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачев. Он стал относительно молодым руководителем, получившим поддержку ветеранов власти. Последние осознавали, что консервативный подход в существующих условиях уже не работает. Также стало понятно, что конфронтация с Западом не выгодна. Надо было сосредоточиться на внутренних проблемах, которые назрели к середине 80-х годов.

Готовые работы на аналогичную тему

Переговоры между СССР и США в то время затрагивали вопросы ядерного вооружения и использования мирного атома. В 1985 году СССР пошел на беспрецедентный шаг, подписав в рамках работы МАГАТЭ соглашение, по которому разрешил взять под контроль некоторые советские реакторы.

Москва с этого момента и почти до начала 2000-х годов демонстрировала желание сблизиться со странами Запада. Зашел разговор о проведении встречи между лидерами двух держав на нейтральной территории. Встреча состоялась в ноябре 1985 года. Далее последовала череда саммитов, которая затрагивала в основном вопрос контроля над вооружением. Обе стороны негласно согласились подчинить военно-технические вопросы политическим.

Горбачев подвергся давлению внутри правительства. Не все разделяли его точку зрения. Он стремился реализовать крупный внешнеполитический успех, чтобы укрепить свои позиции во власти. Несмотря на то, что первая встреча Горбачева и Рейгана не дала существенных результатов, она стала толчком к изменению в международно-политических тенденциях того времени.

Советско-американский саммит 1986 году в Рейкьявике привел к тому, что советская сторона согласилась вывести советские ракеты средней дальности из Европы, но при условии, что США сделают тоже самое. Предполагалось, что ракеты не будут уничтожены, а будут переведены на Урал. Относительно ракет дальнего радиуса действия было решено сократить их количество вдвое в течение последующих нескольких лет.

Москва пошла на уступки и по ядерной программе относительно положения Англии и Франции. США в свою очередь оказались не готовы принять предложение СССР. Правительство Америки предложило в течение 10 лет полностью уничтожить ракеты, но установить ПРО с целью защиты от таких ракет. Советские власти предложили полностью отказаться от ядерного оружия, на что Рейган ответил молчанием и покинул комнату переговоров.

В 1987 году наметились серьезные преобразования в структуре СССР, поэтому был предложен и новый курс переговоров по военным вопросам с США. Зимой этого же года в Вашингтоне состоялась встреча Горбачева и Рейгана, где они подписали Договор о ликвидации раке средней и меньшей дальности в течение 3 лет. Все это подкреплялось документом, утвердившим порядок контроля над выполнением договоренностей.

Сегодня отношения между странами вновь можно назвать напряженными. Россия рассматривается Штатами в качестве соперника или угрозы мировой стабильности, что негативным образом сказывается на имидже страны и на ее отношениях с США и другими развитыми странами Запада.

Читайте также: