Соотношение стиля и канона в искусстве культурология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования "человеческого" в человеке.

Отличие искусства от других феноменов культуры в неразрывной связи искусства с реальностью. Жизнь человека полна изменчивости: человек оказывается втянутым в это вечное изменение внешней действительности и внутреннего мира. Человек может искать способы приспособления или преодоления этой изменчивости: накапливая и применяя знания, он выстраивает вокруг себя мир культуры, защищающий его от непредсказуемости природы. Искусство является универсальной формой мировосприятия, которая присуща только человеку. Поэтому, можно сказать, что искусство является уникальным способом выражения именно человеческого бытия. Критерии определения искусства различны: они зависят от специфики культуры, в рамках которой творит художник, от места и времени создания и восприятия произведения.

ВОПРОС

Художественная культура - одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувствеиного отображения бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности. Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.

Структурно художественная культура включает в себя:

· собственно художественное творчество (как индивидуальное, так и групповое);

· его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной продукции);

· его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);

· художественное образование и повышение квалификации;

· художественную критику и научное искусствознание;

· эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);

· реставрацию и сохранение художественного наследия;

· техническую эстетику и дизайн;

· государственную политику в этой области.

1)Коммуникативная -передача социального опыта.
2) Регулятивная- создает ориентиры для человеческих действий
3) Интегрирующая - обеспечивает целостность культуры
3) Кумулятивная- накопление и сохранения опыта, особое средство передачи информации
4) Познавательная
5)Оценочная
6) информативная
7) Социализации

ВОПРОС

Теория происхождения искусства:

1. Религиозная(высшая сила, данность);

2.теория игры (сжатое внутреннее состояние человека);

3. теория художественного инстинкта;

4. эротическая теория (стремление стать привлекательным).

ВОПРОС

Виды искусства
Искусство является сложным образованием и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком).

Вид искусства — это конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Обычно виды искусства делят на простые и сложные (синтетические). В основе простого вида искусств лежит одно средство художественного выражения (живопись, поэзия, скульптура и т.п.). Для сложного вида характерно использование нескольких художественно-выразительных средств (театр, кино, балет и т.п.).

Различают изобразительные и выразительные виды искусства. К изобразительным относятся те виды искусства, которые стремятся художественному отражению действительности, образной фиксации в созданном произведении. Они воспроизводят действительность в формах самой действительности, используя в этих целях изобразительный язык (реалистическая живопись, графика, скульптура). В выразительных видах искусства художественный образ не аналогичен действительности, можно сказать, что это продукт человеческого воображения (например, орнамент, музыкальное произведение, танец, архитектурное сооружение).

ВОПРОС

ВОПРОС

Роль канона в искусстве.

(в переводе с греч. — Правило) — нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека. Канон - это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

1. ФОРМЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

В. ПОНЯТИЕ КЛАССИЧЕСКОГО

Классический стиль характеризуется тем, что он старается гармонизировать и привести в порядок многообразие проявлений жизни. Он старается обращаться к естественности и реальности жизни. Именно этими чертами он отличается от последующих периодов, когда классическое обрастает многочисленными интерпретациями, оппозициями к этому классическому.

С. СТИЛЬ НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПРОГРЕСС В ИСКУССТВЕ

3. НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФОРМ В ИСКУССТВЕ

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИСКУССТВА

ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО

ИСКУССТВО И ХОЗЯЙСТВО

ГЛАВА 3 ОБЩЕСТВО

Предтечей теории элит, как не парадоксально, можно считать просветителей. Именно они счи­тали, что знание и просвещение создают основу для движения общества. А ве­дущей силой этого прогресса в социальном плане интеллигенцию. Эти же идеи развивал выдающийся рус­ский философ П.Л. Лав­ров, который утверждал, что интелли­генция, как элита общества, при­дает динамику культуре.

Крайне интересно то, что, как подмечает специалист по психологии лидерства Лассу­элл Г., у пара­ноиков есть много несомненных преимуществ в борьбе за лидерство, так как они в экстремальных ситуациях чувствуют себя привычно и энергично, когда нор­мальный человек, естественно испыты­вает колебания и старается максимально точно продумать свою стратегию поведения.

Стабильность жизни вызывает творческую техническую мысль в совершенствовании орудий труда. Изобретение хомута вносит переворот во всю крестьянскую жизнь. В 1180 г. появляется жесткое ру­левое управление, компас делает возможность совершать дальние плавания, налаживать широкие торговые контакты с Востоком.

ТРАДИЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Родиной иконы является православный Восток, где античное откровение о красоте мира и человека соединилось с библейским откровением о Едином Боге и его могуществе. Духовное семя христианского благовестия упало на добрую почву богатейшей эллинской культуры, сформировавшей яркий образный язык изобразительного искусства. Из их соединения и родилось искусство иконы, искусство в котором истины Евангелия выражены в символах и образах.

Икона — не просто изображение и даже не иллюстрация Евангелия, это образное выражение христианской веры, поэтому и художественный язык ее своеобразен и глубоко символичен. Это художественно-символический код, укорененный в христологических догматах, то есть в учении церкви о Христе как Боге и Человеке, пришедшем в мир ради спасения людей.


Снятие со креста. Положение во гроб
Новгород(?). Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Основная иконография сформировалась в период Вселенских соборов с IV по VIII в., параллельно тому как формировалась христианская догматика, богословие, литургика, гимнография, аскетическая практика. Церковь стремилась всеми возможными средствами утвердить истинную веру во Христа — православие (ортодоксия, греч. — правильное, истинное мнение). Поэтому на смену изображениям Христа, характерным для раннехристианского периода, таким как рыба, агнец, Добрый пастырь и др., пришли иконы, представляющие так называемый исторический образ Спасителя. По сравнению с первыми натуралистическими изображениями иконы становятся все более условными, тяготеющими к плоскостности. Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончается, тем самым являя духовную наполненность образа. Можно сказать, что образ накапливал, аккумулировал дух, стремился преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной энергии.

Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает окружающий нас мир, а являет иную реальность, поэтому икона использует символы и знаки, не прямо описывающие нам, как выглядит иная реальность, а лишь указывающие на нее. Икона — образ вечности, поэтому в ней все иное: мир и человек, свет и цвет, пространство и время.

В иконном пространстве течет и другое время, вернее, это вечность, в которой совмещаются события, происходившие в разное время и в разных местах.


Школа Рублева. Рождество Христово. 1410–1420-е гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Совершенно иначе, чем в нашем мире, в иконе существует свет. Икона изображает свет и не изображает тьму, тела не отбрасывают тени, в ней нет ночи, а вечно длится день. В традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная остается в тени, ибо божественный (нетварный) свет освещает все изнутри.

Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, даже если таковые были в жизни. Но преобладание духа над материей никогда не приводит к исчезновению телесного начала в иконе, к абстракции, в которой символы и знаки обходятся без антропоморфных форм. Икона не отрицает плоть, но освящает ее и придает ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти.


Андрей Рублев. Спас в силах
1410–1420 г. ГТГ, Москва

Икона — не портрет, она являет не лицо человека, а лик. Но иконография не игнорирует индивидуальные особенности и внешние отличительные признаки святого: пол, возраст, социальное положение, индивидуальные особенности: прическа, форма бороды, головной убор и пр. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. При этом святой предстает отрешенным от земных страстей, он принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов, сильных страстей. Эмоции выражаются через жест, положение рук: волнение, отчаяние, страдание, мольба — все выражают руки. Жест имеет большое значение в иконе, и жесты весьма разнообразны: благословляющий жест Спасителя, молитвенный и заступнический у Богоматери, прижатые к груди руки столпников и пустынников, поднесенная к уху рука слушающего Бога пророка…


Илья-пророк в пустыне с житием
Псков. Конец XIII в. ГТГ, Москва


Ангел Златые власы
Конец XII в. ГРМ, Санкт-Петербург

Свет наиболее явно показывает инобытие иконы. Свет формирует композицию образа и взаимоотношение фигур и фона, который также мыслится как свет, образ как бы растворен в свете, четкий прорисованный силуэт словно выдвигает фигуру из светоносной среды на первый план. Светом сияет лик святого, светом же пронизаны и его одежды. Святой пребывает в свете и сам являет собой свет.


МАСТЕР КРУГА ФЕОФАНА ГРЕКА
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Начало XV в. (1403?). Государственная Третьяковская галерея, Москва

Работа над иконой делится на две стадии — доличное и личное. Сначала пишется все до ликов: фон, пейзаж, стаффаж (архитектура), одежды, атрибуты и проч., а после пишется лик как самое главное и содержательное в иконе.

Личное письмо многослойное, оно сложнее, чем доличное. Лики пишутся в несколько приемов — от темного к светлому. Первый слой, самый темный, — санкирь (подкладка), на него кладется несколько слоев охры (вохрение), затем — подрумянка и в последнюю очередь — белила (светa, пробелa). Вохрение лепит форму лика — ровными слоями подчеркивая его плоскостность или, напротив, вылепливая форму объемно. Вохрение может быть и тонкими деликатными плавями. Плавь — жидкая краска, которую кладут полупрозрачными лужицами, и, застывая, слои просвечиваются один через другой. Завершается написание личного пробелaми, или движками, обозначающими преображение лика божественным Светом.

Пробелa кладутся не только на лик, но и на одежды, на горки, на палаты, словом, на все, что изображено в иконе, ибо божественный свет пронизывает собой весь мир, всё преображает. Иногда в иконе используется золотой ассист — тонкие полоски золота, также символизирующие свет горнего мира.

Иконописный язык был выработан в Византии и распространился по всему христианскому миру. При этом отдельные страны и регионы, используя его, вырабатывали свой стиль и подход в раскрытии образа. Отсюда такое многообразие иконописных школ и традиций. Однако на протяжении уже полутора тысяч лет искусство православного Востока остается неизменным в своей основе, поскольку зиждется на едином каноне, в отличие от Запада, отошедшего в XIII–XIV вв. от иконописной традиции и развившего иную традицию религиозного искусства, не связанную с каноном.


Что же такое канон? Обычно канон воспринимают как жесткие рамки, ограничивающие возможности художника, сковывающие его творческую индивидуальность. Однако это не так. Канон (греч. — правило) — это не внешние рамки, а внутренний стержень, духовная основа иконы. Сюда входит содержание и смысл образа, символика и иконография, художественные приемы и набор сюжетов, богословские понятия и эстетические критерии. Канон — это своего рода грамматика иконы, тот язык, на котором говорит иконописный образ. Канон не исключает свободы творчества, великие иконописцы прошлого создавали весьма оригинальные произведения, используя канон. И порой рядом работавшие мастера были весьма непохожи друг на друга. Самый яркий пример: Феофан Грек и Андрей Рублев работали в одно время на Руси и даже расписывали одни и те же храмы, но более непохожих иконописцев найти трудно.



Ф. Грек. Богоматерь
1405. Благовещенский собор
Московского Кремля

А. Рублев
Иоанн Предтеча
1408. Успенский собор
во Владимире

Иконописный канон позволил искусству иконы сохраниться на протяжении многих веков. Но икона не есть нечто застывшее. При всей ее неизменности мы видим, что из века в век икона претерпевала изменения — менялся ее стиль. И мы отличаем византийскую икону от русской, грузинскую от сербской, синайскую от афонской. Хотя всё это православная икона.



Икона Божией Матери Иерусалимская. Начало XVI в.
Церковь Рождества Христова, Ярославль

Св. Иоанн Богослов
Ок. 1500. Патмос, Греция


Сочетание в иконе канона и художественной свободы делает это искусство своеобразным и интересным для современного зрителя.

Канон (в переводе с греч. — Правило) — нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.

Кроме того, каноном называют произведение, служащее нормативным образцом. Каноны, связанные с религиозными предписаниями, доминировали в искусстве Древнего Египта и средних веков. Творческие люди Античности и эпохи Возрождения пытались найти идеальные пропорции человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения фигуры человека. По определению профессора А. Ф. Лосева, канон — это количественно-структурная модель художественного произведения такого стиля, который, являясь выразителем определённых социально-исторических показателей, интерпретируется как принцип создания известного множества произведений.

Источники

Литература

    // Новое литературное обозрение, 2001, №51, с. 5-86 // Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 111-138

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Канон (искусство)" в других словарях:

Канон — (греч. kanon норма, правило) В эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой либо исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные структурные… … Энциклопедия культурологии

КАНОН — художественный (греч. kanon норма, правило) в эстетике категория, означающая систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в к. л. исторический период или в каком то художественном направлении и закрепляющих основные… … Философская энциклопедия

ИСКУССТВО — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии

Канон — (греч. kanon правило, мерило), в изобразительном искусстве совокупность твёрдо установленных правил, определяющих в художественных произведениях нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения;… … Художественная энциклопедия

Искусство Древнего Египта — История Древнего Египта Додинастический период 00 · … Википедия

Канон — Панихидный столик в церкви, на который ставится гроб с покойником. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) * * * (греч. kanon правило, предписание) В изобразительном искусстве канон свод твердо… … Архитектурный словарь

Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играло каноническое художественное мышление, нормативизация творчества, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов. Отсюда, прежде всего, на уровне имплицитной эстетики канон стал одной из существенных категорий классической эстетики, определяющих целый класс явлений в истории искусства. Обычно он означает систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные и конструктивные закономерности конкретных видов искусства.

Художественно-эстетическая значимость канона заключается в том, что каноническая схема, закрепленная как-то материально или существующая только в сознании художника (и в восприятии носителей данной культуры), являясь конструктивной основой художественного символа, как бы провоцирует талантливого мастера на конкретное преодоление ее внутри нее самой системой мало заметных, но художественно значимых отклонений от нее в нюансах всех элементов изобразительно-выразительного языка. В психике воспринимающего каноническая схема возбуждала устойчивый комплекс традиционной для его времени и культуры информации, а конкретные художественно организованные вариации элементов формы побуждали его к углубленному всматриванию во вроде бы знакомый, но всегда в чем-то новый образ, к стремлению проникнуть в его сущностные, архетипические основания, к открытию каких-то еще неизвестных его духовных глубин.

Читайте также: