Профессиональная этика риэлтора кратко

Обновлено: 02.07.2024

Потребность в недвижимости (земля, жилище, помещении для работы) – одна из основных потребностей человека. Недвижимость – огромное материальное богатство, которое досталось нам от предшествующих поколений. Мы должны преумножить его и передать нашим потомкам.

Риэлтор своей профессиональной деятельностью способствует рачительному использованию недвижимости и тем самым преумножает богатство общества. Служение удовлетворению этих потребностей общества налагает на риэлтора более высокие обязательства, нежели другие виды коммерческой деятельности.

Осознавая свои обязанности перед клиентами, обществом и друг другом, риэлторы, обучаясь и систематизируя полученный опыт, постоянно повышают свой профессиональный уровень и делятся плодами своего опыта и обучения с другими. Они участвуют в построении цивилизованного рынка недвижимости, формируют общественное мнение путем ведения разъяснительной работы в средствах массовой информации, используют право законодательной инициативы и оказывают помощь соответствующим регулирующим органам с целью исключения практики, которая может бросить тень на доброе имя риэлтора или нанести вред обществу.

Риэлторы должны нести общую ответственность за свое доброе имя, добросовестно выполнять и совершенствовать стандартам своей профессиональной деятельности.

Осознавая, что профессиональное сотрудничество между риэлторами соответствует интересам потребителей риэлторских услуг, риэлторы:

  • стремятся эксклюзивно представлять клиентов;
  • не пытаются получить какое-либо нечестное преимущество над своими конкурентами.

Принимая настоящий Кодекс этики и Стандарты практики, риэлторы принимают на себя обязательство организовать свою профессиональную деятельность в соответствии с духом и буквой установленных принципов.

Основные понятия

Кодекс – Кодекс этики и Стандарты практики Международной Ассоциации Успешных Агентов.

Объект – недвижимое имущество, права на которое передаются или приобретаются.

Риэлтор, риэлторский статус – агент, брокер, агентство недвижимости.

Покупатель – лицо, приобретающее права на недвижимость (покупатель, арендатор, наниматель).

Продавец – лицо, уступающее права на недвижимость (продавец, арендодатель, наймодатель).

Клиент – лицо, прибегнувшее к услугам риэлтора и заключившее возмездный договор с риэлтором.

Участник – продавец/покупатель, не вступивший в договорные отношения с риэлтором.

Принятие предложения – предварительный договор между продавцом и покупателем о намерении и порядке совершения сделки.

Кооперативная сделка – сделка, в подготовке и проведении которой участвует более одного риэлтора, представляющих разные стороны сделки.

Представительский статус – совокупность прав, принадлежащих клиенту и передаваемых им риэлтору по договору об оказании услуг, договору представительства, по доверенности в связи с уступкой/приобретением прав на объект.

Эксклюзив, эксклюзивные права – представительский статус риэлтора, ограниченный сроком действия договора об оказании риэлторских услуг, по которому клиент принимает на себя обязательство не наделять другого риэлтора представительским статусом на тот же объект и отказывается в пользу риэлтора от самостоятельной уступки/приобретения прав на объект.

Общие положения

1.1. Обязанности, налагаемые Кодексом, распространяются на всех членов МАУА.

1.2. Права риэлтора по представлению интересов клиента ограничиваются его представительским статусом.

1.3. Представляя клиента, риэлтор принимает на себя обязательство действовать в интересах клиента в сделке с недвижимостью. Защита интересов клиента не освобождает риэлтора от обязанности честного обращения с другими участниками сделки.

1.4. Риэлтор должен рекомендовать клиентам или участникам сделки обратиться за профессиональной юридической помощью с другими участниками сделки.

1.5. Риэлтор обязан постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки и повышать знания законодательства и документооборота, а также практики применения законов.

1.6. Риэлтор не обязан оказывать услуги клиентам по вопросам, не входящим в его компетенцию.

2. Обязанности перед клиентами

2.1. Риэлтор, желая заключить (сохранить, продлить) договор об оказании риэлторских услуг с клиентом, не должен вводить его в заблуждение в отношении рыночной стоимости недвижимости и тех выгод, которые могут быть получены клиентом при помощи риэлтора.

2.2. Представляя продавца, риэлтор должен предлагать объект покупателям только по цене, согласованной с клиентом.

2.3. Риэлтор должен передавать предложения и контрпредложения сторон быстро и объективно вплоть до принятия предложения сторонами сделки.

2.4. После принятия предложения участниками риэлтор должен рекламировать объект, организовывать просмотры объекта покупателями, передавать новые предложения клиенту и контрпредложения от клиента только в том случае, если клиент вменит эту обязанность риэлтору в письменной форме путем оформления доверенности.

2.5. В интересах всех сторон сделки риэлтор должен:

2.5.1. стремиться полно и в письменном виде фиксировать факты, произошедшие в процессе подготовки и проведения сделки;

2.5.2. при подготовке документов, сопровождающих сделку и необходимых для ее совершения, излагать документы четким и понятным языком, полно и однозначно отражать достигнутые договоренности, обязательства сторон, дополнительные условия;

2.5.3. разъяснять клиентам правовые последствия принимаемых сторонами на себя обязательств;

2.5.4. после подписания многостороннего юридического документа выдать каждой подписавшей стороне по его экземпляру.

2.6. Риэлтор должен избегать преувеличения, введения в заблуждение или утаивания фактов, касающихся объектов, прав или сделки в целом.

2.7. Объявления, извещающие о продаже/аренде или обмене недвижимости, риэлторы вправе размещать на объекте лишь с ведома и письменного согласия клиента – продавца.

2.8. Риэлтор не вправе использовать конфиденциальную информацию о клиенте в свою пользу или в пользу третьей стороны без письменного согласия клиента.

2.9. Риэлтор может сообщить в установленном порядке конфиденциальную информацию о клиенте:

2.9.1. при наличии официального запроса уполномоченных органов или постановления суда;

2.9.2. для предотвращения противоправных действий со стороны клиента;

2.9.3. защищаясь от обвинения в незаконном поведении или нарушении Кодекса.

3. Специальные обязанности перед клиентами

3.1. Вступая в переговоры с целью заключения договора на представление интересов потенциального клиента, риэлтор должен сообщить последнему о принципах и практике сотрудничества с другими риэлторами.

3.2. Риэлтор должен своевременно информировать клиента обо всех ставших ему известными обстоятельствах и фактах, относящихся к готовящейся сделке и способных впоследствии привести к признанию сделки недействительной.

4. Обязанности перед общественностью

4.1. Риэлтор обязан предоставлять профессиональные услуги всем клиентам и участникам без дискриминации на основе расовой принадлежности, цвета кожи, национальности, религии, пола, умственных или физических недостатков, социального или семейного положения, профессии.

4.2. В своей рекламе риэлторы должны объективно отражать характеристики предлагаемых объектов, качество предоставляемых услуг, свой риэлторский статус.

4.3. Обладая представительским статусом и предлагая для продажи/аренды объекты, риэлтор должен указывать в своей рекламе наименование агентства недвижимости и свой статус.

5. Обязанности перед другими риэлторами

5.1. Риэлтор должен сотрудничать с другими риэлторами в интересах клиентов. Обязанность сотрудничать не налагает на риэлтора обязанности делиться вознаграждением или любым другим способом вознаграждать других риэлторов, сотрудничающих в кооперативной сделке.

5.2. Сотрудничающие риэлторы при первом контакте должны сообщить друг другу свой риэлтерский и представительский статус и подтвердить его до совершения сделки.

5.3. Риэлтор, наделенный продавцом представительским статусом, устанавливает условия предложения о возможном сотрудничестве с другими риэлторами, представляющими интересы покупателей.

5.4. Предложение о вознаграждении сотрудничающих риэлторов должно быть оговорено особо в предложении о сотрудничестве. Размер и условия выплаты вознаграждения определяются соглашением о сотрудничестве между риэлторами до принятия предложения клиентами.

5.5. Риэлтор не должен выступать с ложными, вводящими в заблуждение, дискредитирующими заявлениями о конкурентах.

5.6. Риэлтор должен проявлять лояльность и осмотрительность, комментируя общую политику другого риэлтора и/или его действия в конкретной сделке.

5.7. Прежде чем получить представительский статус риэлтор должен выяснить у клиента, не наделил ли он аналогичным статусом другого риэлтора.

5.8. Риэлтор вправе вступать в контакты с клиентами другого риэлтора только при наличии согласия последнего.

5.9. Риэлтор вправе заключить договор с бывшим клиентом другого риэлтора по окончании срока действия предыдущего договора.

5.10. Предложение риэлтором в рекламе или лично премий, призов, торговых скидок или других стимулов для потенциальных клиентов, даже если риэлтор при этом получает преимущество перед другими риэлторами, считается этичным при условии полного и четкого описания всех условий предложения.

5.11. Разногласия между сотрудничающими риэлторами по поводу стоимости объектов, условий проведения сделок, размера и условий получения вознаграждения за оказанные услуги, считаются этичными.

5.12. Сотрудничающие риэлторы должны разрешать возникающие между ними разногласия таким образом, чтобы не страдали интересы клиентов и деловая репутация членов МАУА.

В каждой профессии есть свои правила поведения, хорошего тона, особые табу, а иногда и довольно специфичные запреты. Не исключение и риэлторская среда — в кругах агентов по недвижимости действует своя профессиональная этика, о которой вы узнаете в подробностях ниже.

Например, между агентами нередки споры о долях при разделе комиссионных вознаграждений. Краеугольным камнем может стать вопрос, кому достанется интересный клиент, кто кому перешел дорогу, скрыл или исказил важную информацию и так далее. Бывают среди агентов недвижимости и случаи черного пиара, а иногда и откровенной клеветы. При этом сами клеветники зачастую не отдают себе отчета в том, в каком свете сами предстают перед клиентом и как сильно портят свою собственную репутацию.

Чтобы избежать подобных конфузов и неприятностей, важно не только иметь представление о профессиональной этике риэлторов, но и придерживаться ее законов.

В каждой избушке — свои погремушки

Примечательно, что единого свода правил поведения для риэлторов не существует — законы для агентов недвижимости варьируются в зависимости от региона, союза и ассоциации, к которой принадлежит тот или иной специалист.

Также в России в 2020 году начат переход на Международные стандарты качества брокерских услуг (REABS), разработанных Королевским институтом сертифицированных оценщиков (RICS) — уже 7 крупных игроков рынка недвижимости перешли на эти правила.

Каких правил должны придерживаться компании-участницы RICS

Ниже представлены 12 главных правил REABS, которых должны придерживаться риэлторы, имеющие сертификат RICS:

  1. Работать прозрачно, открыто, действовать по справедливости.
  2. Выполнять свои обязанности добросовестно, окружать клиента профессиональным вниманием, обеспечив услуги квалифицированного персонала.
  3. Действовать согласно букве закона и профессионального кодекса — максимально четко и доступно доносить до клиентов все условия сотрудничества, быть открытыми к предложениям, обсуждению возможных претензий, возмещению убытков.
  4. Всеми силами избегать конфликтов интересов, а при наличии оных решать возникшие споры максимально быстро, прозрачно и по справедливости.
  5. Избегать пристрастных и ангажированных суждений и действий в деловых отношениях.
  6. Гарантировать клиенту своевременное информирование по вопросам сотрудничества в доступной форме.
  7. Обеспечить объективность, достоверность и соответствие нормам морали всех маркетинговых активностей, включая рекламные материалы.
  8. Гарантировать сохранность, безопасность и страховку денежных средств, принадлежащих клиенту.
  9. Позаботиться о страховании профессиональной ответственности перед клиентом и партнерами от ошибок, человеческого фактора — принять все меры, чтобы защитить клиента от рисков и ущерба, который он может понести по вине риэлторской компании.
  10. Обеспечить понимание ваших обязательств перед каждой из сторон, чьи интересы вы, как риэлтор, являющийся членом RICS, представляете в процессе работы.
  11. Обеспечить клиенту доступ к достоверной информации о стоимости купли, продажи или аренды недвижимости и сопутствующих расходах на владение/ обслуживание объекта, исходя из положения дел на отраслевом рынке и других факторов.
  12. Обеспечить соответствие всех показов объекта пожеланиям и потребностям клиента, а также нормам безопасности всех сторон-участниц сделки.

Сертификат = качество и добросовестность?

Этический кодекс для агентов недвижимости разрабатывался с целью создания честного и открытого сообщества профессионалов, прозрачного сотрудничества и предоставления клиентам услуг. Для этого RICS требует от всех членов сообщества прохождения аттестации.

На первый взгляд, аттестат — безоговорочная гарантия профессионализма риэлтора, но и здесь возможны нюансы. Например, присоединиться к международным этическим стандартам RICS может любая риэлторская компания, в штате которой есть хотя бы один работник, прошедший соответствующую аттестацию и получившего аттестат.

Таким образом, обращаясь в такую контору, клиенты могут быть введены в заблуждение, ведь экзамен на соответствие международным стандартам качества пройден одним, а не всеми сотрудниками фирмы. Также на этой почве возможны спекуляции со стоимостью услуг под прикрытием этих сертификатов.

И пара слов об осведомленности

Далеко не все россияне, желающие купить или продать недвижимость, понимают преимущества приобщения риэлторской фирмы к REABS. Поэтому в основном такой сертификат будут стремиться получать крупные компании, работающие на международном рынке, так как эти регалии для заграничных клиентов имеют больший вес, чем для наших соотечественников. Рядовые фирмы, в основном сотрудничающие с российской клиентурой, могут не иметь такого сертификата, что совершенно не умаляет качества их услуг и профессионализма.

  • Наличие сертификата REABS в равной степени может говорить о высоком уровне всех специалистов компании или только одного.
  • Наличие сертификата REABS само по себе не гарантирует качества обслуживания в конкретной фирме.
  • Часть брокеров считает эту аттестацию простой формальностью — не все риэлторские конторы в принципе будут ее проходить.

Поэтому пока сложно судить, будет ли принадлежность агентства недвижимости к RICS свидетельством профессионализма или просто статусным атрибутом.

ОРИГИНАЛ ТЕКСТА ЗДЕСЬ
Подписывайтесь на наш Telegram канал . Лайки и репосты приветствуются! Также много полезной информации в наших аккаунтах Instagram и Facebook !

Как и любой другой профессии, в деятельности риэлтора или агента по недвижимости существуют свои нормы профессиональной этики, которых необходимо придерживаться.

Нередко риэлторы - конкуренты очерняют друг друга в глазах клиента, не подозревая о том, что создают, прежде всего неблагоприятное мнение о себе самом, о риэлторском бизнесе в целом.

Стоит ли удивляться, что мнение о риэлторах зачастую нелестное у большинства граждан.

Всего этого можно бы избежать при оказании Услуги риэлтора, соблюдая элементарные нормы профессиональной этики.

У риэлторов существует профессиональная этика.

Позвольте перечислить некоторые принципы, придерживаясь которых, можно не беспокоиться за свою репутацию профессионала в риэлторском деле:

• Риэлтор должен избегать конфликтов с коллегами по профессии и с клиентами, и не использовать в работе методы, противоречащие этике и общепринятым нормам морали;
• Риэлтору запрещено утаивать от клиента любую информацию, касающуюся его договора, либо искажать её;
• Риэлтор должен оказывать услуги вне зависимости от национальности клиента, его пола или религиозных убеждений, а также обязан защищать интересы клиента, предусмотренные договором;
• Не скрывать размеры своего вознаграждения от клиента;
• Нельзя использовать нездоровье клиента или его некомпетентность для получения материальной прибыли при проведении сделок с недвижимостью;
• Договор должен корректно содержать все условия сделки, заключаться в 2-х подлинных экземплярах, для риэлтора и клиента;
• Недопустимы некорректные, неправдивые или необъективные заявления или высказывания в адрес конкурентов;
• Риэлтор должен разрешать конфликты путем переговоров, обсуждений или в рамках действующего законодательства через суд;
• Никогда не допускать по отношению к своим клиентам и коллегам таких поступков, которых мы не хотели бы видеть по отношению к себе;
• Постоянно повышать качество работы, непрестанно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, в том числе путем обмена опыта с коллегами;

Абсолютная прозрачность и чистота сделки – это именно то, что привлекает клиентов, благодаря понятности и ощущения защищенности.

КОДЕКС ЭТИКИ.

Существование и деятельность риэлтерского сообщества невозможны без соблюдения корпоративной дисциплины и профессиональной этики. Для обеспечения честности и независимости в работе риэлтор обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм профессиональной этики риэлторов и лично соблюдать эти нормы.

Термин РИЭЛТОР появился, чтобы обозначить компетентность, справедливость, высокую мораль, исходящие из приверженности к возвышенным идеалам нравственного поведения в деловых отношениях.

Риэлтор своей практикой и суждениями обязан повышать имидж профессии риэлтора, а также профессионального объединения, членом которого он является.

Недвижимость - это базовая потребность человека, поэтому своей профессиональной деятельностью риэлтор способствует снижению рисков при проведении сделок с недвижимостью. Удовлетворение базовых потребностей общества налагает на риэлтора высокие обязательства с точки зрения морали и нравственности, и социальную ответственность на его деятельность.

Профессия риэлтор еще совсем молода в нашей стране, но несмотря на это, профессионал в сфере рынка недвижимости обязан стремиться ассоциировать ее с компетентностью, справедливостью, высокой моралью, исходя из приверженности к возвышенным идеалам нравственного поведения, системы ценностей в деловых отношениях. Профессионализм и отношение к труду, осознание своей социальной роли являются важными качественными характеристиками морального облика риэлтора.

Осознавая свои обязанности перед Клиентами, обществом и друг другом, Риэлторы, обучаясь и систематизируя полученный опыт, постоянно повышают свой профессиональный уровень и делятся плодами своего опыта и обучения с другими.

Они участвуют в построении цивилизованного и эффективного рынка недвижимости, формируют общественное мнение о профессии риэлтор путем ведения разъяснительной работы в средствах массовой информации, используют право законодательной инициативы и оказывают помощь соответствующим регулирующим органам с целью исключения практики, которая может бросить тень на доброе имя Риэлтора или нанести вред обществу.

Риэлторская деятельность – это социально-ответственный бизнес, это вид профессиональной деятельности в которой наличествует зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей.

Цель риэлторской деятельности направлена на предоставление клиентам профессиональной помощи, совершение клиентами законных и безопасных операций в сфере недвижимости, экономию сил и времени клиентов, обеспечение клиентам удовлетворения сотрудничеством с риэлторским объединением.

Принимая настоящий Кодекс этики, Риэлтор принимает на себя обязательства организовать свою профессиональную деятельность в соответствии с духом и статьями этого Положения.

ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД КЛИЕНТАМИ

Риэлторы должны нести солидарную ответственность за репутацию своей профессии. Риэлторы призваны добросовестно выполнять и совершенствовать стандарты своей профессиональной деятельности. "Дело чести" российского риэлтора-служение на благо и в интересах своего Заказчика (клиента). Риэлтор дорожит своей человеческой и деловой репутацией, выполняет обязательства по Договору.

Риэлтор обязан обладать профессиональными качествами, которые помогают ему взаимодействовать с Клиентом в интересах достижения цели Клиента . Риэлтор должен развивать навыки интернет-маркетинга по продвижению объектов, благодаря которым достигается Соглашение Сторон, называемое эксклюзивный договор. Согласно заключенным договорам Участник Соглашения берет на себя обязательства защищать интересы Клиента, что не освобождает его от обязательств справедливо обслуживать все стороны, участвующие в договоре.

В случае невозможности получения всех данных, необходимых для оказания услуг в соответствии с существующими требованиями, Риэлтор уведомляет своего Клиента и Контрагента о возможных последствиях неполучения необходимой информации или отказывается от оказания услуги.

Участник Соглашения для защиты клиентов должен заботиться о том, чтобы финансовые обязательства по сделкам были определены в письменном виде договором, отражающим точное соглашение сторон. Копия договора должна предоставляться по требованию каждой из сторон, участвующей в договоре.

Представляя интересы Клиента по Договору на оказание риэлторских услуг, Участник Соглашения совершает действия по поручению Клиента строго в соответствии с законодательством РФ и своими обязательствами по договору на оказание риэлторских услуг, заключенном в письменной форме.

  • представляя интересы Покупателя обязан защищать интересы и договариваться с агентом Продавца за самые лучшие условия для него. Риэлтор стоит на защите интересов доверившемуся ему Продавца. Его задача продать Объект быстро на взаимовыгодных условиях.

Риэлтор предоставляет бесплатный сервис Заказчику (Клиенту) в виде рекламы, лендинге, crm- программы и прочее.Риэлтор-профессионал не работает со скрытой комиссией, а основывается на договорных обязательствах. "Продает" свой профессинализм и навыки в сфере недвижимости.

  • умеет продавать свою услугу, руководствуясь своим профессионализмом, способствует снижению рисков при проведении сделок с недвижимостью. -Риэлтор предоставляет клиентам профессиональную помощь для совершения Клиентами законных и безопасных операций в сфере недвижимости.

Участник Соглашения должен избегать искажения или утаивания информации, имеющей отношение к недвижимому имуществу или сделке. Однако он не обязан передавать дополнительную информацию и консультировать по делам, выходящим за рамки договора.

Участник Соглашения не должен осуществлять профессиональные услуги, связанные с имуществом или его стоимостью, в которых он имеет существующую или предполагаемую заинтересованность, если такая заинтересованность специально не раскрыта перед всеми сторонами участников договора.

Риэлтор должен незамедлительно информировать Клиента и Контрагента обо всех, ставших ему известными обстоятельствах и фактах, относящихся к сделке, в том числе способных впоследствии привести возникновению у Клиента и Контрагента убытков и/ или утрате прав на объект у Клиента.

Независимо от уровня информированности Клиента, Риэлтор должен убедиться в правильном и однозначном понимании целей Клиента. Риэлтор обеспечивает понимание Клиентом его прав и возможностей, а также понимание обязанностей Риэлтора.

Риэлтор не имеет морального права заниматься деятельностью, связанной с незаконной практикой, выступает с рекомендациями о необходимости получения юридической консультации, когда того требуют интересы Сторон.

ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

Участник Соглашения не должен отказывать Клиенту в оказании профессиональных услуг по признакам их национальности, религиозных убеждений, физических недостатков,социального положения, пола. Риэлтор обязуется не принимать участия в планах или соглашениях по дискриминации личности по этим признакам.

Риэлтор должен по требованию Клиента предоставлять сведения и документы о своем профессиональном статусе, указывать в рекламе наименование компании.

ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД ДРУГИМИ РИЭЛТОРАМИ.

Осознавая, что профессиональное сотрудничество между Риэлторами соответствует интересам потребителей Риэлторских услуг, риэлторы стремятся эксклюзивно представлять Клиентов и не пытаются получить какое-либо нечестное преимущество над своими конкурентами.

Риэлтор не должен выступать с ложными, вводящими в заблуждение заявлениями о других профессионалах рынка недвижимости, дискредитирующих их коммерческую деятельность.

Риэлторы должны разрешать возникающие разногласия между собой таким образом, чтобы не страдали интересы Клиента и деловая репутация Сторон.

Риэлторы не должны предпринимать действия по реализации объекта недвижимости, в случае наличия у Клиента эксклюзивного Договора с другими Риэлторами.

Все разногласия и споры при недостижении договоренностей Риэлтор должен решать в арбитражном порядке, не затягивая судебные тяжбы.

Читайте также: