Составьте обзор популярных жанров советского телевидения в 1970 первой половине 1980 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мне уже не раз приходилось сталкиваться с ироничными мнениями о том, что, в СССР, дескать, развлечений было так мало, что любой советский фильм, выходящий в прокат, был просто обречен на массовый успех, лишь бы его копии имели большой тираж.

В 1957 году число телевизоров у населения СССР превысило один миллион. В конце 1980-х у советских людей было уже свыше 50 млн. цветных телевизоров (Бейлин, 2015).

По имеющимся данным, собранным С. Землянухиным и М. Сегидой, всего в СССР (по 1991 год включительно, без учета телевизионных) было снято 7069 полнометражных игровых фильмов, предназначенных для проката в кинотеатрах (Землянухин, Сегида, 1996: 6). По данным киноведа С. Кудрявцева, таких фильмов было немного больше – 7250 (Кудрявцев, 2009).

По тем данным, которые удалось собрать, в тысячу самых кассовых советских кинолент смог войти только каждый седьмой из игровых фильмов, предназначенных для кинопроката . А барьер в 40 миллионов зрителей смогли взять только 90 советских фильмов. Так что далеко не все фильмы подряд (невзирая на их, к примеру, большой тираж) массовая аудитория смотрела с одинаковым энтузиазмом.

Правда, полных данных по прокату всех советских фильмов, увы, нет (к примеру, имеются большие пробелы по ситуации в советском кинопрокате в 1930-х годах).

Жанровое распределение среди тысячи и одного советского фильма, сумевшего привлечь от 15 до 87,6 миллионов зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах, таково:

1. Драмы, трагедии – 301. 2. Комедии – 205. 3. Мелодрамы – 183. 4. Детективы, триллеры – 143. 5. Фильмы действия (включая боевики, вестерны/истерны, фильмы катастроф) – 111. 6. Сказка – 33. 7. Фантастика – 21. 8. Фильмы-концерты – 4.

Таким образом, если считать развлекательными жанрами только комедии, детективы, фильмы действия (action), сказки, фантастику и концерты, то они составляют 51,7 % самой кассовой тысячи советских кинолент. Но если включить туда и мелодрамы, то процент будет, конечно, выше – 70%.

На первый взгляд, кажется удивительным, что в тысяче самых популярных советских кинолент доминирует не комедия, мелодрама или детектив, а драматический жанр (301 фильм из тысячи). Однако если не забывать, что у массовой аудитории на протяжении всех лет существования СССР были весьма популярны фильмы на тему гражданской и Великой Отечественной войны, а в 1930-1960-х еще и драмы на революционную тему, то ситуация становится более понятной.

Так среди трех сотен советских кинолент драматического жанра преобладали фильмы на тему Великой Отечественной войны – 71 (23,6 %), гражданской войны – 21 (7 %), революции – 21 (7 %), иных войн – 19 (6,3 %), армии в мирные дни – 12 (4,0 %). Итого 47,9% самых популярных советских фильмов драматического жанра связано с тематикой войн, армии и революции. Драм, действие которых происходит в мирное время, среди тысячи самых кассовых советских кинолент – 157, что меньше числа комедий (205) и мелодрам (183).

Пик популярности фильмов, поставленных в жанрах драмы, мелодрамы и комедии пришелся в СССР на 1960-е годы, а фильмов действия – на 1970-е – 1980-е.

На уровень посещаемости советских фильмов оказывали влияние различные факторы:

- субъективные: рост числа кинотеатров (который существенно повысил кинопосещаемость в 1950-х – 1970-х годах), жанровая структура кинорепертуара (в 1950-е – 1970-е годы на экраны стало выходить гораздо больше популярных у зрителей мелодрам, комедий, детективов и фильмов действия);

- объективные: рост населения; изменение доли свободного времени у населения; интенсивность развития иных медиа (телевидение, интернет и пр.); конкуренция со стороны зарубежных фильмов, попадавших в советский прокат, а со второй половины 1980-х – и на видеоэкраны (видеосалоны, индивидуальное видеопотребление).

Итак, я проанализировал тысячу советских фильмов, набравших наибольшее число зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах. Оказалось, что среди них доминируют ленты развлекательных жанров. Процент развлекательных фильмов наиболее высок в первой десятке рейтинга (90 %), однако, он преобладает и в первой тридцатке (73,3 %) и в целом среди самых кассовых трехсот советских лент (62,0 %). При этом число популярных неразвлекательных фильмов среди 300 самых кассовых фильмов СССР, бывшее довольно значительным в 1960-х годах (33 фильма), далее последовательно снижалось, достигнув минимума в 1980-х (8 фильмов). Кстати, и общее число советских фильмов – лидеров кинопроката снизилось тоже в 1980-х (1950-е: 207 фильмов; 1960-е: 292; 1970-е: 227; 1980-е: 174).

Отмечу также, что первая тридцатка самых кассовых советских фильмов состоит исключительно из фильмов, снятых в РСФСР.

В плане гендерного аспекта оказалось, что в список тысячи самых кассовых лент советского кино вошло только 43 фильма, в основном - развлекательных жанров, (4,3 %), снятых режиссерами–женщинами, а в первые 50 самых кассовых лент СССР вошли фильмы, поставленные только режиссерами–мужчинами.

Здесь надо отметить, что среди наиболее популярных советских телевизионных лент развлекательные жанры практически доминировали всегда.

В 1970-е-1980-е годы, а также в первой половине девяностых годов телевидене оставалось для большинства людей единственным источником информации о жизни в мире — интернета тогда ещё не было, и многие формировали свою позицию по тем или иным событиям исходя из того, как её преподносили в телепередачах.




2. Советская пропаганда.





4. Съезды ЦК КПСС.







7. Спортивные состязания.

Трансляция футбола, хоккея и прочих настольных теннисов. Было популярно среди поклонников спорта, а хоккей в 1970-е смотрели буквально все. В принципе, тоже довольно смотрибельный раздел для любителей спорта, но он занимал очень небольшую часть в сетке вещания, а специальных спортивных телеканалов в СССР не существовало.

1980-й год ознаменовался Олимпийскими играми, которые впервые проходили в СССР. Олимпиаду невозможно было принять и показать без цветного телевидения, хотя руководство не очень-то и хотело переходить в 70-е полностью на цветное ТВ.

Логика была простая — цветные телевизоры стоили дорого и пользовались меньшим спросом. Но к Олимпиаде была поставлена задача полностью уйти от чёрно-белого оборудования. Выполнялась она нехотя — производители не хотели терять прибыли, но потом вовремя опомнились и поняли, что выгода будет больше. Задачу по переходу выполнили только в 1977-ом году.

К Олимпиаде-80 в Москве построили специальный олимпийский телерадиоцентр. Олимпиаду в СССР показали практически в полном объёме, плюс транслировали на 20 спутниковых каналов по всему миру.


Самой спортивной в СССР в тот момент была четвёртая программа. Почти целый день по этому каналу шла Олимпиада.

5 сентября 1982-го состоялся первый телемост США-СССР, благодаря которому 200 студентов ВУЗов в студии Останкино увидели рок-фестиваль в Лос-Анджелесе, а американцы увидели наши музыкальные номера из студии. Вопреки такому названию — этот телемост в СССР не показывали по ТВ. К слову, лишь телемост от декабря 1985-го зрители СССР увидели в записи в 1986-ом году.


Есть информация, что в Советском союзе эту передачу в 18.45 посмотрели 180 миллионов граждан. В ней обсуждались острые политические темы.

10 ноября 1982-го года — примечательный день в истории ТВ и страны. В этот день умер Брежнев, поэтому концерт, посвящённый Дню милиции, так и не показали.





Вы сможете сейчас представить на центральном ТВ трансляцию по мотоболу (футбол на мотоциклах)? Нет! А в 80-е это было в порядке вещей.



Несколько лет назад в рамках путешествия по Европе, мы с Олей побывали в Сан-Ремо. В тот момент я не знал, насколько знаковым был этот город для советского ТВ. Впервые фестиваль в Сан-Ремо мельком упомянули на ТВ в 1978, но в начале 80-х его стали показывать всё больше и больше. 3 песни, потом 6, затем и вовсе стали выходить часовые передачи. Советский зритель смог наконец-то увидеть топовых исполнителей поп-музыки Европы: от Тото Кутуньо до Эроса Рамазотти.


18 октября 1983-го года по второй программе в 18.30 в эфир вышла ещё одна передача, которой суждено было просуществовать 18 лет.


В 1986-ом году на ТВ появился возрождённый КВН! После 14-ти лет отсутствия в эфире.


Масляков — бессменный ведущий КВН.



В 23.25 вышла Вечерняя информационно-музыкальная программа. Счиается, что она изменила представление жителей СССР о телевидении.

Передача стала одним из символов перестройки! Ведущие чуть ли не в домашней одежде, прямые эфиры, современные музыкальные клипы, острые темы для обсуждения. Первыми ведущими были Захаров, Листьев, Любимов. В 1990-ом году новогодний выпуск отменили (из-за нежелательности обсуждения отставки Шеварнадзе с поста министра иностранных дел), а 10 января 1991-го года передачу по сути запретили… Это привело к манифестациям и скандалам — а передача позже всё равно выходила в эфир до 2001-го года.


В 1986-ом году случились две несвязанных истории:


Первая передача была с Людмилой Гурченко


Кашпировский стал притчей во языцах, но более необычные вещи вытворял на ТВ Аллан Чумак!


Чумак заряжал воду, не произнеся ни слова! Он двигал руками и шевелил губами…

Усиление идеологического контроля за деятельностью средств массовой информации со стороны КПСС и государства. Цензура в общественно-политическом и художественном вещании. Введение цензуры по военным и по космическим вопросам. Особое внимание партийного руководства страны к телевидению, осознание его роли в сфере пропаганды коммунистической идеологии и социалистической культуры, формирования общественного мнения в интересах КПСС и государства.

Создание к середине 1980-х годов единой мощной системы телевизионного вещания, обеспечивающей возможность приёма первой программы Централь­ного телевидения 93 процентам телезрителей, 84 процентам - первой и второй, но не дающей возможность приёма непосредственного спутникового вещания из-за рубежа.




Вклад в развитие отечественного телевидения и жесткий идеологический контроль и управление творческим процессом создания телевизионного контента в период руководство Гостелерадио СССР С.Г. Лапиным. Противоречивость личности С.Г.Лапина.

Трагедии межнациональных конфликтов (Нагорный Карабах, Сумгаит), массовые волнения в Алма-Ате, Ереване, Вильнюсе в телеинформации перестроечного телевидения. ТСН.

Первый съезд народных депутатов СССР в марте 1989 года и его телетрансляции – событие, перевернувшее страну.

10. Создание Российского телевидения и его место в отстаивании демократических свобод. Создание Общественного российского телевидения. Возникновение негосударственного телевидения.

Первый Закон РФ о печати.

Телевидение в дни Августовского путча 1991 года. Борьба за власть в её высших эшелонах на телеэкране. Распад СССР и рождение новой страны.

Усиление идеологического контроля за деятельностью средств массовой информации со стороны КПСС и государства. Цензура в общественно-политическом и художественном вещании. Введение цензуры по военным и по космическим вопросам. Особое внимание партийного руководства страны к телевидению, осознание его роли в сфере пропаганды коммунистической идеологии и социалистической культуры, формирования общественного мнения в интересах КПСС и государства.

Создание к середине 1980-х годов единой мощной системы телевизионного вещания, обеспечивающей возможность приёма первой программы Централь­ного телевидения 93 процентам телезрителей, 84 процентам - первой и второй, но не дающей возможность приёма непосредственного спутникового вещания из-за рубежа.

Вклад в развитие отечественного телевидения и жесткий идеологический контроль и управление творческим процессом создания телевизионного контента в период руководство Гостелерадио СССР С.Г. Лапиным. Противоречивость личности С.Г.Лапина.

Трагедии межнациональных конфликтов (Нагорный Карабах, Сумгаит), массовые волнения в Алма-Ате, Ереване, Вильнюсе в телеинформации перестроечного телевидения. ТСН.

Первый съезд народных депутатов СССР в марте 1989 года и его телетрансляции – событие, перевернувшее страну.

10. Создание Российского телевидения и его место в отстаивании демократических свобод. Создание Общественного российского телевидения. Возникновение негосударственного телевидения.

Первый Закон РФ о печати.

Телевидение в дни Августовского путча 1991 года. Борьба за власть в её высших эшелонах на телеэкране. Распад СССР и рождение новой страны.

Читайте также: