Состояние души после смерти человека в исламе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во многих религиях верят в загробное существование души. По особому толкуется жизнь после смерти в исламе. Это уникальная система взглядов, имеющая свои традиции и предписания. Священной книгой для мусульман является Коран, в котором и собраны все предписания. Однако, не всегда слова из него трактуют одинаково.

Понятие души в исламе

В религии верят, что в теле человека находится 2 души. Они неразделимы и существуют рядом там, где было предназначено Аллахом. Они подобно двойняшкам в материнской утробе.

  1. Рух аль-якза. Находится в теле, пока человек бодрствует. Когда покидает тело, он спит и видит сновидения.
  2. Рух аль-хаят. Когда она покидает тело, человек умирает, когда попадет в него, он живет. Так решил Аллах.

Познать их таинство мусульманину не суждено. Сам Бог предупредил об этом в хадисах. Плод наделяется душой по воле Аллаха еще в утробе матери, примерно на 80 день. Вдыхает в него жизнь ангел, которые записывает, сколько суждено прожить человеку, будет он счастливым или несчастным.

Главная цель жизни каждого мусульманина — познать Аллаха. Пустив его в душу, человек познает запретное и дозволенное. Нужно жить праведно, чтобы после физической кончины обрести вечное существование в райских садах.

Главная цель жизни каждого мусульманина — познать Аллаха.

Жизнь души в исламе после смерти называют ахиретом. Умерший проходит могильный суд, затем попадает в Барзах. Если мусульманин был праведным, то после Страшного суда попадет в Рай, который называется Джаннат. Там его ждут все блага и главное — лицезрение Аллаха.

А неверные и грешники обречены мучиться в огне и льду в Аду. Причем неверные обречены на вечные муки, а мусульмане могут искупить свои грехи и потом жить с Аллахом в райских садах.

Отношение к смерти

Все мусульмане веруют в ахирет — загробную жизнь. Ранее отказ от этой мысли приравнивался к отступничеству. В исламе земная жизнь считается лишь подготовкой к ахирету, где верным воздается за плохие и хорошие поступки. Т.е. мусульманин должен вести праведную жизнь, чтобы попасть в милость к Аллаху.

Существование ахирета делает земную жизнь осмысленной. Не стоит бояться смерти, потому что она естественна. Согласно Корану, мир всегда обновляется, поэтому на смену одним людям должны приходить другие. А смерть великого человека имеет еще большее значение, он обретает вечную жизнь в Раю.

Однажды один умирающий попросил Аллаха вернуть его назад, чтобы он рассказал другим, как прекрасно встречают верных. Но Бог отказался, сказав, что смерть необратима.

Смерть в исламе

Также мусульмане верят, что человек умирает каждый раз, когда спит. Его душа на время покидает тело, а потом попадает обратно по воле Аллаха. Но если он решит, что жизнь человека истекла, то наступает смерть.

Праведные люди даже не замечают, что прекратили существовать. Жизнь утекает из них легко, как вода из кувшина. Они чувствуют, что попадают в лучший мир. А грешники обречены на долгую смерть в агониях, расплачиваясь за плохие дела и отступничество.

Момент кончины

Смерть приходит к мусульманину по милости Аллаха, еще он призывает к человеку ангела смерти по имени Азраил. Он служит неким проводником между миром живых и мертвых, подсказывая душе, как поступить. В Коране его называют Маляк аль-маут. Он руководит всеми ангелами.

За праведными приходят существа под названием Нашитат, а за неверными — Назиат. Первые предстают в красивых одеждах с приятными лицами. А вторые ужасны, приносят с собой мазь из Ада, предсказывая страшные мучения.

Ангел смерти Азраил

Ангел смерти Азраил

Также существует много предписаний тем, кто будет находится рядом с умирающим. Они должны напоминать ему слова молитвы к Аллаху, напоминать о том, что он уходит в лучшую жизнь, поэтому не должен бояться смерти. А после кончины одним из тяжелых грехов считают чрезмерную скорбь и оплакивание умершего. Потому что он покинул этот мир по воле Аллаха.

Могильный суд

Понятие малого суда носит название азаб ал-кабр. Он происходит в могиле, куда попадает и душа усопшего. Это некий аналог христианского чистилища, где верный (хоть и грешный) может искупить грехи и рассчитывать на жизнь в Раю.

В могиле душу допрашивают два ангела — Накир и Мункар. Если она праведна, то ее забирают с собой в Барзах, далее она остается в приятном небытие до дня суда. Тело же оставляют нетленным, чтобы потом она смогла соединиться с ним. А грешников наказывают давлением и страшными муками. Тела умерших, хоть и пребывают в могилах, все еще обладают способностью чувствовать.

Этап между смертью и вечной жизнью

Барзах упоминается в Коране как промежуточный этап между смертью и вечной жизнью. Сведения очень скудные, поэтому трудно определить истинную роль для мусульманина.

Два пути после смерти

По одной версии, так называют жизнь после смерти. По другой Барзах является аналогом Чистилища у католиков. Когда душа попадает на небеса, то остается там до момента Судного дня, если будет воскрешена. При такой версии непонятно, следует ли Рай или Ад для усопшего сразу после частного суда после смерти или после всеобщего, который проводит Аллах.

В исламской традиции самой распространенным считают такой порядок перехода души в вечность:

  1. Жизнь до рождения.
  2. Дунья, или земное существование.
  3. Пребывание в Барзахе.
  4. Момент Страшного Суда для всех.
  5. Небесное существование в Раю или Аду.

Это общепринятая схема. Т.е. душа попадает на небеса (но не в Рай) и ожидает Страшного Суда. А неправедные мусульмане и неверные отправляются в колодец Барахут в Хадрамауте.

Представления о Рае

Обычно полное название используют в устойчивых словосочетаниях на обозначение Рая:

  • сады благодати;
  • эдемские сады;
  • сад пристанища;
  • сад вечности;
  • сад возвышенный.

А также его называют обителью мира, обителью богобоязненных и обителью вечного пребывания.

Мусульманский рай

Устройство Рая

Всего у Рая 8 ворот, каждым из которых нужно поклоняться. Главный ангел — Ридван. Степени Рая:

  1. Джаннатуль Мава.
  2. Даруль Макаам.
  3. Даруль Салаам.
  4. Даруль Хульд.
  5. Джаннатуль Адан.
  6. Джаннатуль Наим.
  7. Джаннатуль Касиф.
  8. Джаннатуль Фирдаус.

В Коране сказано, что Рай огромных размеров. Там большое количество цветущих садов, богатых плодами и красивыми деревьями. Их можно не обойти и за 100 лет. Упоминаются акация, есть райское дерево Туба. Их стволы из чистого золота. Венчает место Сидрат аль-мунтаха. Название переводится как лотос крайнего предела.

В садах множество тенистых деревьев, укрывающих от солнца, каналов, прудов. Известны 4 реки: молочная, винная, водяная и медовая. Среди вод выделяется специальное озеро для пророка Мухаммеда, куда стекаются все райские реки.

Все здания сделаны из кирпича с запахом мускуса. Убранство дворцов — это золото, серебро, мягкие ковры. На самом верхнем уровне Рая находится Фирдаус. Уже после него начинается трон Аллаха.

Жизнь мусульман

По описаниям невозможно представить все блага, которые дал Аллах праведным мусульманам. В Раю всем будет по 33 года. Каждый одет в шелка, атлас, в легкие одежды, но одновременно роскошные. Их будет по 70 на каждом.

Еды и питья будет вдоволь. Аллах даст все, чего пожелает праведник: самые вкусные райские фрукты, изысканное вино, от которого не пьянеешь. В течение 40 лет мусульманин каждый день будет есть новые блюда в изобилии. Прислуживают молодые мальчики. Каждому предназначены золотые и серебряные браслеты, жемчуг. А жить люди будут в домах из яхонта и жемчуга.

Люди не будут испражняться: все будет выходить как пот, но с запахом мускуса. Есть супружеская жизнь. Так, каждому мусульманину удастся воссоединиться с супругой своей, а также ему положены черноокие пышногрудые гурии-девственницы.

Одинокие обязательно обретут свою вторую половинку. Но в Раю не рождаются дети.

Не будет ни жары, ни холода. Это жизнь, полная удовольствий. Вершиной райских благ будет возможность лицезреть Аллаха подобно тому, как видно Луну на небе.

У богословов такие трактовки описанного в Коране вызывает дискуссии. Некоторые считают, что это слишком приземленное толкование, и все описанные блага не должны возводиться в культ. Потому что главное благо после смерти для мусульманина — лицезреть Аллаха, а не вкушать еду и питье.

Картина Ада

В исламе подробно расписаны мучения, которые предстоят грешникам. В Ад попадают не только неправедные мусульмане, но и все неверные. Последние обречены пребывать там вечность, без права перехода в Рай. А мусульманин спустя 80 лет испытаний может рассчитывать на прощение Аллаха. Тогда он попадет в Рай.

В Аду предусмотрены изощренные пытки. В Коране написано, что повсюду слышны крики грешников, которые то горят в огне, то изнывают от холода. Им приходится есть плоды с адского дерева, а пить гнойную воду или кипяток, рассекающий их внутренности. А на адском дереве растут головы шайтанов.

Мусульманский ад

Одежды грешников — горящая смола. Когда они едят и пьют, к ним приходит смерть отовсюду, но они не мертвы; позади и в грядущем у них только суровое наказание. Носит название Джаханнам.

Как он выглядит:

  • воронкообразные круги;
  • ворот — 1 или 7 (в разных частях Корана по-разному);
  • иногда представляется как чудовище, чем-то приближаясь к западной традиции.

Страшный суд

Неизвестно, когда наступит день Воскресения. Это знает только сам Аллах. Он вернется на землю вместе с пророком Мухаммедом. Все праведники из Барзаха попадут в Джаннат, а другие в Ад.

Есть несколько признаков, по которым можно определить приближение Судного дня.

  1. Приход пророка Мухаммеда.
  2. Смерть пророка Мухаммеда.
  3. Освобождение Палестины.
  4. Верблюжья битва.
  5. Появление лжепророков.
  6. Ускорение времени.
  7. Испытания.
  8. Тяга людей к богатству.
  9. Распространение убийств.
  10. Стремление состязаться в постройке высоких домов.
  11. Поиск смерти.
  12. Потеря доверия.
  13. Украшение мечетей.
  14. Скупость.
  15. Полуобнаженные женщины (разврат).
  16. Мерзость и прелюбодеяние.
  17. Разрыв родственных связей.
  18. Появление печати.
  19. Уменьшение знаний про религию.
  20. Лжесвидетельство.
  21. Превращение Аравийской пустыни в сады.
  22. Золотая гора на Евфрате.

А также другие, менее значительные признаки. К ним относят увеличение численности женщин, путь за другими общинами. Это так называемые малые признаки, которые произойдут задолго до самого дня Страшного суда. Почти все они уже случились на сегодняшний день.

Коран гораздо строже Библии и более категоричен. Однако, богословы все еще спорят о правильности толкований слов пророка Мухаммеда, стоит ли понимать их буквально или образно.

Ислам ( Islam ) учит, что в человеческой жизни только то можно считать определенным, что рано или поздно жизнь подойдет к концу и мусульманин умрет, наступит смерть. И поэтому большинство людей занимает вопрос о том, что же по Исламу ожидает человека после смерти, какова будет жизнь вечная и каков загробный мир. С точки зрения физиологии, каждому наблюдателю понятно, как умирает человек – из человеческого тела уходит жизнь , перестает биться сердце, легкие перестают вдыхать воздух, дыхание останавливается, клетки человеческого тела от недостатка кислорода и голода крови обречены на гибель. После физической смерти кровь прекращает поступать к внешним конечностям, конечности становятся бледными, какое-то время дыхание клеток продолжается автоматически, молочная кислота производится и это приводит к отвердениям мышц трупа, затем начинают разлагаться клетки, жесткость конечностей уменьшается. После смерти у трупа высовывается язык, падает температура тела, цвет кожи меняется, а сама плоть начинает гнить. В результате деятельности паразитов от человеческого тела остаются только высушенные кости и зубы. Однако, у человека остается живая, вечная душа, которая продолжает жизнь, в ином, невидимом мире.

О том, какое путешествие совершает человеческая душа мусульманина после смерти в загробный мир и что представляет собой вечная жизнь, доподлинно неизвестно человеку, поскольку научным путем исследовано и засвидетельствовано быть не может, точно также как не может быть исследована человеческая душа даже во время его жизни, а уж тем более после смерти, поскольку не поддается человеческому контролю. Все, что относится к загробному миру, вечной жизни после смерти, Судному Дню и воскресению, а также всему, что приходится переживать человеческой душе во время и после смерти, относится к вопросам веры Ислама. Единственный способ узнать хоть что-то об этой незримой стороне жизни и смерти, это прислушаться к Божественному откровению, которое Господь передает через своих Посланников.

О загробном мире говорится во всех священных писаниях – и в Торе, и в Псалмах, и в Евангелиях, которые были низведены ранним пророкам. Но полную картину о том, какова жизнь после смерти в Исламе и каков загробный мир, мусульманину можно узнать только в одном месте - из того откровения, которое было ниспослано последнему Пророку Всевышнего в Исламе Мухаммаду ﷺ . Священная книга Всевышнего Коран останется навсегда текстом, который не исказили и не изменили человеческие руки, и именно один Коран, а также достоверные хадисы Пророка Мухаммада ﷺ дают нам представление и истинную информацию о будущей жизни.

Положение людей в барзахе

Промежуточная жизнь после смерти в исламе называется барзах. Люди в нем находятся в трех состояниях:

  • состояние богобоязненного верующего;
  • состояние неверующего и лицемера;
  • верующие грешники, совершившие большие грехи.

Жизнь в барзахе подобна саду из садов Рая или подобна яме из ям Ада.

Путешествие души после смерти в загробный мир представляет собой удивительную историю, которая была ниспослана Всевышним Пророку Мухаммаду ﷺ в виде Откровения – в нем было дано однозначное и всестороннее описание образа смерти и загробной жизни человека.

Душа богобоязненного верующего

И с того момента верующий начинает с нетерпением ожидать смерти и встречи с Всевышним. Пророк Мухаммад ﷺ поясняет, что при приближении времени смерти верующий получает хорошие вести о том, что Господь доволен им, и с этой минуты ничего не является для него более важным и дорогим, чем образ того, что его ожидает после смерти. С этой минуты он жаждет встретиться в Богом, а Бог желает встретиться с ним в Ахирате (Вечной Жизни).

Душа покидает человеческое тело во время смерти мирно и так, как капля покидает поверхность воды. Человеческую душу, подхватывают ангелы, извлекая ее мягко из тела. Ангелы говорят человеку не бояться и не печалиться и сообщают радостную весть о Рае, который обещан верующим. Ангелы сообщают человеку, что становятся его опекунами в настоящей жизни и будущей, и что в будущей жизни человека ожидает благодать от Милосердного и Всепрощающего Господа.

На вопрос, какой он религии, верующий отвечает, что исламской. На вопрос, кто его Господь, он отвечает, что Аллах. Затем ангелы спрашивают, кто его пророк, и он отвечает, что Мухаммад ﷺ . Также ангелы спрашивают, как узнала душа об этом, и она отвечает, что узнала об этом, прочитав Книгу Аллаха и уверовав. Такое испытание проходит верующий, и после этого с Небес раздается голос: "Мой раб сказал правду, окружите его райскими благами, дайте одеяния из Рая и откройте для него врата Рая".

С этой минуты могила верующего мусульманина наполняется пространством и светом, и ему каждый день начинают демонстрировать Ад и картину того, какие мучения принимал бы он, будь он грешником и окажись в Аду. После этого ему показывают, где он будет находиться в Раю. С того момента верующий начинает с нетерпением спрашивать, когда же наступит тот самый день воскрешения, и его даже попросят успокоиться.

Рассказано, что подавляющим и ужасающим будет Час Воскресенья, но верующий в Исламе все равно будет рад, представ на Суд Божий, поскольку Всевышний внушит ему радость и спокойствие.

Души неверующих и грешных верующих, их дальнейший путь

Такую душу тоже возвращают в тело, и также ангелы Накир и Мункар являются к ней для допроса, но грешник не может ответить на их вопросы. Ему откроют дверь Рая, показывая Рай и сообщив, что это было бы его место, если бы он уверовал, затем закроют и никогда больше не откроют. Голову неверующего после того, как он провалит испытание, поражают железным молотом, и после дно его могилы загорается, а сама могила сжимается так, что тело сжимается и превращается в уродливое существо. Затем неверующему показывают, какова бы была его участь, если бы он попал в Рай, а затем показывают, куда именно он должен попасть – ему демонстрируют все муки Ада. Неверующий будет обращаться с мольбой к Всевышнему Аллаху пощадить его, но его молитвы не будут приняты.

Уже в этом состоянии неверующий и лицемер начинает подвергаться могильным мукам. Также верующие грешники, совершившие большие грехи будут подвергнуты могильным мучениям, среди них есть те, кто совершал чрезмерность в совершении грехов, а также есть те, кто не проявлял чрезмерности, но они находятся под волей Аллаха, если пожелает Аллах накажет их, а если пожелает - простит. Совершившие большие грехи, кто-то из них будет, возможно, наказан в могиле, столько по времени, сколько это будет достаточно, чтобы очиститься от совершенных грехов, а затем они будут наслаждаться в могиле ожидая Судного Дня. Будут такие, кто будет наказан в могиле и их наказание продолжиться до Судного Дня, а затем они войдут в Ад, чтобы получить наказание в нем, чтобы очиститься, а затем их выведут из Ада введя в Рай. Наказание в могиле смягчает наказание в Аду.

Судный День для праведника

Все люди, которые рождались когда-либо на земле, будут собраны вместе, они встанут все вместе, будучи необрезанными и голыми, посреди огромной равнины загробного мира под палящим жестоким солнцем на Суд Всевышнего, но некоторая часть людей, среди которых будут особо набожные женщины и мужчины, будут укрыты от солнца тенью от Трона Господня. Как рассказывал Пророк Мухаммад ﷺ , эти удачливые души будут принадлежать таким категориям людей, как справедливые правители, не злоупотреблявшие властью и судившие при жизни людей по Божьему Закону в Исламе, молодые люди, которые выросли в вере Ислама и поклонении Всевышнему, которые сдерживали свои желания, чтобы сохранить свое целомудрие. Среди таких душ будут люди, кто был привязан сердцем к Исламу и мечети, кто стремился туда возвратиться с того самого момента, как покидали их. Среди них были такие люди, кто во имя Всевышнего возлюбил своего брата, кто удержался от прегрешения, будучи соблазненным обольстительными красивыми женщинами, и те, кто по секрету давал милостыню во имя Аллаха. Также среди таких душ были те, что из страха перед Богом плакал, будучи наедине.

Людей в такой день спасут такие поступки и действия поклонения, как стремление к уменьшению горя страждущего, как стремление помочь нуждающемуся. Среди поступков и действий на земле, которые способны смягчить судьбу мусульманина в загробном мире в Судный День, также проявление мягкости к должнику, проявление справедливости к своей сем ье , а также проявление бесстрастности в тех делах, которые им поручены. Также по Исламу будет помилован тот, который на земле имел привычку сдерживать свой гнев и призывал на молитву, кто регулярно и тщательно совершал омовения вуду . В Судный День от палящего солнца также будут спасены мученики.

Весы Судного Дня

Все перечисленные праведные души будут приближены Богом к С ебе, по Исламу они будут защищены Господом и укрыты им в загробном мире. Затем Господь спросит о грехах его, и когда его грехи будут подтверждены и мусульманин уже подумает, что обречен, Господь скажет ему, что скрыл эти грехи от посторонних и прощает верующего за них. За свои недостатки он будет осужден, но после ему будет вручена Книга его хороших дел в его правую руку. Эту книгу будут дотошно взвешивать, чтобы определить, перевешивает ли она количество плохих дел этого праведного мусульманина, и от этого определят, справедливо ли отмеряны наказание и награда.

Водоем Пророка ﷺ

У праведных верующих будет возможность утолить свою жажду из водоема, который посвящен Пророку Мухаммаду ﷺ : все, кто из этого водоема выпьет воды, никогда больше жажду испытывать не будет, вода в нем сладка и прекрасна на вкус, этот источник велик и красив.

Мост над Адом

Верующие праведные мусульмане останутся на огромной равнине – и набожные, и греховные, и лицемеры, и праведники, но неверующие будут все отправлены в Ад. От Рая их отделит длинный мост, который пересечет Адский огонь, уходя в темноту. Верующие праведные, проходя через этот мост, будут сильны и спокойны, и идти они будут на свет, который Господь пошлет им, чтобы указать дорогу в вечный дом в загробном мире. Пройдя через этот мост, праведные верующие будут очищены перед вхождением в Рай – между ними не останется ни разногласий, ни недовольства друг другом.

День Возмездия для неверующего

В ожидании Суда и жуткого возмездия неверующий будет воскрешен из могилы в Судный день, когда его будет ждать наказание от Аллаха, заслуженное им. Трижды неверующие будут представать на Суд перед Аллахом нагими и необрезанными, какими были рождены, и они будут в первый раз защищаться, вступая в бесполезный спор с Аллахом, но Бог прикажет не спорить с Ним, ибо Слово Аллаха неизменно. Затем душе грешника будет вручена Книга деяний, и в книге этой не будет пропущено ничего. После грешника Аллах осудит перед всем человечеством. Неверующий понесет наказание не только за свои грехи, но и за грехи тех людей, которых он одурачил в своей земной жизни до момента смерти. Они понесут наказание в виде физической боли, но их наказанием также станет чувство отрешенности, одиночества и обреченности. И если у всех верующих будет заступник в лице Пророка Мухаммада ﷺ , то у неверующих никакого заступника не будет.

После того, как участь неверующего будет решена, его отправят в Ад, который встретит его ревом и яростью. Неверующие будут скованны и повязаны цепями, а потом протащены и повергнуты в Ад. Они будут просить воды у тех, кто в Раю, но те должны отказать им, поскольку Аллахом будет наложен запрет на то, чтобы помогать неверующим. Вся еда, которая будет им подаваться, будет напоминать тернистые ветки и удушать, а одежда их будет состоять из смолы и огня.

Наказание, которое будет наложено на них, будет зависеть от их степени неверия, а также от других грехов и плохих деяний.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

МОИ СТИХИ
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.

Священное писания Аль-Коран.
Он послан был пророку Мухаммеду.
От истины единого Аллаха.
Творца небес планет и звезд всего живого.
Открылся он пророку Мухаммеду.
И в откровение Истины Единой.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Я милосердный Бог Аллах.
Единый я Творец небес и звезд.
Всего живого я Аллах.
Пророк Мухаммед Мир тебе.
Ниспосылаю истину тебе в Писание.
Что я Единый вечный свет.
Я ваш Творец Аллах.
Пророк Мухаммед мир тебе.
Места святые для ислама.
Медина Мекка и Кааба.
Туда направлены все взоры мусульман.
Там взор Каабы смотрит на людей.
Взгляд истины и милосердного Аллаха.
Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
От истины Единой един Творец Аллах.
Паломники идущие к святыне.
Аллах един.
Приветствуйте пророка Мухаммеда.
Ниспослано с небес писания людям.
Как истина и милосердия Аллаха.
Един Творец всего Аллах он Вечный Бог.
О люди знайте Милосердия в вас.
Паломники и люди слушайте Имамов.
И вспоминайте много Аллаха.
Да будьте благодарны.
Пророк Мухаммед приветствует его Аллах.
Медина Мекка и Кааба.
Паломники идущий к святыне.
Мечеть и минарет молящиеся в нем.
Благодарят Аллаха Милосердного.
Мы верим в истину единого Аллаха.
Творца людей всего живого лишь Аллах.
Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
Мечеть и два прекрасных Минарета.
Ниспослано писания как Истина.
И откровения людям от Аллаха.
Свет книги Истина писания суть.
А слова Бог милосердия и труд.
Читая книгу света знаете.
Един Творец и Истина едина.
Все знание дает Аллах единый.
Будь благодарным человек и верь.
Не забывай что милосердный Бог.
Аллах. Единый

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух. Спасибо за статьи и информации, которые были изложены выше. Все понятно написано.
Пусть Аллах будет доволен нами в этой и будущей жизни. Амин

Ассалому алейкум. Я недавно начал совершать намаз когда мне уже было 23 а так как нужно было к 12-и годам. Что это предвещает и как мне быть

Тело есть инструмент духа, который управляет и контролирует все его органы вплоть до мельчайших частиц, из которых состоят клетки. В предопределённый Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение ангелу смерти Азраилу. Хотя смерть приходит к человеку по воле Господа Бога, обязанность забирать человеческие души Он возлагает на ангела Азраила, являющегося символической завесой, разделяющей в глазах людей саму смерть и Того, Кто её посылает. Болезни или различные бедствия также символизируют своего рода завесу, но уже непосредственно между смертью и Азраилом.

Что такое смерть?

ЯВЛЕНИЕ АНГЕЛА СМЕРТИ УМИРАЮЩЕМУ

Так как ангел Азраил, как и все ангелы, создан из света, он может появляться и присутствовать сразу в нескольких местах одновременно. То, что он занят в определённый момент, вовсе не означает, что в это же самое время он не может участвовать в выполнении каких-либо других дел. Так же, как солнце дарит тепло и свет всему миру одновременно и, отражаясь, присутствует в бессчётных прозрачных объектах этого мира, ангел Азраил может забирать миллионы душ одновременно, не создавая при этом путаницы.

ЧТО ЧУВСТВУЕТ ЧЕЛОВЕК В СВОЙ СМЕРТНЫЙ ЧАС?

Тем, кто веровал в Господа и вёл праведный образ жизни, открыты двери Рая. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что души праведных забираются также мягко и плавно, как вытекает вода из кувшина. Более того, шахиды (мученики, погибшие на пути Господа) не чувствуют агонии смерти и не знают того, что они умерли. Вместо этого они чувствуют, что переместились в Лучший мир, и наслаждаются Вечным счастьем.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал Джабиру (да будет Господь доволен им), сыну Абдуллаха ибн Амра, который был мученически убит в битве при Ухуде: «Знаешь ли ты, как Господь встретил твоего отца? Он встретил его так, что ни глаза не видели, ни уши не слышали, ни умы этого не постигли. Твой отец сказал:

И после этого был ниспослан следующий аят:

Человек умирает так, как он живёт. Тот, кто вёл праведную жизнь, умирает достойной смертью, тогда как смерть грешника бывает мучительной и ужасной. Пророк Мухаммад ﷺ, больше всех восхвалявший Господа Бога, советовал читать особые молитвы в свой предсмертный час. Известно, что ближайшие сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ такие как, например, Умар, Усман, Али, Хамза и Мусаб ибн Умайр (да будет Господь доволен ими) и другие, посвятившие себя служению Исламу, погибли смертью мучеников.

Нужно ли бояться смерти?

НУЖНО ЛИ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ?

Так как смерть растений, представляющих собой простейший уровень жизни, прекрасна и имеет большое значение, смерть человека, представляющего собой более высокую ступень жизни, должна быть ещё более прекрасна и иметь ещё более серьёзное значение: человек, уходя под землю, непременно обретёт Вечную жизнь!

Смерть освобождает человека от трудностей мирской жизни, которая с возрастом и постигающими человека несчастьями становится более трудной. Смерть принимает его в круг Вечности и Любви, где человек сможет наслаждаться обществом любимых людей и находить утешение в счастливой Вечной жизни.

ДУША В ПРОМЕЖУТОЧНОМ МИРЕ

С душой грешника повсюду обращаются с пренебрежением и буквально бросают её обратно в могилу. Любые неприятности, происходящие с человеком в нашем бренном мире, возникают из-за его грехов. Если человек искренне верит, но не может иногда воздержаться от грешных поступков, Бог, из милости к этому человеку, посылает на него какие-нибудь беды, чтобы очистить его от грехов. Господь может также подвергнуть его жестокой смертельной агонии, дабы простить ему неотпущенные грехи или же возвести его на более высокий духовный уровень, но при этом Господь забирает его душу очень нежно и мягко. Если, несмотря на все несчастья, перенесённые человеком в миру, несмотря на перенесённые муки смертельной агонии, этот человек всё ещё имеет неотпущенные грехи, он подвергается некоему наказанию уже в могиле, но избавляется от наказаний в аду. В дополнение ко всему сказанному, каждый человек, находясь ещё в могиле, имеет беседу с двумя ангелами о его мирских поступках, ибо могила является первым этапом перехода души к Вечной жизни, где каждому воздастся за его деяния в этом мире. Могила несёт в себе определённое наказание и играет роль чистилища от грехов. Это очень горькое лекарство, однако, за ним следует райское выздоровление.

Могила

После похорон душа отправляется в место ожидания – загробный мир (Барзах). Хотя тело разлагается и уходит в землю, однако некоторые частицы не подвергаются разложению.

Эта часть тела служит основой, из которой Бог воссоздаёт человека в Судный день. Может быть, эта часть, сформированная из составных частиц или атомов тела, в том числе уже смешавшихся с землёй, станет проводником к Вечной жизни в ходе финального разрушения и создания вновь Вселенной. Господь использует эти частицы для возрождения человека в День Воскресения.

ЧТО ДЕЛАЕТ ДУША В ПРОМЕЖУТОЧНОМ МИРЕ?

Могильные муки

МУКИ, ИСПЫТЫВАЕМЫЕ В МОГИЛЕ И АДУ

Так как душа живёт в этом мире вместе с телом, делит с ним радости её и горести, Господь воссоздаст людей как физически, так и духовно. Мусульмане-сунниты согласны с утверждением, что душа и тело вместе отправятся в ад или в рай.

Господь воссоздаст тела в формах, соответствующих потустороннему миру, где всё будет живым:

КАКИЕ ДАРЫ МЫ МОЖЕМ ПОСЫЛАТЬ ДУШЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ?

Души в промежуточном мире будут видеть и слышать нас, Господь позволяет им это. Согласно Своей воле, Господь может позволить некоторым людям увидеть во сне, а иногда и наяву умершие души, услышать их или побеседовать с ними. После смерти книга деяний человеческих закрывается, кроме как для того, что было совершено им при жизни и продолжает приносить пользу и после смерти: если человек оставил после себя хороших, праведных детей, книги и иное, из чего впоследствии люди могут получать пользу, если он воспитал людей, полезных обществу, внёс вклад в их воспитание, ему воздастся вновь и вновь. Если всё же человек стал причиной какого-то зла или совершил греховный поступок, которому начали подражать другие, то грехи его будут накапливаться до тех пор, пока это зло будет жить среди людей.

Таким образом, чтобы быть полезными тем, любимым нами людям, которые отошли в мир иной, мы должны быть их достойными наследниками. Помогая бедным, живя праведной жизнью, особенно используя средства из наследства, оставленного умершими на пропаганду Ислама, мы можем увеличить вознаграждение Аллаха.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о смерти. Однако большинство людей предпочитает не углубляться в эту тему, и их даже не тревожит тот очевидный факт, что смерть неизбежна, и она может наступить внезапно, в любой момент.

Единственно верный ответ на этот вопрос дали Пророки — люди, посланные Богом, чтобы указать миру путь истины. И поэтому есть необходимость в разъяснении того что происходит после смерти в Исламе.

  • Что такое смерть?
  • Как душа покидает тело
  • Смерть верующего
  • Что происходит с верующим в могиле
  • Смерть неверующего
  • Что происходит с неверующим в могиле
  • Что происходит, когда тело умершего разложилось
  • Воскрешение и Суд
  • Вечная жизнь после Судного Дня
  • Жизнь на этом свете дается только раз

Что такое смерть?

Смерть — это полное отделение души от тела1. После наступления смерти земная жизнь человека завершена, и больше он жить на земле не будет — ни в своем теле, ни в каком-либо другом2.

После окончания земной жизни человек переходит в барзах — существование в период между смертью и воскрешением, а затем его ждет вечная жизнь на Том Свете.

Как душа покидает тело

Душа — это неосязаемый объект, который заполняет все тело человека. Ангел вдувает ее в тело ребенка на 120-й день беременности, и тогда плод становится живым человеком. А когда наступает время смерти человека, Ангел ‘Азраиль вытягивает из него душу через темя3.

Человек появляется на свет из утробы матери. Как он приходит в этот мир, появляясь из темного тесного места, и выходит на свободу, где его моют и оборачивают тканью, так и после смерти он покидает этот мир, и его тоже моют, оборачивают тканью и хоронят в темной тесной могиле.

Перед смертью человек испытывает агонию, хотя она может и не проявляться внешне.

Агония — это сильнейшая боль, сравнимая с одновременным ударом 1000 мечей. Предсмертные муки бывают как у верующих, так и у неверующих, и у грешников, и у праведных, и даже у Пророков.

У верующих Ангел ‘Азраиль вынимает души аккуратно, а у неверующих жестко вырывает — это одно из наказаний для них за их неверие. Когда душа выходит из тела, все люди, кроме шаhидов, испытывают сильную боль. Это самая страшная боль, какая только бывает при жизни, но у неверующих она гораздо сильнее, чем у верующих.

Особо благочестивым верующим во время агонии дано увидеть Пророка Мухаммада, мир Ему, в Его могиле4, даже если умирающий находится далеко от Медины. Пророк улыбается ему в знак того, что Аллаh доволен им. И тогда верующий, несмотря на предсмертные боли, испытывает сильную радость и хочет поскорее покинуть этот мир.

Смерть верующего

После того, как Ангел ‘Азраиль забрал душу мусульманина, он отдает ее Ангелам милости, и они поднимаются с ней на Небеса. На каждом Небе открываются врата, и так они поднимаются в ‘иллийин- особое место на Седьмом Небе, где Ангелы записывают имя умершего мусульманина в специальную книгу.

После этого Ангелы возвращают душу на землю, но она не входит в тело умершего, а находится рядом с ним, пока его не захоронят. Не возвращаются на землю души шаhидов — они направляются в Рай и летают там в образе птиц, наслаждаясь пребыванием в райских садах.

Что происходит с верующим в могиле

После того, как тело захоронили, душа снова входит в него, и к человеку возвращаются сознание и чувства. Он слышит, видит, ощущает боль или наслаждение и понимает, что происходит, то есть осознает все, как при жизни.

О том, что происходит дальше с верующим в могиле, описано в Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему, который передал Ибн Хиббан означающее:

В этом Хадисе рассказывается о благоденствиях в могиле, которые ждут богобоязненного раба Аллаhа. Его могила расширяется до размеров 70 на 70 локтей7, а у особо благочестивых даже больше — насколько видит глаз. И она освещается светом, похожим на свет луны в полнолуние, в ней чувствуется запах Рая, а также будут другие благоденствия, которые продолжатся до воскрешения.

А некоторые мусульмане-грешники, которые умерли без покаяния и Аллаh не простил их, испытывают мучения в могиле. Например, они страдают от темноты, одиночества и от того, что могила сдавливает их тела. Их мучения в могиле будут временными, то есть не продлятся до Судного Дня.

Обычно люди не видят, что происходит с умершими в могилах, но некоторым дано это видеть.

Смерть неверующего

Когда Ангел ‘Азраиль вырывает душу из тела неверующего, тот испытывает сильнейшую боль, хотя внешне это не всегда проявляется. Затем Ангел ‘Азраиль отдает эту душу Ангелам наказания. Сначала они поднимаются с ней к Первому Небу, но небесные врата не открываются перед душой неверующего — это в знак унижения! Тогда они спускаются с его душой на седьмую землю в особое место, где в специальную книгу (сиджин) записываются имена умерших неверующих. После этого душу неверующего возвращают к его телу, и она находится рядом с ним, пока его не захоронят.

Что происходит с неверующим в могиле

После того, как неверующего захоронили, его душа снова входит в тело. К нему возвращается сознание и чувства, и он испытывает сильнейший страх и ужас. Об этом сказано в Хадисе, который передали имамы Аль-Бухарий и Муслим от Анаса означающее:

Ангелы бьют неверующего настолько сильно, что от такого удара разрушилась бы гора Ухуд10. Вопль неверующего, которого Ангелы бьют в могиле, люди и джинны не слышат, но слышат Ангелы и животные. От этого крика животные испытывают испуг. На кладбище, где хоронят неверующих, иногда можно наблюдать, как лошадь может пытаться сорваться с привязи без всякой видимой причины, или внезапно с карканьем взлетает вверх стая ворон.

После смерти неверующего ждут беспросветные мучения, которые никогда не прекратятся, и не будет ему ни отдыха, ни облегчения, ни привыкания. Его могила сжимается настолько, что его ребра заходят друг за друга. Неверующему два раза в день показывают его место в аду, и он испытывает ужас, видя, куда он неизбежно попадет. Также есть и другие мучения в могиле.

Что происходит, когда тело умершего разложилось

В могиле тела большинства людей (и верующих, и неверующих) разлагаются. Остается только маленький кусок хряща из копчика размером с кунжутное зернышко, из которого будет восстановлено тело в день Воскрешения11. После того, как тело разложилось, душа покидает его.

Души неверующих до Судного Дня находятся на седьмой земле. Души простых мусульман в зависимости от их степени пребывают на Первом или на Втором небе или же между Первым небом и землей.

Тела Пророков после смерти не разлагаются, и их души остаются в их телах. Они живы и молятся в своих могилах, а в Судный День они первыми выйдут из них. Также не разлагаются тела шаhидов12, но их души не возвращаются в их тела в могилах, а находятся в Раю до Судного Дня в виде птиц.

Воскрешение и Суд

В Конце Света, когда Ангел Исрафиль протрубит в горн, умрут все живые существа, которые еще будут жить в то время на земле — и люди, и джинны, и животные. А также умрут Ангелы13, и последним из них умрет Ангел смерти ‘Азраиль14.

Затем через некоторое время наступит Воскрешение мертвых — разложившиеся тела умерших будут восстановлены и оживлены, то есть души вернутся в тела.

После Воскрешения настанет Отчет, когда люди и джинны будут отвечать за то, как они выполняли Повеления Аллаhа, даровавшего им жизнь и те блага, которые они имели: были ли они верующими, как выполняли свои обязанности — грешили или были богобоязненными.

Дела каждого будут взвешены на Весах, и каждый получит то, что заслужил, и в этом не будет никакой несправедливости! Воистину, Божий Суд справедливый суд, и не будет никому никакого угнетения!

В Судный День благочестивые верующие будут сыты, одеты и верхом на верблюдах, а сердца их будут спокойными и радостными. У них не будет никаких страданий. Их отчет будет легким, и они войдут в Рай в числе первых.

Мусульмане-грешники, умершие без покаяния, в Судный День будут голыми и босыми. Они будут мучаться, истекая потом, от нестерпимого жара солнца, которое приблизится к земле. А сердца их будут преисполнены страхом, и каждый так сильно будет бояться за себя, что не станет думать даже о самых близких!

В конце Судного Дня будет убито существо16, которое символизирует смерть — это знак того, что смерти больше не будет.

Вечная жизнь после Судного Дня

После Судного Дня мусульман ждет вечная жизнь в Раю, а немусульман — вечное пребывание в аду. Благочестивые верующие, а также прощённые грешники, попадут в Рай сразу, а грешники, которым Бог не простил их грехи, некоторое время будут наказаны в аду17, но после этого все равно попадут в Рай.

Рай — это место вечной радости для тех, кто выполнил свое предназначение — верил в Одного-Единственного Создателя и Его Пророков. Там нет ни болезней, ни усталости, ни страданий, а только неисчислимые благоденствия, которые никогда не закончатся и никогда не наскучат. Эти наслаждения будут и для души, и для тела. Тела верующих в Раю будут преображены — они все будут прекрасны, здоровы и вечно молоды!

А все неверующие будут отправлены в ад — место вечных мучений и боли. Их страдания никогда не закончатся и не ослабнут, и невозможно привыкнуть к ним. Многие из них в земной жизни боялись смерти, не желая расставаться с наслаждениями этого бренного мира, а в аду они будут призывать ее, чтобы она избавила их от страданий. Но напрасны их надежды — смерти больше не будет, и облегчения не будет! Как же страшен их удел, пусть Аллаh сохранит нас от этого и дарует уйти из этой жизни с Верой!

Страдания в аду будут и душой, и телом. Тела обитателей ада тоже будут иными, чем на земле, но, в отличие от жителей Рая, они будут огромными и безобразными.

Их удел ужасен, но справедлив! Ведь обладая разумом, они отвергли истину, хотя были предупреждены о наказании. Они пользовались всеми благами, дарованными им Творцом, но не уверовали в Него и Его Пророков. Воистину, это справедливое наказание для тех, кто был неблагодарен и высокомерен!

Жизнь на этом свете дается только раз

Земная жизнь дарована нам только один раз и, воистину, будет ответ! Она дана нам как испытание, и счастлив тот, кто искренне трудился с Верой в Создателя и сеял добро, зная, что соберет урожай в будущей жизни. И пропащий тот, кто обманулся иллюзиями этого бренного мира — воистину, его ждет неминуемая погибель, и не помогут ему ни богатство, ни связи, ни положение. И пусть неверующий не тешит себя тем, что делал в жизни добро. Ведь это тоже был дар от Аллаhа, но он из-за своего высокомерия и слепоты не понял этого! За свои добрые дела он уже получил награду на этом свете, а в вечности его не ждет ничего, кроме мучений! На весах в Судный День чаша благодеяний неверующего будет пуста — ведь Бог ничего не принимает у того, кто не верил в Него. Воистину, кто выбрал в этой жизни путь добра — пусть благодарит за это Создателя, а кто отверг истину, пусть не винит никого, кроме самого себя!

1 в отличие от сна, когда душа может путешествовать в пространстве, не покидая тела полностью

2 хотя некоторым Пророкам и святым было дано воскрешать мертвых по Воле Всемогущего Аллаhа

3 место в верхней части головы, которое позже всего затвердевает у ребенка

4 Пророки живы и молятся в своих могилах

5 погребальные носилки

6 но этот голос не слышат ни люди, ни джинны

7 а также, по Воле Аллаhа, она расширяется у некоторых грешников, например, у тех, которые умерли шаhидами

8 мукалляф немусульманин

9 лицемер, который притворяется мусульманином, а на самом деле он неверующий

10 гора в окрестностях Медины

11 пройдет особый дождь, каждая капля которого упадет на каждый хрящик, и тело умершего восстановится, т.е. станет таким, как было при жизни

12 не разлагаются тела и некоторых святых

14 некоторые ученые сказали, что не умрут Ангелы-хранители ада и Рая, и Ангелы, которые держат Аль-‘Арш

16 Ангел зарежет барана, символизирующего смерть, и объявит, что смерти больше не будет

17 но наказания в аду для верующих будут не такие сильные, как для неверующих

18 это слова поэта Абуль-‘Атаhия

20 У каждого человека есть книга деяний, в которую Ангелы записывают его дела. В День Отчета он получит ее.


Как известно, пятым столпом веры (имана) мусульманина является вера в Судный день. Уверовавший во Всевышнего Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) должен верить и в наступление Конца Света и Дня суда, ибо об этом говорит Всевышний в Коране, – сообщил нам Его Посланник (мир ему и благословение), а в этих источниках нет ничего ложного или недостоверного, в чём все мусульмане должны быть глубоко убеждены.

Творцом установлено для человека пять периодов: первый – жизнь в мире душ; второй – в чреве матери; третий – жизнь в этом мире; четвертый – в могиле и в мире Барзах (Барзах – мир душ, место их пребывания после смерти в ожидании Судного дня); пятый – жизнь после Судного дня и пребывание в аду или раю.

Точное время наступления Конца Света явно не указано ни в Коране, ни в хадисах. Известны лишь его малые и большие признаки.

Перечислим некоторые из малых признаков приближения светопреставления:

1) распространится невежество, исчезнут религиозные знания, люди станут открыто употреблять алкоголь и совершать прелюбодеяние;

2) человеческая жизнь обесценится, убийства станут привычными;

4) станут меньше слушаться родителей и больше повиноваться женщинам;

5) распространится обман в торговле при взвешивании и отмеривании, все станут на это жаловаться;

6) уважение к человеку уменьшится до крайности, не будут выслушиваться советы;

7) в городах увеличится число переселенцев и беженцев; дома станут выше (многоэтажнее); недостойные люди окажутся в почёте, у них будет власть и слово;

8) гадание и азартные игры распространятся повсеместно;

9) время станет пролетать незаметно;

10) увеличится расточительство;

11) предпочтение будет отдаваться благам и наградам мирской жизни.

Помимо этого есть множество других малых признаков приближения Конца Света, и они все уже сбылись.

Есть также и большие признаки:

1) появится имам Махди и заполнит весь мир справедливостью;

2) появится даджаль (ложный мессия, антихрист);

3) спустится на землю пророк Иса (мир ему);

4) народы яджудж и маджудж (гог и магог) рассеются по земле;

5) появится огромное животное Даббатуль-ард;

6) солнце взойдёт с запада;

7) появится дым и простоит 40 дней;

8) со стороны Хиджаза (область в Саудовской Аравии) явится сильный огонь;

9) содержимое Корана поднимется на небеса;

10) разрушат Каабу.

Коран и хадисы сообщают нам, что все люди умрут, а их души от тел отделит ангел смерти Израиль (мир ему). (Израиль (Азраил) (мир ему) – один из старших ангелов; ангел смерти, которому поручено отделять души людей от их тел по окончании отведённого им жизненного срока).

Искренне верующим будет легко покидать бренный мир, но для грешников это станет страшным испытанием. В хадисе говорится, что для человека легче перенести наказание, когда его тело рубят мечом на мелкие кусочки, чем смерть. Чтобы нам легко было умереть, необходимо стараться как можно строже соблюдать предписания Всевышнего и почаще просить у Него прощения.

Устойчивый, гармоничный мир, по велению Творца, придёт в расстройство и погибнет. Страшная картина Конца света описана во многих сурах Священного Корана и хадисах Пророка (мир ему и благословение). Их невозможно читать без содрогания. Они являются постоянным напоминанием о бренности этого мира и ответственности каждого за своё поведение на этом свете, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним в этой жизни.

Итак, когда Исрафиль (мир ему) вострубит в рог во второй раз, воскреснут все когда-либо жившие на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния.

Все соберутся в обширной местности Арасат, или на Махшаре (место сбора). Первым встанет из могилы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и придёт на свое место в почете, окруженный 70 тысячами ангелов.

Все будут мучиться в ожидании Суда. Люди будут находиться в униженности, смирении и слабости во время Воскрешения и собрания, когда они будут бояться и ждать, какое же решение примется в отношении их и будут они вечно счастливы или вечно несчастны. В зависимости от земных деяний они будут находиться в разных условиях: для одних это время растянется на тысячи лет, для других пройдет очень быстро и они будут пребывать в благоденствии. В этот день особые категории правоверных найдут прибежище в тени Арша, рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

Обитатели Махшара кинутся к пророкам, чтобы попросить у них заступничество (шафаат – помощь, оказываемая пророками и другими праведниками с дозволения Всевышнего Аллаха) о начале допроса, пророки же будут отправлять их от одного к другому, и в конце концов они придут к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он попросит облегчения у Всевышнего, который примет его ходатайство, и начнётся Великий суд. Это является общим заступничеством Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Все земные деяния людей записывают два ангела: один из них, Ракиб (мир ему), находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой – Атид (мир ему) – у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причём плохие деяния записываются не сразу, ангел ждёт, может быть, человек искренне пожалеет о содеянном и раскается. В случае покаяния плохое деяние не записывается. Поистине, безгранична милость Всевышнего Аллаха! Он дает возможность каждому искренне покаяться и увеличить количество хороших деяний. Создатель дал нам и другие возможности увеличить благие деяния. Он дал нам священные дни и ночи, когда в десятки и сотни раз увеличиваются воздаяния за наши благодеяния. Поэтому нам необходимо всеми силами стараться совершать благое и воздерживаться от порицаемого, ибо так же и грех, совершённый в эти периоды времени, увеличивается.

Итак, в День суда все земные деяния будут учтены, включая самые мизерные. Хорошие и плохие деяния будут взвешены особыми весами Мизан. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние сыграет решающую роль и склонит чашу весов в ту или иную сторону.

Поэтому необходимо стараться соблюдать нормы Ислама во всём, даже в мелочах.

После Суда каждому необходимо будет перейти мост Сират, который для некоторых будет тоньше волоса и острее лезвия меча. А для праведников этот мост будет широким. Мост Сират проходит над пропастью ада и ведёт в Рай. В зависимости от земных деяний люди перейдут Сират по-разному: некоторые перейдут его мигом, другие – долго и мучительно. Ибн Маcуд передал: «Установят Мост над самой Геенной, он будет как острие наточенного меча, скользкое место испытания. На нём будут крюки из Огня,

Но некоторые грешники, которые заслужили наказание, спасутся благодаря заступничеству Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Другие пророки и святые праведники тоже получат право на заступничество, соответствующее своему уровню.

В Судный день правоверные смогут напиться в водоёме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который называется Хавз, вода в котором белее молока, слаще мёда, прохладнее снега. Испивший её единожды утолит жажду навсегда.

Попавшие в Рай будут молодыми, здоровыми (в возрасте 33-х лет) и останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными благами, о которых и не мечтали. Достаточно будет лишь подумать о каком-либо благе – и обитатели Рая получат его. Здесь праведников будут услаждать прелестные гурии. Каждый получит блага, соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.

Праведники в Раю смогут лицезреть Всевышнего Аллаха, каждый приблизится к Нему по мере своих добрых деяний. Лицезрение же Создателя и Его довольство нами является высшим наслаждением, высшим благом. Но и в Раю все будут находиться на разных уровнях в соответствии с деяниями и будут завидовать тем, кто лучше соблюдал предписания религии.

Мусульмане, попавшие в ад, получат соответствующее наказание в зависимости от своих греховных деяний.

И отбыв в аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, затем попадут в Рай, где пребудут вечно. Неверующие и лицемеры останутся в аду навечно. В аду также имеются разные уровни мучений, в зависимости от тяжести злодеяний и грехов. Чем больше мы будем помнить о Дне суда, осознавать, что придется ответить за каждый поступок, за каждое слово, тем легче будет оставить греховные поступки.

В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным, непреходящим и последним пристанищем человека, которое может стать для него или блаженным райским садом, или огненной ямой ада.


Читайте также: