Идеи уильяма шекспира кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Весь творческий путь Шекспира - промежуток с 1590 по 1612 гг. обычно разделяют на три или четыре периода.

I (оптимистический) период (1590-1600 гг.)

Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. В этот период Шекспир большей частью пишет комедии:

В этот же период (1590-1600) Шекспир пишет ряд исторических хроник. Каждая из которых охватывает один из периодов английской истории.

О времени борьбы Алой и Белой розы:

О предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией:

Жанр драматической хроники свойственен только английскому Ренессансу. Скорее всего, так получилось потому, что любимым театральным жанром раннего английского средневековья были мистерии на светские мотивы. Драматургия зрелого Возрождения формировалась под их влиянием; и в драматических хрониках сохранены многие мистериальные черты: широкий охват событий, множество персонажей, свободное чередование эпизодов. Однако в отличие от мистерий, в хрониках представлена не библейская история, а история государства. Здесь, в сущности, он тоже обращается к идеалам гармонии - но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном - трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов.

В этот же период Шекспир пишет две трагедии:

II (трагический) период (1601-1607 гг.)

Считается трагическим периодом творчества Шекспира. Посвящен преимущественно трагедии. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества:

В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.

В этот же период Шекспир пишет две комедии:

Считается романтическим периодом творчества Шекспира.

Произведения последнего периода его творчества:

Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии. Этот путь - от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию - фактически прошло и все мировоззрение Ренессанса.

Мобильную архитектонику шекспировских пьес во многом обусловили и особенности театральной техники XVI в. - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации; лексический строй речи меняется не только от пьесы к пьесе и от персонажа к персонажу, но и трансформируется в зависимости от внутреннего развития и сценических обстоятельств (Гамлет, Отелло, Ричард III и др.). Недаром множество актеров с мировыми именами блистали в ролях шекспировского репертуара.

Сэр Генри Уоттон

Язык и сценические средства Шекспира

Вообще язык драматургических произведений Шекспира необычайно богат: по исследованиям филологов и литературоведов, его словарь насчитывает более 15000 слов. Речь персонажей изобилует всевозможными тропами - метафорами, аллегориями, перифразами и т.д. Драматург использовал в своих пьесах множество форм лирической поэзии XVI в. - сонет, канцону, альбу, эпиталаму и др. Белый стих, которым в основном написаны его пьесы, отличается гибкостью и естественностью. Этим обусловлена огромная притягательность творчества Шекспира для переводчиков. В частности, в России к переводам шекспировских пьес обращались множество мастеров художественного текста - от Н.Карамзина до А.Радловой, В.Набокова, Б.Пастернака, М.Донского и др.

Минимализм сценических средств Ренессанса позволил драматургии Шекспира органично влиться в новый этап развития мирового театра, датируемый началом 20 в. - театра режиссерского, ориентированного не на отдельные актерские работы, а на общее концептуальное решение спектакля. Невозможно перечислить даже общие принципы всех многочисленных шекспировских постановок - от подробной бытовой трактовки до крайней условно-символической; от фарсово-комедийной до элегически-философской или мистериально-трагедийной. Любопытно, что пьесы Шекспира до сих пор ориентированы на зрителей практически любого уровня - от эстетствующих интеллектуалов до невзыскательной зрительской аудитории. Этому, наряду со сложной философской проблематикой, способствуют и запутанная интрига, и калейдоскоп различных сценических эпизодов, перемежающих патетические сцены с комедийными, и включение в основное действие поединков, музыкальных номеров и т.д.

Драматургические произведения Шекспира стали основой и многих спектаклей музыкального театра (оперы Отелло, Фальстаф (по Виндзорским насмешницам) и Макбет Д.Верди; балет Ромео и Джульетта С.Прокофьева и мн. другие).

Уход Шекспира

Примерно в 1610 Шекспир покинул Лондон и возвратился в Стратфорд-на-Эйвоне. До 1612 не терял связи с театром: в 1611 написана Зимняя сказка, в 1612 - последнее драматургическое произведение, Буря. Последние годы жизни отошел от литературной деятельности, и жил тихо и незаметно в кругу семьи. Вероятно, это было связано с тяжелой болезнью - на это указывает сохранившееся завещание Шекспира, составленное явно наспех 15 марта 1616 и подписанное изменившимся почерком. 23 апреля 1616 в Стратфорде-на-Эйвоне скончался самый знаменитый драматург всех времен и народов.

Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, король Лир, Ромео и Джульетта – эти имена давно уже стали нарицательными. Их используют не только в художественных произведениях, но и в обычной речи как обозначение какого-либо человеческого типа. Для нас Отелло – ревнивец, Лир – родитель, обездоленный наследниками, которых он сам и облагодетельствовал, Макбет - узурпатор власти, а Гамлет – личность, которую разрывают внутренние противоречия.

Шекспировские образы оказали огромное влияние и на русскую литературу XIX века. К пьесам английского драматурга обращались И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие писатели. В XX веке усилился интерес к внутреннему миру человека и мотивы и герои шекспировских произведений вновь волновали поэтов. Мы находим их у М. Цветаевой, Б. Пастернака, В. Высоцкого.

В эпоху классицизма и Просвещения за Шекспиром признавали способность следовать "природе", но осуждали за незнание "правил": "гениальным варваром" называл его Вольтер. Английская просветительская критика ценила жизненную правдивость Шекспира. В Германии на недосягаемую высоту Шекспира подняли И. Гердер и Гёте (этюд Гёте "Шекспир и несть ему конца", 1813-1816). В период романтизма понимание творчества Шекспира углубляют Г. Гегель, С. Т. Кольридж, Стендаль, В. Гюго.

В России Шекспир впервые упомянут в 1748 году А. П. Сумароковым, однако и во 2-й половине XVIII века Шекспира в России знают ещё мало. Фактом русской культуры Шекспир становится в 1-й половине XIX века: к нему обращаются писатели, связанные с движением декабристов (В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, А. А. Бестужев и др.), А. С. Пушкин, видевший главные достоинства Шекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Шекспира в трагедии "Борис Годунов". В борьбе за реализм русской литературы на Шекспира опирается и В. Г. Белинский. Значение Шекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. Проецируя на современность шекспировские образы, А. И. Герцен, И. А. Гончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. Заметным событием стала постановка "Гамлета" в переводе Н. А. Полевого (1837) с П. С. Мочаловым (Москва) и В. А. Каратыгиным (Петербург) в главной роли. В трагедии Гамлета В. Г. Белинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколения. Образ Гамлета привлекает внимание И. С. Тургенева, разглядевшего в нём черты "лишних людей" (ст. "Гамлет и Дон-Кихот", 1860), Ф. М. Достоевского.

Параллельно с осмыслением творчества Шекспира в России углублялось и расширялось знакомство с самими произведениями Шекспира. В 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Шекспира. Переводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("Гамлет" в пер. М. Вронченко, 1828), либо излишней вольностью ("Гамлет" в переводе Полевого). В 1840-1860 переводы А. В. Дружинина, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип языковой адекватности и т.п.). В 1865-1868 годах под редакцией Н. В. Гербеля вышло первое "Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводе русских писателей". В 1902-1904 годах под редакцией С. А. Венгерова было осуществлено второе дореволюционное Полное собрание сочинений Шекспира.

Традиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом. В начале 20-х годов лекции о Шекспире читал А. В. Луначарский. На первый план выдвигается искусствоведческий аспект изучения шекспировского наследия (В. К. Мюллер, И. А. Аксёнов). Появляются историко-литературные монографии (А. А. Смирнов) и отдельные проблемные работы (М. М. Морозов). Значительный вклад в современную науку о Шекспире представляют работы А. А. Аникста, Н. Я. Берковского, монография Л. Е. Пинского. Своеобразно осмысляют природу творчества Шекспира кинорежиссёры Г. М. Козинцев, С. И. Юткевич.

Критикуя аллегории и пышные метафоры, гиперболы и непривычные сравнения, "ужасы и шутовство, рассуждения и эффекты" - характерные черты стиля шекспировских пьес, Толстой принял их за приметы исключительного искусства, обслуживающего запросы "высшего сословия" общества. Толстой в то же время указывает и на многие достоинства пьес великого драматурга: его замечательное "умение вести сцены, в которых выражается движение чувств", необыкновенную сценичность его пьес, их подлинную театральность. В статье о Шекспире содержатся глубокие суждения Толстого о драматическом конфликте, характерах, развитии действия, о языке персонажей, о технике построения драмы и т. д.

Он говорил: "Вот я себе позволял порицать Шекспира. Но ведь у него всякий человек действует; и всегда ясно, почему он поступает именно так. У него столбы стояли с надписью: лунный свет, дом. И слава богу, потому что все внимание сосредоточивалось на существе драмы, а теперь совершенно наоборот". Толстой, "отрицавший" Шекспира, ставил его выше драматургов - своих современников, создававших бездейственные пьесы "настроений", "загадок", "символов".

Признав, что под влиянием Шекспира развивалась вся мировая драматургия, не имеющая "религиозного основания", Толстой отнес к ней и свои "театральные пьесы", заметив при этом, что они были написаны "случайно". Так, критик В. В. Стасов, восторженно встретивший появление его народной драмы "Власть тьмы", находил, что она написана с шекспировский мощью.

В 1928 году по впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" М. И. Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия - Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью".

Во всех трех стихотворениях Марины Цветаевой можно выделить единый мотив, превалирующий над другими: мотив страсти. Причем в роли носительницы идей "горячего сердца" выступает Офелия, которая у Шекспира предстает образцом добродетели, чистоты и невинности. Она становится ярой защитницей королевы Гертруды и даже отождествляется со страстью.

С середины 30-х годов 19 века Шекспир занимает большое место в репертуаре русского театра. П. С. Мочалов (Ричард III, Отелло, Лир, Гамлет), В. А. Каратыгин (Гамлет, Лир) - прославленные исполнители шекспировских ролей. Свою школу их театрального воплощения - сочетание сценического реализма с элементами романтики - создал во 2-й половине 19 - начале 20 веков московский Малый театр, выдвинувший таких выдающихся интерпретаторов Шекспира, как Г. Федотова, А. Ленский, А. Южин, М. Ермолова. В начале 20 века к шекспировскому репертуару обращается МХАТ ("Юлий Цезарь", 1903, постановка Вл. И. Немировича-Данченко при участии К. С. Станиславского; "Гамлет", 1911, постановка Г. Крэга; Цезарь и Гамлет - В. И. Качалов

А так же:

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Если античность помогла Шекспиру выработать конкретность и ясность образов, художественную логику и отчетливость речи, то знакомство с литературой итальянского Ренессанса способствовало усилению в его творчестве эстетических и живописных элементов, психологических и красочных оттенков. Но существенно то, что оба эти источника играли лишь подсобную роль, укрепляя вполне самобытную гуманистическую и реалистическую основу шекспировского творчества.
Наряду с этими иноземными воздействиями Шекспир в основном продолжает традиции народной английской драматургии. Он широко применяет соединение трагического с комическим, не соблюдает единств места и времени, нарушает все правила, требуемые ученой, классической драматургией. Как и в старой народной драме, мы наблюдаем у Шекспира пестрое смешение лиц и событий, быструю переброску действия из одного места в другое, смелую непринужденность языка, обилие движения и острых эффектов.
Другим проявлением народности Шекспира является его язык, исключительно богатый народными оборотами речи, пословицами, поговорками, отрывками из народных песен. Этот язык словно персонифицируется в образе шута Лира, этого носителя народной мудрости, образующей глубокий фон трагедии о короле Лире.
Но не в этих, относительно говоря, внешних чертах заключается самая суть народности Шекспира, а в том, что чувство, мысли и действия его самых положительных персонажей - Гамлета, Отелло, Лира, монаха Лоренцо, Корделии, Виолы, Порции - выражают "общечеловеческие", т. е. народные идеалы и оценки существующего. По этой-то причине Шекспир и был всегда, как в свое время, так и в последующие века, понятен и близок массовому зрителю народных или "полународных" театров.
Реализм Шекспира по своей глубине значительно превышает формы реализма, доступные другим художникам его времени. Умея глубоко проникнуть в действительность и подметить ее наиболее существенные стороны, Шекспир находит для открытий, сделанных им в области человеческих характеров и отношений, обобщенное и гармоническое выражение. Взгляды Шекспира на реалистическую сущность искусства выражены в беседе Гамлета с актерами (акт III, сцена 2), где, наряду с требованием "меры и свободной естественности", Гамлет высшую задачу искусства видит в том, чтобы "держать как бы зеркало перед природой и подзывать добродетели ее истинное лицо, а наглости - ее подлинный образ, и каждому веку и сословию - их вид и отражение".

Творчество Уильяма Шекспира – это значимая страница в большой книге мировой Литературы. Созданные драматургом образы пополнили ряды вечных художественных образов. Гамлет, Ромео и Джульетта, Отелло, Король Лир – герои, которые давно вышли за пределы сочинений Шекспира и до сих пор живут в искусстве.

Происхождение


Дом в Стратфорде, где родился Шекспир. Сейчас музей

Великий драматург Уильям Шекспир появился на свет в 1564 году. Точные данные о дне рождения не сохранились. Город Стратфорд-апон-Эйвон (Англия) считается местом его рождения.

Отец – Джон Шекспир, зажиточный ремесленник. Он принимал активное участие в жизни города, был не единожды избранным на разные общественные должности. Так же о нем известно, что он не ходил на церковные собрания, за что платил большие штрафы. Это послужило поводом предположить, что Джон Шекспир был тайным католиком.

Мать – Мэри Шекспир (в девичестве Арден), представительница одного из старейших саксонских родов. Вышла замуж за Джона и родила ему восьмерых детей. Уильям стал третьим.

Детство будущего драматурга прошло в состоятельной многодетной семье.

Образование


Принято считать, что начальное образование Шекспир получил в Стратфордской грамматической школе. Там делали уклон на изучение латыни, учитель даже писал стихи по латыни. Есть версия, что продолжил учебу Вильям в школе короля Эдуарда Шестого. К сожалению, школьные журналы этой школы не сохранились, поэтому нельзя это утверждать.

Юношеская пора

Шекспир обзаводится собственной семьей в довольно юном возрасте – в 18 лет. Его избранницей стала Энн Хатауэй, дочь землевладельца. Девушка была старше Уильяма на 8 лет. В 1582 году состоялась их женитьба. На момент регистрации брака Энн уже ждала ребенка.

Когда Уильяму было 20 лет, он вместе с семьей переезжает в Лондон. Молодой мужчина устраивается разнорабочим в театр. Чтобы нормально жить, ему приходилось соглашаться там на любую работу. Со временем, заметив рвение молодого Уильяма, ему все же стали доверять играть небольшие роли.

Творчество

Литературный дебют Шекспира состоялся в 1594 году, когда была издана его первая книга. С этого момента он становится известным. Но, несмотря на успех, Уильям продолжает работать в театре.


Творчество Шекспира принято делить на четыре периода:

Основные произведения


Последние годы

Есть мнение, что последние годы жизни драматург проводил в родном городе, Стратфорде. Скорее всего, его мучила какая-то болезнь, потому что на всех его последних документах стоит неразборчивая подпись. После 1613 года автор не создает пьес. В 1616 году его не стало.

Хронологическая таблица

Интересные факты

  1. Кроме литературного таланта, у Шекспира была способность к иностранным языкам и отменная память. Он знал французский, итальянский и испанский языки.
  2. Шекспир был человеком с разносторонними интересами: варил пиво, занимался арендой квартир.
  3. Точно неизвестно, кем был Вильям Шекспир: католиком или протестантом. Он это скрывал, как и его отец.

Музей писателя

Дом, в котором провел детство Уильям Шекспир, сейчас является музеем и одним из достояний Великой Британии. Дом-музей находится в городе Стратфорде на улице Хенли.

Уильям Шекспир известнейший драматург и поэт. Именно его имя приходит на ум первым среди многих его коллег. За свою творческую карьеру он создал около 154 сонетов, 17 комедий, 11 трагедий, 10 хроник и 5 поэм.

Поэт родился 23.04.1564 года в городе Стретфорд на реке Эйвон. Его отец содержал ремесленную мастерскую, занимался ростовщичеством, даже избирался на пост главы города. Мать поэта принадлежала к зажиточному и известному роду. Это позволило юному Шекспиру получить блестящее образование. В дальнейшем он только пополнял свои знания. Об образованности Шекспира красноречиво говорят его произведения, изобилующие историческими, научными отсылками.

Пьесы имели огромный успех в Лондоне и за его пределами. Это, а также финансовое участие в делах театра сделали Шекспира весьма богатым человеком. Уйдя из театра, он полностью посвятил себя писательству.

Творчество Шекспира можно условно разделить на три периода:

  • оптимистический;
  • пессимистический;
  • символический.

Произведения объединены общей тональностью, которую можно проследить по работам каждого временного периода.

Разумеется, жизнь такой яркой личности не могла обойтись без мистификаций. При жизни не было написано ни одного портрета писателя, сведения о его биографии собирались по крупицам. Все это породило слухи о том, что от имени Шекспира творили знатные аристократы, не желавшие разглашать своего настоящего имени. Однако ни одна из таких теорий не нашла доказательств в свою поддержку.

Несмотря на таинственную биографию Шекспир остается самым известным драматургом, чьи произведения ставят в театрах и экранизируют и в настоящее время.

Вариант №2

Прекрасные драматические произведения известного английского писателя, созданные три с лишним века назад, беспокоят и поражают воображение зрителей. Увидев спектакль Шекспира, или просто прочитав его пьесу, хочется узнать больше о том, кто написал эти труды.

7, 8 класс краткое содержание, по истории.Краткая биография

Шекспир Уильям

Шекспир Уильям

Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.

Реликтовый дровосек – представитель членистоногих насекомых из отряда жесткокрылых, принадлежит семейству усачей и роду каллипогонов. Жук имеет ещё несколько названий, таких как реликтовый усач, уссурийский усач и уссурийский реликтовый дровосек.

Уи́льям Шекспи́р (англ. William Shakespeare , 1564, Стратфорд-на-Эйвоне, Англия — 23 апреля (3 мая) 1616, там же) — английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов.

Содержание

Биография



В 1592 году Шекспир становится членом лондонской актёрской труппы Бёрбеджа, а с 1599 года — также одним из пайщиков предприятия. При Якове I труппа Шекспира получила статус королевской. В течение многих лет Шекспир занимался ростовщичеством, а в 1605 году стал откупщиком церковной десятины.

В 1612 году Шекспир вышел по неизвестным причинам в отставку и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери. Завещание Шекспира от 15 марта 1616-го года было подписано неразборчивым почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался.


Спустя три дня тело Шекспира было захоронено под алтарём стратфордской церкви. На его надгробии написана эпитафия:

Good frend for Iesvs sake forbeare,
To digg the dvst encloased heare.
Blest be ye man yt spares thes stones,
And cvrst be he yt moves my bones.

(Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землёй;
Нетронувший блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.)


Нестратфордианцы основываются, в том числе, на следующих обстоятельствах:

В 2003 году вышла книга „Шекспир. Тайная история“ авторов, выступивших под псевдонимом „О. Козминиус“ и „О. Мелехций“. Авторы проводят детализированное расследование, говоря о Великой Мистификации, результатом которой (якобы) явилась не только личность Шекспира, но и многие иные известные деятели эпохи.

Творчество

Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую.

Драматургия

Английская драма и театр времён Шекспира

Английские драматурги-предшественники и современники Шекспира
Театральная техника в эпоху Шекспира

Вопрос периодизации

Одно время, пьесы Шекспира группировали по сюжетам: и получалась группа комедий, группа трагедий, хроники из английской истории, римские трагедии. Подобная группировка искусственна: соединяя в одно пьесы разных эпох, разных настроений и разных литературных приёмов, она ни в чём не проясняет эволюции творчества Шекспира. Используемая в наше время хронологическая группировка позволяет составить достаточно чёткую картину хода духовной жизни писателя и изменений его мировоззрения.

Первый период (1590—1594)

Первый период приблизительно приходится на 1590—1594 годы.


Второй период (1594—1601)


Третий период (1600—1609)



Но не в одном земном отчаялся так глубоко задумавшийся над целью бытия художник. Вещь самая страшная для человека XVI века, да ещё англичанина — он усомнился даже в загробной жизни, для него были бессильны утешения религии. И вместе с тем в этом безграничном отчаянии было скрыто самое благотворное зиждущееся начало. Органически нуждаясь в душевном лекарстве — иначе жить было нечем, а тем более творить, — Шекспир гамлетовского периода создаёт ряд самых благородных образов. С одним презрением к людям ничего великого не создашь. Нужен восторг, нужно глубокое убеждение, что как ни скверен мир, но есть в нём и праведники, из-за которых спасается град нашего бытия. Пусть Гамлет страстен, но нерешителен, глубок, но лишён свежести непосредственности. Но в то же время, и это самое главное, он обладает высоким духом. Корделия, Дездемона и Офелия сотканы из какого-то тончайшего эфира поэзии; все погибают, потому что не могут вместить в себе зло жизни и сколько-нибудь приспособиться к ней. Даже злодейская чета Макбетов погибает от избытка совести. А среди второстепенных лиц великих трагедий остаётся целая галерея волшебно-нежных и самоотверженных женщин и благороднейшего духа мужчин. Всё это показывает, что пессимистическое настроение художника было порождено не только созерцанием зла мира. Оно имеет свой источник и в том, что в душе его, под влиянием дум о назначении жизни, создался очень высокий идеал назначения человека. Он был так строг к миру, потому что хотел его видеть совершенным.

Четвёртый период (1609—1612)


Стихотворения и поэмы


Поэмы

Сонеты


Сонет — стихотворение из 14 строк. В английской традиции, в основе которой лежат, в первую очередь, сонеты Шекспира, принята следующая рифмовка: abab cdcd efef gg, то есть три катрена на перекрестные рифмы, и одно двустишие (тип, введённый поэтом графом Сурреем, казнённым при Генрихе VIII).

Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы [8] :

Проблемы датировок

Первые публикации


Интересные факты

Вопросы авторства

Пьесы, обычно считающиеся шекспировскими


Недавно обнаруженный в семейной коллекции портрет елизаветинца (1610). Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира [9] .

    (1623 г. — первое издание, 1591 — вероятный год первой постановки) (1594 г. — первое издание, авторство спорно) (1597 г. — первое издание, 1595 — вероятный год написания) (1600 г. — первое издание, 1595—1596 гг. — период написания)
  1. Король Ричард III (1597 г. — первое издание)
  2. Мера за меру (1623 г. — первое издание, 26 декабря1604 г. — первая постановка)
  3. Король Иоанн (1623 г. — первое издание подлинного текста) (1594 г. — первое издание) (написние — не позднее 1595 г.) (1598 г. — первое издание)
  4. Бесплодные усилия любви (1598 г. — первое издание)
  5. Как вам это понравится (написание — 1599—1600 гг., 1623 г. — первое издание) (написание — не позже 1599, 1623 г. — первое издание) (написание — 1599, 1623 г. — первое издание) (1600 г. — первое издание) (1600 г. — первое издание)
  6. Винздорские проказницы (1602 г. — первое издание) (1603 г. — первое издание, 1623 г. — второе издание)
  7. Всё хорошо, что хорошо кончается (написание — 1603—1604 гг., 1623 г. — первое издание) (создание — не позже 1605 г., первое издание — 1622 г.) (26 декабря1606 г. — первая постановка, 1608 г. — первое издание) (создание — около 1606 г., первое издание — 1623 г.) (создание — 1607 г., первое издание — 1623 г.) (1608 г. — год написания)
  8. Перикл (1609 г. — первое издание) (1609 г. — первая публикация) (1 ноября1609 г. — первая постановка, 1623 г. — первое издание)
  9. Цимбелин (написание — 1609 г., 1623 г. — первое издание) (1623 г. — единственное сохранившееся издание) (1623 г. — первая публикация)
  10. Два веронца (1623 г. — первая публикация)
  11. Генрих VIII (1623 г. — первая публикация) (1623 г. — первая публикация)

Апокрифы и утерянные работы

Произведения Шекспира в других видах искусства

Экранизации

Музыкальный театр

Примечания


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Библиография

Ссылки

    — краткое содержание произведений, биографические материалы, издания, экранизации .
  • Липков А.Верую, ибо бессмысленно: Кто скрывается под маской Шекспира
    в библиотеке Максима Мошкова

Места, упомянутые в произведениях Шекспира Google Maps KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

Читайте также: