Советская концепция нового политического мышления конец холодной войны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поиск возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США — М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Во-первых, предполагалось признать, что ядерная война будет катастрофой для всего человечества, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих программ сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

Во-вторых, новое политическое мышление определяло высшим приоритетом обеспечение выживания человечества, решение глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием освободившихся стран. Учитывая, что эти проблемы можно решить только объединенными усилиями всех народов, главной целью политики становилось взаимодействие государств, создание между ними атмосферы доверия.

В-третьих, предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния, найти баланс интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.

Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий, дал согласие на вывод своих войск с территории бывшей ГДР.

Мы опоздали на 10 лет и 150 миллиардов долларов.

Л. Гарднер, американский историк

В 1954 году Вьетнам был временно разделён на две части Женевскими соглашениями, завершившими колониальную войну Франции в Индокитае. Предполагалось, что будут проведены свободные выборы, после которых обе части воссоединятся. Однако по ряду причин проведение выборов было сорвано.

С 1957 года в Южном Вьетнаме коммунистические партизаны вели вооружённую борьбу против проамериканского правительства Нго Динь Зьема, сорвавшего выполнение Женевских соглашений.

В 1959 году руководство Демократической Республики Вьетнам (Северный Вьетнам) приняло решение оказать военную помощь повстанцам, поскольку мирные пути объединения страны зашли в тупик.

К 1964 году США оказывали возрастающую поддержку южновьетнамскому правительству, предоставляя оружие и военных советников для ведения боевых действий против партизан НФОЮВ (Национальный Фронт Освобождения Южного Вьетнама), однако ещё не принимали непосредственного участия в войне.

Партизанская война в Южном Вьетнаме (1957 – март 1965)

Полномасштабное военное вмешательство США (март 1965 -1973)

Вечером 4 августа в Тонкинском заливе был тропический шторм. Когда уже стемнело, радары американских эсминцев стали показывать приближение неопознанных судов. К этому моменту капитаны эсминцев уже получили по разведывательным каналам предупреждение о возможном нападении северовьетнамских катеров. Радары показывали, что к эсминцам приближается более десятка неизвестных объектов, и американские корабли открыли огонь. Поднятые с авианосца самолёты не обнаружили в районе двух эсминцев никаких других кораблей. В условиях шторма и темноты никто из состава экипажей эсминцев визуально не наблюдал что-либо, что можно было бы надёжно идентифицировать как северовьетнамский катер.

Согласно более позднему признанию самого Джонсона, идея бомбардировок территории Северного Вьетнама уже давно обсуждалась в правительстве и в качестве репрессивной меры, и как длительная кампания[9].

В августе 1964 г. правительство ДРВ предложило США начать переговоры с целью урегулирования военного конфликта. Мирная инициатива ДРВ осталась без ответа. Лишь 15 месяцев спустя Джонсон заявил, что предложение ДРВ не было серьезным и что сложившаяся к тому времени ситуация в Южном Вьетнаме не обеспечивала сильной позиции США на переговорах. В 1964 г. в Южном Вьетнаме, согласно официальным и быстро устаревавшим данным, было уже 23 ты с. американских военнослужащих, и разрабатывались планы использования военно-воздушных сил США против ДРВ.

Одной из важнейших проблем, возникших уже в 1966 г., была необходимость объяснить общественному мнению намерение президента и правительства еще глубже

На пресс-конференции 28 июля 1965 г. Джонсон заявил, что к концу года численность американских вооруженных сил во Вьетнаме достигнет 1 25 тыс. человек. На самом деле к концу 1965 г. во Вьетнаме находилось св. 200 тыс. солдат и офицеров. К концу 1968 г. вооруженные силы США во Вьетнаме насчитывали св. 560 тыс. солдат и офицеров. Согласно информации, официально объявленной правительством Джонсона, ежемесячные затраты на ведение войны во Вьетнаме составляли 800 млн долл. В середине 1966 г. группа сенаторов обратилась к видному американскому экономисту Э. Джейнуэю с просьбой прокомментировать сообщенные правительством данные о размере затрачиваемых средств на войну. Он заявил, что объявленная правительством сумма затрат не соответствует действительности и что на самом деле расходы составлял и от 2 до 3 млрд

долл. в месяц, или ок. 30 млрд долл. в год. Уже после того, как Джонсон покинул Белый дом, были опубликованы официальные данные, согласно которым затраты на войну во Вьетнаме к концу 1968 г. составили 75 млрд долл. В действительности военные расходы

США за пять лет, с 1964 по 1969 г. составили ок. 350 млрд долл., т.е. на 20% больше, чем за все годы ВМВ.

сопровождаться расширением зоны военных действий в ЮВА и усилением военного давления на Северный Вьетнам. В апреле 1970 г. Никсон объявил о выводе из Вьетнама еще 150 тыс. американских военнослужащих, а месяцем позже вооруженные силы США вторглись в Камбоджу и начали новую серию бомбардировок территории ДРВ.

Эскалация войны в Юго-Восточной Азии сопровождалась, однако, заметными изменениями в отношениях США с СССР и КНР. Разработку новой политики и новых подходов к американо-советским и американо-китайским отношениям возглавил

помощник Никсона по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджер.

В ноябре 1969 г. в Хельсинки начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, в декабре того же года администрация Никсона частично отменила эмбарго на торговлю с КНР. В апреле 1971 г. Вашингтон смягчил ограничения на поездки американских граждан в эту страну, приурочив это решение к посещению Пекина американской сборной по настольному теннису. Переговоры между представителями США, Южного Вьетнама и ДРВ в Париже, которые начались еще при Джонсоне, ограничивались в первые годы администрации Никсона взаимными обвинениями и протестами. Но они оказались полезными президенту, позволив ему продемонстрировать международной и американской общественности свое стремление

добиться мирного разрешения вьетнамского конфликта.

Необходимость такой демонстрации диктовалась дальнейшим ростом антивоенного движения в США, участившимися проявлениями несогласия с американской политикой в ЮВА со стороны целого ряда зарубежных стран и общим обострением международной обстановки.

В самих США с требованием положить конец войне выступал и уже миллионы американцев. В мае 1970 г. четыре студента Кентского университета в штате Огайо, участвовавших в антивоенной акции, погибли от пуль национальных гвардейцев. Их гибель, а также включение в зону военных действий США территории Камбоджи вызвали еще более активные демонстрации противников войны по всей стране. 1970 год явился

американскому вмешательству в Юго-Восточной Азии.

СМИ знакомили миллионы американцев с кровавыми подробностями ужасов войны во

Поиск возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США — М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.

Во-первых, предполагалось признать, что ядерная война будет катастрофой для всего человечества, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих программ сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

Во-вторых, новое политическое мышление определяло высшим приоритетом обеспечение выживания человечества, решение глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием освободившихся стран. Учитывая, что эти проблемы можно решить только объединенными усилиями всех народов, главной целью политики становилось взаимодействие государств, создание между ними атмосферы доверия.

В-третьих, предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния, найти баланс интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.

Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий, дал согласие на вывод своих войск с территории бывшей ГДР.

Мы опоздали на 10 лет и 150 миллиардов долларов.

Л. Гарднер, американский историк

В 1954 году Вьетнам был временно разделён на две части Женевскими соглашениями, завершившими колониальную войну Франции в Индокитае. Предполагалось, что будут проведены свободные выборы, после которых обе части воссоединятся. Однако по ряду причин проведение выборов было сорвано.

С 1957 года в Южном Вьетнаме коммунистические партизаны вели вооружённую борьбу против проамериканского правительства Нго Динь Зьема, сорвавшего выполнение Женевских соглашений.

В 1959 году руководство Демократической Республики Вьетнам (Северный Вьетнам) приняло решение оказать военную помощь повстанцам, поскольку мирные пути объединения страны зашли в тупик.

К 1964 году США оказывали возрастающую поддержку южновьетнамскому правительству, предоставляя оружие и военных советников для ведения боевых действий против партизан НФОЮВ (Национальный Фронт Освобождения Южного Вьетнама), однако ещё не принимали непосредственного участия в войне.

Партизанская война в Южном Вьетнаме (1957 – март 1965)

Полномасштабное военное вмешательство США (март 1965 -1973)

Вечером 4 августа в Тонкинском заливе был тропический шторм. Когда уже стемнело, радары американских эсминцев стали показывать приближение неопознанных судов. К этому моменту капитаны эсминцев уже получили по разведывательным каналам предупреждение о возможном нападении северовьетнамских катеров. Радары показывали, что к эсминцам приближается более десятка неизвестных объектов, и американские корабли открыли огонь. Поднятые с авианосца самолёты не обнаружили в районе двух эсминцев никаких других кораблей. В условиях шторма и темноты никто из состава экипажей эсминцев визуально не наблюдал что-либо, что можно было бы надёжно идентифицировать как северовьетнамский катер.

Согласно более позднему признанию самого Джонсона, идея бомбардировок территории Северного Вьетнама уже давно обсуждалась в правительстве и в качестве репрессивной меры, и как длительная кампания[9].

В августе 1964 г. правительство ДРВ предложило США начать переговоры с целью урегулирования военного конфликта. Мирная инициатива ДРВ осталась без ответа. Лишь 15 месяцев спустя Джонсон заявил, что предложение ДРВ не было серьезным и что сложившаяся к тому времени ситуация в Южном Вьетнаме не обеспечивала сильной позиции США на переговорах. В 1964 г. в Южном Вьетнаме, согласно официальным и быстро устаревавшим данным, было уже 23 ты с. американских военнослужащих, и разрабатывались планы использования военно-воздушных сил США против ДРВ.

Одной из важнейших проблем, возникших уже в 1966 г., была необходимость объяснить общественному мнению намерение президента и правительства еще глубже

На пресс-конференции 28 июля 1965 г. Джонсон заявил, что к концу года численность американских вооруженных сил во Вьетнаме достигнет 1 25 тыс. человек. На самом деле к концу 1965 г. во Вьетнаме находилось св. 200 тыс. солдат и офицеров. К концу 1968 г. вооруженные силы США во Вьетнаме насчитывали св. 560 тыс. солдат и офицеров. Согласно информации, официально объявленной правительством Джонсона, ежемесячные затраты на ведение войны во Вьетнаме составляли 800 млн долл. В середине 1966 г. группа сенаторов обратилась к видному американскому экономисту Э. Джейнуэю с просьбой прокомментировать сообщенные правительством данные о размере затрачиваемых средств на войну. Он заявил, что объявленная правительством сумма затрат не соответствует действительности и что на самом деле расходы составлял и от 2 до 3 млрд

долл. в месяц, или ок. 30 млрд долл. в год. Уже после того, как Джонсон покинул Белый дом, были опубликованы официальные данные, согласно которым затраты на войну во Вьетнаме к концу 1968 г. составили 75 млрд долл. В действительности военные расходы

США за пять лет, с 1964 по 1969 г. составили ок. 350 млрд долл., т.е. на 20% больше, чем за все годы ВМВ.

сопровождаться расширением зоны военных действий в ЮВА и усилением военного давления на Северный Вьетнам. В апреле 1970 г. Никсон объявил о выводе из Вьетнама еще 150 тыс. американских военнослужащих, а месяцем позже вооруженные силы США вторглись в Камбоджу и начали новую серию бомбардировок территории ДРВ.

Эскалация войны в Юго-Восточной Азии сопровождалась, однако, заметными изменениями в отношениях США с СССР и КНР. Разработку новой политики и новых подходов к американо-советским и американо-китайским отношениям возглавил

помощник Никсона по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджер.

В ноябре 1969 г. в Хельсинки начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, в декабре того же года администрация Никсона частично отменила эмбарго на торговлю с КНР. В апреле 1971 г. Вашингтон смягчил ограничения на поездки американских граждан в эту страну, приурочив это решение к посещению Пекина американской сборной по настольному теннису. Переговоры между представителями США, Южного Вьетнама и ДРВ в Париже, которые начались еще при Джонсоне, ограничивались в первые годы администрации Никсона взаимными обвинениями и протестами. Но они оказались полезными президенту, позволив ему продемонстрировать международной и американской общественности свое стремление

добиться мирного разрешения вьетнамского конфликта.

Необходимость такой демонстрации диктовалась дальнейшим ростом антивоенного движения в США, участившимися проявлениями несогласия с американской политикой в ЮВА со стороны целого ряда зарубежных стран и общим обострением международной обстановки.

В самих США с требованием положить конец войне выступал и уже миллионы американцев. В мае 1970 г. четыре студента Кентского университета в штате Огайо, участвовавших в антивоенной акции, погибли от пуль национальных гвардейцев. Их гибель, а также включение в зону военных действий США территории Камбоджи вызвали еще более активные демонстрации противников войны по всей стране. 1970 год явился

американскому вмешательству в Юго-Восточной Азии.

СМИ знакомили миллионы американцев с кровавыми подробностями ужасов войны во

В 1969 г. обостряются отношения СССР и Китая. КНР выдвинула территориальные претензии к СССР на 1,5 млн. кв. км. советской территории.

В результате инцидента на границе в районе острова Даманский с советской стороны погиб 31 пограничник и 14 было ранено. Всего потери СССР составили 152 человека (58 убитых и 94 раненых).

Обострение отношений с Китаем заставили руководство СССР пойти на улучшение отношений с Западом.

Политика разрядки

СССР и США договорились о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия, чтобы предотвратить появление новых держав, обладающих средствами массового поражения. В 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Впервые признавалось существование паритета (равенства) стратегических сил. Договор ОСВ-1 не останавливал гонки вооружений, т. к. разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие.

В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). В 1979 г. он был подписан, но не ратифицирован американским конгрессом.

В 1975 г. в Хельсинки проведено совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Был подписан Заключительный акт совещания, в котором были закреплены важные принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказа от применения силы.

В 1979-1985 гг. наступает новое обострение в международных отношениях. Обострение возникло в связи с попыткой расширения СССР сферы влияния путём ввода войск в Афганистан. Геополитическое равновесие было нарушено и Советский Союз обвинили в политике экспансии.

В ходе войны в Афганистане погибло почти 15 тыс. советских военнослужащих, более 50 тыс. были ранены.




События в Польше стали началом развала мировой системы социализма.

К середине 1980-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной.

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен Э. Шеварднадзе.

Были определены 3 основных направления внешней политики:

1) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение;

2) разблокирование региональных конфликтов;

3) установление тесных контактов с другими странами.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М.С. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Д. Бушем (ноябрь 1985 г. - Женева; октябрь 1986 г. – Рейкьявик; декабрь 1987 г. – Вашингтон; июль 1988 г. – Москва). Результатом сложных переговоров стало подписание вдекабре 1987 г. соглашения об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия.

В декабре 1988 г. М.С. Горбачёв объявил об односторонних сокращениях Вооружённых сил СССР на 500 тыс. человек.

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Предпринимались усилия по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва с Рейганом была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских Вооружённых Сил.

В 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации отношений и налаживании сотрудничества.

В 1989-1990 гг. произошло объединение Германии.

В ноябре 1990 г. Президенту СССР М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира.

Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи.

С распадом СССР в 1991 г. холодная война окончательно завершилась.

Противоречивые результаты нового политического мышления:

- Распад биполярной системы международных отношений.

- Развал социалистической системы в Восточной Европе.

- Сокращение обычных и ядерных вооружений.

- Усиление влияния США в мире.

- Ослабление влияния СССР в мире.

Задачи во внешней политике СССР:

1) устранение угрозы распада социалистического лагеря;

2) поддержка коммунистических режимов во всём мире;

3) нормализация отношений Восток-Запад (разрядка).

В 1969 г. обостряются отношения СССР и Китая. КНР выдвинула территориальные претензии к СССР на 1,5 млн. кв. км. советской территории.

В результате инцидента на границе в районе острова Даманский с советской стороны погиб 31 пограничник и 14 было ранено. Всего потери СССР составили 152 человека (58 убитых и 94 раненых).

Обострение отношений с Китаем заставили руководство СССР пойти на улучшение отношений с Западом.

Политика разрядки

СССР и США договорились о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия, чтобы предотвратить появление новых держав, обладающих средствами массового поражения. В 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Впервые признавалось существование паритета (равенства) стратегических сил. Договор ОСВ-1 не останавливал гонки вооружений, т. к. разрешал сторонам совершенствовать ядерное оружие.

В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2). В 1979 г. он был подписан, но не ратифицирован американским конгрессом.

В 1975 г. в Хельсинки проведено совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Был подписан Заключительный акт совещания, в котором были закреплены важные принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказа от применения силы.

В 1979-1985 гг. наступает новое обострение в международных отношениях. Обострение возникло в связи с попыткой расширения СССР сферы влияния путём ввода войск в Афганистан. Геополитическое равновесие было нарушено и Советский Союз обвинили в политике экспансии.

В ходе войны в Афганистане погибло почти 15 тыс. советских военнослужащих, более 50 тыс. были ранены.

События в Польше стали началом развала мировой системы социализма.

К середине 1980-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной.

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен Э. Шеварднадзе.

Были определены 3 основных направления внешней политики:

1) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение;

2) разблокирование региональных конфликтов;

3) установление тесных контактов с другими странами.

Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М.С. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Д. Бушем (ноябрь 1985 г. - Женева; октябрь 1986 г. – Рейкьявик; декабрь 1987 г. – Вашингтон; июль 1988 г. – Москва). Результатом сложных переговоров стало подписание вдекабре 1987 г. соглашения об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия.

В декабре 1988 г. М.С. Горбачёв объявил об односторонних сокращениях Вооружённых сил СССР на 500 тыс. человек.

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Предпринимались усилия по ослаблению регионального противостояния СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва с Рейганом была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских Вооружённых Сил.

В 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай, в ходе которого было официально объявлено о нормализации отношений и налаживании сотрудничества.

В 1989-1990 гг. произошло объединение Германии.

В ноябре 1990 г. Президенту СССР М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира.

Весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи.

Новое политическое мышление было объявлено в СССР в середине 1985 года. Примечательно, что в начале этого же года Михаил Горбачев говорил о консерватизме и приверженности традициям, прежде всего, во внешней политике. И всего через пару месяцев произошло изменение практически на 180 градусов. Для правильного понимания сути событий нужно уяснить, что новый подход касался исключительно взаимоотношений с другими государствами, и практически никак не затрагивал внутренние дела СССР.

Концепция нового политического мышления сводится к следующим пунктам:

  • Разделение мира на 2 лагеря (капиталистический и социалистический) признавался неэффективным. Новая концепция – мир един, целостен и неделим.
  • Отвергалась любая идея решения международных конфликтов силовым способом. Новая концепция – все проблемы должны решаться миром и дипломатическими методами.
  • Приверженность к государственным интересам и ценностям фактически отметалась. Новый подход – общечеловеческие ценности должны господствовать над всеми остальными. То есть, прямым текстом говорилось – интересы государства это ерунда, главное, чтобы мировые общечеловеческие ценности не пострадали. Причем соблюдение этих ценностей СССР возлагало исключительно на себя, а остальные – могут не соблюдать.

Это три составляющие, на которых базировалось новое политическое мышление. На первый взгляд – все они разумны. Но если оторваться от простых слов и рассмотреть вопрос с точки зрения геополитики и развития социализма – Горбачев фактически выступил в роли изменника Родины. Судите сами – в условиях борьбы социализма и капитализма Горбачев объявляется, что все достижения предыдущих правителей СССР и поколений людей, нужно признать неэффективными. Теперь якобы нужно со всеми помириться, разоружиться и спокойно жить, прославляя общечеловеческие ценности. Более того, признание факта, что мир стал однополярным, в условиях очень острого конфликта между США и СССР – это фактически признание того, что СССР уходит с мировой политической арены и признает господство США. Именно поэтому введение нового политического мышления в СССР со стороны Горбачева – настоящее предательство. Почему этому не помешала партия? КПСС была устроена так, что на всех ключевых постах были людей, которые заботились не об интересах Родины, а о том, чтобы удержать власть, в следствие чего практически во всем поддерживали Генерального Секретаря партии. Но вернемся в новому мышлению в политике и посмотрим, как оно развивалось в СССР.

Первые шаги новой политики

До 1985 года пост главы МИД (министерство иностранных дел) занимал А. Громыко. Причем должность эту он занимал на протяжении 30 лет. Перевести человека, который 30 лет работал с одним мышлением и приоритетами, на другие рельсы – крайне тяжело (если не сказать, что невозможно). Поэтому со сменой политического курса смешился и лидер этого министерства. Теперь за внешнюю политику СССР отвечал Э. Шеварнадзе. И сразу обозначим 3 главные задачи внешней политики СССР в условиях нового политического мышления:

  1. Поиск партнерства с США. То есть – идти на существенные уступки в одностороннем порядке только ради одобрительного взгляда Америки. Это и есть начало сдачи своих позиций.
  2. Разблокирование региональных конфликтов. На первый взгляд разумная вещь, но именно здесь лежат истоки таких региональных конфликтов, как Приднестровья, Чечня, Южная Осетия и другие конфликты.
  3. Помощь другим странам без навязывания им социалистического режима в качестве приоритетного.

Теперь остановимся подробнее на каждом из этих направлений.

Поиск партнерства с Соединенными Штатами

Налаживание отношений между СССР и США было нужно миру, поскольку беспрецедентная гонка вооружения была реальной угрозой миру. И в 1985 году страны впервые начали делать шаги навстречу друг другу, организуя, для начала, двусторонний диалог. В 1985 году Горбачев встречается с Рейганом в Женеве, а в 1986 году с Бушем-старшим в Рейкьявике. После этого последовал визит Председателя ЦК партии в Вашингтон в 1987, и президента США в Москву в 1988 году. Главная тема всех встреч на начальном этапе – разоружение стран. В дальнейшем речь шла уже об экономическом партнерстве

Новое политическое мышление подтолкнуло СССР к подписанию соглашения с США об уничтожении ядерного оружия до 2000 года. Как мы знаем – эти соглашения выполнены не были.

Историческая справка.

Отношения СССР и США при новом политическом мышлении

Разблокирование региональных конфликтов

В этой ситуации многие историки находят положительный аспект – вывели армию из Афганистана, прекратили тем самым бессмысленную гибель советских граждан (напомню, что вывод войск произошел 15 февраля 1989 года). После этого в декабре того же года последовало осуждение со стороны ЦК КПСС введение войск в Афганистан. Партия объявила это ошибкой. С точки зрения обывателя – все хорошо, война закончилась. Но с глобальной точки зрения эти события как раз в лучшей степени характеризуют новое политической мышление и перестройку. То, что раньше представляло собой государственные интересы, теперь стало ошибкой. И то, что раньше считалось ошибкой, - теперь стало государственным интересом. К чему привело это изменение позиции руководства СССР мы знаем…

Также необходимо отметить и другие шаги по разблокировки региональных конфликтов:

Вывод войск из Чехословакии

Отказ от поддержки социалистического лагеря

В результате переворотов во всех странах произошла смена власти и политического курса. Пришедшие политики выступили с резким осуждением СССР, а также объявили об изменении курса развития страны на 180 градусов (считай переход к капитализму, к покровительству США). Таким образом СССР добровольно утратило контроль над всей Восточной Европой, что очень пагубно сказалось на политическом весе страны. И способствовало этому именно новое политическое мышление.

Фактически Горбачев перечеркнул все плоды Великой Победы. Все рычаги влияния, которые СССР получил в результате победы над Германией, и в результате освобождения стран Европы, - были потеряны! Не прошло и 50 лет, а результатов победы не оказалось! За что погибали советские солдаты в Европе? За то, чтобы Горбачев и его команда наплевали на свою историю и начали развал страны? Но история еще назовет все имена мерзавцев, которые за это ответственны.

Историческая справка.

Итоги нового политического мышления

Новое политическое мышление имело следующие результаты:

Новое политическое мышление Горбачева это глупость космического масштаба, когда 1 человек сделал все, чтобы его Родина прекратила существование. Можно только гадать делалось это осознано или нет, но факт заключается в том, что именно из-за нового мышления в политике СССР утратил все, включая и статус государственности.

Какова была роль экономики?

Поэтому искать причину развала Союза нужно не в экономике (там было в целом все не плохо), а в элите, которая перестала думать о стране и мечтала стать собственником. Но об этом будем говорить в дальнейших материалах.

Суть новой политики

  • необходимость решения международных проблем и разногласий, основываясь на компромиссе, консенсусе интересов всех сторон, что создало бы благоприятную среду для развития сотрудничества и добрососедских отношений, а не постоянных угроз и нарастания вооружений;
  • отказ от противостояния идеологий, биполярности мира, двух враждующих политических система, признание мира единым и взаимозависимым; *на первое место ставились человеческие ценности, которые признавались важнее национальных, классовых, идеологических и т.д.; это означало отказ СССР от идеи социалистического интернационала.

Сама идея такой политики, проводимой новым советским руководством, не была нова: о подобных принципах писали такие известные ученые и политические деятели как И. Кант, М, Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др.

Готовые работы на аналогичную тему

  • улучшение и нормализация отношений с Западом;
  • скорейшее разрешение международных конфликтов;
  • активное экономическое и политическое сотрудничество с разными странами без идеологических ограничений и препятствий.

В 1990 г. было подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В одностороннем порядке СССР сократил свои военные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тыс. человек. Летом 1991 г. между Союзом и Штатами был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), по которому они сокращались на 40 %.

Экономическая политика Горбачева осуществлялась не слишком успешно, только усиливая уже существующий кризис, поэтому он надеялся, что успехи во внешней политике как-то компенсируют и сгладят впечатление от неудачной экономической деятельности. Это стремление вынуждало его идти на большие уступки американскому руководству, которое, пользуясь этим, выдвигало множество удобных для себя условий, с которыми Горбачеву приходилось соглашаться. Так, к примеру, СССР с большей готовностью, нежели Штаты, сокращал свои военные базы и опорные точки в европейских странах и уничтожал огромное количество обычных видов вооружений. Также, ухудшение экономического положения СССР все больше ставило его в зависимость от Запада, у которого советское правительство надеялось получить экономическую помощь.

В 1991 г. американский президент Д. Буш выдвинул советскому правительству "шесть условий", на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: развитие демократии, переход к рынку, создание федерации, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Это был первый случай, когда США ставили условия не только во внешней, но и во внутренней политике СССР.

Изменился способ отношений и со странами соцлагеря. Под давлением Горбачева в некоторых из них произошла смена состава руководства, а также внедрялась политика демократизации. В 1989 г. СССР начал выводить свои войска из государств Организации Варшавского договора, что вызвало рост антисоветских настроений. Произошла смена правительства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В ГДР после отставки Э. Хоннекера пала Берлинская стена и стали активизироваться призывы к объединению Германии.

В 1991 г. ликвидировались организации СЭВ и ОВД, что на деле означало распад соцлагеря.

В 1989 г. СССР начал вывод войск из Афганистана, а на II съезде народных депутатов Афганская война была признана грубой политической ошибкой. Тогда же начали выводить советские войска из Монголии. Кроме того, СССР поспособствовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи), что способствовало улучшению советско-китайских отношений. СССР и Китай восстановили приграничную торговлю, подписали ряд важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Также СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа и от поддержки режимов в Ливии и Ираке; во время кризиса в Персидском заливе в 1991 г. Советский Союз впервые встал на сторону США.

Результаты новой политики

Какие договоры по советско-американским отношениям в военной области действовали к началу 1980-х гг.?

Новое политическое мышление

Первые шаги советской дипломатии после избрания М.С. Горбачёва руководителем правящей партии были связаны с попыткой улучшить международную обстановку, избавить советскую экономику от бремени новых витков гонки вооружений.

Поиск диалога начался со встреч лидеров СССР и США — М.С. Горбачёва и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). На этих встречах было зафиксировано стремление сторон к исключению риска ядерной войны, но они не завершились конкретными договорённостями.

Отсутствие прогресса в улучшении международного климата подтолкнуло советское руководство на более существенные перемены в сфере внешней политики. Они были связаны с выдвижением в 1987 — 1988 гг. М.С. Горбачёвым идеи нового политического мышления.

Предполагалось признать, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению реальных политических целей. Делался вывод о необходимости радикального сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.

Новое политическое мышление провозглашало высшим приоритетом общечеловеческие, а не классовые или державные ценности.

Приоритет — первостепенная значимость.

Подчёркивалось, что внешняя политика должна служить решению глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой и развитием стран, освободившихся от колониальной зависимости.

Предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния. Главной целью дипломатии становилось обеспечение взаимодействия государств на международной арене, создание между ними атмосферы доверия.

В 1987 г. СССР принял решение начать процесс снижения уровня военного противостояния с ликвидации ракет средней и малой дальности. По соглашению, подписанному во время визита М.С. Горбачёва в США (декабрь 1987 г.), Советский Союз должен был уничтожить 1752 ракеты, Соединённые Штаты — 859 ракет такого же класса. Впервые лидеры Советского Союза согласились с тем, чтобы на его территории проводился контроль за выполнением принятых решений.

В декабре 1988 г. М.С. Горбачёв, выступая на заседании ООН, объявил об односторонних сокращениях советских вооружённых сил на 500 тыс. человек. Начались переговоры между странами НАТО и Организации Варшавского договора о взаимном сокращении вооружённых сил в Европе.

Соглашение, подписанное 19 ноября 1990 г., установило предельные уровни численности войск и основных видов вооружений в районе от Атлантики до Урала. Подчёркивалось, что участники соглашения больше не являются противниками, они подтверждают свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой друг против друга. В июле 1991 г. во время визита президента США Дж. Буша в Москву был подписан первый договор между СССР и США по сокращению стратегических вооружений (ССВ-1) примерно на 30 %.

Распад советского блока

Серьёзную полемику в обществе вызвали перемены в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана, обязался на деле уважать свободу социального и политического выбора его народов.

Глубинные перемены начались в странах Восточной Европы. Как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия поддерживать правящие режимы в Восточной Европе, повсеместно в странах Варшавского договора активизировались сторонники реформ, возникли оппозиционные силы. Политические партии, долгое время игравшие роль младших партнёров коммунистов, вышли из блока с ними. Коммунистические партии оказались в состоянии глубокого кризиса.


Советские войска возвращаются из Афганистана

Большое влияние на положение в Европе и мире оказали события в ГДР. Политический кризис усугублялся массовым бегством населения в Западную Германию. Командование советской группы войск в Германии но указанию из Москвы воздержалось от вмешательства во внутренние дела ГДР. Новые лидеры попытались наладить диалог с оппозицией, в частности удалив из Конституции пункт о руководящей роли партии. Они создали коалиции, ориентированные на демократические реформы. И всё же население ГДР в 1990 г. единодушно проголосовало за партии, выдвинувшие лозунг объединения ГДР и ФРГ.

В июле 1990 г. во время переговоров М.С. Горбачёва и канцлера ФРГ Г. Коля руководство СССР в основном приняло немецкие условия. Спорные вопросы, в частности о членстве единой Германии в военных блоках, оставили на усмотрение руководства Германского государства. В августе 1990 г. был подписан договор об объединении Германии.

С падением советской модели социализма в странах Восточной Европы по их настоянию весной 1991 г. были распущены Организация Варшавского договора и Совет Экономической Взаимопомощи. Восточноевропейские страны приступили к переориентации своих экономических связей на Запад, сокращая торговлю с СССР, что способствовало дальнейшему обострению его экономических проблем.

§ 41 Вопросы и задания

1 Почему руководство СССР придавало большое значение улучшению отношений со странами Запада?

2 В чём состоял смысл идеи нового политического мышления?

3 Какие соглашения между СССР и странами Запада были заключены в 1987—1991 гг.? Как они сказались на международном положении Советского Союза?

4 Какую позицию заняли лидеры СССР по отношению к переменам в Восточной Европе, в вопросах объединения Германии?

5 Почему внешняя политика М.С. Горбачёва вызывала критику в советском обществе?

Читайте также: