Советский союз в последние десятилетия своего существования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Глава XVIII. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

§ 66. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965—1985 гг.

Как и десятилетие назад, в числе первых оказались решения, напрямую затрагивавшие интересы номенклатуры и снимавшие напряжение, ею испытываемое.

Был отменен и включенный в 1961 г. в Устав КПСС пункт об обязательной ротации: при каждых выборах полагалось менять одну треть членов парткомов от Президиума (с 1966 г.— Политбюро) ЦК до районных комитетов. Этим вводился принцип нестабильности партийных работников, с чем аппарат был категорически не согласен.

Принимались некоторые меры и для успокоения населения. Так, были свернуты гонения на личные подсобные хозяйства, затихли возобновленные Н. С. Хрущевым преследования церкви и религии.

Состояние дел в экономике. С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная еще при хрущевской администрации. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.

Реформа затронула и сельское хозяйство. Правительство вновь списало долги с колхозов и совхозов (к тому времени почти все они были убыточны), повысило закупочные цены. Кроме того, была установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Ощутимо повышалось финансирование аграрного сектора экономики. В 1966— 1980 гг. туда было направлено 383 млрд. рублей, что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы советской власти. За счет этого мощного вливания средств началась реализация ряда программ: комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и их мелиорации. В частности, вводятся в строй Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский каналы, оросившие живительной влагой десятки тысяч гектаров засушливых земель.

Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Но их эффект оказался кратковременным. Прирост объема производства продукции, стабилизировавшийся в промышленности за годы восьмой пятилетки (1966—1970 гг.) приблизительно на уровне предшествующего пятилетия (50%), а в сельском хозяйстве превысивший его на 21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться: соответственно до 43% и 13% в девятой пятилетке, 24% и 9% — в десятой, 20% и 6% — в одиннадцатой. Объяснялось это двумя главными причинами.

Во-первых, директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие и непоследовательные меры по реформированию хозяйственного механизма. Как это происходило в промышленности, наглядно прослеживается на следующих примерах.

Еще один пример. По инструкции, изданной Министерством финансов СССР, в госбюджет требовалось вносить плату не за фактически используемые производственные фонды, а за плановые. Если предприятие в течение года избавлялось от ненужного оборудования, оно все равно платило за него налог до следующей ревизии, а в новом году не могло использовать значительную часть прибыли, автоматически уходившую в госбюджет. В результате фондовооруженность в расчете на одного работника неуклонно ползла вверх, а фондоотдача (эффективность использования заводских помещений, станков, машин и т. п.) падала. За 1965—1985 гг. в два раза сократилась доля оборудования, заменяемого из-за технологического старения и физической ветхости.

Уже к концу 60-х гг. реформа промышленности выдыхается, так и не столкнув советскую экономику с наезженной колеи: расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли и жестким административным давлением на предприятия сверху (вместо пяти плановых показателей, предусмотренных реформой, их число к середине 80-х гг. увеличилось до 1,5 тыс., благодаря чему министерства перетянули себе все без остатка продекларированные права предприятий). Попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология), развернуть сеть научно-производственных объединений не приносили ожидаемого результата. Становым хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы (на последний работало до 80% машиностроительных заводов). Структура народного хозяйства приобретала все более нерациональный, перекошенный характер. Являясь бездонным потребителем капиталовложений, советская экономика имела минимальный выход на человека, удовлетворение его потребностей.

Во-вторых, исключительно важную, по сути решающую роль в снижении темпов хозяйственного роста играло то обстоятельство, что сама директивная экономика, подавившая ростки нового, объективно подошла к пределу своих возможностей.

Причины тому — прежде всего обострившееся противоречие между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР (только за 1960—1985 гг. стоимость основных фондов увеличилась в восемь раз) и преобладавшими экстенсивными методами его развития. На каждый новый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше и больше средств. Достаточно сказать, что в годы четвертой пятилетки народное хозяйство поглощало чуть более трети всех ассигнований госбюджета, а в одиннадцатой — уже 56%. Соответственно сокращалось финансирование других государственных программ, в том числе социально-культурной (с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г.).

Практически полностью были исчерпаны свободные людские ресурсы, причем из-за снижения рождаемости от пятилетки к пятилетке уменьшалась доля молодежи, приходящей в общественное производство (с 12 млн. человек в 1971—1975 гг. до 3 млн. в 1981—1985 гг.). Стоимость незанятых рабочих мест в народном хозяйстве страны достигла критического уровня — более 12% от общей стоимости основных производственных фондов. На вновь строящихся заводах и фабриках уже физически некому было работать.

Из-за перемещения сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Севера и Сибири лавинообразно нарастали некогда незначительные затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Началось сокращение пахотного клина в стране (за 70-е гг. на 1%), что отягощало и без того сложное положение сельского хозяйства. Это было следствием расползания вширь промышленных объектов, занимавших под производственные корпуса и обслуживающую их инфраструктуру плодородные земли, развертывания новых военных полигонов.

Нельзя сказать, что правящая элита СССР совсем не видела нарастающий упадок экономики и не предпринимала никаких мер. Однако практически все они лежали в стороне от магистрального русла уже прочно забытой реформы 1965 г.

В промышленном строительстве начиная с девятой пятилетки (1971—1975 гг.) акцент переносится на создание десятков гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодарско-Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов и др. В целях ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974—1984 гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль. Вдоль нее предполагалось развернуть сеть новых ТПК, но на их закладку средств уже не хватило, и знаменитый БАМ до сего времени приносит сплошные убытки.

К середине 80-х гг. и этот живительный валютный поток стал иссякать. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на нее на мировом рынке начали стремительно падать. В этих условиях уже ничто не могло удержать на плаву тяжеловесную и неповоротливую директивно-затратную экономику СССР.

Структура населения и социальная политика властей. Согласно переписи 1979 г., общая численность населения СССР достигла 262,4 млн. человек. Причем его прирост произошел главным образом за счет жителей Казахстана и Средней Азии. (Там он был выше общесоюзного в 2—3 раза). В 60-е гг. численность горожан впервые превысила половину всего населения страны и к 1979 г. равнялась 62%.

За время, прошедшее с конца 30-х гг., заметно изменилась и социально-классовая структура советского общества, что видно из следующей таблицы (в процентах с учетом неработающих членов семей):

Пойду еще дальше.
Так как в России - СССР всегда был лютый антисемитизм, то евреи начали уезжать из СССР.
Но кто такие евреи?
Это была элита - врачи, ученые, музыканты, композиторы, поэты, писатели, режиссеры, артисты и т. д.
Так вот когда евреи уехали, СССР скатился обратно в крепостные времена.

Источник: Вот так русские сами и пустили все еврейские достижения в СССР туда, куда же и все остальное.

События:
В 1982г. состояние здоровья Л. И. Брежнева резко ухудшилось. В этих условиях ставится вопрос о возможном преемнике. Стремясь увеличить свои шансы в борьбе с "днепропетровской группой", выдвигавшей К. У. Черненко, Ю. В. Андропов переходит на работу в аппарат ЦК КПСС на место умершего в начале года М. А. Суслова.

10 ноября 1982 г. умер Л. И. Брежнев. Смерть Брежнева поставила вопрос о новом лидере партии. Андропова поддерживают министр обороны Д. Ф. Устинов и министр иностранных дел А. А. Громыко, а также молодые члены Политбюро М. С. Горбачев и Г. В. Романов. 12 ноября 1982г. Андропов становится новым генеральным секретарем ЦК КПСС, с июня 1983г. Председателем Президиума ВС СССР и председателем Совета обороны.

В начале 1983г. Андропов поручил группе ответственных работников ЦК КПСС, в том числе М. С. Горбачеву и Н. И. Рыжкову, подготовку принципиальных предложений по экономической сфере.

9 февраля 1984 г. Андропов скончался. 13 февраля на Пленуме ЦК Генеральным секретарем был избран 73-летний Константин Устинович Черненко.
За год своего пребывания на должности генсека КПСС, К. У. Черненко фактически лишь обозначил возвращение к брежневской эпохе застоя в области экономики, идеологии и общественной жизни. На прежние должности были возвращены около 50 ответственных работников ЦК, снятых Андроповым. Был отменен пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам интенсификации производства. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и "зримых ростках коммунизма".

10 февраля 1985 г. Черненко скончался. В марте 1985 г. , генеральным секретарем ЦК КПСС, стал М. С. Горбачев, Председателем Совета Министров СССР - Н. И. Рыжков.

В апреле 1985г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации "человеческого фактора".

Апрель 1985г. стал естественной реакцией здоровых сил в партийном и государственном руководстве на нарастающую угрозу тотального кризиса.
Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название "перестройки".

Государственное устройство СССР в 1890-х годах на накануне реформ. Перестройка экономики и управления в период правления М.С. Горбачева. Реформа советской политической системы. Демократизация общественной жизни в конце 1980-х гг., возрастание роли прессы.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.08.2017
Размер файла 112,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Советский Союз. Последние годы существования (1985-1991 гг.)

§ 1. Накануне реформ. Государственное устройство СССР

В середине 1980-х гг. СССР представлял собой государство, территория которого составляла 22,4 млн кв. км, т. е. 1/6 часть суши земного шара. СССР занимал первое место в мире по производству стали, чугуна, минеральных удобрений, располагал широкой развитой сетью железнодорожного и воздушного транспорта, имел значительный торговый флот и крупнейший в мире рыболовный флот. Советский Союз наряду с США обладал огромным количеством оружия, ядерного и обычного, крупнейшими в мире ракетными войсками, второй по численности армией (после Китая), вторым по величине военно-морским флотом (после США). На территории СССР проживало 288 млн человек (на 1989 г.), обеспеченных одной из самых всеохватывающих систем образования в мире. Существовала развитая система социальной поддержки малоимущих, инвалидов, многодетных, система семейного и детского отдыха, поддерживаемая профсоюзными организациями предприятий. Государственный строй СССР (т. е. система социальных, экономических и политико-правовых отношений) определялся Конституцией СССР 1977 г. Она закрепляла монопартийную политическую систему, в которой все главные нити управления сосредоточивались в партийном аппарате Коммунистической партии Советского Союза.

Политической основой, носителями власти Конституция провозглашала Советы народных депутатов. Все Советы составляли систему, которую возглавлял Верховный Совет СССР. Советы формировались на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании. Право выдвижения кандидатов декларативно принадлежало трудовым коллективам, кооперативным и другим общественным организациям, профсоюзам, КПСС, комсомолу. Однако на деле представительства советского народа как некой советской общности не существовало. Выборы в депутаты на всех уровнях были безальтернативными -- ведущие советские должности занимали представители партийной номенклатуры. С точки зрения государственного устройства СССР представлял собой сложное союзное государство -- федерацию, состоявшую из государственных образований, обладавших определенной политической и юридической самостоятельностью. В состав СССР на правах субъектов Федерации входили 15 союзных республик, которые, в свою очередь, включали в себя автономные области, округа и еще более мелкие административно-территориальные единицы. Согласно Конституции страны союзные республики входили в состав СССР на добровольных началах и имели право выйти из Союза. Субъекты Федерации имели свои органы власти, но основные функции СССР как единого государства выполняли федеративные органы -- органы Центра. Так, Союзный центр непосредственно управлял ведущими отраслями экономики, военно- промышленным комплексом, Вооруженными силами СССР, внешней политикой и внешней торговлей, осуществлял перераспределение финансовых и материально- технических ресурсов по республикам в рамках единого государственного бюджета.

Общество СССР. Общество было заорганизовано на всех уровнях: профсоюзы СССР к началу 1980-х гг. объединяли в своих рядах 130 млн рабочих и служащих, около 12 млн колхозников, т. е. 98,6% всех работающих. Численность ВЛКСМ (комсомола) в это время достигла 41,7 млн человек. Кроме того в стране насчитывалось около 1,3 млн групп и постов народного контроля (к 1986 г. -- 5 млн рабочих). Среди других организаций, объединявших население по какому-либо признаку, можно назвать различные комитеты -- Комитет советских женщин, Комитет защиты мира и др. Но и эти организации не были по существу общественными, хотя и включали в себя довольно большое количество членов. Дело в том, что они были бюджетными, и ими руководили партийные функционеры. Численность КПСС к середине 1980-х гг. составляла более 19 млн человек, партия делилась на три уровня: рядовой состав, который не имел возможности влиять на выработку политики партии; партбюрократия, реально осуществлявшая политику; верхушка партии, обладавшая реальной властью и принимавшая решения. КПСС] окончательно превратилась в управленческую, распорядительную и контролирующую структуру.

Она включала преподавание истории КПСС, марксистскую политэкономию и фи- лософию, научный коммунизм, всемирную и отечественную историю. Во всех образовательных учреждениях в головы обучающихся студентов и школьников армия преподавателей внедряла идеологическое кредо партийного аппарата. Неотъемлемой составляющей любого творческого продукта -- от доклада о биологическом экспе- рименте над мышами до информации о производственных результатах на предприятии -- должны были быть выдержки из материалов партийных съездов, решений Пленумов ЦК, произведений К. Маркса, В. Ленина и докладов очередного лидера государства (в рассматриваемый нами период -- Л. Брежнева, Ю. Андропова, К. Черненко).

С демографической точки зрения в течение двух предперестроечных десятилетий в советском обществе произошли глубокие перемены, изменившие социальную составляющую общества и преобразовавшие формы функционирования экономики и содержание отношений между обществом и государством. К их числу можно отнести: - снижение рождаемости на 25%, увеличение смертности на 15%; - уменьшение притока в народное хозяйство новых трудовых ресурсов, что способствовало изменению структуры занятости в пользу сферы обслуживания за счет сельского хозяйства; - рост численности неславянского населения, которое к началу 1980 года составляло 16% от всех жителей СССР. В течение десятилетий происходило врастание мусульманской элиты в социальную систему советского общества. Другие важные изменения в советском обществе были связаны с процессом урбанизации -- ростом городов и увеличением числа горожан (180 млн в начале 1980-х гг.). По мере развития производства и роста промышленности менялась социальная структура советского общества (табл. 1).

Социальная структура 1970г., % 1985г. 1985г., % Рабочие 57,4 - 61,8 Служащие 12,1 - 16,2 Колхозники 20,5 - 12 Члены партии 19 млн Управленцы 18 млн (1/7часть населения Этот процесс вел к возникновению нового социума, более дифференцированного по большинству признаков - от доходов и социального статуса до культурных, религиозных, ментальных приоритетов. Наряду с такими малыми группами, как семья, друзья, кружки, существовали разнообразные городские микромиры -- неформальные объединения, породившие особую субкультуру, своего рода показатель неудовлетворенности общества существующим положением дел. Управление такими новыми общественными образованиями и контроль над ними со стороны власти практически были невозможны.

Проявления скрытого недовольства общества властью наиболее отчетливо прослеживаются в сфере культуры. Творческая интеллигенция, объединенная еще с 1930-х гг. в творческие Союзы (Союз советских писателей, Союз художников и т. вовсе не представляла собой идеологически чистый слой населения, каким хотел бы его видеть режим. В среде творческой интеллигенции существовала параллельная официальной контркультура, которая была представлена в разных формах в музыке, живописи, театре и других видах искусства. Она была достаточно элитарна, но многие ее проявления имели выход на широкие слои городского и сельского населения. Имена В. Высоцкого, Б. Окуджавы были популярны не только в среде интеллигенции, но и среди учащейся молодежи, рабочих и служащих.

Проявлением открытого недовольства общества властью можно считать феномен диссидентства -- наиболее радикальное, заметное выражение частью общества несогласия с политикой правящей партии. Диссидентство превратилось в фактор международной жизни к середине 1980-х гг. Диссиденты распространяли альтернативные официальной идеологии идеи. Пропаганда шла через литературу, издаваемую за рубежом и тайно ввозившуюся в страну, и через самиздат -- переписанные от руки или на пишущей машинке книги или журналы. Немало спо- собствовали делу диссидентов западные радиостанции, вещавшие на территорию СССР на русском и других языках народов Союза. Диссидентство не имело идеологического организационного единства. К началу 1970-х гг. в нем обозначились тенденции, различные по идеалам и политической направленности. В общих чертах можно обозначить три основных направления: ленинско-коммунистическое; либерально-демократическое; религиозно-националистическое. Как феномен общественной жизни СССР время можно рассматривать так называемое коммунарское движение. Это неформальное педагогическое движение, основанное на экспериментальных методиках доцента Ленинградского института педагогики и психологии И. Иванова, к 1980 году распространилось на всю страну, воспитало несколько поколений педагогов-энтузиастов и захватило десятки тысяч школьников и подростков 1960-1970-х гг. Тогда же распространились различные кружки молодежных хиппи, воспринимавшиеся властью как контркультура, получившие развитие во многих республиках Советского Союза. Таким образом, в начале 1980-х гг. в стране существовал мир неформалов, который повлиял на возникновение леворадикального движения, различных оппозиционных власти организаций и течений. Помимо довольно узких кругов антисистемной оппозиции интеллигенции, активный и имевший достаточно заметный резонанс протест выражали и другие слои советского общества, в частности католические круги Литвы, советское еврейство, которое в период 1975-1985 гг. все больше ограничивалось властью в праве на эмиг- рацию; некоторая часть национальной интеллигенции на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике, озабоченная массовой миграцией из России и политикой русификации, заключавшейся в первую очередь во введении русского языка в качестве второго национального языка в союзных республиках.

Кризис общества и государства СССР. С 1970-х гг. страна вступила в стадию внутреннего системного кризиса. В его истоках лежали четыре проблемы.

Вертикальная мобильность во времена Л. И. Брежнева приобрела характер медленного продвижения по строго выверенным ступенькам карьерной лестницы, каждое перемещение по которой сопровождалось жестким аппаратным контролем. Аналогичные процессы структуризации происходили и внутри советского общества. В основном они лежали в русле возможностей потребления. Покупательская способность существенно зависела от социального статуса их обладателей. В силу ранжированности территорий, отраслей и должностей и соответствующего распределения благ покупательская способность денег возрастала с ростом служебного положения, с передвижением из поселений низкого ранга в поселения высших рангов и с переходом предприятий и организаций низкопрестижных отраслей в высокопрестижные. Проблемы советской экономики в структурах власти осознавались. При Л. И. Брежневе прошло четыре партийных съезда - XXIII (1966 г.), XXIV (1971 г.), XXV (1976 г.), XXVI (1981 г.). На каждом из них немногословно констатировались недостатки в области экономики. Поиск новой модели экономического развития начался в 1982 г. с создания экономического отдела ЦК КПСС. Координация работы этого отдела была возложена на М. С. Горбачева и Н. И. Рыжкова. В число представителей от науки вошли: А. Г. 15 Аганбегян, Г. А. Арбатов, О. Т. Богомолов, Т. И. Заславская, Л. И. Абалкин, Р. А. Белоусов, Н. Я. Петраков, С. А. Ситарян. В основном состояние экономической науки было таково, что развивать экономические теории и вносить реформаторские идеи было чрезвычайно сложно в силу заидеоло-гизированности самой экономической науки. Разрабатывались вопросы совершенствования планирования и управления - основные постулаты марксистско-ленинской теории.

Кризис идеологии марксизма-ленинизма в отношении стран третьего мира наиболее отчетливо проявился в политике СССР в Афганистане. Афганская война (решение о вводе советских войск было принято 12 декабря 1979 г.) была предприятием, свидетельствовавшим по крайней мере о двух идеологических просчетах. Во-первых, в политическом руководстве СССР отсутствовал анализ реальной ситуации в этой стране. Во-вторых, как явствует из итогов этой войны, политическое руководство продемонстрировало полное пренебрежение основными марксистско-ленинскими идеологическими постулатами, в частности о необходимости учитывать базисные основы обществ, где осуществляются коммунистические революции. Попытка привить отсталой аграрной стране ростки коммунизма была обречена на провал изначально. Кроме того, совершенно ясно, что руководство Советского Союза было уверено в военной силе СССР при решении политических проблем. Все это -- показатель недугов политической системы, в которой проявлялись симптомы стагнации и растущей неэффективности власти, в том числе вследствие такого фактора, как ее геронтизация (старение власти).

Образ перестройки. В исследовательской литературе существует большой разброс мнений о стратегии перестройки. Некоторые авторы считают, что ни М. Горбачев, ни его окружение не имели плана реформирования страны. Однако конструкция некого образа перестройки все-таки может быть выстроена: - СССР -- опора нового миропорядка, в котором существует баланс силы и баланс интересов; - КПСС, свободная от крайностей ортодоксально-сталинского и ультралиберального толка, способная действовать в условиях плюрализма и охватывающая широкий спектр течений левого направления - от либеральных коммунистов до бледно-розовых социал-демократов; - смешанная экономика с сильной государственной социальной поддержкой; - федеративное государство, в котором союзные республики имели бы больше прав и ответственности перед своими гражданами; - неуклонное соблюдение законов, главенство права над всеми соображениями целесообразности; - СССР в роли международного лидера, помогающего человечеству решать глобальные проблемы.

Для реализации этого проекта преобразований реформаторам пришлось решать несколько задач.

1) обеспечить ускорение социально-экономического развития в целях совершенствования социалистической системы хозяйства;

2) изменить идеологическую парадигму в целях обеспечения соответствия формы и содержания. Необходимо было найти теоретическое обоснование новым, противоречащим ортодоксальному марксизму идеям перестройки -- кооперации, хозрасчету, частной собственности и т. д. От реформаторов потребовалась ревизия марксизма, которая обеспечила бы общую стратегию перестройки.

§2. Перестройка экономики и управления

советский перестройка реформа горбачев

Первыми начали США с НАТО нарушать, конечно. Прибалтика и страны Восточной Европы в НАТО вопреки обещаниям США и Бриташки вступили ещё в 2004 году, ало блять. У Путина только после этого бомбануло.

А с намерением Украины вступить в НАТО вообще характерно получилось: европейские страны-члены блока были против, но США продавили (именно продавили) общее решение "за". Вот нахуя такое было делать? Давайте, фанаты США, объясните.

И вдогон: если независимая Венесуэла поставит на своей территории российские ядерные ракеты или ракеты ПРО - США же нормально к этому отнесутся, не так ли? Скажут такие "ок, мы уважаем чужую свободу и суверенитет"?

США это западная цивилизация, в отличи от средневековых дикарей, правящих Россией. Им можно то, чего нельзя России.

Скиньте кто нибудь уже пруф на это легендарное обещание "не расширяться на Восток". Интересно было бы почитать.
Совершенно точно помню, как НАТО обещало не размещать ракеты с ядерными боеголовками в Восточной Германии при её объединении с Западной - и это выполнено.
Других обещаний подобного рода не помню.

В Прибалтике есть ядерные ракеты?

Мне вот интересно вроде рф противостоит сша, но почему то напали на свой "братский" народ чтобы из них себе сделать буферку?( это одно из объяснений ваты). Ну отлично рф показывает свое отношение к братьям делая из них подстраховку себе. Почему рф не могла договориться с укр? Аа, ну уже было поздно, да?

Я не понимаю простой логике, Путин просто отжал Крым и вот с этого момента он убил любую дипломатию между рф и укр - это самое страшное. Соседи нас ненавидят теперь, еще больше хотят попасть под защиту зарубежа. Мне кажется или Путин не умеет просто в дипломатию, а как и присуще кгбшнику выбирает методы силы - это очень плохо.

Кто мешал рф развиваться? Кто не давал рф оставлять у себя мозги? Кто мешал воровать в страну, а не саму страну в зарубеж.

Бля, все враги вокруг, но почему то кто говорит о врагах тебе с высших постов имеют зарубежом недвижку, счета, гражданство и вообще явно старость планируют там проводить. Такой вопрос назревает, а не враги ли нам сами наше правительство?
Сначала тут орут, что США и европа против нас и там все хуево-печально, потом едут туда отдыхать, лечиться, детей учить отправляют. Тебе вообще это не кажется странным?
Даже больше, смешно это выглядит. Тоже самое, что если бы Сталин ездил в Германию отдыхать и имел там дом, счет, родню туда перевез, а сам по будням приезжал бы на родину и продолжал войну с Германией.

Да, США тоже не лапочки, если что, но все резко забывают о уровни жизни и заботе граждан изначально. Страна и внутри развивалась и ввела грязную внешнюю политику, это конечно им выгодно как и ресурсы с наших стран(рф и укр), но при грязной политике почему то там уровень жизни лучше, чем у нас.
Почему у нас ничего не производят еще, нету хорошего импортзамещение, что уже ведут обсуждение разблокировки торрентов и легализации пиратского контента - это же пиздец убийство просто, если у нас реально легализуют пират.контент. Хотя Дуров нашим властям предлагал сделать очень хороший ход еще в каком там году даже. ?

Читайте также: