Сонорная теория слога кратко

Обновлено: 02.07.2024

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка.

Теории слога:

а) экспираторная теория– теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха.

Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

б) сонорная (акустическая) теория – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

в) мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции (Л.В. Щерба)

Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

г) артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.


13. Типы слогов. Слогораздел в русском языке.

По своей структуре слоги бывают:

1) открытыми, если оканчиваются гласными; 2) закрытыми, если оканчиваются согласными; 3) прикрытыми, если начинаются согласными; 4) неприкрытыми, если начинаются с гласных.

Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон. Слог может состоять из одного гласного, будучи неприкрытым и открытым (о-зе-ро, о-рел, о-хо-та, у-ли-тка).

Изучение проблемы слога в языках фонемного строя, к числу которых относится русский язык, представляет особые трудности в связи с тем, что слог не соотносится здесь с какими-либо значимыми единицами, выявляется только на основании фонетических характеристик (ср. несовпадение слоговых и морфологических границ в примерах типа но-га и ног-а, жел-тый и желт-ый, зай-ду и за-йд-у).
Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог - это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними - предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные - неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.

В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными: 1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [р^-к٬э́- тъ], [хъ- р^-шо́], [цв٬иэ–ты́], [с^-ро́-къ]. 2.Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б٬и́-твъ], [зв٬иэ–зда́], [р٬э́-ч٬къ]. 3.Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р٬и́-фмъ], [тра́– вмъ], [хра́-брыį], [ва́-фл٬и], [жа́дныį]. 4.Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [в^-лна́], [по́-мн٬у], [к^-рма́н]. В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [в^л – на́], [по́м-н٬у]. 5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: [^р–ба́], [по́л–къ], [н٬иэл٬–з٬а́], [к^н–цы́]. 6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅٬и]. 7. При сочетании [ĵ] с последующими шумными и сонорными согласными [ĵ] отходит к предшествующему слогу: [ч٬а́į-къ], [в^į-на́], [cа́į-ръ].

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский.

Содержание

Понятие слога

С точки зрения образования, со стороны физиологической, слог представляет собой звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог. Слоги разделяются на открытые и закрытые в зависимости от положения в них слогового звука. Открытым называется слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та. Закрытым называется слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай. Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.

Теории слога

Существует несколько теорий слога и слогоделения.

2) Сонорная теория (Московская фонологическая школа, Р.И. Аванесов) рассматривает слог через акустические свойства речи — изложена в учебнике. Согласно этой теории, слог — это волна сонорности; объединение зву­ков по нарастающей вокруг опорного звука с наибольшей степенью звучности. Звукам присваивается индекс звучности: шумный глухой --1, шумный звонкий — 2, сонорный — 3, гласный — 4.

3) Теория напряжённости: По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности, и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется его — слога — неделимость).

4) Динамическая теория слога: По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный — два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.

Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог — это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные — 4, сонорные — 3, шумные звонкие — 2, глухие — 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности [/\м-пл,и-ту-дъ]. Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный — произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).

Слоговые и неслоговые звуки в русском языке

Деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности. Звучность – слышимость звука на расстоянии. Звук, имеющий наибольшую звучность – слоговый носитель слога.

Неслоговые – согласные, но слоговыми могут быть и согласные, но лишь в беглой речи: в сочетаниях сонорных с шумными, в конце и начале слов может появиться дополнительная слоговость. Ритм, рубль, театр. Звучность может обозначаться цифрами. 4 – звучный гласный, 3 – звучный сонорный, 2- звучный зв-шумн. 1 – глух-шумн.

Типы слогов

Типы слогов выделяются по месту расположения слога в слове, структуре, степени звучности, отношению к ударению.

  1. По месту расположения слога в слове различают слоги начальные, неначальные (срединные) и конечные: [р/\-бо-тъ].
  2. По структуре слоги бывают
  • неприкрытые (начинаются с гласного) и прикрытые (начинаются с неслогового): [и-гла];
  • открытые (оканчивается гласным) и закрытые (оканчивается согласным): [бир-къ ].
  • прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые
  • полные – закрытые и прикрытые [сок>
  • усечённые с начала – закрытые и неприкрытые [ум, иск]
  • усечённые с конца [мгла]
  1. По степени звучности различают слоги
  • постоянной звучности (состоят из одного гласного звука): в слове игла первый слог [и] постоянной звучности;
  • восходящей звучности (звучность возрастает от согласного к гласному): например, второй слог в слове игла [гла] имеет звучность 234;
  • нисходящей звучности (звучность падает): например, первый слог в слове арка [ар] имеет звучность 43;
  • восходящее-нисходящей звучности (звучность возрастает, а затем падает): первый слог в слове спаржа имеет сложную звучность 1143 [спар-жъ];
  • нисходяще-восходящей звучности (звучность падает, а затем возрастает): например, в первый слог в слове мшистый [.мшы-стыj] имеет звучность 314.
  1. По отношению к ударению слоги делятся на ударные и безударные, среди которых следует различать предударные и заударные.

В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.

I. По конечному звуку различают слоги:

  1. Открытые — то есть такие, которые заканчиваются непосредственно слогообразующим звуком и не имеют задней периферии;
  2. Закрытые — то есть такие, которые заканчиваются неслогообразующим звуком и, соответственно, располагают задней периферией.

В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определенном этапе своего развития принадлежал праславянский язык; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.

II. По количеству гласного различают слоги:

  1. Долгие — то есть такие, которые включают в свой состав либо долгий гласный, либо группу из нескольких согласных;
  2. Краткие — то есть такие, в составе которых имеется краткий гласный и в то же время отсутствуют группы согласных.

Р. И. Аванесов разработал сонорную теорию слога русского языка, которая объясняет две важных вещи: что такое слог и как правильно разделить слово на фонетические слоги. Начнем с первого.


Слог, по Аванесову, это совокупность разных по степени сонорности звуков. Любой слог — это переход от менее сонорных к более сонорным звукам. Самый звучный — такой звук, который является вершиной слога. Уровни звучности обозначаются следующим образом:

  • 4 — гласные;
  • 3 — сонорные звонкие согласные;
  • 2 — шумные звонкие согласные;
  • 1 — шумные глухие согласные;
  • 0 — пауза.

Получается, что любое русское слово можно представить схематически. Отметим каждый звук точкой на шкале от 0 до 4 и затем соединим получившиеся точки. Помним, что цифрами мы обозначаем именно характер звука, а не буквы, поэтому опираемся не на графическую запись слова, а на его транскрипцию, которую предварительно следует составить.


Каждый слог — это волна сонорности. Количество слогов равно количеству вершин сонорности. В данном примере таких вершин у нас три, значит в слове три слога. Но теория Аванесова позволяет не только верно определить количество слогов, но и не ошибиться с их границей. Главный ее постулат гласит: слог в русском языке строится по закону восходящей звучности — от наименее звучного звука к наиболее звучному, то есть слоговому. Из этой теории есть следующие следствия:

  1. Большинство слогов русского языка стремится к открытости, то есть к тому, чтобы оканчиваться на гласный. Например, [нα-у́-къ] наука, [ва́-зъ] ваза.
  2. Слог может заканчиваться на согласный звук только в трех случаях:
  • в конце слова: [плα-то́к] платок, [рα-ш’-о́т] расчёт.
  • на стыке сонорного и шумного в неначальном слоге. В таком случае сонорный отходит к предшествующему слогу, а шумный — к последующему: [за́м-шъ] замша, [бαл-ко́н] балкон.
  • на стыке [u̯] и любого согласного. Звук [u̯] отходит к предшествующему слогу, а согласный — к последующему: [вαu̯-на́] война, [ма́u̯-къ] майка.

Последние два пункта требуют объяснения. Почему именно так? Дело в том, что в каждом из них рядом оказываются звуки, близость которых нарушает слоговую теорию восходящей звучности.

Например, сочетание сонорного и шумного согласного звука в переводе на цифровой индекс выглядело бы следующие образом: 3 (сонорный) и 2 или 1 (шумный). А внутри слога невозможно понижение, поэтому их необходимо разделить на разные слоги для возрастания звучности в последующем. То есть до гласного звучность должна только нарастать, а падать в других местах.

В случае же сочетания [u̯] и любого согласного у нас вновь то же самое нарушение, которое требует разделения этих двух звуков на разные слоги. Индексы: 3,5 (у [u̯] более высокий индекс, чем у остальных сонорных) и 1, 2 или 3 (любой согласный).

Удивительно, как эта теория может описывать даже самые малые нюансы произнесения слов. Например, слово лбы. При произнесении этого слова мы вынуждены немного приглушать сонорный [л] до индекса последующего шумного согласного звука, иначе получится, что в слове два слога, а не один. И действительно, сравните звучание [л] в словах лира и лбы.


Именно из-за слоговой теории можно услышать скандирование [ша́u̯-бу] Шайбу!, а не *[ша́-u̯бу].

Еще один пример. Слово карман будет делиться на два слога и граница следующая: [кα-рма́н].


Наконец, нужно помнить о том, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением слова и правилам переноса.

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог - это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.

Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная. Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное "вытекание" воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам . Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение ("одним ударением и одним выдохом"), и мы са-

ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.

3. 2. Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen; 16 июля 1860, Раннерс — 30 апреля 1943, Копенгаген) — датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893—1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных - это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] - максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.

o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,




o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)

1. глухие: а) взрывные
б) щелевые
2. звонкие взрывные
звонкие щелевые
4. звонкие а) носовые
б) боковые [ l ]
5. звонкие звуки [ r ]
6. звонкие гласные высокого подъема
7. звонкие гласные среднего подъема
8. звонкие гласные низкого подъема

Слог, в соответствии с этой теорией, - это более сонорный звук в окружения менее сонорных, иными словами, здесь сонорность сама по себе не является решающим

фактором, но только лишь относительная сонорность. Так, например, гласный [i], обладающий шестой степенью cонорности, может выступить как слогообразую­щий центр, допустим, в сочетании типа [pip]- по степеням 1,6.1 и как граница слога, допустим, в сочетании [aia] - 8.6.8.


Здесь вершина, обращенная вверх, означает слогообразу­ющий элемент, а обращенная вниз – границу слога.

До слогообразуюшего центра происходит нарастание сонорности, от центра – убывание сонорности. Например:


В целом эта теория подтверждается языковыми фак­тами. Так, в окружении менее сонорных звуков (глухих и звонких шумных) слогообразующим элементом могут вы­ступать сонорное согласные [m, n, l, r], что часто на­блюдается я йеменкой разговорной речи:


По теории cонорности эта слова двухсложны. Одна­ко эта теория, если она хочет быть последовательной и непротиворечивой, должна рассматривать и такие слова, как Herbst, Obst и др. как двухсложные, так как:


Поскольку очевидно, что взрывные [p,t, k] и щеле­вые [f, s, χ ] обладают не одинаковой степенью cонорности, что и отражено в градациях степени cонорности О.Есперсена под подградациями а) и б).

Противник этой теории Э.Мейер подвергает сомнению теорию cонорности на том основании, что в шепоте щеле­вые более сонорны (слышимы), чем гласные. Можно ли по­этому считать, что в шепотной речи слова делятся на слоги по-иному?

3.3. Баллистическая теория, или теория движения.

Если первая теория (экспирационная) рассматривает слог как некоторую фонетическую единицу, связанную с природой процесса выдоха в речи, а вторая связывает слог с акустической природой его комнонентов, то дан­ная теория исходит из физиологии артикуляционных дви­жений при образованна звуков речи и других звуковых единиц естественной речи

Эта теория была предложена Р.Стетсоном.

В письме баллистически выполняется написание буквы, иногда нескольких букв, даже целых слов. В процессе говорения, по Стетсону, артикуляционное движение охватывает целый слог, т.е. набор мускульных движений; "запускается" в начале слога, затем это движение вы­полняется автоматически до известной точки, где завершение слога и начало следующего слога требуют остановки или нового "запуска" (по терминологии Р.Стетсона, back stocke и best stroke ). Эти фазы образуют начало и конец баллистического движения, и именно эти фазы совпадают с границами слогов.

Таким образом, слог - это такое фонетическое единство, объединяемое в единое целое одним баллистический движением, т.е. это физиологическое единство. Bопрос о том, имеется ли целостное акустическое офрмление, остается открытым.

Тем не менее, баллистическая теория слога представляется нам более убедительной источник слоговой структуры речи следует искать в физиологическом аспекте, звучание же как эффект, видимо, должно в какой-то мере выражать эту особенность речепроизводства.

Это три основных теории. В центре внимания пред­ставителей этих теорий оказываются три возможных пла­на рассмотрения звучания речи:

1) в первом случае поток выдыхаемого воздух, а как основа для речепроизводства,

2) во втором - акустическая сторона речи и

3) в третьем - средство речепроизводства, т.е. артикуляционные движения.

Имеется еще целый ряд теорий слога, представляющих собой разновидности этих теорий или комбинацию различ­ных аспектов этих теорий:

§ теория силлабации Ф,де Соссюра,

§ теория основного тона М.Граммона,

§ теория напряже­ния Э.Мейера и др.

(Р.Р. Каспранский, с. 76- 85)

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог - это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.

Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная. Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное "вытекание" воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам . Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение ("одним ударением и одним выдохом"), и мы са-

ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.

3. 2. Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen; 16 июля 1860, Раннерс — 30 апреля 1943, Копенгаген) — датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893—1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных - это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] - максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.

o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,

o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)

1. глухие: а) взрывные
б) щелевые
2. звонкие взрывные
звонкие щелевые
4. звонкие а) носовые
б) боковые [ l ]
5. звонкие звуки [ r ]
6. звонкие гласные высокого подъема
7. звонкие гласные среднего подъема
8. звонкие гласные низкого подъема

Слог, в соответствии с этой теорией, - это более сонорный звук в окружения менее сонорных, иными словами, здесь сонорность сама по себе не является решающим

фактором, но только лишь относительная сонорность. Так, например, гласный [i], обладающий шестой степенью cонорности, может выступить как слогообразую­щий центр, допустим, в сочетании типа [pip]- по степеням 1,6.1 и как граница слога, допустим, в сочетании [aia] - 8.6.8.


Здесь вершина, обращенная вверх, означает слогообразу­ющий элемент, а обращенная вниз – границу слога.

До слогообразуюшего центра происходит нарастание сонорности, от центра – убывание сонорности. Например:


В целом эта теория подтверждается языковыми фак­тами. Так, в окружении менее сонорных звуков (глухих и звонких шумных) слогообразующим элементом могут вы­ступать сонорное согласные [m, n, l, r], что часто на­блюдается я йеменкой разговорной речи:


По теории cонорности эта слова двухсложны. Одна­ко эта теория, если она хочет быть последовательной и непротиворечивой, должна рассматривать и такие слова, как Herbst, Obst и др. как двухсложные, так как:


Поскольку очевидно, что взрывные [p,t, k] и щеле­вые [f, s, χ ] обладают не одинаковой степенью cонорности, что и отражено в градациях степени cонорности О.Есперсена под подградациями а) и б).

Противник этой теории Э.Мейер подвергает сомнению теорию cонорности на том основании, что в шепоте щеле­вые более сонорны (слышимы), чем гласные. Можно ли по­этому считать, что в шепотной речи слова делятся на слоги по-иному?

3.3. Баллистическая теория, или теория движения.

Если первая теория (экспирационная) рассматривает слог как некоторую фонетическую единицу, связанную с природой процесса выдоха в речи, а вторая связывает слог с акустической природой его комнонентов, то дан­ная теория исходит из физиологии артикуляционных дви­жений при образованна звуков речи и других звуковых единиц естественной речи

Эта теория была предложена Р.Стетсоном.

В письме баллистически выполняется написание буквы, иногда нескольких букв, даже целых слов. В процессе говорения, по Стетсону, артикуляционное движение охватывает целый слог, т.е. набор мускульных движений; "запускается" в начале слога, затем это движение вы­полняется автоматически до известной точки, где завершение слога и начало следующего слога требуют остановки или нового "запуска" (по терминологии Р.Стетсона, back stocke и best stroke ). Эти фазы образуют начало и конец баллистического движения, и именно эти фазы совпадают с границами слогов.

Таким образом, слог - это такое фонетическое единство, объединяемое в единое целое одним баллистический движением, т.е. это физиологическое единство. Bопрос о том, имеется ли целостное акустическое офрмление, остается открытым.

Тем не менее, баллистическая теория слога представляется нам более убедительной источник слоговой структуры речи следует искать в физиологическом аспекте, звучание же как эффект, видимо, должно в какой-то мере выражать эту особенность речепроизводства.

Это три основных теории. В центре внимания пред­ставителей этих теорий оказываются три возможных пла­на рассмотрения звучания речи:

1) в первом случае поток выдыхаемого воздух, а как основа для речепроизводства,

2) во втором - акустическая сторона речи и

3) в третьем - средство речепроизводства, т.е. артикуляционные движения.

Имеется еще целый ряд теорий слога, представляющих собой разновидности этих теорий или комбинацию различ­ных аспектов этих теорий:

Читайте также: