Соотношение волевой и произвольной регуляции кратко

Обновлено: 05.07.2024

В отечественной психологии дискутируется вопрос о соотношении понятий "произвольная" и "волевая" регуляции.

Волевая и произвольная регуляция могут рассматриваться синонимично, как отмечает Иванников В.А. (5), если критерием воли выступает способность к преднамеренной регуляции различных параметров действия, физиологических и психических процессов, торможения (активации) неадекватных (адекватных) процессов, организации психических процессов в соответствии с ходом деятельности. Согласно другой точке зрения (18), воля и произвольность имеют как общее (функции преодоления сложившихся стереотипов, торможения спонтанной активности; направленность на цель и ее осознанность) так и различное (в содержании, проявлениях, направленности, осознании цели и ее соотношении с мотивом или со средствами деятельности). Развитие воли связывается со становлением мотивационной сферы (содержание мотивов и устойчивость их иерархии) субъекта, а развитие произвольности – с развитием средств овладения (уровни осознания деятельности и средств ее опосредования) собственным поведением. В третьем варианте (6) говорится о произвольном управлении, частным случаем которого является волевая регуляция.

Большинство исследователей используют понятие "произвольная регуляция" для обозначения широкого класса сознательного поведения и действий, включающего специфические подуровни, в том числе и волю. В этом контексте воля обнаруживает общие и специфические характеристики, объединяющие ее с произвольной регуляцией, и, одновременно, выделяющие ее в специфический подуровень произвольной регуляции. В общем плане критерием разграничения разных уровней (непроизвольного и произвольного, включая волю) психической регуляции поведения и деятельности человека является наличие (отсутствие) сознательной подконтрольности субъекту собственных внутренних регуляторов (мотивов и целей) его поведения, действий и состояний, а также внешних проявлений последних.

Термин "произвольность" используется для обозначения всех видов поведения, процессов, действий субъекта, характеризующихся неинстинктивностью, намеренностью, осознанностью причин поведения, регуляцией и контролем хода действий. Иванников В.А. (5) предлагает следующие характеристики произвольного процесса:

формирование и проявление только в ситуации актуальной потребности или жизненной необходимости, средством разрешения которой этот процесс и является;

приобретение каким-либо процессом (движением, психическим процессом, вегетативной реакции) нового жизненного значения, когда сам этот процесс становится средством достижения желаемых жизненных результатов;

отсутствие вынужденности, определенности поведения субъекта средой;

наличие ощущаемости или осознаваемости субъектом этого процесса.

С учетом этих характеристик произвольный процесс определяется Иванниковым В.А. как "ощущаемый или осознаваемый процесс с приобретенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата, процесс, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею" (5, с. 101). При произвольном действии, задаваемом актуальной потребностью или социальной необходимостью, произвольного создания нового, дополнительного мотива не требуется.

Под произвольным уровнем регуляции поведения и деятельности человека понимается интеграция процессов и механизмов, обеспечивающих в той или иной степени сознательности и осознанности приведение поведения и деятельности субъекта в соответствие с его мотивами и поставленной им целью. В качестве характеристик произвольного уровня регуляции поведения и деятельности человека рассматривают опосредованность; сознательность; осознанность, намеренность, особенности выбора субъектом мотива, цели и способа поведения, а также управляемости субъектом собственного поведения. Каждая из этих характеристик своеобразно проявляется на специфических подуровнях произвольной регуляции: подуровне произвольных процессов на основе потребностного побуждения (в поведении животных); подуровне вербально опосредованных произвольных процессов на основе сознательного отражения их необходимости и возможности (в поведении человека); подуровне волевых процессов как личностном подуровне произвольной регуляции.

К условиям актуализации волевой регуляции (включая ее конкретные проявления: действия, качества, усилие), как специфического подуровня произвольной регуляции, в различных психологических исследованиях относят наличие следующих моментов:

1. конфликта внутренне противоречивых тенденций вследствие сложной иерархии противоречивых побуждений человека (12);

2. недостатка (избытка) актуального побуждения, преодолеваемого посредством получения дополнительного побуждения (торможения) от произвольно построенного процесса мотивации (5);

3. внешних и внутренних препятствий на пути к достижению целей (6; 13; 14; 16) или преграды на пути удовлетворения потребности (17);

4. необходимости выбора из как минимума двух уровней иерархически организованных регуляционных процессов (т.е. разных по уровням обобщенности когнитивных и эмоционально-нравственных психических структур) по критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности (4);

5. необходимости обеспечения в условиях трудного мира реализацию всей совокупности взаимосвязанных жизненных отношений личности (3).

К характеристикам волевой регуляции отнесем вовлеченность личности в процесс регуляции, опосредованность, преднамеренность, сознательность, осознанность, субъектность выбора мотивов, целей и способов действия, полная управляемость личностью своим поведением и деятельностью на всех этапах их осуществления.

К конкретным проявлениям воли относят волевые процессы, волевые состояния, волевые действия, волевые качества, волевые усилия.

Функции воли

Волевая функция какфункция тормозная, задерживающая была впервые предложена Рибо Т. (11). Она, по его мнению, проявляется в условиях недостаточно сильного возбуждения (задержка невозможна, если сильное возбуждение сразу же приводит к действию), ассоциации между двумя состояниями (например, ужас вызывает оцепенение), возникновения антагонистических состояний сознания (например, гнев задерживается идеей долга). Суть этой функции заключается в подавлении конкурирующих в сознании мотивов с целью обеспечения победы одного из них. В современной трактовке (18) обращается внимание на функцию (общую и для произвольности в целом) воли торможения спонтанной активности и преодоления сложившихся стереотипов.

Басовым М.Я. (2) были выделены 5 функций психических явлений: перцептивные, репродуктивные, ассоциативные (интеллект), реактивные (эмоции), регулятивные (воля). Таким образом, за волей монопольно закрепилась регулятивная функция, суть которой Басов видел в управлении течением других психических процессов (вызов, ускорение, замедление, усиление, ослабление, остановка, координация) и в их оценке личностью. Человека как личность характеризует наличие и выраженность регулятивной функции воли. Эта функция была названа Басовым "волево-функция", формой существования которой объявлялось волевое внимание. В форме внимания воля регулирует восприятие, память, мышление, эмоции. Таким образом, регулирующая функция закреплялась за волей, рассматривалась как воплощенная во внимании, а собственно регуляция трактовалась как преимущественно осуществляемая в адрес психических процессов, а не в адрес поведения личности в целом.

Регулирующая функция воли в настоящее время признается всеми авторами. Исследователи считают, что волевая регуляция – это сознательная саморегуляция или самодетерминация поведения и деятельности человека, которая осуществляется в отношении движений и их параметров, эмоционального поведения, действий и их параметров, мотивов, различных психических состояний. Она препятствует дезорганизующей генерализации эмоционального возбуждения, способствует удержанию первичной цели (17); предупреждает, преодолевает либо смягчает действие уже возникшего препятствия (10).

Функцию организации волей психических функций и мобилизации психических ресурсов выделяет Калин В.К. (7). Цитируемый автор трактует волю как систему механизмов сознания, обеспечивающих самоуправление организацией психических функций. "Процессуальный аспект воли - волевая регуляция – есть выбор и реализация субъектом деятельности наиболее эффективного способа (формы) преобразования исходной, актуальной организации психических функций в необходимую, наиболее адекватную целям деятельности. Это преобразование определяет возможность становления и удержания выбранной субъектом упорядоченности действий (или формы деятельности). … проблема воли есть проблема формы обеспечения формы деятельности (или другими словами: проблема воли есть проблема самосубъектных отношений) (7, с. 120-121).

Функцию побуждений или инициации действий традиционно относили к воле большинство исследователей. Обращалось внимание на условия актуализации функции побуждения: наличие препятствий и конкурирующих мотивов, отсутствие актуально переживаемого желания для осуществления действия (1).

Отражательная функция воли обсуждалась в советской психологии в связи с волевыми действиями. Постулировалось, что объектами отражения являются как цель деятельности в соотношении с фактически выполняемой деятельности, так и условия и обстановка действий (9; 15), а также такие феномены, как борьба мотивов, принятие решения, целеустремленность, уровень притязаний, волевое усилие (20). К свойствам так называемого волевого отражения относили опосредованность, избирательность, активно-личностный характер и отнесенность к высшей регуляции, направленной на достижение цели (20).

Функция"свободы от" и "свободы для", реализуемой волей, выделял Франкл В. (19), подчеркивая свободу человека в реализации им смысла жизни в условиях ограничения этой свободы объективными обстоятельствами. Человек свободен по отношению к своим влечениям, наследственности и факторам и обстоятельствам внешней среды. Человек свободен для того, чтобы взять на себя ответственность за собственную судьбу, прислушиваться к голосу своей совести, принимать решения в адрес своей судьбы и изменяться самому.

Функция блокирования креативного поведения (17); в силу чрезмерной локализации поиска решений воля может затормозить творческое поведение.

Репрессивная функцияволи (8, с. 219) проявляется как способ борьбы человека с удовлетворением его собственных желаний. При акцентировании этой функции возникает репрессивный тип силы воли, приводящий к обеднению воображения и стремлений, к наличию у человека подавленности, враждебности, самонеприятия.

Функция борьбы с борьбой мотивов,выделенная Василюком Ф.Е. (3, с. 141-142), заключается в предотвращении (посредством "ценностного внимания и особых содержательно-временных трансформаций мотивации") остановки или отклонения активности субъекта вследствие борьбы мотивов, характерной для модели внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира. Благодаря воле происходит практическое увязывание идеально-ценностных и временно-пространственных перспектив жизни в единство конкретно-ситуативного реально осуществляемого поведения личности, воплощение замыслов личности в конкретной практической деятельности.

Проектные задания

1. Раскройте признаки, устанавливающие сходство и различия произвольного и волевого.

2. Раскройте условия актуализации волевой регуляции, рассматриваемые С.Л. Рубинштейном, В.А. Иванниковым, Л.М. Веккером.

3. Раскройте содержание таких функций воли, как торможение, блокирование, репрессия.

4. Опишите функций воли, рассмотренные В. Франклом.

5. Раскройте смысл положений о волевой регуляции, рассматриваемой в контексте проблемы формы обеспечения формы деятельности и в контексте борьбы с борьбой мотивов.

Действие как произвольное и преднамеренное проявление человеком активности, направленной на достижение ближайшей цели, чаще всего рассматривается как специфическая единица человеческой деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), хотя действия совершаются человеком и вне деятельности.

Произвольные действия выделяют и классифицируют по тем функциям, которые они выполняют. К ним относятся познавательные (перцептивные, аттенционные, мнемические, интеллектуальные) и психомоторные действия

Большинство психологов не выделяют волевые действия в особую категорию, отождествляя их с произвольными.

Например, по К. Н. Корнилову (1957), волевые действия — это сочетание или целая система движений, связанных между собой общей целью, единым мотивом. Эти действия, отмечает К. Н. Корнилов, называются волевыми потому, что они являются выражением нашей воли. Но в данном случае следовало бы говорить о произвольных действиях, а не волевых, поскольку, описывая их, автор не говорит о преодолеваемых при их осуществлении препятствиях.

Волевые действия — это разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения.

К волевым действиям относятся: всматривание (при плохой видимости), прислушивание (при плохой слышимости или звуковых помехах), принюхивание, концентрация внимания, припоминание, сдерживание побуждений, проявление большой силы, быстроты и выносливости, т. е. все те сенсорные, мнемические и двигательные действия, осуществление которых требует проявления значительного волевого усилия.

6. Эмпирические исследования волевой регуляции

Е. Кольмоттеропубликовал в 1863 году описание наблюдений за волевой регуляцией глубины и длительности сна. В опытахК. Ригераиспытуемые в течение двух минут удерживали груз на горизонтально вытянутой руке, движение которой фиксировалось на ленте кимографа.

В 1910 году появилась работа А. Мишота и Н. Прюма по исследованию процесса выбора из двух альтернатив.

Результаты работы Мишота и Прюма были подвергнуть проверке Р. Уилером в 1920 году, в опытах которого использовался другой стимульный материал (выбор картины). Я. Линдворскипровел опыты, в которых испытуемые добровольно соглашались терпеть неприятные ощущения (предлагалось, например, в интересах науки нюхать сероводород). Поскольку результатом опытов был лишь самоотчет испытуемых, то интересных данных в этом исследовании получено не было.

В 1932 году была опубликована работы X. Рорахера по экспериментальному изучению воли с помощью разных методовОн ввел так называемую методику максимальной эффективности, один вариант которой заключался в том, что испытуемый должен был предельно длительно удерживать максимальное по силе натяжение на эргографе, а второй вариант сводился к максимальному по длительности удержанию вытянутой руки (со стимуляцией электротоком или без стимуляции). Результаты проведенных опытов, полученные из самонаблюдений испытуемых, привели X. Рорахера к выводу о том, что чувства и интеллект влияют на силу воли, а целью хотений является удовольствие

В опытах по голоданию, проведенных X. Рорахером, проявилось различие воли и влечения, что заставляло рассматривать их как два самостоятельных вида переживаний и активностей и свидетельствовало, по его мнению, о невозможности сведения воли к мотивации.

Интересные объективные результаты были получены при исследовании роли внимания в волевом акте.При удержании максимального натяжения на эргографе X. Рорахер предлагал в первой серии непрерывно суммировать двузначные цифры, а во второй серии внимание испытуемых ничем не отвлекалось. Оказалось, что в первой серии время максимального натяжения было значительно меньшим, чем во второй. Это позволило X, Рорахеру сделать вывод, что отвлечение внимания от цели ^стиия сказывается на силе воля. Сходные опыты были затем проведены и в советской психологии, и в основном выводы Ро-psxepaбыли подтверждены, но в ряде работ получены отличаются результаты. Самостоятельный интерес представляет мысль Рорзхера о роли предвосхищения возможных последствий действий в борьбе мотивов [см.: 462].

X. Рорахеру принадлежит и первая классификация методов исследования воли. Он выделилметод реакций(Н. Ах),метод выбора(А. Мишот и Н. Прюм), методмаксимальной эффективности(Э. Крепелин, X. Рорахер), метод принятия неудовольствия (Я. Линдворски). Позже к проблеме методов вернулся Н. Ах, дополнив их классификацию. С анализом и повторением работ Н. Аха выступил Ф. Эвелинг. Он считал, что воля сводится к усилию и не совпадает с произвольным действием.

Оригинальный теоретический и экспериментальный подход к исследованию воли предложил К. Левин.В первой своей работеoн опровергнул широко распространенное в его время мнение, что ассоциации обладают самостоятельной побуждающей силой.

Как волевое поведение рассматривает К. Левин разрешение конфликтов. Он выделяет три типа конфликтов. Первый тип возникает при выборе одной из двух равнопривлекательных, но несовместимых целей (например, пойти в кино или в консерваторию на концерт). Обычно при разрешении этого конфликта быстро привлекаются другие основания и нерешительность длится недолго. Второй тип конфликта наблюдается при выборе из двух отрицательных целей или действий. Это конфликт стабильный, длится долго и часто решается таким образом, что субъект стремится избавиться от этой ситуации. Третий тип конфликта возникает при совмещении в одном объекте или действии привлекательных и отрицательных свойств. К. Левин приводит здесь пример поведения мальчика, желающего съесть печенье, но знающего, что будет за это наказан матерью. Выход из таких конфликтов часто ищется в переконструировании ситуации через переоценку либо положительных последствий действия или качеств предмета, либо отрицательных. В данном примере мальчик просто уверяет себя, что печенье черствое и потому невкусное, и тем самым снимает побуждение к действию.

В ряде работ изучаются процессы саморегуляции и самоконтроля.

В работах В. Мишель исследовалось развитие способности детей воздерживаться от желаемого поведения и использовать различные приемы волевого торможения. Показано, что дошкольники практически не пользуются такими приемами и перелом наступает около девяти лет.

Как самостоятельная проблема в американской психологии з 30-х годах была поставлена задача исследования настойчивости, упорства, выдержки, терпеливости. Эта проблема сохранилась и в современной американской психологии, пережив два периода повышенного к ней интереса. Часть этих работ была проанализирована в работе А. И. Саошина.

В контексте мотивационных зависимостей исследовалось про явление настойчивости в связи с силой мотива или значимостью цели, а также с ожидаемым успехом или неудачей действия, в связи с тем, как понимает испытуемый причину успеха или не-удачи: приписывает ли он их себе или случайностям средь. В этой группе исследований особо интересные для проблемы воли результаты были получены в работе Н. Физера. Испытуемым предлагалось решить задачу Эйлера (неразрешимую). Были отобраны две группы испытуемых. В одной группе мотив достижения успеха был сильнее, чем мотив избегания неудачи,а в другой группе, наоборот, испытуемые стремились в большей мере избежать неудач.Поскольку никто из испытуемых не знал, что зада-ча неразрешима, то половине каждой группы сообщали, что вероятность успешного решения задачи равна 0,75, а второй половине испытуемых в каждой группе говорили, что р=0,05. В первой группе большое число попыток решения показали те испытуемые, которым сообщили, что /э=0,75. А во второй группе неожиданно большую настойчивость показали те испытуемые, которые знали, что успех равен почти нулю(р==0,05).То есть испытуемые второй группы, обладая таким же интересом к решению задачи, проявляют этот интерес только в ситуации, где их нельзя упрекнуть в неспособности. В задачах с высокой вероятностью успеха при первых неудачах они стараются прекратить попытки, демонстрируя мнимое нежелание решать их. Другими словами, за мотивом избегания неудачи них скрывается потребность в сохранении высокого статус;

Это означает, что настойчивость в данном случае не определяется волей, а зависит от многих факторов, среди которых главными являются сила и содержание мотива действия, потребность в оценке и, возможно, в самооценке, уровень притязаний я др. Частичное подтверждение этому можно найти в работах других авторов.

Похожие результаты были получены и в работе Д. Старнесса и О. Циннера, которые считают, что различная настойчивость в таких задачах связана с самооценкой. Эти выводы подтверждаются и в других работах.

Традиционные для проблемы воли вопросы торможения желаемого поведения рассматриваются в рамках самостоятельных исследований моральной регуляции действий человека и развития морального поведения. В этих работах изучаются условия воплощения моральных норм в действиях людей, приемы торможения неприемлемых с точки зрения морали желаемых действий. Показано, что простое знание моральных норм—без выработки необходимых установок—не обеспечивает должного поведения. В ряде исследований делаются попытки обучения моральному поведению через ролевую игру. Эти исследования позволяют рассматривать формирование поведения по моральным нормам до появления соответствующей ему потребности как поведение волевое. Поскольку сами авторы этих исследований моральное поведение в его становлении не рассматривают как волевое и изучают в основном другие аспекты поведения, мы ограничимся в работе указанием на анализ этих исследований, проведенный Е. В. Субботским и С. Г. Якобсон.

Дальнейшее исследование произвольных действий пошло по линии, с одной стороны, выяснения закономерностей физиологических процессов, происходящих в различных образованиях головного и спинного мозга при осуществлении произвольных движений, а с другой—поиска неврологических механизмов, ответственных за организацию и осуществление произвольных движений и других процессов [см.: 265; 430; 439 и др.].

Делались и попытки понять поведение как свободное и независимое от среды, осуществляющееся на основе спонтанной активности нервной системы. Как известно, идея о спонтанных Движениях была высказана еще А. Бэном, но современные исследования спонтанной активности нейронов мозга и спонтанных движений в большей мере связываются не с произвольностью поведения, а с функционированием врожденных потребностей и соответствующих им механизмов [см.: 427]..

Самостоятельную линию исследования, но по логике примыкающую к проблеме воли, представляют исследований развития произвольных движений у детей [см.: 63; 64; 2б1]. К этой линии работ относятся и исследования речевой регуляции движений, выполненные под влиянием работ А. Р. Лурии [212 и др.].

В традициях восточного человекознания теоретические проб-39

лемы воли практически не обсуждаются, но эмпирически найден ряд приемов развития волевых качеств личности (см. обзор в работе В. Т. Нанивской [240]).

Таким образом, характерной особенностью исследований воли в западной психологии является то, что традиционная для волн проблематика была поглощена в послевоенные годы другими проблемами и дальнейшие исследования волевой регуляции велись практически без обращения к понятию воли (в рамках ис-следования мотивации, persistence, спонтанной активности, моральной регуляции поведения, психотерапии, развития произвольных движений и действий). В последние годы наблюдается оживление интереса к собственно проблеме воли и осознанному выделению волевой регуляции как самостоятельной -проблемы [см.: 347; 442; 443; 457; 458 и др.].

Феноменологически человеческую мотивацию отличают опосредствованность интеллектом, волей, направленность на отдаленные жизненные цели и т. п., которые появляются как итог социального развития мотивации.

По Лео, Божович, Якобсон Хекхаузен, произвольность сама по себе вырабатывается только благодаря мотивации!

То есть – изначальная натуральная функция – импульсивные желания – становится ВПФ (целевой волей) только благодаря наличию мотивации.

Импульсивное поведение – это основа развития произвольного поведения. И импульсивное, и произвольное поведение запускаются мотивацией. Импульсивное поведение вызвано неустойчивостью мотивов.

Тут же переход к опосредственности: импульсивное поведение соответствует непосредственно действующим мотивам. Потом начинают развиваться такие потребности, которые без произвольности уже удовлетворить невозможно. Так, развитие мотивационной сферы является источником развития произвольности.

История вопроса

Воля(психологический словарь): способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

История изучения

1 – Аристотель. Воля - сила, способ­ная соединять разумное решение человека и стремление.

2 – 20 век. Видимо, возрождение интереса. понятие воля используется для объяснения трех реальностей:

1)порождение мотивационно необеспеченных, но необходи­мых по решению человека действий

2)выбор в ситуации равнопривлекательных альтернатив пове­дения

3)намеренная регуляция исполнительных действий и психи­ческих процессов и состояний

Проблема воли отделилась от пси мотивации, не изучалась до 30-г. и возникла проблема свободы воли.

3. Проблема воли в современной психологии:

Воля: функции, критерии

- системна: задействованы эмоции, мотивация, мышление, воображение, внимание, память (именно поэтому в истории психологии очень часты попытки сведения воли то к мотивации, то ко вниманию и т.д.),

- социальна по происхождению,

- осознанна по способу функционирования.

Функции воли:

- Селективная: выбор мотивов и целей.

- Инициирующая: регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации.

- Организация, произвольная регуляция действий и психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему.

- Стабилизирующая – поддержание выбранного уровня выполнения действия при помехах.

- Мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно, т.е. по своему намерению, и не подчиняясь действиям внешних причин. Он выходит за рамки требований ситуации.

Критерии воли:

Произвольность и надситуативность – основополагающие принципы волевого поведения.

- Критерии проявления воли по Иванникову:

1. в волевых действиях (осознанные, целенаправленные, намеренные, принятые по собственному решению, необходимые по внешнему или внутреннему основанию, имеющие исходный дефицит побуждения (или торможения), обеспечивающиеся дополнительным побуждением и заканчивающиеся достижением цели)

2. в выборе мотивов и целей (при выборе одного из несовместимых действий; при выборе одной из целей обусловленных разными мотивами или приводящих к разному результату; при конфликте между желаемой целью и последствиями действия, или заданной целью и личными мотивами)

3. в регуляции внутренних состояний человека (параметров действия, физиологических и психических процессов)

4. в волевых качествах личности: выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность

-критерии воли поПетухову:

1. Субъективный или феноменальный – принятие решения, осознание его, целенаправленное, намеренное действие.

2. Продуктивный или исполнительный – продолжение действия при встрече с препятствием, намеренное преодоление его.

3. Поведенческий по внешним проявлениям это регуляция отдельных действий, контроль и самоконтроль.

Воля и произвольная регуляция.

1 - непроизвольная – без сознательного контроля, автоматические действия

2 -произвольная - намеренное регулирование отдельных параметров действий и психических процессов. Характерны:

- осознанность, а, следовательно,

- опосредованность мышлением и речью,

- наличие цели и мотивации,

- осознается программа действий, хотя сами действия могут сознаваться и не сознаваться (в том случае если данная форма деятельности хорошо освоена и частично автоматизирована).

Соотношение воли и произвольной регуляции в истории психологии:

- Полное совпадение обоих понятий по содержанию.

- Произвольность как начальная стадия развития воли и волевой регуляции.

- Волевая регуляция – это часть произвольной регуляции в условии преодоления препятствий.

- Независимы (воля имеет отношение к морально-нравственной регуляции).

Вот это важно, потому что все эти понятия есть в списке понятий, которые нам нужно знать:

Иванников: волевая регуляция – часть произвольной регуляции, отличительным признаком которой является, то, что она совершается на личностном уровне (а не на уровне природного или социального индивида, где уже возникает произвольность). Волевой акт – поступок, поступок – единица анализа личности (Рубинштейн), а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование) => волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции. Специфика волевой регуляции в уровне ре­гуляции (решение личности) и в использовании личностных средств регуляции.

ВОЛЕВОЙ ПРОЦЕСС

В зависимости от степени сложности, от преодолеваемых препятствий выделяют три уровня волевого саморегулирования, которым соответствуют: простой волевой акт, сложный волевой акт и особо значимый волевой акт.

В простом волевом акте устанавливаются две стадии: побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель и непосредственное (зачастую привычное) действие, осуществляемое немедленно, как только дан импульс. Простой волевой акт не осложнен борьбой мотивов, не вызывает внутренних раздумий и противоречий.

Для сложного волевого акта существенно прежде всего то, что между импульсом и действием вклинивается опосредующий действие сложный сознательный процесс. Действию предшествует учет его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Таким образом, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий целую цепь различных моментов и последовательность различных стадий или фаз, между тем как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе необязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.

Сложный волевой акт проходит несколько стадий: возникновение побуждения и предварительная постановка цели; стадия обсуждения и борьбы мотивов; принятие решения; исполнение; анализ результатов действия.

1 стадия – возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Основными его частями являются исходная и завершающая фазы – явное осознание цели и настойчивость, твердость в ее достижении. Основа волевого действия – целеустремленная, сознательная действенность.

Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание – это опредмеченное стремление. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Желание – это целенаправленное стремление.

Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь желанию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим, в свою очередь, питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заместить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того, чтобы претворяться в действие, оно приближается к пожеланию. Желать еще не значит хотеть.

Исходное побуждение к действию, направленному на определенную, более или менее ясно осознанную цель, непосредственно влечет за собой действие. Стоит только представить себе цель, чтобы чувствовать и знать: да, я этого хочу! Стоит только это почувствовать, чтобы уже перейти к действию.

Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие. Случается, что прежде, чем наступило действие, появляется сомнение либо в данной цели, либо в средствах, которые ведут к ее достижению. Иногда почти одновременно появляется несколько конкурирующих целей, возникает мысль о возможных нежелательных последствиях того поведения, которое ведет к достижению желанной цели, и в результате образуется задержка. Положение осложняется. Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов.

2 стадия – обсуждение и борьба мотивов. Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, которое обусловлено ситуацией больше, чем постоянными, существенными свойствами или установками личности, волевое действие как избирательный акт, то есть результат произведенного личностью выбора, обусловлено личностью в целом. Это в известном смысле правильно. Но не менее правильно и то, что в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба мотивов.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Прежде всего, естественно, возникает потребность в том, чтобы учесть последствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Желательное само по себе действие может при определенных условиях привести к нежелательным последствиям.

Задержка действия для обсуждения так же существенна для волевого акта, как и импульсы к нему. Задержке должны подвергнуться в волевом акте другие, конкурирующие импульсы. Временной задержке должен подвергнуться и приводящий в действие импульс, для того, чтобы действие было волевым актом, а не импульсивной разрядкой.

Волевой акт – это не абстрактная активность, а активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них – задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены.

Регулирование поведения было бы невозможным без торможения. Примеры тормозной функции воли могли бы быть взяты как из области высочайших проявлений человеческого духа (способность выдержать жесточайшие пытки в плену, чтобы не выдать своих), так и из сферы повседневной жизни (способность сдерживать свои чувства, не давая выхода агрессии во взаимоотношениях с коллегами, способность довести до конца начатое дело, устояв перед соблазном бросить все и заняться чем-то более привлекательным и т.д.).

Воля на высших своих ступенях – это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Это и организация функций воли – как побудительной, так и тормозной. Она предполагает, далее, способность регулировать свое поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Поэтому воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служения им.

3 стадия – принятие решения. Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор и принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели – иногда совсем не совпадающей с первоначальной – совершается в результате решения. Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Принятие решения может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, - никаких внешних препятствий. При таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие. В тех волевых актах, в которых за возникновением побуждения к действию следует сколько-нибудь сложная борьба мотивов или обсуждение и действие отсрочиваются, решение выделяется как особый момент.

Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось – и все представляется уже в новом свете: я пришел к решению не потому, что считаю нужным принять именно это решение, а потому, что никакое другое уже невозможно.

Наконец, бывает так, что до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов еще сохраняет свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели всё остальное.

С принятием решения наступает разрядка (различная по степени и глубине). Она заключается в спаде напряжения, создавшего борьбу мотивов. При этом, если в принятом решении оказались воплощены наиболее сокровенные помыслы человека, у него возникает чувство удовлетворения, снимаются все колебания и внутреннее напряжение. Даже если принятое решение не полностью соответствует внутренним побуждениям человека, то и тогда оно допускает некоторую эмоциональную и волевую разрядку, вызывает чувство облегчения.

4 фаза – исполнение. Принять решение – еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение. Без этого звена волевой акт не завершен. Исполнение решения требует изменения действительности. Желания человека не исполняются сами собой, их осуществление сталкивается с реальными препятствиями, которые требуют реального преодоления. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, тогда лишь начинается подлинная борьба – борьба за исполнение решения, за осуществление желания, и в этой-то борьбе, направленной на изменение действительности, заключается главное.

Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, требующей сложного ряда действий, необходимо наметить путь к ней ведущий, и средства, пригодные для ее достижения, - составить себе план действий. При этом путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. В результате помимо конечной цели появляется ряд подчиненных целей, и то, что было средством, само на известном этапе становится целью. Психологически не исключена возможность и того, чтобы такая подчиненная цель-средство на время стала для субъекта самоцелью. В сложной деятельности, состоящей из цепи действий, между целью и средством развертывается сложная диалектика: средство становится целью, а цель – средством.

Бесплановость ставит под вопрос достижение цели, на которую направлено волевое действие. Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием.

Исполнение принятого решения – основной, самый важный этап волевого акта. В сложном волевом действии оно сопряжено с преодолением самых значительных объективных и субъективных трудностей. К объективным (внешним) относятся препятствия, которые не зависят от действующего человека. Субъективные (внутренние) – это трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека (отсутствие знаний, опыта, столкновение старых и новых привычек, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представлений, желаний, стремлений и чувств: совести, стыда, долга). В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единстве.

Таким образом, исполнение принятого решения рассматривается с психологической точки зрения как возникновение и разрешение цепи внутренних конфликтов, ситуаций путем преодоления внутреннего напряжения и постоянного поддержания волевого усилия.

В настоящее время под волевым усилием понимают форму эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.) и создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения. В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, связанное с чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей. Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой.

Волевые усилия характеризуются количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от нежелательных поступков. По способности человека проявлять волевые усилия судят об особенностях его воли.

5 стадия – подведение итогов сделанного. В структуру сложного волевого акта В.И. Селиванов включают подведение итогов сделанного. Совершив волевой поступок, человек задумывается над его результатами, анализирует, делает выводы на будущее.

В итоге волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.

Особо значимый волевой акт совершается в предельно короткое время, при мобилизации всех сил личности, как порыв. В этих условиях границы этапов волевого действия и поведения стираются, все его стадии как бы сращиваются, взаимопронизывают друг друга. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, когда самому спасающему угрожает опасность, при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах и т.д.

Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Ведь известно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли.

Читайте также: