Судебные советы в зарубежных странах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Суд занимает особое место среди юридических учреждений, так как он представляет собой особую ветвь власти государства — судебную. Наличие подобной власти вкупе с законодательной и исполнительной является признаком демократического государства.

Основные принципы судебной власти в зарубежных странах

Главным назначением судебной власти является охрана граждан от произвола, исходящего как от других граждан, так и от государства и его органов/должностных лиц.

На основе этого формируется следующее определение судебной власти.

Судебная власть — самостоятельная и ни отчего не зависящая сфера публичной власти, представляющая собой комплекс полномочий, направленных на осуществление правосудия, а также систему госорганов, которые реализуют подобные полномочия.

Судебная власть отличается своей особой спецификой, которая выделяет ее в сравнении с законодательной и исполнительной властью государства. Судебная власть не занимается созданием нормативно-правовых актов — она применяет те акты, которые были приняты двумя остальными ветвями власти. Статус этой власти закреплен в конституции государства — в ней имеются специальные разделы/главы, посвященные основам судебной власти, принципам судебной организации и деятельности. Особенности судебной власти находятся в тесной связи с правовой системой государства.

Основные признаки и полномочия судебной власти

К признакам судебной власти относятся следующие:

  • исключительность — под этим подразумевается, что правосудие может осуществляться исключительно судом;
  • особый статус должностных лиц (то есть судей) — к кандидатам на такие должности предъявляются повышенные требования, судьи являются независимыми, неприкосновенными и несменяемыми;
  • конкретный характер — суд рассматривает и принимает решение только по конкретным делам/спорам, которые возникают в ходе различных общественных конфликтов;
  • судебная власть выполняется в особой процессуальной форме, которая устанавливается законодательно;
  • большое значение в рассмотрении дела имеет внутреннее убеждение судей, которое формируется на базе их жизненного опыта, а также их правосознание;
  • судебная власть может иметь принадлежность не к конкретному учреждению, а к судебной коллегии;
  • реализация судебной власти осуществляется посредством приговора (уголовные дела) или решения (гражданские иски) — то есть актами государственного принуждения особой формы;
  • за судебной деятельностью ведется особый контроль, который должен пресекать какое-либо вмешательство в правосудие и в оценку судебных решений.

В демократическом обществе социальная роль судебной власти выражается в обеспечении господства права в различных юридических конфликтах, включая имеющих отношение к государству. Исходя из этого судебная власть наделяется следующими полномочиями (которые не имеют две остальные ветви):

  • лишение свободы гражданина (а также его жизни) за соответствующие преступления;
  • изъятие собственности как у физлиц, так и у юрлиц;
  • роспуск политических партий;
  • влияние на государственные органы с требованием отмены их решений и возмещения ущерба лицам, который был причинен в ходе незаконных действий должностных лиц;
  • лишение родительских прав;
  • и многое другое.

В законодательстве многих стран также присутствует особый состав преступления — неуважительное отношение к суду. Подобный проступок подлежит строгому наказанию.

Функции судебной власти

К функциям судебной власти относятся следующие:

  • осуществление правосудия;
  • судебный контроль законности применения процессуальных мер принуждения, а также их обоснованности;
  • толкование норм права;
  • официальное подтверждение фактов юридического значения;
  • ограничение правосубъектности юрлиц и физлиц.

Судебную власть как независимую ветвь характеризует судейское самоуправление.

Судейское самоуправление выражается в наличии высших квалификационных судейских коллегий.

Только эти коллегии могут заниматься решением вопросов, касающихся отстранения судей от работы, наложения взысканий, повышения или перевода судей.

Можно сказать, что положение судебной власти в некотором смысле противоречиво. С одной стороны — она обладает большой силой, так как может пользоваться мерами, недоступными ни исполнительной, ни законодательной власти. Однако с другой стороны — она относительно слаба, так не имеет непосредственной поддержки избирателей (в отличии от законодательной власти). Правда, в некоторых странах граждане могут избирать судей судов низшего ранга и народных избирателей. При этом судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная власть. Сила судебной власти выражается в неуклонном исполнении закона, уважительном отношении к судебному решению и признании его непререкаемости.

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т.д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти - судебной.

Если законодательная и исполнительная власти возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, либо на главу государства или парламент, либо на главу государства или правительство, то значительно сложнее обстоит дело с судебной властью.

Каждый судебный орган, независимо от места в судебной систе-ме, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руко-водствуясь исключительно законом и правосознанием и является носителем судебной власти. Вся совокупность судов именуется юс-тицией (от лат. justitia - справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности - юрисдикцией (лат. jurisdictio - судебное разби-рательство; судебный округ).

Именно юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Оно достигается только при применении специальных процессуальных норм, призванных гарантировать в судебном процессе права человека и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Судебная власть - это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Из всех властей судебная власть - слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не распо-

лагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная.

Одна сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду. Недаром в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно - не исполнить решение суда.

Судебная власть в отличие от законодательной власти не издает общих правил поведения за исключением судебного прецедента. Она не занимается и исполнительно-распорядительной деятельностью. Государственная власть суда имеет четко выраженный конкретный характер. Суды рассматривают и решают конкретные дела и споры, возникающие в результате различных в обществе кон-фликтов (имущественные иски, уголовные дела, трудовые споры, жалобы граждан на действия чиновников).

Как известно, судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры в некоторых странах по УПК или ГПК (гражданско-процессуальному кодексу). Как правило, коллегия состоит из профессиональных судей. Так, три-пять профессиональных судей рассматривают некоторые гражданские иски, а один, два или три судьи и 6-9-12-14 при-сяжных заседателей рассматривают уголовные дела. Причем при-сяжные решают лишь вопрос о виновности или невиновности под-судимого, а меру наказания определяет судья.

Вся деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. В этой связи суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни тем более исполнительная власть. Суд на основе закона, принимая решение, может лишить человека свободы и даже жизни за совер-шение преступления, распустить политическую партию, отобрать у юридических или физических лиц собственность, лишить недос-тойного родителя родительских прав и др.

Судебная власть как независимая ветвь предполагает судейское самоуправление. Только высшие советы магистратуры, общегосударственные советы судей, высшие квалификационные судейские коллегии могут решать вопросы об отстранении судей от работы, повышении их в должности и перевода на другое место работы, о наложении на них взысканий.

Формирование судов происходит различными способами.

ховный суд назначается президентом с согласия сената. В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления - верховными советами магистратуры, в Великобритании - лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии, состав которой не оглашается.

Назначаются судьи либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста. Например, в Великобритании до 72 лет, в Японии до 65 лет, а после чего обязаны подать в отставку, либо на определенный срок, на 5-10 лет. В то же время судьи могут быть досрочно смещены с должности за недостойное, порочащее поведение или даже за совершение преступлений, однако делается это в особом порядке - органами судейского самоуправления, либо при их участии.

В связи с предоставленными судьям полномочиями, в том числе по решению судеб людей, к ним предъявляются высокие требования. Очевидно, что судья должен отвечать профессиональным требованиям, т.е. иметь высшее юридическое образование и иметь определенный стаж работы на других юридических должностях, обладать высокими моральными качествами (незапятнанная репутация и отсутствие судимости), иметь определенный жизненный опыт для чего, например, во Франции судьями назначаются лица не моложе 40 лет.

Статус судей определяется важнейшим принципом их несменяе-мости. Это означает, что судья не может быть досрочно смещен с должности, за исключением случаев, когда он недостойно вел себя или совершил преступление. Одновременно он может уйти в от-ставку по собственному желанию.

Известен также и принцип: судьи независимы и подчинены только закону. В то же время признаются принципы их деполитизации.

Существует несколько видов судебных органов, которые осуществляют определенные задачи правосудия.

1) Общие суды - суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские и уголовные дела, трудовые споры и др.

первоначальное звено: мировой судья, полицейский судья, участ-ковый судья и т.д.;

основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.;

апелляционное звено: апелляционный суд, высокий суд и т.п.;

верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т. п.

Эта примерная схема в каждой стране конкретизируется по- своему, и какого-то из отмеченных звеньев может и не быть.

Суды общей юрисдикции составляют основу судов четырех систем: англосаксонской (англо-американской), европейско-континентальной (романо-германской), социалистической и мусульманской.

Англосаксонская судебная система - эта система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, в работе которых широко используется судебный прецедент, несколько снижающий роль законодательства.

Здесь в судебном процессе судья пассивен, он только ведет заседание, а в уголовных делах, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены, не решает вопроса виновности. Решение присяжных о виновности подсудимого принимается большинством или единогласно. В зависимости от вердикта присяжных судья назначает подсудимому наказание или оправдывает его. Одновременно судья может и оспорить вердикт в вышестоящем суде.

Социалистическая судебная система определяется выборностью всех судей и народных заседателей; равенством прав судей и народных заседателей; совпадением границ судебных округов и административно-территориальных единиц.

Мусульманская судебная система строго персонифицирована: в мусульманском суде рассматриваются дела только единоверцев или лиц, согласившихся на такой суд; процесс осуществляется по канонам шариата; здесь нет присяжных и народных заседателей; в большинстве мусульманских стран процедуры обжалования судебных решений не существует.

Вместе с тем в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды, куда можно подать апелляционное обжалование.

Специальные суды: трудовые, по земельным и водным спорам, военные (для военнослужащих), коммерческие (по торговым делам), претензионные, суды по делам малолетних. В таких судах дела рас-сматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей. Они, как правило, не имеют вышестоящих подобных себе судов. В то же время, например, в Германии система специальных судов имеет иерархическую структуру, при которой можно подать апелляционное обжалование в вышестоящий специальный суд.

Административные суды, рассматривающие споры граждан с органами государства в лице чиновников по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Суды такого рода иногда образуются при министерствах и других органах управления, но, как правило, составляют единую систему административных судов. Так, во Франции, Швеции и других странах имеются верховные административные суды.

Суды обычного права - это племенные суды, в работе которых принимают участие вожди, старейшины, военачальники.

Они рас-сматривают споры взрослых членов племени по вопросам использования пастбищ, земли, лесов и даже некоторые вопросы семейных отношений на основе обычаев племени. Решения этих судов можно обжаловать в судах общей юрисдикции.

Конституционные суды в странах континентальной Европы за-нимают особое место в судебной системе, которые в некоторых кон-ституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция).

В странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему (США, Япония, Индия и др.), функции конституционного контроля (надзора) возложены на верховные суды общей юрисдикции.

Численный состав конституционных судов обычно невелик: во Франции, Румынии, Македонии, Словении, Монголии - 9 человек, в

Бразилии, Венгрии, Хорватии - 11, в Болгарии, Бельгии, Испании, Польше - 12, в Греции, Португалии - 13, в Австрии - 14, в Италии - 15, в Германии - 16 членов. Как видим, никакой корреляции с численностью населения соответствующей страны здесь нет.

Во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, как правило, длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд, чтобы избираемые не попали в зависимость от избирающих или назначающих. Например, в Монголии и Португалии срок полномочий установлен в 6 лет, в Словакии - 7, в Хорватии, Колумбии, Польше - 8, в Македонии - 9, в Германии - 12 лет. В целом ряде стран, в таких как Австрия, Бразилия, Бельгия, этот срок не установлен.

Главной из категорий дел, подведомственных конституционным судам можно считать процедуру проверки конституционности законов.

Вместе с тем конституционные суды решают и многие другие, подведомственные только им задачи.

Таким образом, описанная выше схема в целом ряде стран имеет некоторые особенности. Так, верховные суды могут рассматривать отдельные дела, определяемые законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей (в уголовных делах). Суды первой инстанции рассматривают большинство граж-данских и уголовных дел, но не все: некоторые из них подсудны вышестоящим судам. Мировые же судьи единолично рассматривают менее значительные уголовные дела, а также гражданские дела с небольшой суммой иска.

Судебная власть осуществляется судьей единолично или же судебной коллегией, действующей в особом судебном процессе. Осуществляя правосудие, судебная власть вводит государственное насилие в цивилизованные рамки, гарантируя законопослушных граждан от опасности попасть под колеса государственной машины. В то же время судебной власти необходимо избегать политического влияния на ее деятельность. По логике, такое влияние должно быть

Однако в жизни все значительно сложнее и конечно же полная деполитизация судебной власти практически невозможна.

Объем конституционного регулирования судебной власти бывает в различных странах не одинаков. В качестве тенденции можно отметить увеличение места, отводимого этой ветви власти в консти-туциях демократических стран, где наряду с законодательной и ис-полнительной властями, как правило, в качестве самостоятельной выделяется судебная.

Конституции обычно устанавливают виды судебных систем или судов и обязательно указывают на принципы их деятельности, к числу которых можно отнести следующие принципы:

Отправление правосудия только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов. Другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

Независимость судей и подчинение их только закону. Ни одно должностное лицо или государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное уголовное или гражданское дело; судьи выносят свои решения по конкретным делам на основе закона и правосознания.

Несменяемость судей - они не могут быть смещены или перемещены без своего согласия иначе как по решению высшей власти, причем им гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью можно уволить досрочно только в порядке импичмента .

Коллективное отправление правосудия с участием народа, прежде всего в качестве присяжных. Мировой судья может рассматривать единолично лишь мелкие правонарушения.

Свобода доступа к суду. Например, нельзя отказать в приеме иска по причине неясности закона или его отсутствия. Суд может отклонить рассмотрение иска только по причинам неподведомст-венности или неподсудности, в других же случаях он обязан при-нять и рассмотреть его.

Гласность, публичность, открытость судебных заседаний. Вопреки этому принципу, т.е. проводить закрытые заседания, суды могут лишь в двух случаях, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны или интимные отношения сторон.

Ведение судопроизводства на языке, понятном сторонам, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

Возможность обжалования и пересмотра судебного решения (приговора) путем апелляции, когда вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и выносит свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона ниже-стоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если в кассационном порядке решение нижестоящего суда отменено вышестоящим, то дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в новом составе судей. При ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации) вышестоящий суд может проверить решение нижестоящего даже не будучи связанным жалобой, в порядке надзора.

Ответственность государства за судебную ошибку. Государство обязано возместить юридическому или физическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением. В этом случае государство имеет право на регрессный иск - на возмещение виновником тех сумм, которые оно выплатило пострадавшему, но только тогда, когда вина судьи будет бесспорно доказана.

Конституции многих демократических государств закрепляют и некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса - гарантии правосудия, поскольку при расследовании в уголовном процессе судебное принуждение проявляется особенно жестко. К этим принципам можно отнести: право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста, например, в США об этом говорит правило Миранды; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; право обвиняемого на рассмотре-ние дела с участием присяжных заседателей, которые решают во-прос о его виновности или невиновности; презумпция невиновно-сти: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; при осуществлении

правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; закон, отягчающий или устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет.

В некоторых актах конституционного права упоминаются различные должностные лица и органы, одной из задач которых является содействие судебной власти. Это следующие должностные лица и органы: прокуроры, следователи, адвокаты, судебная полиция, судебные исполнители.

Более подробное их полномочие регулируется специальными законами (законом о прокуратуре, законом о нотариате и др.).

Прокуратура - это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, зачастую в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и за законностью содержания лиц в местах лишения свободы.

По занимаемому месту прокуратурой в системе государственных органов можно выделить четыре группы государств:

государства, где прокуратура находится в составе министерства юстиции, например, в США, Франции, Польше, Японии;

государства, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах, например, в Испании, Италии;

государства, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту, например, в социалистических и постсоциалистических странах, соответственно, КНДР и Словакия;

государства, где прокуратура вообще отсутствует, например, Великобритания. Здесь генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Адвокатура - это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь юридическим и физическим лицам. Она существует как независимая и самоуправляющаяся организация, например, в США. Одновременно коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах, например, во Франции и Германии.

Судебная полиция действует при судах. Так, ст. 129 Конституции Румынии предусматривает судебную полицию, находящуюся на

службе судебных инстанций. Эти полицейские, как правило, обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют различные распоряжения судей.

Судебные исполнители выполняют решения судов, например, в части, касающейся гражданско-правовых отношений (они производят опись имущества и др.).

Следственные органы находятся в системе судебной власти и осуществляют предварительное производство по уголовным делам, как об этом говорится в ст. 128 болгарской Конституции.

Нотариусы удостоверяют и свидетельствуют совершаемые сдел-ки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудеб-ные функции. В то же время часть вторая ст. 137 Конституции Сло-вении упоминает о нотариате как независимой службе, регулируе-мой законом.

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т.д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти - судебной.

Если законодательная и исполнительная власти возлагаются кон­ституциями на один-два высших государственных органа, либо на главу государства или парламент, либо на главу государства или правительство, то значительно сложнее обстоит дело с судебной вла­стью. Как правило, она возлагается на всю совокупность судебных органов от низовых до верховых.

Каждый судебный орган, независимо от места в судебной систе­ме, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руко­водствуясь исключительно законом и правосознанием и является носителем судебной власти. Вся совокупность судов именуется юс­тицией (от лат. justitia - справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называ­ется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера та­кой деятельности - юрисдикцией (лат. jurisdictio - судебное разби­рательство; судебный округ).

Именно юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по раз­бираемым конфликтам. Оно достигается только при применении специальных процессуальных норм, призванных гарантировать в судебном процессе права человека и облегчить по каждому рассмат­риваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Судебная власть - это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Из всех властей судебная власть - слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не располагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполни­тельная. Одна сила судебной власти в уважении цивилизованного об­щества к праву и к суду. Недаром в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о послед­ствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе предста­вить, как это возможно - не исполнить решение суда.

Судебная власть в отличие от законодательной власти не издает общих правил поведения за исключением судебного прецедента. Она не занимается и исполнительно-распорядительной деятельно­стью. Государственная власть суда имеет четко выраженный кон­кретный характер. Суды рассматривают и решают конкретные дела и споры, возникающие в результате различных в обществе кон­фликтов (имущественные иски, уголовные дела, трудовые споры, жалобы граждан на действия чиновников).

Как известно, судебная власть принадлежит не судебному учре­ждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соот­ветствии с требованиями установленной судебной процедуры в не­которых странах по УПК или ГПК (гражданско-процессуальному кодексу). Как правило, коллегия состоит из профессиональных су­дей. Так, три-пять профессиональных судей рассматривают некото­рые гражданские иски, а один, два или три судьи и 6-9-12-14 при­сяжных заседателей рассматривают уголовные дела. Причем при­сяжные решают лишь вопрос о виновности или невиновности под­судимого, а меру наказания определяет судья.

Вся деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. В этой связи суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни тем более исполнительная власть. Суд на основе закона, принимая решение, может лишить человека свободы и даже жизни за совер­шение преступления, распустить политическую партию, отобрать у юридических или физических лиц собственность, лишить недос­тойного родителя родительских прав и др.

Судебная власть как независимая ветвь предполагает судейское самоуправление. Только высшие советы магистратуры, общегосу­дарственные советы судей, высшие квалификационные судейские коллегии могут решать вопросы об отстранении судей от работы, повышении их в должности и перевода на другое место работы, о наложении на них взысканий.

Формирование судов происходит различными способами. Так, в большинстве штатов США судьи избираются гражданами, а Верховный суд назначается президентом с согласия сената. В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского са­моуправления - верховными советами магистратуры, в Великобри­тании - лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии, состав которой не оглашается.

Назначаются судьи либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста. Например, в Ве­ликобритании до 72 лет, в Японии до 65 лет, а после чего обязаны подать в отставку, либо на определенный срок, на 5-10 лет. В то же время судьи могут быть досрочно смещены с должности за недос­тойное, порочащее поведение или даже за совершение преступле­ний, однако делается это в особом порядке - органами судейского самоуправления, либо при их участии.

В связи с предоставленными судьям полномочиями, в том числе по решению судеб людей, к ним предъявляются высокие требования. Очевидно, что судья должен отвечать профессиональным требовани­ям, т.е. иметь высшее юридическое образование и иметь определен­ный стаж работы на других юридических должностях, обладать высо­кими моральными качествами (незапятнанная репутация и отсутст­вие судимости), иметь определенный жизненный опыт для чего, на­пример, во Франции судьями назначаются лица не моложе 40 лет.

Статус судей определяется важнейшим принципом их несменяе­мости. Это означает, что судья не может быть досрочно смещен с должности, за исключением случаев, когда он недостойно вел себя или совершил преступление. Одновременно он может уйти в от­ставку по собственному желанию.

Известен также и принцип: судьи независимы и подчинены только закону. В то же время признаются принципы их деполитизации.

Существует несколько видов судебных органов, которые осущест­вляют определенные задачи правосудия.

1) Общие суды - суды общей юрисдикции, рассматривающие гра­жданские и уголовные дела, трудовые споры и др.

Схема судов общей юрисдикции:

- первоначальное звено: мировой судья, полицейский судья, участ­ковый судья и т.д.;

- основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.;

- апелляционное звено: апелляционный суд, высокий суд и т.п.;

- верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т.п.

Эта примерная схема в каждой стране конкретизируется по-своему, и какого-то из отмеченных звеньев может и не быть.

Суды общей юрисдикции составляют основу судов четырех систем: англосаксонской (англо-американской), европейско-континентальной (романо-германской), социалистической и мусульманской.

Англосаксонская судебная система - эта система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, в работе которых широко используется судебный прецедент, несколько сни­жающий роль законодательства.

Здесь в судебном процессе судья пассивен, он только ведет засе­дание, а в уголовных делах, поскольку полномочия судьи и присяж­ных разделены, не решает вопроса виновности. Решение присяжных о виновности подсудимого принимается большинством или едино­гласно. В зависимости от вердикта присяжных судья назначает под­судимому наказание или оправдывает его. Одновременно судья мо­жет и оспорить вердикт в вышестоящем суде.

Социалистическая судебная система определяется выборностью всех судей и народных заседателей; равенством прав судей и народных заседателей; совпадением границ судебных округов и административно-территориальных единиц.

Мусульманская судебная система строго персонифицирована: в мусульманском суде рассматриваются дела только единовер­цев или лиц, согласившихся на такой суд; процесс осуществ­ляется по канонам шариата; здесь нет присяжных и народных заседателей; в большинстве мусульманских стран процедуры обжалования судебных решений не существует.

Вместе с тем в некоторых странах, например, в Нигерии, сущест­вуют вышестоящие мусульманские суды, куда можно подать апел­ляционное обжалование.

2) Специальные суды: трудовые, по земельным и водным спорам, военные (для военнослужащих), коммерческие (по торговым делам),
претензионные, суды по делам малолетних. В таких судах дела рас­сматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей.
Они, как правило, не имеют вышестоящих подобных себе судов. В тоже время, например, в Германии система специальных судов имеет
иерархическую структуру, при которой можно подать апелляцион­ное обжалование в вышестоящий специальный суд.

3) Административные суды, рассматривающие споры граждан с органами государства в лице чиновников по вопросам управления в
связи с нарушением прав граждан. Суды такого рода иногда обра­зуются при министерствах и других органах управления, но, как правило, составляют единую систему административных судов. Так, во Франции, Швеции и других странах имеются верховные админи­стративные суды.

4) Суды обычного права - это племенные суды, в работе которых принимают участие вожди, старейшины, военачальники. Они рас­сматривают споры взрослых членов племени по вопросам использо­вания пастбищ, земли, лесов и даже некоторые вопросы семейных
отношений на основе обычаев племени. Решения этих судов можно обжаловать в судах общей юрисдикции.

5) Конституционные суды в странах континентальной Европы за­нимают особое место в судебной системе, которые в некоторых кон­ституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция).

Судебная власть — это одна из трех ветвей публичной власти, власти государства. Основным направлением ее деятельности является рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть в системе политической власти, в отличие от законодательной и исполнительной характеризуется децентрализацией: она осуществляется комплексом судов низовых до центральных. Совокупность всех судов данного государства называется юстицией, а совокупность вопросов их компетенции — юрисдикцией (впрочем, существуют и другие ходы к определению этих понятий). Правосудие осуществляется судами в соответствии с нормами процессуального права, гарантирующими соблюдение прав человека и способствующими установлению истины по каждому конкретному делу. Таким образом, роль судебной власти в демократическом обществе, состоит в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в естественном, так и в позитивном понимании.

Конституционные принципы судебной власти - это закреп­ленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. В конституциях демократических государств они имеют много общего. Названные принципы условно можно подразделить на две группы: на принципы организации судебной системы и принципы деятельности судов, иначе говоря - на принципы судоустройства и судопроизводства.

К числу важнейших принципов судоустройства относятся: 1. Независимость судей и их подчинение только закону. Дан­ный принцип означает недопустимость вмешательства в суде отправление правосудия от имени народа и с участием населения. Данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается участием граждан, не являющихся профессиональными судья. Народные заседатели избираются населением, а присяжные отбираются методом случайного, а осуществляемого, как правило, самими судами. Кассация же означает лишь провер­ку соблюдения закона, и при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но иным составом судей. В обоих случаях обжалованы, могут быть лишь не вступившие в силу судебные постановления. Вступившие в силу постановления обжалуются в чрезвычайном порядке. В англосаксонских странах применяется апелляционное обжалование, а в европейских обыч­но действует апелляционный порядок обжалования по второй ин­станции и кассационный — по третьей.

Обязательность судебных решений, вынесенных в стране, на всей ее территории.

Вторая группа принципов судебной системы — это принципы, касающиеся процедуры деятельности судов, или принципы судо­производства. К их числу относятся:

1. Гласность судебного разбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто: в присутствии публики, доступ которой на заседания судов должен быть свободным. Лишь по специальному постановлению суда на основаниях, указанных в законе, может быть проведено закрытое судебное слушание. Этот принцип направлен на предотвращение произвола и коррупции судебной власти.

2. Связанность судей только законом требует, чтобы при вы­несении решения суд ссылался прежде всего на закон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, решение долж­но приниматься в соответствии с законом.

3. Конституционность судебных решений. Данный принцип появился с возникновением конституций в формальном смысле и института конституционного контроля. Он означает недопусти­мость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе норм законов, противоречащих конституции.

Понятие и виды судебных систем в зарубежных странах. Квазисудебные органы.

Теоретическое и законодательное понимание судебной системы и судебной власти во многих странах охватывает не только собственно суды, но и органы и учреждения, содействующие су­дебной власти: органы судейского сообщества, расследования, прокуратуру, адвокатуру. Вместе с тем органы конституционной административной юрисдикции, а также государственные органы, существую­щие в ряде стран для осуществления правосудия над высшими должностными лицами, не включены в некоторых конституциях судебные системы. Например, в Конституции Франции 1958 года новы статуса Конституционного совета, судебной власти, Высокой палаты правосудия и Палаты правосудия Республики. При всем многообразии подходов к их сочетанию и взаимодействию можно выделить централизованную и децентрализованную модели децентрализованной судебной системы.

Примером централизованной судебной системы, существующей в федеративном государстве, является судебная система ФРГ, где суды субъектов федерации одновременно являются ни­жестоящими инстанциями федеральных судов.

Судьи и присяжные (народные) заседатели в зарубежных странах. Обвинение и защита, судебное следствие.

В обобщенном виде система судов юрисдикции включает следующие звенья:

первичное звено: мировые судьи, рассматривающие мелкие споры; основное звено: окружные суды, районные суды и т.п., рассматривающие большую часть правовых споров по первой инстанции.

Как уже подчеркивалось, в некоторых федеративных государ­ствах (США) субъекты федерации имеют собственные судебные системы, аналогичные федеральной системе судов, то есть ука­занные звенья судов существуют параллельно в масштабах всей страны и в каждом субъекте федерации.

Организация судов строится в ряде стран по специальным су­дебным округам, границы которых не совпадают с границами политико-административных единиц.

Срок полномочий судей является достаточно длительным. Он составляет, например, в Венгрии, Румынии, Франции девять лет, в Португалии, Марокко - шесть лет. Следует обратить внима­ние на то, что конституции обычно устанавливают срок полномо­чий именно судей, а не органов конституционного контроля в целом. При этом, правда, некоторые конституции предусматри­вают, что состав органа конституционного контроля обновляется постепенно, например в Болгарии на V3 каждые три года.

Организация работы органов конституционной юстиции мо­жет быть различной.. Некоторые из них принимают решения толь ко на пленарных заседаниях. Другие включают различное число структурных подразделений, которые принимают решения от имени органа конституционного контроля. В ФРГ это два сената, в Польше — составы в количестве трех или пяти судей.

14.​ Общие конституционные принципы организации и деятельности судов в зарубежных странах.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.

На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:

1) судебная власть – составная часть системы разделения властей;

2) основы организации судебной системы;

3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;

4) основы правового статуса судей.

Характерными чертами судебной власти являются:

1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);

2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.

Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве:

1) охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны;

2) роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения;

3) осуществление судебного (конституционного, административного) контроля;

4) политико-репрессивную функцию;

5) поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере.

В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться.

Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие.

Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.).

Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:

1) независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону);

2) осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом);

3) запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу);

4) гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц);

5) мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).

15.​ Конституционные принципы осуществления уголовного процесса в зарубежных странах.

Наиболее широкое распространение в судопроизводстве современных государств получили две формы процесса: смешанный и состязательный.

Смешанный процесс получил свое наименование благодаря своему компромиссному характеру. С одной стороны, в нем нашли отражение прогрессивные демократические принципы уголовного судопроизводства (устность, гласность, состязательность, непосредственность), а с другой, - сохранились отдельные элементы исторически более ранних форм уголовного процесса, в частности инквизиционного, что проявляется в виде различных ограничений процессуальных прав обвиняемого и защиты.

Смешанный процесс (в странах континентальной системы). Для последнего характерно соче­тание состязательного, устного, гласного судебного разбирательства и отдельных элементов обвинительного процесса (в основном, на досудебных стадиях).

Смешанная форма уголовного процесса характерна в настоящее время для многих государств капиталистического мира (Франция, Германия, Италия, Испания, Япония и др.).

Состязательный процесс характерен для государств с англо-саксонской системой права. Существенные черты: 1)отделение функций судьи от функций обвинения и зашиты; 2) состязательность, гласность и устность судебного разбирательства; 3)оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи; 4)введение суда с участием присяжных заседателей.

Состязательная форма уголовного процесса распространена в настоящее время в странах англо-саксонской системы права (Великобритания, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия и др.)

Принципы уголовного процесса как некие общие идеи, лежащие в основе производства по соответствующим судебным делам:

1) Законность как принцип признается всеми. Но под ней нередко понимаются разные вещи:

• это требование неуклонного соблюдения конституции и законов (иногда к ним добавляют и подзаконные акты);

• к этим источникам в последние годы стали часто присоединять еще и предписания норм и принципов международного права;

2) Непосредственность:судьи сами принимают участие в установлении истины по делу. Они могут задавать вопросы, требовать пояснений, обращать внимание на противоречия, имеющиеся в деле, решать вопрос об истребовании дополнительных доказательств по делу.

3) Устность: судопроизводства означает, что все процессуальные действия совершаются в устной форме, в том числе исследование письменных доказательств, допрос свидетелей, объяснение сторон и третьих лиц. Все вопросы задаются устно, а не письменно.

2) Презумпция невиновности -

Всеобщая декларация прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах: Конвенция о защите прав человека и основных свобод:

"Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности защиты" (ч. 1 ст. 11). "Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону" (ч. 2 ст. 14).

Своеобразные подходы к определению юридического значения презумпции невиновности можно наблюдать и в других странах, например:

• Уголовно-процессуальный кодекс Бельгии не распространяет полностью действие презумпции невиновности на уголовные дела о т. н. формальных преступлениях (связанных с нарушением или несоблюдением каких-то конкретных, предусмотренных в нормативных актах правил). В основу таких дел кладутся протоколы, составляемые чинами судебной полиции, показаниям которых закон придает особое доказательственное значение. Чтобы не быть осужденным на основании такого протокола, обвиняемый обязан представить доказательства, опровергающие содержащееся в протоколе утверждение о допущенном нарушении правил.

3) Состязательность и равноправие сторон, по-разному понимаются в группах стран, придерживающихся, с одной стороны, англосаксонских правовых традиций, а с другой - правовых традиций, характерных для стран континентальной Европы.

В первой из названных групп стран состязательность часто теоретически изображается как реализация равных юридических возможностей по отстаиванию своих прав и интересов сторонами, спорящими в суде, и обособление суда в нечто возвышающееся над таким спором и принимающее итоговое решение по нему.

В связи с этим судьи-профессионалы наделены всеми необходимыми полномочиями, позволяющими активно влиять на ход такого разбирательства. Для этого им предоставлены весьма широкие возможности, пожалуй, более широкие, чем судьям судов стран континентальной Европы. Достаточно обратить внимание на право американского или английского судьи отменить вердикт присяжных и назначить новое рассмотрение дела, привлечь к строгой ответственности (до шести месяцев ареста, а при определенных условиях - и свыше) за неуважение к суду, которое может выразиться не только в неприличном поведении по отношению к судье, но и, скажем, в непредставлении или несвоевременном представлении по его требованию важного доказательства, а равно во многих других действиях.

Что касается стран второй группы (страны континентальной Европы), то здесь состязательность тоже признают в качестве принципа уголовного процесса. Но при этом не скрывают, что данный принцип в полной мере проявляет себя лишь на судебных стадиях. До поступления дела в суд состязательность прослеживается, как правило, в ограниченных пределах. На этих стадиях преобладают, как широко признается во многих уголовно-процессуальных источниках стран данной группы, инквизиционные (розыскные) начала - отсутствие широкой гласности, письменность, ограниченность прав обвиняемого и т. д.

В связи с характеристикой состязательности в уголовном процессе стран континентальной Европы важно иметь в виду, что для стран данной группы весьма распространенным является признание высокой степени важности 4)"принципа официальности" (principle ex officio) - почти эквивалента того, что российские юристы называют принципом публичности. Его суть состоит в возложении обязанности возбуждения и поддержания уголовного преследования лиц, совершивших преступления, как правило, на компетентных должностных лиц государственных органов (часто ими являются прокуроры - ministere public). Мнение потерпевшего по данному поводу учитывается в весьма ограниченных случаях. Обычно это дела о преступлениях небольшой тяжести типа российских дел частного обвинения. Но возможны изъятия и иного порядка. Например, УПК Нидерландов предусматривает необходимость согласования прокурором вопроса о целесообразности начала уголовного преследования несовершеннолетнего (с образовательными учреждениями), неплательщика налогов (с налоговыми органами) и т. д.

5) Право обвиняемого на защиту стало процессуальным институтом, прочно завоевавшим в течение XX столетия повсеместное признание в качестве важнейшей гарантии, ограждающей от произвола и ошибок властей тех, кого привлекают к уголовной ответственности.

6) Гласность (открытость) разбирательства уголовного дела в суде тоже признается одним из принципов уголовного судопроизводства во всех странах. Этот принцип, как и другие, нередко закрепляется в конституциях, где они есть. Упоминание о нем можно встретить и в неоднократно называвшихся международных документах.

Страны континентальной Европы после ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод стали придерживаться несколько иных правил. В ст. 6 этой Конвенции сказано: ". Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия

Англия

Английский уголовный процесс строится на основе принципа состязательности. Такая конструкция предполагает следующую дифференциацию: функция обвинения (возбуждение уголовного дела перед судом, собирание обвинительных доказательств, поддержание обвинения в суде): функция защиты (собирание оправдательных доказательств, защита в суде): функция суда (обеспечение соблюдения сторонами правил судебного спора, решение вопроса о виновности, определение меры наказания).

Франция

Судебное разбирательство. Судебный процесс ведется устно, гласно, в состязательной форме. Однако это не исключает возможности слушания дела в отсутствие обвиняемого. Рассмотрение уголовных дел по первой инстанции происходит в судах присяжных, (дел о преступлениях), в исправительных трибуналах (дел о проступках), в полицейских трибуналах (дел о нарушениях).

16.​ Общая характеристика Конституции США; история принятия, структура и характерные черты.

Читайте также: