Предпосылки правомерного поведения кратко

Обновлено: 08.07.2024

3. Правосознание

Совокупность идей, представлений, чувств,
выражающих отношение людей
действующему или желаемому праву.
Знание
права
Правовая
идеология
Правовая
психология
Правовые
установки

4. Знание права

знание норм Конституции РФ;
знание содержания наиболее важных федеральных
законов;
понимание сущности правовых учений и доктрин;
ориентирование в иерархии нормативно-правовых
актов;
наблюдение посредствам СМИ за деятельностью
законодательных органов и др.
Жизненный
опыт
Место
работы
Наличие
Уровень
Интересы
юридической
образования
подготовки

5. Правовая идеология

Отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения
определенной системы ценностей.
Общечеловеческие
личностные ценности
Ценности публичного
характера
• жизнь;
• демократия;
• честь;
• законность;
• достоинство;
• правопорядок;
• свобода личности;
• политический плюрализм;
• правовая безопасность;
• идеологический плюрализм
• социальная
защищенность.
и др.
Формирование основополагающих идей, принципов правосознания,
которые должны стать и становятся принципами права в результате
правотворчества.

6. Правовая психология

7. Правовые установки

Определенное психологическое состояние человека,
сформированное условиями его жизни, воспитанием, в
том числе правовым, основанное на принятии
ценностей, закрепленных правом. Психологическая
готовность личности к соблюдения норм права.

8. Правосознание (по уровню знаний)

Обыденное
Уровень
правосознания
обычного человека,
который не обладает
какими-либо
особыми познаниями
в праве.
Профессиональное
Правосознание
юристов, которые
обладают
глубокими
знаниями в
юриспруденции.
Научное
Характерно для
ученых-юристов,
которые на глубоком
теоретическом уровне
анализируют право.

9. Правосознание (по числу)

Индивидуальное
Групповое
Формируется у
конкретного
индивида.
Формируется
в отдельных
социальных
группах.
Общественное
Формируется
в обществе.

Право
Правосознание
• правосознание
влияет на правотворчество, а
правотворчество влияет на содержание норм;
• правосознание учитывается в ходе правоприменения;
• уровень правосознания общества способствует
соблюдению и исполнению права;
• право формирует правосознание каждого, способствуя
внедрению в сознание правовых идей.

11. Правовая культура

Особое социальное явление, качественно
характеризующее правовое состояние как отдельной
личности, так и общества в целом.
Правовая культура
личности
Отражает степень и характер развития
личности, которые выражаются в
уровне правомерности ее деятельности.
Правовая активность, т.
е. умение эффективно
использовать правовые
средства для достижения
целей
Привычка к
правомерному,
законопослушному
поведению
Правосознание
человека
Правовая культура
общества
Отражает обеспечение прав и
свобод человека, безопасность
личности, является гарантом ее
правовой защиты и гражданской
активности.
Правовая культура граждан

12. Функции правовой культуры

Познавательная
Теоретическое осознание
и обоснование
необходимых
мероприятий по
формированию правового
государства, организация
их проведения.
Нормативноценностная
Оценочное отношение
личности к цели и
результатам правовой
деятельности, изучение
этого отношения.
Регулятивная
Обеспечение
устойчивого, слаженного
и эффективного
функционирования всех
элементов правовой
системы и общества в
целом.
Коммуникативная
Прогностическая
Регулирование
общения граждан в
правовой сфере.
Анализ тенденций,
характерных для
правовой системы
общества.

13. Черты современной правовой культуры

• определяющее значение прав и свобод человека
и гражданина в правовой организации общества;
• утверждение в массовом правосознании чувства
уважения к закону и правопорядку;
• правовая активность граждан в осуществлении
своих прав;
• активная законотворческая, правозащитная и
правоприменительная деятельность всех звеньев
государства.

14. Правовой нигилизм

(от лат. Nihil – ничто, ничего) – полное отрицание
всего общепризнанного: идеалов, авторитетов,
ценностей.
• недооценка или отрицательная оценка роли права;
• неуважение к праву;
• пренебрежение к праву.
Личностный
Государственный
Правонарушения

15. Правовое воспитание

Правовое
просвещение
Распространение идей
и правовых
требований среди
населения
телевидением, радио,
создание
компьютерных баз
данных.
Юридическая
практика
Передача
юридической
информации , знаний
посредством участия
граждан в
правоприменительной
деятельности.
Самовоспитание
Личный опыт,
самообразование,
собственный анализ
правовых явлений.
Предотвращение правового нигилизма

16. Правомерное поведение

Поведение, соответствующее правовым нормам, не
нарушающее их.
Ограничено
Полезно для
Осуществляется
установленными
общества, не
на добровольном
правовыми
противоречит его
и осознанном
нормами.
интересам и целям.
основании.
Необходимое
(желательное)
поведение
Социально
допустимое
правомерное
поведение
Дееспособные
лица
Полная
дееспособность
(18 лет)
Распространено
среди
большинства
населения.
Недееспособные
и невменяемые
Частичная
дееспособность (с 14
до 18 лет)

17. Виды правомерного поведения

Социально
активное
Высшая форма
правомерного
поведения.
Соответствующая
высокому уровню
правосознания и
правовой культуры,
ответственности и
добровольности.
Конформистское
поведение
Маргинальное
правомерное
поведение
Подчинение правовым
Соответствует правовым
предписаниям без их
предписаниям, но
глубокого и
находится под
всестороннего осознания,
воздействием
без высокой правовой
государственного
активности.
принуждения,
продиктовано страхом
перед наказанием.

18. Предпосылки формирования правомерного поведения

Юридические
Должны
существовать
определенные
правовые отношения.
Правовые
связи
Правовые
зависимости
Психологические
Осознание
юридических прав
и обязанностей,
усвоение
юридических
норм личностью.
Социальные
Социальная среда
оказывает влияние на
людей, действующих в
ней.

19. Вопросы для самопроверки


Что такое правосознание?
Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
Каковы основные функции правовой культуры?
Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?
На основе чего формируются мотивы поведения человека
в правовой сфере?
• Каковы предпосылки правомерного поведения?
• Каково соотношение правосознания, правомерного
поведения и правовой культуры?

Правомерное поведение- поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного пове­дения:

- правомерное поведение ограничено установленными пра­вовыми нормами, т.е. совпадает с нормами права, не противоре­чит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами.

- правомерное поведение полезно для общества, не противо­речит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необхо­димое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение (к нежелательным, но тем не менее социально допус­тимым явлениям можно отнести неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы);

- правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании (закон исключает из числа лиц, способ­ных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых). Дееспособностъ (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность);

- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения пра­вовых норм) общество перестало бы нормально функциониро­вать (что обычно имеет место в периоды революций, граждан­ских войн или других социальных катаклизмов).

В зависимости от главного мотива выделяют следующие виды правомерного поведения.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и пра­вовой культуры, ответственности и добровольности.

Оно характеризуется осознанной и целенаправленной дея­тельностью личности ради достижения какого-либо социально полезного результата (так, например, в трудовой деятельности поведение работника будет определяться как социально актив­ное, если он соблюдает правила внутреннего трудового распо­рядка, техники безопасности, вносит рационализаторские пред­ложения, активно отстаивает свои социально-трудовые права и права других работников).

Конформистское поведение - поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всесто­роннего осознания, без высокой правовой активности (человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все, такое поведение типично для социальных групп с недоста­точно развитыми правовой культурой и правосознанием, напри­мер, для несовершеннолетних).

Конформистское поведение определяется и как пассивное поведение личности. Пассивное поведение остается в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Например, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Го­сударственную думу, органы местного самоуправления.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение - пове­дение, соответствующее правовым предписаниям, но находя­щееся под воздействием государственного принуждения, про­диктованное страхом перед наказанием.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение людей соответствует действующим нормам права, но их правовое соз­нание находится в противоречии с этими нормами. В рамках за­конности людей удерживает боязнь быть привлеченными к юридической ответственности, строгости наказания, обществен­ного осуждения.

Маргинальный тип поведения характерен для лиц с низким уровнем доходов, репатриантов.


Предпосылки формирования правомерного поведения:

2) психологические предпосылки - человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение;

3) социальные предпосылки - люди всегда действуют в оп­ределенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние (социальные связи в определенной мере влияют на поведение человека).




Существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и созна­ние человека, им следующего. В то же время и воздействие са­мого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего об­щества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Правомерное поведение- поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного пове­дения:

- правомерное поведение ограничено установленными пра­вовыми нормами, т.е. совпадает с нормами права, не противоре­чит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами.

- правомерное поведение полезно для общества, не противо­речит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необхо­димое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение (к нежелательным, но тем не менее социально допус­тимым явлениям можно отнести неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы);

- правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании (закон исключает из числа лиц, способ­ных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых). Дееспособностъ (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность);

- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения пра­вовых норм) общество перестало бы нормально функциониро­вать (что обычно имеет место в периоды революций, граждан­ских войн или других социальных катаклизмов).

В зависимости от главного мотива выделяют следующие виды правомерного поведения.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и пра­вовой культуры, ответственности и добровольности.

Оно характеризуется осознанной и целенаправленной дея­тельностью личности ради достижения какого-либо социально полезного результата (так, например, в трудовой деятельности поведение работника будет определяться как социально актив­ное, если он соблюдает правила внутреннего трудового распо­рядка, техники безопасности, вносит рационализаторские пред­ложения, активно отстаивает свои социально-трудовые права и права других работников).

Конформистское поведение - поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всесто­роннего осознания, без высокой правовой активности (человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все, такое поведение типично для социальных групп с недоста­точно развитыми правовой культурой и правосознанием, напри­мер, для несовершеннолетних).

Конформистское поведение определяется и как пассивное поведение личности. Пассивное поведение остается в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Например, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Го­сударственную думу, органы местного самоуправления.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение - пове­дение, соответствующее правовым предписаниям, но находя­щееся под воздействием государственного принуждения, про­диктованное страхом перед наказанием.

Маргинальное (пограничное) правомерное поведение людей соответствует действующим нормам права, но их правовое соз­нание находится в противоречии с этими нормами. В рамках за­конности людей удерживает боязнь быть привлеченными к юридической ответственности, строгости наказания, обществен­ного осуждения.

Маргинальный тип поведения характерен для лиц с низким уровнем доходов, репатриантов.


Предпосылки формирования правомерного поведения:

2) психологические предпосылки - человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение;

3) социальные предпосылки - люди всегда действуют в оп­ределенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние (социальные связи в определенной мере влияют на поведение человека).

Существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и созна­ние человека, им следующего. В то же время и воздействие са­мого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего об­щества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен - вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

3. Правосознание

Совокупность идей, представлений, чувств,
выражающих отношение людей
действующему или желаемому праву.
Знание
права
Правовая
идеология
Правовая
психология
Правовые
установки

4. Знание права

знание норм Конституции РФ;
знание содержания наиболее важных федеральных
законов;
понимание сущности правовых учений и доктрин;
ориентирование в иерархии нормативно-правовых
актов;
наблюдение посредствам СМИ за деятельностью
законодательных органов и др.
Жизненный
опыт
Место
работы
Наличие
Уровень
Интересы
юридической
образования
подготовки

5. Правовая идеология

Отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения
определенной системы ценностей.
Общечеловеческие
личностные ценности
Ценности публичного
характера
• жизнь;
• демократия;
• честь;
• законность;
• достоинство;
• правопорядок;
• свобода личности;
• политический плюрализм;
• правовая безопасность;
• идеологический плюрализм
• социальная
защищенность.
и др.
Формирование основополагающих идей, принципов правосознания,
которые должны стать и становятся принципами права в результате
правотворчества.

6. Правовая психология

7. Правовые установки

Определенное психологическое состояние человека,
сформированное условиями его жизни, воспитанием, в
том числе правовым, основанное на принятии
ценностей, закрепленных правом. Психологическая
готовность личности к соблюдения норм права.

8. Правосознание (по уровню знаний)

Обыденное
Уровень
правосознания
обычного человека,
который не обладает
какими-либо
особыми познаниями
в праве.
Профессиональное
Правосознание
юристов, которые
обладают
глубокими
знаниями в
юриспруденции.
Научное
Характерно для
ученых-юристов,
которые на глубоком
теоретическом уровне
анализируют право.

9. Правосознание (по числу)

Индивидуальное
Групповое
Формируется у
конкретного
индивида.
Формируется
в отдельных
социальных
группах.
Общественное
Формируется
в обществе.

Право
Правосознание
• правосознание
влияет на правотворчество, а
правотворчество влияет на содержание норм;
• правосознание учитывается в ходе правоприменения;
• уровень правосознания общества способствует
соблюдению и исполнению права;
• право формирует правосознание каждого, способствуя
внедрению в сознание правовых идей.

11. Правовая культура

Особое социальное явление, качественно
характеризующее правовое состояние как отдельной
личности, так и общества в целом.
Правовая культура
личности
Отражает степень и характер развития
личности, которые выражаются в
уровне правомерности ее деятельности.
Правовая активность, т.
е. умение эффективно
использовать правовые
средства для достижения
целей
Привычка к
правомерному,
законопослушному
поведению
Правосознание
человека
Правовая культура
общества
Отражает обеспечение прав и
свобод человека, безопасность
личности, является гарантом ее
правовой защиты и гражданской
активности.
Правовая культура граждан

12. Функции правовой культуры

Познавательная
Теоретическое осознание
и обоснование
необходимых
мероприятий по
формированию правового
государства, организация
их проведения.
Нормативноценностная
Оценочное отношение
личности к цели и
результатам правовой
деятельности, изучение
этого отношения.
Регулятивная
Обеспечение
устойчивого, слаженного
и эффективного
функционирования всех
элементов правовой
системы и общества в
целом.
Коммуникативная
Прогностическая
Регулирование
общения граждан в
правовой сфере.
Анализ тенденций,
характерных для
правовой системы
общества.

13. Черты современной правовой культуры

• определяющее значение прав и свобод человека
и гражданина в правовой организации общества;
• утверждение в массовом правосознании чувства
уважения к закону и правопорядку;
• правовая активность граждан в осуществлении
своих прав;
• активная законотворческая, правозащитная и
правоприменительная деятельность всех звеньев
государства.

14. Правовой нигилизм

(от лат. Nihil – ничто, ничего) – полное отрицание
всего общепризнанного: идеалов, авторитетов,
ценностей.
• недооценка или отрицательная оценка роли права;
• неуважение к праву;
• пренебрежение к праву.
Личностный
Государственный
Правонарушения

15. Правовое воспитание

Правовое
просвещение
Распространение идей
и правовых
требований среди
населения
телевидением, радио,
создание
компьютерных баз
данных.
Юридическая
практика
Передача
юридической
информации , знаний
посредством участия
граждан в
правоприменительной
деятельности.
Самовоспитание
Личный опыт,
самообразование,
собственный анализ
правовых явлений.
Предотвращение правового нигилизма

16. Правомерное поведение

Поведение, соответствующее правовым нормам, не
нарушающее их.
Ограничено
Полезно для
Осуществляется
установленными
общества, не
на добровольном
правовыми
противоречит его
и осознанном
нормами.
интересам и целям.
основании.
Необходимое
(желательное)
поведение
Социально
допустимое
правомерное
поведение
Дееспособные
лица
Полная
дееспособность
(18 лет)
Распространено
среди
большинства
населения.
Недееспособные
и невменяемые
Частичная
дееспособность (с 14
до 18 лет)

17. Виды правомерного поведения

Социально
активное
Высшая форма
правомерного
поведения.
Соответствующая
высокому уровню
правосознания и
правовой культуры,
ответственности и
добровольности.
Конформистское
поведение
Маргинальное
правомерное
поведение
Подчинение правовым
Соответствует правовым
предписаниям без их
предписаниям, но
глубокого и
находится под
всестороннего осознания,
воздействием
без высокой правовой
государственного
активности.
принуждения,
продиктовано страхом
перед наказанием.

18. Предпосылки формирования правомерного поведения

Юридические
Должны
существовать
определенные
правовые отношения.
Правовые
связи
Правовые
зависимости
Психологические
Осознание
юридических прав
и обязанностей,
усвоение
юридических
норм личностью.
Социальные
Социальная среда
оказывает влияние на
людей, действующих в
ней.

19. Вопросы для самопроверки


Что такое правосознание?
Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
Каковы основные функции правовой культуры?
Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?
На основе чего формируются мотивы поведения человека
в правовой сфере?
• Каковы предпосылки правомерного поведения?
• Каково соотношение правосознания, правомерного
поведения и правовой культуры?

Читайте также: