Сомов биография и творчество кратко

Обновлено: 05.07.2024

Константин Андреевич Сомов (30 ноября 1869, Санкт-Петербург — 6 мая 1939, Париж) — русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор.

Содержание

Биография Константина Сомова

Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая.

С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургской Академии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина.

Творчество Сомова

В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге.

В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств.

В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой.

В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Константин Андреевич Сомов

Константин Сомов родился в Санкт–Петербурге, 18 ноября 1869 года. Отец Сомова – Андрей Иванович, был известным историком искусства, а так же хранителем в Эрмитаже.

Мать – Надежда Константиновна, хорошо играла на музыкальных инструментах, пела. Она была мудрой и образованной женщиной, приложила множество усилий, чтобы привить сыну любовь к рисованию, театру и музыке.

В период с 1889 по 1897 годы Константин учился в Академии Художеств. Преподавателем его был Илья Репин.

В 1899 году он вернулся в Россию, где активно занимается написанием портретов. Сомов писал потрясающие картины, в них было, что-то волшебное.

Он умел соединять мечты с реальностью, его картины отличались одухотворенностью образов, герои его картин были как живые.

Константин Андреевич занимался оформлением журналов, рисованием иллюстраций к различным изданиям и книгам.

Не раз участвовал в различных выставках, на которых всегда имел определенный успех. Особую известность ему принесли участия в зарубежных выставках, в Париже и Берлине. После них о нем заговорили в Европе.

События 17 года отразились на жизни всех русских художников. Сомов не был исключением. Ему пришлось очень трудно. Заказов на картины не было, денег тоже.

В конце 1923 года он поехал на выставку в США. В Россию, больше не возвращался, как и большинство русских эмигрантов, Сомов осел во Франции.

Умер Константин Андреевич 5 мая 1939 года во Франции, в Париже. Картины Сомова Константина Андреевича.

Мать Константина Сомова, Надежда Константиновна, происходила из дворянского рода Лобановых. Женившись на ней, Андрей Иванович Сомов получил не только приданое в виде четырехэтажного особняка на Екатерингофском проспекте, но и добрую и образованную жену, веселую хохотушку, не чуждую искусствам – Надежда замечательно играла на пианино и пела. У Сомовых родилось трое детей: Александр (1867), Константин (1869) и Анна (1873). Семья, в которой царили добрые старинные обычаи, почитала живопись и театр, литературу и музыку.

Любовь к искусству у всех детей Сомовых стала неотъемлемой частью воспитания, к которой добавлялось общение с известными художниками и искусствоведами, часто бывавшими в доме. Андрей Иванович был страстным коллекционером: стены в доме Сомовых были увешаны картинами и рисунками. 22 года он проработал старшим хранителем Императорского Эрмитажа, положил начало новому этапу в истории русского искусствознания. Константин и Анна получили начальное музыкальное и рисовальное домашнее образование, и даже были серьезно увлечены идеей сделать певческую карьеру.

Революция и отъезд в Париж
Революцию 1917 года Константин Сомов не принял, хотя в 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских, а годом позже провел в Третьяковской галерее большую выставку по случаю своего 50-летия.

Дневники Константина Сомова
Всю жизнь Константин Сомов вел дневники, описывая в них свою работу над картинами и рисунками, заказчиков, собственное отношение к выполняемым работам, визиты к друзьям и сердечные переживания. Помимо того, что дневники Сомова являются его достоверным каталогом-резоне, это еще и глубоко личный рассказ об отношениях с возлюбленными художника - весьма эротичный и эмоциональный.

После революции Лукьянов эмигрировал первым; в 1922 году он узнал, что болен туберкулезом, и правдами и неправдами уехал в Париж, к тамошним докторам. Сомов и Лукьянов вновь встретились три года спустя. К тому времени Миф купил ферму в нормандском местечке Гранвилье, занимался разведением и продажей кур, уток и кроликов. Живописные пейзажи, свежий воздух, тишина и несложная работа продлили жизнь Мефодия. Сомов часто наезжал к нему в гости из Парижа; их жизнь была семейной, неспешной и уютной.

О коллекциях Брайкевича, в том числе о той, что досталась Ашмолианскому музею при Оксфордском университете – читайте в специальной публикации Артхива.

Последние годы жизни
Париж стал домом Константина Сомова до самой его кончины в 1939 году; он умер на руках своего друга, Михаила Васильевича Брайкевича и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Брайкевич оплатил бессрочное пользование землей для могилы друга, а также стал душеприказчиком Константина Андреевича.


Русские Художники

Русский живописец конца XIX века Константин Сомов вошел в историю искусства как автор целого ряда необычных ретроспективных полотен, портретов. Вся жизнь Константина Андреевича была тесно связана с творчеством и познанием жизни через изобразительное искусство. Разберемся в нюансах его биографии в раннем и во взрослом возрасте.

Ранние годы

Константин Андреевич Сомов родился 18 ноября — по другим данным 30 числа того же месяца — 1869 года. Произошло это в Санкт-Петербурге, столице Российской Империи. Именно там находилась довольно просторная квартира семейства Сомовых, людей, благодаря которым в будущем Константин и решил посвятить себя искусству.

Семья

Отцом Константина был Андрей Иванович Сомов. Искусствовед, музейный деятель, в период детства мальчика он работал хранителем Императорского Эрмитажа. Также он публиковал статьи о культуре — стаж музейной деятельности в 22 года придал ему высокие компетенции в этом вопросе. За верную службу Андрей Иванович получил статус тайного советника и почетного гражданина Петербурга. Это все позволило его ребенку с детства вращаться в высших кругах.

Мать — Надежда Константиновна Сомова, в девичестве Лобанова — занималась музыкой. В брак с Андреем Ивановичем Сомовым она вступила в 1863 году, за три года до рождения будущего именитого русского художника. Она посвящала много времени заботе о доме и руководству бытом. Но больше всего внимания женщина уделяла своим детям. В браке, помимо Константина, родились сын Александр и дочка Анна.

Образование

Автопортрет 1898 г.

Автопортрет 1898 г.

Начальное образование мальчик получал на дому. Им занимались родители, которые прекрасно разбирались в гуманитарных науках. Некоторые уроки Константину давал его дядя, брат отца Иосиф Иванович Сомов — известный математик и механик. Однако математика и физика, которую Иосиф стремился объяснить своему племяннику, мальчика так и не увлекли.

С 1879 по 1888 год Константин Сомов учился в Петербургской Школе Карла Мая. Во время учебы в гимназии мальчик познакомился с Дмитрием Философовым, Альбертом Бенуа, Вальтером Нувелем — будущими известными деятелями искусства своего времени. С ними Сомов и создал объединение “Мир искусства”.

Взрослые годы

Взрослая жизнь Константина Андреевича Сомова началась там же, где он родился — в Санкт-Петербурге. Однако он долго думал над тем, стоит ли ему уехать из города или даже страны. Однако желание творить, выставляться на территории Российской Империи победило. Поэтому он просто регулярно путешествовал в другие страны.

Продолжение учебы и первые выставки

В 1888 году художник решил продолжить свое образование. Он поступил в Императорскую Академию Художеств. Основной курс Сомов слушал до 1892 года. А с осени 1984 года он начал заниматься в персональной мастерской Ильи Репина. Влияние мастера будет заметно на полотнах Константина Андреевича долгие годы.

Первая выставка, в которой Константин Андреевич Сомов поучаствовал, состоялась в 1894 году. Он участвовал в выставке Общества русских акварелистов. Но молодой человек хотел развиваться дальше, напитываться новыми впечатлениями и изучать новые техники. Для этого он поехал в Академию Коларосси во Францию.

Развитие в профессии

После своего опыта учебы во Франции, который длился до 1898 года, он начал серьезно заниматься изобразительным искусством. Он участвовал в оформлении журнала “Мир искусства” и делал иллюстрации для “Художественных сокровищ России”. Кстати, изданием этого средства массовой информации стал гимназический друг Сомова — Бенуа. Также мужчина создавал иллюстрации для книг Пушкина, Бальмонта, Блока, Блея, Гоголя и Иванова.

Первая личная выставка Сомова состоялась в 1903 году в Петербурге. Также его работы — почти 100 штук — выставляли в Гамбурге и Берлине. Там его творчество восприняли довольно радушно.

Творческое своеобразие

Сомов был без ума от эстетики XVIII столетия. Именно это сказалось на его творческом своеобразии. Он использовал старинные техники, например, применял веленевую бумагу, которая позволяла немного менять качество и направление карандашного штриха.

Еще Константин Андреевич занимался скульптурой. Его излюбленным материалом был фарфор. Самыми ценными работами мужчины являются композиции “Граф Нулин” и “Возлюбленные”. Однако любовь к созданию скульптур не слишком повлияла на его творческий путь, так как уже к 1907 году Сомов почти перестал создавать фарфоровые скульптуры. Зато в 1918 году он получил статус консультанта Императорского Фарфорового Завода.

Личная жизнь

О личной жизни Константина Андреевича Сомова биографы ведут много споров. Вообще семьи и супруги у него никогда не было. Мемуары и письма некоторых близких ему современников указывают на многочисленные гомосексуальные контакты художника, которые начались еще с момента учебы в гимназии.

Считается, что самой главной любовью в жизни Константина Сомова был его близкий друг, Мефодий Георгиевич Лукьянов. Он часто выступал моделью для портретов живописца. Вместе они приобрели ферму неподалеку от городка на севере Франции под названием Гранвилье. Также известно, что в годы Первой Мировой Константина Сомова связывали романтические отношения с известным английским литератором Хью Уолполом.

Старость

В 1923 году Сомов отправился в Америку в статусе куратора “Русской выставки”. Но на родину мужчина так и не вернулся, поскольку изменения в политической обстановке в стране не способствовали развитию его творчества. Ранней зимой 1928 года он приобрел квартиру в Париже, в которой и провел оставшуюся жизнь. Во Франции художник стал пробовать свои силы в акварельной миниатюре. Но большую известность, чем уже созданные масляные работы, они ему не принесли.

До 1939 года Сомов занимался изобразительным искусством в гораздо более расслабленных темпах, много переписывался с деятелями культуры и продолжал жить в эстетике декаданса, которую так полюбил в молодости. Такой подход сказался на финансовом положении Константина Андреевича. Умер он 6 мая, а захоронен был на средства своего друга Михаила Васильевича Брайкевича. Его могилу можно найти на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Список картин

Всего до нашего времени сохранилось около 293 крупных работ Сомова. При этом есть скетчи, которые сохраняются в частных коллекциях и у родственников художника. В список самых узнаваемых картин Константина Андреевича Сомова входят следующие полотна:

  • “Дама у зеркала”, 1898 год. Этот женский портрет, который Сомов написал в период учебы, выполнен в традициях раннего импрессионизма;
  • “Дама в голубом”, 1900 год. Портрет близкой подруги живописца наполнен тоской по прошлому и личной печали модели;
  • “Влюбленные. Вечер”, 1910 год. Еще одно произведение из первой половины творческого пути художника, воспевающее эстетику эпохи Просвещения;
  • “Новосильевский мост в Павловском парке”, 1920 год. Умиротворенный пейзаж в зеленых тонах считается одной из удачнейших картин с природными мотивами;
  • “Боксер”, 1933 год. Это одна из самых эстетически ценных и запоминающихся картин художника с гомоэротичным содержанием и искренним восхищением мужским телом.

Все эти полотна Сомова высоко ценятся. Так, в 2006 и 2007 годах работы его поставили рекорды на торгах русского искусства престижного лондонского аукциона Christie’s. Сейчас его картины находятся либо в крупнейших государственных музеях и галереях, либо в частных коллекциях.

Август Купание Осень Маскарад Пейзаж Весна Арлекин и дама Синяя птица Дама в голубом 1897—1900 г.

Читайте также: