Соотношение государственного народного и национального суверенитета кратко

Обновлено: 06.07.2024

Национальный суверенитет — полновластие нации, т. е. возможность нации самостоятельно решать вопросы своей организации, в т. ч. право на самоопределение, вплоть до создания отдельного государства.

Нация — этническая общность буржуазного общества, объединенная единством экономической жизни, территории, языка, культуры, национального самосознания.

Народный суверенитет — полновластие народа (большинства жителей страны), т. е. народ является источником государственной власти и реализует свою власть путем прямого (непосредственного) и представительного (опосредованного) правления. Прямая демократия — это прямые выборы и референдум. Представительная демократия — это деятельность избранных представительных органов.

Сущность — это главное в предмете, то, что характеризует его на протяжении всего его существования.

Любое государство занимается общественными делами, защищает общественные интересы (например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др. ).

Любое государство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальным силам. Это соотношение в разные периоды истории различно.

Современное демократическое государство служит в первую очередь всему обществу. Оно является средством разрешения социальных противоречий и средством достижения социального согласия.

7. Государственная власть, ее понятие, свойства и методы

Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций т. д. ), опирается на возможность публичного принуждения с применением специальных средств. Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, на те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач.

Государственная власть и способы ее осуществления.

Государственная власть является разновидностью социальной власти, обладает всеми признаками последней, но имеет способности. Особенностью является то, что ее субъект и объект обычно не совпадают. Это особенно проявляется в классовом обществе. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Совпадение состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Т. е. имеет право активно участвовать в формировании выборных органов власти, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Вместе с тем тесного совпадения субъекта и объекта нет и в демократическом обществе, иначе государственная власть утратить политический характер и превратиться в общественную.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, на различные сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Другая особенность государственной власти в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Понятие государственная власть и органы государства не тождественны. Государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и др. институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу.

Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Таким образом, государ. власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях.

Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств, путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

К общим методам осуществления государственной власти относятся методы убеждения и принуждения. Убеждение – активное воздействие на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами, для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие или определенных социальных ценностей. Он стимулирует чувство ответственности людей за свои действия и поступки.

Государственное принуждение – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Оно ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, корме варианта, предложенного (навязанного) властью. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Неправовое может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в ни кем и не чем не защищенное положение.

Правовым признается госуд. принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормативами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах).

Формы государ. правового принуждения многообразны. Это меры предупредительного воздействия (проверка документов с целью предотвращения правонарушений и др); правовое пресечение (администр. задержание, привод, обыск и др. ); меры защиты (восстановление нарушенных прав и др. ).

Юридические свойства понятия суверенитет. Суверенитет – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений предприятий, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства основного Закона государства и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной власти Российской Федерации как признак суверенитета России закреплено в ст.4 основного Закона страны РФ, которая гласит: “Конституция России и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России”.

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Согласно ст.11 основного Закона государства РФ в России государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов общества.

Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности России. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета России.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее:

Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране

в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная фирма.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти России являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 основного Закона страны РФ). В международных отношениях государство берет на себя долга считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 основного Закона государства РФ “Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в России признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 основного Закона страны РФ “Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане России имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане России имеют право участвовать в отправлении правосудия”.

А значит народный и государственный суверенитет “настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего, так или иначе, суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни”.

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов – это “свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права”.

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В Российской Федерации как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 основного Закона государства РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения предприятий наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем треста в союзное государство или путем союза на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов федерации, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства Российской Федерации, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы Российской Федерации свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках России либо в любой другой форме, но только с согласия России. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим союзам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 основного Закона страны РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Итак, государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы союза.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых обществ.

Суверенитет народа

Важнейшей основой конституционного строя Российской Федерации признается принцип суверенитета народа(ст. 3). Его смысл состоит в том, народ (постоянно проживающее население страны, имеющее избирательные права) выступают важнейшим субъектом государственного права и государственной власти. Воля народа должна быть главным источником государственной власти и его решений.

Само понятие “суверенитет” дословно “ верховная власть” означает единство, независимость власти какого-либо социального целого (субъекта). В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. С учетом того, что Конституция РФ признает “человека, его права и свободы высшей ценностью”, философы, политологи и социологи стали говорить о суверенитете личности. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Принцип суверенитета народа означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует Конституцию страны и важнейшие органы государственной власти (выборы). В основного Закона государства установлено, что “носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3). Здесь подчеркивается, что власть государства ограничивается не только действующим правом, но и волей народа, которая, будучи выраженной, в формах, установленных основным Законом государства, становится правом. Народ любой страны неоднонационален. Любой народ как носитель суверенитета составляет социальную общность, проживающую на определенной территории, имеющую свои традиции, культуру, историю, государственность. Поэтому, как носитель государственного суверенитета народ всегда многонационален. Социальная миграция на Земле привела к тому, что в XX веке понятия “суверенитет народа” и “национальный суверенитет”, как и “суверенитет нации” приобретают сходное значение. Государство, тем более демократическое, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. В основного Закона страны Российской Федерации “многонациональный народ” употреблено, чтобы усилить акцент на неделимость власти по национальному признаку, несмотря на то, что внешние признаки государственности, образуемому, поэтому признаку, еще остались в российском, федеративном устройстве в виде республик в составе РФ, автономной области и автономных округов.

Народ как субъект конституционного права осуществляет суверенитет непосредственно (прямая власть народа), выражая свою волю на референдуме, всеобщих выборах, кроме того, воля народа может быть выражена его представителями (представительная народная власть). Представительными органами по основного Закона государства РФ являются:

1) Президент России;

2) Парламент РФ - Федеральное Собрание РФ;

3) законодательные органы субъектов РФ;

4) руководители исполнительной власти субъектов РФ;

5) народные заседатели и присяжные заседатели в судах;

6) представительные органы местного самоуправления.

Важнейшей формой осуществления суверенитета народа Российской Федерации является всенародное принятие или утверждение основного Закона страны. Народ также вправе формировать важнейший учредительный орган - Конституционное Собрание, способный решать судьбу основного Закона государства страны.

Таким образом, суверенитет народа - право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства. Во всех кризисных ситуациях власть должна обращаться к народу.

☺ Народный суверенитет выражается в признании народа единственным верховным носителем всей власти в стране. Наличие народного суверенитета означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Согласно статье 3 Конституции РФ осуществление власти народа происходит в двух формах:

-непосредственное народовластие (осуществляет народ путем прямого волеизъявления);

-представительная демократия (осуществляется через органы, действующие по поручению народа, представляющие его).

Народ выступает как носитель власти в стране на трех уровнях:

-федеральном (как многонациональный народ всей России);

- региональном (как народ каждого из субъектов России);

-местном (как народ территориальных единиц, где действует местное самоуправление).

☺ Национальный суверенитет — верховное, неотчуждаемое право нации на самоопределение, право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов Федерации.

☺ Гос.суверенитет — это верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая при этом законность и общепризнанные нормы международного права.

Материальную основу суверенитета составляет государственная территория, юридическим выражением которой является понятие территориального верховенства Принцип государственного суверенитета и принцип неприкосновенности границ и территориальной целостности также взаимно обусловлены. Посягательства на территориальную целостность или границы государства являются посягательствами на территориальную целостность государства.

25) Национально – культурная автономия. Особенности правового положения коренных малочисленных народов

Культурная (национально-культурная) автономия — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию.

Национально-культурная автономия в Российской Федерации — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение российских граждан, относящих себя к определённой этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

♥ Современный правовой статус коренных малочисленных народов России регламентируется прежде всего действующим национальным законодательством. Существенное значение для выживания и сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов имеет закрепление их приоритетных прав и дополнительных гарантий в области использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов для целей традиционного природопользования, в иных специальных и отраслевых федеральных законах в виде отдельных статей или групп статей. На федеральном уровне преимущественные права и интересы коренных малочисленных народов Севера в области традиционного природопользования и использования живых биологических ресурсов частично нашли свое закрепление в 4 Кодексах, 13 Федеральных законов и 7 Постановлениях Правительства Российской Федерации

Общины малочисленных народов бывают двух видов:

а) семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

б) территориально-соседские общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

●Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

Учредительными документами общины малочисленных народов являются учредительный договор и устав.

В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:

основные виды хозяйствования.

В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной.

Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.

Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов.

Устав общины малочисленных народов в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об общинах малочисленных народов" должен определять:

вид общины, предмет и цели ее деятельности;

наименование и местонахождение;

источники формирования имущества общины и порядок его использования;

порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов;

Суверенитет имеет несколько видов: народный, национальный и государственный. Их главное отличие строится по субъектному составу, формам выражения.

Исторически первым был обоснован государственный суверенитет, отражением которого была государственная власть, деятельность государства, его политическая, социально-экономическая независимость.

Национальный суверенитет, принадлежащий нациям по этническому признаку, впервые получил обоснование в Советском государстве.[99]

Представляется, что научно-практическое значение имеет определение отличия между народным суверенитетом, национальным суверенитетом и государственным суверенитетом. В Российской Федерации носителем первого является многонациональный народ Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Конституции России); носителями второго являются народы России (главным образом он проявляется в реализации ими права на самоопределение в рамках Российской Федерации (часть 3 статьи 5 Конституции России)), третьего – Российская Федерация (часть 1 статьи 4 Конституции России). И это первое существенное отличие между данными явлениями, определяющее дальнейшее исследование.

Все нации обладали национальным суверенитетом, в соответствии с которым они могли не только развивать собственную культуру, но и образовывать независимые государства.

В настоящее время в России постановка вопроса о национальном суверенитете и формах его реализации иная, чем в Советском государстве, так как в Конституции Российской Федерации не закрепляется право выхода из состава России её субъектов. Национальный суверенитет находит конкретное выражение в праве народов России на самоопределение (часть 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации). Законодательство Российской Федерации по объему нормативного правового закрепления форм реализации национального суверенитета превосходит все иные многонациональные по своему составу государства. Полагаем, что основными формами реализации национального суверенитета в России должны быть и являются: образование народами (нациями) национально-культурной автономии;[108]

Читайте также: