Становление науки о культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из первых термин культура ввел в оборот И. Гердер (1744-1803). В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

К настоящему времени культурология превратилась в фундаментальную науку и учебную дисциплину, которая стала одним из базовых предметов гуманитарного образования. Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этиологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики, информатики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI в. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей.

Из истории культурологии

Культурология – наука довольно молодая, она и сейчас ещё находится в стадии становления. Её возникновение относят ко второй половине XX в. На Западе её основоположниками называют Ф. Ницше, К. Ясперса, О. Шпенглера, А. Камю и др. В мировой пауке не существует однозначного признания культурологии в качестве единой науки о культуре как общественном явлении.

Официально же культурология в России была признана наукой в конце 1980-начале 1990-х гг. С этих пор она входит и в систему высшего гуманитарного образования.

Что изучает культурология

Эта наука изучает историю культуры и её теорию.

История культуры

В этом разделе культурологии изучается история развития культуры от ее зарождения в виде архаических форм до современного состояния. Историю культуры невозможно рассматривать без таких наук, как археология, история различных религий, искусств и проч., которые уже выработали свои методы изучения. Ещё в сочинениях древнеримского историка Тацита (середина 50-х-около 120 г.) и христианского богослова Аврелия Августина (354-430) видны элементы исторического взгляда на культуру.

Постепенно начала формироваться современная история культуры, чётко эта тенденция проявилась в эпоху Возрождения, когда было доказано отличие античной культуры от культур предыдущих эпох:

  • первобытной культуры (до 4 тыс. до н.э.);
  • культуры Древнего мира (4 тыс. до н.э.-V в. н.э.);
  • культуры Средних веков (V-XIV вв.).

Так утвердился принцип историзма культуры.

Теория культуры

За всю историю человечества существовало множество культурных систем. Этот раздел культурологии изучает общие свойства всех культур в процессе развития человеческой цивилизации. Здесь рассматриваются общие тенденции и закономерности развития культуры, несмотря на то, что какие-то конкретные культуры могут не во всём совпадать с общими закономерностями.

Культура в целом охватывает жизнь людей от бытового уклада до созданных концепций мира и человека – всё то, что сознательно создано его деятельностью, материальные и нематериальные, духовные ценности. Даже простейшее орудие, самый примитивный инвентарь, любая мысль, идея, возникшая в уме человека – всё это элементы культуры.

Артефактом культуры (продуктом творческой деятельности человека) является любой предмет, осознанно созданный человеком: дом, одежда, бытовая утварь, а также и духовные явления: научные теории, песни, танцы, картины художников, литература и т.д.

Связь культурологии с другими науками

Культурология тесно связана с другими науками и возникла на пересечении многих наук: истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурологию можно назвать комплексной гуманитарной наукой. Вместе с тем каждая из перечисленных наук углубляет и дополняет представление о культуре. А культурология обобщает факты, представленные другими науками, изучающими культуру.

Значение культурологии

Знания культурологии помогают регулировать различные виды культуры: образование, науку, искусство. Часто говорят о культурологизации образования. Что это значит?

В современно мире частично потеряны культурные ориентиры, массовая культура захватила мир. Важно, чтобы школьники и студенты смогли сформировать систему неких культурных ориентиров, которые необходимы для формирования личности. Не всё, что сейчас преподносится молодёжи в качестве культуры, является культурным наследием. Его формирует время. Поэтому очень важно, чтобы молодёжь изучала и знала культурное наследие прошлого.

Культурологические исследования необходимы для охраны культурного наследия человечества и культурных традиций.

Культурология помогает понять причины национальных и религиозных конфликтов, помогает осуществлять диалог культур, что особенно важно для таких многоконфессиональных стран, как наша. Через такой диалог происходит взаимообогащение культур.

Культурология -- область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм.

Культурология -- наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Происхождение термина связано с именем Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог.

Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм.

1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

1. формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

2. развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

3. привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Культурология как наука, становление и этапы развития. Предмет и задание культурологи

Культурология как наука, становление и этапы развития. Предмет и задание культурологи

Культурология как наука, становление и этапы развития. Предмет и задание культурологи

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления — стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Чем старше делалось человечество, тем сложнее и масштабнее становились проблемы его существования, и в поисках способов их разрешения главную роль всегда играла культура, которая адаптировала человека к постоянно меняющимся условиям жизни, помогала ему найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.

Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Таким образом, культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Начало недолгой истории попыток дать научное объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) икультурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.

Место культурологии в системе других наук

Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством, то сразу станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший объективно, без участия людей. Соответственно все современные науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) инауки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место в нем человека и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. И тогда встают вопросы, где же место культурологии среди этих наук и что она должна изучать.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуроведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует,

углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями.

Культурология и философия.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человеческого мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы ее исторического становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направле-

ний не вызывает возражения утверждение, что культура является порождением общественной жизни человека и вне общества она невозможна Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе — культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Читайте также: