Гранадос композитор биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

ГРАНАДОС, ЭНРИКЕ (Granados, Enrique) (1867–1916), испанский композитор и пианист; его музыка строится главным образом на испанских фольклорных элементах. Панталеон Энрике Гранадос-и-Кампинья родился 27 июля 1867 в Лериде (Каталония). Его отец, кубинец по рождению, был офицером испанской армии, поэтому первые уроки игры на фортепиано и теории музыки одаренному ребенку давал капельмейстер военного оркестра. Однако вскоре семья переехала в Барселону, где Энрике начал серьезные занятия: по фортепиано с Ф.Хурнетом и Х.Пухолем, по композиции – с Ф.Педрелем. С 1887 по 1889 Гранадос жил в Париже, где он брал уроки у Ш.де Берио.

Гранадос вернулся в Барселону в 1890 вполне сформировавшимся композитором и пианистом. В 1900 он основал и возглавил недолго просуществовавшее барселонское Общество классических концертов, годом позже он создал там же фортепианную школу – Академию музыки (позднее названную его именем), директором которой оставался до конца своих дней.

В концертных программах Гранадос-пианист часто исполнял собственные произведения, в том числе цикл Испанские танцы (Danzas españolas) и фортепианный вариант своих Гойесок (Гойески, Goyescas – два цикла, навеянные впечатлениями от рисунков и гобеленов Ф.Гойи и Мадрида той эпохи).

Кроме оригинальных композиций, Гранадос оставил массу разного рода аранжировок, переложений, редакций, упражнений и даже учебник. Помимо прочего, он время от времени обращался к театральным жанрам. В числе таких сочинений – оперы Безумец (Follet, 1903) и Лилиана (Liliana, 1911); после премьеры оперы Мария дель Кармен (Maria del Carmen, 1898) Гранадос был пожалован Орденом короля Карла III. Позже он стал кавалером ордена Почетного легиона.

Подобно И.Альбенису (1860–1909) Гранадос принадлежал к национальной музыкальной школе – испанскому Ренасимьенто, движению, которое стремилось развивать профессиональное искусство на фундаменте народного творчества (глава движения – Ф. Педрель.) Гранадос был одним из самых ярких пианистов своей эпохи; Гойески свидетельствуют о серьезности его композиторских намерений, а Испанские танцы завоевали ему популярность у широкой слушательской аудитории.

Энри́ке Грана́дос (полное имя Панталеон Энрике Костанцо Гранадос-и-Кампинья, исп. Pantaléon Enrique Costanzo Granados y Campiña ; 27 июля 1867, Лерида — 24 марта 1916, в проливе Ла-Манш) — испанский композитор и пианист, один из наиболее заметных деятелей испанской музыкальной культуры конца XIX — начала XX веков.

Биография

Гранадос родился в семье военного. В 1874 семья переехала в Барселону, где он получил первые уроки игры на фортепиано у Франсиско Хурнета и Хуана Пухоля, известного композитора и педагога, среди учеников которого были также Рикардо Виньес и Исаак Альбенис. В этот период Гранадос также изучал теорию музыки у Фелипе Педреля, активно интересовался испанским музыкальным фольклором, оказавшим впоследствии большое влияние на его композиторское творчество.

В 1887 Гранадос при поддержке одного из местных предпринимателей смог поехать в Париж, где в течение двух лет посещал в качестве слушателя консерваторию по классу композиции Шарля Берио. Вернувшись в Барселону, он начал выступать как пианист, и в 1890 году в местном театре состоялся его первый сольный концерт. Через некоторое время Гранадос заявил о себе и как о композиторе, включив в программы своих выступлений Испанские танцы собственного сочинения. Они имели большой успех и вскоре были напечатаны, став первыми изданными работами Гранадоса.

На рубеже веков Гранадос увлекается каталонской культурой и пишет ряд произведений для местных театров, которые, однако, практически не были известны за пределами Каталонии. В 1900 он основал в Барселоне Общество классических концертов, в котором иногда выступал как дирижёр, а год спустя, после того, как Общество распалось — музыкальную академию (получившую впоследствии его имя), в которой работал до конца жизни. Уделяя большое внимание вопросам музыкального преподавания, Гранадос написал ряд педагогических работ. Не прекращая концертной карьеры, в этот период он выступает с такими известными музыкантами, как Жак Тибо, Камиль Сен-Санс, Пабло Казальс (с последним его связывала крепкая дружба, ему посвящены несколько сочинений Гранадоса). В начале 1900-х Гранадос записал несколько произведений на Вельте-Миньоне.

Творчество

Важное место в творчестве Гранадоса занимают произведения для музыкального театра. Из одиннадцати работ этого жанра четыре могут считаться настоящими операми, остальные содержат обширные разговорные фрагменты и приближаются по духу к сарсуэлам или обыкновенным театральным постановкам.

Перу Гранадоса также принадлежат камерно-инструментальные и оркестровые сочинения, вокальные циклы и др. Многие произведения композитора были найдены и исполнены спустя много лет после его смерти. Ряд своих планов Гранадос не успел осуществить, некоторые рукописи утеряны.

Энрике Гранадос и Кампинья ( Энрик по- каталонски ) (родился 27 июля 1867 г. , в Лериде - умерли 24 марта 1916 г. , в море) - испанский композитор и пианист .

Резюме

биография

Не по годам развитый ученик, он изучал игру на фортепиано в Барселоне под руководством Франсиско Журне и Хуана Баптисты Пухоля, которые также считали Исаака Альбениса среди своих учеников. Гранадос получил первую премию по классу фортепиано Барселонской консерватории в 1883 году . Он также будет изучать композицию у Фелипе Педрелла , прежде чем покинуть Испанию в 1887 году, чтобы поехать в Париж, где он берет уроки у Шарля Уилфрида де Берио . Именно там он познакомился с последним поколением французских композиторов: Габриэлем Форе , Клодом Дебюсси , Морисом Равелем , Полем Дюка , Винсентом д'Инди , Камилем Сен-Сансом и др.

Он вернулся в Барселону в 1889 году, чтобы начать блестящую карьеру исполнителя и композитора. Он дал свой первый сольный концерт в 1890 году. Впоследствии он разделил сцену со многими знаменитостями того времени, имена многих из которых известны нам и сегодня: Эжен Изаи , Жак Тибо , Эдуард Рислер и т. Д. Его первая опера, Мария дель Кармен , принесла ему королевское посвящение в 1898 году. Однако следующие четыре оперы, написанные между 1901 и 1911 годами, вряд ли имели успех.


Комментарии

Работает

Камерная музыка

  • Интермеццо для виолончели и фортепиано
  • Трио для скрипки, виолончели и фортепиано

Вокальная музыка

  • Три сарсуэлы
  • Испанские песни , для голоса и фортепиано
  • Каталонские песни , для голоса и фортепиано

Листинг

Llibre 2: no 5, El amor y la muerte (balada) - нет. 6 Epilogo (La serenata del espectro)

El pelele (самостоятельное произведение, часто интерпретируемое как часть 7 сюиты)

Записи Гранадоса

В дополнение к гравировке дисков в акустической системе Гранадос сделал записи своих собственных композиций на системе Welte-mignon в 1913 году и на Aeolian на системе Duo-Art в 1916 году, в том числе:

150 лет со дня рождения испанского композитора Энрике Гранадоса

Энрике Гранадос (полное имя Панталеон Энрике Костанцо Гранадос-и-Кампинья, 27 июля 1867, Лерида — 24 марта 1916, в проливе Ла-Манш) — испанский композитор и пианист, один из наиболее заметных деятелей испанской музыкальной культуры конца XIX — начала XX веков.

Гранадос родился в семье военного. В 1874 семья переехала в Барселону, где он получил первые уроки игры на фортепиано у Франсиско Хурнета и Хуана Пухоля, известного композитора и педагога, среди учеников которого были также Рикардо Виньес и Исаак Альбенис. В этот период Гранадос также изучал теорию музыки у Фелипе Педреля, активно интересовался испанским музыкальным фольклором, оказавшим впоследствии большое влияние на его композиторское творчество.

В 1887 Гранадос при поддержке одного из местных предпринимателей смог поехать в Париж, где в течение двух лет посещал в качестве слушателя консерваторию по классу композиции Шарля Берио. Вернувшись в Барселону, он начал выступать как пианист, и в 1890 году в местном театре состоялся его первый сольный концерт. Через некоторое время Гранадос заявил о себе и как о композиторе, включив в программы своих выступлений Испанские танцы собственного сочинения. Они имели большой успех и вскоре были напечатаны, став первыми изданными работами Гранадоса.

На рубеже веков Гранадос увлекается каталонской культурой и пишет ряд произведений для местных театров, которые, однако, практически не были известны за пределами Каталонии. В 1900 он основал в Барселоне Общество классических концертов, в котором иногда выступал как дирижёр, а год спустя, после того, как Общество распалось — музыкальную академию (получившую впоследствии его имя), в которой работал до конца жизни. Уделяя большое внимание вопросам музыкального преподавания, Гранадос написал ряд педагогических работ. Не прекращая концертной карьеры, в этот период он выступает с такими известными музыкантами, как Жак Тибо, Камиль Сен-Санс, Пабло Казальс (с последним его связывала крепкая дружба, ему посвящены несколько сочинений Гранадоса). В начале 1900-х Гранадос записал несколько произведений на Вельте-Миньоне.


Важное место в творчестве Гранадоса занимают произведения для музыкального театра. Из одиннадцати работ этого жанра четыре могут считаться настоящими операми, остальные содержат обширные разговорные фрагменты и приближаются по духу к сарсуэлам или обыкновенным театральным постановкам.

Перу Гранадоса также принадлежат камерно-инструментальные и оркестровые сочинения, вокальные циклы и др. Многие произведения композитора были найдены и исполнены спустя много лет после его смерти. Ряд своих планов Гранадос не успел осуществить, некоторые рукописи утеряны.

Читайте также: