Советский союз и сталинизация стран народной демократии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В первый момент со стороны СССР не последовало открытых возражений. Сама синхронность отмеченных выступлений показывает, что их в большей или меньшей степени одобряли советские руководители и сам Сталин. В отдельных случаях — чехословацком, немецком, венгерском, — как выяснялось, были проведены специальные консультации с Москвой[25]. Даже советская печать поместила некоторые новаторские высказывания руководителей коммунистических партий Восточной Европы (например, выступление Димитрова). В отличие от Соединенных Штатов СССР сражался во второй мировой войне и вел борьбу в послевоенном мире не ради утверждения своих универсальных ценностей и концепций, но во имя более общих /293/ идеалов демократической идеологии, которые были едиными для всей антифашистской коалиции. Сталин лелеял мечту, которую, казалось, разделяли с ним последователи левых сил в Западной Европе, о том, что социализм утвердится и в тех странах, куда не дошли советские войска, пусть даже в форме, неизбежно отличной от советской; он выражал эту мысль в частной беседе с английскими лейбористами, успех которых на послевоенных выборах произвел на Сталина сильное впечатление[26]. Но у него были по этому поводу и большие сомнения, даже замешательство. В одном из разговоров с англичанином Ласки Сталин объяснял, что у него с Молотовым существуют по этому поводу расхождения — последний более пессимистически смотрит на перспективы развития событий в Западной Европе[27]. Приведенный рассказ интересен не столько как свидетельство возможных разногласий между двумя советскими ответственными деятелями (Молотов мог иметь свое мнение, но не был вправе реально противопоставить его мнению Сталина), сколько в качестве показателя того, что глубокая неуверенность существовала тогда в самых верхних эшелонах советского руководства, начиная с самого Сталина, в отношении перспектив социализма в Европе.

Мы видим также и другие симптомы этой неуверенности. Хотя проблемы эти имели колоссальное значение для всего коммунистического движения, однако ни Сталин, ни какой-либо другой советский руководитель никогда не останавливались в публичных выступлениях на характеристике природы новых государств, которые переживали период становления в странах Восточной Европы, и не анализировали возможность достижения социализма различными путями.

Река судьбы народной

Река судьбы народной Тысячелетиями тек Нил к морю. Он видел белые, осыпанные лотосами, украшенные царскими знаками траурные барки фараонов, плывущие к Долине Царей — таинственным, гигантским известковым сотам, слепленным из десятков похожих на норы склепов. Это было

В Народной судебной палате

Сад народной трезвости в Брянске.

Сад народной трезвости в Брянске. Открытка начала XX

Проект народной вольницы

Проект народной вольницы Второй проект был проектом народной вольницы. Главным противоречием русской истории выступает противостояние народа и власти. Народ, видя ослабление власти, всегда стремился ее скинуть, уничтожить эту чужеродную силу. С 1690-х годов вся история

СПОРЫ ОБ ИСТОКАХ – СПОРЫ О ДУХОВНОМ СМЫСЛЕ

5. Споры советников Ксеркса о целесообразности похода на Элладу — это споры при дворе Грозного по поводу объявления Ливонской войны

5. Споры советников Ксеркса о целесообразности похода на Элладу — это споры при дворе Грозного по поводу объявления Ливонской войны 5.1. Рассказ Геродота: спор, видения Ксеркса, угрожающий призрак, Ксеркс временно возводит на свой трон Артабана По словам Геродота, после

Навечно в памяти народной

Навечно в памяти народной Соратники в служении Отечеству Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский навечно остались в памяти нашего народа. Имена их в истории России неразделимы.Весной 1695 года в Нижний Новгород для постройки флота прибыл Петр I. Двадцатилетний царь готовил в ту

Приложение I В памяти народной

Приложение I В памяти народной Архитектурные ансамбли, триумфальные арки и обелиски, прославляющие подвиг русского народа, напоминают нам о славном боевом пути русской армии в Отечественной войне 1812 года. Особенно много их в Петербурге.Уже в 1814 году в честь

Сумерки народной утопии

Сумерки народной утопии После окончания гражданской войны древняя народная мечта на какое-то время вспыхнула с новой силой в последний раз. Зимой 1920/21 года в Петрограде состоялась всеобщая стачка; серьезные волнения произошли в Москве; в ряде регионов поднялась волна

После народной революции

После народной революции Абсолютных, идеальных схем, конечно, не бывает. Везде схему трудовой собственности (с арендой основных фондов у государства) не введешь. Глупо вводить ее в каких-нибудь научно-исследовательских институтах, где работа людей рассчитана на

13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ

13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ Смена союзников, вылившаяся затем в ялтинский мир[480], выстроила с самого начала совершенно другую ситуацию, и не только в военно-политическом плане. Ситуацию, по отношению к которой все определения, все

СВИДЕТЕЛЬСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

СВИДЕТЕЛЬСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Доримская цивилизация имела мало шансов выжить в городах. Совсем по другому развивалась жизнь в деревне. Поэтому недопустимо изучать вопрос о романизации без учета разницы между городом и деревней. С. Вильфан147 Как явствует из настоящего

В памяти народной

В памяти народной Десятилетия отделяют нас от незабываемых событий у озера Хасан, но и теперь они свежи в памяти советских людей.Японская военщина, пытавшаяся посягнуть на нашу землю, получила назидательный урок. Советский народ и его воины, разгромив японских

Политические режимы Восточной Европы после Второй мировой войны.

В тех странах, где освобождение страны осуществилось не только в результате действий советских войск, но и благоадря самостоятельным действиям вооруженных коммунистических формирований (Югославия, Албания, отчасти Болгария), коммунисты быстро взяли власть в свои руки, разгромив оппозицию с помощью репрессий.

В Польше, напротив, Армия Краева развернула партизанскую войну против коммунистов и советских войск. Но террористические акты партизан только помогли коммунистам оправдать репрессии против оппозиции. В итоге в 1948 г. вся власть перешла к Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), в которую вошли коммунисты и остатки социал-демократов, готовые проводить просоветскую политику.

В Румынии, где первоначальное влияние коммунистов было очень слабым, главой правительства стал довоенный политик, демократ П. Гроза, который решил проводить политику дружбы с Советским Союзом. Правитель, желающий сохранить власть в условиях советской оккупации, и не мог действовать иначе.

Исторические источники:

СССР – Польша. Механизмы подчинения. 1944-1949 гг. Сборник документов. М., 1995;

Три визита А.Я. Вышинского в Бухарест. 1944-1946. Документы российских архивов. М.. 1998.

Страны народной демократии оказались в сфере советского влияния после освобождения Европы Красной Армией от фашизма. Местные коммунисты при поддержке СССР вошли в правительства стран Восточной Европы. Оценивая курс, проводившийся Советским Союзом в первые послевоенные годы в Восточной Европе, Сталин заметил генеральному секретарю ЦК Польской рабочей партии В. Гомулке: "В Польше нет диктатуры пролетариата, и она там не нужна… Демократия, которая установилась у вас в Польше, в Югославии и, отчасти, в Чехословакии, это демократия, которая приближает вас к социализму без необходимости установления диктатуры пролетариата и советского строя". Вместо социалистической революции в странах народной демократии предполагались национализация промышленности и банков, аграрная реформа, постепенный переход к социализму.

Однако в связи с нарастанием напряженности в советско-американских отношениях в 1947 г. СССР взял курс на ускорение в странах Восточной Европы социалистических преобразований. Его ставленники в этих странах вступили на путь открытой конфронтации с социал-демократическими и крестьянскими партиями и установление просоветских режимов. В 1947-1948 гг. в Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании, Чехословакии антикоммунистическая оппозиция была разгромлена, В результате выборов в Польше, Венгрии, Румынии, осуществленных при поддержке Москвы, коммунисты получили большинство мест в парламенте. В Чехословакии в 1948 г. незадолго до парламентских выборов министры от демократических партий вышли в отставку в знак протеста против назначения нескольких коммунистов на ключевые должности в органах госбезопасности. Коммунисты во главе с председателем Совета министров К. Готвальдом организовали выступления своих вооруженных сторонников. В результате государственного переворота президент Э. Бенеш был вынужден сформировать коммунистическое правительство.

Осенью 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) для консолидации действий зарубежных компартий и СССР. В январе 1949 г. по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии начал действовать Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) - межправительственная экономическая организация. Она была призвана углубить экономическое сотрудничество СССР со странами народной демократии. В течение сорока лет СССР оказывал финансовую помощь зарубежным коммунистическим партиям и освободительным движениям в странах "третьего мира".


Марка "30 лет СЭВ"

СССР и страны Восточной Европы начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. созданием Организации Варшавского Договора (ОВД).

Страны народной демократии оказались в сфере советского влияния после освобождения Европы Красной Армией от фашизма. Местные коммунисты при поддержке СССР вошли в правительства стран Восточной Европы. Оценивая курс, проводившийся Советским Союзом в первые послевоенные годы в Восточной Европе, Сталин заметил генеральному секретарю ЦК Польской рабочей партии В. Гомулке: "В Польше нет диктатуры пролетариата, и она там не нужна… Демократия, которая установилась у вас в Польше, в Югославии и, отчасти, в Чехословакии, это демократия, которая приближает вас к социализму без необходимости установления диктатуры пролетариата и советского строя". Вместо социалистической революции в странах народной демократии предполагались национализация промышленности и банков, аграрная реформа, постепенный переход к социализму.

Однако в связи с нарастанием напряженности в советско-американских отношениях в 1947 г. СССР взял курс на ускорение в странах Восточной Европы социалистических преобразований. Его ставленники в этих странах вступили на путь открытой конфронтации с социал-демократическими и крестьянскими партиями и установление просоветских режимов. В 1947-1948 гг. в Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании, Чехословакии антикоммунистическая оппозиция была разгромлена, В результате выборов в Польше, Венгрии, Румынии, осуществленных при поддержке Москвы, коммунисты получили большинство мест в парламенте. В Чехословакии в 1948 г. незадолго до парламентских выборов министры от демократических партий вышли в отставку в знак протеста против назначения нескольких коммунистов на ключевые должности в органах госбезопасности. Коммунисты во главе с председателем Совета министров К. Готвальдом организовали выступления своих вооруженных сторонников. В результате государственного переворота президент Э. Бенеш был вынужден сформировать коммунистическое правительство.




Осенью 1947 г. было создано Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) для консолидации действий зарубежных компартий и СССР. В январе 1949 г. по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии начал действовать Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) - межправительственная экономическая организация. Она была призвана углубить экономическое сотрудничество СССР со странами народной демократии. В течение сорока лет СССР оказывал финансовую помощь зарубежным коммунистическим партиям и освободительным движениям в странах "третьего мира".


Марка "30 лет СЭВ"

СССР и страны Восточной Европы начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. созданием Организации Варшавского Договора (ОВД).

Содержание

Несмотря на длительную блокаду Западного Берлина, остановить процесс создания западногерманского государства Советский Союз уже не мог. Англо-американские союзники продолжали настойчиво воплощать свои планы в жизнь. В мае 1949 г. союзное командование утвердило проект конституции нового германского государства, которая предусматривала создание Федеративной Республики Германии, состоявшей из ряда земель, которые имели свои парламенты (ландтаги) и правительства. В новом государстве законодательная власть принадлежала парламенту. В стране учреждался пост президента - главы государства с ограниченными функциями, избираемого сроком на пять лет. Глава правительства - федеральный канцлер - избирался бундестагом и формировал свой кабинет из представителей партий, получивших большинство на выборах. В августе в стране состоялись всеобщие выборы, на которых победил Христианско-демократический союз. В сентябре парламент избрал Теодора Хеусса президентом, а Конрада Аденауэра - канцлером. На политической карте Европы возникло новое государство - Федеративная Республика Германия.

Естественно, что Советский Союз не мог оставаться равнодушным к тому, что происходит в западногерманских землях. В Восточной Германии при активном участии советской военной администрации 7 октября 1949 г. была провозглашена Германская Демократическая Республика. Раскол Германии стал историческим фактом. Вывод иностранных войск с ее территории, а значит приобретение подлинной независимости, откладывался на десятилетия.

Восточная Европа

Оказавшись на заключительном этапе Второй мировой войны ни территории некоторых восточноевропейских стран, советские поиска и их оккупационные органы сделали все возможное, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для утверждения здесь коммунистических режимов. Однако советское военное присутствие оказалось на практике эффективным (с точки зрения Москвы) лишь в тех странах, где имелись влиятельные политические и социальные силы, на поддержку которых Советский Союз мог рассчитывать. Например, в Австрии, где советские войска находились до 1955 г., и в Финляндии, влияние на политику которой советских политических органов было несомненным, советизации не произошло.

После вступления войск Красной армии в Европу советское руководство демонстрировало партнерам по Антигитлеровской коалиции, что оно не намерено навязывать народам Европы свою волю и общественно-политический строй. Оно неоднократно заявляло о том, что после освобождения им будет предоставлено право самостоятельно решать вопрос о будущем государственном устройстве. Однако довольно скоро практические шаги советских оккупационных органов стали заметно отличаться от их публичных заявлений.

Подобного рода примеры можно привести и по другим странам, попавшим в орбиту советского влияния. Эти факты позволяют сделать вывод об ответственности как советского руководства, гак и руководства компартий, контролировавших аппарат принуждения в странах Восточной Европы, за репрессии, проводившиеся в 1944-1945 гг. Следует особо подчеркнуть, что имевшие поначалу антифашистскую направленность репрессии были быстро превращены коммунистами в политическое преследование инакомыслящих и приобрели ярко выраженную идеологическую окраску.

Советский Союз, призванный выполнять роль арбитра в отношениях различных политических сил и гаранта демократического развития стран Восточной Европы, стал занимать все более однобокую прокоммунистическую позицию, игнорировал апелляции со стороны некоммунистических партий, а заодно и попытки западных держав вмешаться во внутренние процессы, происходящие в восточноевропейских странах.

К весне 1948 г., опираясь на советскую помощь, коммунисты восточноевропейских стран обрели монополию на власть. Захват коммунистами власти в Чехословакии в мае 1948 г. - последний и самый яркий пример использования Советским Союзом политики устрашения для установления своего контроля в воcточноевропейских странах. К концу 1948 г. так или иначе были ликвидированы демократические партии и почти все известные некоммунистические лидеры. Главенствующая роль коммунистических партий распространилась на все стороны жизни общества.

Создание в 1949 г. в Москве Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) должно было способствовать регулированию торговых и экономических отношений между странами-участницами на многосторонней основе, чтобы в дальнейшем перейти к координации и планированию совместной многоплановой хозяйственно!! деятельности, привязав экономики стран Восточной Европы к СССР. Заключение в мае 1955 г. Варшавского договора, в состав которого вошли Советский Союз, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, ГДР, Венгрия и Албания, окончательно оформило военно-политический союз европейских социалистических стран, в котором Москве принадлежала абсолютная монополия на распорядительные функции.

Югославия

В резолюции были выдвинуты чудовищные обвинения против руководства Коммунистической партии Югославии и лично И. Тито. Им инкриминировались отход от марксизма-ленинизма, проведение враждебной СССР политики, исключение из партии друзей Советского Союза в Югославии, политика потворства кулачеству и т.д. Компартия Югославии была исключена из Информационного бюро, югославским коммунистам рекомендовалось отстранить Тито и приближенных к нему лиц от власти.

Эти слова были расценены в Югославии как угроза вооруженного нападения. Имеющиеся в настоящее время факты говорят о том, что мысль об использовании Сталиным вооруженных сил для наказания отступника Тито возникла уже в самом начале конфликта. Вторжение войск должно было осуществиться с трех направлений: с территории Венгрии, Румынии и Болгарии. Вполне вероятны были действия и со стороны Адриатического моря. На границах Югославии с социалистическими странами все чаще устраивались провокации. Для решения югославской проблемы в Венгрии, Болгарии и Румынии были сформированы три интернациональные бригады, появились особые школы для подготовки специалистов по саботажу и шпионажу. О подготовке вторжения говорила целая серия публикаций в западной прессе. ТАСС их не опровергал: Москва либо не хотела привлекать внимания к своим действиям, либо занималась психологическим давлением на Белград. В любом случае руководству Югославии пришлось принять определенные меры для защиты страны от возможной агрессии.

Когда страны Запада (после получения соответствующей разведывательной информации) убедились, что советско-югославский военный конфликт вполне возможен, они оказали Югославии финансовую, а затем и военную помощь. Впрочем, она совершенно не напоминала благотворительность, т. к. страны Запада пообещали предоставить Югославии необходимые кредиты при условии выплаты стоимости имущества, национализированного после прихода к власти коммунистов и возвращении всех долгов по соглашениям, заключенным довоенной Югославией. Условия погашения кредитов оказались очень тяжелыми: их следовало погасить в течение четырех-пяти лет, процентные ставки по ним составляли 11%. Стремясь преодолеть политическую и экономическую изоляцию, руководство Югославии согласилось и на такие кабальные условия.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Лекция № 39. Советский Союз в период частичной либерализации

Основные понятия: Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.

Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности Сталина. Политические процессы.

  1. Восстановление после Великой Отечественной войны, социально-экономическое развитие во второй половине XX века.
  2. СССР на международной арене.
  3. Партийные лидеры в 1945-1991 гг.

1. Советское общество в послевоенный период. Апогей сталинизма (1945-1953 гг.). Первые послевоенные годы жизни советского общества характеризовались усилением тоталитарных тенденций. Данное обстоятель-ство можно частично объяснить тем, что специфика общественных настроений в ходе войны, а также после её завершения, прежде всего в среде научной и творческой интеллигенции, заключалась в надежде на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля. Проявилось стремление к развитию и укреплению культурных контактов с США, Англией, Францией. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось.

Гонениям подверглись такие выдающиеся деятели культуры, как писатель М.Зощенко, поэтесса А.Ахматова, композиторы Д.Шостакович, Ю.Шапорин, С.Прокофьев, кинорежиссеры Э.Казакевич, С.Эйзенштейн и многие другие.

Вмешательства властей не избежали и некоторые сферы науки. Идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии. Проведенные по инициативе партии дискуссии в различных областях науки по сути дела были средством осуждения крупных ученых, взгляды которых, по мнению партийного аппарата, не соответствовали концепциям марксизма-ленинизма.

В конце 40-х годов проявилось ярко выраженное стремление Сталина к укреплению своего единовластия. Главным орудием, способствующим достижению этой цели, как и прежде, были органы государственной безопасности. Они всегда находились под личным контролем И.В.Сталина, но в конце 40-х – начале 50-х годов их руководство вождем стало непосредственным и прямым. Другим орудием осуществления сталинской диктатуры была Коммунистическая партия. Она оставалась разделенной на две неравные части. Первая – миллионные массы рядовых членов партии, которые были полностью отстранены от реального участия в решении государственных и партийных дел, но активно вовлечены в пропаганду и реализацию решений. И вторая – иерархическая система партийной номенклатуры с мощным, хорошо организованным аппаратом, реально управлявшим страной, верховная власть в которой принадлежала партии и государства – И.Сталину.

В этих условиях Советы всех уровней не играли какой-либо существенной роли в руководстве СССР. Тринадцать с половиной лет, с марта 1939 года по октябрь 1952 года, не созывались съезды партии. Пять с половиной лет с февраля 1947 года по октябрь 1952 года – пленумы ЦК. Даже Политбюро (10 членов и 4 кандидата в члены) почти никогда не собиралось в полном составе. Все важные вопросы решались на заседаниях весьма узкого круга лиц сталинского окружения, куда входили В.Молотов, Л.Берия, Г.Маленков, Л.Каганович, Н.Хрущев, К.Ворошилов. Режим личной власти Сталина, установившийся с конца 30-х годов достиг своего апогея. Вся идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности вождя. Она пронизывала деятельность всех организаций, как партийных, так и государственных, науку и образование, литературу и искусство.

Накануне XIX съезда Сталин организовал новую провокацию, которая должна была послужить сигналом к началу очередного витка репрессивных акций. В сентябре 1952 года карательные органы арестовали ряд руководящих работников Кремлевской больницы и врачей, обслуживавших членов Политбюро и их семьи. Их обвиняли в причастности к заговору с целью умерщвления руководителей государства и партии путем заведомо неправильного лечения. Предполагалось, что судебный процесс состоится в марте 1953 года, и он будет публичным. Хотя в числе арестованных были не только евреи, но и русские, украинцы, дело сразу приняло антисемитский характер. В опубликованном извещении прямо указывалось, что свою террористическую и шпионскую деятельность арестованные врачи осуществляли по указаниям иностранных разведок ипод руководством международных сионистских организаций, располагавшихся в США.

После смерти И.В.Сталина началась новая эпоха в социально-экономическом и политическом развитии советского общества.

Ч.2 Основные понятия. Борьба за власть после смерти И.В.Сталина. Приход к власти Н.С.Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.

Экономические реформы 1950-1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы валюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.

ЛЕКЦИЯ: 1. Борьба за власть после смерти И.В.Сталина.

3. Либерализация внешней политики СССР.

Внутриполитическое развитие страны в 1953-1964 гг.

1. Н.С.Хрущев: оценки его деятельности. 1953 год: политическое развитие, борьба за власть. Смерть Сталина 5 марта 1953 года завершила целую эпоху в жизни страны: кончина вождя открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководителей сразу после окончания второй мировой войны. Комплекс политических проблем был связан с развитием репрессивной политики конца 40- х – начала 50-х годов, превратившей органы МВД-МГБ в особую систему тотального контроля, охватившую практически все слои общественной жизни и группы общества. Элементарный закон самосохранения требовал от правящей элиты внести коррективы в ту систему, чтобы отвести от себя угрозу очередных кадровых чисток. Другим вопросом, требующим реформирования системы карательных органов, был вопрос о системе ГУЛАГ, сохранение которой являлось экономически неэффективной, создавая также и угрозу политической стабильности (смерть Сталина привела к массовым восстаниям заключенных).

После смерти Сталина наиболее реальным претендентом на власть оказался Л.П.Берия, в подчинении которого была вся система карательных органов – МВД и МГБ. Берия, одним из первых в руководстве страны, осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений командно-административной системы, предложив радикальную программу перемен.

Прежде всего, Л.П.Берия выступил против пропаганды культа личности Сталина на страницах печати. В марте 1953 года по его инициативе был издан указ об амнистии, в апреле – прекращено «дело

Вслед за Берией арестам подверглись и другие организаторы послевоенных репрессий (например, бывший глава МГБ Абакумов). Некоторые политические заключенные, в основном бывшие военнопленные, были амнистированы.

2. Внутриполитческое развитие СССР в 1955-1959 гг. Эпоха Хрущева.

за этим из тюрем и лагерей были возвращены сотни тысяч людей, арестованных по политическим мотивам. Предпринимаются некоторые шаги,

которые могут быть обозначены как меры по демократизации политической системы: расширяются права Советов всех уровней в решении хозяйственных и социальных проблем. Увеличился объем полномочий общественных организаций, в частности профсоюзов.

Главным направлением политических преобразований хрущевского руководства являлось расширение самостоятельности местных государственных и экономических структур. Будучи глубоко уверенным в правильности эффективности политической и экономической системы, Хрущев все проблемы и трудности хозяйственного развития объяснял недостатками управления – сверхцентрализацией и бюрократизацией. Он считал, что существующий порядок согласования решений и ограниченные полномочия местных органов власти не отвечают потребностям страны, тормозят её социально-экономическое развитие. Ещё в 1954 году по инициативе Хрущева производится упрощение структуры министерств и сокращение численности аппарата государственных служащих. В последующие два года было упразднено около 10 тысяч главков, трестов и прочих организаций. Весной 1955 года принимаются меры по расширению прав союзных республик в финансово-экономической сфере.

3. 1960- 1964 гг. Кризис политики Хрущева, нарастание недовольства его реформами партийного аппарата. Отставка Хрущева.

произошел настоящий бунт, сопровождавшийся расстрелом мирной демонстрации рабочих).

Действия Хрущева привели к дезорганизации экономики и политической жизни. Организационные реформы Хрущева окончательно настроили против него номенклатуру. В условиях безраздельного господства партийного аппарата. Хрущев фактически становится его заложником. Аппарат стал сплачиваться для отпора вождю, что в итоге закончилось отставкой. 14 октября 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Н.С.Хрущев был смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

4.Причины провала хрущевских реформ. В чем заключаются причины неудач реформ Хрущева? Прежде всего, необходимо отметить, что целью реформ ставилось лишь усовершенствование политической системы, а не её коренное изменение. Ни вожди, ни общество не были готовы к радикальным изменениям. Руководители сталинской плеяды (в том числе и Хрущев) не представляли общества вне командно-административной системы. Свою задачу они видели лишь в том, чтобы заменить неэффективные, по их мнению, не оправдавшие себя компоненты и механизмы её. Общество не мыслилось без жесткого представления, за что следует браться в первую очередь, как и в каких границах проводить преобразования (отсюда и тот

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Читайте также: