Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного либерального или кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тимофей Николаевич Грановский прожил всего 42 года и погиб в 1855 году, не успев узреть давно ожидаемые им реформы по образчику европейской модернизации.
Грановский получил образование сначала в Московском институте, а позже в Берлинском. Живой разум и любознательность сделали его хорошим учёным, заложившим начало российской медиевистики (науки об истории Средних веков). Он также был ясным лектором. Иные преподаватели продолжали естественно читать собственные диссертации либо монографии собственных коллег. В средневековье именно это и предполагалось под лекцией (лекция в переводе с латыни -чтение), но времена теснее поменялись. Грановский всегда разговаривал от себя, непрерывно вбрасывая в аудиторию новые идеи

Радикальное движение представляли собой шестидесятники, которые выступали за построение социализма, критиковали условия освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Либеральное направление представляли либеральные народники, которые не принимали насильственных методов борьбы с положением крестьян, они выступали за реформы, которые помогли бы ликвидировать землевладение помещиков.

Также существовало консервативное направление, которое выступало за сохранение самодержавия. Один из его представителей был Карамзин.


С именем Александра II связано проведение самых важных реформ в России в XIX столетии. Ослабление государственного контроля над внутриполитической жизнью страны привело к развитию нового политического движения – либерализма.


Кратко об общественном движении либералов и консерваторов

При Александре II появляются новые общественно-политические движения, которые видели свои пути дальнейшего развития России.

Либерализм – это политическое течение, выступающее за принятие, поддержание и соблюдение прав и свобод человека, а также предоставления ему гражданских прав.

Консерватизм – политическое течение, направленное на удержание и сохранение имеющихся порядков.

Общественное движение либералов и консерваторов объединяла одна общая цель – видоизменить Россию через путь реформ, а не революции. Главной темой их дискуссий были методы и средства достижения этой задачи.

которые читают вместе с этой






Консерваторы с приходом к власти Александра II, достаточно быстро установили свое влияние на императора, чему способствовало польское восстание 1863 года и деятельность народовольцев. Еще больших высот консерваторы достигли после смерти императора, когда на трон взошел Александр III. Ярчайшими представителями этого течения были обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и журналист М. Н. Катков.

К. П. Победоносцев

Рис. 1. К. П. Победоносцев.

Либеральное течение было представлено Б. Н. Чичериным, С. А. Муромцевым, К. Д. Кавелиным и другими. В чем различия между этими течениями выясним, изучив материалы в таблице

Пункт сравнения

Либералы

Консерваторы

Власть в России

Представительное правление и принятие Конституции

Самодержавие – единственная возможная форма правления в России

Наделить широкими правами управление на местах

Жесткая централизация и вертикаль власти

В 1861 году в либеральных кругах случился прецедент – тверское дворянство отказалось от своих прав и свобод и создать народное представительство, о чем уведомили императора. В истории это называлось “тверское письмо”. Этим они хотели заставить Александра II прислушаться к народу в проведении реформ.

Портрет Александра II

Рис. 2. Портрет Александра II.

Больший удар по либерализму нанес уход духовного лидера Каткова в стан консерваторов после покушения на императора студента-революционера Каракозова в 1866 году. Да и сам император задумался о том, стоит ли проводить реформы после такой реакции среди населения.

Ярым консерватором был начальник Третьего отделения полиции П. А. Шувалов, который вел борьбу с революционным движением в России. Он установил полный контроль над императором и до 1874 года ведал назначением министров.

П. А. Шувалов

Рис. 3. П. А. Шувалов.

Что мы узнали?

Из статьи по истории для 9 класса мы узнали, что в 60-ых годах XIX века при дворе императора сложилось два влиятельных лагеря, влияющих на внутреннюю политику в государстве – либералы и консерваторы. Их идеи были противоположны, но цель была одна – сделать Россию лучше.

Какие направления общественного движения получили распространение в период правления Николая I? Какие из них были новыми для России?

В 1830—1850-е гг. Россия находилась на историческом повороте от аграрного общества к индустриальному. Это определяло идейную позицию людей того времени. Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение пути развития страны. Каждый понимал его по-своему.

В общественной мысли и общественном движении второй четверти XIX в. можно выделить три направления: консервативное, либеральное и радикальное.

Основными формами общественного движения были полемика в научной среде, на страницах журналов и газет, в литературных и частных салонах, а также создание тайных кружков и просветительских организаций. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли университеты, печать, литература.

1. Консервативное направление


С. С. Уваров


М. П. Погодин

2. Либеральное направление

Это направление во второй четверти XIX в. представляли собой славянофилы и западники. Сходство их взглядов заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформистских преобразований с согласия и при участии верховной власти.

Однако, критикуя власть, славянофилы и западники по-разному видели пути изменения к лучшему, так как расходились по вопросу о пути развития России.


В московской гостиной 40-х гг. XIX в. Художник Б. М. Кустодиев

Слева В. П. Боткин и Д. Л. Крюков слушают М. С. Щепкина, вошедший В. Г. Белинский здоровается с хозяином дома А. А. Елагиным, за столом сидят (слева направо) П. Я. Чаадаев, К. С. Аксаков, Т. Н. Грановский, И. В. Киреевский, за ними стоят А. С. Хомяков и П. В. Киреевский, справа сидит А. П. Елагина, стоят А. И. Герцен и А. И. Тургенев

Несмотря на некоторую идеализацию самобытности России, славянофилы внесли большой вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским, господствовавшие в общественном сознании XIX в. Среди славянофилов мы встречаем имена философов, историков, литературоведов, богословов, экономистов. Это братья И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин.

Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики.

Западники являлись апологетами реформ Петра I именно потому, что в его правление Россия активно двигалась по западному пути. Западники зачастую идеализировали европейское общественное устройство. Жаркие споры между западниками и славянофилами в 1840-е гг. происходили в салонах Москвы, куда приезжали даже сторонние наблюдатели послушать дискуссии между ними, порой доходившие до дуэлей.

К лагерю западников относились известные общественные деятели и историки: философ П. Я. Чаадаев, историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьёв, историк, правовед, социолог, публицист К. Д. Кавелин, литературные критики П. В. Анненков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, писатель И. С. Тургенев, правовед, историк, публицист Б. Н. Чичерин.

Профессор всеобщей истории Московского университета Т. Н. Грановский, изучавший историю стран Западной Европы, читал публичные лекции о европейском Средневековье, на которые собирались толпы слушателей из разных слоёв населения. Грановский на примере европейской истории обличал крепостничество и говорил о необходимости его отмены в России, так как оно уже было изжито на Западе. Он рассматривал исторический процесс как развитие просвещения и нравственности, предпочитая эволюцию революции.


К. С. Аксаков


Т. Н. Грановский

3. Радикальное направление

К представителям радикализма относят сторонников необходимости кардинальных перемен системы революционным путём. Мы встречаем их среди участников революционных и просветительских кружков 1820—1840-х гг. Эти кружки были немноголюдны и довольно демократичны по составу, их членами были в основном представители слоя разночинцев. Большая часть этих кружков возникала в Москве, где был чуть слабее надзор властей, чем в столице. Власть боролась с участниками радикальных тайных обществ при помощи полицейского надзора, путём цензуры органов печати.

Кружок братьев Критских в Москве, существовавший в 1826—1827 гг., пытался развивать декабристские идеи и тактику. Члены кружка вели пропаганду революционных идей среди офицеров, студентов, чиновников. Они не исключали возможности цареубийства. В день коронации Николая I члены кружка разбросали на Красной площади прокламации с призывом к свержению самодержавия. Кружок раскрыли, участников без суда заключили в Петропавловскую крепость и Соловецкий монастырь, некоторых отдали в солдаты.

Московский кружок Н. В. Станкевича в 1831 — 1839-е гг. посвятил свою деятельность изучению работ западных философов (Шеллинга, Канта, Гегеля). Участники кружка В. Г. Белинский, М. А. Бакунин и др. осуждали крепостничество, возлагали большие надежды на просвещение, которое будет способствовать обновлению России. Кружок распался с отъездом Станкевича за границу.

В радикальном направлении общественной мысли мы можем наблюдать зарождение социалистических идей. Члены кружка А. И. Герцена и Н. П. Огарёва читали произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма, изложенную в трудах французских философов (Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона). Этот кружок был раскрыт полицией, Герцен и Огарёв отправлены в ссылку, остальные участники попали под надзор полиции.

Позднее, уже будучи в эмиграции, А. И. Герцен на основе теории утопического социализма разработал теорию русского социализма. Он полагал, что в России есть благодатная почва для созидания социализма: крестьянская община, равное право людей на землю, крестьянское самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина. Существование общины и крепкие общинные традиции в деревне, по мысли Герцена, отличают Россию от стран Западной Европы и именно это может быть залогом успешного развития России в сторону идеального устройства общества и социализма.


В. Г. Белинский

Общественная мысль второй четверти XIX в. находилась в активном поиске решения наболевших проблем российской социально-политической действительности. По-разному эти проблемы предлагали решить представители консервативного, либерального и радикального направлений. Несмотря на запретительную политику правительства, наличие цензуры, участники общественного движения осмысляли исторический путь России, [обсуждали проблемы российского общества и искали пути их решения.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие особенности общественного движения 1830-1850-х гг. вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте. 2. Объясните суть теории официальной народности. 3. Перечислите важнейшие идеи западников, славянофилов.

4. В чём заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов? 5. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов? Каким образом они планировали претворить их в жизнь?

ИЗ СТАТЬИ А. С. ХОМЯКОВА

Некоторые журналы называют нас насмешливо славянофилами, именем, составленным на иностранный лад, но которое в русском переводе значило бы славянолюбцев. Я с своей стороны готов принять это название и признаюсь охотно: люблю славян. Я их люблю потому, что нет русского человека, который бы их не любил; нет такого, который не сознавал бы своего братства с славянином и особенно с православным славянином. Об этом кому угодно можно учинить справку хоть у русских солдат, бывших в турецком походе, или хоть в Московском гостином дворе, где француз, немец и итальянец принимаются как иностранцы, а серб, далматинец и болгарин как свои братья. Поэтому насмешку над нашею любовию к славянам принимаю я так же охотно, как и насмешку над тем, что мы русские. Такие насмешки свидетельствуют только об одном: о скудости мысли и тесноте взгляда людей, утративших свою умственную и духовную жизнь и всякое естественное или разумное сочувствие, в щеголеватой мертвенности салонов или в односторонней книжности современного Запада.

Думаем, сравниваем, размышляем

Читайте также: