Сорокин цивилизационный подход кратко

Обновлено: 27.04.2024

Питирим Сорокин (1889-1968,) - российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Тезис заключается вот в чем. Существует три типа, три суперсистемы культуры: идеациональная, чувственная и смешанная (идеалистическая). Идеациональная культура - преобладание религии. Чувственная - преобладание науки. Смешанная, как легко догадаться, является смешанной. Мы сейчас находимся на этапе упадка чувственной культуры. Наблюдается некий протест против ее господства. Пока неясно, конкретно сейчас это временная флуктуация (что уже много раз бывало), или симптом смены типов культур. Однако стратегически все равно рано или поздно грядет эпоха истины веры.

Мировую историю Тойнби, вслед за своими предшественниками, рассматривал как круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций. По концепции Тойнби, история - это не только естественноисторический процесс, она имеет смысл (это был прямой вызов, отрицание исторического материализма). В истории всегда, подчеркивал Тойнби, нужно учитывать наличие двух сторон - объективной и субъективной; история начинается не с возникновения человека, а когда человек сталкивается с трудностями, проблемами: например, с изгнания - не рай начало истории, а грехопадение; или с ухода евреев из Египта под влиянием Моисея начинается история этого народа; для России таким фактором было нашествие кочевников - в итоге возникло Великое Московское царство и т.п.

Метод Тойнби отдельные ученые называют энвайронментальным (от английского environment - окружающие условия, среда).

Рассматривая цивилизации как макрокультуры, системы или организмы, Тойнби отмечал, что каждая из них имеет собственную духовную или социальную структуру; свои институты, элиту, кадры. Носителем цивилизации, как правило, является церковь (но в исламе - это ученые, изучающие Коран, богословы и законоведы, улемы; в конфуцианстве - бюрократический аппарат). Каждая цивилизация, по его мнению, существует сепаратно и самобытно, основана на конечных ценностях в своем мировоззрении, что проявляется в стиле, общей культуре и др.; если стиль утрачен и воцаряется эклектика, - это признак распада цивилизации. Если элита правит, опираясь на чуждые образцы, традиции, - она не органична данной цивилизации и обречена.

Тойнби утверждал, что каждая цивилизация обладает динамикой, то есть развивается, проходя через цикличные фазы генезиса, роста, созревания, увядания и упадка-распада.

Прогресс человечества он видел в духовном совершенствовании, эволюции: от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Тойнби не столь пессимистичен в отношении западной цивилизации, как Шпенглер; выход из противоречий и конфликтов Запада он видел в его духовном обновлении. Он также категорически отрицал взгляд на Запад как центр мировой цивилизации и концепцию о движении человечества к созданию единой цивилизации на основе западных ценностей.

А. Тойнби предпринял попытку определить число самостоятельных цивилизаций. На начальном этапе работы, собирая материалы, он называл их около 100; затем сократил до 36, далее - до 21. В 12-м, последнем томе исследования он остановился на числе 13. Многие общества Тойнби отнес либо к побочным вариантам самостоятельных цивилизаций, либо к неразвившимся в самостоятельный, неповторимый, самобытный тип. Например, скандинавы имели все возможности и предпосылки для создания собственной цивилизации; но в силу ряда причин и особенностей исторического развития скандинавская культура стала частью западной цивилизации.

По мнению А. Тойнби, рост цивилизации не сопровождается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни усилением господства над природным окружением. Ученый не видит связи между техническим прогрессом и развитием цивилизации. Подлинный рост цивилизации, по А. Тойнби, — это постоянный и кумулятивный процесс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, так называемая этерализация ее ценностей (возвышение) и усложнение ее аппарата и технологий.

Растущая цивилизация являет собой единство. Ее структура состоит из творческого меньшинства, которому подражает и за которым добровольно следует большинство.

Не противопоставляет цивилизацию и культуру.

Цивилизации (по Тойнби):

Индийская цивилизация, Китайская цивилизация, Исламская цивилизация, Христианская (Западная) цивилизация, Восточно-Православная цивилизация.

Хантингтон утверждает, что географическое соседство цивилизаций нередко приводит к их противостоянию и даже конфликтам между ними. Эти конфликты обычно происходят на стыке или аморфно очерченных рубежах (faultlines) цивилизаций. Иногда эти конфликты можно предвидеть исходя из логики развития и взаимодействия цивилизаций.

Основные идеи книги:

Цивилизации — это большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т. д.) Как правило, основным определяющим признаком наиболее часто является общность религии.

Цивилизации, в отличие от стран, обычно существуют долгое время — как правило, более тысячелетия.

После возникновения самых ранних цивилизаций, в течение почти трёх тысячелетий между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными.

Каждая цивилизация видит себя самым важным центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию.

Восприятие западного влияния (вестернизация) и технологический прогресс (модернизация) могут происходить раздельно или совпадать (частично или полностью).

Религиозный фанатизм часто является реакцией обывателя на модернизацию, вестернизацию или же на сочетание того и другого.

В процессе глобальных перемен, международные организации, возникшие после Второй мировой войны (ООН и т. д.) должны будут постепенно изменяться в сторону более справедливого учёта интересов всех стран. Например, в Совете Безопасности ООН должна быть представлена каждая цивилизация.

Список цивилизаций (согласно классификации Хантингтона):

Западная цивилизация, Исламская цивилизация, Индуистская цивилизация, Синская цивилизация, Японская цивилизация, Латиноамериканская цивилизация, Православная цивилизация, Буддистская цивилизация, Африканская цивилизация.

Часть 1. Впервые в мировой истории международная политика стала как многополярной, так и многоцивилизационной; модернизация представляет собой явление, отличное от вестернизации, она не порождает универсальной цивилизации в сколько-нибудь значимом смысле и не приводит к вестернизации незападных обществ.

Часть 2. Соотношение сил между цивилизациями в настоящее время меняется: влияние Запада относительно уменьшается; азиатские цивилизации наращивают свою экономическую, военную и политическую мощь; ислам переживает демографический взрыв, что приводит к дестабилизации исламских стран и их отношений с соседями; незападные цивилизации в целом заново утверждают ценности своих культур.

Часть 3. В современном мире формируется мировой порядок, основанный на отношениях между цивилизациями: общества со сходной культурой сотрудничают друг с другом, усилия по перетягиванию обществ от одной цивилизации к другой оказываются безуспешными; страны группируются вокруг ведущих или центральных государств своей цивилизации.

Часть 5. Выживание Запада зависит от способности американцев утвердить свою западную идентичность и способности Запада принять свою цивилизацию как уникальную, а не универсальную, объединиться и обновить ее и противостоять вызовам со стороны незападных обществ. Возможность избежать глобальной войны цивилизаций зависит от того, насколько мировые лидеры способны принять этот вызов и пойти на сотрудничество для поддержания многоцивилизационного характера мировой политики.

Питирим Сорокин был одним из самых резких и радикальных критиков теории цивилизации, к классическим сторонникам которой принято относить таких ученых, как О. Шпенглер и А. Тойнби.

[1] Sorokin P. A. Arnold J. Toynbee's Philosophy of History // The Journal of Modern History. 1940. Vol. 12. N 3. P. 381.

[2] Sorokin P. A. Reply to My Critics // Pitirim A. Sorokin in Review. Durhem, N. C. : Duke University Press, 1963. P. 411.

[4] Sorokin P. A. Reply to My Critics // Pitirim A. Sorokin in Review. Durhem, N. C. : Duke University Press, 1963. P. 411.

[7] Sorokin P. A. Reply to My Critics // Pitirim A. Sorokin in Review. Durhem, N. C. : Duke University Press, 1963. P. 413.

[8] Sorokin P. A. Reply to My Critics // Pitirim A. Sorokin in Review. Durhem, N. C. : Duke University Press, 1963. P. 413–414.

[9] Anderle O. F. Sorokin and Cultural Morphology // Pitirim A. Sorokin in Review. Durhem, N. C.: Duke University Press, 1963. P. 100.

[10] Sorokin P. A. Modern Historical and Social Philosophies. N. Y.: Dover Publications, 1963. P. 275.

[12] Sorokin P. A. Modern Historical and Social Philosophies. N. Y.: Dover Publications, 1963. P. 276.

Даже среди наиболее светлых умов ХХ века Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) воистину поражает воображение. Родившись в российской глуши, он сумел получить образование, успел поучаствовать в бурных революционных событиях, сочетая политическую деятельность с научной, основал в Петербургском университете социологический факультет (вскоре закрытый), был изгнан из страны, приглашен в Гарвард, который сделал центром мировой социологии и создал ряд интереснейших концепций, раскрывающих суть общества и его развития.

Его понимание цивилизационного развития человечества ближе к концепции А. Тойнби , чем К. Ясперса , хотя нельзя сказать, что так уж сильно похоже на теорию Тойнби. Сближение можно видеть разве что в циклическом понимании общественного процесса.

Согласно Сорокину, каждая цивилизация - отдельная социокультура, а это весь мир значений, созданных человеком. Основа всякой социокультуры - ее ценности, определяющие все остальные элементы общества, включая менталитет и свой специфический тип личности.

Каждый человек живет по нормам и ценностям своей культуры и действует, следуя ее образцам. Сорокин считал, что, изучая поведение людей, можно выявить различия в типах социокультуры. В определенные периоды времени люди живут, исходя из одних основополагающих принципов, а потом происходит их смена, и люди начинают жить по другим принципам.

Такая смена культурных типов переживается людьми как кризисный период. Сорокин считал, что как раз в наше время (он имел в виду ХХ век) происходит эта трансформация.

Всего он выделял три типа социокультуры:

а) идеациональную (основанную на духовных и материальных ценностях),

б) идеалистическую (основанную в основном на религиозных ценностях),

в) чувственную (основанную преимущественно на материальных ценностях).

Все цивилизации можно отнести к тому или иному типу. Например, идеалистической культурой Сорокин называл европейскую средневековую. Можно сказать, что в наше время таковой является арабская культура. Идеациональная культура имеет разносторонний характер, она отличается динамизмом ценностей. В Европе такой тип культуры был в Эпоху Возрождения.

А чувственный тип культуры господствовал, например, в Европе, начиная с XVII века. Его характеризует приоритет всего материального. Но в ХХ веке, как считал мыслитель, он начал себя изживать, поэтому современное западное общество находится в глубоком кризисе. Грядет новая эра.

Сорокин смотрел на будущее оптимистично. Да, сейчас переходный, кризисный период, начавшийся в западной социокультуре в конце XIX века, он является тяжелым, полным ужаса и противоречий. К какой бы сфере культуры мы не обратились, можно видеть обратную сторону выдающихся достижений. Чувственная культура умирает тяжело. Кажется, что человек деградирует со страшной скоростью. Искусство выродилось. Наука показала свой бесчеловечный цинизм. Институт семьи разваливается. Религия свелась к ритуалу. И так во всем.

Однако в этом кризисе Сорокин видел показатель рождения нового типа культуры. Чувственный тип сменяется идеациональным. А потом наступит идеалистический, основанный на духовных ценностях. Весь процесс Сорокин выстраивал в следующую цепочку: кризис - крушение - очищение - переоценка ценностей - возрождение.

В данный момент мы уже на стадии крушения. Значит, за ним неизбежно придет очищение. Будет ли так? Узнают наши потомки.

Теория социокультурной динамики в рамках цивилизационного подхода

П.А. Сорокин, как и многие другие представители русской эмиграции, прочувствовал на себе всю тяжесть социальных потрясений и бурь начала века – политические репрессии, две революции, гражданская война и наконец изгнание из страны, не могли не оказать влияние на образ мысли и мироощущение философа. Эмигрировав в США Сорокин знакомится с теоретическими разработками западных философов и социологов и создаёт собственную теорию в рамках цивилизационного подхода. Однако он закладывает совершенно иные смыслы в само понятие цивилизации по сравнению со своими коллегами.

Цивилизации, основой которой является культура (понятия культуры, общества и цивилизации часто выступают в его концепции взаимозаменяемыми) представляют собой ценностные системы. Именно ценности играют ключевую роль во всей социальной динамике, они задают ментальную сетку координат, в которой совершаются социальные выборы и направление развития и движения общества. Благодаря ценностям формируется специфичность каждой цивилизации, отличающая ее от других, рассматривая и изучая ценности можно проникнуть в скрытое пространство культурных феноменов, и таким образом понять саму цивилизацию.

Сорокин выделяет несколько классов ценностей:

  • познавательные,
  • моральные,
  • эстетические,
  • интегративные.

Каждый класс функционирует в своем пространстве и регламентирует активность индивидов в нем. Высшими ценностями классов выступают истина, добро, красота и польза, причем польза является наиболее значимой ценностью с точки зрения Сорокина. Благодаря интегративной роли пользы, ценности различных классов объединяются в культурные суперсистемы – термин с помощью которого социолог в своей теории и обозначает цивилизации.

Готовые работы на аналогичную тему

Существенной особенностью теории социальной динамики Сорокина, отличающей ее от других теорий цивилизационного подхода является тот факт, что хотя Сорокин и признает наличие локальных цивилизаций с присущей им спецификой, он не утруждает себя ни их выделением, ни описанием. Напротив, он выделяет универсальные механизмы развития, которые в равной степени описывают динамику как цивилизаций запада, так и востока, так что хотя теория Сорокина и является цивилизационной, самой цивилизации в ней как бы и нет.

Механизм социальной динамики

В основу социальной динамики Сорокиным был положен классический принцип цикличности. Существуют три типа культуры, которые последовательно сменяют друг друга, по траектории цикла маятника:

  • идеациональная,
  • идеалистическая,
  • сенситивная.

Идеациональная культура стоит в начале цикла и является целостной культурой в которой высшей ценностью выступает сверхчувственность человека и перманентное присутствие бога. Человек в рамках данной культуры живет с ясным представлением о природе и характере окружающего его мира, о цели собственного существования и тех действующих силах, которые детерминируют его жизнь. Значительное место в жизни отдается сверхчувственным явлениям божественного и мифологического вмешательство, весь мир интегрирован в единую и яркую картину. Большим преимуществом идеациональной культуры, которая доминировала в Европе в Средние века, в древней Греции в до шестого века до н.э., в брахманистской Индии, является отсутствие мук ценностного выбора для членов общества. Добро и зло отражено рельефно, личностям не нужно сомневаться и метаться между ними в поисках верного поступка.

Однако со временем идеациональная культура исчерпывает себя и маятник социальной динамики сдвигается в сторону сенситивной культуры. Наступает период смятения, отсутствия четких идеалов и однозначных ценностей, а именно идеалистической культуры. Ее основной особенностью является сосуществование ценностных систем как сверхчувственной идеациональной культуры, так и рациональной сенситивной культуры. Из-за этого общество оказывается расколотым, человек постоянно вынужден выбирать между различными моделями поведения, и никакие усилия отдельных личностей или даже государств не способны облегчить этот процесс перехода. Идеалистический период по оценка Сорокина может достигать до двух веков, после чего смена культур завершается и устанавливается доминирование сенситивной культуры.

Сенситивная культура завершает один такт цикла. Она представляет собой рационалистическую, чувственную культуру с доминированием ценностей познания, объективной науки и доказательного образа мира. Данная культура ориентирована на материалистическую деятельность, активное освоение и преобразование мира, приоритет материального над идеальным, чувственного над духовным. По своей сути сенситивная культура составляет как бы антипод к идеациональной. Примерами сенситивной культуры является римское общество, Греция в период античности, Европа в Новое время и т.д.

Однако динамика культур на этом не заканчивается, начинается обратное движение маятника через идеалистическую культуру к идеациональной. Причина такой цикличности по мнению Сорокина лежит в диалектическом характере самих культур, ни одна из них не является абсолютной и не подавляет полностью альтернативную. В сенситивной культуре сохраняются представления о сверхестественных процессах, в то время как в идеациональной, рациональный и чувственный взгляд на мир. Благодаря этим росткам и начинается новый цикл перехода.

Рассматривая развитие культурных суперсистем в более широком контексте Сорокин отчасти соглашается с выводами Шпенглера и других сторонников цивилизационного подхода о том, что цивилизации локальны во времени, они возникают, развиваются и угасают. Угасание цивилизаций связано по Сорокину со степенью их энергичности и инертности, оно не зависит от внешних причин и продиктовано исключительно внутренней логикой развития самой культуры.

Обращаясь к европейской цивилизации начала двадцатого века Сорокин указывал на то, что она входит в стадию идеалистической культуры, маятник движется от сенситивной к идеациональной культуре и в ходе этого движения, которое продлится значительное время, европейская цивилизация вполне может исчезнуть. Однако Сорокин не рассматривает это исчезновение как трагическое событие, т.к. на смену одной цивилизации неизбежно придет новая и развитие человечества продолжится.

Читайте также: