Учимся читать выразительно элементы интонации кратко

Обновлено: 05.07.2024

В статье представлен опыт работы по формированию интонационной выразительности речи младших школьников через систему разных видов упражнений, способствующих интонационной выразительности речи. Рассматриваются методы и приемы обучения выразительному чтению.

ВложениеРазмер
statya.docx 21.08 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

учитель начальных классов

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

пгт.Медведево, Республика Марий Эл.

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию интонационной выразительности речи младших школьников через систему разных видов упражнений, способствующих интонационной выразительности речи. Рассматриваются методы и приемы обучения выразительному чтению.

Ключевые слова: выразительное чтение, интонация, средства выразительности, требования к выразительности речи.

Выразительное чтение играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка. Умения и навыки выразительного чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. Сказать о чем-то выразительно - это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.

Для того чтобы ученик прочитал выразительно хотя бы небольшое стихотворение, статейку и даже одно предложение, он должен не только вдуматься в содержание читаемого, но и знать основные методы и приемы выразительного чтения и владеть ими. И если учеников не обучали этому, нельзя ожидать от них правильного выполнения указаний и требований.

Подготовку к работе над выразительностью речи нужно начинать с первых дней учебы в 1 классе. Знакомить детей с техникой речи – дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение, мы должны учить детей этому искусству хотя бы на элементарной основе и на личном примере.

- на выдохе пословица или поговорка, скороговорка. Длинные скороговорки идут с добором воздуха. Например: Как у горки на пригорке (добор воздуха), жили 33 Егорки. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок. Дети с удовольствием выполняют эти упражнения:

-вдох, пауза, с энергичной артикуляцией произносим гласные звуки сначала беззвучно, затем убыстряя темп, шепотом , тихо, громче и громко;

- произносим чистоговорки: Ра – ро – ру - ры – ря – рэ - ре - сидели куры на дворе, СА – со – су – сы – ся – сэ – се - вдруг улетели они все. И др.

Очень важна работа со скороговорками с целью выработки чистоты звуков, интонации. Например, на доске печатными буквами записать скороговорку : У АГРАФЕНЫ И АРИНЫ РАСТУТ ГЕОРГИНЫ. Предложить детям познакомиться с ее содержанием, т.е. те дети, которые умеют читать, читают ее самостоятельно, каждый для себя. Затем читаем вместе целыми словами. Приглашаем фею Интонацию, которая помогает интонировать предложение. Несколько раз предложить детям прочитать предложение целыми словами с интонацией повествования, четко проговаривая в словах все звуки, после этого выяснить значение каких слов не ясно детям. Выслушиваются все дети, пока не будет правильного ответа. Если дети не знают значения слова, объяснить. Затем спросить у детей, как понимают смысл данной скороговорки. Далее занимаемся отработкой интонации (вопросительной и восклицательной) и работаем над логическим ударением. В первые дни дети повторяют все логические вопросы и ответы на них. Когда они усвоят способ логического выделения слов из предложения, то выполняют эту работу самостоятельно.

Созвучна с этой работой и работа над пословицами и поговорками. Дети учатся выразительно читать пословицу, заучивают ее, объясняют смысл и воспроизводят ту ситуацию, при которой уместно употребить пословицу. Такая работа развивает у детей выразительное чтение, учит правильно ставить вопрос и отвечать на него, употреблять фразеологические выражения и пословицы в своей речи, составлять небольшие сюжеты.

Существует много различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звуков, нужной дикции. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихи. Они произносятся отчетливо, с активной артикуляцией. Перечисленные упражнения можно выполнять как в начале урока, и в конце, и в качестве физкультминуток.

Разнообразные методы и приемы обучения выразительному чтению реализуются в специальных упражнениях, используемых на уроках литературного чтения. Цель их - овладение интонационно правильной речью; творческая подача связного текста; работа над восприятием целого текста: его образов, сюжета, идеи; понимание логического содержания художественного произведения [2, с.164].

При обучении выразительному чтению используются следующие методы:

Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: чтение учителем художественного текста с комментариями; беседа; постановка на уроке проблемы, вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников; творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Метод литературно-художественного чтения - формирование эстетического вкуса детей, активизация интереса к литературе как искусству слова. Художественное рассказывание - это свободная передача произведения, при исполнении которого образцом является искусство народных художников - сказочников.

На первоначальной стадии обучения чтению показ - наиболее эффективный метод работы. Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Показ основывается на образцовом чтении учителя. Метод показа осуществляется в разных формах. Б.А. Буяльский выделил следующие: образцовое чтение учителя; повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения; слушание аудиозаписи с образцовым исполнением артиста; показательные чтения лучших учеников.

Важное место в школе должна занимать работа учителя по развитию техники речи учащихся: правильного дыхания, четкого произношения и хорошего звучания голоса. Учитель, речь которого должна быть образцом для учеников, должен сам иметь хорошую технику речи, постоянно совершенствовать ее и проводить в этом направлении целенаправленную систематическую работу с учащимися. В большинстве случаев надо использовать такие упражнения, которые позволяют одновременно тренировать дыхание, дикцию и голос [2, с.106].

Если на уроках литературного чтения в начальных классах систематически применять методы и приемы работы над средствами речевой выразительности, то обучение выразительному чтению будет более результативным, способствующим повышению уровня интонационной выразительности речи школьников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выразительное чтение как высший тип чтения – это умений использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

К основным средствам выразительности относятся: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания — смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма. Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей. Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок — пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут. При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нерационально.

Голос. Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом. Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия. На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Интонация. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.

Логическое и фразовое ударение. Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

Логическая и психологическая пауза. Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения. Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними, слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья.

При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он. Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением. Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками.

Мимика — это выразительные движения мышц лица, которые являются одной из форм проявления различных чувств. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Для чтеца и рассказчика мимика является одним из дополнительных средств воздействия на аудиторию. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятельствам. Мимика тесно связана с мыслями, действиями и чувствами говорящего, со всей его внутренней жизнью. Это дает основание, наблюдая действительность и изучая проявления внутренних переживаний, использовать мимику в процессе выразительной устной речи, т. е. сделать мимические движения произвольными.

Таким образом, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.

1.3 Методические условия формирования выразительного чтения при работе с художественным текстом

Для того, что бы научиться выразительно читать, необходимо овладеть определенными навыками и умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности. Основным умением является умение определять основную задачу. Это умение также включает в себя ряд частных умений, вычленение которых позволяет определить логическую последовательность их формирования. К ним относятся:

- умение понимать мысли героев, сопереживать им, определять свое отношение к событиям;

- умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение;

- умение правильно управлять дыханием;

- умение правильно использовать свойства голоса;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение правильно устанавливать логическое и фразовое ударение;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;

- умение подбирать нужный темп и ритм чтения;

- умение использовать мимику и жесты;

Учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать у учащихся начальной школы [14; 58]:

- умение управлять дыханием;

- умение правильно проанализировать текст;

- умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;

- умение правильно ставить фразовое и логическое ударение;

Итак, формировать умения, связанные с выразительным чтением необходимо еще в начальной школе, но не все умения целесообразно развивать в этом возрасте, а лишь некоторые.

1.3.1 Анализ текста

Разбор самого произведения можно вести в разной последовательности: путем дедукции (от общего к частному) или путем индукции (от частного к общему). Первый путь, когда идут от определения темы, идеи и композиции к системе образов, напоминает путь автора. Индуктивный же путь соответствует последовательности, в которой читатель знакомится с произведением. Он вначале прослеживает развитие сюжета и композиции и одновременно знакомится с образами и лишь в конце решает вопрос о теме и идее произведения.

Разбор произведения обычно начинают с определения жанра. Жанр нередко обозначен в подзаголовке произведения. Некоторые такие обозначения сразу указывают на особенности произведения и соответствующее их исполнение. Во всех случаях чтец не должен проходить мимо вопроса о жанре, так как жанр во многом определяет манеру исполнения.

Следующий вопрос, который встает перед разбирающим произведение - вопрос о теме произведения, о том, какое явление жизни заставило автора взяться за перо. Есть немало произведений, в которых тему определить просто. Определяя тему, нельзя забывать, что литература - человековедение. Поэтому тема всегда лежит в сфере человеческих отношений.

Определить идею художественного произведения обычно труднее, чем тему. Есть произведения, в которых автор облегчил читателю понимание идеи, сформулировав ее (большинство басен, ряд лирических стихотворений). Но в большинстве произведений идея автором не формулируется. Она вытекает из всего содержания произведения. При определении идеи произведения нужно избегать упрощенных формулировок, а с другой стороны, необходимо среди многих идей найти главную.

Чтецу, в том числе и учителю, редко приходится читать большие эпические произведения полностью, чаще читают отрывки из них. При определении темы и идеи отрывка необходимо учитывать тему и идейную направленность всего произведения. Иначе может произойти грубое нарушение авторского замысла.

1.3.2 Воссоздание образов, переданных автором.

В ином смысле важен язык образов-персонажей. Он наряду с поступками, отношениями с другими людьми, авторской характеристикой и портретом дает нам возможность уяснить образ героя произведения. Образы же эти чрезвычайно важны и для понимания идеи произведения, и для яркости восприятия. Избегать схематизма, перечисления черт характера без учета того неповторимого своеобразия, которое присуще, как людям в жизни, так и героям художественного произведения. Ведь образы не являются только иллюстрацией идей. Чтец должен всесторонне представлять себе героя, чтобы персонаж был для него так же конкретен, как хороший знакомый. Так же представляет себе героя и автор, у которого как бы бесстрастно оп ни повествовал, можно увидеть определенное отношение к изображаемым им лицам. Это отношение автора, должно быть, воспринять чтецом-исполнителем и передано слушателям. В сущности, передать такие отношения к героям, заставить слушателей не только интересоваться судьбой персонажей, но и полюбить их или возненавидеть, посмеяться над ними — и есть основная задача исполнителя. Если слушатель, почувствовал глубокую симпатию к героям или антипатию к ним, чтец может считать свою задачу выполненной. Помимо авторской характеристики, окрашенной определенным отношением к персонажу, очень важно сделать характерной самую речь изображаемого лица. Что говорит герои, дано автором, а как он говорит, должен показать исполнитель. Для этого нужно помнить о действенности речи, где каждый пункт — словесный поступок, имеющий определенную цель.

1.3.3 Управление дыханием

Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста-преподавателя. При известном самоконтроле можно работать над своим дыханием и самому.

1. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота. другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать движение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой вдох, под счет 1 – 5. Контролируйте одновременное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было переполнения легких. Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1 – 3, не расслабляя мышц. Затем выдыхайте плавно, без толчков, на счет 1- 5. Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

1.3.4 Выбор нужной интонации

1.3.5 Логические и психологические паузы

1.3.6 Фразовое и логическое ударение

Формирование интонационных умений в начальной школе в соответствии с возрастом детей достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры на какие-либо теоретические знания. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).

Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве. Для того, чтобы у детей формировать навык выразительного чтения художественных произведений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. Но анализ учебников показал, что на современном этапе авторы-составители учебников очень мало внимания уделяют выразительному чтению художественных произведений. Этот вывод сделан на основе отсутствия заданий и вопросов после художественных текстов, которые бы помогали учителю формировать навык выразительного чтения произведений учащимися.

Глава II. Анализ исследовательской работы по развитию выразительного чтения в процессе анализа художественного произведения в школе

2. 1 Констатирующий эксперимент

Иван Сергеевич Шмелев.

«…Улица была залита розоватым светом встававшего за домами солнца, поблескивали верхние окошки. Вот, отворились дикие ворота пастухова двора, и старый, седой пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и в высокой шляпе, похожей на цилиндр, что надевают щеголи-шафера на свадьбах, вышел на середину еще пустынной улицы, поставил у ног на камушки свою шляпу, покрестился на небо за нашим домом, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щеки, - я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это было только сначала так. А потом заиграл тоньше, разливался и замирал. Потом стал забирать все выше, жальчей, жальчей… - и вдруг заиграл веселое… и мне стало раздольно-весело, даже и холодка не слышал. Замычали вдали коровы, стали подбираться помаленьку. А пастух все стоял – играл. Он играл в небо за нашим домом, словно забыв про все, что было вокруг него. Когда обрывалась песня, и пастух переводил дыханье, слышались голоса на улице:

- Вот это ма-стер. вот доказал-то себя Пахомыч. мастер… И откуда в нем духу столько.

Порядок проведения экспериментальной работы.

Каждый из учащихся выразительно читает отрывок. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующим критериям:

- правильное словесное ударение;

- изменение силы голоса;

- правильная постановка фразового и логического ударения;

- правильная расстановка пауз;

- оптимальный темп чтения.

Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице.

Знаки препинания — это хитрость, придуманная для того, чтобы в полном объеме выразить интонации и эмоции. В речи знаки препинания можно назвать голосовыми фигурами точки, запятой, двоеточия, тире, вопросительного и восклицательного знаков. Так, кстати, их называл сам Станиславский. Знаки препинания в речи и в мыслях позволяют передавать эмоции — все то, что человек хочет выразить не просто словами, но еще и внутренним состоянием.

Точка

Точка показывает завершение мысли, законченность предложения. И неважно, какой оно величины — одно слово или целый абзац. На точке голос сильно понижается на ударном слове. Еще — это важно — точка требует после себя сравнительно длительной паузы. Такое дробление создает ритм текста — ведь каждый автор закладывает собственный темп и собственную мысль в свой текст.

Посмотрите на текст. Прочитайте его вслух сначала с соблюдением знаков и пауз, а затем представьте, что вместо точек стоят запятые. Вы заметите, как вместе с интонацией и ритмом искажается даже смысл фраз.

Благодаря точке текст дробится и ритм словно останавливается, чтобы читатель стал зрителем и смог увидеть картину, которую описывает автор.

А вот еще пример. Попробуйте поупражняться на этом тексте:

Ритм этого текста становится плавным и задумчивым, писатель передает состояние, которое может прочувствовать каждый, кто правильно прочтет голосовую фигуру точки.

А теперь попробуйте уловить ритм знаменитого Ахматовского стихотворения — прочитайте четверостишие степенно, с паузами, никуда не спеша:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

(А. Ахматова)

Анна Ахматова словно останавливает чтеца, чтобы он проникся атмосферой.

Большая проблема современного читателя в том, что он очень спешит и не дает себе возможности остановиться и вдохнуть, а ведь речь — это дыхание.

Запятая

У точки есть сестра — запятая. И если точка завершает мысль, то запятая продолжает ее — несмотря ни на что. Поэтому неизбежно повышается голос на ударном слоге, а соединительная пауза не обязательна, но возможна, если предложение слишком длинное. Вспомните описания природы у Льва Толстого — один, два, три абзаца без точек — одни запятые.

Попробуйте прочесть предложение вслух, немного повышая голос и уходя вверх на запятых:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

А теперь прочтите то же самое, представляя, что вместо запятых текст раздроблен точками:

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. И шмель загудел. И первая бабочка сложила крылышки.

Точка убрала из текста состояние полета — а ведь именно это хотел передать автор.

Еще один пример. Попробуйте прочитать текст вслух, сохраняя интонацию, соблюдая правила повышения голоса, испытывая эмоции:

Многие люди зажимаются психологически и физически в тот момент, когда нужно воспроизвести интонацию, и тогда голос становится сухим, невыразительным. То же самое происходит и с детьми — им тяжело выходить к доске, читать стихотворение перед аудиторией. Что же делать? Помогут тренировки!

Это стихотворение Блока интонационно звучит как противопоставление ахматовскому, которое было в начале. Сравните сами — мы не можем раздробить первую строчку:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.

(А. Блок)

Еще один пример — сказка. Часто, когда читаем сказку детям, мы не воспринимаем текст целиком, а как будто просто воспроизводим отдельные слова. Наберитесь сил и попробуйте прочитать этот фрагмент в высокой интонации:

Двоеточие

Двоеточие делит предложение пополам. Этот знак разъясняет или перечисляет то, что сказано перед ним. И как раз после двоеточия находится главное по смыслу. Именно поэтому после двоеточия всегда ставится соединительная пауза, а перед ним голос понижается, но не так интенсивно, как на точке. Сложно? Вовсе нет! Все элементарно — убедитесь сами:

Благодаря двоеточию текст начинает оживать. Этот знак как будто раскрывает обман — сам он из Петербурга, но на вывеске выставил совсем другое. То же правило используем и здесь:

На тренировке можно не бояться интонации и выделять слова более эмоционально, ведь речь создана не только для того, чтобы шептать, она создана для того, чтобы передавать смысл, эмоции, интонации:

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

(М. Лермонтов)

Наша речь всегда синхронизирована с телом — не бывает так, чтобы тело было вялым, а речь эмоциональной. Знаки препинания заставляют нас задействовать все тело, чтобы выразить эмоции.

Когда вы видите тире, знайте, что автор показывает очень сильную эмоцию. Тире ставится, чтобы разъяснить или показать то, что находится перед ним, или противопоставить явления. После тире обязательно нужно соблюдать соединительную паузу. Голос должен повышаться на ударном слове перед тире еще сильнее, чем на запятой.

Многие читают стихотворения, не обращая внимания на знаки. И очень напрасно. Вот Сергей Есенин, к примеру, не зря поставил тире. Ведь оно как будто поднимает слово вверх. Прочитайте:

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

(С. Есенин)

Чтение вслух улучшает речь. Это правда, но работает такой прием только в том случае, если соблюдать голосовые фигуры в речи.

Восклицательный знак

Восклицательное предложение может выражать намерение говорящего или его словесное действие: просьбу, мольбу, угрозу, требование, приказ, обвинение, похвалу или еще какую-то сильную эмоцию. Восклицательный знак усиливает не громкость, а чувство — следовательно, повышает интонацию. После восклицательного предложения важно соблюсти паузу, завершающую мысль.

Чтобы выразить в речи восклицательный знак, нужно понимать, о чем в предложении идет речь, какая эмоция передается. Просто громко прокричать фразу недостаточно.

Или вспомните Маяковского:

Читать выразительно может каждый! Важно только помнить о том, что вы хотите передать не просто набор слов, а какую-то эмоцию. А уж если вы читаете детям, даже если они не понимают слова, им точно будет доступна ваша интонация.

Вопросительный знак

В жизни мы задаем много вопросов, но часто используем вспомогательные слова. Вопросительный — один из самых сложных знаков, его непросто воспроизвести физиологически.

Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном слове — без этого просто невозможно задать вопрос в русском языке. И, конечно, важно помнить про паузу, завершающую мысль.

К знаку вопроса нужно привыкать. Вопросительная интонация мгновенно подключает тело, мы сразу становимся артистичными, пластичными, мы оживаем, когда читаем вопросительные фразы.

Вспомните кадры из кинохроник Советского союза, когда берут интервью у простых людей. Если сопоставить речь прошлую и современную, можно сразу заметить, что они различаются между собой. Раньше люди говорили как будто более вдумчиво, мягко, медленно и выразительно. Их речь лилась степенно, все слова были понятны, они выделяли интонацией то, что хотели передать.

Потренируйтесь еще немного:

Десять прошло.
Понимаете?
Десять!
Как же ж поэтам не стараться?
Как на театре актерам не чудесить?
Как не литься лавой демонстраций?

(В. Маяковский)

Преподаватель по технике речи и ораторскому мастерству в Московском международном университете и в детской школе бизнеса Kidsdev, профессиональный диктор

Логотип сайта ДИКТОРЫ.com

Каждая фраза в речи несёт своё содержание, имеет определённый смысл, ради которого она произносится. Найти этот смысл – значит выяснить, какие слова являются главными, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы не думаем о выделении тех или иных слов, это делается бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с устной передачей текста, выражающего мысли другого лица, то здесь, для выразительного чте н ия, нужно ещё определить слова, несущие в фразе осн ов ную нагрузку. При определении логич еск ой структуры текста большими помощниками явл яю тся знаки препинания. Наиболее часто встречаю щи йся знак препинания – запятая. Она диктует передышку, небо ль шую остановку, но говорит о том, что мы сль не окончена, что надо ждать её продолжения. В ус т ной передаче голос перед запятой несколько повы ш ается, ибо понижение голоса создаст впечатление зак о нченности мысли и таким образом оторвёт след ую щую часть фразы от предыдущей, иск аз ив смысл.

Точка тоже диктует остан ов ку, но так как точка обозначает окончание мысли, то и остан о вка должна быть более длительной, чем на за п ятой, а чтобы передать законченность мысли, голос пер ед точкой при чтении должен упасть вниз. Глубина падения голоса пе р ед точкой не всегда одинакова. В начале текста, когда ря до м стоит близкая по мысли фраза, голос па да ет меньше, чем при точке, завершающей опре д еленный комплекс мыслей. Наиболее сильное падение г ол оса перед точкой необходимо в конце всего те кс та. Этот глубокий интервал дает представление о полном завер ш ении прочитанного.

Двоеточие также предусматривает по ни жение тона. В этом случае интонация означает, что внимание должно быть сосредоточено на послед ую щих словах.

Для обозначения недосказанной или пр е рванной мысли грамматика предлагает другой знак препинания – многоточие. При чтении перед многоточием го ло с или повышается, или слегка понижается. Интервал должен создать впечатление неза ве ршенности.
При вопросительном знаке вопрос буд е т звучать только тогда, когда голос на ударном слоге вопросительного слова повысится. Иначе фраза прозвучит не вопросительно, а утв ерд ительно.

Восклицательный знак, выражающий какое- ли бо чувство, имеет соответствующую интонацию, окрашенную этим чувством: восторг, радость, удивление, досаду. При эт о м голос повышается, и сила тона увеличивается.
Тире, заменяющее отсутствующее слово, тре б ует остановки как бы для мысленного произнесения этого слова и повышения г ол оса.
Точка с запятой как знак, стоящий между самосто ят ельными предложениями, но близкими по содержанию, указывает на остановку и снижение голоса, прибл иж ающееся к снижению голоса при точке.
В кавычки, обыкновенно, берутся ци та ты, прямая речь, всевозможные названия, слова и выражения, наделённые особым смыслом и требующие выдел е ния в тексте. Они не должны сливаться с остальным текстом и поэтому произносятся с изменен и ем темпа, силы или высоты голоса.
В скобки, как правило, ставятся пояснител ь ные слова и выражения, выпадающие из синтаксической структуры, но дополняющие и уточняю щ ие основную мысль. Они должны произноситься легче, чем остальные слова, как бы между прочим, для того, чт об ы не прервать течения основной мысли.


Знаки препинания необходимо хорошо ус во ить, но это не значит, что при чт ен ии им надо следовать безоговорочно. В звучащей речи ча с то требуется отклонения от грамматических н о рм. Например, запятая не принимается во внимание при об ра щении, стоящем в середине или в к он це предложения:

Но запятая сохра ня ется, если обращение стоит в начале предложения:


На запятых при вводных словах вним а ние не акцентируется:

Не следует делать оста но вки на запятых, которые отделяют повторяющиеся слова:

Не подчеркивается запятая, стоящая пе ред второй частью сложных союзов: потому, что; оттого, что; для того, чтобы; несмотря на то, что.

Читайте также: