Соотношение норм права и религиозных норм кратко

Обновлено: 07.07.2024

В теории государства и права соотношение права и морали рассматривается с позиций их единства, различия и взаимодействия.

Единство права и морали характеризуется :

  • нормативностью права и морали, заключающейся в совокупности определенных норм, являющихся эталоном и критерием оценки поведения;
  • универсальностью права и морали, которая проявляется в том, что они распространяются на все общественные отношения, т.е. являются самыми универсальными регуляторами в системе социальных норм;
  • общностью права и морали, которая выражается в одинаковой оценке ими экономического базиса, идеологии, политики и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Различие между нормами права и морали :

  • по происхождению : нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом. Нормы морали возникли раньше правовых норм, сформировавшихся только после образования государства и права;
  • по сфере действия : нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом;
  • по структуре : правовые нормы состоят обычно из трех элементов гипотезы, диспозиции, санкции, в результате чего очень детально формулируются дозволения, запреты или предписания. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения и принципов;
  • по способу обеспечении : реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида. В случае нарушения норм права к виновному могут быть применены виды наказания, предусмотренные нормами права, в случае нарушения моральных норм применяется лишь общественное порицание.

В Гражданском кодексе РФ (ст. 5) обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правоприменительной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе.

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что право и обычаи представляют собой совокупность норм, направленных на урегулирование общественных отношений. Отличие норм права от обычаев состоит в том, что в сферу регулирования права входит значительно большая часть общественных отношений по сравнению с обычаями. Взаимовлияние права и обычаев состоит в том, что прогрессивные обычаи стимулируются правом, оказывая влияние на право. В частности, гражданское право РФ признает обычаи делового оборота в качестве источников права. Кроме того, в ГК РФ указывается (ст. 421) на место обычая делового оборота в системе законодательства в соответствии с принципом юридической силы акта: если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Обычай необходимо отличать от обыкновения, которое источником права не является. Обыкновение больше относится к организационной или материальной основам дела, детализируя общее правило обычая применительно к конкретному случаю. Хотя на практике часто трудно разграничить обычай и обыкновение. Правовой обычай включает в себя свойство нормативности, тогда как обыкновение таким свойством не обладает, т.е. не является общепризнанной и общеобязательной нормой. Но обыкновение может стать основой отношения, если на практике уже так сложилось, если обыкновение постепенно становится обычаем или если сторонами договора определено правовое значение обыкновения. Но в общеправовом значении источниками права могут быть правовые обычаи, но не деловые обыкновения.

Правовые обычаи в основном носят субсидиарный характер, они призваны дополнять или раскрывать закон в той мере или в том объеме, в каком закон предусматривает на основе автономного (диспозитивного) метода правового регулирования. Правовые обычаи часто дополняют сферы действия семейного права, гражданского, коммерческого, предпринимательского и др.

Отчасти правовые обычаи применяются в международном коллизионном праве. Гражданский кодекс РФ признает для применения к отношениям с иностранным элементом кроме законов и договоров обычаи, признаваемые в Российской Федерации. Очень много правовых обычаев в сферу предпринимательства привносит судебно-арбитражная практика. Существуют также авторитетные кодификации международных обычаев и практики их толкования. Например, Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс).

Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, но правовые нормы также должны запрещать социально вредные обычаи. В ряде случаев законы обнаруживают нейтральное отношение к тем обычаям, которые не имеют особо социально ценного или вредного характера. В области бытовых, семейных, религиозных отношений обычаи и традиции проявляются в обрядах и ритуалах, занимая немалое место в системе нормативных регуляторов общественного поведения, особенно в странах традиционных или религиозных правовых систем.

Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты, что и сходство норм права и норм морали, и выражается в нормативности (совокупность определенных норм, являющихся образцом, масштабом поведения людей); универсальности (эти нормы распространяются на общественные отношения); общности права и религии (в нормативно-ценностных критериях правомерного и неправомерного). В то же время между правом и религией есть принципиальные различия. Предписания той или иной религии распространяются лишь на лиц, исповедующих определенную религию.

С другой стороны, современное право европейских стран в значительной степени испытало на себе воздействие христианства. Например, равноправие мужчины и женщины было закреплено в праве благодаря идеям и нормам Нового Завета. В настоящее время ряд мусульманских стран широко использует в практике нормативного регулирования законы шариата. Влияние религиозных норм на право четко прослеживается при анализе структурных элементов правовых систем современности (англосаксонской, романо-германской, славянской, мусульманской и др.). В настоящее время принято выделять семьи религиозного права, где в качестве основных источников права выступают религиозные нормы и ценности, наблюдается тесное переплетение юридических положений с религиозными правилами, нормативные правовые акты имеют вторичное значение, право во многом основаны на системе религиозных обязанностей, признается Божественное происхождение права.

Религия содержит в своем составе религиозные нормы, которые также являются социальным нормами, при этом они имеют свою социальную направленность, которая устанавливается различными религиозными конфессиями. Нормы поведение, которые устанавливаются ими, важны и обязательны для лиц, которые исповедуют данную веру.

Вера обосновывается на различных книгах о религии, например, на Ветхом завете, Новом завете, Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и т.д., а также на решениях собраний духовенства, например, на постановлениях соборов, конференциях и т.д. Эти нормы регламентируют различные положения, например, как следует отправлять религиозные обряды, каков порядок осуществления службы в церкви, организации и деятельности религиозных общин, церквей, верующих и групп и т.п.

Очевидно, что право регулирует несколько иную сферу отношений, которые являются правовыми. Различие между ними очевидно. Так, религиозные нормы действуют только в отношении определенных конфессий, например, предписания Библии – на тех, кто исповедует христиан. Различны и механизм действия комплекса религиозных норм, предписывающих, как вести себя, ссылаясь на высшего авторитета- Бога. Кроме того, нормы религии могут быть установлены церковью, нормы права отличаются тем, что могут быть установлены только государством в лице компетентных органов и им же гарантируются.

Взаимосвязь религии и права

Взаимосвязь права и религии определяется следующими положениями:

  • В частности, законодатель определяет правовую основу деятельности религиозных организаций, Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее закрепляется свобода вероисповедания.
  • Также религиозные объединения имеют статус юридических лиц. Это закреплено соответствующими актами, которые определяют их правоспособность, правосубъектность, а также их юридическое значение.
  • Общеизвестно, что некоторые религиозные праздники признаются национальными праздниками с учётом закрепления данного положения в законодательстве, при этом все большее количество населения придерживается данных традиций.
  • Право позволяет поддержать все религиозные нормы, которые имеют моральное содержание, способствует обеспечению и укрепления правопорядка, организации общей дисциплины в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время правоотношения в данной сфере в основном регулируются конституционным правом, которое провозглашает отделение церкви от государства. Это значит, что государственные органы и должностные лица при осуществлении своей деятельности не должны вмешиваться в деятельность религиозных организаций, не подменять их функции. Вместе с тем обозначается необходимость законности деятельности данных организаций.

Здесь действует принцип свободы совести человека, он сам может себе выбирать любую религии, никто не вправе принудить его это делать. Человек вправе также выбрать себе любого Бога, в которого он будет верить, также он может быть атеистом. В некоторых государствах религия отсутствует, таким образом защищаются атеисты, особенно это касается тоталитарных государств. Запрещается насилие в отношении личности, которое связано с его религиозными объединениями. Уголовный кодекс РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовный Процесс подробнее предусматривает преступления в данной сфере, в том числе называет данный признак в качестве квалифицирующих в отдельных составах преступления. Такая позиция защищает свободу выбора человека в сфере религии.

Религиозные нормы неоднородны по своему характеру. Выделяют доктринальные, нравственные, обрядово-богослужебные, а в ряде случаев - правовые (т.е. такие религиозные нормы, которые в силу их санкционирования государством, либо в силу характера самих общественных отношений, либо по иным причинам получили свойства норм права (мусульманское право).

Роль права в социальном регулировании общеизвестна. В то же время господствующее понимание права в позитивно-нормативном аспекте в определенной степени препятствует уяснению сущности религиозных норм как регулятора поведения. Суть заключается в том, что нормативно-правовой аспект права, насколько известно, предполагает его рассмотрение как совокупность норм, обладающих рядом свойств и признаков (формальной определенностью, государственной обеспеченностью, общеобязательностью и т.п.), как институционное явление, инструмент социального регулирования и воздействия со своими специфическими юридическими закономерностями.

Данная позиция при внешней спорности представляется весьма интересной, тем более, что она довольно давно нашла своих сторонников.

Таким образом, делается вывод о некой самостоятельности права по отношению к государству.

Изложенное позволяет, ряду специалистов говорить о церковном праве как корпоративной системе. То, что религиозные нормы не чужды юридическому, правовому характеру - тезис, возможно, спорный, но не лишенный, как представляется, значительной доли истины.

Данный вывод следует из анализа религиозных отношений и религиозных норм, а также из многозначности и многогранности понятия права и социологического аспекта этого понятия. Так, наличие правовых по природе отношений государства к церкви логически предполагает и наличие в религиозных нормах, отношениях элементов позитивного права.

Не менее логичной представляется постановка вопроса и о соответствии данных норм требованиям, предъявляемым к позитивному праву.

Такие нормы, содержащиеся, например, в Библии или Коране, распространяются, во-первых, на неопределенное и обезличенное число субъектов; а во-вторых, на неопределенное количество случаев, описанных в них.

Представляется также, что можно вести речь и об официальности и формальной определенности религиозных норм, закрепленных в соответствующих источниках и получающих свое толкование (например, решения Поместного Собора Русской Православной Церкви).

Таким образом, предписания, содержащиеся в религиозных нормах, во-первых, обладают некоторыми качествами нормативности; во-вторых, выражают принципы того ли иного вероисповедания; в-третьих, издаются и реализуются в ряде случаев посредством официального порядка; в-четвертых, регулируют широкий круг отношений как непосредственно религиозных, так и находящихся в сфере интересов того или иного вероисповедания.

Представляется, это обусловлено тем, что оба явления выступают в виде социально-нормативных детерминант поведения человека. Иными словами это средства, воздействующие на одни и те же общественные отношения: жизни, чести, достоинства, семьи, труда и т.д.

Применительно к нормам права следует заметить, что для них характерны такие признаки как институциональность и структурность. Право же, прежде всего позитивное право, так или иначе, формируется государством. Правовые нормы создаются либо законодателем, либо судом и содержатся, как правило, в писаных источниках, как то: акты, издаваемые государством, либо судебные прецеденты. Правовые нормы возникают в процессе юридической, в первую очередь, судебной и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. По мнению большинства авторов, именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, действующими в рамках социальных институтов, и закрепленными в строго определенных документальных формах. Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов, и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, формирующих юридические тексты, содержащие нормы права.

Возвращаясь к вопросу о принудительном характере религиозного регулирования, необходимо отметить то, что его предметом выступают духовные блага, являющиеся таковыми по мнению верующего (например, духовное очищение на исповеди, обеспечение вечности духа после физической смерти, праведность как условие иных последующих духовных благ и т.п.). Так, православная церковь, предоставляя верующим определенные блага, связывает это с обрядом крещения. Однако последнее не означает автоматическое получение этих благ, поскольку крещение как таинство и как факт неотменяемо, тогда как воля верующего может не совпадать с волей церкви. Если данное несовпадение приводит к противоречащим, с точки зрения церкви, действиям (или бездействию), то последняя вправе лишить верующего тех или иных преимуществ, важных с его точки зрения.

Позитивное право есть конечная форма всякого права, представляющая собой данную в опыте объективную реальность. Как уже отмечалось, чтобы стать таковой, содержание права должно проделать определенный путь становления. Однако существуют ситуации, когда те основания активности, которые присутствуют в праве, не проходят никаких стадий преобразования, но сразу же объективируются в виде позитивного права.

Речь идет о ситуациях, когда люди, видящие смысл в определенном образе жизни, навязывают этот образ жизни другим людям. В этих случаях религиозные основания активности непосредственно превращаются в право на основе чистой силы. Обобщение подобных случаев дает повод многим исследователям, во-первых, отрицать какие-либо формы права кроме права позитивного, а во-вторых, отождествлять право с властью как с проявлением чистой силы.

Тот факт, что позитивное право декларировало свою справедливость в столь различных ситуациях и независимо от своего реального содержания и дало повод юридическому позитивизму, с одной стороны, отождествлять с правом любой произвол властей, а с другой, - считать справедливость не более чем выгодной властям профанацией.

Универсальной нормой преобразования религии в право является чистое принуждение, или власть. И хотя власть является непременным условием существования всякого права, если последнее происходит из религии, власть является единственным таким условием. Именно это неоспоримый факт, особенно когда реальное содержание права отходит от исконных религиозных идеалов, служит основанием для отождествления права и власти.

Идея, согласно которой в основе всякого правопорядка, в конечном счете, лежит религия, не нова и неоднократно высказывалась крупнейшими мыслителями в сфере философии и права. Особенно характерна эта идея для тех мыслителей, которые главную основу всякого права видели в государственной власти. Так, Гегель определял государство как духовно-нравственную идею, проявляющуюся в форме человеческой воли и ее свободы, вследствие чего исторический процесс по существу дела совершается при посредстве государства.

По-видимому, именно этим объясняется религиозно-светское начало уголовно-правовых норм на достаточно длительном, многовековом пути развития человечества и наличие, по существу, первого писаного уголовного права в таких религиозных источниках, как Библия (Законы Моисея) или Коран (Законы шариата). Религиозные основы права мы находим и в отечественных правовых источниках, например в Русской Правде.

Из ставших каноническими десяти заповедей первые три посвящены религиозным догмам, одна - требовала почитать отца и мать, а остальные, как известно, относились уже к уголовной тематике: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего, не желай дома ближнего, ни жены его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его. ничего, что у ближнего есть.

В одной из книг Пятикнижия (Исход) уже дается перечень преступлений: умышленное убийство, кража соплеменника и продажа его в рабство; избиение отца или матери; злословие на отца или мать; недосмотр за бодливым волом своеобразный источник повышенной опасности), если это повлекло смерть человека и т. д. Если проводить сравнение с сегодняшним днем, обнаруживается то, что в то время нельзя было использовать нужду ближнего для собственной выгоды, нельзя было требовать уплаты долга с процентами, запрещалось задерживать плату наемного работника даже до утра, нельзя обмеривать и обвешивать.

Тем не менее, необходимо учитывать, что существует диспропорция между правом и правоприменением - между тем, как это право понимается и применяется. Между правовой нормой и ее применением в жизни расположен своеобразный социально-психологический фильтр в виде общественного сознания, потребностей, установок и ожиданий. Он либо полностью пропускает правовую норму, либо в той или иной мере преломляет, искажает ее, либо вообще тормозит. В этот фильтр входит и религия, которая, таким образом, существенно влияет на действие права.

При этом, как совершенно очевидно даже при поверхностном взгляде на сложную структуру правовой системы, элементарные общечеловеческие требования, основанные, например, на христианских заповедях, не сводятся к ним, а представляют собой более конкретизированные и развернутые нормативные положения, связанные с современным уровнем цивилизации.

На базе Конституции РФ, значительно усилившей судебные гарантии личности, обновилось и уголовно-процессуальное законодательство. Главная задача в этом плане - принятие нового Уголовно-процессуального кодекса.

Для обеспечения законности и правопорядка на всей территории Российской Федерации Верховный Суд РФ целеустремленно отстаивает свою активную принципиальную позицию в вопросе обеспечения судебной защиты свободы и неприкосновенности гражданина. Он неоднократно выступал с законодательной инициативой об установлении процессуального порядка рассмотрения судьями жалоб на применение в качестве меры пресечения содержания под стражей. Впоследствии эта инициатива была закреплена в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Сложный характер взаимоотношений правовых и религиозных норм и, соответственно, регулируемых ими отношений весьма своеобразно проявляется при рассмотрении того, как право определяет место религиозных институтов в системе общественных отношений.

Согласно российскому законодательству граждане, а также иностранцы и лица без гражданства пользуются правом на свободу вероисповеданий как индивидуально, так и путем создания соответствующих общественных объединений. Тем не менее, статья 7 Закона закрепила общую норму о том, что создание религиозных объединений в государственных органах и учреждениях, а также в органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. А статья 4 Закона установила пределы вмешательства государства в дела церкви, религиозных же объединений - в дела государства.

В Законе впервые проведено разграничение в части реализации политических прав граждан: право на участие в управлении государством, в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений. Во всех этих отношениях граждане вправе участвовать независимо от их членства в религиозных объединениях.

Таким образом, влияние религии на соционормативное поведение современного человека бесспорно. В этой части, например, христианские традиции непосредственно соприкасаются с законотворческим процессом и влияют на тенденции развития моральных устоев современного общества. Так, христианство рассматривает наркоманию как смертный грех самоубийства, разрушение всех жизненных начал человека. Аналогичная оценка дается и алкоголизму.

Из анализа вышеизложенного видно, что законодательством России провозглашены отделение религиозных организаций от государства и светский характер системы государственного образования, тем не менее, религиозные организации играют определенную роль в объединении граждан на основе общности вероисповедания, в участии в социально-культурной жизни общества, в воспитании людей. Религиозные организации получили в России статус юридического лица и равные с другими юридическими лицами права, хотя и не имеют права участвовать в политической жизни. Вместе с тем режим их существования и взаимоотношений с государством приобрел цивилизованные формы в соответствии с общепринятыми международно-правовыми нормами.

Анализ законодательства юридической практики разных стран свидетельствует, что государство может давать религии двоякого рода правовую охрану.

Во-первых, оно может стараться карательными мерами поддержать и охранить распространение известной религии, насильственно устраняя в то же время от господства или стараясь вовсе искоренить другие религиозные учения. Формы, в которых это может проявиться, чрезвычайно разнообразны: открытое гонение некоторых религиозных учений и партий, запрет отпадения от покровительствуемой религии, запрещение сторонникам известных религий публично отправлять свое богослужение или проповедовать свою религию и т.д.

Во-вторых, государство может наказывать лишь оскорбительные и насильственные действия, поражающие религиозную свободу, вовсе не стараясь наказаниями поддержать, или, напротив, подавить распространение какой либо религии.

Подлинная свобода вероисповеданий, как думается, предполагает именно второй способ правовой охраны. Однако важно не столько это обстоятельство, а скорее другое - сам факт обращения государства и его права к вопросу о важности урегулирования религиозных отношений не вопреки, а с учетом исторически сложившихся потребностей верующих и религиозных норм.

И с этой точки зрения речь идет о процессе управления государством общественными отношениями, где правовые нормы выступают в качестве средств регулирования, а религиозные нормы и вытекающие из них отношения объектом правового воздействия. Данное обстоятельство позволяет увидеть еще один аспект взаимоотношений права и религиозных норм. Так, весьма важной является проблема формирования государственной идеологии. По всей видимости, ее разработка предполагает и задействование положительного потенциала национальных религий. Предлагается, в частности, концепция, в которой речь идет о том, что государство инкорпорирует в себя местные общины верующих на уровне имущественно-правовых вопросов, так что в полной мере правом юридического лица они не пользуются. Государство платит зарплату священнослужителям и выступает гарантом свободы вероисповеданий. Верующие же обещают государству свою лояльность, действуют и учат других в духе законопослушания.

Таким образом, проблема влияния религиозных норм на нормы права хотя существенно и определяется характером государственно-церковных отношений, рассматриваемых через формулу отделения церкви от государства, но значительно выходит за ее пределы.

Основными направлениями корректировки права в соответствии с религиозными постулатами следует признать: гуманизацию правовых отношений, повышение уровня правовой защиты человека как главной социальной ценности; совершенствование судебной системы с целью повышения объективности и точности оценок общественной опасности преступлений и иных правонарушений, а также необходим оптимальный баланс религиозной и правовой нормативных систем.

Религиозные и правовые нормы очень многое объединяет. Верования практически всегда выступают мерилом добропорядочного поведения субъекта, уровня его законопослушания. Это происходит потому, что правовые нормы в значительной степени базируются на религиозных постулатах, на требованиях морали, которая, в свою очередь, напрямую вытекает из религии.

Сходство религиозных и правовых норм заключается в следующем:

? они всегда формализованы, то есть содержат определения и понятия;

? документально зафиксированы и оформлены (нормы права – в законах, религиозные нормы – в религиозных книгах).

Существуют и отличия религиозных норм от правовых:

? сфера действия религиозных норм всегда уже, чем правовых;

? правовым нормам субъект следует во многом вынужденно, религиозным – добровольно и осознанно;

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2.3. Классификация норм права

§ 2.3. Классификация норм права Виды правовых норм чрезвычайно разнообразны.Одно из оснований классификации - это деление правовых норм по отраслям права (нормы конституционного, гражданского, уголовного права и т.д.). Такая классификация имеем важное значение для

§ 12.4 Разъяснение норм права

§ 12.4 Разъяснение норм права В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное.1. Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в

16. Классификация норм права

16. Классификация норм права 1) основным является деление норм права на:а) регулятивные нормы права устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности. В зависимости от характера устанавливаемых

Взаимодействие права с гуманитарными науками

Взаимодействие права с гуманитарными науками Правоведение и, в частности, его теоретическая часть – теория государства и права – довольно тесно взаимодействуют с иными гуманитарными науками. Это обусловлено тем, что объектом их изучения является общество и различные

Взаимодействие норм права с политическими нормами

Взаимодействие норм права с политическими нормами Политические нормы более удалены от экономических основ общественной жизни, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы всегда направлены на определенную часть общества, социальную группу (или

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах (фирмах, учреждениях и в иных крупных и малых организациях, профсоюзах и политических партиях), распространяющиеся лишь на их

Классификация норм права

Классификация норм права Правовые нормы принято классифицировать по гипотезам, диспозициям и санкциям.Классификация норм права по их гипотезам. По содержанию:? простая гипотеза: описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение

Тема 5. Взаимодействие норм международного и национального права

Тема 5. Взаимодействие норм международного и национального права Международное и внутригосударственное право принадлежат к разным системам права и международный договор в силу суверенитета государства не может непосредственно создавать права и обязанности для

10. Классификация норм права

10. Классификация норм права Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов на группы по определенному общему признаку.Нормы права классифицируются:1) по функциям в механизме правового регулирования:а) исходные – нормы-принципы, нормы-дефиниции,

Взаимодействие административного права с другими отраслями права

Взаимодействие административного права с другими отраслями права Административное право тесно связано со смежными отраслями права.Разграничение норм конституционного и административного права проводят по их субъектам: первые регулируют организацию и деятельность

Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права

Права и обязанности граждан, закрепленные нормами административного права Права граждан в сфере государственного управления делятся на:в зависимости от механизмов реализации: абсолютные права (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их

13.2 Функции норм права

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

13.4 Классификация норм права

13.4 Классификация норм права Современное законодательство состоит из разнообразных по характеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых

Читайте также: