Советские добровольцы в китае кратко

Обновлено: 02.07.2024

Начавшаяся еще в 1931 году Японо-китайская война медленно тлела конфликтами и локальными боями до 1937 года, когда 7 июля Япония начала полномасштабное наступление на севере Китая. Кстати, китайские историки считают именно эту дату началом Второй мировой войны, а не 1 сентября 1939 года. Надо отметить, что в Китае с 1920–х годов не прекращалась гражданская война между республиканцами и коммунистами. Советский Союз последовательно поддерживал Китай политически в целом, и материально коммунистов. В то время, когда республиканцы боролись против японцев, помощь перепадала и им. Сталин, понимая, что разрозненный, отсталый Китай, вряд ли сможет выстоять против милитаристической Японии, всячески пытался сплотить обе китайские силы против Японии, стимулируя такое объединение материальной помощью. При этом, судьба самого Китая Иосифа Виссарионовича волновала меньше всего. СССР был заинтересован в затягивании войны как можно дольше, ослаблении Японии и отвлечении ее от своих границ. Это также давало СССР возможность перебросить с восточных границ довольно крупные военные группировки, которые планировалось использовать на Западе.

Действуя в этом русле, в августе 1937 года СССР и Китай подписывают договор о ненападении, а затем об оказании Китаю материальной помощи в счет кредита. В Китай пошли потоки оружия, боеприпасов, медикаментов, самолетов и прочей военной продукции. С 1937 по 1939 год Китай получил 1 600 артиллерийских орудий, 14 тысяч пулеметов, 82 танка, 1 235 самолетов (447 истребителей и 408 бомбардировщиков), 1 850 автомашин и тракторов, бронеавтомобили, большое количество снарядов и патронов, винтовок, запасных частей, медикаментов и медицинского оборудования. Помимо авиационной техники, китайской армии были поставлен и средства противовоздушной обороны: двадцать 76,2-мм зенитных орудий и 40 тыс. выстрелов к ним, 207 ящиков с приборами управления зенитным огнем, 4 прожекторные станции и 2 звукоуловителя.

В октябре 1937 года вступила в строй автотрасса протяженностью в 2700 км с территории Казахской ССР до г. Ланьчжоу, по которой шли оружие, боеприпасы, бензин и другие грузы из СССР в счет специальных кредитов на общую сумму в 250 млн. долларов. Часть грузов отправлялась в Китай и морским путем через Хайфон и Рангун. Однако сложное вооружение, особенно самолеты, требовали как постоянного обслуживания специалистами, так и обучения китайских летчиков и техников. И вот с этого времени и начался поток советских добровольцев на Японо-китайскую войну.

Нельзя сказать, что до этого советских военных специалистов не было в Китае. Первая группа советских военных специалистов — слушателей Академии Генерального штаба РККА была направлена в Южный Китай летом 1923 года. В дальнейшем, находясь в служебных командировках в Китае, советские военные специалисты занимались созданием и обучением китайских вооружённых сил в разные периоды китайской государственности. Так в 1926-1928 года советские военные советники принимали участие в осуществлении Северного похода. Таким же образом оказывали помощь партизанским группам. Лётчик В.Е. Сергеев под Учаном за 6 дней налетал 37 часов, ведя разведку и бомбометание. В 1933 году в северо-западной провинции Синьцзян советские пилоты на самолётах Р-5 принимали участие в боевых действиях: они совершили авианалёт на мятежников-мусульман. После подавления мятежа советские лётчики-инструкторы занялись своими непосредственными обязанностями — подготовкой китайских лётчиков. Но это были лишь отдельные эпизоды, а не массовое участие в войне.

14 сентября 1937 года китайская делегация на приёме в Москве обратилась к Сталину с просьбой о посылке в Китай советских лётчиков. Просьба была удовлетворена. Непосредственным отбором и формированием группы советских лётчиков-добровольцев руководили начальник ВВС РККА А.Д. Локтионов и его заместитель комбриг Я. В. Смушкевич.

Истребитель И-16 с опознавательными знаками ВВС Китайской республики.

Истребитель И-16 с опознавательными знаками ВВС Китайской республики.

Советские специалисты-авиаторы в Китае.

Советские специалисты-авиаторы в Китае.

Командир эскадрильи М. Г. Мачин.

Командир эскадрильи М. Г. Мачин.

Советские добровольцы в Китае. Слева направо: А.А. Шумейко, Ф.П. Полынин, Г.А. Иванов.

Советские добровольцы в Китае. Слева направо: А.А. Шумейко, Ф.П. Полынин, Г.А. Иванов.

Лётчики-добровольцы в Китае. Слева направо: Ф.П. Полынин, П.В.Рычагов, А.Г. Рытов, А.С. Благовещенский.

Лётчики-добровольцы в Китае. Слева направо: Ф.П. Полынин, П.В.Рычагов, А.Г. Рытов, А.С. Благовещенский.

Доброволец лётчик-истребитель Н.Ф. Панюков.

Доброволец лётчик-истребитель Н.Ф. Панюков.

Доброволец лётчик-истребитель А.А. Губенко.

Доброволец лётчик-истребитель А.А. Губенко.

Командир эскадрильи И-15 А.С. Благовещенский.

Командир эскадрильи И-15 А.С. Благовещенский.

Комбриг Г.И. Тхор.

Комбриг Г.И. Тхор.

Командир бомбардировочной авиагруппы Т.Т. Хрюкин.

Командир бомбардировочной авиагруппы Т.Т. Хрюкин.

Командир группы «ДБ-32 капитан Г.А. Кулишенко.

Командир группы «ДБ-32 капитан Г.А. Кулишенко.

Опознавательный знак китайской армии на советских танках и самолетах.

Опознавательный знак китайской армии на советских танках и самолетах.

За годы войны, более 200 советских летчиков-добровольцев погибли. Почти половина из них погибла в ходе аварий самолётов на трассе Алма-Ата — Ланьчжоу. В итоге НКВД заподозрило диверсии японцев, и советское руководство категорически запретило нашим добровольцам летать по этой трассе без особого разрешения. И действительно позже было выявлено в самолетах, потерпевших аварии, песок в масляных и сахар в топливных баках.

К началу 1939 года, благодаря усилиям военных советников и добровольцев из Советского Союза, потери в китайской армии упали. Если в 1937-1938 годы китайские потери убитыми и ранеными составляли 800 тыс. человек (5:1 к потерям японцев), то за второй год они уравнялись с японскими (300 тыс. человек).

Нападение Третьего рейха на СССР и начало боевых действий Японии против США и Англии на Тихом океане ухудшило отношение правительства Гоминьдан к Москве – китайцы считали, что СССР обречён, поэтому быстро переориентировались на сотрудничество с Западными странами. В 1941-1942 годы СССР вывел последних советников, а с 1943 года даже свернул торговые контакты, закрыв торговые компании и отозвав работников этой сферы из-за бесчинств гоминьдановских властей и местного населения.

Несмотря на противоречивые советско-китайские отношения в разные исторические периоды, китайский народ с уважением и благодарностью относится к погибшим советским военнослужащим в японо-китайской войне. В память о советских лётчиках-добровольцах в различных городах Китая установлены монументы.

Ухань. Монумент у захоронения 15 советских лётчиков-добровольцев, погибших в 1938 году.

Ухань. Монумент у захоронения 15 советских лётчиков-добровольцев, погибших в 1938 году.
Памятник на могиле командира авиаэскадрильи советских добровольцев Г.А. Кулишенко.

Отношения Японии и Китая в конце XIX – первой половине XX веков были весьма напряжёнными. Япония била Китай в войне 1894-1895 годов – по её итогам Пекин отдал остров Формозу (Тайвань) и отказался от покровительства над Кореей. После Первой мировой войны, в которой Япония воевала на стороне Антанты, Токио получил владения Германии в Шаньдуне. В 1928 году произошёл военный конфликт между частями Гоминьдан и японцами. В1931 году вторглись в Маньчжурию и захватили её. Было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го.

С 1931 года между Китаем и Японией постоянно вспыхивали военные конфликты, Япония стремилась создать буферную демилитаризованную зону между Маньчжоу-го и Китаем. В 1932 году Китай заставили демилитаризировать Шанхай, в 1933 году японцы вновь атаковали Китай, захватили провинцию Жэхэ и вынудили китайские власти согласиться создать демилитаризованную зону между Великой Китайской стеной и районом Пекин-Тяньцзинь. Кроме того, японцы постоянно вмешивались во внутренние дела Китая, поддерживая мятежных генералов и губернаторов, чтобы не дать Китаю стать сильным государством.

В 1937 году началась полномасштабная война, которая завершилась в 1945 году. Китайские историки считают, что именно 7 июля 1937 года началась Вторая мировая война, а не первого сентября 1939 года.


Позиция СССР

Москва последовательно все 30-е годы политически поддерживала Китай. СССР было выгодно затянуть войну, чтобы китайцы держались как можно дольше, этим внимание Японии оттягивалось на Южное стратегическое направление. Япония тратила силы на войну, ослаблялась ударная группировка на границе с СССР.

Поэтому Сталин начал сплачивать коммунистическую партию Китая с правительством Чан Кайши, чтобы противостоять общему врагу.

Сталинские соколы в Китае

Основные вехи

- В августе 1937 года был подписан договор между Китаем и СССР о ненападении, Гоминдановское правительство просит оказать материальную помощь.

- В связи с практически полной утратой морских путей, Китай просит Москву помочь в строительстве шоссе Сары-Озек — Урумчи — Ланьчжоу, советское правительство согласилось; Москва начинает поставлять китайцам оружие, боеприпасы, медикаменты, самолёты и так далее. Всё в счёт кредита.

- 21 ноября 1937 года состоялся первый воздушный бой советских лётчиков с японскими ВВС: 7 наших самолетов атаковали 20 японских, сбили три, без потерь.

- В конце 1938 года в Гонконг из Севастополя привезли 82 танка Т-26 и другое вооружение.

- В феврале 1938 года эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ-2 под командованием Полынина атаковала японский аэродром в районе Шанхая, уничтожено 30 вражеских истребителей.


Слева направо: А.А. Шумейко, Ф.П. Полынин, Г.А. Иванов.

- 23 февраля 1938 года 28 СБ-2 под командованием Ф. П. Полынина совершила налёт на остров Формоза, советские бомбардировщики атаковали японский аэродром Тайбэй и порт Синьчжоу. Японское командование считало, что базы на Формозе неуязвимы для советских лётчиков, и сосредоточило там большие запасы топлива и авиационного имущества. Самолёты привозили на Формозу в контейнерах, собирали и перегоняли в Шанхай. В итоге летчики уничтожили 40 вражеских самолётов, сгорел трёхлетний запас топлива, разрушен аэродром. 14 ноября 1938 года за мужество и героизм в боях на территории Китая Фёдор Петрович Полынин получил звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.


Хрюкин Тимофей Тимофеевич, дважды Герой СССР.

- В апреле 1938 года было завершено строительство шоссе на границе с СССР (в провинции Синцзян), начались крупные поставки оружия, в том числе 62 истребителя И-15, партия пушек вместе с советниками-артиллеристами.

- В конце мая 1938 года наши истребители сбили 15 японских бомбардировщиков, потеряли один самолёт.


Самолеты 70-го ИАП на полевом аэродроме в Китае.

- 1 июля 1938 года СССР предоставил ещё один кредит, на 100 млн. долларов. К началу 1939 года, благодаря усилиям военных советников и добровольцев из Советского Союза, потери в китайской армии упали. Если в 1937-1938 годы китайские потери убитыми и ранеными составляли 800 тыс. человек (5:1 к потерям японцев), то за второй год они уравнялись с японскими (300 тыс. человек).

- В августе 1939 года китайское правительство попросило построить им авиационный завод, к сентябрю 1940 года была построена первая очередь (в Урумчи). На нём планировали собирать, из советских деталей, до 300 самолетов в год. В Урумчи же был организован учебный центр, там советские специалисты учили китайских лётчиков.


-27 декабря 1939 года наши лётчики провели последнюю боевую операцию: три бомбардировщика СБ, взлетев с аэродрома Хиньчжанг, нанесли удар по японским войскам в районе перевала Куньлунь. Последних добровольцев вывели, и после этого СССР оказывал только материальную помощь. Советские лётчики отрицательно отзывались о китайских ВВС, китайские летчики часто губили самолеты, а их техники не могли обеспечить надлежащего обслуживания и ремонта.

Действия советских военных специалистов, добровольцев позволили Красной Армии получить уникальный боевой опыт, выявить ряд недостатков военной техники, заложить основы сотрудничества и дружбы с китайским народом. Москва вынуждала Японию оказывать китайскому фронту большое внимание, перенести своё внимание на Южное стратегическое направление, перебрасывать наиболее боеспособные части Квантунской армии на юг.



Надпись гласит:
Здесь покоится прах
командира авиаэскадрильи советских
добровольцев, геройски погибшего
в войне китайского народа против
японских захватчиков,
Григория Акимовича Кулишенко
(1903 - 1939)


Советские добровольцы в Китае участвовали в Японо-китайской войне на стороне Китайской Республики в 1937—1940 годах.

Содержание

Предыстория

Ещё в 1919 году Совнарком РСФСР заявил об отказе Советского государства от всех неравноправных договоров, навязанных царским правительством Китаю, и от всех привилегий, которыми пользовалась в Китае царская Россия наряду с другими империалистическими государствами. Этот шаг был по достоинству оценён китайской либерально-демократической общественностью.

В 1920-х годах при китайском революционном правительстве в Гуанчжоу действовала большая группа советских военных советников, при активном участии которых в итоге в 1926—1928 годах партия Гоминьдан осуществила Северный поход и объединила Китай. Параллельно с этим Советский Союз также оказывал помощь некоторым милитаристам (Чжан Цзолинь, У Пэйфу), выступавшим на стороне Бэйянского правительства, деятельность которых была выгодна СССР. Оказывалась поддержка и партизанским группам, воевавшим против милитаристов, чья деятельность СССР была невыгодна. Некоторые из советских военных советников, бывших в это время в Китае, принимали и личное участие в боях (к примеру, советник Теруни при штурме Учана гоминьдановскими войсками шёл во главе колонны и в самые критические моменты брал руководство боем на себя; во время Северного похода лётчик Сергеев под Учаном за 6 дней налетал 37 часов, ведя разведку и бомбометание, и т. п.), но это были лишь отдельные эпизоды.

В 1933 году власть в отдалённой северо-западной провинции Синьцзян захватил Шэн Шицай. Формально признав Центральное правительство, фактически он пользовался в своей провинции неограниченной властью. В связи с тем, что провинция находилась на границе с СССР, Шэн Шицай начал выстраивать дружеские отношения с Советским Союзам, и попросил прислать к нему группу советских инструкторов-лётчиков. В декабре 1933 года советские пилоты на самолётах Р-5 перелетели в город Шихо, где им пришлось принять участие в боевых действиях: под командованием бывшего полковника царской армии Иванова, теперь служившего Шэн Шицаю, они совершили авианалёт на мятежников-мусульман, осадивших столицу Синьцзяна город Урумчи. После подавления мятежа советские лётчики-инструкторы занялись своими непосредственными обязанностями — подготовкой китайских лётчиков.

В 1937 году положение в Китае кардинально изменилось. В июле 1937 года произошёл инцидент на Лугоуцяо, с которого началась прямая японо-китайская война. Правительства США и Великобритании оказались в очень сложном положении: с одной стороны, их не устраивало поглощение Китая Японией, а с другой, они не желали военного конфликта с Японской империей. Единственным государством, согласившимся помочь Китаю, стал СССР.

29 июля советскому полпреду в Китае Богомолову Москва дала указание сообщить китайскому правительству, что СССР готов предоставить кредит Китаю на закупку самолётов и танков. 21 августа 1937 года был подписан Советско-китайский договор о ненападении.

Советские лётчики-добровольцы

14 сентября 1937 года китайская делегация на приёме в Москве обратилась к Сталину с просьбой о посылке в Китай советских лётчиков. Просьба была удовлетворена. Непосредственным отбором и формированием группы советских лётчиков-добровольцев руководили начальник ВВС РККА А. Д. Локтионов и его заместитель комбриг Я. В. Смушкевич.

В небе Китая

Уже 21 ноября 1937 года советские добровольцы открыли боевой счёт: 7 истребителей И-16 в бою с 20 японскими самолётами над Нанкином без потерь сбили два истребителя и один бомбардировщик.

2 декабря 1937 года 9 бомбардировщиков СБ, управляемых советскими лётчиками под командованием М. Г. Мачина, вылетев из Нанкина совершили налёт на японские авиабазы под Шанхаем. По оценкам наших лётчиков, в общей сложности ими было уничтожено на земле до 30-35 японских самолётов.

Вскоре эта же группа нанесла удар по японским кораблям на реке Янцзы. Советские источники часто пишут, что при этом был потоплен крейсер (в мемуарах говорят даже об авианосце), однако японские источники отрицают любые безвозвратные потери японских боевых кораблей в течение всей японо-китайской войны; скорее всего, советскими лётчиками было потоплено транспортное судно.

23 февраля 1938 года 28 самолётов СБ под командованием капитана Ф. П. Полынина совершили сенсационный авианалёт на японскую авиабазу на острове Тайвань, сбросив 280 бомб. Бомбёжка вызвала шок у японцев, чувствовавших себя на острове в полной безопасности. По китайским данным на аэродроме было уничтожено 40 японских самолётов; все СБ вернулись неповреждёнными. Тогда же в феврале советские лётчики бомбили железную дорогу Тяньцзинь-Пукоу и переправы через Хуанхэ.

В конце марта 1938 года советские бомбардировщики под командованием Ф. П. Полынина, совершив вылет на 1000 километров, разбомбили железнодорожный мост через Хуанхэ, попутно нанеся удар по соседнему понтонному мосту; на обратном пути лётчикам пришлось садиться для дозаправки в Сучжоу.

Самый крупный воздушный бой за всё время японо-китайской войны произошёл над трёхградьем Ухань 29 апреля 1938 года. В день рождения императора японцы решили отомстить за бомбардировку Тайваня и устроить авианалёт, задействовав 18 G3M2, которых прикрывали 27 Mitsubishi A5M. На их перехват вылетели 19 И-15 и 45 И-16. В 30-имнутном бою были сбиты 11 японских истребителей и 10 бомбардировщиков, при этом было потеряно 12 самолётов, пилотируемых китайскими и советскими лётчиками. После этого японцы в течение месяца больше не совершали налётов на Ухань.

С 1939 года в Китай начали поставляться дальние бомбардировщики ДБ-3. 3 октября 1939 года 9 ДБ-3 с высоты 8700 м разбомбили японский аэродром в районе Ханькоу. По японским источникам на аэродроме было потеряно 50 машин, погибло 7 старших офицеров, 12 старших офицеров было ранено (среди них — адмирал Цукахара).

Активно действовали в Китае и бомбардировщики ТБ-3. Самой известной их акцией стал дневной пролёт группы ТБ-3, ведомой смешанным советско-китайским экипажем, над Японскими островами. По политическим мотивам самолёты сбрасывали не бомбы, а листовки.

В связи с обострением отношений между КПК и Гоминьданом, и опасениями, что советское оружие будет использовано не против японцев, а против соперников в гражданской войне, в 1940 году советское правительство стало свёртывать военную помощь Китаю; советские лётчики-добровольцы с 1940 года прекратили непосредственное участие в боевых действиях.

Потери и память



Более половины советских лётчиков-добровольцев погибли в ходе аварий самолётов на трассе Алма-Ата — Ланьчжоу. В итоге НКВД заподозрило диверсии японцев, и советское руководство категорически запретило нашим добровольцам летать по этой трассе без особого разрешения.

В память о советских лётчиках-добровольцах в различных городах Китая установлены монументы.





Наиболее ярким примером советско-китайских отношений в военной области является помощь, оказанная СССР Китаю в годы его национально-освободительной войны против японской агрессии (1937-1945 гг.). Отличительная и весьма важная черта этой войны: начавшись в июле 1937 г. и продолжаясь до сентября 1945 г., она стала составной частью Второй мировой войны. В течение долгих восьми лет китайский и советский народы были вместе. Советский Союз оказывал Китаю разностороннюю помощь, а Китай, сражаясь с японским агрессором, оттягивал на себя основные силы армии врага.

СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТПРАВЛЯЛО В КИТАЙ ЛУЧШИЕ ВОЕННЫЕ КАДРЫ

Наиболее ярким примером советско-китайских отношений в военной области является помощь, оказанная СССР Китаю в годы его национально-освободительной войны против японской агрессии (1937-1945 гг.). Отличительная и весьма важная черта этой войны: начавшись в июле 1937 г. и продолжаясь до сентября 1945 г., она стала составной частью Второй мировой войны. В течение долгих восьми лет китайский и советский народы были вместе. Советский Союз оказывал Китаю разностороннюю помощь, а Китай, сражаясь с японским агрессором, оттягивал на себя основные силы армии врага.

Особенно активной советская военная помощь Китаю была на первом этапе войны - в 1937-1941 гг. СССР поставлял Китаю новейшую по тем временам боевую технику и оружие, посылал военных советников, специалистов и летчиков-добровольцев, готовил квалифицированные кадры. Несмотря на подавляющее техническое превосходство японских войск, эта многосторонняя помощь усиливала сопротивление китайской армии, которое стало одним из важнейших факторов обеспечения безопасности дальневосточных границ СССР в период Великой Отечественной войны.

Китайская армия, располагая большими людскими ресурсами (к началу боевых действий в Северном Китае общая численность сухопутных войск составляла 2 млн. человек), остро ощущала недостаток в вооружении и материальном обеспечении.

Что касается Японии, то к войне против Китая она готовилась серьезно: к 1937 г. ее военные расходы превысили 1 млрд. иен (46% всех расходов государства), капиталовложения в военную промышленность возросли за один год с 982 млн. до 2239 млн. иен. В Вооруженных Силах служило свыше 1 млн. человек. В 1937 г. группировка японских войск в Китае насчитывала 16 пехотных дивизий (или 2/3 всех сухопутных войск), 28 эскадрилий (1/2 ВВС), 2 эскадры (2/5 ВМС). К началу войны в японской армии было 6 тыс. самолетов, 10 тыс. артиллерийских орудий, 3,5 млн. винтовок и пулеметов.

Взаимодействие СССР с правительством Чан Кайши носило сложный и противоречивый характер. Китайские руководители рассматривали Советский Союз как идеологического противника, постоянно колебались, кому отдать предпочтение - СССР или западным державам, и пытались получить выгоду как с той, так и с другой стороны. Подобная политика периодически приводила к обострению отношений между советским и гоминьдановским правительствами. Япония активно препятствовала получению Китаем советской военной помощи и искала пути прекращения китайской войны. Активную поддержку ей оказывали Великобритания и США вплоть до начала войны на Тихом океане. Они неоднократно предлагали свое посредничество в ведении мирных переговоров с Чан Кайши на очень выгодных для Японии условиях, о чем неопровержимо свидетельствуют архивные документы.

Помощь СССР Китаю существенно повышала его силы для войны с Японией, что, в свою очередь, ограничивало способность японской армии развернуть агрессию против других стран, в том числе против СССР. Советское руководство, заинтересованное в безопасности своих дальневосточных границ, понимало, что до тех пор, пока идет война в Китае, Японии достаточно сложно планировать крупномасштабное выступление в северном направлении, что подтверждала и информация из разведывательных источников (в частности от группы Р. Зорге). Однако это стремление Советского Союза к безопасности границ объективно совпадало с целями борьбы китайского народа за свою независимость и его потребностью в иностранной военной помощи (которую активно оказывали Китаю как СССР, так и другие страны).

Наиболее реальными и ощутимыми в рамках советской военной помощи Китаю стали поставки оружия и боевой техники и, в первую очередь, авиации, артиллерии, стрелкового вооружения, а также материально-технического обеспечения войск. С октября 1937 г. по июнь 1941 г. было полностью оснащено артиллерией свыше 40, а стрелковым вооружением - около 50 пехотных дивизий китайской армии. Оружием и боевой техникой советского производства были полностью обеспечены военно-воздушные силы, артиллерия и бронетанковые войска. Трудно переоценить и содействие Советского Союза в создании китайской военной промышленности, осуществлявшееся также в рамках военной помощи Китаю.

Советская военная помощь Китаю оказывалась не от случая к случаю, а планово и диктовалась реальными потребностями китайских Вооруженных Сил, а также особенностями боевых действий: либо необходимостью срочного восполнения потерь в оружии и боевой технике (как это было в боях под Сюйчжоу), либо для подготовки и проведения крупных оборонительных или наступательных операций (Уханьская, Таншанская и др.).

Поставки в Китай оружия и боевой техники из СССР осуществлялись в течение более четырех лет, вплоть до начала 1942 г., и были прекращены в связи с агрессией Германии на западе и военными приготовлениями Японии на востоке. Несмотря на реальные угрозы, СССР пошел на формальное нарушение советско-японского пакта о нейтралитете, и советские военные специалисты работали в Китае вплоть до второй половины 1944 г., оказывая помощь китайской армии в освоении новой техники и практическом осуществлении новых для нее стратегических, оперативных и тактических задач.

В течение 6 лет (с июня 1938 г. по июль 1944 г.) в китайской армии работало около 500 советских военных советников и свыше 200 технических специалистов. Следует отметить, что советское правительство направляло в Китай лучшие кадры своих Вооруженных Сил. Многие из них были выпускниками военных академий, имели длительный стаж службы на командных должностях. Все обладали высокой воинской выучкой, оперативно-тактической и специальной подготовкой.

Безусловно, работа института военных советников содействовала сближению СССР и Китая, установлению тесных связей с прогрессивно настроенными представителями китайского генералитета, а также со старшим и средним звеном офицерского состава гоминьдановской армии.

В то же время и правительство Чан Кайши, и высший китайский генералитет раздражало "вредное идеологическое воздействие" советских советников на военные национальные кадры и их решительный отказ участвовать в планировании военных действий против китайских коммунистов. Такое отношение китайского руководства имело и конкретные результаты: с 1942 по 1944 г. произошло резкое сокращение советского советнического аппарата. Он был практически отстранен от непосредственной работы в штабах и войсках, "изолирован" в военных училищах и лишился какой-либо возможности оказывать влияние на ход вооруженной борьбы. Формы и методы работы советников были сведены лишь к их участию в учебном процессе подготовки кадров для китайской армии. Однако, оказавшись даже в таком неблагоприятном положении, представители советнического аппарата, выполняя свой интернациональный долг, прилагали все силы, знания и умения для качественного выполнения своих обязанностей. И это не могло не дать результатов.

Нельзя не сказать и о той огромной роли в усилении сопротивления китайской армии, которую сыграли советские летчики-добровольцы. Заметим, что только с ноября 1937 г. по июнь 1939 г. в Китае побывало свыше 700 летчиков, стрелков-радистов и техников бомбардировочной авиации. С учетом их регулярной сменяемости постоянно участвовали в боевых действиях до 200 и более летчиков-бомбардировщиков.

Одновременно с летчиками бомбардировочной авиации советское правительство с середины сентября 1937 г. отправляло в воюющий Китай летчиков-истребителей. По неполным данным, только с осени 1937 г. и до весны 1940 г. в Китае находились около 700 советских летчиков-добровольцев истребительной авиации и обслуживающего технического персонала.

В 1941 г. советское правительство было вынуждено принять решение об отзыве на Родину большинства советских летчиков-истребителей и других добровольцев. Однако почти четырехлетнее их пребывание в Китае, активное участие в боевых действиях имели большое значение для обеспечения боевых действий китайской армии на фронтах национально-освободительной войны и оставили глубокий след в памяти китайского народа. В боях за свободу Китая погибли более 200 советских летчиков-добровольцев.

За 7 лет 200 советских инструкторов в летных школах Китая обучили свыше 1800 курсантов, было подготовлено 1204 летчика, 160 штурманов и 450 авиатехников для молодой китайской авиации. Когда советские добровольцы были отозваны на Родину, нужды китайских Военно-воздушных сил были полностью обеспечены собственными, хорошо подготовленными и в теоретическом, и в практическом отношении летными и техническими национальными кадрами. Следует отметить, что непосредственное участие советских авиационных инструкторов и специалистов в обучении китайских пилотов осуществлялось вплоть до второй половины 1944 г., т.е. в течение почти всего периода национально-освободительной войны.

Поддержка Советским Союзом справедливой борьбы китайского народа была по достоинству оценена правительством Китая. 24 июня 1944 г. в речи на приеме в честь отъезжающих советских военных советников генерал Хэ Инцин заявил: "Китай в самом начале своей освободительной войны получил сочувствие и поддержку от советского народа и его правительства. Помимо снабжения нас военными материалами, СССР также прислал своих лучших военных специалистов и летчиков-добровольцев в Китай в качестве военных советников и для прямого участия в боях с нашим врагом. Искренность и честность как советников, так и добровольцев, проявленная ими во время работы в китайской армии, служит образцом для народа и армии Китая, а их героизм, отвага и дух самоотверженности непосредственно в боях особенно достойны нашего восхищения и уважения".

Читайте также: