Право войны это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Древнейшей областью согласования взаимоприемлемых правил поведения стала война. Это право войны стало первым историческим источником всего международного права.

Международные ограничения на способы ведения боевых действий появились уже на стадии ранних протогосударств (и даже дополитические народы выработали некоторые правила на этот счет). Нельзя было воевать ночью, нападать во время проведения врагом религиозной церемонии или похорон павших. Женщин и детей, захваченных в бою, следовало возвращать. Нельзя было убивать посланца. Пренебрежение этими правилами со стороны какого-либо народа или войска делало, в свою очередь, дозволенным и оправданным любое обращение с ним, вплоть до полного истребления.

В мусульманских традициях ведения войны (сложившихся в ходе арабских походов VII–X вв. и отчасти опиравшихся на заповеди Корана) не полагалось начинать войну без ее объявления, воевать против стариков, детей и женщин, следовало уважать парламентеров, запрещалось отравлять источники воды. Однако в остальном позволялось делать с врагом все, что заблагорассудится.

В средние века такие строгие правила поначалу отпали. Однако к XII в. обычай обязательного объявления войны стал повсеместным. В Европе первыми стали строго придерживаться этого правила итальянские города-коммуны, посылая неприятелю перчатку. До XVI в. считалось, что объявление войны подразумевает некий формальный, даже торжественный акт. Позднее вошло в практику чисто дипломатическое уведомление, нередко даже без выдвижения конкретных претензий.

Война неизбежно ставила проблему о положении пленных и раненых. Древняя Греция института пленных не знала, с захваченными воинами и с чужим народом можно было поступать по усмотрению. Римляне также полагали, что в случае справедливой (!) войны пригодны все средства. Пленных обращали в рабство либо убивали.

Только в XVIII в. появились первые международно признаваемые правила в отношении военной медицины и раненых. Согласно договору между Англией и Францией (1743 г.) впервые было принято условие о неприкосновенности госпиталей. В ходе Семилетней войны воюющие стороны стали на основах взаимности оказывать помощь неприятельским раненым, обязывались не захватывать военных медиков друг друга.

В средние века особо обозначилась проблема общего регулирования нейтралитета в ходе чужой войны. Она была важна главным образом для морской торговли. Первую попытку ввести права нейтралов в какие-либо рамки предпринял тот же 3-й Латеранский собор. Было постановлено, что непозволительна продажа оружия воюющим, железа, строительного дерева, а также всего, что служит войне. Во всем остальном торговля между воюющими и с воюющими объявлялась свободной, и захваты торговых судов считались несправедливыми. Начиная с XIII в. вошли в практику односторонние прокламации об объявлении портов неприятельской державы закрытыми и нарушающие это суда — подлежащими преследованию. Однако столь же, если не более распространенным было игнорирование запретов и ограничений.

10. Право

10. Право В предыдущих главках были кратко рассмотрены некоторые аспекты правозащитной организации в Киевской Руси, такие как поместная власть князя и бояр, а также епископский суд. Теперь нам следует рассмотреть древнерусскую юриспруденцию в целом (см. также Гл. IX,

Право сильного как единственное право

Право сильного как единственное право «Право сильного как единственное право.Как видите, я основываю наш деспотизм на праве и долге: право вынуждать исполнение долга есть прямая обязанность правительства, которое есть отец для своих подданных.Оно имеет право сильного

Право частной войны.

Право частной войны. Право частной войны устанавливается повсеместно. В связи с этим можно говорить о частной дипломатии. Два феодальных сеньора ведут переговоры как самостоятельные державы. Крупные сеньоры чувствуют себя вполне независимыми госу­дарями и как

ПРАВО.

ПРАВО. В юриспруденции, как и в экономике, старт кадровым разбирательствам с антисемитским подтекстом был дан шумным развенчанием наиболее авторитетного ученого еврейского происхождения. Роль главной жертвы была уготована директору Института права АН СССР академику

Право

Право Римское право было одним из величайших созданий человеческого гения, оказавшим огромное влияние на развитие правовых представле­ний феодальной и капиталистической Европы. Основные элементы рим­ского права на много столетий пережили то общество, которое его

11. Отцовское право и материнское право

11. Отцовское право и материнское право Мы теперь можем рассмотреть спорную проблему счета происхождения по отцовской и материнской линиям, или — что звучит более красиво, но менее точно, — отцовского права и материнского права.Сразу оговоримся, что за выражениями

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ Древнерусское гражданское право не знало единого понятия права собственности – содержание его было различным в зависимости от того, кто был субъектом и что фигурировало в качестве объекта права

33. ФЕОДАЛЬНОЕ АНГЛИЙСКОЕ ПРАВО. ОБЩЕЕ ПРАВО И ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. СТАТУТЫ И СУДЕБНЫЕ ПРЕЦЕДЕНТЫ

77. АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. АНТИТРЕСТОВСКОЕ И ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

77. АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. АНТИТРЕСТОВСКОЕ И ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было

Право войны

Право войны Древнейшей областью согласования взаимоприемлемых правил поведения стала война. Это право войны стало первым историческим источником всего международного права.Международные ограничения на способы ведения боевых действий появились уже на стадии ранних

Право на право

Право на право Демонстрация 5 декабря 1965 г. знаменовала обретение оппозицией преобладающего направления деятельности — защиты права (со всей многозначностью понятия). Соответственно, движение стало как бы не политическим.Видные диссиденты подчеркивают, что «вопрос о

4. Право ходатайства и право убежища

4. Право ходатайства и право убежища Одной из весьма важных привилегий, созданных изменившимися отношениями церкви к государству, был обычай ходатайства (intercessio) епископов за свою паству перед светской властью. Эта практика в глубине своей коренится скорее на

Право войны - это не плод напрасных мечтаний какого-то просвещенного деятеля, решившего сделать ведение боевых действий более гуманным. Напротив, оно было рождено на полях сражений и сформировалось на основе самого опыта ведения войны. Действительно, законы войны существуют так же долго, как и сами войны, а войны существуют с момента зарождения жизни на земле. Право войны имеет давнюю историю, хотя в том виде, в каком оно существует в настоящее время, оно сформировалось сравнительно недавно. Даже в далеком прошлом военачальники иногда отдавали приказы своим войскам сохранять жизнь захваченных в плен или раненых противников, обращаться с ними хорошо, щадить гражданское население противной стороны и принадлежащее ему имущество. Часто, по окончании боевых действий, воюющие стороны договаривались об обмене захваченными военнопленными, С течением времени эта и подобная ей практика постепенно сформировались в свод обычных правил, касающихся методов ведения военных действий.

Процесс заключения договоров в отношении правил ведения войны начался в 60-е годы прошлого столетия. Дважды созывались международные конференции с целью заключения договоров, каждый из которых касался конкретного аспекта права войны. Одна из них состоялась в Женеве в 1864 году и была посвящена участи раненых солдат на поле боя, вторая проходила в Санкт-Петербурге в 1868 году и была посвящена запрету на использование взрывчатых снарядов весом менее 400 граммов. Эти две международные конференции явились начальным пунктом современной кодификации права войны. Вслед за этими двумя конференциями в 1899 и 1907 годах в Гааге были созваны две мирные конференции. Основной целью данных встреч была регламентация методов и средств ведения войны. С тех пор мы говорим о Женевском праве и Гаагском праве. Гаагское право касается ведения военных операций, тогда как Женевское право регулирует вопросы защиты жертв войны.

В тех исторических событиях, которыми отмечена история цивилизации этого столетия, мы также прослеживаем неразрывную связь между военной сферой и сферой деятельности Красного Креста. В середине XIX столетия участь раненых солдат практически во всех отношениях оставляла желать лучшего. Помимо того, что отсутствовали соответствующие средства для лечения тысяч раненых, наихудшим было то, что определенным образом сложившийся в начале века тип военных действий положил конец обычаю щадить полевые госпитали противника и не подвергать нападению медицинский персонал и раненых. Напротив, полевые госпитали обстреливались, а врачи и санитары на поле боя подвергались нападению. Тысячи пленных комбатантов находились в ужасных условиях, не получая должного лечения.

Именно в этих ужасающих условиях на поле битвы при Сольферино возникла идея Красного Креста, и были предприняты первые шаги по защите жертв вооруженных конфликтов: во-первых, создание национальных неправительственных гуманитарных организаций для содействия военным медицинским службам в выполнении задачи, для осуществления которой эти службы не были в достаточной степени оснащены; во-вторых, была установлена нейтральность (неприкосновенность) медицинского персонала и медицинских учреждений и формирований; в-третьих, был введен символ красного креста на белом фоне для обозначения и защиты медицинской деятельности.

С тех пор право войны постоянно развивалось в сторону расширения защиты, предоставляемой жертвам, и приспосабливалось к реальностям новых конфликтов и войн. Как гражданские лица, так и военные присоединялись к усилиям организации, которая ст.1ла. называться Международным Комитетом Красного Креста, направленным на улучшение защиты жертв войны. Ощутимым результатом этих усилий являются нормы, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949 года, предусматривающих защиту раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, военнопленных и гражданских лиц, а также в двух Дополнительных протоколах 1977 года. Особую актуальность для военных командиров имеют нормы, регулирующие использование средств и методов ведения боя, содержащиеся в Гаагских конвенциях и двух упомянутых Протоколах, так как они устанавливают ограничительные рамки, позволяющие избежать неоправданных страданий и разрушений.




Международное сообщество государств (в 1945 году) после пережитой трагедии второй мировой войны объявило в Ycmaje Организации Объединенных Наций, что незаконно прибегать к вооруженному конфликту, и признало тем самым незаконность ведения государствами военных действий в каких-либо иных целях, нежели в целях самозащипы или в целях защиты коллективной безопасности с санкции Совета Безопасности ООН. "Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций" (Ст. 2(4) Устава ООН). Но действительность, к сожалению, показывает, что войны и конфликты по-прежнему ведутся и что как никогда важными становятся законы, направленные на ограничение насилия и облегчение страданий.

Право войны - это не плод напрасных мечтаний какого-то просвещенного деятеля, решившего сделать ведение боевых действий более гуманным. Напротив, оно было рождено на полях сражений и сформировалось на основе самого опыта ведения войны. Действительно, законы войны существуют так же долго, как и сами войны, а войны существуют с момента зарождения жизни на земле. Право войны имеет давнюю историю, хотя в том виде, в каком оно существует в настоящее время, оно сформировалось сравнительно недавно. Даже в далеком прошлом военачальники иногда отдавали приказы своим войскам сохранять жизнь захваченных в плен или раненых противников, обращаться с ними хорошо, щадить гражданское население противной стороны и принадлежащее ему имущество. Часто, по окончании боевых действий, воюющие стороны договаривались об обмене захваченными военнопленными, С течением времени эта и подобная ей практика постепенно сформировались в свод обычных правил, касающихся методов ведения военных действий.

Процесс заключения договоров в отношении правил ведения войны начался в 60-е годы прошлого столетия. Дважды созывались международные конференции с целью заключения договоров, каждый из которых касался конкретного аспекта права войны. Одна из них состоялась в Женеве в 1864 году и была посвящена участи раненых солдат на поле боя, вторая проходила в Санкт-Петербурге в 1868 году и была посвящена запрету на использование взрывчатых снарядов весом менее 400 граммов. Эти две международные конференции явились начальным пунктом современной кодификации права войны. Вслед за этими двумя конференциями в 1899 и 1907 годах в Гааге были созваны две мирные конференции. Основной целью данных встреч была регламентация методов и средств ведения войны. С тех пор мы говорим о Женевском праве и Гаагском праве. Гаагское право касается ведения военных операций, тогда как Женевское право регулирует вопросы защиты жертв войны.

В тех исторических событиях, которыми отмечена история цивилизации этого столетия, мы также прослеживаем неразрывную связь между военной сферой и сферой деятельности Красного Креста. В середине XIX столетия участь раненых солдат практически во всех отношениях оставляла желать лучшего. Помимо того, что отсутствовали соответствующие средства для лечения тысяч раненых, наихудшим было то, что определенным образом сложившийся в начале века тип военных действий положил конец обычаю щадить полевые госпитали противника и не подвергать нападению медицинский персонал и раненых. Напротив, полевые госпитали обстреливались, а врачи и санитары на поле боя подвергались нападению. Тысячи пленных комбатантов находились в ужасных условиях, не получая должного лечения.

Именно в этих ужасающих условиях на поле битвы при Сольферино возникла идея Красного Креста, и были предприняты первые шаги по защите жертв вооруженных конфликтов: во-первых, создание национальных неправительственных гуманитарных организаций для содействия военным медицинским службам в выполнении задачи, для осуществления которой эти службы не были в достаточной степени оснащены; во-вторых, была установлена нейтральность (неприкосновенность) медицинского персонала и медицинских учреждений и формирований; в-третьих, был введен символ красного креста на белом фоне для обозначения и защиты медицинской деятельности.

С тех пор право войны постоянно развивалось в сторону расширения защиты, предоставляемой жертвам, и приспосабливалось к реальностям новых конфликтов и войн. Как гражданские лица, так и военные присоединялись к усилиям организации, которая ст.1ла. называться Международным Комитетом Красного Креста, направленным на улучшение защиты жертв войны. Ощутимым результатом этих усилий являются нормы, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949 года, предусматривающих защиту раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, военнопленных и гражданских лиц, а также в двух Дополнительных протоколах 1977 года. Особую актуальность для военных командиров имеют нормы, регулирующие использование средств и методов ведения боя, содержащиеся в Гаагских конвенциях и двух упомянутых Протоколах, так как они устанавливают ограничительные рамки, позволяющие избежать неоправданных страданий и разрушений.

Международное сообщество государств (в 1945 году) после пережитой трагедии второй мировой войны объявило в Ycmaje Организации Объединенных Наций, что незаконно прибегать к вооруженному конфликту, и признало тем самым незаконность ведения государствами военных действий в каких-либо иных целях, нежели в целях самозащипы или в целях защиты коллективной безопасности с санкции Совета Безопасности ООН. "Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций" (Ст. 2(4) Устава ООН). Но действительность, к сожалению, показывает, что войны и конфликты по-прежнему ведутся и что как никогда важными становятся законы, направленные на ограничение насилия и облегчение страданий.

Связанные понятия

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Комбата́нт (от фр. Combatant — сражающийся) — лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооружённых сил одной из сторон международного вооружённого конфликта и имеющее в этом качестве особый юридический статус (определение комбатанта прямо или косвенно содержится в ЖКIII и ДПI к Женевским Конвенциям).

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Гуманитарная интервенция или гуманитарная война — применение военной силы против иностранного государства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарной катастрофы или геноцида местного населения.

Самооборона или Самозащита — ответные действия государства, юридического или частного лица, предпринимаемые для обеспечения своих прав, нарушенных нападением другого государства, юридического или частного лица.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Мирное время, в отличие от военного времени — состояние отношений между различными социальными субъектами, использующими невооружённые средства для разрешения имеющихся между ними противоречий.

Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства.

Исто́рия междунаро́дного пра́ва — отрасль науки международного права, изучающая возникновение и развитие международного публичного права как комплекса правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.

Воюющая сторона — находящийся в состоянии войны субъект прав и обязанностей международного права, составляющих установленные законы и обычаи войны.

Военное преступление или Военные преступления — собирательный термин, обозначающий особо тяжкие нарушения Международного гуманитарного права во время ведения военных (боевых) действий.

Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — форма коллективного насилия, действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём.

Репрессалии (старолат. repressaliae, от лат. reprehendere — сдерживать, останавливать) — в международном праве правомерные принудительные меры политического и экономического характера, которые применяются одним государством в ответ на неправомерные действия другого государства. На сегодняшний день термин репрессалии устарел и подобные действия именуются контрмеры, а в случае применения таких мер международной организацией — санкции.

Объявление войны — юридическая, дипломатическая процедура в международном праве и международной политике, заключающаяся в официальном, в установленном порядке предупреждении одним государством другого о прекращении между ними мира и переходе в состояние войны. После Второй мировой войны практически не применяется.

Кана́дская ха́ртия прав и свобо́д (англ. Canadian Charter of Rights and Freedoms, фр. Charte canadienne des droits et libertés) — декларация прав, образующая первую часть Конституционного акта 1982. Её целью является защита прав канадских граждан от антиобщественных поступков, политики и законов федерального и провинциальных правительств и объединение канадцев вокруг совокупности ценностей, воплощающих эти права.

Военное время — период, в течение которого два государства, группа государств, либо политические силы внутри одного государства (гражданская война) находятся в состоянии войны между собой.

Междунаро́дно-правова́я отве́тственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Междунаро́дное пра́во в о́бласти прав челове́ка — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права. Международное право в области прав человека является отраслью международного публичного права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Международное.

Нейтралите́т (нем. Neutralität, от лат. neuter — ни тот, ни другой), в международном праве — неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках.

Эсто́ппель (англ. estoppel, от англ. estop — лишать права возражения) — правовой принцип, согласно которому лицо в силу некоторых обстоятельств утрачивает право ссылаться на какие-либо факты в обоснование своих притязаний. Принцип применяется в международной судебной и арбитражной практике. С 2013 г. включён в российское законодательство (пункт 5 статьи 166 ГК РФ, а в 2015 году включён в пункт 3 статьи 432 ГК РФ).

Коллективная ответственность — форма ответственности, когда за деяния, совершаемые одним или несколькими членами группы (семьи, рода, хозяйственной организации, трудового коллектива, воинского подразделения, класса или группы в учебном заведении, жителей одного населённого пункта и так далее) несёт ответственность вся эта группа целиком.

Ню́рнбергские при́нципы (англ. Nuremberg principles, полное название Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала) — представляют свод основополагающих правовых принципов, которые характеризуют деяния, являющиеся, в соответствии с международным правом, преступлениями против мира и безопасности человечества.

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Право народов на самоопределение — один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие.

Целевые убийства (англ. targeted killing) — это умышленное лишение жизни государством одного или нескольких заранее известных лиц вне поля боя.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (англ. United Nations Convention on the Protection of the Rights of All Migrant Workers and Members of Their Families). Конвенция была разработана по инициативе ООН и принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 45/158 от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года. Является международным договором универсального характера, посвящённым правам конкретной группы населения, нуждающейся в защите: всех трудящихся-мигрантов.

День Красной Руки отмечается 12 февраля каждого года как день памяти детей-солдат, вынужденных принимать участие в войнах и вооружённых конфликтах. Этот день — призыв к действиям против практики призыва несовершеннолетних, в поддержку детей, лишённых нормального детства из-за военных конфликтов на родине.

Вооружённый конфликт — вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.

Автономия воли — в традиционном понимании международного частного права институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке (лат. lex voluntatis).

Разоружение — сокращение государствами средств ведения войны, которыми они обладают. Разоружение может быть как многосторонней, так и односторонней акцией, может затрагивать как ограниченную территорию, так и ставить целью демилитаризацию всего земного шара. Сформировалось как одно из направлений внешней политики в XIX веке, впоследствии роль данного направления усиливалась. В настоящее время разоружение в основном направлено на контроль, ограничение и сокращение стратегических ядерных вооружений.

Ревизионистское государство (англ. Revisionist State) — термин из теории передачи власти, используемый в международных отношениях.

Девятая статья Конституции Японии — юридическая норма, закреплённая Конституцией Японии 1947 года, в которой провозглашается отказ государства от войны как способа разрешения международных споров и, как следствие, от создания собственных сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил.

Коллективная самооборона проистекает из юридически оформленных обязательств государств по отношению друг к другу и преимущественно исходит из практики, принятой в Европе.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью.

Основны́е права́ и свобо́ды — совокупность установленных и охраняемых государством прав и свобод его граждан. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Суверенное государство — государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами.

Правосудие переходного периода — научная дисциплина, охватывающая судебные и несудебные процессы и механизмы, связанные с попытками общества преодолеть наследие крупномасштабных нарушений прав человека. К их числу относятся действия по судебному преследованию, репарации, комиссии по установлению истины и реформы институтов, в том числе люстрации.

Территориальный спор — международный спор между двумя или несколькими государствами по поводу юридической принадлежности определённой территории. Каждая из сторон в споре утверждает, что данная территория является её собственностью, так как она осуществляла либо осуществляет свою власть на данной территории. Территориальный спор считается таковым, когда все из спорящих сторон признали его существование. В общем случае, однако, по мнению Международного суда ООН, выраженному в решении по конкретному.

Общественный договор (социальный контракт) — понятие общественного договора подразумевает, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство. Общественный договор и означает тем самым соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

Право на восстание (лат. jus resistendi), также известно как право на сопротивление угнетению, право на революцию — в политической философии, право граждан любыми средствами, вплоть до вооруженной борьбы, защищать свои права и свободы от узурпаторов. Относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.

Санкции ООН — принудительные меры, принимаемые Советом Безопасности ООН в отношении государства (части его территории или конкретно определённых лиц), которое отказывается выполнять обязанности, вытекающие из правоотношения международной ответственности. Санкции ООН являются промежуточными мерами, которые являются более суровыми, чем словесное осуждение, но менее суровыми, чем применение силы. Решение о применении санкций принимается Резолюциями СБ ООН.

Современное уголовное право является результатом эволюционного развития основных институтов уголовного права, отражающим значительные социальные, политические и экономические изменения, начавшиеся в 1980-х годах во всём мире. Данные изменения привели к тому, что началось имеющее глобальный характер обновление уголовного законодательства. С 1990 года новые уголовные кодексы были приняты в более чем 50 государствах мира. Коренным изменениям подверглись уголовные кодексы стран социалистического блока.

1) Гаагские конвенции, регулирующие в целом правила боевых действий (ведение боевых действий, понятие оккупации и нейтралитета);

2) Женевские конвенции, содержащие положения: о защите жертв вооруженных конфликтов (военнопленных, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, погибших), о защите гражданского населения, об отношении к лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности к медицинским службам.

Основные Гаагские конвенции датируются 1907 г., Женевские конвенции – 1949 г., Гаагская конвенция о культурных ценностях – 1954 г., дополнительные протоколы к Женевским конвенциям и Конвенция о запрещении использования некоторых видов обычных вооружений соответственно 1977 и 1980 гг.

Необходимо отметить, что сложность современных вооруженных конфликтов неуклонно возрастает.
Но для того чтобы в вооруженной борьбе соблюдать меру человеколюбия и насколько возможно смягчить последствия и бедствия войны, каждый военнослужащий должен знать и стараться соблюдать ряд международных правил поведения в бою.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Веди боевые действия только против комбатантов.

2. Нападай только на военные объекты.

3. Щади гражданское население и его имущество. Относись к гражданским лицам с уважением, защищай их от дурного обращения. Помни, что акты мести и взятие заложников запрещены.

4. Не разрушай больше, чем того требует боевая задача.

5. Если комбатанты неприятеля сдаются в плен, пощади их, разоружи их, обеспечь гуманное отношение к ним и их званию, доставь к своему командиру.
(Военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен.
С ними надлежит обращаться человеколюбиво. Все, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остается их собственность.
Содержание военнопленных возлагается на правительство, во власти которого они находятся.
Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии государства, во власти которого они находятся. Всякое неповиновение с их стороны дает право на применение к ним необходимых мер строгости.)

6. Гуманно относись к больным и раненым. Подбери их, окажи им необходимую помощь, защити их, доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт.
(Терминами раненые и больные обозначаются лица как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от каких-либо враждебных действий.)

7. Надо знать и помнить, что международное право предоставляет особую защиту определенным категориям лиц и объектов, которые имеют специальные задачи.

1. Военная и гражданская медицинская службы; военный духовный персонал; гражданский духовный персонал ( только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны)
2. Гражданская оборона.
3. Обозначенные культурные ценности под общей защитой.
4. Обозначенные культурные ценности под особой защитой.
5. Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, атомные электростанции.
6. Белый флаг (флаг перемирия, используемый для переговоров или капитуляции).

Рекомендации для военнослужащих:

1. Относись с уважением к лицам, носящим эти знаки, оберегай обозначенное ими имущество и объекты.
2. Не препятствуй этим лицам в выполнении их обязанностей, если только ты не получил другого приказа.
3. Оставь указанные здания, сооружения, памятники в неприкосновенности. Не входи в них, если только не получил другого приказа.
4. Не мешай передвижению этих автомашин, кораблей, летательных аппаратов. Не пытайся проникнуть а них, если только не получил другого приказа

Как серьезные нарушения квалифицируются следующие действия, направленные против людей:
*преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение;
*преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью;
*бесчеловечное и унижающее обращение, сопровождающиеся оскорблением человеческого достоинства;
*взятие заложников и др.

1. Для регулирования военных конфликтов существуют международные договоры(Гаагские и Женевские конвенции, Конвенция об использовании некоторых видов вооружения).
2. Каждый военнослужащий должен знать и соблюдать международные правила поведения в бою (в том числе ведение боевых действий только против комбатантов, нападение только на военные объекты, гуманное отношение к мирному населению и военнопленным и др.)
3. Правом на особую защиту пользуются невооруженные представители ряда служб и представители духовного персонала, а также ряд объектов, которые имеют международные отличительные знаки.
4. В отношении военных преступлений (взятие заложников и др.) установленные санкции уголовного характера.

Читайте также: