Сотрудничество стран снг в пенсионном обеспечении кратко

Обновлено: 04.07.2024

Социальное обеспечение – это система распределительных отношений, в рамках которой за счет некоторой доли национального дохода формируются и в дальнейшем расходуются фонды финансовых ресурсов для материального обеспечения граждан в старости, ввиду инвалидности, в случае потери кормильца, в прочих случаях, которые регламентируются действующим законодательством.

Если говорить о видах социального обеспечения, то стоит отметить, что они могут устанавливаться независимо от источников финансирования. На сегодняшний день социальное обеспечение, которое реализуется в различных формах, может способствовать стабилизации общества, исчезновению или размытию границ между различными социальными классами.

На современном этапе развития существуют такие виды социального обеспечения как:

  • Выплаты денежных средств в форме различного рода пособий. Также они могут выплачиваться в форме материальной помощи, которая в обязательном порядке характеризуется адресной направленностью и может быть предоставлена лишь некоторых категориям физических лиц;
  • Натуральный вид помощи. Такой вид социального обеспечения предполагает предоставление необходимых медицинских препаратов, различного рода лекарств, продуктовых наборов, детского питания, а также технические устройства для людей с ограниченными возможностями (например, слуховых аппаратов для глухих);
  • Предоставление различного рода льгот (на оплату коммунальных услуг, проезд в общественном транспорте и т. д.);
  • Оказание некоторых услуг. В рамках данного вида социального обеспечения осуществляется содержание граждан в домах престарелых, детских домах, интернатах для людей с ограниченными возможностями и т.д.
  • Возмещение различного рода расходов, которые непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи гражданам, их дальнейшим восстановлением после болезни, а также с оздоровлением, которое проводится в специализированных стационарах, санаториях или интернатах.
  • Единовременные материальные или нематериальные виды помощи, которые представляются в форме адресной помощи отдельным категориям людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для получения подобной помощи от государства ее соискателем должны быть представлены документы, перечень которых определяется в нормативных актах. Предоставление подобных документов направлено прежде всего на подтверждение неспособности некоторых групп населения в достаточной мере обеспечить себя вещами, лекарствами или продуктами первой необходимости.

Готовые работы на аналогичную тему

Сотрудничество стран СНГ в социальном обеспечении

На сегодняшний день сотрудничество стран СНГ в сфере социального обеспечении является актуальной темой, к которой довольно часто обращаются ученые и исследователи. Исследования сложившейся практики региональных международных организаций по защите прав отдельных групп населения на сегодняшний день является весьма востребованными, т.к. региональные механизмы учитывают специфические особенности развития конкретного региона, в связи с чем могут выступать в качестве дополнительной гарантии прав нуждающихся граждан, а также способны укреплять действие существующих на сегодняшний день международных стандартов защиты их прав.

Наиболее важной целью сотрудничества государств СНГ в сфере социального обеспечения можно назвать попытки уравнивание в правах прибывших в страну иностранных граждан с гражданами страны пребывания.

Следует отметить, что сотрудничество государств СНГ в сфере социального обеспечения в значительной степени отличается от наиболее развитых международно-правовых механизмов, например, существующим ограничением предмета регулирования. Например, в странах СНГ достаточно широко распространенно и неплохо проработано нормативное регулирование пенсионного обеспечения, однако, другие области социального обеспечения представлены лишь в некоторой степени.

Таким образом, регулирование социального обеспечения в рамках СНГ на сегодняшний день характеризуется некоторыми особенностями, которые в значительной степени выделяют его из общего комплекса направлений сотрудничества в сфере труда и социальных отношений.

Основные из этих особенностей:

  • Во-первых, с момента появлении СНГ приоритет в правовом регулировании был отдан прежде всего пенсионному обеспечению, прочие вопросы обеспечения социального характера стали предметом сотрудничества между государствами гораздо позже.
  • Во-вторых, особенностью, которое отличает сотрудничество стран СНГ по вопросам социального обеспечения, является тот факт, что оно получило свое оформление, прежде всего различного рода в соглашениях, которые предопределяют социальные и правовые гарантии.
  • В-третьих, для сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения на сегодняшний день специализация субъективного характера: значительная многосторонних соглашений определяет гарантии пенсионных прав для лиц, имеющих особый правовой статус, который связан с характером их профессиональной деятельности.

Среди прочих международных соглашений в сфере социального обеспечения можно отметить Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств, которая утверждена Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ. Так, в соответствии со статьей 40 Хартии государства -участники гарантируют лицам, которые проживают на их территории:

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

Вопросы пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее – Соглашение ).

Участниками Соглашения являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. В этой связи положения Соглашения от 13 марта 1992 года распространяются на отношения, которые не урегулированы указанным Договором. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из Молдавии и Грузии, регулируется другими соглашениями. С Азербайджаном подобных соглашений нет).

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осущест­вляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории России. Для иностранных граждан постоянное проживание на территории России подтверждается видом на жительство.

Для назначения трудовой пенсии также необходимо представить документ, содержащий дату прекращения выплаты пенсии в другой стране, - пенсионное дело либо справку из органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

При этом документы, представляемые гражданином для целей пенсионного обеспечения, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных це­лей при условии, что верность их перевода засвидетельствована:

  • нотариусами, занимающимися частной практикой;
  • нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями Российской Федерации.

О стаже

Для установления права гражданина государства - участника Соглашения на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на тер­ритории любого из государств - участников Соглаше­ния, а также на территории бывшего СССР в период до момента подписания Соглашения.

Периоды работы до 1 января 2002 года также учиты­ваются в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии, если страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались в соответствующие органы той страны, на территории которой гражданин работал.

Указанные периоды работы на территории госу­дарства - участника Соглашения подтверждает справка об уплате страховых взносов на обязатель­ное пенсионное либо социальное страхование, ко­торую выдают компетентные органы названного государства.

Исчисление пенсии

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, исчисле­ние пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж до 1 января 2002 года по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсион­ного страхования за 2000-2001 годы либо за любые шестьдесят месяцев подряд на основании документов, которые выдают в установленном порядке работодатели либо государственные (муниципальные) органы.

Заработок, полученный в государствах - участниках Соглашения, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях. Перевод национальной валюты производится по курсу на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

Если за период работы на территории государства – участника Соглашения оплата производилась не в национальной валюте, а в иностранной (например, в долларах США), то такой заработок не может быть принят для исчисления пенсии.

Сроки назначения пенсии

При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию в одном из государств-участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Но не более чем за шесть месяцев до места регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания гражданина в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем, если у него есть право на пенсию того же вида по законодательству Российской Федерации.

При обращении за пенсией впервые, она назначается в сроки, установленные российским законодательством, то есть с даты обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Данная тема касается вопросов пенсионного обеспечения лиц, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ- участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашения). Участниками Соглашения являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина.

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение трудовой пенсии гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, осуществляется при условии постоянного проживания этих граждан на территории России. Для иностранных граждан постоянное проживание на территории России подтверждается видом на жительство.

Для назначения трудовой пенсии также необходимо представить документ, содержащий дату прекращения выплаты пенсии в другой стране, - пенсионное дело либо справку из органа, осуществлявшего пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства.

Эти документы, выданные в надлежащем порядке на территориях государств – участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации. При этом документы, представляемые гражданином для целей пенсионного обеспечения, выданные на иностранном языке, принимаются для указанных целей при условии, что верность их перевода засвидетельствована:

- нотариусами, занимающимися частной практикой;

- нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, либо консульскими учреждениями Российской Федерации.

Для установления права гражданина государства – участника Соглашения на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств – участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР в период до момента подписания Соглашения.

Периоды работы до 1 января 2002 года также учитываются в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в трудовой (страховой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами российского пенсионного законодательства. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии, если страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались в соответствующие органы той страны, на территории которой гражданин работал.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения подтверждает справка об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное либо социальное страхование, которую выдают компетентные органы названного государства.

Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж до 1 января 2002 года, по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2000-2001 годы либо за любые шестьдесят месяцев подряд на основании документов, которые выдают в установленном порядке работодатели либо государственные (муниципальные) органы.

Заработок, полученный в государствах – участниках Соглашения, рассматривается как заработок, полученный на территории Российской Федерации. Размер пенсии исчисляется с учетом этого заработка на общих основаниях. Перевод национальной валюты производится по курсу на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 года.

При переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию в одном из государств – участников Соглашения , пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства. Но не более чем за шесть месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания гражданина в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем, если у него есть право на пенсию того же вида по законодательству Российской Федерации.

При обращении за пенсией впервые, она назначается в сроки, установленные российским законодательством, то есть с даты обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах.

- паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве;

- паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории России на 06.02.1992г.;

- вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

- Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

- Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

- Гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва , в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

- Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Телефон горячей линии управления ПФР

в Голышмановском районе Тюменской области:

Тюменская область, р.п.Голышманово,

Источник: Администрация Голышмановского муниципального района
Дата создания: 24.07.2015
Дата обновления: 24.07.2015

Читайте также: