Крепость кала корейш кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

По преданию, своим появлением крепость обязана курейшитам — это арабское племя, родом из которого был сам пророк Мухаммед. Защищенное высокой крепостной стеной, поселение расположено в стратегически удачном месте — на вершине труднодоступной горы, окруженной с трех сторон руслами пяти горных рек, а также крутыми обрывами.

История крепости

В Средние века Кала-Корейш являлся столицей крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства, — административно-политическим и культурным центром региона, очагом распространения ислама на Северном Кавказе. В те времена от крепости в трех направлениях вели так называемые уцмийские дороги (они были выложены с расчетом на колесный транспорт и укреплены подпорными стенами высотой до восьми метров).

Со временем, в XVIII–XIX веках, стали активнее заселяться равнинные районы Дагестана, соответственно, влияние Кала-Корейша постепенно уменьшалось. Последние жители были отсюда выселены в Чечню в советское время, в 1944 году. Впоследствии, вернувшись на родину после реабилитации, коренные жители обустраивались в городах или поселениях в предгорье. Так некогда процветавшая крепость превратилась, по сути, в село-призрак.

Архитектура села

Чуть дальше — старинное кладбище, где захоронены как знатные, так и самые обычные жители. Оно знаменито нетипичными для мусульман надгробьями — каменными саркофагами IX–X веков, украшенными орнаментом и надписями. Исследователи сходятся во мнении, что саркофагами отмечались могилы особенно отличившихся при жизни людей.

У подножия горы, к востоку от Кала-Корейша, сохранились развалины караван-сарая XIV–XV веков. Это сооружение также нетипично для Дагестана той поры, поскольку дагестанцы в поездках всегда останавливались на ночлег у знакомых, а не в гостиницах.

Легенда крепости Кала-Корейш

С крепостью Кала-Корейш связана красивая и печальная легенда. Рассказывают, что враги решили пробраться в село, когда все местные мужчины молились в мечети. Но им встретилась молодая девушка на лошади и с собакой, спускавшаяся к роднику. На узкой тропе отважная воительница сдерживала неприятеля. Собака подняла громкий лай, на который сбежались местные жители. Они прогнали незваных гостей, но девушка к тому моменту уже была мертва — ценой своей жизни она спасла соплеменников. И теперь у входа в крепость можно увидеть небольшой курган (считается, что девушка была похоронена именно здесь) и деревце, посаженное в память о храброй защитнице. На него по традиции каждый гость в знак почитания должен повязать платок или кусочек ткани. Существует версия, что эта история — отзвук легенд о кавказских амазонках. В частности, в старинных даргинских песнях (даргинцы — второй по численности дагестанский этнос после аварцев) упоминается о том, что вместе с женщинами хоронили их коней.


Кала-Корейш — дагестанская Атлантида, которая не ушла под воду, а напротив, вознеслась высоко над миром, надежно укрытая от чужих глаз горными перевалами. Когда-то давно село было столицей крупнейшего средневекового феодального владения — Кайтагского уцмийства. Увы, от этой исламской цивилизации остались только кладбище с могилами уцмиев XII−XIX веков и мечеть XI века. Но даже то немногое, что уцелело в селе за более чем тысячу лет существования, поражает воображение: надмогильные плиты со стихами и философскими изречениями, похожие на саркофаги надгробия с вырезанным на них мировым древом, покрытые кружевной вязью деревянные ворота мечети.


Эрмитаж впервые разместил выставку, на которой нет ни одного оригинала. Абсолютно все экспонаты — копии. Артефакты оцифрованы с помощью 3D-сканера с высочайшим разрешением и воссозданы с точностью до мельчайшей черточки. 3D-модели надгробных плит и дверей мечети можно потрогать, с помощью планшета — рассмотреть детали, воспользоваться наушниками или большим сенсорным экраном.


Научные работники обсуждали новые реалии, а древнее дагестанское село, неожиданно оказавшееся в фокусе внимания ученых XXI века, все так же хранило свои тайны, поделившись с нами одной сотой — или одной тысячной — из них.

Легенды и мифы древней крепости

У легендарного поселения и история соответствующая — круто замешанная на невероятных космогонических событиях. По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли. Как ни странно, в этой легенде есть доля правды: когда-то на месте Кавказских гор плескалось Сарматское море, а сами горы выглядели как острова. Но было это слишком давно — 10—14 миллионов лет назад.


Фото: Наталья Крайнова

— Это не более чем версия, — говорит Махач Мусаев, директор Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.


Фото: Наталья Крайнова

Он объясняет, что это обычная практика: когда правящая династия как бы легитимизирует свою власть, возводя свой род к героям, царям, мифическим персонажам, богам, пророкам.

Поэтому мы не знаем, когда именно было основано поселение и когда было завоевано арабами, да и были ли это арабы.


Надпись на надмогильной плите Ахсабара, сына Хиздана, XIII век

— Помимо текстов из Корана на плитах вырезаны отрывки из произведений поэтов разных стран. Так, на надгробии Амир-Хамзы (XVIII век) — стихи андалусского ханафитского ученого XI века Абу-Бакра ат-Туртуши. На других стелах встречаются тексты Фараздака — арабского поэта из Басры; Зейн аль-Абидина — правнука пророка, подвижника, философа, очень набожного человека, жившего в Медине в VII веке, — продолжает Мусаев.

Кала-Корейш — древний город высоко в горах, в труднодоступном месте, овеян легендами и загадками истории. Расположен город напротив Кубачей, в Дахадаевском районе Дагестана.

Когда-то давно село было столицей крупнейшего средневекового феодального владения — Кайтагского уцмийства. Увы, от этой исламской цивилизации остались только кладбище с могилами уцмиев XII−XIX веков и мечеть XI века. Но даже то немногое, что уцелело в селе за более чем тысячу лет существования, поражает воображение: надмогильные плиты со стихами и философскими изречениями, похожие на саркофаги надгробия с вырезанным на них мировым древом, покрытые кружевной вязью деревянные ворота мечети.

Кайтагское уцмийство

Кайтагское уцмийство — влиятельное феодальное государство Кайтагцев и южных Кумыков существовавшее на протяжении 14 веков с V по XIX века. Уцмийство занимало территории современных Кайтагского, Дахадаевского, районов и часть от Сергокалинского, Дербентского, и Каякентского районов.

Связь кайтагов и кумыков хорошо прослеживается в кайтагских коврах, которые теперь можно увидеть по всему Дагестану.

В начале нашей эры этот регион входил в состав Кавказской Албании с очень пестрым национальным составом, В III столетии сюда двинулись таты — переселенцы из сасанидского Ирана. Веком позже — вторглись племена гуннов, которые, однако, не тронули Кайтаг.

Владения Хайдака располагались в среднем течении реки Уллучай и входили в состав Хазарского каганата. Жители Хайдака вместе с хазарами сопротивлялись власти Сасанидов (иранский правитель назначал своих ставленников на должность малика Хайдака). А с VII века у них появился новый враг — принявшие ислам арабы.

Три религии

Пришлось снова посылать арабское войско, назначать нового правителя Хайдака и казнить всех, кто проявил нелояльность. В том числе и предводителя кайтагов из города Жалаги — Казанапа (Казанпара), который, как отмечали современники, был человеком очень жестоким и очень храбрым. Но и этот поход на Хайдак был не последним.

То что у кайтагцев в доисламский период было как христианство, так и иудаизм рассказывает камень, найденный на древнем городище у селения Жалаги. В процессе бесконечных войн с арабами сложилась очень интересная ситуация: в стране кайтагов одновременно сосуществовали три религии: иудаизм (поскольку это была вера хазар, в Хайдаке имелись целые села, где жили горские евреи), христианство и ислам. В X веке один из правителей Хайдака исповедовал все веры. В пятницу он молился вместе с мусульманами, в субботу — с евреями, а в воскресенье — с христианами.

Интересно, что после разгрома и падения Хазарского каганата, в кайтагский город Кахтан мигрировали 3 тысячи хазарских семей, которые прежде проживали в Итиле. По всей видимости, Кайтаг являлся одним из первых мест, куда переселились горские евреи и таты.

В XI веке власть кайтагского уцмия распространилась на соседние даргинские села. С тех пор Хайдак стал все чаще называться Хайдак-Дарго или Уцми-Дарго. Это наводит на мысль, что ведущую роль в кайтагском обществе стали играть этнические даргинцы.

Монгольское нашествие

В XIII веке Хайдак попал под власть монголов. И противиться этой власти уже не смог. Уцмий быстро понял, что сопротивляться новому мощному врагу опасно и бессмысленно. Он выбрал меньшее из зол — подчинился и стал хорошим вассалом.

Но поддержка ханов выходила кайтагам боком. Они послушно участвовали в походах, гибли в боях. А если выказывали хоть какое-то своеволие, на земли Хайдака врывались монгольские карательные отряды.

Еще более тяжелым стало положение Хайдака, когда наступило время нового великого завоевателя степей — Тамерлана. Охотясь за своим приемным сыном, неудачливым ханом Золотой Орды Тохтамышем, с которым уцмий был в большой дружбе, Тимур прокатился разрушительным смерчем по всему Хайдаку. Биографы великого хромца отмечали: хорошо, если спасся один из тысячи.

Тимур значительно проредил население Хайдага. Возросло количество межнациональных браков, народ получил сильное вливание тюркской и монгольской крови. В результате этого упомянутый выше османский путешественник и увидел вокруг себя сплошь монголоидные лица. Таковы были кайтаги в XVII веке.

В 1944 г. по приказу Сталина жителей Кала-Корейш насильно депортировали в Чечню в пустующие чеченские аулы. Люди вернулись в родные места только после десятилетнего периода, когда умер Сталин. Но они не возвратились в Кала-Корейш, предпочтя горным вершинам равнинную местность. Хотя, вероятно, посчитали, — жить в крепости как его хозяева, достойные былого могущества, уже не смогут…

Кала-Корейш — столица уцмийства

У легендарного поселения и история соответствующая — круто замешанная на невероятных космогонических событиях. По преданиям, основали село люди, приплывшие сюда во времена Всемирного потопа, а где-то в горах вмуровано в отвесную скалу железное кольцо, к которому и швартовались корабли.

Он объясняет, что это обычная практика: когда правящая династия как бы легитимизирует свою власть, возводя свой род к героям, царям, мифическим персонажам, богам, пророкам.

Для понимания мировоззрения самих кайтагцев приведу фрагмент истории, найденной на одном из кайтагских ресурсов :

Одна из славных страниц даргинского народа в мировой истории является опустошительный и карательный поход уцмия Кайтагского Хиздана (В русских летописях известного как Дюдень Щелканов, отец уцмия Ахсибара или Щелкана Дудентьевича), совершенный по просьбе его двоюродного брата - хана Золотой Орды Тохты, на Русь, и полное ее разорение сравниваемое историками по значимости с нашествием хана Батыя на Русь.

Верить ли этому источнику решать вам, но сам факт мифологизации истории видимо присущ источникам. связанным с уцмийством, а поэтому понять что же там было на самом деле очень сложно.

Уцмий Ахмадхан

Кайтагцам свойственно преувеличивать деяния известного уцмия Ахмед-хана, якобы он разгромил армию Петра, сразил в поединце Надир-шаха и т.д.

Крепость Кала-Корейш — одна из важнейших мусульманских святынь в Дагестане и в то же время весьма привлекательный экскурсионный объект. Это место для паломничества и историко-этнографических путешествий

Крепость Кала-Корейш — одна из важнейших мусульманских святынь в Дагестане и в то же время весьма привлекательный экскурсионный объект. Это место для паломничества и историко-этнографических путешествий.

Паломники и туристы

Паломники совершают сюда мини-хадж, чтобы поклониться древним могилам. Ведь основание крепости курейшитов (так переводится ее название) связывают с именами потомков Хамзы — дяди пророка Мухаммеда. Кала-Корейш считается одним из центров распространения ислама в Дагестане. В XI-XII веках город-крепость был са мым влиятельным духовным и политическим центром Кайтагского уцмийства (т.е. княжества) — огромного феодального владения, занимавшего территории южного и центрального Дагестана. Правители-кайтагцы в своей столице Кала-Корейш верши ли историю, а их воины-даргинцы в горных долинах и приморских районах контролировали торговый путь, соединявший Дербент и Закавказье с северокавказскими городами, итальянскими колониями Причерноморья и Золотой Ордой.





Сокровища страны гор



Экскурсия в село Кубачи и Кала-Корейш

Чтобы совершить хадж, паломник должен подняться на гору пешком. Путь от шоссе — чуть больше километра, но идти придется минут 30, ведь подъем довольно крут. Древняя столица расположилась на вершине неприступной горы. Поэтому в Средние века крепость была неуязвимой.

В отличие от паломника, простой турист имеет право не подниматься на гору пешком, а въехать на плато Кала-Корейш на внедорожнике. Но, чтобы получить максимум впечатлений, мы рекомендуем вам все же совершить пеший поход и своими глазами с разных сторон увидеть потрясающие горные пейзажи и величественные развалины, самим оценить уникальность военно-стратегического расположения крепости: с ее стен воины-дозорные могли контролировать пять речных долин. Также вы сможете увидеть древнюю дорогу — каменный горный серпантин, надежно укрепленный средневековыми строителями.

История крепости Кала-Корейш

О героической истории уцмийства и удивительных жителях Кала-Корейш вам поведает экскурсовод. Но, если вы приедете сюда без экскурсии, знайте, что поселение было основано в VII веке, быстро разбогатело и оставалось столицей вплоть до XVI века, когда князь перенес свою резиденцию в равнинную часть уцмийства. В XIX веке тысячелетняя история Кайтагского княжества закончилась. Город, потерявший свое стратегическое значение, постепенно приходил в упадок. Люди уезжали. А в 30 –х годах XX века поселение совсем опустело. До наших дней дошли руины древних построек и бережно сохраняемые жителями соседних аулов достопримечательности.

Достопримечательности в Кала-Корейш

В числе наиболее ценных объектов музейного комплекса Кала-Корейш — действующая Джума-мечеть с мирхабом XI-XII вв. ( памятник архитектуры федерального значения), Мавзолей кайтагских уцмиев (памятник истории и археологии регионального значения), расположенный на самой высокой точке горы, арабское кладбище IX-XIII вв. и саркофагообразное надгробие XIII-XIV вв. История города-крепости опубликована на официальном музейном стенде, вбитом в древнюю кладку одного из домов на центральной площади. Но написано там что-то несуразное.

Для любителей пеших прогулок — лабиринт древних построек и чистый горный воздух, наполненный целебным ароматом альпийских трав. Для полноты впечатлений от экскурсии выбирайте ясную погоду. Впрочем, солнечных дней в году в Дагестане бывает вполне достаточно.

Советы

Одевайте удобную обувь, головной убор и очки от солнца, пользуйтесь защитным кре мом — вы находитесь на высоте более 1000 м над уровнем моря. Возьмите с собой бутылку минеральной воды. Но если забудете, в Кала-Корейш всегда есть запас воды для паломников.

Как добраться:

До крепости Кала-Корейш можно добраться двумя путями: пешком и на внедорожнике. Но сначала надо попасть в горы. Для этого нужно поехать на машине или на маршрутке в сторону села Кубачи. Маршрутка несколько раз в день (в зависимости от заполнения) отъезжает от Северной автостанции Махачкалы.

Читайте также: