Сократ мудрое незнание кратко

Обновлено: 02.07.2024

По Сократу, добродетельная жизнь неразрывно соединена со знанием добродетели. Обладает ли, однако, он сам таким знанием? Нет, не обладает. Более того, Сократ открыто прокламирует свое незнание и с этим связывает приписываемую ему мудрость. Пророчица дельфийского храма в ответ на вопрос одного из друзей и последователей Сократа назвала Сократа самым мудрым человеком на свете. Сократ в силу своей благочестивости не мог проигнорировать это пророчество и в силу неподдельной скромности не мог принять его буквально. Он решил расшифровать его скрытый смысл. Он обнаружил, что люди, которых молва считает мудрыми, на самом деле таковыми не являются. Они, эти патентованные мудрецы, или ничего не знают, или знают очень мало. В этом отношении они ничем не отличаются от него, Сократа. Но между ними есть одно существенное различие: люди, слывущие за мудрецов, обычно важничают, делают вид, будто они много знают, Сократ же не делает такого вида. По-видимому, как считает сам Сократ, за это — за то, что он знает, что ничего не знает, — его и назвали самым мудрым из людей. В самом деле, именно в этом тезисе Сократа сосредоточена его мудрость, его этико-нормативная программа.

Этика Сократа есть этика индивидуальной личностной ответственности. Ответственное действие человека есть действие, за которое человек может и обязан отвечать, потому что оно полностью зависит от него. Сократ как раз ищет такую совокупность действий, последнее и решающее слово по поводу которых принадлежало бы самому индивиду — это и есть действия, которые основаны на знаниях. Знания есть тот канал, через который человек осуществляет контроль над своим выбором. Они обозначают зону ответственного поведения. Тот, кто желает действительно опровергнуть Сократа, должен доказать, что существуют какие-то другие основания, помимо знаний, которые позволяют человеку действовать ответственно, самому управлять своим поведением.

Состояние человеческих нравов не позволяет никого считать мудрым. И сократовский идеал знающего незнания есть одновременно упрек, обращенный к афинянину, а через него и к каждому из нас:

1. Каким образом сократовский тезис о том, что добродетель есть знание, вписан в эвдемонистически-утилитаристски-гедонистический контекст античного сознания?

2. Почему Сократ считал, что сознательно совершенное зло лучше, чем невольное? Возможен ли, с его точки зрения, сам феномен намеренного зла?

3. Каким образом рационализм в этике связан с принципом индивидуальной личной ответственности?

4. Согласуется ли сократовское требование законопослушания с его принципом моральной суверенности личности?

5. Является ли соответствие жизни и мировоззрения Сократа его индивидуальной особенностью или имеет более общий, теоретически и нормативно обязывающий смысл?

Hepcecянц B.C. Сократ. М., 1996

Tpyбецкой С.Н. Курс истории древней философии. М. 1997. С. 259–292.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Я знаю, что ничего не знаю

Творчество из ничего (А. П. Чехов)

Творчество из ничего (А. П. Чехов) Resigne-toi, mon coeur, dors ton sommeil de brute. Ch.

Откуда я знаю, что у тебя есть сознание?

Ничего!

Ничего! К одному дервишу пришли люди и попросили его рассудить спор дровосека и носильщика. Носильщик, крепкий высокий детина, зарабатывал себе на жизнь, перенося для людей тяжести, куда скажут. Увидел он, что дровосек утомился нести вязанку дров, и предложил:— Хочешь,

Я знаю, что ничего не знаю

Я знаю, что ничего не знаю По Сократу, добродетельная жизнь неразрывно соединена со знанием добродетели. Обладает ли, однако, он сам таким знанием? Нет, не обладает. Более того, Сократ открыто прокламирует свое незнание и с этим связывает приписываемую ему мудрость.

34. Творение из ничего

34. Творение из ничего Я надеюсь, что в течение нескольких следующих десятилетий произойдет огромное изменение в нашем мировоззрении, как в материальном, так и в духовном плане. Четырнадцатый Далай

Каменотёс, болтун и реформатор мира, Князь колдовства, изобретатель каверз, спорщик, Заносчивый насмешник и притворщик. (Тимон из Флиунта, из Диогена Лаэртского (II, 19))

Сократ, как истинный грек, есть мудрец, а не философ. Мудрецов могла производить только древность, где все стихии жизни были слиты в органическое целое и единое… где мыслить значило веровать, и веровать значило мыслить; где иметь нравственное убеждение значило быть готовым умереть за него… (В.Г. Белинский. Сочинения Платона. часть II-я)

1. Подробнее об этом: Богдановский А. Суд над античным философом Сократом воспроизвели в Афинах. [Электронный ресурс] URL: >>>> (Дата обращения: 30.04.2019)

Вряд ли в истории философии, да и, пожалуй, во всей мировой истории, найдётся человек, чья личность не даёт покоя исследователям тысячелетиями, при этом о котором достоверно известно столь мало. Имя ему – Сократ. Ореол таинственности окружает его многие годы, а судьба не даёт покоя европейской цивилизации, ведь спустя почти 2500 лет после смерти над ним совершили повторный суд и оправдали с таким же незначительным перевесом голосов присяжных, что и осудили. В результате спустя почти 2500 лет после казни философ был оправдан 1 .

2. См.: Светлов Р.В. Религия Сократа: был ли Сократ христианином до Христа? // Труды кафедры богословия. №1, 2017. С 67-73.

3. Рожанский И.Д. Загадка Сократа / И.Д. Рожанский // Прометей. 1972. Т.9. С. 77-95.

4. Солопова М.А. Сократ. / Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс] >>>>

5. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Академический Проект, 2009. С. 114.

6. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. С. 271.

7. Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С.7.

8. Суриков И.Е. Сократ. М.: Академический проект, 2017. С. 71.

9. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. С. 26.

10. См.: Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. С. 30-32.

11. См.: Светлов Р.В. Сократ в спартанском камуфляже. // Философско-литературный журнал Логос. 2012. № 6 (90). С. 16-28.

12. Платон. Горгий. / Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; М.: Мысль, 1990. С. 549.

13. Платон. Лахет. / Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; М.: Мысль, 1990. С. 278.

14. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. М.: Мол. Гвардия, 1993. С. 16.

15. Термин Диогена Лаэртского, см.: Суриков И.Е. Сократ. М.: Академический проект, 2017. С. 9.

18. Кузнецова Н.И., Розов М.А., Шрейдер Ю.А. Объект исследования – наука. М.: Новый Хронограф, 2012. С. 49.

19. Кузнецова Н.И., Розов М.А., Шрейдер Ю.А. Объект исследования – наука. М.: Новый Хронограф, 2012. С. 49.

20. Кузнецова Н.И., Розов М.А., Шрейдер Ю.А. Объект исследования – наука. М.: Новый Хронограф, 2012. С. 50.

21. См.: Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1990. С. 564.

22. См. подробную аргументацию этого утверждения Суриков И.Е. Сократ. – М.: Академический проект, 2017. С. 54-57.

23. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. С. 264-265.

24. Платон. Апология Сократа. / Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; М.: Мысль, 1990. С. 74.

26. Платон. Федр. / Собрание сочинений в 4 т. Т. 2/Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. С. 187.

27. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. С. 92-93.

28. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. С. 264

Ирония (что можно перевести с древнегреческого как «притворство») – первая ступень. «Ирония – отличительная черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога и поиска общих определений» 27 . Именно на этом этапе при помощи слов лести и благожелательности Сократ вынуждает собеседника обнаружить себя. При этом Сократ надевает на себя маску преданного друга, восхищается способностями собеседника, спрашивает у него совет или просит обучить чему-либо, притворяется невеждой, преследуя главную цель – очистить душу человека, освободить её от догматизма и мнимого знания, доводя его ум до полного самоотречения, осознания собственного неведения: «…прочие софисты хвалятся своими знаниями и рекламируют своё искусство, своё учение, а Сократ, наоборот, всё твердит о том, что сам он ничего не знает, от каждого хочет научиться и, задавая вопросы своим собеседникам, приводит каждого к сознанию собственного неведения. Для многих, для массы это – софистика худшего сорта, самая опасная из всех; для других это – начало духовного пробуждения» 28 . Стоит только человеку указать на его неведение, дать познавательные, нравственные ориентиры исхождения из него, и сразу неведение преобразуется человеком в незнание, ведь, задумавшись об этом, человек уже ступает на Terra Incognita, очерчивает границы, чтобы в скором времени «духовно пробудиться» и полностью завладеть этой, доселе неизведанной территорией, пройдя путь от неведения к незнанию, а затем и к знанию.

29. См.: Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.С. 15.

30. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. – С. 260-261.

31. Платон. Таэтет. / Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. С. 200, 201-202.

На второй, побудительной ступени – майевтической (майевтика – повивальное искусство, повитуха по-древнегречески «майя», отсюда и название метода) – очищенный от иллюзорного знания ум человека обнаруживает своё стремление и жажду истины. Более того, он обнаруживает свою способность рождать её на свет с помощью вопрошания. Майевтика Сократа – духовное повивальное искусство для восхождения истины в свет. Бесконечное стремление к рождению знания Сократ получил от матери Фенареты, которая была повитухой. И подобно тому, как она извлекала плод из роженицы, Сократ через диалог извлекал из собеседников мысли и идеи. Важно отметить, что для рождённого под знаком Аполлона и Артемиды Сократа философская майевтика представлялась как дар богов, ведь согласно мифологии, всё повивальное искусство находилось в ведении Артемиды 29 . Через майевтическое искусство Сократ способствовал рождению знания. Задача философа – породить знание правильными вопросами. В сократических диалогах Платона часто случается, отмечает Кн. С. Трубецкой, что «обыкновенно отсутствуют следы какого бы то ни было положительного учения вообще: это диалоги, приводящие к чисто скептическому результату, к недоумению по поводу той или иной этической проблемы, которая обсуждается между собеседниками; в живой драматической форме Сократ выводится в споре с ними; он спрашивает их, хочет от них научиться, разбирает их ответы или определения, которые одно за другим оказываются несостоятельными; в итоге собеседники приходят к сознанию собственного незнания и к сознанию необходимости искать ответа на основные вопросы о целях и нормах человеческой деятельности» 30 . Рассказав Таэтету о своей матери и её искусстве, Сократ добавляет: «А не слышал ли ты, что и я промышляю тем же ремеслом? . В моём повивальном искусстве почти все так же, как и у них, - отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод…» 31 . Именно на этой стадии собеседники входят в стадию мудрого незнания, очерчивая горизонт полёта мысли.

32. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. С. 82.

33. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. С. 262.

34. Платон. Апология Сократа. / Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; М.: Мысль, 1990. С. 76.

35. Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 37.

36. Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 40.

37. Кузнецова Н.И., Розов М.А., Шрейдер Ю.А. Объект исследования – наука. М.: Новый Хронограф, 2012. С. 52

Подводя итоги, следует сказать, что Сократ всегда очень точно знал область своего незнания и формировал направление движения мысли, тогда как его собеседники были убеждены, что предмет разговора не представляет для них никакой тайны. Философия — это не нахождение знания — это поиск знания, и именно пребывание в области незнания позволяет философу быть философом, потому что как только знания найдены, он становится мудрецом. Сократ как будто бы остановился в мудром незнании, чтобы сыграть роль проводника, подавая руку тем, кто пребывает в неведении, и через мудрое незнание направляя людей далее, к свету познания. Согласно воззрениям Сократа, истинное знание нельзя преподавать, то есть человек не может получать его извне, поскольку оно таится в нём самом, в его душе. Хороший учитель способен лишь пробудить стремление к такому знанию, чтобы человек переборол своё незнание и по указанному пути устремился на поиски.

Библиография

1. Аристотель. Метафизика / Сочинения в 4 т., Т. 1. М.: Мысль. 1976. 550 с.

3. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1988. 220 с.

4. Кузнецова Н.И., Розов М.А., Шрейдер Ю.А. Объект исследования – наука. М.: Новый Хронограф, 2012. 560 с.

5. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. – М.: Мол. Гвардия, 1993. 383 с.

6. Нерсесянц В.С. Сократ. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 240 с.

7. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1990.

8. Платон. Апология Сократа. / Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; М.: Мысль, 1990. 860 с.

9. Платон. Горгий. / Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; М.: Мысль, 1990. 860 с.

10. Платон. Лахет. / Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. / Общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; М.: Мысль, 1990. 860 с.

11. Платон. Таэтет. / Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с.

12. Платон. Федр. / Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с.

13. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. – М.: Академический Проект, 2009. 1008 с.

14. Рожанский И.Д. Загадка Сократа / И.Д. Рожанский // Прометей. – 1972. – Т.9. с. 77-95.

15. Светлов Р.В. Религия Сократа: был ли Сократ христианином до Христа? // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. №1, 2017. с. 67-73.

16. Светлов Р.В. Сократ в спартанском камуфляже. // Философско-литературный журнал Логос. 2012. № 6 (90). с. 16-28..

18. Суриков И.Е. Сократ. М.: Академический проект, 2017. 372 с.

19. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС; Русский двор, 1997. 576 с.

Мудрость Сократа: осознание своего незнания

Мудрость Сократа: осознание своего незнания

Платон
Πλάτων
Апология Сократа

Эту известность, о мужи афиняне, получил я не иным путем, как благодаря некоторой мудрости. Какая же это такая мудрость? Да уж, должно быть, человеческая мудрость. Этой мудростью я, пожалуй, в самом деле мудр; а те, о которых я сейчас говорил, мудры или сверхчеловеческой мудростью, или уж не знаю, как и сказать; что же меня касается, то я, конечно, этой мудрости не понимаю, а кто утверждает обратное, тот лжет и говорит это для того, чтобы оклеветать меня. И вы не шумите, о мужи афиняне, даже если вам покажется, что я говорю несколько высокомерно; не свои слова буду я говорить, а сошлюсь на слова, для вас достоверные. Свидетелем моей мудрости, если только это мудрость, и того, в чем она состоит, я приведу вам бога, который в Дельфах. Ведь вы знаете Херефонта. Человек этот смолоду был и моим, и вашим приверженцем, разделял с вами изгнание и возвратился вместе с вами. И вы, конечно, знаете, каков был Херефонт, до чего он был неудержим во всем, что бы ни затевал. Ну вот же, приехав однажды в Дельфы, дерзнул он обратиться к оракулу с таким вопросом. Я вам сказал не шумите, о мужи! Вот он и спросил, есть ли кто-нибудь на свете мудрее меня, и Пифия ему ответила, что никого нет мудрее. И хотя сам он умер, но вот брат его засвидетельствует вам об этом.

Сократ признан великим философом древнего времени. Он обучал известных мыслителей – Евклида, Алкивиада, Платона. Именно с его учения начинается новая философия античности. Ранее философский взгляд был направлен на природу, космос, мир. Сократ поднял вопросы духовных ценностей, человека и нравственности.

Философ родился в 469 году до нашей эры, прожил семьдесят лет. Его родина – Афины, Древняя Греция. Он известен тем, что стал первооткрывателем классической философии. Основные философские идеи Сократа касались важных вопросов, волновавших народ в то время, – государства, Бога, человека, добра.

Сократ

Сократ

Сократ философия – кратко

Философ создал учение о государстве, опираясь на собственные идеи. Его основные аспекты:

  • Государство – понятие, идентичное обществу. Это не отдельные социальные или индивидуальные эгоизмы;
  • Философия Сократа является по преимуществу источником нового взгляда. В центре внимания – целостность, освященная Богом. На ней строится государство, социум;
  • Бог имеет определенные, разумные планы, которые правитель должен знать, понимать и воплощать в жизнь;
  • Высокая оценка трудового начала, физической работы;
  • Формирование единого государственного строя на основании взаимного уважения между социальными слоями.

Философские воззрения Сократа отличались от распространенных в Древней Греции взглядов. Он был обходительным человеком, к нему прислушивались. Еще одно важное учение мыслителя посвящается тематике добра. Основные идеи:

  • Знание и добро – два ключевых понятия, которыми владеет добродетельный человек;
  • Душа любого человека добрая, злость формируется на основе незнания. Не существует злых людей, ставших такими по доброй воле;
  • Истина кроется в переходе от знаний к действиям;
  • Добрые поступки свойственны мудрым людям;
  • Принцип четырех традиционных добродетелей базировался на храбрости, мудрости, справедливости и умеренности. По Сократу ключевое значение играет мудрость.

Философия Сократа – кратко и понятно

В годы жизни мудреца старая вера, основанная на преклонении олимпийским Богам, похожим на людей, была разрушена. Греки рассматривали веру в единого Бога. Ему первому удалось понять суть Божества. В своем учении о Боге он говорил о нравственной силе, а не природной. Добродетель исходит от Бога. Человеку не нужно ничего избирать, к Всевышнему его приведут сердце, мудрость и душа. Природную физику философ не воспринимал, он видел смысл в нравственности. Методика Сократа завоевала популярность среди многих известных мыслителей. Ее принципы:

  • Искусство познания себя, окружающих людей является главной задачей философии;
  • Спор с софистами заключался в необходимости разумных мыслей, понимания бытия;
  • Значимость нравственных и общественных понятий;
  • Конкретные, частные случаи не рассматривались в методике;
  • Сократическая диалектика не носила систематический характер. Философ вел диалог с собеседником, стимулируя его к работе. Сам он не раз представлял себя человеком незнающим. После мыслитель задавал специфические вопросы, которые заставляли оппонента делать нелепые выводы. На основании этого он заинтересовывал человека, показывая ему философский способ решения вопроса.

Диалектика Сократа заставляла людей проникаться беседой, внимательно вслушиваться в ход мыслей философа.

Читайте также: