Теория самоактуализации роджерса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации (Rogers. 1961). Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и научение. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать — дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке — Роджерс называл это позитивным вниманием 147 , — то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход скорее всего интериоризи — руется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего Я, поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

147 Позитивное внимание — безусловная любовь матери к своему ребенку.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации.

Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности. Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

? открытость по отношению к опыту любого типа;

? намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

? способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

? чувство свободы в мыслях и поступках;

? высокий уровень творчества.

Читайте еще:

Он нашел, где можно получить знания и советы. Я часто встречал его, сначала заказов было очень мало, а заработки очень низки. Без государственных дотаций он, пожалуй, не перенес бы это время. Он соглашался с этим без обиняков. Но он действовал, и это было важно. Он отвечал на кризис не.

У них полное ощущение самодостаточности, они убеждены, что дианетика является самой передовой и точной наукой современности.

- Можно выделить четыре основных типа жестокого обращения с детьми: отсутствие родительской заботы, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие.

Маленькие игрушки, которые я использую, — только часть предоставляемых мною средств; другими являются бумага, карандаши, ножницы, веревка, мячики, кирпичики и, самое главное, вода. Все они находятся в распоряжении ребенка, он пользуется ими по своему желанию, и их цель — получить доступ к его.

Во- первых, расставание — вещь сама по себе неприятная. Во-вторых, при очной встрече вы, вероятно, потребовали бы от вашего молодого человека объяснений, а он, видимо, не хочет ничего объяснять. В-третьих, что бы изменилось, если бы он сказал вам это в глаза? Ровным.

Однако привычка сидеть у телевизора, испытывая чувство страха по поводу тех угроз и опасностей, которые в этом мире таятся за каждым углом, ничему хорошему послужить не может, и нельзя сказать, что она способствует улучшению качества вашей жизни. Просмотр новостей похож на вредную привычку, на.

Как оно попадает в кровь шизофреника? Видимо, его вырабатывает сам организм. Одни биологи считают, что вещество X появляется при нарушении работы надпочечников. Другие полагают, что нарушение может быть врожденным и обостряется при стрессе. Опыты, указывающие на физическое происхождение.

У мужчин эта проблема проявляется обычно острее. Голос инстинкта у них вообще сильнее. В целом, мужчины ценят внешность выше, чем женщины; красота мгновенно приковывает их внимание. Мы стареем, но голос инстинкта продолжает твердить одно и то же: тянись к юности, тянись к красоте, тянись к.

Похожего мнения придерживается и Ж. Дюпра. Этот автор дает в своих статьях следующее определение лжи: «Ложь — это психосоциологический словесный, или нет, акт внушения, при помощи которого стараются, более или менее умышленно, посеять в уме другого какое-либо положительное или отрицательное.

1. Раскройте принцип комплексности в оказании социально-психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности.

​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Самоактуализация по Карлу Роджерсу - естественное раскрытие в человеке его природного личностного потенциала при наличии необходимых для этого условий.

Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала - только создать соответствующие условия. (см.→)

Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность. Самоактуализация по К. Роджерсу - актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является, по своей природе.

Разрабатывая представление о самоактуализации, Карл Роджерс главное внимание уделял тому, при каких условиях возможна самоактуализация.

Не каковы направленность и стиль жизни при самоактуализации (этим больше занимался Э. Шостром), не достижениями и результатами, которые обещает самоактуализация (этим занимался А. Маслоу), а изучением необходимых условий и их пропагандой.

Роджерс верил, что лучшие результаты в росте и развитии личности будут не при жестком, силовом давлении, и при теплой и душевной помощи. Со временем выяснилось, что предложенные Карлом Роджерсом методики дают хорошие результаты с детьми и частью людей, нуждающихся в психотерапии. Применение его подхода в работе со взрослыми, сложившимися людьми деловой направленности показало спорные результаты.

Огромная историческая заслуга Карла Роджерса, что именно он способствовал формированию гуманной педагогики, психотерапии и психиатрии. Подход Карла Роджерса - реакция на господствовавшую в его время авторитарную педагогику и психиатрию, не доверявшую людям и практикующую преимущественно жесткое и холодное формирование. Его убежденность "Только создайте условия, личность вырастет сама!" (Душка против Силовика) дала многое для продвижения гуманистических идеалов, но одновременно затормозила более реалистичные подходы.

Роджерс верил в здоровое и позитивное ядро личности, откуда, как из семени, будет вырастать (актуализироваться) полноценная личность.

Однако, если ребенок рождается с болезнью Дауна, то естественным образом из такого ребенка полноценно функционирующего человека не вырастет. Нет данных, что все дети рождаются только и исключительно со здоровым личностным ядром. Напротив, есть наблюдения, что все дети рождаются разными, и врожденное позитивное ядро во многих из них изначально разглядеть трудно. Смотри Какими рождаются дети

Роджерс верил, что у каждого человека есть врожденная тяга с развитию.

Маслоу, впрочем, реалистично комментировал: "Человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению.

Но нельзя забывать, что человеку свойственны и иные, регрессивные, тенденции, такие, например, как склонность к страху, самоуничижению. Упиваясь рассуждениями о "личностном росте", мы рискуем внушить слушателям опасную иллюзию, особенно когда имеем дело с неоперившимися юнцами. На мой взгляд, необходимой профилактикой против излишне легкого, поверхностного отношения к "личностному росту" должно стать тщательное исследование психопатологии и глубинной психологии человека. Приходится признать, что многие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений. "Мотивация и личность"

Роджерс верил, что в процессе полной самоактуализации человек будет становиться полноценно функционирующим человеком, гармоничным внутри и гармонично взаимодействующим с окружением.

Если родился волчонок, он должен вырасти волком и охотиться за зайчиками. Если в обществе зайчиков рождается волчонок и начнет актуализировать своей потенциал, гармоничные отношения с окружением не гарантированы. Возможны (и, скорее всего, будут) конфликты: внешние, если он все-таки начнет грызть зайчиков, либо внутренние, если волчонок начнет бороться со своей природой и приучать себя кушать капусту.

В основе теоретических представлений Карла Роджерса лежит метафора о личностных семенах, точнее о личностном семени, поскольку Карл Роджерс рассматривал личность скорее как одно дерево, растущее из одного семени, а не как экосистему со множеством деревьев и множеством семян, которые могут быть как изначальными для экосистемы, так и заноситься извне. Метафора почвы и семян дает более широкую и объемную картину развития, когда развитие личности может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек извне или осознанной работы садовника.

По Роджерсу, в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждает, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

Задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Разработал основы индирективной терапии — “терапии, центрированной на клиенте”, создал недирективную психологию.

В своей теории личности Роджерс разработал систему понятий, позволяющую людям создавать и изменять свои представления о себе, своих близких. На основе этой теории разрабатывалась терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с окружающими. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который приобретает человек в течение жизни и который он называет “феноменальным полем”, уникален и индивидуален.

Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, т. к. не все предметы в окружении человека осознаются им. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальности, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем он думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге — к невротизации личности.

Невротизации способствует и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией, т. к. их нарушение ведет к неврозу и отклонениям в развитие личности.

Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагал Роджерс, — безусловное позитивное отношение к ребенку, “безусловное принятие”. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации. Лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, “полностью функционирующим”.

Как практик, Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение, прежде всего, в индивидуальной и групповой психотерапии.

Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как “недирективную”, что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера — атмосфера безусловного принятия.

Кроме того, К. Роджерс развивал личностно — центрированную терапию, принципы которой (главное внимание — личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии, в традиционном понимании этого слова, и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др.

Человек, как и другие живые организмы, полагает К. Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п. — результат страха и психологической защиты.

Вы заглянули на наш сайт с задачей понять, что представляет собой феноменологическая теория личности К. Роджерса?

Стоит заметить в первую очередь, что на этом уроке оперирующими понятиям будут: ПСИХОЛОГИЯ, НАУКА, ТЕОРИЯ, ЛИЧНОСТЬ. ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития и функционирования психики человека и группы людей.

Теория –это система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Что же представляет собой феноменологическая теория личности у К.Роджерса? Феноменологический подход подразумевает, что люди способны строить свою судьбу и что они, по своей сути, являются целеустремленными, заслуживающими доверия и самосовершенствующимися.

Карл Роджерс хорошо известен тем, что сформулировал теорию личности, в которой подчеркиваются тезисы, связанные с феноменологией, наряду с особым вниманием к самости.

Также, в теории Роджерса все мотивы человека включены в один мотив достижения мастерства — тенденцию актуализации, врожденное стремление человека актуализировать, сохранять и интенсифицировать себя.

Эта тенденция побуждает всех людей двигаться в направлении большей сложности, автономии и раскрытия потенциала.

Стоит также дополнить, что Роджерс утверждал, что люди большей частью ведут себя в соответствии с их Я-концепцией.

Феноменологическая теория личности Карла Роджерса

Угроза возникает, если человек ощущает несоответствие между Я-концепцией.

Можно сделать следующий вывод, что данная теория, представленная Роджерсом, представляет собой некую концепцию, в которой личность стремиться к совершенству, к познанию себя. Рассчитываю, что это занятие прошло для Вас информативно и с пользой, и Вы узнали для себя что-то новое.Если же что-то осталось непонятным или сложным для восприятия из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте.

Карл Роджерс(1902 – 1987) Родился в семье протестанта, занимался самоанализом, американский психолог, один из основателей гуманистического подход.Личность – организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая сердцевину наших переживаний.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.РОДЖЕРС): ОРГАНИЗМ:

• реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии (человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности); • реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое; • движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии.

• со временем осознаваемая и оформляемая в отдельную структуру часть личного мира человека; • символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование; • разработанная часть Я при взаимодействии с другими людьми, которые имеют значение и обращаются с ними как с отдельными Я.

Феномены и закономерности личностной динамики – функционирование по К.

• Поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

• Человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

• Люди по природе добры и стремятся к совершенству.

Характеристики Я-концепции по К. Роджерсу:

• областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

• структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

наличием соответствия /несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

• защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

• напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

• уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

• реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Цель личностно-центрированной психотерапии Роджерса: Достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Основные принципы личностно-центрированной психотерапии Роджерса:

• Используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

• Отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

• Кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

• Независимость, автономность клиента от терапевта;

• Результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

• Подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Функция, назначение личности по К. Роджерсу (мотивация; психическое здоровье и зрелость): Цель человека — самореализовать субъективно воспринимаемую сущность, составляющую сердцевину наших переживаний, которая заложена в каждом человеке от рождения, вопреки воспитанию и нормам, установленным обществом, которые принуждают человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Самая главная потребность в самореализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потреб-х и принять ценности, навяз-е другими.

Теория личности К. Роджерса

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких.

Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой.

Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией

Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации.

При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции.

Логотерапия В. Франкла.

Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В. Франклом.

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия.

Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом.

Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

В 50—60-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни, согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркомания, включая алкоголизм, а также агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, то Франкл добавлял к этим причинам отсутствие смысла жизни, алкоголики и другие наркоманы — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

Что такое самоактуализация

самоактуализация личности

Концепции авторов несколько отличаются, например, Маслоу считал, что нужно развиваться активно, а Роджерс отдавал предпочтение медленной самоактуализации (подробнее о типах поговорим ниже). Однако в сути и специфике самоактуализации они сходились и полагали, что любой человек может добиться успеха в жизни, если начнет сам выбирать и направлять свою жизнь. Самоактуализация является вершиной в теории развития личности.

Сложность в том, что самоактуализация во многом зависит от окружающей среды развития. Какой тип среды содержит потенциал допущений благоприятного развития самоактуализации? Дружественная, развивающая среда, где есть теплые и доверительные отношения, где человека поддерживают и направляют, оказывают помощь. Крайне важно, чтобы с ранних лет человек оказался в такой среде, тогда процесс самоактуализации будет более простым и благоприятным.

Важно! Самоактуализирующийся человек чувствует себя гармоничной и цельной личностью. Он осознает свою ценность и значимость и ощущает, что приносит пользу обществу.

Теория самоактуализации Маслоу

Почему не все люди доходят до уровня самоактуализации? Все дело в пирамиде потребностей, которую определил Маслоу. Переход на новый уровень невозможен без удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Рассмотрим кратко теорию самоактуализации по Маслоу.

Уровни пирамиды потребностей Маслоу

Уровни пирамиды потребностей:

Уровень (от низшего к высшему)Характеристика
ФизиологическийНа этом уровне расположена потребность в еде и воде, сексе, сне, хорошем здоровье и т.п. В эту группу входит все то, без чего человек умрет, то, что помогает ему существовать как организму. Это уровень животного.
Потребности в безопасностиВ эту группу потребностей входит желание иметь удобное и постоянное жилье, стабильную работу, уверенность в завтрашнем дне. А также к этому уровню относится психологический комфорт, отсутствие стрессов и угроз для физического или психического здоровья, жизнь в стабильном обществе и т.п. Это уровень животного, плавно переходящего в социальное.
СоциальныйПотребность в уважении, принятии, семье, друзьях, общении, социальном взаимодействии. В широком смысле это можно определить как потребность в обществе. Это уровень социального.
СамооценкиПотребность в самоуважении, самопринятии. На этом уровне человеку становится важнее, что он думает о себе, а не что думает о нем общество. Он хочет гордиться собой, стремится к комфорту и внутренней гармонии, любви к себе и тотальному самопринятию.
СамоактуализацииПотребность в творческом самовыражении и социальной активности. На этом уровне человек старается объединить два предыдущих этапа, то есть он ищет баланс между личным и общественным, он учится быть собой в условиях социума. Ему все еще важна гармония с собой, но при этом он ищет такие способы самовыражения, которые будут приняты и оценены обществом, полезны ему.

Важно! Согласно теории самоактуализации А. Маслоу, только тот человек, который достиг высшего уровня, считается гармоничной, здоровой, зрелой личностью.

Самоактуализация как процесс

Большинство людей достигают 3 или 4 уровня и останавливаются на этом. У них есть жилье, стабильная работа (правда, не всегда любимая), друзья и семья, хобби. Они плывут по течению и, вроде бы, довольны собой и своей жизнью. Казалось бы, все хорошо, но иногда накатывает тоска, а потом отпускает. Почему не получается выйти на новый уровень, что затрудняет процесс самоактуализации?

А. Маслоу

Взять себя и свою жизнь в собственные руки действительно непросто. Однако инструкция уже есть, эти условия для самоактуализации выделил А. Маслоу:

  1. Осознанное и полное проживание любых событий. Нельзя уходить от проблем, подавлять негатив или делать вид, что ничего не случилось, если что-то вас не устраивает.
  2. Признание того, что у человека есть выбор, использование этой особенности. Каждый день в каждой сфере жизни мы делаем десятки выборов. Ничего не делать или плыть по течению, снова и снова откладывать что-то на завтра, терпеть – это тоже выбор. Но устраивает ли он вас на самом деле?
  3. Изменение отношения к ответственности. Выбор всегда связан с ответственностью. Многие люди предпочитают бездействовать из-за того, что боятся отвечать за свои поступки. Нужно осознать, что возможность нести ответственность за себя и других – это плюс, а не минус.
  4. Где есть ответственность и выбор, там есть свобода, независимость. Именно этого хочет человек, у которого вроде бы все хорошо, но иногда что-то гложет изнутри. На самом деле он не может мыслить и поступать свободно, он заперт в узких рамках. Это и делает его несчастным, сдерживает потенциал личности.
  5. Доверие к себе, любовь к себе, самопринятие. Не все люди готовы откровенно поговорить сами с собой, признаться в том, что им что-то не нравится в себе, что что-то влияет на них извне.
  6. Признание проблем (психологических, соматических, социальных и т.д.) и работа над ними.
  7. Беспрерывное творчество. Это не только рисование, пение или музыка. Творчество – это придумывание чего-то нового, оригинального. Для этого есть место в любой сфере жизни.

Важно! Чем больше у человека внутренних проблем, барьеров и чем сложнее было его детство, тем сложнее его самоактуализация.

Виды самоактуализации

Процесс становления и развития личности строго индивидуален. Однако можно классифицировать виды самоактуализации по тому, как она проявляется в трех критериях: глубине, гармоничности и активности.

Поверхностная и глубокая

При глубоком типе самоактуализации человек избирательно подходит к самовыражению, борется со своими недостатками и еще больше развивает сильные стороны личности. Он постоянно проводит рефлексию, оценивает и анализирует себя, свои поступки. Он старается раскрыть и развить такие качества, которые помогут не только стать счастливым, но и выстроить гармоничные отношения с обществом.

Гармоничная и проблемная

При гармоничном типе человек четко знает, куда движется, какие таланты и способности у него есть. Он радуется победам и учится на своих ошибках, воспринимая их как возможности для роста. Общество поддерживает его.

При проблемном типе человек не может определиться, кем и каким он хочет быть. Он не знает себя и не знает, каким его хочет видеть общество. Он хватается то за одно, то за другое. Часто разочаровывается в себе и конфликтует с обществом.

Активная и осторожная

Активная и осторожная вид самоактуализации

При активном типе человек стремится как можно скорее достичь всего задуманного. Из него так и хлещет энергия, своим энтузиазмом он заражает других. Такие люди не привыкли ждать, склонны рисковать.

Какой мотив самоактуализации

Мотив самовыражения. Если человек делает то, что не хочет делать, и не делает того, чего на самом деле требует его природа, то он будет несчастным. Эта сила, неудовлетворенная потребность, подавленные желания и способности заставляют его двигаться вперед, самоактуализироваться. Если от природы человек должен был стать музыкантом, но он пытается быть учителем, то он не будет удовлетворен своей жизнью. Это и есть мотив самоактуализации – внутреннее стремление жить согласно своей природе. Он отражает желание человека быть собой, это и есть его мотивация развития.

Потребность в самоактуализации

Карл Роджерс

Согласно теории Карла Роджерса, потребность в самоактуализации заложена с самого рождения в каждом человеке. Подсознательно мы все стремимся к тому, чтобы стать целостной и независимой личностью. Психолог считал, что никакие обстоятельства не могут подавить стремление к самоактуализации, и как только сложатся подходящие условия, оно вырвется наружу.

По мнению Маслоу потребность в самоактуализации проявляется как внутренняя нужда в саморазвитии, самовыражении, самореализации и идентичности. Процесс самоактуализации отвечает биологической предопределенности индивида. Способности (обусловлено биологически) выдвигают потребности. И пока способности нераскрыты, человек будет испытывать неудовлетворенность, чувствовать внутреннюю тягу к тому, что поможет раскрыть эти способности. Выраженные способности дарят чувство удовлетворенности от осознания проявлений потенциала.

Давайте рассмотрим, что такое потребность в самоактуализации на примерах.

Примеры

открытие бизнеса

Отличный пример потребности в самоактуализации – это открытие бизнеса. Например, однажды девушка осознает, что работа в офисе 5/2 и выполнение однотипной бумажной работы не приносят ей радости. При этом она понимает, что ей нравится рисовать, у нее это неплохо получается. Внутренняя сила заставляет ее проанализировать рынок профессий, там она находит профессию дизайнера. Она понимает, что могла бы им стать. Дальше внутренняя сила заставляет ее найти подходящие курсы, девушка составляет список качеств, которые ей нужно развить в себе, и пошаговый план достижения цели – работа дизайнером (открытие ИП).

Другой пример. Уже несколько лет мужчина сидит дома без работы, перебивается какими-то подработками, не требующими специальных навыков. Он ненавидит себя и всех, кто его окружает. Он чувствует, что хочет и может достичь большего. Он хочет быть по-настоящему полезным обществу, вдохновлять, направлять. В то же время он не знает, что ему делать, а еще он боится общества. Внутренняя сила (потребность) заставляет обратиться к психологу, чтобы избавиться от психологических проблем. После сеансов психотерапии и профессионального обучения мужчина сам становится психологом. Ему это нравится, он полезен обществу.

Кого можно назвать самоактулизирующейся личностью

человек любит свою работу

Портрет самоактуализирующейся личности по Маслоу (подходит для диагностики самоактуализации личности):

  • позитивно мыслит;
  • доверяет себе и миру;
  • открыта миру;
  • свободна от злости и ненависти, другого негатива;
  • живет в гармонии с собой и миром;
  • принимает себя и других людей такими, какие они есть;
  • любит свою работу и с удовольствием выполняет ее;
  • свободна от стереотипов и клише;
  • имеет развитое чувство юмора;
  • умеет признавать свои ошибки и учиться на них;
  • строго разграничивает добро и зло;
  • не прячется от проблем, а решает их; ;
  • стремится к развитию;
  • умеет выбирать и нести ответственность за свой выбор;
  • имеет свою систему убеждений, принципов, ценностей;
  • обладает психологической гибкостью.

Если вы узнали в этом описании себя, то поздравляю – вы зрелая и здоровая личность.

Заключение

Самоактуализация – это психический процесс, который отражает становление и развитие личности, максимальное раскрытие природного потенциала человека, его задатков, способностей, особенностей. В определенной мере процесс самоактуализации зависит от социальных условий жизни и развития, исторического контекста и времени. Однако в широком смысле только от самого человека зависит его будущее и становление как личности. Даже с самыми сложными психологическими проблемами и внутренними блоками можно бороться при помощи практической психологии, было бы желание. Самоактуализация не является способом развития личности – это сам процесс развития, причем сложный и беспрерывный.

Самоактуализация в теории Маслоу

После того как потребности в еде, безопасности, уважении и т.д. удовлетворены, человек, как считает Маслоу, приступает к реализации себя. Всё, что ему необходимо для жизни, он получил, и теперь человек пытается стать тем, кем он может стать, начинает стремиться к воплощению в жизнь всех тех потенций, которые в нём заложены.

Но как определить, самоактуализируется личность или нет? Выявить это можно по ряду характерных черт.

Черты самоактуализированной личности по Маслоу

В ходе исследований Маслоу выделил черты, присущие самоактуализированным людям:

Самоактуализация в других теориях

Наибольший вклад в тему самоактуализации внёс Абрахам Маслоу, но стоит вкратце рассказать и о других подходах.

Американский психолог Карл Роджерс считал самоактуализацию той великой движущей силой, которая толкает человека на постоянное развитие. Полное раскрытие личности, по Роджерсу, характеризует:

  • открытость опыту;
  • способность прислушиваться к себе, а не идти на поводу у окружающих;
  • стремление жить полной жизнью;
  • высокий уровень творчества;
  • ощущение свободы.

Российский психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев утверждает, что самоактуализация — процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей.

Таким образом, самоактуализация рассматривается в двух смыслах:

  1. Мотив для реализации своих возможностей, полноценного становления личности. То есть самоактуализация – это мотивация к развитию.
  2. Финальный этап этого становления. Вершина пирамиды, то, к чему приходят после удовлетворения всех насущных потребностей.

Что такое самоактуализация теперь понятно, но как её достичь?

Пути самоактуализации

Абрахам Маслоу выделяет следующие пути, ведущие к самоактуализации личности:

  • Полное погружение в текущий момент, его переживание. Для самоактуализации необходима осознанность.
  • Самоактуализация – это выбор. Это не то, что происходит само собой. Чтобы стать тем, кем вы потенциально можете стать, нужно принять соответствующее решение. Примите его.
  • Прислушивайтесь к самому себе. Чего хотите от жизни именно вы? Кем вы являетесь на самом деле, а не в представлении других? Научитесь слышать себя и иногда игнорировать то, что говорят другие.
  • Будьте в состоянии принять ответственность. Хотя бы за себя и своё развитие. По Маслоу, каждый акт принятия ответственности – это шаг к самоактуализации.
  • Станьте независимым. Умейте отстаивать свои идеи и убеждения, умейте действовать без стороннего влияния.
  • Стремитесь не только к результату самоактуализации, но и к самому процессу. Получайте истинное удовольствие от реализации своих возможностей.
  • Научитесь выявлять свои психопатологии: неврозы, комплексы, деструктивные психологические защиты и т.д.

И, конечно же, уделите внимание удовлетворению базовых потребностей, обозначенных в пирамиде Маслоу. Если вам нечего есть, вы вряд ли будете думать о своей самоактуализации.

Будет полезно поставить цели. Кем вы хотите стать? Какие ваши возможности дремлют и ждут реализации? Ответьте на эти вопросы, чтобы знать, к чему стремиться.

Также имеет смысл разделить свою жизнь на сферы: карьера, семья, творчество и т.д. – то, что для вас действительно важно, и определить, чего вы хотите добиться в каждой из этих сфер. Можете даже составить список того, чего вам необходимо достичь в каждой области, чтобы считать себя самоактуализированным. Это немного формальный подход, но это гораздо эффективнее, чем идти к самореализации без каких-либо ориентиров.

Главное помнить, что самоактуализация – вещь индивидуальная. Вы должны добиваться именно своих целей и реализовывать именно свои возможности. Не гонитесь за общественными идеалами, а поймите, чего хотите именно вы, и добивайтесь этого.

Читайте также: