Состязание баха с французским клавиристом луи маршаном кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство - только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом. И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же их манит непостижимая тайна музыки. Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше 40 опер.

Американский пианист и композитор.

Русский композитор и пианист. Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.

Потрясающая овощная корзинка с сочной начинкой Очень интересный и вкусный овощной пирог, .

Подборка полезных книг для взрослых Человек учится всю жизнь. Иногда это связано со .

Венгерский яичный паштет с грецкими орехами Этот паштет очень вкусный. И готовится очень .

Пригодится? 10 бестселлеров по психологии Предлагаем "десятку" культо.

Салат "Майский" Слоеный салат из свежих овощей и куриной грудки. Готовится он из доступных про.

-Видео

David Guetta ft. Usher - Without You 31.08.2019 --> Смотрели: 0 (0) Подарки с поводом ))) 03.05.2019 --> Смотрели: 0 (0) Love Wins by Carrie Underwood 22.04.2019 --> Смотрели: 4 (1) Тихо всем ))) 25.02.2019 --> Смотрели: 1 (0) Заповедная зона 21.02.2019 --> Смотрели: 1 (0)

Главным оружием являлись развернутые интриги с вовлечением посторонних лиц. В центре одной из них оказался наш герой. Его пригласил в Дрезден тамошний капельмейстер, француз Волюмье, преследуя особую цель. У дрезденского капельмейстера земля горела под ногами. На пятки ему наступал соперник, да такой крупный, какого еще поискать.

Маршан, разумеется, проигрывал Баху по масштабу дарования (а кто бы не проиграл?), но вот общих мест ему как раз и не хватало. Его многие сочинения — порывистые, хаотичные, богатые красками — похожи не на выхолощенные салонные побрякушки, а на монологи психопата, насколько вообще возможно представить себе такой жанр в XVIII веке.

Своей непохожестью на современников Маршан даже немного напоминает жившего столетием ранее Джезуальдо ди Венозу, блистательного князя и убийцу неверной жены. Его музыка еще более нетипична для своего времени, и музыковеды до сих пор не смогли объяснить сей феномен. Его пытаются объяснить психиатры, у них это получается чуть лучше. Действительно, остальные известные академические композиторы людей не убивали.

Не опустился до убийства и Маршан, но все же он имел очень плохую репутацию. Еще в совсем молодом возрасте он публично оклеветал известного и уважаемого органиста Пьера Дандрие, обвинив того в присваивании чужой музыки. Тема плагиата продолжала волновать Маршана и дальше. Через некоторое время он сам присвоил чужое сочинение, да не какое-нибудь, а принадлежащее самому Куперену, прозванному Франсуа Великим.

Современники запомнили Маршана человеком неуравновешенным и вспыльчивым до крайности. Также он был страшно амбициозен, в отличие от Баха. Эти неприятные свойства характера не располагали к нему коллег. Он не мог рассчитывать на их помощь, как опять же Бах, и надеялся только на свой талант.

Справедливости ради стоит отметить, что Бог не обделил его предприимчивостью. Переехав из Невера в Париж, Маршан довольно скоро устроился сразу в несколько церквей, правдами и неправдами совмещая работу в них. Это получалось с трудом, ведь Париж в XVIII веке уже достаточно разросся. Очевидно, неверский органист имел достаточно быстрые ноги. Вершиной маршановской карьеры стала королевская часовня Версаля. Выше взлететь уже некуда. Теперь бы жить да радоваться, но несчастный характер испортил Маршану всю судьбу.

Он женился на Марии Анжелике Денис, происходящей из известного рода клавесинных мастеров, и очень скоро начал изменять жене. Ссоры приобретали все более тягостный характер. В ответ на упреки Маршан начал колотить супругу. Наконец, после очередной потасовки та пожаловалась на него королю, прося раздела имущества и опеки над тремя детьми. Примечательно, что на суде композитор пытался выгородить себя, обвинив свою вторую половину в безнравственности. Тем не менее суд приговорил Маршана к выплате Марии Анжелике достойного содержания, которое, по некоторым версиям, составляло половину его дохода. Этот факт привел его к депрессии, сделав совсем невыносимым в общении.

Надо заметить, Бах ехал в Дрезден не ради состязания. Он терпеть не мог всяческих конкурсов. Волюмье пришлось изрядно потрудиться, уговаривая его на участие. Дальнейшее описывается в различных источниках по-разному. То ли Волюмье дал возможность соперникам заранее тайно послушать друг друга. То ли один только Маршан наводил справки об игре соперника и слушал его инкогнито.

По одной из версий, Бах присутствовал в салоне на выступлении Маршана. Прослушав блестящие вариации на тему французской песни, немецкий органист дождался, пока француз встанет из-за клавира, и занял его место.

— Кто это? — спросила одна дама.

— Гость Волюмье, из какой-то тюрингской деревни, — ответил ее кавалер и добавил снисходительно: — Пусть поиграет.

Раздались первые аккорды. Знатные особы и не подумали прекратить разговоры. Фридеман надеялся услышать любимые отцовские хоралы, но вместо этого зазвучала французская песня, только что сыгранная Маршаном.

Как хоть выглядит эта французская партитура? Фридеман вдруг заметил, что пюпитр пуст, а в зале стоит мертвая тишина. Слушатели с интересом следили, насколько хватит памяти дерзкому выскочке — ведь все знали: пьеса Маршана только написана, и ее текста нет ни у кого, кроме автора. Бах, однако, воспроизвел до конца это непростое произведение, услышанное им один-единственный раз, но вместо завершения разразился собственной вариацией, по виртуозности превосходящей все маршановские.

Аристократическое общество зааплодировало. Первый королевский министр граф Флемминг удовлетворенно кивнул. Тут же к нему подскочил довольный Волюмье и что-то зашептал.

— А идея недурна! — вдруг неожиданно громко произнес граф и несколько раз бесшумно свел и развел ладони, как бы изображая аплодисменты.

Фридеман посмотрел на французского органиста. Тот загадочно улыбался, комкая длинными пальцами полу очень красивого камзола с тончайшими кружевами и золотым шитьем.

Уже в гостинице отец сказал: им с Маршаном назначили турнир, как в рыцарские времена. И на этом турнире соизволит присутствовать сам король.

— Ты боишься? — спросил Фридеман, но так робко, что никто его не услышал.

В день состязания стояла дождливая погода, и в зале зажгли все свечи, дабы пасмурное освещение не испортило настроения его величеству.

Фридеман думал почему-то не об исходе состязания, а о том красивом камзоле. Вдруг и ему когда-нибудь сошьют такой?

Таким образом, Баху пришлось одному занимать светлейшее внимание короля в течение целого вечера, и справился он с этим превосходно.

Фридрих-Август даже спросил композитора, как ему удалось достигнуть такого совершенства. Ответ Баха, вошедший во все известные источники, гласил:

— Мне пришлось прилежно трудиться, ваше величество. Если кто захочет быть столь же прилежным, тот сможет пойти так же далеко.

Потрясенный король немедленно назначил скромному веймарскому органисту дар с истинно королевской щедростью — в пятьсот талеров. Это равнялось двум годовым доходам Баха.

Правда, негодяя Маршана король все же оценил значительно выше. Ведь ему предлагалась придворная служба с постоянным годовым доходом в более тысячи талеров. Видимо, дар и оклад осмысливались королем по-разному, а делать некуртуазного Баха своим придворным музыкантом он не собирался.

Насчет отъезда или бегства Маршана мнения разделились. Большинство (среди них был сын Баха Филипп Эммануэль), разумеется, упрекало французского композитора в трусости. Но нашлись и те, кто объяснял произошедшее гордостью Маршана, посчитавшего ниже своего достоинства соперничать с каким-то неизвестным провинциалом.

Скорее всего, верно и то и другое, а главная причина кроется в психологических проблемах Маршана, сильно подпортивших ему карьеру на родине. При всем своем высокомерии и склонности к нечестным поступкам французский музыкант отнюдь не являлся холодным самодовольным баловнем. Его мучили приступы депрессии, сменяющиеся вспышками гнева. Да и в Германии он навряд ли чувствовал себя как дома, несмотря на феерический успех и признание в королевской семье. Слишком уж разный менталитет у французов и немцев.

Так, бессвязно бормоча, он бродит по комнате до самого утра. Ненадолго проваливается в полузабытье, из которого его вытаскивает звук почтового рожка. Он звучит трубой спасения для измученной души. Домой, во Францию! Маршан хватает вещи, выбегает на улицу и прыгает в уже отъезжающую почтовую карету, чтобы уже больше никогда не пересечь границу Священной Римской империи.

Маршан продолжал давать концерты по случаю. Его игра становилась все менее виртуозной, но глубоко проникала в сердца слушателей. Темп его жизни все замедлялся, отделяясь и отдаляясь от мирской суеты. Так в покое и смирении он и умер в Париже в 1732 году в возрасте 63 лет.

Перед смертью он, наверное, еще раз улыбнулся, вспомнив ту баховскую вариацию.

Бах же после несостоявшейся дуэли с французом стал личностью почти легендарной, что, по правде сказать, его вовсе не радовало. Он морщился всякий раз, когда при нем говорили о его победе, а к Маршану относился с искренним уважением.

Глава одиннадцатая ДУЭЛЬ

Глава одиннадцатая ДУЭЛЬ Теперь — сходитесь! Александр Пушкин. Евгений Онегин Сам Шкловский про это писал: «На диване сидела девушка. Диван большой, покрыт зелёным бархатом. Похож на железнодорожный. Я забыл про евреев. Сейчас только не думайте, что я шучу. Здесь же сидел

Глава 2 Дуэль с баварцами

Глава 2 Дуэль с баварцами Образовалась линия обороны Заволховского плацдарма стратегического значения. От села Лелявино до Дымно — 25 километров по реке Волхов, а в глубину, по центру на Мясной Бор, — 6 километров. Линия обороны была очерчена как бы боевым выгнутым луком,

Глава семнадцатая Дуэль умов

Глава семнадцатая Дуэль умов Хотя его авторитет теперь обрел определенную несокрушимость, он все-таки оставался уязвимым для нападок современников – как англичан, так и иностранцев. Одним из самых свирепых его антагонистов по-прежнему являлся Джон Флемстид. Сроки

Глава 9 ДУЭЛЬ СМЫЧКОВ

Глава 9 ДУЭЛЬ СМЫЧКОВ Свобода – наивысшее благо для мужчины. Паганини, 31 января 1820 года В одном из писем к Джерми – 25 февраля 1815 года из Милана – читаем следующее:«Лафон второй раз выступил в академии одного пианиста в „Ла Скала“, но там не набралось и трехсот слушателей;

Глава 21 Международная Авиационная Федерация

Глава 21 Международная Авиационная Федерация В 1963 году меня привлекли к работе на общественных началах в Федерацию авиационного спорта (ФАС) СССР, президентом которой тогда был знаменитый летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза генерал Владимир Константинович

Глава пятая. ДУЭЛЬ

Глава пятая. ДУЭЛЬ …Пробили Часы урочные: поэт Роняет, молча, пистолет… А. С.

Глава VII ДУЭЛЬ НА ЧЕРНОЙ РЕЧКЕ

Глава VII ДУЭЛЬ НА ЧЕРНОЙ РЕЧКЕ 1909 год навсегда остался в памяти Гумилёва двумя неприятными эпизодами, тесно связанными между собой. А начиналось все так хорошо. Весной 1909 года Гумилёв отправился на лекцию в Академию художеств, где повстречался с Максимилианом Волошиным.

Глава тридцать вторая. ДУЭЛЬ

Глава 8. ДУЭЛЬ БЕЗ ДУЭЛИ

Глава 8. ДУЭЛЬ БЕЗ ДУЭЛИ Толпа <…> в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости, она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе. А. С. Пушкин В жизни Александра

Глава 8 Дуэль

Глава 8 Дуэль В Любе уже начинает просыпаться чувственность, а Блок все твердит об отталкивающих, грубых, чувственных ритуалах служителей Астарты – богини любви, не знающей стыда. И о Той, другой Богине – о Душе Мира, Премудрой Софии, непорочной и лучезарной.(Ах, Соловьев,

Глава 7 Дуэль

ГЛАВА XX Дуэль

ГЛАВА XX Дуэль Настроение против Лермонтова. — Интрига. — Бал, данный молодежью пятигорским дамам 8 июля. — Недовольство балом представителей столичного общества. — Празднество, задуманное князем Голицыным. — Вечер 13 июля у Верзилиных и столкновение на нем между

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка запись закреплена

Как Иоганн Себастьян Бах "навёл ужас" на своего музыкального соперника Луи Маршана

Необыкновенное музыкальное дарование Баха, как исполнителя-виртуоза особенно проявились в Дрездене в 1717 году при весьма любопытных обстоятельствах.

Искусство Маршана до глубины души поразило всех — даже короля-курфюрста. Все единодушно решили, что французский виртуоз затмил собою всех немецких исполнителей… но…

Но тут вспомнили о Бахе, жившим в то время в Веймаре. Сможет ли великолепный немецкий органист сравниться с французским?

Иоганн Себастьян был вызван в Дрезден и допущен слушателем на очередной концерт Маршала при дворе.

В день концерта в большом собрании Маршан сыграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан взял последний аккорд, слушатели разразились громкими аплодисментами. Настала очередь Баха сесть за инструмент.

Неожиданно Иоганн Себастьян начал играть ту же самую арию, которую только что исполнял Маршан. Он услышал ее впервые, но безошибочно повторил все вариации и при этом играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим.
Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов.

Казалось, дальнейший спор, кто лучше — француз или немец - уже не имел смысла. Однако было решено, что музыканты сойдутся еще раз для музыкального состязания.

Но в назначенный день Маршан не явился. Позже выяснилось, что француз еще утром уехал из города, даже не сделав прощальных визитов, то есть — попросту сбежал, признав, таким образом, превосходство Баха.

Читайте также: