Соотношение сознания психики и мышления кратко

Обновлено: 05.07.2024

- это способность живых существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных телесных устройств восприятия, осязания и т.д.

Изучение психики составляет предмет психологии.

У человека имеются осознаваемые психические процессы и неосознаваемые (процессы, в которых человек не отдает себе отчета).

Низший уровень психики образует бессознательное.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета (неосознанные).

Высшая форма развития психики – сознание (когда человек осознает различные процессы)

Сознание – это осознанное бытие.

Для философии главным является вопрос об отношении сознания к бытию

У животных нет сознания.

Животное обладает психикой, но не обладает сознанием (разве что самыми элементарными его формами).

Допустим, у вас есть собака, она выполняет ваши команды, и многие называют ее умной собакой.

Собака не осознает себя в качестве собаки, она плохо ориентируется в мире. [Канке]

Теперь она усвоила, что она самостоятельный человек, имя которого Лена.

Сознание — это психика человека, достигшая стадии развития, при ко­торой он отдает себе отчет в происходящих с ним и во­круг него процессах.

Если этого нет, то психика не до­стигла стадии сознания, она существует в форме бессознательного (чем так интересуется фрейдизм). [Канке]

Мышление – высшая форма развития сознания.

- это целенаправленное познание субъектом связей и отношений, создание новых идей.

Мышление расширяет познавательные способности человека. Оно дает человеку возможность постигать явления и отношения, которые недоступны в результате чувственного опыта.

Проблема сознания

Проблема сознания до сих пор остается большой загадкой.

Мысли, чувства человека проходят через его сознание.

Сознание – уникальная способность, присущая только человеку.

Однако сознание непосредственно нам не дано.

Наблюдать сознание, даже с помощью приборов, нам не дано.

В настоящее время философия с достоверностью может ут­верждать лишь то, что:

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) Данное по­ложение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к пробле­ме сознания:

• умеренный материализм (дуализм).

Физикализм — крайне материалистический подход к пробле­ме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объ­яснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган (материя);

• медикаментозное влияние на организм человека может отражать­ся на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема для физикали­стов — это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материаль­ных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может "господствовать" над образами — увеличи­вать, уменьшать, вызывать их, "стирать";

• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная досто­верная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направле­ниями) находится:

• умеренный материализм (Марксизм)

Сознание - особое прояв­ление материи, способность высокоорганизованной мате­рии отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности).

Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения

К. Маркс, Ф. Энгельс:

Сознание – это осознанное бытие…

А бытие людей есть реальный процесс их жизни

Отсюда формула, согласно которой не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание.

вне реального процесса человеческой жизнедеятельности сознание не формируется

сознание изначально – это не теоретико-познавательное отношение к миру (так как люди не начинают свою жизнь с теоретического отношения к предметам внешнего мира)

Сознание есть свойство высо­коорганизованной материи отражать материю в идеальных образах

Материи присуще свойство отражения.

Это отражение связано с взаимодействием материальных объектов.

Отражение — это способность материальных объектов

1. воспринимать определенные воздействия окружающей среды,

2. изменяться под влиянием этих воздействий,

3. сохранять в своей структуре особенности воздействующих объектов и

4. проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции (свойственно только для биологического отражения).

Например: царапина на теле, следы человека на земле, изменение формы предмета при столкновении с другим предметом, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение деревьев в водоеме.

Элементарными формами отражения являются:

Особая форма отражения, свойственная только живым организмам:

Живые ор­ганизмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

Формами биологического отражения (присущего живым ор­ганизмам):

раздражимость - простейшая форма биологического отра­жения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого).

Пример - высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими фор­мы (возвращение в прежнее положение) после дождя.

чувствительность – более высокая форма биологического отражения, которая связана со способностью живых организмов окружающий мир в виде ощущений;

Ех: жарко/холодно, темно/светло и т.д.

восприятие (позволяет охватить объект в его целостности и полноте)

психическое отражение - систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особен­но высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникаю­щие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

сознательное отражение (сознание) -

Сознание - высшая форма биологического отражения.

Прису­ще человеку и, частично, высшим животным.

Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способ­ность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

• рефлексией, самосознанием (осознание человеком собственных переживаний, чувств, собственного положения в отношениях с другими людьми)

• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средственной реальности мышлению);

• возможностью передачи сознания (наличием особого меха­низма, отражающего и передающего мысли, - языка в уст­ной и письменной формах).

Главными свойствами человеческого сознания являются:

идеальность – сознание нематериально.

Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров.

интенциональность - направленность на предмет

Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предме­том сознания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

предмета сознания (что "видит" сознание): окружающий мир (его предметы, явления) и особый, самостоятельный духовный мир

формы (как оно воспринимает предмет): восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование.

идеаторность - способность творить и воспроизво­дить идеи.

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.

Структура сознания

Структура сознания принципиально не-индивидуальна.

Сознание включает в себя следующие компоненты:

познавательный (гносеологический) – познавательная функция

эмоциональный (эмоциональные переживания, оценки явлений, которые могут быть как положительными, так и отрицательными) – оценочная функция

мотивационный (побуждения человека к определенному виду деятельности) – целеполагающая функция

волевой. Воля – способность сознательно действовать, которая опирается на знания, эмоции и мотивацию. Управляющая функция

+ память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию.

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающей действительности на основании аксиоматических положений.

Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Р.Декарт - подробнее исходной точкой для построения достоверного базиса науки называл сомнение в общепринятом знании. Можно сомневаться во всем, но само сомнение точно существует. Сомнение – это один из актов мышления. Таким образом, сомнение является достоверным фактом, но существует только благодаря тому, что существует само мышление. Это положение т выступает в качестве искомой достоверной опоры знаний.

Ясность и отчетливость мышления ошибочно названа Декартом необходимым и достаточным признаком любого достоверного знания. Таким образом, критерий истинности знания заключен не в практике, а в сознании людей.

Психика – это способность живого существа создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них в соответствии со своими потребностями.

Психика человека – это целостная совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание – часть психики. Психика может охватывать не только процессы сознания, но и подсознания и даже бессознательные процессы.

Выделяют два главных подхода к изучению человеческой психики – идеализм и дуализм. Идеализм утверждает первичность сознания, а дуализм – независимость сознания и материи друг от друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Материализм говорит о первичности материи и исторической, и гносеологической. Она выступает в качестве носителя и причинного возникновения, а сознания является производным от материи.

Сущность сознания

Сознание – это высшая, характерная только для человека и связанная с речью функция головного мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание может быть противопоставлено материи не выходя за рамки основного вопроса, за этими рамками противопоставление невозможно, оно становится относительным, так как сознание – не самостоятельная субстанция, а свойство материи. Иными словами, сознание неотрывно от материи. Абсолютное противопоставление сознания и материи приведет к тому, что сознание превратится в некоторую самостоятельную субстанцию, которая будет существовать вместе с материей.

Психические явления тесно связаны с мозгом как свойство и его материальный субстрат, которому и принадлежит данное свойство. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы схожи по своему содержанию с теми материальными объектами, которыми они были вызваны.

Сущностью сознания выступает его идеальность, которая выражена в том, что образы, составляющие сознание не обладают свойствами отражаемых в сознании предметов, процессов нервной системы, на базе которых сформировались.

Идеальное является моментом практического отношения человека к окружающему миру, отношением, опосредованным формами, которые были созданы предыдущим поколением, в первую очередь способностью к отражению в материальных формах языка и знаков, а также превращению их в реальные предметы через деятельность.

Идеальное – это не что-то самостоятельное относительно целостного сознания, им характеризуется сущность сознания по отношению к материи. В этом смысле идеальное дает возможность более глубоко осмысливать вторичность высшей формы отражения. Такое понимание актуально только, когда изучаются соотношения материи с сознанием и отношения сознания к материальному миру.

Идеальное и материально таким образом не разделены непреодолимой преградой, идеальное, как и материальное – идеи в человеческой голове, которые претерпевают некоторые преобразования. То есть человеческий мозг преобразует, трансформирует материальное в идеальное.

Сознание само по себе существовало не всегда. Оно сформировалось в процессе исторического развития материи, с усложнением ее форм, в качестве свойства высокоорганизованной материальной системы.

Для материи характерно свойство, схожее с сознанием – это отражение. Отражение характерно для любого материального образования. Оно выступает как момент любого взаимодействия. Отражение, в общем смысле, - это изменение одного явления под влиянием другого.

Структура сознания

Сознание имеет четкую структурную организацию, представляющую систему элементов, между которыми существуют закономерные отношения. Наиболее четко в структуре сознания могут быть выделены осознание вещей, а также переживание, то есть отношение к содержанию того, что именно отражается.

Развитием сознания предполагается, в первую очередь, получение определенного объема новых знаний. Познанию вещей характерен разный уровень проникновения и степени ясности понимания. На основании этого и выделены философское, обыденное, научное и прочие типы познания.

Ощущения, понятия, восприятия, мышление – включены в единое ядро сознания. Однако они не исчерпывают свою структурную полноту сознания, оно состоит и из акта внимания, как необходимого своего компонента. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов располагается в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы и события вызывают в нем не только всплывающие образы познания, но и эмоциональный отклик. Богатая сфера эмоциональной человеческой жизни состоит из непосредственного чувства, настроения, или эмоционального самочувствия и аффектов – ярости, ужаса и пр. Чувства и эмоции – это компоненты сознания. Сознание не может быть ограничено лишь познавательной деятельностью и соответствующими процессами, направленностью на объект и эмоциональной сферой. Намерения любого человека будут притворены в жизнь благодаря волевому акту. При этом сознание – это не совокупность всего множества элементов, входящих в его состав, а их интегрально сложно структурированная целостность.

Существует две стадии когнитивной активности. На первом этапе, называемом сенсорным познанием (от немецкого sensitw — воспринимается через чувства), человек использует чувства для получения информации об объектах и явлениях в окружающем мире. Три основные формы сенсорного познания:

а) ощущение, которое является отражением индивидуальных свойств и качеств объектов окружающего мира, действующих непосредственно на органы чувств

б) восприятие, в процессе которого субъект познания формирует целостную картину, отражающую объекты, действующие непосредственно на органы чувств, и их свойства

в) воображение — форма познания, при которой в сознании сохраняется сенсорная рефлексия объектов и явлений, позволяющая мысленно воспроизводить их даже в том случае, если она отсутствует и не действует на органы чувств.

Роль чувственного восприятия велика, потому что.

  • Органы чувств — единственный канал, который напрямую связывает человека с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Признавая Мыслящее Суждение
  • Органы чувств предоставляют минимум первичной информации, необходимой и достаточной для признания объективной реальности с многих точек зрения.

Второй этап познавательной деятельности — рациональное познание (из латинского соотношения — разум). На этом этапе, основываясь на данных, полученных в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, мы навели порядок с помощью рассуждений и попытались разобраться в сущности объектов и явлений. Рациональное познание принимает форму понятий, суждений и умозаключений.

а) концепция — это форма (вид) мышления, отражающая общие и существенные особенности узнаваемых объектов или явлений.

б) Суждение — это форма рассуждения, которая устанавливает связи между отдельными понятиями и использует эти связи для утверждения или отрицания чего-либо.

в) вывод — это выведение новых мнений на основе существующих мнений с помощью законов логического рассуждения.

Рациональное познание тесно связано с отраженной реальностью, т.е. с сенсорным познанием, которое является его основой. Однако, в отличие от сенсорного познания, которое существует в виде образов, результаты рационального познания фиксируются в виде знаков или языка.

Рациональное познание — это сложный метод отражения действительности через мышление, т.е. процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека существенных свойств и отношений реальности.

Мысль не может ни рождаться, ни течь, ни существовать вне языка, вне речи. Мы думаем словами, которые произносим вслух или говорим вслух, то есть мысль происходит в форме языка. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, точно знают, на каком языке они думают. Когда мы говорим, мысль не только формулируется, но и формируется и развивается.

Соотношение сознания, психики, мышления и познания - Виды мышления

Виды мышления

Выделяется несколько типов мышления. Прежде всего, в соответствии с генезисом — визуально-актуальным, визуально-воображающим, визуально-схематическим и вербально-логическим. Выделяется также особый тип мышления — пралогический, характерный для традиционных обществ. Основами для разграничения типов мышления также являются: их ориентация (практическая и теоретическая, реалистическая и аутистическая), особенности мыслительного процесса (логические и интуитивные, сходящиеся и расходящиеся) и результат (репродуктивный и творческий).

Давайте подробно проанализируем каждый из перечисленных типов мышления.

Следующим типом мышления является образное мышление, в котором субъект наиболее полно воссоздает многообразие различных фактических свойств объектов и ситуаций без какого-либо реального контакта с ними, основываясь только на представлении этих объектов и ситуаций и происходящих в них изменениях. Важным аспектом визуально-воображаемого мышления является то, что в картине можно видеть объект одновременно с нескольких точек зрения, т.е. преодолевается когнитивный эгоцентризм, характерный для решения задач с помощью визуально-реалистичного мышления.

Накопив достаточный опыт решения проблем на основе ориентации в реальном мире, с точки зрения поведения, и распознав причины ошибок, субъект может представить себе схему и результат действия еще до того, как оно начнется, на основе ориентации в образе ситуации. Таким образом, дети (и, по-видимому, первобытные люди) переходят к следующему этапу мышления, получая правильный ответ на основе сенсорного (в основном визуального) анализа ситуации, без прямого контакта с объектами.

Таким образом, можно сказать, что различия между разными типами мышления связаны с разницей в ориентации — либо в ориентации в действии, параллельном решению (визуально-актуальное мышление), либо в ориентации на внутреннем, образном уровне, предшествующем решению (визуально-воображаемое мышление).

Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение

Размышления происходят с использованием трех основных логических конструкций, таких как концепция, суждение и умозаключение, но выходят далеко за их пределы.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в устной или письменной форме — устно или в письменной форме, вслух или беззвучно и т.д. Суждение — это отражение связей между объектами и явлениями или между их свойствами и атрибутами.

Суждения формируются двумя способами: напрямую, когда они выражают то, что воспринимается; косвенно, посредством умозаключений. Например, Д.И. Менделеев на основании закона открытых им периодов вывел и предсказал с помощью умозаключений свойства неизвестных в свое время химических элементов.

Дедукцией называется такая связь между идеями (понятиями, мнениями), в результате которой одно или несколько мнений трансформируются в другое мнение, извлекая их из содержания исходных мнений. Первоначальные суждения называются помещениями для выводов. Вывод, сделанный из этих двух помещений, называется выводом.

Вместе с идеями и суждениями умозаключение способно преодолеть ограничения познания. Он незаменим там, где органы чувств не способны понять причины и условия возникновения объекта или явления, его природу и формы существования, законы развития и т.д. Они участвуют в формировании понятий и мнений, которые часто становятся средством дальнейшего познания в результате дедукции.

Структура вывода выделяет два более или менее сложных основных элемента: предпосылка (одна или несколько) и вывод, между которыми также существует определенная связь.

В основе дедукции лежат первоначальные и, более того, уже известные знания.

Вывод — это новый вычет, формируемый из помещений и действующий как их следствие. Вывод заключается в логическом переходе от предпосылки к выводу. Это — связь между предпосылкой и вычитанием; это — необходимая связь между ними, которая делает возможным переход от одного к другому, связь логического следствия.

Психика и сознание

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности.

Психика человека еще более сложна по своей структуре и имеет ряд важных отличий от психики животного:

1) Человеческое поведение, в отличие от поведения животных, основано только на удовлетворении биологических потребностей (например, героизме).

2) Человек способен отвлечься от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

3) Человек способен создавать и поддерживать инструменты в соответствии с заранее разработанным планом. Более того, инструментальная деятельность никогда не выполняется коллективно у животных.

4) Человек способен накапливать и передавать накопленный социальный опыт. У животных тоже есть язык общения, но с его помощью они подают сигналы только о данной ситуации (опасности). Человек способен информировать о прошлом, настоящем и будущем и усваивать опыт, накопленный другими.

Производство, использование и поддержание орудий труда, разделение труда способствовало развитию абстрактной мысли, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек меняет способ своего поведения, трансформирует естественные распределения и функции в высшие психические функции — в частности, человеческие, социально и исторически детерминированные формы памяти, мышления и восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные использованием орудий труда, знаков речи, возникших в процессе исторического развития. Единство высших психических функций формирует человеческое сознание. Таким образом, сознание является высшей ступенью психического развития.

Сознание — высшая функция мозга, свойственная только человеку и связанная с языком; оно является обобщающим и оценивающим отражением действительности, ее творческой трансформацией, предварительным мысленным построением действий и предвидением результатов, рациональной регуляцией поведения.

Сознание, как высшая часть умственного развития, включает в себя следующие компоненты:

  1. знания (о себе и об окружающем мире), приобретенные в процессе познания.
  2. самосознание (отличая себя от окружающего мира и отдаляя себя от других).
  3. целеустремленность (умение ставить цель и достигать ее с помощью воли).
  4. оценка (эмоциональное отношение к окружающему миру).

Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что современная психологическая литература выделяет три основные формы психического существования, а именно: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Указанные формы отличаются друг от друга по временному курсу и степени обобщения умственного.

Мышление и сознание

Значит, когнитивные процессы обеспечивают активность, являются их состоянием. В то же время они формируются и развиваются в процессе деятельности. А это значит, что любой процесс, например, мышление и внимание, можно рассматривать как деятельность. Человек всегда предвзято относится к объектам и явлениям окружающего его мира, к самому себе. Предрассудки отражаются в эмоциях. Процессы восприятия мира и эмоциональные процессы взаимосвязаны. Отношение, в свою очередь, является результатом познания, проявляется в познании.

Человек не только воспринимает окружающий мир, относится к нему, но и активно действует, изменяет его. Это возможно по завещанию. Под волей обычно понимается способность человека самостоятельно регулировать и самостоятельно определять свои действия.

Психические состояния — это целостная характеристика психической активности людей при определенных условиях, когда они выполняют определенные задачи. Каждый компонент психики (когнитивный, эмоциональный, волевой) представлен по-разному в том или ином состоянии.

Психические качества действуют как системные качества человека. Человеческие качества формируются и проявляются в деятельности. Синтез психических качеств приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как личности, как личности, как субъекта деятельности и индивидуальности. Каждая из этих макрохарактеристик, во взаимодействии с другими, отражает вовлеченность человека в приоритетные направления жизненной стратегии, в которых целенаправленная деятельность дает весьма конкретные результаты.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Психика — это системное качество головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеческим существом: определение мысленного построения действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением, способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сознание — это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, ее творческом преобразовании, разумном регулировании поведения.

В психологии все психические процессы, осознаваемые индивидом и направленные на восприятие и оценку внешнего мира, можно рассматривать как психику, а осознаваемый процесс управления субъекта самим собой и его оценка внутреннего мира — как сознание.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания

Философские умы не могут прийти к единому мнению о первичности либо духа и разума, либо материи, как бытия. Общественные дисциплины акцентируют внимание на общественном сознании. Экономическая наука провозглашает главным результатом продукт труда, связанный со способностью человеческого сознания предвидеть результаты. Правовой аспект сознания построен на взаимосвязи с проблемами вменяемости и дееспособности.

Психология объясняет возникновение и развитие сознания общественным способом бытия людей и их трудовой деятельностью.

С переходом к общественным формам жизни кардинально менялась структура человеческого поведения, последовательно опирающаяся на источники:

  • наследственно закрепленная программа и биологические мотивы, зависящие от непосредственного восприятия среды;
  • полученный по мере развития собственный опыт индивида;
  • духовные мотивы и потребности, возникшие по мере развития способности личности абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Последний источник в виде трансляции и усваивания общественного опыта стал возможен благодаря развитию речи, как формы существования сознания.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания:

  • знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания личности непосредственным образом зависит от ее уровня приобретенных знаний и опыта. В процессе общественно-исторического развития у человечества сформировалась потребность в важном мотиве познавательной деятельности — знаниях;
  • выделение себя как субъекта познания в предметном мире, противопоставление себя как личности другому объективному миру. Такое самопознание стало основой для самосознания — осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
  • планирование собственной деятельности и образа действий, предвосхищение их результатов, целеустремленность. Сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий;
  • проявление эмоционально-волевой сферы личности в отношении к окружению: объективной действительности, другим людям, самому себе. Человек, выделяющий и противопоставляющий себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, а также переживающий собственное отношение к объективной действительности и самого себя, близок к самовоспитанию.

Три компонента — сознание, самопознание и самосознание — движут личность к тому, чтобы стать субъектом воспитания: персона сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Характеристики сознания человека:

  • совокупность знаний об окружающем мире;
  • отчетливое различение субъекта и объекта;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Функции психики

Человеческая психика реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Это системное качество не дается человеческому существу от рождения и не развивается само по себе, а формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Специфические человеческие качества формируются только в процессе понимания и принятия культуры предшествующих поколений.

Психика живого разумного организма характеризуется двумя основными взаимосвязанными и обуславливающими друг друга функциями.

Отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, получаемой в процессе отражения. Обе функции обеспечивают выживание организма в существующем мире: его поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение действительности, в отличие от зеркального, или механического, носит преобразующий характер, потому что:

  • активно: всегда подвергает обработке поступающую информацию;
  • субъективно: всегда принадлежит какому-либо субъекту;
  • избирательно: всегда связано с конкретными необходимостями, потребностями и условиями.

Формула психического отражения выглядит так:

Объективный мир + психика, отражаемая система = психическое отражение.

Исходя из этого тождества, реальный мир не равен психическому отражению. Этот признак имеет ряд особенностей:

  • дает возможность воспринимать окружающий мир без искажений;
  • совершенствует и углубляет психический образ в результате активной психической практики человека;
  • обеспечивает выбор поведения и вид занятий;
  • имеет индивидуальный тип, так как преломляется через особенности персоны;
  • носит опережающий характер.

Психика человека состоит из трех групп явлений:

  • психические процессы — познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные;
  • психические состояния — творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс;
  • психические свойства человека — темперамент, способности, характер.

Какое понятие шире, чем различаются

Если провести сравнение по основным критериями двух понятий, станут видны существенные различия между ними.

  1. Психика присуща и людям, и животным, сознание — только людям.
  2. Человеческая психика представлена не одним уровнем организации, а включает сознательное и то, что выходит за пределы осознания: бессознательное, подсознательное, предсознательное.
  3. Психика проявляется не только как целое, но и как отдельные части: отдельные функции, отдельные психические процессы и свойства. Сознание проявляется только как функция целого.
  4. Работа психики — постоянный фактор жизнедеятельности человека, работа сознания — переменный фактор.
  5. Сознание, насчитывающее в историческом развитии сотни тысяч лет, представляет собой этап в развитии психики, развивающейся в истории сотни миллионов лет.
  6. Психика присуща всем возрастным периодам, сознание отсутствует в младенчестве и может исчезнуть с возрастом из-за старческих изменений организма.
  7. Патология сознания не сможет полностью исключить работу психики, патология психики способна сохранить отдельные функции и вызвать полную потерю сознания.

Сознание нельзя называть составной частью психики, это высший уровень ее организации.

Говоря о широте категорий и отражаемых ими явлений, можно отметить и глубину — количественно-качественную особенность. В соотношении двух рассматриваемых категорий сознание, хотя оно менее распространено в природе, чем психика, включает все ее компоненты:

  • на более высоком уровне их развития;
  • на более высоком уровне связи между ними.

Сознание, принципиально повторяя состав, структуру, функции психики, предстает системой более высокого уровня.

Главный отличающий субъективный фактор — осознанность объекта, будь то предмет или явление внешнего мира, либо сигнал внутренней среды организма в виде мысли, мотива, интереса.

Осознание проходит через три операции:

  • выделение объекта из среды;
  • соотнесение этого объекта с другими;
  • соотнесение объекта с самим субъектом.

В чем сложность изучения психики и сознания

Специалисты выделяют три основные причины, затрудняющие изучение и понимание внутреннего мира человека, поиск общих законов.

Читайте также: