Илон маск и космос кратко

Обновлено: 04.07.2024

Астрономы еще в январе рассчитали место и время падения ракеты-носителя, которую сначала приписали Илону Маску и его проекту SpaceX, а затем китайскому космическому агентству. Обе стороны отказываются признавать космический мусор своим.

Обломок длиной примерно 12 метров и весом в 4,5 тонны упал в районе гигантского лунного кратера Герцшпрунг на скорости почти 10 тысяч километров в час. Это обратная сторона Луны, поэтому взрыв не был виден с Земли. Эксперты надеются получить максимум данных из снимков тлеющей воронки, выброшенной пыли и камней.

Ученые смогут определить по форме кратера, как ракета была ориентирована во время падения, перпендикулярно или параллельно поверхности. Ценную информацию для оценки изменений ландшафта Луны даст выброс тепла при ударе и количество расплавленных пород в воронке.

По словам ученых, удачно подвернувшийся эксперимент с ракетой позволит смоделировать удар и узнать, как такие происшествия влияют на планеты.

Полученную информацию о лунной поверхности используют для подготовки миссий на Луну, запланированных в ближайшем будущем.

Ранее ученые предположили, что к появлению у Земли спутника причастен Челябинский метеорит.

Основатель платёжной системы PayPal Илон Маск открыл амбициозную компанию SpaceX в 2002 году. Долго она была известна только в профессиональных кругах. Последние четыре года о ней говорят во всём мире.

У SpaceX сложилась репутация инновационной компании, движущей отрасль вперёд, а у её основателя Илона Маска — главного инноватора современности.

Разберёмся , из чего строится имидж важнейшей космической компании XXI века. Без соплей и слепого восхищения, но с парочкой мемов.

Коммерческий космос

Космос — прибыльный и амбициозный бизнес для избранных. В 2013 году на рынке коммерческих космических запусков доминировали Россия и Евросоюз. Оставшуюся незначительную часть делили США, Индии, Китая и Японии.

Коммерческий космос устроен так: 90 % от всех запусков приходится на телекоммуникационные спутники, оставшиеся 10 % – экспериментальные аппараты. Все они выводятся на геостационарную орбиту, расположенную ровно над экватором. Раньше все аппараты, запускающие спутники, были одноразовыми.

В августе 2017 года компания Илона Маска стала мировым лидером по числу гражданских запусков в год.

Кто чаще, удачнее и дешевле запускает спутники – тот и лидер. По крайней мере, по законам рынка. В 2017 году SpaceX в этом не было равных.

Как строится репутация космических программ

Позже СМИ узнали, что сборка произошла с ошибками потому что в тот день из-за болезни не работала кладовщица предприятия. Директор Воронежского механического завода Иван Коптев подал заявление об отставке по собственному желанию.

Величайшее шоу на Земле

За 16 лет существования SpaceX вошла в историю четыре раза:

  • Как первый производитель частного корабля, пристыкованного к МКС.
  • Как производитель самых эффективных по стоимости запуска ракет.
  • Как первая компания, реализовавшая возврат отработанной ракеты-носителя.
  • Компания, которая провела повторный запуск ракеты-носителя.

Интересно не только это. О старте российских, китайских или европейских ракет знают только увлечённые. Каждый шаг компании Илона Маска находит отзыв в СМИ и социальных сетях. Американский предприниматель вернул моду на космос, а запуск ракет превратил в шоу. На YouTube проходят прямые трансляции с нескольких ракурсов, а Илон Маск общается с аудиторией в Twitter.

Запуск прошёл успешно, породив волну шуток и заигрываний с темой. Посыпались и обвинения в бессмысленности нового достижения. Бизнесмен опроверг информацию, что запуск был PR-трюком, но ненавистников это не успокоило.

В 90-ые годы в России Артемий Лебедев доказал, что дизайн может быть интересным. Сегодня Илон Маск переизобрёл космическую индустрию.

Что дальше

Илон Маск много раз признавался, что его конечная цель — колонизация Марса. Задача амбициозная, однако Илон Маск опытный бизнесмен и прекрасно понимает свои возможности. Он много раз рисковал своей репутацией и выходил победителем.

Пока вместе со всем миром будем следить за его успехами. Вдруг и на наш век выпадет эта самая колонизация?

Международная космическая станция вот уже третий десяток лет приподнимает человечество над политическими дрязгами. Она пережила 2014 год. Станет ли фатальным для неё нынешний кризис?


Что сейчас происходит с МКС

Пока ничего. На фоне всем известных событий зазвучали громкие слова. Сначала президент США Джо Байден пригрозил уничтожить всю российскую аэрокосмическую промышленность, а потом глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин задал американской стороне вопрос, что они будут делать, если Россия обидится и уйдёт с МКС. По его словам, это в конечном итоге грозит обрушением 500-тонной станции на территорию США, Европы, Индии или Китая. Вскоре в "Роскосмосе" заявили, что "со скептицизмом" смотрят на продолжение сотрудничества на станции после 2024 года.

На сегодняшний день работа на орбите идёт как обычно. По словам руководителя пилотируемых программ NASA Кэти Людерс, пока не наблюдается никаких непосредственных признаков разрушения сотрудничества с Россией. Тем не менее в американском космическом агентстве начались размышления.

Почему уход России с МКС — большая проблема для станции

Вся работа Международной космической станции построена на взаимопомощи и взаимозависимости. Российский и американский сегменты нужны друг другу как воздух.

— Российский сегмент не может функционировать без электричества на американской стороне, а американская сторона не может функционировать без двигательных установок, которые находятся на российской стороне, — констатировал бывший астронавт NASA Гарретт Райзман.

Как корректируется орбита МКС

Включаются специальные двигатели, они придают станции ускорение и позволяют ей подняться или опуститься. Чаще всего надо подниматься. Это приходится делать регулярно по трём причинам. Первая: на высоте полёта МКС (это примерно 400 километров) не абсолютный вакуум, и частицы воздуха всё равно дают трение и понемногу замедляют станцию, а из-за этого она снижается. Вторая причина: маневрировать нужно перед стыковкой с очередным прибывающим кораблём. Третья причина — космический мусор, от которого всё чаще нужно уклоняться. В космосе столкновение даже с крошечным предметом крайне опасно, потому что предмет этот летит со сверхзвуковой скоростью.

Сейчас орбиту МКС практически всегда корректируют с помощью двигателей грузовых кораблей "Прогресс". Впрочем, иногда бывает так, что ни одного грузовика нет в наличии, и тогда включают двигатели модуля "Звезда", но это — крайний случай, потому что эти двигатели стараются максимально беречь. Во времена программы Space Shuttle использовали челноки, но эти времена давно прошли. Кстати, тогда приподнимать станцию приходилось чаще, потому что шаттлы не могли подняться выше 350 километров, а на этом уровне атмосфера уже плотнее, трение больше. Позже несколько лет помогали грузовые корабли ATV Европейского космического агентства, но, опять же, их с 2014 года больше не запускают, программа закрыта.

Есть ли альтернатива двигателям "Прогресса"

Единственное, что в последние годы использовали помимо российских грузовых кораблей, — это американский Cygnus от компании Northrop Grumman. Он впервые поднял орбиту МКС в 2018 году, сработал успешно. Поэтому сейчас в NASA пытаются понять, смогут ли обойтись этими грузовиками без "Прогрессов". А ещё один вариант, который рассматривают, — корабли Dragon Илона Маска. Как пишет Daily Mail, глава SpaceX многозначительно опубликовал логотип своей компании в ответ на вопрос Дмитрия Рогозина о дальнейшей судьбе МКС.

— Наши люди в SpaceX изучают вопрос, могут ли у нас быть дополнительные возможности, — сказали в NASA.

Но ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт в интервью Лайфу выразил уверенность, что надежды NASA на независимость от российских двигателей практически бесплодны.

В общем, да. Может быть, и удастся что-то там перенастроить, но такой вариант никогда не рассматривали. Это означало бы полное изменение самой конфигурации управления. Это невозможно, можно так сказать. Ожидать, что это может быть сделано, — даже не оптимизм, а фантастика

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН



Мне кажется, что до такого безумия, чтобы стрелять себе не то что в ногу, а прямо в грудь, не дойдёт. Это означало бы просто расстаться со станцией. Убить станцию собственными руками. Я считаю, что такое развитие событий не то что very unlikely, а определённо невозможно


Глава компании SpaceX Илон Маск написал в своем Twitter: Держись, Украина! А позже он добавил: А также мое сочувствие людям России, которые этого не хотят.

And also my sympathies to the great people of Russia, who do not want this

— Elon Musk (@elonmusk) March 5, 2022

Ранее мы сообщали о том, что в ответ на запрос министра цифровой трансформации Михаила Федорова, Илон Маск оперативно поставил в Украину терминалы Starlink. В ответ на помощь Украине Дмитрий Рогозин обозвал Илона Маска “мурло”.


Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤


17 лет назад в этот день была основана компания SpaceX — один из самых амбициозных стартапов в истории, созданный Илоном Маском для спасения человеческого рода путем межпланетной колонизации. Этой благой цели компания пока не достигла, но уже установила несколько вех, ставших историческими для всей космонавтики. В настоящее время она преуспевает в планомерном уничтожении традиционного рынка космических запусков. Inc. вспоминает ключевые моменты истории межпланетного бизнеса и разбирается, что еще и как скоро он преподнесет человечеству.


Предстартовая подготовка

С этих амбициозных публичных разглагольствований о достижении Марса и начался SpaceX. Своими речами Маск привлекал общественное внимание к теме освоения космоса, что должно было поспособствовать увеличению бюджетов НАСА и открыть возможности для сотрудничества с этой организацией. При этом с самого начала Маск был настроен предельно серьезно: он активно изучал рынок космических технологий и даже дважды побывал в России, обсуждая возможности закупки ракет-носителей, которые послужили бы средством доставки в его начинаниях.

2002–2005

К началу 2002 года Маск обнаружил, что при имеющихся технологиях о реальном полете на Марс не может быть и речи — независимо от размеров бюджета. При этом он также открыл, что себестоимость ракет-носителей не превышает нескольких процентов от тех цен, по которым их продают. Предприниматель понял, что может организовать собственное производство, попытаться снизить стоимость запусков и составить конкуренцию существующим поставщикам ракет-носителей. А со временем — достичь необходимого для полетов на Марс технологического уровня.

Первой в серии должна была стать 2-ступенчатая ракета-носитель легкого класса Falcon 1. Начало ее испытаний было запланировано на ноябрь 2003 года, однако SpaceX была ориентирована на самостоятельное производство до 85% всех компонентов ее космической техники и это сорвало график. Разработка двигателя и остального оборудования, проектирование корпуса, тестирование материалов — все эти процессы затянулись на несколько лет.

SpaceX в цифрах

млрд — оценка компании.

млрд — общий объем инвестиций.

>6 тыс.

— численность сотрудников.

— общее количество запусков (включая испытательные).

млрд — объем выполненных коммерческих контрактов.

млн — минимальная стоимость коммерческого запуска.

2006–2009

24 марта 2006 года SpaceX приступила к тестовым запускам Falcon 1. Штат компании на тот момент насчитывал всего 160 человек, общие инвестиции в проект за все время составляли $100 млн личных средств Маска. Первые испытания проходили на атолле Кваджалей (Маршалловы острова) и окончились неудачей — сразу после старта алюминиевая гайка датчика топливного давления дала течь из-за коррозии, выброс керосина привел к пожару в двигательном отсеке. Из-за потери давления двигатель отключился на 34 секунде полета, ракета упала в воду вблизи места запуска. После расследования инцидента все гайки заменили на аналоги из нержавейки, однако следующие 2 запуска это не спасло. В марте 2007 и августе 2008 года нашлись новые неожиданные причины для аварий — они были связаны с критическими сбоями в работе двигателей.

В августе 2006 года SpaceX победила в конкурсе программы НАСА Commercial Orbital Transportation Services. Компания получила $400 млн на разработку ракеты-носителя тяжелого класса Falcon 9 и многоразового корабля Dragon, предназначенного для доставки грузов на МКС.

28 сентября 2008 года, в свой 4 запуск, Falcon 1 стала первой частной жидкотопливной ракетой, достигшей околоземной орбиты.

В декабре 2008 года НАСА заключило со SpaceX контракт на сумму $1,6 млрд. Предметом сделки стала программа поставки грузов на МКС с помощью находившихся в разработке Falcon 9 и Dragon. Изначально было запланировано 12 полетов.

14 июля 2009 года SpaceX стала первой частной компанией, отправившей на орбиту коммерческий искусственный спутник — состоялся успешный запуск Falcon 1 с малазийским аппаратом RazakSAT на борту. В том же году программу Falcon 1 свернули — Маск решил сконцентрироваться на разработке Falcon 9, поскольку на запуски ракет тяжелого класса спрос был куда выше.


2010–2012

4 июня 2010 года с космодрома НАСА на мысе Канаверал (штат Флорида) впервые успешно стартовала ракета-носитель Falcon 9. Она доставила на земную орбиту муляж корабля Dragon.

8 декабря 2010 года на мысе Канаверал состоялся первый запуск Falcon 9 с настоящим кораблем Dragon. Транспортная капсула успешно достигла орбиты и затем вернулась на землю.

5 апреля 2011 года Илон Маск рассказал о разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса Falcon Heavy. Сделки на ее запуски SpaceX начала заключать уже с 2012 года, первый был запланирован на 2013 год. Однако разработка затянулась на долгие годы, часть обязательств пришлось покрывать запусками Falcon 9, а часть контрактов отобрали конкуренты.

В период с 22 по 31 мая 2012 года Dragon стал первым частным кораблем, пристыковавшимся к МКС. Он целую неделю находился в составе станции и затем был успешно возвращен на Землю.


2013–2014

В 2013 году предложение SpaceX при цене $56,5 млн за один коммерческий запуск Falcon 9 стало самым низким на мировом рынке. Цены конкурентов начинались от сумм далеко за $100 млн.

29 сентября 2013 года SpaceX приступила к посадочным испытаниям первой ступени Falcon 9. Для морских посадок использовались баржи с автономным управлением, для посадок на суше — специальные бетонные площадки.

В 2014 году на долю SpaceX пришлось 20% всех коммерческих запусков, состоявшихся в мире. При этом компании досталось 9 новых контрактов — ровно столько же, сколько и компании United Launch Alliance, американскому лидеру этого рынка, производящему ракеты Atlas и Delta.

29 мая 2014 года была представлена новая версия транспортного корабля, предназначенного для полетов на орбиту и МКС, — Dragon 2. SpaceX рассказала о разработке сразу двух его модификаций: беспилотной Dragon Cargo для доставки грузов и пилотируемой Dragon Crew для доставки экипажа. В сентябре того же года NASA заключила со SpaceX контракт стоимостью $2,6 млрд на завершение его разработки.


11 февраля 2015 года SpaceX осуществила свой первый запуск спутника за пределы земной орбиты. Falcon 9 успешно направила американский исследовательский аппарат Deep Space Climate Observatory на расстояние 1,5 млн км от Земли.

28 июня 2015 года произошла первая авария Falcon 9. Во время коммерческого запуска с кораблем Dragon на борту ракета-носитель взорвалась на 139 секунде полета из-за утечки гелия во второй ступени, обломки упали в Атлантический океан. В рамках миссии планировалось доставить на МКС около 2 тонн грузов, включая стыковочный узел американского сегмента станции.

21 декабря 2015 года SpaceX первой в истории космической индустрии успешно вернула ракету на Землю после орбитального запуска — первая ступень Falcon 9 совершила контролируемую вертикальную посадку на бетонную площадку мыса Канаверал.


8 апреля 2016 года после очередного орбитального запуска состоялась первая успешная посадка возвращаемой ступени Falcon 9 на автономную баржу в море.

6 мая 2016 года первую ступень Falcon 9 впервые успешно приземлили после запуска на геостационарную орбиту (она расположена на высоте 35,7 тыс. км от земной поверхности). Ранее все возвращения ступеней осуществлялись после достижения низкой околоземной орбиты (диапазон ее высоты — от 0,16 тыс. км до 2 тыс. км).

1 сентября 2016 года из-за неисправности баллона для сжатого гелия во второй ступени Falcon 9 взорвалась на стартовой площадке за 8 минут до запуска. Ракета готовилась вывести на геопереходную орбиту израильский телекоммуникационный спутник, он также разрушился при взрыве. Это стало второй и на настоящий момент последней аварией Falcon 9.

За 2016 год на долю SpaceX пришлось более 30% всех коммерческих запусков, состоявшихся в мире.


30 марта 2017 года SpaceX провела первый запуск с повторным использованием возвращенной ступени ракеты-носителя. Falcon 9 вывела на геостационарную орбиту люксембургский спутник связи, после чего ступень успешно посадили вновь.

3 июня 2017 года впервые повторно запущен корабль Dragon. Капсула, возвращенная после полета в 2014 году, пристыковалась к МКС, провела месяц в составе станции, после чего была вновь успешно возвращена на землю.

29 сентября 2017 года Илон Маск представил проект находящейся в разработке многоразовой ракетно-космической системы Big Falcon Rocket (в 2018 году переименована в Starship), предназначенной для полетов к Марсу. Планируется, что она также может быть использована для доставки грузов на орбиту и МКС.

По итогам 2017 года доля SpaceX на мировом рынке коммерческих космических запусков выросла до 45%. При этом компания впервые провела космические запуски для военных: в мае Falcon 9 доставила на орбиту спутник американского Национального разведывательного управления, а в сентябре — экспериментальный орбитальный самолет Boeing X-37 военно-воздушных сил США.


6 февраля 2018 года состоялся первый тестовый запуск Falcon Heavy. Ракета вывела на гелиоцентрическую орбиту личный Tesla Roadster Илона Маска. Возвращение первой ступени прошло с частичным успехом. У Falcon Heavy она состоит из двух боковых ускорителей — в качестве них были повторно использованы ступени Falcon 9, возвращенные после полетов в 2016 году, — и центрального блока. Ускорители успешно приземлились на суше, а центральный блок упал в воду вблизи плавучей платформы.

22 февраля 2018 года SpaceX приступила к развертыванию Starlink — глобальной сети телекоммуникационных спутников собственной разработки, предназначенной для обеспечения дешевого и высокопроизводительного интернет-канала. На орбиту были выведены 2 тестовых аппарата, в общей сложности компания планирует запустить 12 тыс. таких спутников к середине 2020-х годов. В СМИ появились заявления экспертов о том, что услуги спутниковой связи станут основным источником прибыли для SpaceX: в 2016 году этот рынок оценивался в $127,7 млрд, в то время как рынок запусков коммерческих спутников — лишь в $5,5 млрд.

11 апреля 2018 года состоялся первый коммерческий запуск Falcon Heavy. Ракета вывела на орбиту саудовский спутник связи, все части первой ступени были успешно возвращены.

23 мая 2018 года президент SpaceX Гвинн Шотвелл заявила, что компания уже несколько лет приносит прибыль. Оценка инвесторами на тот момент составляла $28 млрд.

В 2018 году конкуренты SpaceX не смогли серьезно удешевить свои услуги и на долю компании Илона Маска пришлась половина всех коммерческих запусков. Минимальная стоимость пуска Falcon 9 составила $62 млн, в то время как самый дешевый запуск ближайшего аналога — Atlas 5 от United Launch Alliance — обходился в $109 млн. Запуск Falcon Heavy был оценен в $95 млн—$150 млн (в зависимости от того, используется ли возвращенная ступень) против $300 млн—$400 млн за запуск сверхтяжелых аналогов вроде Delta IV.


2-8 марта 2019 года состоялся первый тестовый полет беспилотного варианта Dragon 2. Корабль успешно выполнил автоматическую стыковку с МКС. Планируется, что он полностью заменит Dragon первого поколения в 2020 году.

SpaceX: ближайшие 5 лет и дальше

В ближайших планах SpaceX — наладить повторное использование ступеней в течение 24 часов по их возвращении, после чего за счет эффекта масштаба сбить цены на порядок, до $5 млн—$7 млн за запуск. Впрочем, ни для одной из этих целей не озвучены конкретные сроки.

В следующем году SpaceX планирует приступить к пусковым испытаниям своего марсианского корабля. Они будут включать полеты на различные орбиты и возвращения. Если тестовые запуски пройдут успешно, уже к концу года Starship начнет заменять ракеты Falcon 9, Falcon Heavy и корабль Dragon.



В 2024 году Земля и Марс вновь окажутся в наиболее подходящем положении для запуска, так что если подготовка Starship затянется, весьма вероятно, что его первые беспилотные грузовые полеты состоятся именно в этот год. Если же SpaceX пошлет к Марсу корабли с грузами по графику, то в 2024 году настанет время для первого в истории пилотируемого межпланетного перелета. Первые колонисты наладят выращивание растений с помощью гидропоники и должны будут создать завод по производству топлива для обратных полетов на Землю. Сырьем станут марсианская вода, лед и углекислый газ.

2025–2050

Читайте также: